Дворец «Финляндия» (арх. Алвар Аалто)

Рассказы 02.04.2024
Рассказы

Архитектор Алвар Аалто (1898–1976)

Для того, чтобы на свет появилось здание-шедевр, мало гениального архитектора. Нужен еще и незаурядный заказчик. Именно в результате их сотрудничества и возникают те редкие постройки, на которые весь мир смотрит с восхищением.

История дома Карре - именно такой случай. Великий финский архитектор (Alvar Aalto) и французский арт-дилер Луи Карре (Louis Carré) создали дом, в котором все продумано до мелочей, каждая деталь уместна и нет ничего чрезмерного. Карре был сыном преуспевающего антиквара, от которого получил в наследство галерею в Париже с филиалом в Нью-Йорке.

В отличие от отца сын предпочитал старым мастерам современников: он продавал работы (Paul Klee), Хуана Гриса (Juan Gris), (Pablo Picasso) и (Le Corbusier) и был с ними всеми хорошо знаком. Однако когда дело дошло до строительства собственного дома на участке в четыре гектара, расположенном на пологом склоне холма в деревушке к юго-западу от Парижа, Карре решил, что бетонное творение Ле Корбюзье на фоне идиллического сельского пейзажа будет смотреться как вставной зуб. У Карре и Аалто было много общих друзей, а лично они познакомились в 1956 году на Венецианской биеннале современного искусства и сразу же подружились.

Фасад дома со стороны дороги

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Столовая. Обеденный стол и светильники сделаны по зскизам Аалто. Стулья, дизайн Альвара Аалто, Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Арт-дилер попросил архитектора построить ему дом из натуральных материалов, который бы казался маленьким снаружи и большим внутри. «Мне нужен был дом из живых материалов, - говорил Карре. - Наверное, это была подсознательная реакция на тогдашнюю моду на архитектуру из стекла и стали. А мне хотелось камня, кирпича - потому что кирпич благородно стареет - и дерева. Именно поэтому Аалто идеально подходил мне. Он очень хорошо чувствовал материал. Я думаю, это связано с его поэтическим талантом - ведь он поэт».

В доме, построенном Аалто, преимущества этих материалов используются в полной мере. Здание стоит в самой высокой точке участка, окна основных жилых помещений обращены к саду и окрестным полям (теперь, правда, их заслоняют изрядно вытянувшиеся за полвека деревья). Само здание построено из белого шартрского известняка. Очертания односкатной кровли, покрытой темно-синим шифером, вторят рельефу участка. Самое впечатляющее помещение в доме - высокий центральный холл с волнообразно изгибающимся потолком (похожий вы можете увидеть сегодня ).

Холл. Кровля сложной формы, напоминающая волну, - любимый прием архитектора. Потолок выложен узкими планками из финской сосны. Лестница ведет в гостиную

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Этот элемент стал своего рода визитной карточкой архитектора, сама фамилия которого в переводе с финского означает «волна». Потолок отделан красной финской сосной, и свет, льющийся через окна над главным входом, выгодно подчеркивает богатую текстуру дерева. Такое расположение окон также помогло защитить от прямого солнечного света картины, висящие на стенах холла.

«Этот свод - настоящий шедевр, - говорил Карре. - Проектируя его, Аалто превзошел самого себя. Это единственный архитектор, прекрасно владеющий также мастерством плотника. Потолок холла - нечто вроде купола. С самых ранних дней архитектуры купол всегда был вершиной творчества архитектора. Но этот свод - не копия чего-то другого. Это сердце дома, самое главное в нем».

Фрагмент холла. Окна расположены под потолком - это было сделано, чтобы защитить картины на стенах от прямых солнечных лучей. За раздвижными дверями скрываются встроенные шкафы и проход в приватную часть дома, где расположены спальни

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Кухня. Фаянсовая посуда на полках сохранилась со времен Луи Карре. Мебель сделана по эскизам архитектора

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Холл служит своего рода центральной площадью дома, сюда сходятся все пути. Широкая короткая лестница ведет вниз, в просторную гостиную, из окон которой открывается вид на окрестности. Другой маршрут ведет в столовую и служебные помещения. Дверь, ведущая в приватную часть дома, почти не выделяется среди дверей встроенных шкафов. Спальни самого Луи Карре и его жены Ольги располагались на первом этаже. Наверху находились комнаты прислуги. И снаружи, и внутри дом поражает удивительной цельностью. Каждая деталь подобрана тщательно и с любовью. Карре специально ездил в Финляндию, чтобы выбрать нужную ему мебель из ассортимента марки , принадлежавшей Аалто.

Гостиная. Кресло сделано по эскизу Аалто, однако оригинальная обивка не сохранилась. Светильники были разработаны Аалто для этого дома, а позже вошли в каталог его компании Artek и стали выпускаться серийно. Письменный стол также изготовлен по эскизу архитектора. В углу - столики Piano, дизайн Алвара Аалто для Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Дизайн многих предметов архитектор разработал специально для этого дома - от медных дверных ручек до необычных комбинированных светильников в столовой: они освещали одновременно и обеденный стол, и арт-объекты на стенах. Не удовлетворившись уже существующим ассортиментом своей марки, архитектор придумал для Карре множество предметов: кресла, письменные и обеденные столы, иные из которых позже пустил в массовое производство. Луи Карре прожил в этом доме до самой своей смерти в 1977 году. Сейчас здание открыто для публики - единственная постройка Алвара Аалто во Франции, ставшая одним из самых совершенных строений мастера, не перестает восхищать посетителей со всего мира своей теплотой и продуманностью. www.maisonlouiscarre.fr

Фрагмент кухни. Лестница ведет в центральный холл. Кресло, дизайн Алвара Аалто, Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Авторские дома, в которые создатели вкладывали частичку своей души, всегда будут вызывать интерес и привлекать внимание, несмотря на переменчивость моды. Сегодня наш рассказ – об одном из талантливых архитекторов, творивших в прошлом веке.

Творческие эксперименты Alvar Aalto позволили его шедеврам финского архитектурного модернизма удостоиться многочисленных наград.

Наряду с Frank Lloyd Wright, финский архитектор Alvar Aalto обладал очень индивидуальным стилем, сочетающим традиции и современность. Но, в отличие от Wright, который родился через десять лет после окончания Гражданской войны 1861-1865 годов и свои ранние работы создал в США в том же веке, Aalto (1898-1976) начал свою карьеру как представитель течения модернизма, распространённого в Европе.

Первые здания архитектора были созданы в стиле нордического классицизма, но Aalto быстро перешёл к функционализму – версии европейского модернизма в Скандинавии. В дальнейшем он минимизировал строгость функционализма и разработал собственную, особенную концепцию современной архитектуры, вдохновение для которой он черпал в истории и финских пейзажах.

Villa Mairea – не первый проект, созданный в таком ключе, но это первый особняк, построенный для клиента (его собственный дом 1936 года постройки). Он стал одним из шедевров архитектуры среди жилых зданий ХХ века. Особенности этого здания не заметны с первого взгляда, дизайн не отличается ни строгой упорядоченностью, как у других современных построек, ни стилистическими намёками на традиционную архитектуру. Создавая этот проект, автор опирался на собственный опыт и настроение. А результат удостоился множества заслуженных наград.

И архитектор, и клиент видели дом как воплощение их нереализованных идей, которые могли бы быть применены к типовым проектам массового жилья. А этим были озабочены многие архитекторы в период между мировыми войнами. Aalto чувствовал, что массовой застройке не хватает отдельных штрихов, которые сделают её живой и индивидуальной, а не стерильной и безликой.

С этой позиции дом выглядит ещё более современным, чем аналогичные здания, поскольку функциональность (основа ранней модернистской архитектуры) в нём важнее стиля и концепции.

Немного о Villa Mairea

  • год постройки: 1939;
  • архитектор: Alvar Aalto;
  • местоположение: Ноормаркку (Noormarkku), Финляндия.

Aalto встретил Maire Gullichsen, жену промышленника Harry Gullichsen, благодаря своему помощнику, Nils-Gustav Hahl, в 1935 году. Maire и Harry Gullichsen, желающие построить виллу в Noormarkku, стали клиентами архитектора уже после того, как была открыта совместная с Nils-Gustav и Maire Gullichsen компания Artek по производству мебели. И по сей день она производит стулья и посуду, дизайн которых разработал Aalto. А особняк стал результатом дружбы, основой которой послужили близкие взгляды на искусство и общество.

Проект был воплощён в реальность благодаря стремлению к новизне и либерализму семьи Gullichsen. В одном из интервью они рассказали, что предложили архитектору рассматривать проект в качестве экспериментального и обещали не предъявлять никаких претензий в случае неудачи.

Одним из ранних дизайнерских решений была схема с консолями, как в проекте виллы Fallingwater от Frank Lloyd Wright. Aalto увидел её в журнале в 1937 году, когда начал работу над Villa Mairea.

Перед тем, как обратить внимание на вариант в стиле Fallingwater, архитектор рассматривал идеи финских крестьянских домов. В дальнейшем он не оставил изначальную разработку, а доработал её, спроектировав здание традиционной для Скандинавии Г-образной планировки. Таким образом строили особняки аристократов, что вполне соответствовало богатству семьи Gullichsens. Как правило, такого рода здания обладают просторными дворами. Здесь приусадебная территория была отведена под бассейн и сауну, соединённую с домом крытым переходом.

После разработки вариант был согласован с клиентом, но, уже на этапе строительства этого дома в лесу, Aalto не раз вносил изменения в проект. Это наглядно подтверждает, что и сам стиль Aalto, сочетающий в себе старое и новое – то, что называют живописным коллажем, – может быть разнообразным и изменчивым.

На первый взгляд особняк выглядит простой белой коробкой среди леса, но, если присмотреться вблизи, станет заметна необычность его конфигурации. В первую очередь привлекает внимание деревянная пристройка к фасаду с большими высокими окнами – там Harry оборудовал библиотеку и гостиную, – а также оригинальные скошенные окна на втором этаже и асимметричный навес над крыльцом. Он также обшит натуральной древесиной, которая выразительно контрастирует с белыми стенами дома.

Если сравнить фасад Villa Mairea с другим известным домом – Gropius House в штате Массачусетс, – то можно увидеть определённое сходство. Оба имеют навесы и винтовую лестницу, но техника декорирования Aalto более мягкая по сравнению с суровостью Gropius. Удивительно, но экстерьеры зданий, созданных Aalto, очень гармоничны и не выглядят перегруженными, несмотря на обилие функциональных и декоративных элементов.

Осмотр с другого ракурса позволяет нам увидеть ещё больше деталей, которые удивительно подходят друг к другу. Деревянная обшивка стен гостиной гармонирует с основанием дома из тёмного камня и тонкой решёткой террасы, куда можно выйти из спальни. За полукруглой стеной на втором этаже, обшитой тёмными фактурными досками, скрывается студия Maire. Такое решение придаёт тыльному фасаду особняка впечатляющий объём.

Прежде чем поговорить о заднем дворе, обратим внимание на ещё пару деталей экстерьера. Большие окна с деревянными рамами в гостиной оборудованы стальными стержнями для раздвижных ставней. Угол дома, где расположена кухня, декорирован тонкими вертикальными планками из тёмного дерева – это метафорический образ леса вокруг дома. С ними перекликаются и другие вертикали – колонны, флюгер и другие конструкции внутри и снаружи дома. За угловым окошком спрятана детская спальня.

Тыльный фасад особняка выглядит проще, чем главный. Здесь преобладают ровные белые поверхности, дополненные панорамными окнами столовой и гостиной. При этом студия из тёмной древесины, которую мы уже видели с другого ракурса, придаёт этой части дома оригинальный и стильный вид.

Под студией расположен зимний сад, куда можно войти со двора. Сама студия своими изгибами и отделкой из тёмного дерева напоминает рояль. А белые несущие конструкции выглядят, словно стволы светлых деревьев, продолжая тему леса.

На фото слева, на дальнем плане, виднеется сауна.

Внутри дома метафора леса выглядит ещё более выразительно, особенно если говорить о колоннах и неструктурных опорах, которые напоминают не только деревья, но и кусты. Они привлекают внимание гостей и функционально разделяют пространство дома. Поэтому интерьер выглядит скорее как некое переплетение поверхностей и линий, в отличие от привычных строгих конструкций, часто встречающихся в современном дизайне.

Взглянем ещё раз на изображённую на фото комнату. Справа расположен вход, слева виднеется лёгкая лестница, а возле неё – переход к столовой. Изнутри дом выглядит не менее интересно, чем снаружи. Необычные элементы – деревянная отделка, изогнутая белая стена у входа, меняющаяся высота потолков – кажутся эклектичными, но вместе создают гармоничный и цельный дизайн. Это именно тот случай, когда целое – больше, чем просто сумма частей.

Если повернуться на 180°, мы увидим гостиную с угловым камином. Снаружи за белой кирпичной стеной находится зимний сад, и, возможно, поэтому она больше похожа на внешнюю стену дома. На переднем плане – одна из самых известных деталей интерьера: две колонны, обвитые ротангом и делящие пространство комнаты на три части. Во всём доме такие цилиндрические колонны обвиты ротангом.

Хороший способ описать дом – это создать серию эпизодов о нём. Хотя многие из помещений особняка – в частности, первый этаж – едины, здесь повсеместно встречаются уникальные материалы, текстуры, детали и аксессуары, которые не повторяются, но вместе сочетаются очень гармонично. Элементы народной скандинавской архитектуры в модернистском интерьере – это ещё один способ создать цельный, продуманный интерьер. Кстати, таким же образом Aalto создавал и два финских павильона для международных выставок примерно в то же время, когда строился и этот дом.

Ещё пара таинственных аксессуаров – оригинальные ручки и маленькие застеклённые «иллюминаторы» на входной двери. И, конечно, нельзя не обратить внимания на деталь, которую чертёжники называли «уши Aalto» – изящное отверстие на камине в гостиной. Такие детали иллюстрируют влияние искусства на архитектуру и особый талант автора к сочетанию различных элементов, создавая цельный и гармоничный дизайн, который выглядит современным, не будучи стандартным и предсказуемым.

На вилле Mairea создан музей Alvar Aalto и вы, уважаемые читатели, можете посетить его, предварительно забронировав дату и время. Тем, кому интересна архитектура дома, предлагается посетить сайт музейной экспозиции, где представлена подробная информация о доме, а также множество чертежей и фотографий.

Самый известный финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто (3.02.1898 — 11.05.1976) за 78 лет жизни построил множество зданий в Европе, США, и даже в Ираке. По всей Финляндии стоят его университеты, библиотеки, музеи, театры, культурные центры, офисы, школы и церкви. Вилл для частных заказчиков в этом перечне не так много. Одна из самых известных стоит не в Финляндии, а под Парижем.

Этот шедевр Алвара Аалто — дом Луи Карре — тесно связан с именем художника Андрея Ланского.

Известный торговец картинами, пригласил знаменитого архитектора выстроить ему дом. В течение двух лет из Финляндии, где жил автор, во Францию, где жил заказчик, регулярно везли дерево и рабочих. Когда дом был закончен, торговец остался доволен. И попросил знаменитого художника написать картину для столовой. «Лучший художник» тоже согласился. Он сказал: «Эта картина должна походить на огромную географическую карту. На ней мы увидим все ручьи, реки, озера и океаны. На ней мы увидим деревья, цветы, растения. И ощутим все запахи нашей земли». Примерно так, буквально в нескольких фразах, Андрей Ланской описал историю создания дома Карре, без ложной скромности назвав себя «лучшим художником того времени». Впрочем, в начале 1960-х годов (и, кстати, с помощью «торговца картинами» галериста Луи Карре) он уже имел немалые основания ставить себя так высоко. Его работы уже отлично продавались.

К концу 1930-х, не без влияния Кандинского, Ланской выработал свой, ни на какой другой не похожий стиль живописи. Его «лирическая абстракция» привлекала своей органичностью. «Не надо писать абстрактную или фигуративную вещь — надо писать картину, — говорил он. — Нужно просто смешивать цвета и в нужный момент разделять их — то противопоставлять, то сталкивать, объявлять «перемирие», добиваться между ними взаимопонимания, и даже больше: самых сердечных отношений; наносить их на полотно мягко или грубо и не знать, какую роль они сыграют в этой драме». Абстрактная живопись «придает зрелищную форму невидимому: нашим мыслям, нашим чувствам, нашим духовным переживаниям, которые являются значительной частью нашей жизни».

Андрей Ланской. Париж.

Ланского заметили искусствоведы и коллекционеры. Луи Карре к моменту их знакомства в 1944 году уже три года как был владельцем собственной галереи. Выставлял работы таких художников, как Рауль Дюфи, Фернан Леже и Пабло Пикассо, и живо интересовался всем, что происходило в искусстве послевоенной Франции... Последующие шестнадцать лет в жизни Ланского нередко называют «годами Карре»: он стал постоянным экспонентом нью-йоркских и парижских выставок в галерее Карре, постепенно приобретая известность и признание.

Андрей Ланской. Абстрактная композиция. 1955.

Критика обвиняла абстракцию в непонятности, сложности для восприятия и самодостаточности. Говорили, что этим полотнам тяжело вписаться в реальную жизнь и соседствовать с фигуративной живописью. Тем не менее в 1950 году Карре организовал в своей нью-йоркской галерее выставку Modern Paintings to Live With. Более того, он решил строить загородный дом, который будет украшен работами тех мастеров, с которыми он все эти годы сотрудничал.

Алвар Аалто с супругой и чета Карре.

Итак, в 1955 году, в сорока километрах к юго-западу от Парижа, в местечке Базош-сюр-Гийонн была приобретена земля. Строительство виллы предполагалось поручить Ле Корбюзье, с которым галериста связывали дружеские отношения. Что же его остановило? Карре опасался, что архитектура известного швейцарца окажется слишком умозрительной, чуждой этому живописному месту. И остановил свой выбор на Алваре Аалто. Финн блестяще воплотил идеи заказчика. Он расположил дом на склоне и с помощью деталей вовлек его в диалог с пейзажем. Подчеркнул холмистый ландшафт и красоту дубовой рощи.

Интерьер виллы Карре.

Постройка представляет собой композицию из нескольких объемов разной высоты. Все помещения имеют естественное освещение. (Историки архитектуры считают, что эта работа мастера напоминает более раннюю виллу Мейера, которую Аалто спроектировал еще до войны.) В строительстве использовали белый кирпич с добавлением натурального камня: известняка, травертина и сланца. Внутри белые поверхности чередуются с деревянными панелями стен и потолка. Оконные проемы, иногда во всю стену, делают архитектуру еще легче, открывая внутреннее пространство. Через большие окна оно дополнительно связано с окружающим пейзажем. Аалто спроектировал также мебель и авторские элементы интерьера, выполнил проект сада. В результате получилось уникальное произведение искусства: частный дом-галерея, удобный как для камерной жизни семьи, так и для приема официальных гостей и деловых встреч. Структура его проста и лаконична. Столовая, гостиная и библиотека сгруппированы вокруг центрального холла, спальни же и другие помещения, не предназначенные для публичного доступа, находятся в южной части. Проход в эти комнаты умело спрятан от посторонних глаз.

Интерьер виллы Карре.

Интерьер виллы Карре. Столовая, в которой висели картины Ланского.

Интерьер виллы Карре. Спальня.

Зная, что в доме расположится коллекция живописи, архитектор планировал пространство особым образом. Не исключено даже, что местоположение некоторых работ определяли еще на стадии проектирования. В расчете на будущую развеску архитектор располагал оконные проемы, одновременно продумывая необходимую подсветку. В 1959 году строительство и отделка были полностью закончены. К сожалению, теперь воссоздать интерьер можно лишь по нескольким фотографиям и воспоминаниям очевидцев. Да еще по репродукциям в каталогах — с тех самых аукционов, на которых много позднее была продана значительная часть произведений искусства, принадлежавших супругам Карре. Среди прочего это работы Пьера Боннара и Жана Базена, Рауля Дюфи и Мориса Эстева, Фернана Леже, Аристида Майоля и Жака Вийона.

Луи Карре и Алвар Аалто.

В одном из таких каталогов помещена репродукция картины Ланского «Вход в сад», в свое время тоже украшавшей дом-галерею в Базош-сюр-Гийонн. В конце 1950-х годов по заказу хозяина дома он выполнил серию из шести работ для столовой. Похожие на витраж, яркие, наполненные светом и цветом, эти горизонтальные композиции прекрасно соответствовали легкой архитектуре Аалто, перекликались с формой окон. А по тональности и интенсивности они напоминали живописную окружающую природу, как бы транслируя ее внутрь помещения. Возникала иллюзия многократного приближения и увеличения фрагментов пейзажа, открывавшегося из окон.

После смерти супругов Карре их наследники выставили на продажу здание, а также большую часть уникальных деталей интерьера. И хотя в 1996 году дом был признан историческим памятником и попал под защиту французского государства, интерьер оказался не защищен законом и был распродан по частям. Теперь здесь располагается Финский культурный центр. И если вы приедете в этот парижский пригород, чтобы посмотреть на архитектуру Аалто, вспомните, что когда-то эту виллу украшали великолепные полотна русского живописца Андрея Ланского.


Специализированный музей дизайна и архитектуры отца северноевропейского модернизма Алвара Аалто в городе Ювяскюля – один из интереснейших музеев этого города. Чтобы познакомиться с работами этого великого архитектора и дизайнера, можно не только посетить музей, расположенный по адресу Alvar Aallon katu 7, но и совершить прогулку по Ювяскюля: более 20 зданий в этом городе построены по его проектам.

Посетить музей Алваро Аалто можно во время поездки в Финляндию. Многие уже проверили на себе тот факт, что Финляндия на выходные – идеальное место отдыха. Тем более, что добраться до самых красивых мест Финляндии, в том числе до Ювяскюля, можно всего за несколько часов на поезде, автобусе или автомобиле из Санкт-Петербурга, или даже на самолете из Хельсинки. Также до Ювяскюля можно доехать всего за 3 часа на скоростном поезде из Хельсинки или напрямую на автобусе из Санкт-Петербурга всего за 10 часов.

Основная экспозиция этого удивительного музея под названием «Алвар Аалто. Архитектор» познакомит с жизнью Алвара Хуго Хенрика Аалто, замечательного человека, талантливого архитектора и дизайнера, которая пришлась на нелегкое время борьбы Финляндии за независимость, а также Первую и Вторую мировые войны. Прожил архитектор 78 лет с 1898 до 1976 года. Алвар Аалто с детства полюбил природу, старался относиться к ней трепетно, так как вырос архитектор в окружении финской природы, в семье лесника. Дерево стало его любимым материалом для творчества.

Большая часть его творений воплощена в жизнь в Ювяскюля.В 1923 году Алвар Аалто, через 2 года после окончания университета, путешествия по Европе и участия в выставке в Тампере, открыл в Ювяскюля свою проектную мастерскую. Одной из его первых и самых ярких работ в стиле неоклассицизма стал Рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный первые годы работы его творческой мастерской, в 1923-1925 годах.

В творчестве Алвара Аальто выделяют так называемые «красный» и «белый» периоды. Архитектор всегда искал возможность гармонизировать все элементы своих строений с природой, долго выбирал световое оформление интерьеров. Его здания «белого» периода считаются настоящим воплощением «духа Севера», а красные здания особенно эффектно смотрятся зимой, радостно и ярко наполняя собой пространство, в которое они всегда органично вписаны автором. Алвар Аалто работал также и в стиле фукционализма, проектируя общежития, «минимальное» жилье, также по его проектам в Ювяскюля построено больше десяти гостиниц, загородные коттеджи и кемпинги. Одним из самых необычных творения Алвара Аалто в Ювяскюля является спроектированная и построенная им совместно со своей женой дача - Экспериментальный дом в Мууратсало, куда три раза в неделю можно попасть с экскурсией, по предварительной записи.

Здания, спроектированные Алваром Аальто вы можете встретить в Хельсинки, в Выборге, в США. Одним из самых известных его творений стал белоснежный дворец «Финляндия» в Хельсинки, по форме схожий с роялем.

Увидеть со стороны творения Алвара Аальто мало, ведь архитектор проектировал здания полностью: и снаружи и изнутри, все до мелочей, включая светильники, мебель, вазы и пепельницы. Производство осветительных приборов Алвара Аальто работает и сейчас, а фильм об этом производстве можно увидеть в кинозале музея.

Кроме постоянной экспозиции, в музее всегда можно ознакомиться с работами других дизайнеров на временных экспозициях, событиями современного мира дизайна и архитектуры. Экскурсии по музею проводятся не только на финском, но и русском, испанском и английском языках, по пожеланию группы. Кроме экскурсии по музею, можно всегда заказать экскурсию на другие Аалто-объекты.

Время работы музея: с 11 до 18 часов в будние дни.

Рекомендуем почитать

Наверх