Определение агрессивности басса дарки. Школа современных психотехнологий

Животные и природа 23.04.2024

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Тестовый материал
  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю несогласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  54. Неудачи огорчают меня
  55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

Методика №12. Тест «Ориентационная анкета Б. Басса»

мотивация исследование успех неудача

Цель: определение направленности личности.

Испытуемые: студентка II курса, Психологического факультета, возраст 20 лет.

Описание методики: Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера; ориентационная анкета Басса) позволяет выявить к чему человек действительно стремится, что для него является самым важным, ценным и, при необходимости, подкорректировать свое поведение. Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. Впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности.

Методика исследования

  • 1. Экспериментальный материал. 1 ручка, 1 лист бумаги, 1 протокол, стимульный материал (тест «Шкала социальной желательности» Кроуна-Марлоу).
  • 2. Ход исследования. В ходе исследования испытуемому была дана следующая инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».

Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно».

3. Обработка результатов (количественный анализ).

Все ответы подсчитываются и вносятся в протокол №4. Опираясь на то, что ответ:

  • · «наиболее» получает 2 балла ,
  • · «наименее» -- 0,
  • · оставшийся невыбранным -- 1 балл ,

респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Данный тест предполагает три направленности, по которым испытуемый имеет следующие баллы в:

На Рис. 5 видно, что у испытуемого преобладает Деловая направленность.

4. Интерпретация результатов (качественный анализ).

В ходе исследования направленности личности, у испытуемого в поведение преобладает деловая направленность. Это говорит о его заинтересованности прежде всего в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Для него прежде всего важно сделать хорошо дело.

Личная направленность у испытуемого на втором месте, что говорит испытуемый в меру ориентируется на вознаграждение, не отличается склонностью к соперничеству и стремлением к власти.

5. Вывод. У испытуемого в поведение наиболее ярко-выражена деловая направленность.

Когда мы говорим о человеческой активности, то прежде всего имеем в виду созидательную деятельность. Однако ни созидательная деятельность, ни личностное развитие невозможны без способности адекватно реагировать на препятствия и своевременно устранять их. При этом агрессивные реакции на окружающую ситуацию возникают неизбежно, но приведут ли они к деструктивным формам поведения или станут стимулом к позитивным изменениям зависит от мотивов деятельности человека, его личностных ориентиров и ценностей…

В психологии под «агрессией» понимают врожденную реакцию человека, направленную на защиту своего жизненного пространства, установление господства над окружающей действительностью. Как правило, наиболее явственно агрессия проявляется в межличностных отношениях.

Агрессивные проявления можно разделить на два основных вида: мотивационная агрессия (как самоценность) и инструментальная агрессия (как средство). Оба вида агрессии сопряжены с эмоциональными переживаниями. Практических психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

По мнению ученого, агрессивные действия можно описать, используя три шкалы: физические - вербальные , прямые - непрямые и активные - пассивные . Комбинации этих параметров дают восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, когда один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. А, скажем, распространение слухов или пренебрежительные высказывания «за глаза» можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые.

Для диагностики агрессивности достаточно часто используется опросник Басса-Дарки . А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды агрессивных реакций:

  • физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
  • косвенная агрессия - действия, неявно направленные на другое лицо или на неодушевленные предметы;
  • раздражение - повышенная нервность, возбудимость, готовность к проявлению негативных реакций на незначительные раздражители;
  • негативизм - оппозиционная манера в поведении, проявляющаяся в диапазоне от пассивного неприятия до активного сопротивления и борьбы;
  • обида - негативное чувство, в основе которого лежат переживания человека по поводу допущенной по отношению к нему несправедливости (действительной или вымышленной), непонимания со стороны окружающих, ущемления интересов, задетого чувства собственного достоинства;
  • подозрительность - сложный комплекс чувств, проявляющийся в широком диапазоне: от недоверия и осторожности по отношению к другим людям до убежденности в том, что они вредят;
  • вербальная агрессия - выражение негативных чувств посредством словесных реакций (проклятия, угрозы, сарказм);
  • чувство вины - негативно окрашенные переживания, связанные с допущенной ошибкой, причиненным вредом, с чувством невыполненного долга, часто приводящие к снижению самооценки.

Каждому человеку в какой-то степени должна быть присуща агрессивность: ее отсутствие приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. п., а чрезмерное развитие - к конфликтности, неспособности к сознательной кооперации и, следовательно, неэффективности работника. Практиков, как правило, интересует агрессивность как личностная черта. Зная уровень агрессивности можно с определенной степенью вероятности прогнозировать возможность проявления агрессивных и враждебных реакций.

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из 75 утверждений. Если вы согласны с ним (считаете, что оно соответствует особенностям вашего поведения), поставьте отметку в колонке «да», если не согласны (не соответствует) - поставьте отметку в колонке «нет».

Опросный лист


п/п

Утверждение

Ответ

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
Я не всегда получаю то, что мне положено
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
Мне кажется, что я не способен ударить человека
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
Я настороженно отношусь к людям, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидаю
Я часто бываю не согласен с людьми
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
Я гораздо более раздражителен, чем кажется
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
Меня немного огорчает моя судьба
Я думаю, что многие люди не любят меня
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
Я не способен на грубые шутки
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
Довольно многие люди завидуют мне
Я требую, чтобы люди уважали меня
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»
Я никогда не бываю мрачен от злости
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
Иногда мне кажется, что надо мной смеются
Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
Мой принцип: «Никогда не доверять "чужакам"»
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
Неудачи огорчают меня
Я дерусь не реже и не чаще чем другие
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
Я ругаюсь только со злости
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
Я часто думаю, что жил неправильно
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
Я не огорчаюсь из-за мелочей
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
В последнее время я стал занудой
В споре я часто повышаю голос
Обычно я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Бланк подсчета результатов

Обработка результатов

При обработке полученных данных лучше пользоваться бланком подсчета результатов . По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются показатели степени выраженности различных форм агрессивных и враждебных реакций, а также общие индексы агрессивности и враждебности.

Ключ к опроснику

Шкала

Баллы за ответ

Номер утверждения

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Для определения индекса агрессивности суммируются баллы по 1-й, 3-й и 7-й шкалам.

Для определения индекса враждебности суммируются баллы по 5-й и 6-й шкалам.

Норма для показателя индекса агрессивности - 21 ± 4 балла.
Норма для показателя индекса враждебности - 7 ± 3 балла.

Пример графического представления результатов опроса:

Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Раздражение
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная агрессия
Чувство вины

При использовании данной методики необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения - не одно и то же. Они могут быть поняты адекватно лишь в контексте комплексного психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: тестами по определению основных жизненных ценностей, мотивации, направленности, личностными тестами (Кеттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и др.

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Ориентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс)

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас выбрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «Больше всего».

Затем из ответов на этот же пункт выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего».

Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишете в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы.

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.

B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

Б. Известным игроком.

B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.

Б. Вызывает интерес к предмету, так что ученики с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.

В. Создает в классе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе.

Б. С удовольствием работают в команде.

B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляются возможности.

Б. Были верны и преданы мне.

B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие отношения.

Б. На кого всегда можно положиться.

B. Кто может достичь многого в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

A. Когда у меня что-то не получается.

Б. Когда портятся отношения с друзьями.

B. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда учитель:

A. Не скрывает, что некоторые ученики ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.

B. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями.

Б. Ощущение выполненных дел.

B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни.

Б. По-настоящему увлечен своим делом.

B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.

Б. Развивать прежде всего индивидуальные особенности ученика.

B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с другими людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями.

Б. Для отдыха и развлечений.

B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.

Б. У меня интересная работа.

B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

A. Другие люди меня ценят.

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности.

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю (учусь).

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход.

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства.

Б. Неудача при выполнении важного дела.

B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

Б. Возможность хорошей совместной работы.

B. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других.

Б. Часто ссорятся и конфликтуют.

B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом.

Б. Имеешь много друзей.

B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть:

B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.

Б. О жизни знаменитых и интересных людей.

B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A. Дирижером.

Б. Композитором.

B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс.

Б. Победить в конкурсе.

B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу делать.

Б. Как достичь цели.

B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны.

Б. Прежде всего выполнить свою задачу.

B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями.

Б. Просматривая развлекательные фильмы.

B. Занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов: ответ «больше всего» получает два балла, ответ «меньше всего» – 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Ключ:

Направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Формы направленности личности Самые простые – это влечения и желания. В основе влечения лежит деятельность на уровне основных инстинктов, присущих и высшим животным, и человеку. Отличием от животных являются их иное содержание и способы удовлетворения. Влечение,

автора Резепов Ильдар Шамильевич

15. Понятие о направленности личности Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали,

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

1.2. Паратеатральные системы терапевтической направленности Непосредственными предшественниками драматерапии были формы психотерапии, в которых использовались театральные методы и процедуры. Ранние примеры использования драмы в терапии можно найти в большинстве

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

37. Расшифровка типологии антисоциальной направленности Ни одна классификация не может учесть индивидуальные черты конкретного преступника, но может развести их по типам, что позволяет найти общие закономерности и выявить между ними сходство и отличие. Классификация,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическое определение личности . В. М. Бехтерев Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Принцип направленности в будущее Принцип направленности в будущее («Зачем, а не почему»). Настоящее должно быть организовано не прошлым, а будущим. Действие от причины, от основания должно быть дополнено действием к цели.Обычные отношения строятся по принципу «Ты мне,

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Анкета Заказчик: ___________ Исполнитель: Добрый Господь БогНаша Небесная мастерская предлагает следующие услуги: косметический и капитальный ремонт души, наполнение ее любовью, глубокую чистку от эгоизма и отвязку от привязанностей.Любовь к людям. Когда твой любимый дарит

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Определение организаторских и коммуникативных качеств личности с помощью метода тестов При проведении психологического консультирования метод тестов занимает ведущее место среди других методов, применяемых в психологической диагностике. Тестирование – основной

автора Ильин Евгений Павлович

9.8. Возрастные изменения направленности личности В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например гуманистическую (общественную) или индивидуалистическую. При этом мотивы общественной

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» Методика позволяет выявить значимость для учителя некоторых аспектов педагогической деятельности (склонность к организаторской деятельности, направленность на предмет), его потребность в общении,

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ При всем многообразии мотивов, формирующихся у детей в процессе развития, изучение детей и подростков позволяет выделить ведущую направленность, определяющую основные особенности их поведения. У одних детей ведущей является учебная

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

автора Учик Мартин

Глава 6 Определение типа личности Тот, кто знает людей, – благоразумен. Знающий себя – просвещен. Лао цзы Все люди обладают определёнными личными качествами, которые не меняются на протяжении всей их жизни. В интегральной модели эти постоянные черты характера

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Определение её типа личности Тип личности в соответствии с теми практичными и популярными типологиями, которые мы включили в интегральную модель отношений (НЛП, пять языков любви, эннеаграмма, типология Майерс-Бриггс), лучше всего определять с помощью тестов/анкет из

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

4.1 Возможности наблюдения личностного развития обучающегося и оценки его направленности в результате образовательной деятельности (определение достижения надучебных результатов) Как правило, основную ответственность за процесс обучения возлагают на

Цель работы: выявить уровень мотивации студентки факультета психологии

Испытуемые: Студентка(18 лет) второго курса психологии МГОУ очной формы обучения

Методика:

Для выявления типа темперамента использовалось 4 опросника:

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера),которыйпозволяет выявить к чему человек действительно стремится, что для него является самым важным, ценным и, при необходимости, подкорректировать свое поведение.

Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, которыйпросчитывает ваши шансы на успех

Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач, определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т.е. к стратегии избегания неудач.

Опросник Кроуна-Марлоу Шкала социальной желательности, направленный на диагностику мотивации одобрения.

Метод 1. Методика диагностики направленности личности Б.Басса

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б.Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности.Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности,и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.

Количественный анализ

В результате проведенного теста мы получили определенные результаты исследования, которые представлены в приложение, протокол №4 и на рисунке 1, представленном ниже.

РИС.1 Основные первичные результаты методики.

НаправленностьБаллыЛичная 30Общественная26Деловая25

Из рисунка 1 мы видим, что наибольший показатель направленности- личной(30), наименьший показатель направленности- деловой(25)

Для того, что бы обработать сырые первичные данные и наглядно представить их на диаграмме, необходимо бальные результаты перевести в процентное соотношение, результаты представлены на рис.2.

РИС.2 диаграмма обработанных «сырых данных» (%)

На рисунке 2 видно, что личная направленность составляет 42%, Общественная 30%, Деловая 28%.

Качественный анализ

Метод 2. «Мотивация к успеху Т. Элерса». Тест предназначен для диагностики выделенной Хекхаузеном мотивационной направленности личности на достижение успеха. Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Количественный анализ

Так как этот тест относится к моношкальным методикам, мы получаем только один определенный балл. Испытуемый набрал по шкале мотивации к успеху 21 балл.См. приложение, протокол №1 и рис.3

РИС.3Основной полученный результат (в баллах)

Основной полученный результат равен 21, как мы видим на диаграмме это максимальный результат в этом опроснике.

Качественный анализ

Опираясь на полученные данные и количественный анализ, приведенный выше, мы можем сказать, что у испытуемого слишком высокий уровень мотивации к успеху. Это означает, что испытуемый редко оказывается в таких ситуациях, где надо сталкиваться лицом к лицу с проблемой неудач, потому что он не надеется на успех, а идет к нему. Чем меньше надежда на успех, тем больше шансов достичь успеха, объективно оценивая свои возможности и правильно расставляя приоритеты.

Метод 3.Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач.Методика предназначена для диагностики, выделенной Хекхаузеном мотивационной направленности личности на избегание неудач. Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует. Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Количественный анализ

Как и методика №2, эта методика относится к моношкальным, поэтому результат получается один: 7 баллов по шкале «мотивация к избеганию неудач». Результаты см. в приложение, протокол №2 и рис.4

РИС.4 Основной результат по представленной методике (в баллах)

На рис.4 мы видим, что уровень мотивации к избеганию неудач достаточно низок(7 баллов) по отношению к наибольшему возможному результату.

Качественный анализ

По результату опросника видно, что у испытуемого низкая мотивация к защите (7б.). Это значит, что испытуемый не боится ошибиться в принятых им решениях при достижении своей цели, он будет идти вперед методом проб и ошибок. И опираясь на результаты теста «Мотивации успеха», где показатель мотивации успеха высокий, можно сказать, что, не смотря на какие-либо преграды, испытуемый все же добьется своей цели.

Метод 4. Опросник Кроуна-Марлоу Шкала социальной желательности. CM SDS - личностный опросник, разработан Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения. Тест состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогласие.

Количественный анализ

В этом исследовании представлена также моношкальная методика с одним единственным результатом. Результат испытуемого по шкале социальной желательности равен 7 баллам. Подробно данные описаны в приложение, протокол 3 и рис.5, представленный ниже.

РИС.5 Основной результат по данной методике (в баллах)

Качественный анализ

Оценивая полученные результаты, можно сказать, что испытуемый не принимает традиционных норм, а также он излишне требовательный к себе. Этого человека можно назвать честолюбивым, а также человеком, который не будет держать свое мнение при себе и сможет его высказать в той ситуации, где необходимо это сделать, по его мнению.

Сравнительный анализ

Количественный анализ

На рисунке 6, приведенным ниже, показаны сводные результаты исследования мотивационной сферы личности испытуемого.

РИС6.Сводные результаты исследования мотивационной сферы

№ тестаОсобенности мотивацииРезультаты в баллахМотивация к успеху 21Мотивация к избеганию неудач 7Мотивация одобрения (социальная желательность поведения) 7Направленность личности Направленность на себя (Я)30Направленность на общение (О)26Направленность на дело (Д)25

Исходя из того, что мотивация к успеху и мотивация к избеганию неудач тесно связаны между собой, сравним их показатели на диаграмме. Рис.7

РИС7 Сравнение результатов мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач (в баллах).

направленность личность мотивационный неудача

На рис.7 показано, что результат мотивации к успеху(21) намного больше результата мотивации к избеганию неудач(7)

Качественный анализ

Также сравнивая показатели шкал мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач можно сказать, что у испытуемого преобладает желание добиваться успеха, нежели оценивать риски неудач, которые могут возникнуть на пути к желаемому результату.

Вывод

Анализируя все показатели полученных данных, можно охарактеризовать испытуемого, как человека целеустремленного, готового идти к своей цели, не смотря на свои неудачи, с которыми он сталкивается по пути к успеху, при этом испытуемый может добиваться желаемого результата как в коллективе, так и индивидуально. Главной особенностью этой человека является честолюбие, которое возможно поможет ему стать лидером в своем рабочем коллективе.

Рекомендуем почитать

Наверх