Квесты на получение специализаций. Святая инквизиция: когда, где и как? Самый крутой инквизитор

Русская классика 21.04.2024
Русская классика

Квест на получение специализаций получите, когда впервые попадете в Скайхолд. Вам необходимо будет для начала выполнить операцию "Специализации для Инквизитора" на столе ставки командования. По ее завершении, а время на ее выполнение не требуется, у Вас в крепости появится три наставника (по числу специализаций, которые доступны каждому классу). Если у Вас по приезду в Скайхолд не добавился квест и на столе ставки командования соответствующей операции нет, то следует посетить какую-либо локацию и вернуться обратно в Скайхолд. Затем следует поговорить с каждым наставником и взять у него задание на обучение той или иной специализации. Можно выполнить все три квеста от каждого учителя, однако окончательно можно выбрать только одну специализацию. Получить представление о каждой из специализаций можно из разговора с наставником, а также посмотрев древо умений у ваших сопартийцев, ведь у каждого из них она своя.

Путь витязя

Берется у Лорда Шансе де Лиона. Величавую герольдическую символику собираем в Священной равнине, побеждая в врагов здесь:

Веридий можно найти в этой же локации. Также можно попросить Каллена выполнить операцию по сбору ресурсов в Священной равнине в ставке командования. Книгу с описаниями приемов витязя либо возле Блэкволла, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. Затем собираем штандарт на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Лордом Шансе де Лионом, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь потрошителя

Берется у Разрушительницы Трам. Учебники по зельям собираем в Крествуде, побеждая противников в этих локациях:

Ползучую лозу можно найти в Священной равнине, Изумрудных могилах и Эмприз-дю-Лион. Также можно попросить Лелиану выполнить операцию по сбору ресурсов в Священной равнине в ставке командования. Книга с описаниями приемов потрошителя ищется либо около Железного Быка, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. Затем выполняем последнее условие на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Разрушительницей Трам, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь храмовника

Берется у Сера. Сломанные храмовничьи сосуды собираем с демонов во Внутренних землях.

Эмбриум может быть найден во Внутренних землях, Крествуде и Изумрудных могилах. Также можно попросить Лелиану выполнить операцию по сбору ресурсов в Изумрудных могилах в ставке командования. Книга с описаниями приемов храмовника ищется либо около Кассандры, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. Затем готовим зелье на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Сером, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь бури

Обучает этой специализации Кхим. Аппараты для удержания эссенции собираем с демонов в указанных локациях на Штормовом берегу:


Эссенция духа часто выпадает из привидений. Книгу с описаниями приемов бури ищем либо в комнате Серы, либо покупаем у продавца в Вал-Руайо. Затем собираем флакон с дымом на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Кхимом, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь убийцы

Специализации убийцы учит Наследница. Знаки глав гильдий убийц выпадают из врагов в Крествуде в этих локациях:

Книга с описаниями приемов убийц ищется либо около Коула, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. Корни смерти следует искать в Западном пределе или в Свистящих пустошах. Также можно выполнить операцию на столе ставки командования, попросив Лелиану собрать травы в Свистящих пустошах. После этого собираем нож на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Наследницей, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь механика

Задание берется у Трехглазика. Иглы иглоспинов-вожаков собираются, собственно, с их трупов в Западном пределе:


Обсидиан следует искать во Внутренних землях, Крествуде, Священной равнине и Изумрудных могилах. Также можно послать Каллена собирать ресурсы в Крествуде, выполнив соответствующую операцию на столе ставки командования. Книгу с описаниями приемов механика ищем либо около Варрика, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. После этого собираем инструменты на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Трехглазиком, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь некроманта

Обучает этой специализации Виуус Анаксас. Неваррские черепа ищем на Штормовом берегу в следующих областях:


Кровавик ищется в Эмприз-дю-Лион или Изумрудных могилах. Также можно послать Каллена собирать ресурсы в Эмприз-дю-Лион, выполнив соответствующую операцию на столе ставки командования. Книгу с описаниями приемов некроманта ищем либо около Дориана, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. После этого изготавливаем украшенный череп на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Виуусом Анаксасом, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь рыцаря-чародея

Задание берется у командира Элен. Эссенции огоньков выпадает из призраков в Бурой трясине в этих областях:

Лазурит собираем в Западном пределе, Священной равнине и Свистящих пустошах. Также можно послать Каллена собирать ресурсы в Свистящих пустошах, выполнив соответствующую операцию на столе ставки командования. Книгу с описаниями приемов рыцаря-чародея ищем либо около Вивьен, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. После этого изготавливаем рукоять духовного клинка на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с командира Элен, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь мага разрывов

Квест выдает ваша наставница . Фолианты венатори добываются, собственно с трупов венатори в Священной равнине в этих локациях:


Тонкий бархат выпадает тоже из венатори в Священной равнине. Книгу с описанием магии разрывов можно найти или около Соласа, или купив у продавца в Вал-Руайо. После этого создаем книгу о разрывах на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с вашей наставницей , чтобы окончательно выбрать специализацию.

Инквизиция - это специальный священный суд. Этот институт занимался розыском, проводил активную политику уничтожения еретиков. Еретики придерживались и пропагандировали догмы отличные от церковных правил. Ересь - это ложное учение. В понимании инквизиции еретиками становились все, кто в малейшей степени в религии отступали от установленных канонов.

История инквизиции, как карательного органа, начинается с XII в. Есть данные, что первым кого сожгли на костре, был еретик Петр из города Брюи. Этот человек потребовал упразднить иерархию в церкви. В тот момент еще не было разработано правовой базы инквизиции, ее только оформили к XIII в.

История инквизиции

В конце XII в. в Вероне состоялся собор. Папа Луций III открыто призвал духовенство искать еретиков и преследовать их. Каноны должны быть едиными. Никто не имеет права менять установленные католической церковью догмы. Те еретики, которые уже были похоронены должны быть срочно эксгумированы, кости их сжигали. Имущество еретиков подлежало конфискации в пользу церкви. Но институт инквизиции еще не был оформлен. Датой начала его деятельности принято считать 1229 г. - тогда на церковном собрании в Тулузе сказали о создании карательного института инквизиции. Затем буллы Григория IX обязали всех католиков следовать решению собрания в Тулузе. В Испании, Италии, Португалии и в других государствах Европы стали поваляться органы инквизиции.

С XV в. в Европе начинается эпоха книгопечатания. Это открытие принадлежит Иоганну Гутенбергу. Теперь церковь стала самым главным цензором. Они стали оформлять список книг запрещенных. И он постоянно обновляться.

Самой жестокой и кровожадной инквизицией была Испанская. Томас де Торкемада стала самым свирепым инквизитором. Именно из его жизнеописания складывается история средневековой инквизиции. Его личность очень интересна для историков и психологов. Он стал сначала личным духовником королевы Изабеллы, а потом стала самым главным инквизитором в Испании.

Именно с подачи Томаса оформились все виды инквизиторских пыток. Он всегда боялся за свою жизнь, хотя умер своей смертью. Никто так и не посягнул на его жизнь.

За обедом у Томаса де Торкемада всегда стоял нейтрализатор для яда. Он хранил противоядие в роге носорога на обеденном столе. Томас всегда очень боялся за свою жизнь. Еще когда он ездил по улице, то у него была солидная охрана в составе 50-ти всадников и 200 пехотинцев. Именно с его подачи королева Изабелла выслала из страны представителей еврейской нации. А борьба с ересью проходила круглосуточно.

Борьба инквизиции с еретиками


Ересь главная зараза эпохи Средневековья, по мнению представителей духовенства. Церковь играла важную роль в жизни простого человека. Она стала самым богатым институтом, владела многими землями. Население платило всегда налог в пользу церкви - десятину.

Церковь буквально поглотила в себя политику и экономику Европейских государств. При этом она еще выдавала за деньги индульгенции - специальные грамоты для отпущения грехов. Это вызывало негодование у населения. Именно поэтому, появляются люди, которые выступают против некоторых церковных догматов. Народ был просто возмущен поведением церковных служителей. Они вели себя очень нескромно, транжирили деньги. Совершали поборы, не помогали бедным. С каждым днем появлялось все больше и больше верующих, которые ставили под сомнение учение церкви.

Всех несогласных помещали в категорию еретиков, которых считали посланниками дьявола. Их преследовали, потом подвергали жестоким пыткам. И в последнюю очередь казнили. Все совершалось очень быстро. Обычно никакого следствия не проводили, сразу же суд, пытки и казнь. Судьи даже, когда выносили приговор, не знали имени подсудимого, их просто обозначали цифрами. Приговор всегда была смертная казнь, и судьи всегда следили за исполнением приговора.

Орудия пыток инквизиции


Многие ученые и мыслители в Средние века стали жертвами инквизиции. Этот карательный орган разработал целый арсенал орудий пыток. Способов пытать жертву было немало. Здесь мы рассмотрим лишь несколько орудий труда. Конечно, можно только пребывать в полнейшем шоке от того, сколько разнообразных орудий пыток разработали инквизиторы. И они просто ужасны, как только человек способен был на такую жестокость.

Вот несколько таких изобретений:

  1. «Кресло допроса» - это орудие применялось в Германии, до середины XIX в. его использовали при допросах до суда. Кресло было покрыто всюду шипами, пленника садили на него обнаженным. При небольшом движении он чувствовал сильную боль, которая доводила его до агонии. Иногда для большего эффекта под креслом разводили огонь;
  2. Дыба-ложе - самое распространенное пыточное орудие. Это был стол, на него ложили человека, фиксировали его конечности. А затем растягивали, так что подсудимый испытывал сильную боль;
  3. Дыба-подвес - тоже одно из распространённых видов пытки. Руки связывали веревкой за спиной, о потом другой конец веревки перебрасывали через лебедку и поднимали человека вверх;
  4. «Стул инквизиции» - это табуретка с шипами, также там были еще крепления для конечностей жертвы.
  5. «Колесование» - при помощи железного колеса жертве ломали все кости.

В Средние века не было понятия «амнистия». Правосудие никому не подчинялось. Никто не мог защитить права человека. Палач имел свободу выбора во время пыток. Иногда использовали жаровню. Подсудимый привязывался к решетки и его поджаривали как какой то кусок мяса. В таком случае жертва, конечно же, признавалась в чем угодно. Иногда даже такие пытки приводили к выявлению новых преступников.

Ученые, подвергшиеся инквизиции


Немало светлых умов погибло от рук инквизиторов. Самые известные из них, например Николай Коперник. Он сомневался в постулате о том, что Земля это центр вселенной. Ученый заявил, что Земля, так же как и остальные планеты вертятся вокруг Солнца. Его книга вышла уже после смерти ученого, она была запрещена. Таким образом, Коперник не попал в руки инквизиторов. Можно сказать, что ему повезло.

Менее удачливыми стали Джордано Бруно со своей идеей бесконечности пространства, его сожгли на костре. Чуть не сожгли еще одного ученого Галилео Галилея. Он создал телескоп и исследовал космические тела. Его принудили отречься от своих взглядов. В 1992 г. Ватикан его оправдал.

Инквизиция стала черной страницей в истории Средневековой Европы. Это жестокость и агрессия к людям, которые вовсе не были ни в чем не виноваты. Самое страшное заключается в том, что такая инициатива исходила от представителей христианской религии. Получив безграничную власть над верующими, они взяли на себя право судить якобы изменников религии. При этом решать кого судить они могли только сами.

Инквизиция видео

В прошлый раз мы начали с того, почему и зачем была создана такая организация, как инквизиция, в обоих мирах - игровом и реальном, а теперь речь пойдет о том, как принимали в инквизиторы и чем при этом травили (травили только в Тедасе, правда), ну и, конечно, о том, в каком состоянии эта богоугодная контора находится сейчас.

Как становились инквизиторами

Если отобрать у искателей истины и храмовников лириум, они станут обычными воинами.

Чтобы стать одним из тех, кто охраняет Тедас от злокозненной магии, человек должен был проявить себя отважным воином, безгранично верующим в Создателя и в постулаты, изложенные в учении Церкви, называемом Песнью Света. Отобранных кандидатов пичкали лириумом - минералом, способным пробудить магические способности. Делалось это по принципу: «Чтобы поймать преступника, надо думать как преступник». По сути, Церковь подсаживала своих воинов на это вещество как на наркотик. Побочные эффекты - навязчивые идеи, приступы безумия и мания преследования - прилагались.

Зато с лириумом они представляют собой очень грозных противников.

Храмовники-ветераны не могли прожить без лириума дольше десяти дней, потом у них начиналась кошмарная ломка, порой приводившая к смерти. Тех, кто все же доживал до старости, ждал целый букет «приятных» сюрпризов: дезориентация в пространстве, проблемы с памятью и самое натуральное сумасшествие, когда бывший бесстрашный воин не знает, спит он или уже проснулся, в реальности он или витает в воспоминаниях. При этом Церковь была единственной организацией, легально торговавшей лириумом. Так что каждый храмовник ходил у нее, что называется, на коротком поводке.

В нашем мире

Таким трибунал инквизиции изобразил художник Франциско Гойя.

Инквизиторы назначались папой римским и подчинялись только ему. Набирались они в основном из двух монашеских орденов - францисканцев и доминиканцев. Существовал возрастной ценз: бороться с ересью разрешалось лишь людям старше сорока лет.

В инквизиторы брали главным образом жестких и энергичных карьеристов, причем их происхождение значения не имело. Среди них затесался даже один раскаявшийся еретик - бывший катар Роберто Ле Бург. В 1233 году его назначили инквизитором в район Луары, где он загубил не одну жизнь, а спустя два года сделали главным инквизитором Франции. Он был настолько жестоким человеком, что народ едва не поднял восстание. Чтобы успокоить людей, власти арестовали Ле Бурга и приговорили к пожизненному заключению.

Чем закончилась инквизиция

Проблемы у населения Тедаса, похоже, не заканчиваются никогда.

Если честно, то не совсем закончилась. Скорее вернулась к исходному состоянию. В третьем акте маг-отступник Андерс устраивает теракт в Киркволле и во имя свободы для магов взрывает церковь, убивая Владычицу Эльтину - одну из влиятельнейших церковниц в городе, с чьей помощью еще можно было попробовать уладить дело миром.

В ответ на это Мередит Станнард, глава храмовников Киркволла, прибегает к так называемому Праву уничтожения Круга магов. Начинается резня всех чародеев без разбора, гибнут ни в чем не повинные люди. В отчаянии колдуны прибегают к незаконной, но эффективной магии крови. Однако это лишь убеждает храмовников в правильности их действий.

Инквизиторам придется вновь выйти на тропу войны.

Весть об убийствах разносится по континенту. Разгневанные маги Тедаса уходят в отступники, Неварранское соглашение между инквизиторами и Церковью теряет силу. Храмовники и искатели истины вновь становятся сами по себе. Создается идеальная почва для возрождения инквизиции - чем мы и займемся в .

В нашем мире

Это, пожалуй, единственное место соприкосновения исторической инквизиции и выдуманной из Dragon Age . Да, в каком-то смысле инквизиция существует до сих пор. В XVIII веке в некоторых европейских странах ее и правда запретили. В Испании и Португалии, где влияние католицизма было сильнее, она подписывала смертные приговоры вплоть до XIX века.

Но вот та, что называлась Римской инквизицией, дожила до ХХ века, правда, сменила название и стала известна как Конгрегация доктрины веры. За еретиками и ведьмами ее служители больше не гоняются, все гораздо цивилизованнее: современные «инквизиторы» проверяют католических священников - соответствуют ли те занимаемой должности, верно ли трактуют Библию прихожанам, должным ли образом проповедуют. Наивысшая мера наказания, которую они способны определить провинившемуся, - лишение церковного сана. Костров уже давно никто не жжет. Кстати, предыдущий папа Бенедикт XVI был Великим инквизитором.

К вопросу о кострах и ведьмах: говоря о нашем мире, мы рассказывали о делах еретических, а не об охоте на ведьм, поскольку, во-первых, эта тема достойна отдельной статьи, а во-вторых, массовая охота на ведьм началась значительно позже, чем была основана инквизиция, и особо широко развернулась отнюдь не в католических странах.

Самый крутой инквизитор

Тот самый парень, что послал Церковь ко всем демонам и расторг Неварранское соглашение.

Ламберт ван Ривс - глава ордена искателей истины и один из героев книги «Dragon Age: раскол». Человек с глазами острыми и холодными и лицом, словно высеченным из камня. Характер - нордический, выдержанный. В связях, порочащих его, замечен не был. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к колдунам.

Этот человек одним из первых понял, что Круг магов окончательно прогнил и что в Тедасе настало время для серьезных перемен. Он расследовал серию убийств юных магов в башне Белый Шпиль и бросил вызов верховной жрице Юстинии V, обвинив ее в пособничестве магам-отступникам. Именно он в итоге разорвал Неварранское соглашение, отпустив всех храмовников и искателей истины в вольное плавание.

Поспособствовав ее браку с Фердинандом Арагонским, он возвел ее на трон и сам стал великим инквизитором Испании. Торквемада желал политического и религиозного объединения Испании и мечтал о власти. Он реорганизовал инквизицию и расширил область ее деятельности. Умный и коварный человек, он ловко манипулировал королевской четой.

Для достижения своих целей Торквемада то давил на фанатично верующую Изабеллу, то сулил жадному до денег Фердинанду неплохие барыши от всех своих проектов. А если монархи упорствовали - прибегал к другим, более жестким, мерам.

Так, однажды гонимая инквизицией община иудеев попыталась подкупить Фердинанда. Тот уже собирался взять деньги, но тут про взятку узнал Торквемада. Рассвирепев, он убедил всю страну, что Фердинанд чуть ли не второй Иуда, предавший Христа за тридцать сребреников. Королю ничего не оставалось, кроме как отказаться от денег и объявить об изгнании иудеев.

* * *

Теперь, когда вы обременены знанием, от костра вас спасет только одно - чистосердечное признание. Итак, говорите, только честно, - пользовались ли вы хоть раз читами во время игры по сети? Не важно, где именно, главное - сам факт! Изливайте душу в комментариях, а мы пока приготовим хворост.

Личности инквизиторов, их права и обязанности

Инквизиторами были в основном доминиканцы и францисканцы. Однако среди них можно было встретить и монахов других орденов, и даже людей без сана.

Климент V (1305 – 1314) установил минимальный возраст инквизитора в 40 лет, но бывали и моложе.

Историки характеризуют инквизиторов как людей решительных, жёстких и жестоких, полных энергии, отнюдь не отличающихся смирением, а, наоборот, стремящихся к власти и славе, в достаточной степени увлечённых мирскими благами. Другими словами, это были ярые фанатики своего дела и отчаянные карьеристы. Их принципом было справедливое возмездие.

Они происходили из самых разных слоёв общества. Роберто Ле Бург, доминиканец, раскаявшийся катар, был назначен в 1233 году инквизитором в район Луары, где отличился кровожадностью. Через два года он сумел стать инквизитором всей Франции, за исключением южных провинций. За массовые казни и грабежи его прозвали Антиеретическим Молотом. Жестокости, чинимые Ле Бургом, угрожали вызвать всеобщее восстание во Франции, что вынудило папу отдать приказ арестовать его. Ле Бург был осуждён на пожизненное заключение. И это чуть ли не единственный случай в истории инквизиции, когда инквизитор был наказан церковными властями за свои преступления. С другими инквизиторами очень часто расправлялись местные жители, что позволяло канонизировать убийц и возводить их в ранг святых.

Инквизиторов в конечном итоге назначал папа, который являлся верховным главой священного трибунала. Инквизиционный суд, как чрезвычайный, не подлежал цензуре, контролю ни со стороны папских легатов, ни со стороны руководителей монашеских орденов, назначавших инквизиторов.

В 1245 году папа Иннокентий IV решил, что инквизиторы должны получать прощение грехов от других инквизиторов, таким образом, они становились практически неподсудны и освобождались от повиновения руководителям своих монашеских орденов. Инквизиторы получили право являться непосредственно к папе и решать возникшие проблемы и вопросы.

Однако самостоятельно инквизиторы не могли справиться с возложенными на них обязанностями – настолько велики были провинции – отведённые им «наделы». Поэтому им было даровано право назначать себе помощников – эмиссаров, которые могли быть приняты на службу или уволены лишь самим инквизитором. Как правило, таких эмиссаров, или викариев, как их также называли, инквизиторы посылали в отдалённые уголки подвластных им территорий.

Как мы уже говорили во вступлении, всякому, даже королю, кто препятствовал деятельности инквизитора или подстрекал к этому других, грозило отлучение от Церкви. «Ужасная власть, – отмечает Г. Ч. Ли, – предоставленная таким образом инквизитору, становилась ещё более грозной благодаря растяжимости понятия «преступление», выражавшееся в противодействии инквизиции; это преступление было плохо квалифицировано, но преследовалось оно с неослабной энергией. Если смерть освобождала обвинённых от мщения Церкви, то инквизиция не забывала их, и гнев её обрушивался на их детей и внуков».

Организационно же инквизиторами и их «отделениями» в разных странах руководили сначала генерал-инквизиторы, которые назначались папой, а впоследствии – различные учреждения Римской курии.

Генерал-инквизиторство было учреждено в середине XIII века папой Урбаном IV (1261 – 1264), который назначил на эту должность своего доверенного кардинала Каетано Орсини. Последний оказался очень талантливым организатором и прекрасным интриганом, что после кончины папы Урбана IV позволило ему легко занять его место под именем папы Николая III (1277 – 1280). Орсини, став папой, в свою очередь, назначил генерал-инквизитором своего племянника кардинала Латино Малебранку. Ему он хотел передать в наследство свой «трон», но тут уже возмутились кардиналы, провалившие Малебранку на очередных выборах папы. После смерти последнего пост генерал-инквизитора оставался некоторое время вакантным. Он был занят ещё только один раз при Клименте VI (1342 – 1352). Но поскольку с этим постом были связаны одни неприятности и зависть кардиналов, со временем его упразднили.

Когда возникло протестантство, католической церкви пришлось принимать меры по борьбе и с этой ересью. Поэтому в 1542 году возникло новое учреждение – «Священная конгрегация римской и вселенской инквизиции». «Честь» её организации принадлежит папе Павлу III.

С течением времени, когда дел стало много, инквизиторам потребовались помощники, и они стали получать их от местных епископов, с которыми и так находились в тесном контакте. Именно местные епископы давали инквизиторам формальное разрешение на проведение арестов, на начало следствия. Они часто присутствовали на пытках и почти всегда – на судебном процессе.

Инквизитор и епископ действовали с общего согласия, и тем не менее каждый из них имел право самостоятельно преследовать виновных. Постановления о взятии под стражу могли быть утверждены лишь одновременно ими обоими. То же самое касалось пыток и окончательного приговора, для каковых заключение обоих было необходимо. Когда же мнения их расходились, они обращались к папе.

Если инквизитор был не в состоянии поехать в соседний город для проведения дознания или по иной надобности, то он отправлял туда назначенного им же самим эмиссара или викария. Последние имели право даже выносить приговоры. Уже в 1248 году Валансьенский собор прямо обязал епископов объявлять и исполнять решения инквизиторов под угрозой, что им будет запрещён вход в их собственные церкви. А уже очень скоро (а именно в 1257 году решением папы Александра IV) епископы перестали иметь «право голоса» – и инквизиторы сосредоточили всю деятельность в своих руках.

В XIV веке инквизиторы стали прибегать к услугам так называемых квалификаторов, которые осуществляли «юридическую поддержку». Как правило, они тоже были церковниками и следили за тем, чтобы судебное производство инквизиции не противоречило по сути существовавшим гражданским законам. Они же помогали в случае затруднения с поиском необходимых церковных актов, уставов, булл и декретов. Как правило, при ознакомлении «юрисконсульта» с делом обвиняемого оригиналы документов никогда не предоставлялись, а изготовлялись специальные копии, из которых были со всем тщанием изъяты имена еретика, доносчика, свидетеля и всех сопутствующих конкретных «географических» деталей.

Судебный процесс «обставляли» – прежде всего внешне – в соответствии с существующим гражданским законодательством. К примеру, на суде обязательно был обвинитель (прокурор), также из монашеской среды.

На пытках и во время допросов всегда присутствовал врач, который следил за тем, чтобы обвиняемый или обвиняемая не скончались раньше времени, а также проводил осмотр тела в поисках «ведьминых» отметин или по другой медицинской причине. Ну и, конечно, приговор приводил в исполнение палач.

В карательном приговоре инквизиторы имели прямую материальную заинтересованность. Если первые инквизиторы действовали исключительно из идеологических побуждений, то вскоре им уже полагалось вознаграждение в виде конфискованного имущества. Историки Церкви особо отмечают, что инквизиция никогда не располагала вкладами, пожертвованиями или иными средствами, кроме материальных поступлений в результате собственной деятельности. Тем самым жестокость «Мировой руки» подпитывалась необходимостью зарабатывать на хлеб насущный, а террор был направлен не только на членов гражданского общества, но и на самих себя.

Сохранились документы – своеобразные учебники инквизиторов, один из которых написан Бернаром Ги, свирепствовавшим, в частности, в Лангедоке. Его часто цитируют, поскольку это – квинтэссенция поведения инквизитора, который должен быть «деятелен и энергичен в своём рвении к истинной вере, в деле спасения душ и истребления ереси», активен физически и никогда не поддаваться лени. При этом инквизитор никогда не должен гневаться, а, напротив, всегда обязан сохранять спокойствие. Как истинный служитель Церкви инквизитор не должен бояться смерти, а потому не подобает ему отступать перед лишениями и грозящими ему опасностями и напастями, однако самоубийство – великий грех, а потому не стоит самому искать приключений и безрассудно стремиться навстречу опасностям. Нельзя поддаваться на уловки мирян и склоняться на сторону пришедшего, не выслушав других свидетелей. Рассудительность – одно из основных качеств, которые необходимы инквизитору, поскольку ему часто приходится оказываться в ситуациях, в которых кажущееся на первый взгляд невероятным оказывается впоследствии истиной. А потому инквизитор должен внимательно расследовать дело, не задумываясь о впечатлении, которое он произведёт на окружающих, и не ища любви и популярности. Не стоит ему и быть неоправданно жестоким и бесчувственным, отказывая в отсрочках и в смягчении наказания, не имея на то особых оснований. Он всегда должен в первую очередь думать о своём деле.

Бернар Ги даёт даже строгие указания о том, каким должно быть выражение лица инквизитора при вынесении приговора: «Когда он выносит смертный приговор, то выражение лица его должно свидетельствовать о сожалении, чтобы не казалось, что он действует под влиянием гнева и жестокости, но приговор его должен оставаться неизменным. Если он накладывает денежное наказание, то лицо его должно сохранять строгое выражение, чтобы не подумали, что он действует из алчности. Пусть в его взгляде проглядывают всегда любовь к правде и милосердие, чтобы не думали, что его решения вынесены под влиянием алчности или жестокости».

«Однако, – пишет И. Григулевич, – было бы ошибочным считать, что свою главную задачу инквизитор видел прежде всего в отправке еретика на костёр. Инквизитор в первую очередь добивался превращения еретика из «слуги дьявола» в «раба Господня». Инквизитор стремился вырвать у еретика раскаяние, отречение от еретических верований, заставить примириться с Церковью. Но чтобы такое превращение действительно произошло и не было бы очередным обманом лукавого, обвиняемый должен был, в доказательство искренности своего раскаяния, выдать своих единоверцев и их друзей и сообщников».

Соотношение веры и неверия – вот основной вопрос инквизиции. Было бы неверно говорить исключительно о корыстных целях представителей католической церкви, которые стремились к конфискации имущества обвиняемых. Скорее всего, многие из них действительно верили, что разоблачают ужасный пакт человека с дьяволом.

Основная задача инквизитора – не налагать наказания, а спасать души несчастных, направив их на путь спасения и подвергнув их наказаниям. Они были пастырями, которые пытались излечить (пусть и жестоко!) своих заблудших духовных детей.

В результате «разоблачения» человек осуждался и ему выносился приговор. Совсем не обязательно это была смертная казнь . Было бы неправильно говорить о какой-то патологической жестокости инквизиторов. Они искренне верили, что делают всё во благо Церкви и Бога и мешают распространению ереси.

Другой вопрос, что ересь сама по себе была столь страшным преступлением, что очень часто её нельзя было «замолить» и «отработать» епитимьей. И тогда виновного ждал один путь – на костёр.

Чтобы определить главные принципы, которыми должна была руководствоваться инквизиция, в 1243 и 1244 годах в Нарбонне созвали большое собрание епископов Нарбонна, Арля и Экса. В результате были приняты установления – каноны, которые и стали уставом инквизиции.

Средневековье – эпоха долгих кровопролитных войн, массовых казней и смертельных эпидемий. Возрастающая дикость людей того времени стала первопричиной всех тех кошмаров и ужасов, что окутали Европу.

Святая инквизиция, уже с начала XII века, становится тем самым индикатором человеческой жестокости и стремлений властвовать любой ценой. Её главной задачей стал поиск и истребление еретиков и богоотступников, в лице учёных, оппозиционеров и обычных крестьян. Людей поддавали пыткам, гноили в тюрьмах и отправляли на незатухающее кострище святой инквизиции.

Этимология

Инквизиция (от лат. Inquisitio , «розыски», «расследования») - отдельный судебный институт католической церкви, основными обязанностями которого были выявление и искоренение ереси и богохульства.

Общее название целого ряда учреждений Римско-католической церкви, задачей которых была борьба с ересью.

История возникновения

Начиная с XII века, католическая церковь столкнулась с невиданным ростом альтернативных религиозных направлений в Западной Европе. Дабы утихомирить и побороть оппозиционные движения папство возложило на плечи епископов новые функции, согласно которым они были обязаны выявлять, судить и передавать еретиков светским властям для наказания.

В XII веке император Священной Римской империи Фридрих I Барбосса поручил папе Луцию III разработать схему розыска и раскрытия религиозных преступлений. Папа, воспользовавшись директом обязал всех новоприбывших епископов подбирать себе доносчиков из числа местных жителей, которые должны были уведомлять нового священноиерарха о всех преступлениях против церкви на вверенной ему местности. Епископ собирал все факты злодеяний и направлял их в специальные церковные суды.

Новосозданный церковный суд католической церкви был сформирован в 1215 г. папой Иннокентием III и получил название – «Инквизиция» .

В 1229 г. папой Григорием IX был учреждён специальный церковный трибунал , который занимался поиском, предотвращением и наказанием за распространение ересей.

Суть и средства инквизиции

Суть инквизиции заключалась в определении причастности подсудимого к ереси.

Святая инквизиция занималась поиском еретиков и ведьм, которых обвиняли в связях с нечистой силой. Интересным является тот факт, что помимо инквизиции церкви, преследованием ведьм занимались и светские власти.

Огромное значение приделалось чистосердечному признанию. Внесудебных расправ католическая церковь старалась не допускать, проводя специальные инквизиционные суды. Служащими инквизиции, помимо обычных допросов, применялись и более изощрённые методы получения информации, такие как пытки. Если подозреваемый в ходе «углублённого допроса» выживал, признаваясь и раскаиваясь в содеянном, то материалы его дела передавались в суд.

Обычно приговоры вынесенные инквизиционным судом сводились к смертной казни (сожжении на костре) и исполнялись уже светскими властями.

Исторические этапы

Историю инквизиции можно разделить на 3 хронологических периода:

  • додоминиканский (гонения еретиков до XII века);
  • доминиканский (начиная с Тулузского собора 1229 года);
  • испанская инквизиция .

Первый период характеризовался эпизодическим гонением отдельных иноверцев, а суд над ними составлял лишь малую часть обязанностей епископов.

Во время второго периода начинают создаваться специальные уполномоченные инквизиционные трибуналы, которые находились в руках доминиканских монахов.

Третий период ознаменовался трансформацией инквизиционной системы в аппарат для централизации монархической власти в Испании с притязаниями её монархов на полную политическую и религиозную супрематию в Европе. Отличительной чертой этого периода становится борьба с маврами и евреями. Позже, уже с помощью Иезуитского ордена, создается новая боевая сила католической реакции XVI века против протестантизма.

Испанская инквизиция

Инквизиция в Испании берёт своё начало с XIII века и является самой жестокой и кровавой за всю историю гонений католической церкви. Своего апогея она достигла уже в XV веке, благодаря булле Папы Сикста IV, в которой определялись принципы соблюдения церковных доктрин, религиозного обращения в христианство, как истинную веру, всех иудеев (в марран) и мусульман (в моррисков) и обнаружение ересей, с последующим их разоблачением.

Регулярные преследования иноверцев начинаются с момента реформирования инквизиционной системы Фердинандом II Арагонским и Изабеллой Кастильской впоследствии объединения Арагона и Кастилии в одну монархию.

В 1480 году в городе Севилья впервые был создан специальный инквизиционный трибунал , цель которого заключалась в преследовании людей, тайно выполнявших еврейские обряды.

В 1483 году с одобрения папы Сикста IV верховным инквизитором становится духовный наставник королевы Изабеллы Кастильской – , который и сделал своё имя синонимом кровожадности и фанатической жестокости, погубившей и искалечившей сотни тысяч жизней.

Основным призванием Торквемады стало полное религиозное и политическое объединение Испании. Создавалась целая сеть специальных инквизиционных учреждений, в которую входили Центральный инквизиционный совет и четыре местных трибунала, число которых вскоре увеличили до 10.

Кроме того, государственная власть Испании охотно возложила на плечи инквизиторов роль цензоров, которые тщательно проверяли и запрещали все, по их мнению, безнравственные и еретические книги, а их авторы подвергались гонению и пыткам.

Объектами гонений становились не только еретики, но и активные политические деятели. Очень часто даже зажиточные граждане оказывались в роли жертв, имея вполне «правильные» христианские верования.

Кроме уже привычных пыток, очень популярными становились и так называемые акты веры (аутодафе) , смысл которых заключался в публичном сожжении неугодных Торквемаде и испанской короне инакомыслящих граждан. Впоследствии эти процессы поставили на поток, уничтожая богатых и статусных людей, при этом изымая всё их имущество в пользу государственной казны и инквизиционных органов.

Точное число жертв испанской инквизиции проводимой Торквемадой в период с 1481 по 1498 год до конца не выяснено, но согласно подсчетам, проводимым в начале XIX века, количество пострадавших могло достигать 100 000 человек . Почти 9 тыс. мужчин и женщин были сожжены на костре, 6,5 тыс. – удушены и больше 90 тыс. подверглись пыткам и принудительной конфискации.

Однако, существует и более новые данные, согласно которым, «великий инквизитор» Торквемада, виновен в сожжении только 2 тыс. человек, а значит цифры жертв испанской инквизиции существенно преувеличены. Но это только часть правды, полную картину и точное количество пострадавших мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Православная инквизиция в Российской империи

Позиция Православной Церкви касательно еретиков кардинально отличалась от тех принципов, которыми руководствовалась Западная (католическая) инквизиция.

Инквизиция в России (Российской империи) была введена в 1721 году, когда царь Петр I создал Святейший Синод , с прописанным в нем Духовным Регламентом . Одним из пунктов этого закона назначалась специальная должность – «Протоинквизитор», которую занял иеромонах Пафнутий. Согласно новым нормам, в каждой епархии находился свой «провинциал-инквизитор», которому подчинялись обычные «инквизиторы» из городов и уездов.

Инквизиторы православной церкви, как правило, являлись фискалами, а объектом их внимания выступало духовенство и то, что было связано с его деятельностью.

В круг обязанностей инквизитора входило:

  • наблюдение за выполнением церковнослужителями правил Духовного Регламента;
  • недопущение симонии (покупки или продажи церковных должностей, сана);
  • проверка на соответствие занимаемой должности (архимандрита или игумена);
  • выполнение духовенством Святых правил.

Помимо основных своих функций, инквизиторы следили за взиманием налогов с раскольников. Если среди староверов появлялся духовный наставник – его незамедлительно доставляли в Синод, не допуская распространения старообрядческих верований. Кроме того, инквизиторы были обязаны следить за выполнением государственных законов, как среди священнослужителей, так и среди крестьян.

Духовная инквизиция в России просуществовала недолго и была уничтожена Екатериной I.

Окончание инквизиции

Начиная с эпохи Просвещения, инквизиция начала терять свои позиции.

Ярым противником инквизиционного движения выступил Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу (Помбал), который являлся первым министром короля Португалии Жозе I. С его подачи уже в 1771 году инквизицию лишили права цензуры и полностью ликвидировали аутодафе (акт веры, сожжение на костре), а в 1774 году полностью запретили применение пыток к заключённым.

В 1808 году французский император Наполеон I Бонапарт полностью отменил инквизицию на захваченных им территориях Испании, Италии и Португалии. Позже, папа Пий VII окончательно запретил использование пыток.

После португальской революции 1820 года, инквизиция была окончательно отменена на территории всего государства, а с 1821 года от неё отказались и испанские колонии Латинской Америки.

В 1834 году указом королевы Марии Кристины Бурбон-Сицилийской инквизиция в Испании была окончательно отменена.

Из-за невозможности дальнейшего возрождения средневековых инквизиционных движений, уже в 1835 году папа Григорий XVI официально упраздняет все местные инквизиционные трибуналы, оставляя лишь Священную канцелярию, в обязанности которой входило лишь отлучение от церкви (анафема) и издание Индекса запрещённых книг.

В 1966 году папа Павел VI официально упраздняет инквизицию, создавая вместо неё Конгенерацию вероучений и отменяя Индекс.

12 марта 2000 года папа Иоанн Павел II совершил обряд покаяния за грехи сыновей церкви и их преступлений во времена инквизиции.

Книги и фильмы об инквизиции

События, происходившие в эпоху Святой Инквизиции, нашли своё отражение и в литературе. Среди самых известных книг об инквизиции можно выделить:

  • рассказ «Колодец и маятник» (авт. Эдгар Аллан По, 1842);
  • роман «Лейденская красавица» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1901);
  • исторический роман «Прекрасная Маргарет» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1907);
  • исторический роман «Псы Господни» (авт. Рафаэль Сабатини, 1928);
  • роман «Имя розы» (авт. Умберто Эко, 1980);
  • роман «Воспоминание о монастыре» (авт. Жозе Сарамаго, 1982).

Среди наиболее значимых фильмов , отразивших события времён кровавой инквизиции, стоит отметить:

  • «Страсти Жанны д’Арк» (1928);
  • «Галилео Галилей» (1968);
  • «Джордано Бруно» (1978);
  • «Инквизитор: колодец и маятник» (1990);
  • «Воин Бога» (1999);
  • «Жанна д’Арк» (1999);
  • «Во времена ведьм» (2005);
  • «Палач» (2005);
  • «Страшный суд» (2006);
  • «Черная смерть» (2010).

Рекомендуем почитать

Наверх