Леди Годива. Легенда и реальная история

Психология 06.12.2023
Психология

-) - англо-саксонская графиня , жена Леофрика , эрла (графа) Мерсии , которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Англии ради того, чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.

Легенда

Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов , и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива поставила свой народ выше собственной чести, гордости и пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и сдержал слово, снизив налоги.

Историческая реальность

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описана в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители 24 деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. О событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри - монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году; согласно его словам, события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри, хотя и на 17 лет позже, начиная с 1057 года налог действительно не взимался. В том же году (31 августа или 30 сентября) граф Леофрик скончался. Однако, как связаны эти события и связаны ли они вообще - непонятно.

Подглядывающий Том

Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom ), решился взглянуть из окна на голую всадницу - и в тот же миг ослеп.

История про Тома известна с 1586 года, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Память о Годиве

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодное празднование в честь леди Годивы. Этот фестиваль проводится и по сей день . Главным образом это карнавал , где много музыки, песен, а вечером фейерверк . Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади . Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино , на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. В честь леди Годивы был назван астероид (3018) Годива .

В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» . Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара .

См. также

Напишите отзыв о статье "Леди Годива"

Примечания

Литература

  • Donoghue D. . - John Wiley & Sons, 2008. - 176 p. - ISBN 978-04-7077-701-5 .

Ссылки

  • (англ.) . History . BBC . Проверено 10 июля 2014.

Отрывок, характеризующий Леди Годива

– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Lady Godiva: The Life of a Legend

Согласно легенде леди Годива проехала обнаженной по улицам Ковентри, чтобы освободить население от деспотичных налогов – но что на самом деле известно о ней?

Легенда

М ногие слышали о леди Годиве и ее поездке на лошади обнаженной по улицам английского города Ковентри. Но если вы ничего не слышали об этом, то это произошло примерно так:

Леди Годива хотела освободить жителей города Ковентри, от гнетущих налогов своего мужа. Она просила и умоляла его, до тех пор, пока ее муж, граф Леофрик, не согласился освободить граждан от налогов, с условием, что она проедет через весь город голой. Он был уверен, что она откажется это сделать, поскольку она была очень скромной и благочестивой женщиной. Но к его удивлению, леди Годива согласилась. Проехав через весь город обнаженной, она принудила мужа сдержать свое обещание, и налоги были отменены.

Позднее, в дополнение к этой истории, говорилось, что пока она ехала через весь город, жителям города было приказано оставаться дома и сидеть за закрытыми ставнями, но один человек все же подсмотрел, и тут же лишился зрения. Отсюда произошла фраза – “Подглядывающий Том” (‘Peeping Tom’).

Эта поучительная история своего рода литературное творчество. Обсуждения происхождения этой легенды и дальнейшего ее развития, однако, выходит за рамки этой статьи. И хотя большинство людей слышали эту легенду, не многие знают, что в принципе, эти символы – Леди Годива и ее муж, были реальными людьми, жившими в 11 веке в Англии.

Кем была леди Годива?

Имя Годива, произошло от имени Годгифа (Godgifu), имени женщины, родившаяся в последние годы десятого века, приблизительно около 990 года, в области тогда именуемой Мерсия (сегодня – графство Уест-Мидландс). Согласно Книге Страшного Суда, и летописцам, жившим в XI-XII столетиях, можно предположить, что упомянутые там земли Годгифы были ее родовым наследием. Это имя означает “хороший-подарок” (по другим версиям Godgifu – god gift, “подарок Бога”), и произносится ‘goad-yivu’ с ударением на первом слоге. В те времена это было довольно распространенное женское имя, и стало использоваться норманнами, как своего рода, определение обычной женщины. Оно слишком часто давалось дочерям в английских семьях, в связи с этим, о ее детстве и семье, ничего не известно.

В 1010 году Годгифа вышла замуж за Леофрика, впоследствии ставшим эрлом (графом) Мерсии. Леофрик был сыном члена городского совета и одним из трех, самых известных людей Англии тех времен. Он был одним из тех, кто получил новый титул – эрл, дарованный королем Кнудом после 1016 года. Его современниками были Годвин из Уэссекса и Сивард из Нортумбрии. Леофрик был третьим, и единственным из них, происходившим из господствующих классов. Он был вовлечен во все крупнейшие политические события ближайших четырех десятилетий вплоть до своей смерти в 1057 году.

Почти никаких упоминаний о жизни Годгифы не осталось, но ее муж, сын и внуки, занимают довольно видные места в сохранившихся документах тех времен. Как жена старшего эрла, Годгифа была в центре событий, и иногда в этом качестве упоминается в рукописях, например, когда она заверяла грамоты.

Ее землевладения записаны в Книге Страшного Суда, и характеризует ее, как богатую женщину, владеющую многочисленными поместьями. Она жертвовала своими богатствами, иногда в одиночку, но обычно вместе с мужем, в пользу нескольких религиозных сообществ, в том числе и Собору в Ковентри. Монахи из этих религиозных общин вели подробнейший учет всех подарков и пожертвований, таким образом, сохранив для нас небольшие подробности истории Годгифы. Как следует из этих записей подарков различным общинам, она действительно была благочестивой и очень щедрой женщиной. Он а умерла между 1066 и 1086 годами и была похоронена рядом с мужем в Ковентри.

Это, в общих чертах, все, что доподлинно известно о жизни женщины, ставшей легендой сначала в ее собственной земле, а затем и во всем мире.

Годгифа становится Леди Годивой

История о поездке Леди Годивы на лошади обнаженной впервые упоминается в церковных документах 13-го века (хроника Flores Historiarum). К тому времени даже ее имя изменилось. Вскоре после норманнского завоевания оно совсем вышло из моды, и много столетий никто даже не знал, кому принадлежит, что означает, и как произносится это имя.

“Подглядывающий Том” впервые упоминается лишь в восемнадцатом веке, в документе, со ссылкой на ежегодный конкурс в Ковентри, что “Подглядывающий Том” нуждается в перекраске. Вполне возможно, что он присоединился к легенде намного раньше, чем это упоминание, но этого не найдено ни в каких более ранних документах.

Маловероятно, что знаменитая поездка на лошади когда-либо имела место быть. Ковентри был собственным городом Годгифы, поэтому ей не было необходимости просить своего мужа, освободить его от налога. Легенда демонстрирует свое позднее происхождение. Законы, регулирующие правовое положение женщин, во многом изменились после норманнского завоевания, и замужняя женщина уже не могла по праву владеть даже собственной землей.

Таким образом, предпосылки для ее поездки, противоречат событиям, происходящим во времена ее жизни. Как возникла эта легенда, и с какой целью, – не известно. Быть может, английские жители и монахи Ковентри, тем самым хотели почтить память своей последней, донорманнской госпожи, или, возможно, это был способ привлечь посетителей в город и монастырь, с целью развития торговли и увеличения доходов.

До сих пор на территории Великобритании превозносят поступок леди Годивы. Заключался он в том, что прекрасная женщина проехалась обнаженной на коне через весь город, чтобы снизить налоги для обычных людей.

В этой древней истории переплелись раннее христианство и уходящее язычество. Кем была смелая всадница? Как память о ней сохранилась до наших дней? Что заставляет сомневаться в устоявшейся легенде о благодетельной леди? В статье попытаемся ответить на эти вопросы.

Легенда о графине

По сказанию, доброта леди Годивы была настолько сильной, что она не смогла вынести страданий простых жителей Ковентри. Графом этого города был ее муж, который в очередной раз решил увеличить налоги. Графиня стала молить мужа изменить свое решение. В очередном разговоре граф Леофрик высказался, что выполнит ее просьбу, только если увидит, как супруга проедется на коне обнаженной через весь Ковентри.

Легенда о леди Годиве гласит, что героиня ухватилась за возможность помочь людям и решилась принять предложение мужа. В назначенный день и час она проехалась верхом, прикрывая свое тело только роскошными золотыми волосами. Горожане в это время находились в своих домах с закрытыми ставнями.

Граф вынужден был исполнить свое обещание и снизил налоги для людей Ковентри.

Реальная историческая личность

Поступок леди Годивы, воспетый в легенде, связывают с реальной личностью. Предполагается, что жена графа жила в XI веке. Ее муж был одним из влиятельнейших людей Англии и владел не только Ковентри, но и обширными территориями в Ноттингемшире, Уорикшире, Глостершире.

Граф вместе с супругой возвел в своем городе большой бенедиктинский монастырь, отдав ему более 20 деревень и множество драгоценностей. После смерти мужа женщина отдала все владения графа церкви.

Что касается описанного в легенде поступка, о нем нет упоминаний в источниках XI века. Умалчивает об обнаженной всаднице англосаксонская хроника, а также «Книга Страшного суда» В. Завоевателя. Леди Годива, история которой вызывает множество споров, упоминается со своим подвигом в 1236 году в записях английского монаха. В источнике, который был написан спустя 2 века после смерти героини, указана дата ее благородного поступка, а именно 10 июля 1040 года. Помимо такого несоответствия в письменных источниках, существует ряд других противоречий, которые стоит рассмотреть отдельно.

Противоречия в легенде

История о доброй графине имеет своих приверженцев и скептиков. Не все верят в ее реальность, несмотря на историческую основу.

Основные противоречия в легенде:

  • жена графа была весьма послушна мужу, но при этом противостояла ему в вопросе о налогах;
  • горожане почитали даму как скромную, целомудренную леди, а она проехалась нагишом через весь город;
  • леди Годива происходила из аристократической семьи, а ее безмерное сочувствие простым людям не соответствовало тому времени.

Разобраться в легенде пытались многие. Например, в XIII веке узнать всю правду попробовал английский король Эдуард Первый. В современное время этим вопросом занимался английский профессор Даниэль Донахью. Он утверждает, что легенда переполнена языческими обрядами, к тому же именно жители Ковентри с древних времен поклонялись языческой богине, представляемой в обнаженном виде на коне.

Представители христианской церкви, скорее всего, заменили языческую богиню на реальную женщину со схожим именем и дополнили ее благочестивый образ историей про налоги.

Поступок леди Годивы прославился в искусстве и культуре. Даже те, кто не верит в легенду, с радостью отмечают праздник, который ежегодно проходит в Ковентри в честь нее.

Память о леди из Ковентри

В городе Ковентри, безусловно, помнят и чтут легенду о своей леди. Здесь расположен памятник с обнаженной всадницей, а также проходят ежегодные торжества, начиная с 1678 года. Легенда прославила город, поэтому местные жители поддерживают ее и в день почитания своей покровительницы наряжаются в костюмы XI века. У памятника выбирается лучшая «леди Годива», у которой обязательно должны быть длинные золотые волосы.

Образ благородной всадницы в искусстве:

  • «Леди Годива» - картина Джона Кольера;
  • «Леди Годива из Ковентри» - художественный фильм Артура Любина;
  • «Молитва леди Годивы» - картина Э. Лендсиер;
  • стихотворение Осипа Мандельштама;
  • одна из песен Фредди Меркьюри.

Датой появления Ковентри, вероятно, возможно считать VII столетие - время основания на этой земле англосаксонского монастыря. Но только возведение в XI столетии Леофриком, графом Мерсии, бенедиктинского аббатства дало первый импульс к развитию города. Ни один рассказ о Ковентри не может обойтись без знаменитой легенды, главный персонаж которой - леди Годива (Godiva - латинизированная форма староанглийского имени Годгифыо, что означает «подарок Бога»; всего же существует 17 разных написаний ее имени) .

В середине XI столетия благочестивая супруга графа Мерсийского была весьма прославлена как патронесса нескольких монастырей. Но такова ирония судьбы, сегодня о ней вспоминают лишь благодаря легендарной поездке верхом, которой она, кстати, скорей всего не совершала.

Легенда о леди Годиве, скачущей в костюме Евы на коне по улицам Ковентри, одна из самых популярных народных историй, город попросту наводнен открытками, сувенирами и статуями с этим сюжетом. Безусловно, нас сегодня интересует: существовала ли на самом деле эта незаурядная женщина и насколько правдива легенда о ее революционном способе борьбы с повышением налогов?

О чем говорят легенды о леди Годиве?

В те времена правил последний англосаксонский король Англии - Эдуард Исповедник. Денег ему, как впрочем и многим другим монархам, всегда не хватало, и пополнял казну он, скажем прямо, не самым оригинальным способом - повышением налогов. Следить же за тем, чтобы деньги были своевременно собраны в Ковентри и окрестностях и доставлены по назначению, обязан был все тот же граф Мерсийский.


Как и в большинстве своем подданные Эдуарда Исповедника, жители Ковентри и так страдали от слишком высоких налогов. И вот, когда в один не самый удачный день им сообщили об увеличении и так уже непомерно высоких налогов, горожане начали просить графа о милосердии. Однако все мольбы их сюзерен Леофрик оставлял без внимания, а на просьбы об облегчении участи населения отвечал отказом, не обращая даже внимания на то, что новые налоги грозили жителям Ковентри разорением.

Итак, вместо помощи горожанам был дан отказ. В этот напряженный момент в дело вмешалась очень религиозная жена Леофрика. Графиня в очередной раз решила заступиться за земляков. Переполненная чувством сострадания к отчаявшимся жителям Ковентри, она обратилась к мужу с просьбой об отмене обременительных поборов. Однако графу ее заступничество пришлось не по душе. И тогда раздосадованный, возможно, ее настойчивостью, чтобы проучить супругу, граф предложил ей следующее: «Твоя просьба будет удовлетворена, если ты обнаженной проедешь на лошади по городу из конца в конец».

Граф ожидал, что его жена в ужасе и смятении откажется от заступничества - женщине ее ранга было немыслимо согласиться на такое предложение. Но она, к его удивлению, дала свое согласие. Следующим утром, обнажившись и прикрывая наготу только распущенными волосами, леди Годива оседлала лошадь и проехала по рыночной площади.

Вот как описал это событие знаменитый английский поэт Альфред Теннисон:

…она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком… Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым: лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.
На нем она пустилась в путь - как Ева,
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она…

После такого графу не оставалось ничего другого, как только выполнить просьбу супруги.

Так леди Годива верхом въехала в историю как уникальный реформатор налогообложения, по крайней мере, так принято считать. Со временем легенда обрастала все новыми и новыми, подчас пикантными, подробностями.

По одной из версий, во время проезда леди Годивы по площади смущенные горожане не поднимали на нее глаз (в это, зная человеческую натуру, пусть даже и средневекового, как-то верится с трудом).

По другой, она велела жителям Ковентри сидеть дома за закрытыми ставнями (в то, что послушались совершенно все, тоже не очень-то верится) в то утро, когда собиралась проехать по улицам, и таким образом избавила себя от оскорбительных взглядов простолюдинов.

По третьей - тело графини невозможно было разглядеть, потому как оно скрывалось под ниспосланным Богом непрозрачным покровом.

И в конце концов, существует предположение, что нагота Годивы была символической - на ее платье во время проезда через рыночную площадь не было драгоценных украшений и атрибутов власти, что было недопустимо для знатных особ по обычаям того времени.

Что же до налогов, то в древней балладе имеются строки, где сказано, как обескураженный и посрамленный граф отменил все поборы, взимаемые с жителей Ковентри, за исключением налога на содержание лошадей. Хроники свидетельствуют, что вплоть до XVII столетия город в действительности мог похвастать подобным безналоговым статусом.

Однако археологи обнаружили витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. Правда, на этих витражах легендарная леди изображается в парадном платье.

В XVI - начале XVII столетия к рассказу добавился еще один персонаж. Портной по имени Том, как утверждается, не подчинился приказу графини. Приникнув к щели в ставне своего окна, он подглядывал за леди. Вуайериста покарал Бог - Том неожиданно ослеп, а Альфред Теннисон в своем поэтическом произведении «Годива» упоминает и его:

…Был некто,
Чья низость в этот день дала начало
Пословице: он сделал в ставне щелку
И уж хотел, весь трепеща, прильнуть к ней,
Как у него глаза оделись мраком
И вытекли.

По заслугам наказанный портной послужил прообразом для выражения «любопытный Том» (Peeping Tom). Кстати, существует мнение, что поводом к появлению персонажа «подглядывающего Тома» послужила следующая удивительная череда событий. 1586 год – совет города Ковентри сделал заказ художнику Адаму ван Ноорту (1562–1641) изобразить события из легенды о леди Годиве. Он так и сделал, но поместил на картине в оконном проеме Леофрика, глядящего на проезжающую мимо графиню. По неизвестным причинам отцы города выставили картину на главной площади Ковентри, и население ошибочно подумало, что Леофрик был ослушавшимся горожанином; так появилось дополнение к этому сюжету.

Исторические свидетельства о леди Годиве

А что сказано в достоверной исторической хронике? Есть ли правда в этой таинственной истории?

Историю об обнаженной всаднице впервые упомянул монах монастыря Святого Албана Роджер Вендровер в 1188 г. в книге «Flores Historiarum», и согласно ей происходило это 10 июля 1040 г. Вероятно, автор использовал какой-то ныне утраченный источник. А возможно, и сам решил таким образом прославить эту удивительную женщину. Последующие летописцы неизменно украшали пикантную историю новыми подробностями. В наши дни английские историки, соглашаясь с тем, что графиня - реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.

По свидетельствам документов, графиня была женщиной во всех отношениях замечательной - добросердечной и великодушной - и покровительствовала искусствам. Леди Годива в действительности жила в Англии в Ковентри в середине XI столетия. Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий - в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, считая, что близок ее смертный час, завещала все свое довольно солидное состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Однако с болезнью удалось справиться, и спустя какое-то время Годива вышла замуж за англосаксонского аристократа, графа Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III.

Могущественный граф Мерсии тоже не чужд был высоких материй. В скором времени, в 1043 г. граф с графиней основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри - одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители 24 деревни. Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую графиня верила безгранично. Поздней благодаря ее дарам - золоту и драгоценностям - церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии.

Графиня пережила супруга на 10 лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа графиня продолжала покровительствовать церкви, поддерживала по крайней мере еще полудюжину монастырей. Она была очень набожной и жертвовала церкви земли и деньги. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре. Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.

Поздней (в XIII столетии) король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 г. и позже налог, на самом деле не взимался. Но является ли этот факт достоверным доказательством реальности описываемых в легенде событий?

Мифологические корни легенды

Легенды о графине, возможно, имеют мифологические корни в одном из языческих ритуалов, связанных с плодородием. Мистерии с участием женщин-жриц можно встретить во многих дохристианских культурах (нередко при этом жрецы были обнаженными или одевались в особые одеяния). В том числе это происходило и у кельтов. Обряды, связанные с землей, урожаем, плодовитостью, были распространены у друидов. Скорей всего, отголоски древних верований и обычаев, столетиями существовавших на этой земле, и отразились в легенде о графине.

Образ леди Годивы из Ковентри

Неподалеку от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен большой памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также имеется на печати городского совета Ковентри. Статуи самых различных размеров знаменитой наездницы и «подглядывающего Тома» во множестве украшают этот город.

1678 год – в честь легендарной графини жители учредили ежегодный фестиваль, сохранившийся и в наше время. В Ковентри также впервые была инсценирована легендарная поездка Годивы - роль графини исполнял мальчик. Представление повторяли периодически до 1907 г., пока одеяние или, скорей, отсутствие оного у исполнителя роли Годивы не стало предметом общественных пересудов.

И в 1907 г. сие предосудительное действо прекратили. Сейчас этот праздник представляет из себя карнавал, где много музыки, песен, фейерверков. Участники карнавала одеваются в костюмы XI столетия. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идет по маршруту, проложенному некогда прекрасной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годиве.

Здесь звучит музыка тех времен и участники праздника соревнуются в разных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам XI века, непременное условие соревнования это наличие у них длинных золотистых волос.

В XIX столетии два европейских драматурга включили историю леди Годивы в свои пьесы. В пьесе «Монна Ванна» Морис Метерлинк, обладатель Нобелевской премии по литературе за 1911 г., превратил леди Годиву в итальянскую знатную даму. Ради спасения родной Пизы от голода она уступает требованиям сластолюбивого вражеского генерала и появляется в его лагере, прикрыв накидкой обнаженное тело.

Австрийский драматург Артур Шницлер создал похожий на Годиву образ в пьесе «Фрейлейн Эльзе». Получив приказ появиться обнаженной перед человеком, от которого зависела жизнь ее отца, героиня оказалась не в силах разрешить конфликт между скромностью и любовью к отцу. Эльзе предпочла .

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. К нему часто обращались художники-прерафаэлиты. Защитницу жителей Ковентри воссоздали в мраморе, на полотнах, в кино.

1966 год – имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с абсолютно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, рассказывающем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также - в 31-м колене - потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом.

После поражения и гибели отца 14 октября 1066 г. дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 г.

Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.

Кстати, в 2003 г. в один прекрасный день к резиденции премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит среди бела дня подъехала на лошади современная леди Годива в точно таком же одеянии, а точней без него. Ее сопровождало некоторое количество женщин, требовавших от правительства налоговых льгот для работающих родителей, которым приходится нанимать нянь. Пошло ли правительство на уступки, неизвестно, но сам этот случай может свидетельствовать о том, что о прекрасной леди Годиве англичане не забывают.

Также в честь легендарной графини был назван астероид 3018– Godiva. И как это ни странно звучит, но иногда в честь леди Годивы получают свое название магазины одежды.

Годива (англ. Godiva (/dav/), от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu - «подаренная Богом»; 980-1067) - англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Англии ради того, чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.

Легенда

Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива поставила свой народ выше собственной чести, гордости и пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и сдержал слово, снизив налоги.

Историческая реальность

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описана в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители 24 деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. О событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри - монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году; согласно его словам, события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри, хотя и на 17 лет позже, начиная с 1057 года налог действительно не взимался. В том же году (31 августа или 30 сентября) граф Леофрик скончался. Однако, как связаны эти события и связаны ли они вообще - непонятно.

Подглядывающий Том

Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился взглянуть из окна на голую всадницу - и в тот же миг ослеп.

История про Тома известна с 1586 года, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Память о Годиве

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодное празднование в честь леди Годивы. Этот фестиваль проводится и по сей день. Главным образом это карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. В честь леди Годивы был назван астероид (3018) Годива.

В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри». Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара.

В 2004 году режиссёр Ирина Кодюкова сняла мультфильм «Легенда о леди Годиве».

Рекомендуем почитать

Наверх