Что нужно знать для работы в казначействе. Федеральное казначейство

Произведения 28.03.2024
Произведения
Ответ редакции

Флаг Федерального казначейства (Казначейства России) на его здании, расположенном на Биржевой площади в Москве. Фото: РИА Новости / Наталья Селиверстова

Казначейство России — это госструктура, которая занимается централизацией, управлением и распределением федеральных денежных потоков и финансовыми вложениями. Находится в ведении Минфина РФ. Образована в 8 декабря 1992 года.

Основные функции Казначейства России:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета
  • кассовое обслуживание
  • учет и распределение поступлений
  • управления рыночными и валютными рисками.

Полномочия Федерального казначейства:

  • распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.

Структура

Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию — Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». За пределами России ведомство представительств не имеет.

История

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея — должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III , казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II , крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I . В 1802 году им был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов. А 15 февраля 1821 года в структуре нового ведомства был создан Департамент Государственного казначейства, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были: прием и хранение всех доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов, перевод денег и так далее.

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии — Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем — Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о возрождении казначейства в России.

Право/1. История государства и права

К.ю.н. Приходько М.А.

Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина, Россия

Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) и государственная система Российской империи в начале XIX века (Историко-правовой аспект)

Государственное казначейство или ведомство Государственного казначея принадлежит к числу учреждений наименее исследованных в научной литературе, вследствие не проявления активного интереса к этому учреждению со стороны дореволюционных и советских исследователей и отсутствия до конца 90-х гг. XX в. научных статей и исследований, специально посвященных этому государственному учреждению.

Наиболее же научно выверенной справочной статьей о Государственном казначействе (ведомстве Государственного казначея) продолжает оставаться статья из справочника немецкого историка Э.Амбургера.

Также, нужно отметить, что архивные документы Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) за 1796-1821 гг. не систематизированы и рассредоточены по нескольким архивным фондам Российского государственного исторического архива (далее: РГИА), а информация о Государственном казначейства (ведомстве Государственного казначея) отсутствует в путеводителе РГИА.

Частичным объяснением этому является отсутствие у Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) организационного единства.

Учреждение Экспедиции о государственных доходах при 1-м Департаменте Правительствующего Сената в 1773 г., преобразование ее в 1780 г., образование в этом же году Казначейств для остаточных и штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, подчинение их сначала генерал-прокурору Правительствующего Сената, а с 1796 г. Государственному казначею, не сопровождалось организационным слиянием их в одном центральном государственном учреждении – коллегии, конторе или департаменте.

Между тем, значение должности Государственного казначея продолжало возрастать в связи с сосредоточением в его руках существенной части важнейшей отрасли государственного управления – финансового управления. Более того, с 1798 г. когда Государственному казначею была подчинена вновь образованная Контора придворных банкиров и комиссионеров Воута, Велио, Раля и К о, и в сферу его компетенции вошли еще и вопросы внешних займов Российской империи.

К 1802 г. Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) так и не получило единого организационного устройства. Фактически его составляли сразу несколько самостоятельных государственных учреждений: Экспедиция о государственных доходах при Правительствующем Сенате, два Казначейства для штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, два Казначейства для остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций и Контора придворных банкиров и комиссионеров баронов Велио, Раля и Роговикова. Объединяющим началом для них было то, что все они находились под общим руководством Государственного казначея. Также при Государственном казначее действовала Канцелярия.

Неопределенность организационного устройства порождала и неопределенность правового статуса Государственного казначея – он не был президентом коллегии, а значит, он не был, так сказать, полноценным руководителем центрального государственного учреждения. Кроме того, определенное, доминирующее воздействие на Государственного казначея оказывала деятельность генерал-прокурора как главы Правительствующего Сената и первенствующего сановника империи.

Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. затронул Государственное казначейство в минимальной степени. Манифестом 8 сентября 1802 г. было подтверждено, что должность Государственного казначея по прежнему регулируется Указом «Об устройстве Экспедиции о государственных доходах» от 24 октября 1780 г.

Под руководством Государственного казначея остались Экспедиция о государственных доходах, Казначейства для штатных и остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, а также все губернские Казенные палаты только по части казенных сборов, все губернские и уездные казначеи. Из ведения Государственного казначея были исключены придворные банкиры, комиссионеры и контролер для свидетельствования банкирской кассы, а также Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций.

Вместе с тем, установление в статье V Манифеста «Об учреждении министерств» новых правил, в соответствии с которыми императорская воля объявлялась Государственному казначею через министра финансов и что Государственный казначей должен находится в сношениях с министром финансов по всем ведомостям о доходах, а также перечисление учреждений и предметов ведения Государственного казначея в одной статье с Министерством финансов, определило некоторое вспомогательное или полузависимое положение Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) по отношению к Министерству финансов.

Тем самым, при всей минимальности изменений, внесенных Манифестом «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. в структуру Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея), он имел важное значение в смысле установления на практике полуподчиненного положения Государственного казначейства по отношению к Министерству финансов.

В первые годы после 1802 г. изменения в структуре Государственного казначейства не были существенными. В 1803 г. к Экспедиции о государственных доходах присоединена Экспедиция заготовления гербовой и вексельной бумаги и печатания векселей и заемных писем. В 1805 г. утвержден Штат 5-й (временной) Экспедиции для свидетельства счетов прежнего времени. В 1806 г. были прибавлены чиновники и канцелярские служители в Штат Казначейств для штатных и остаточных сумм в Санкт-Петербурге и в Штат 1-й Экспедиции о государственных доходах, а также Экспедиция заготовления гербовой и вексельной бумаги и печатания векселей и заемных писем была переименована в Казначейство о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги, с утверждением Штата этого Казначейства.

В августе 1807 г. по случаю кончины министра финансов А.И.Васильева управляющим Министерством финансов был назначен с оставлением в должности Государственного казначея Ф.А.Голубцов. Это назначение носило временный характер, так как предметы ведения министра финансов передавались под управление Ф.А.Голубцова постепенно, но функциональное и организационное взаимовлияние и взаимодействие Государственного казначейства и Министерства финансов существенно возросло, так как управление ими осуществлялось одним лицом.

В августе 1808 г. организационные изменения уже непосредственно затрагивают структуру Государственного казначейства. На основе высочайше утвержденного доклада Государственного казначея Ф.А.Голубцова 1-я, 2-я и 4-я экспедиции о государственных доходах, объединяются и составляют новую, единую Экспедицию о государственных доходах.

В 1809 г. на основе высочайше утвержденного доклада Государственного казначея Ф.А.Голубцова 3-я и 5-я экспедиции прежней Экспедиции о государственных доходах объединяются в Государственную экспедицию для ревизии счетов.

Тем самым, структура Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) с 1809 г. выглядела следующим образом: Экспедиция о государственных доходах, ГЭДРС, два Казначейства для штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, два Казначейства для остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, Казначейство о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги, Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций и Канцелярия при Государственном казначее.

Завершающий период министерской реформы 1810-1811 гг. и его основные правовые акты имели важное значение для Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея).

Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 г. подтвердил предметы ведения Государственного казначейства: «движение сумм в доход поступивших, Казначейство остаточное или запасов, Казначейство текущих расходов, платеж долгов и пенсионов и прочее».

Вместе с тем, Манифест от 25 июля 1810 г. провозгласил создание нового центрального государственного учреждения – Ревизии счетов, под руководством Государственного контролера.

Тем самым, на основе Государственной экспедиции для ревизии счетов

создавалось новое, центральное государственное учреждение, с выведением его из состава Государственного казначейства и подчинением его непосредственно Государственному контролеру.

Таким образом, в функциональной плане Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) потеряло важнейшую функцию финансового контроля и утратило качественное различие в сфере своей компетенции с компетенцией Министерства финансов.

«Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. не затронуло Государственное казначейство.

«Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. еще раз подтвердило предмет ведения Государственного казначейства – движение сумм в доход поступивших.

Кроме этого, нужно отметить и изменения в персональном составе руководителей Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея).

После увольнения 01.01.1810 г. Ф.А.Голубцова с должностей Государственного казначея и управляющего Министерством финансов, Государственным казначеем был назначен Б.Б.Кампенгаузен, а министром финансов Д.А.Гурьев.

Назначение же Б.Б.Кампенгаузена 28.01.1811 г. Государственным контролером в связи с образованием ГУРГС, оставило должность Государственного казначея вакантной.

На практике управление Государственным казначейством перешло к министру финансов Д.А.Гурьеву, вновь возродив, существовавшую прежде тенденцию общего руководства Министерством финансов и Государственным казначейством.

Литература :

1. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т. 2. СПб., 2001.

2. Государственность России. Словарь-справочник. Кн. 1, 3. М., 1996, 2001.

3. Ерошкин Н.П. Министерства России 1-й половины Х I Х в. – фондообразователи центральных государственных архивов СССР. М., 1980.

4. Министерство финансов 1802-1902. Ч . 1. СПб ., 1902.

5. Amburger E. Geschihte der Behördenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, Brill, 1966.

Казначей - это профессия, которая издавна существовала на Руси. За несколько десятков веков произошла значительная трансформация должности, однако суть её осталась неизменной. Итак, давайте вместе разберёмся, кто такой казначей?

Сущность профессии

Издавна скарбником считался тот человек, который находился на службе у зажиточного гражданина и нёс ответственность за личные расходы и доходы имения (хозяйства). Сейчас данный вид профессии приобретает несколько иной вид. Казначей - это сотрудник компании, который контролирует ликвидность организации, то есть полностью следит за лентой платежей.

Удивительно, но такая должность присутствует и на государственном уровне. Главный казначей страны следит за расходами бюджета, выдавая платежи в соответствии с законом. Специалист коммерческой организации занимается не только расчётами, но и анализирует современное состояние рынка, проводит сравнения. В случае дефицита - привлекает инвесторов и клиентов.

Обязанности казначея

Специалист несёт ответственность за контроль и Причём не важно, осуществляет он свои обязанности в пределах одной компании или же всего государства. Казначей - это тот сотрудник, который отвечает за организацию отдела казначейства, если таковой присутствует. В его обязанности входит составление плана, согласно которому будет осуществляться выдача денежных средств. Ведение документации также возлагается на плечи казначея. В период рабочего времени специалист должен:


Личностные качества: квалификация и стимул

Не нужно быть экономистом, чтобы понять, казначей - это должность ответственная. Соответственно, наличие высшего образования - обязательный критерий при принятии на работу. Шансы на получение желаемой должности значительно повышаются при наличии экономической или финансово-кредитной квалификации.

Ещё более важно обладать системным мышлением. Осуществление сложных математических операций, их анализ не должны порождать путаницу в голове. Именно поэтому рынок труда нуждается в людях, имеющих опыт не только в финансовой области, но и получившие техническое образование.

В условиях информационного прогресса будущий казначей должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, освоить разработку бизнес-планов, обладать навыками управления финансовыми рисками. Ни один офисный работник не может успешно осуществлять финансовую деятельность без умения составлять отчёты и вести документацию.

Казначей должен обладать аналитическим складом ума, быстро разрешать сложные финансовые ситуации. Ответственность, стрессоустойчивость, напористость и терпеливость - основополагающие качества специалиста данной профессии. Он должен не только получить качественное образование, но и заниматься самосовершенствованием. Именно такой подход позволяет в кратчайшие сроки достигнуть масштабных карьерных высот.

Минусы профессии

Любая должность предполагает отрицательные и положительные качества. Если вы решили заняться казначейской деятельностью, стоит знать о её главных недостатках.

  • Материальная ответственность.

Работа с денежными средствами всегда предполагала большие риски. Одно неверно принятое решение может являться следствием крупных денежных обязательств для фирмы. Поэтому перед тем, как приступать к должностным обязанностям, крепко подумайте, действительно ли вы готовы взять на себя такую ответственность и отвечать за принятые решения?

  • Напряжённый график работы.

Казначей - профессия практически круглосуточная. Особые сложности появляются с приходом налоговых проверок. А если вы занимаете должность в государственном учреждении, то в этот период и вовсе можно забыть о полноценном сне.

  • Стрессы.

Данный пункт напрямую вытекает из предыдущего. Ни одна проверка не проходит без замечаний. Отлично, если вы смогли устранить их на месте! И печально, если в результате контроля вы получаете дисциплинарное взыскание.

Положительные стороны

Наравне с чередой минусов, выбирая профессию казначея, вы можете похвалиться:

  • Престижной работой.
  • Комфортными условиями. Сейчас работодатели не скупятся на оформление красивого помещения, ведь фактически - это лицо фирмы.
  • Востребованностью - мало кто решится взять на себя ответственность за принятие решений, касающихся денег.
  • Высокой заработной платой - это, пожалуй, самый приятный компонент среди всех плюсов профессии казначея.

[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Казначей относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].

1.2. Казначей непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.3. На должность казначея принимается лицо, имеющее высшее экономическое или финансово-экономическое образование, стаж работы по направлению деятельности не менее [значение] лет.

1.4. Казначей должен знать:

Федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации (в ведении которого находится учреждение), постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регламентирующие ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений;

Перспективы развития организации;

Состояние и перспективы развития рынка сбыта соответствующих работ, услуг, продукции;

Экономику, организацию производства, труда и управления;

Стандарты финансового учета;

Порядок ведения делопроизводства;

Порядок, формы и сроки составления отчетности;

Современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

Методики создания бизнес-планов, составления и контроля бюджета движения денежных средств и платежного календаря, управления финансовыми рисками;

Отечественный и зарубежный опыт в сфере профессиональной деятельности;

Основы трудового законодательства;

Правила трудового внутреннего распорядка;

Правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.5. В период временного отсутствия казначея его обязанности возлагаются на [вписать нужное], который несет полную ответственность за их качественное и своевременное исполнение.

2. Должностные обязанности

На казначея возлагаются следующий должностные обязанности:

2.1. Управление и контроль денежных потоков организации.

2.2. Планирование, распределение и движение денежных средств, контроль ликвидности проектов организации.

2.3. Ведение документации по финансированию проектов организации.

2.4. Составление платежного календаря, контроль исполнения бюджета движения денежных средств.

2.5. Осуществление сбора и анализа информационного и статистического материала по вопросам, входящим в компетенцию казначейства организации.

2.6. Осуществление прогнозирования движения денежных средств.

2.7. Управление банковскими счетами организации.

2.8. Контроль и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.

2.9. Контроль осуществления текущих платежей.

2.10. Определение потребности в заемных средствах и их структуры.

2.11. Мониторинг рынков финансовых и кредитных услуг, установление и поддержание отношений с кредитными учреждениями, управление кредитным портфелем организации.

2.12. Составление установленной отчетной документации.

2.13. Уведомление непосредственного руководителя обо всех недостатках, выявленных в процессе деятельности, представление рекомендаций по их устранению.

2.14. [Указать иные должностные обязанности].

3. Права

Казначей имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию методов выполняемой работы.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Указать иные права, предусмотренные трудовым законодательством ].

4. Ответственность

Казначей несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

МОСКВА, 8 дек — РИА Новости . Федеральное казначейство России 8 декабря отмечает 24-летие, хотя прообраз этого ведомства был создан еще Петром I более 300 лет назад. Главная задача казначейства — исполнение бюджета, то есть получение доходов и финансирование расходов государственной казны.

Собрать все денежные поступления в бюджет — от каждого индивидуального предпринимателя или просто гражданина, который платит подоходный налог, все сборы и штрафы по всей стране. Распределить все эти средства между министерствами и ведомствами, государственными и негосударственными предприятиями, пользующимися бюджетной поддержкой, между федеральными округами, муниципальными образованиями — опять-таки, чтобы до каждого ИП дошла причитающая ему часть. Именно эти задачи выполняет Федеральное казначейство — отдельная служба в системе Министерства финансов России.

Объем работы казначейства за 11 месяцев 2016 года — 64 миллиона банковских операций.

В начале этого года был ликвидирован Росфиннадзор, и основные его функции также отошли Федеральному казначейству. Теперь оно не только перераспределяет деньги, но и следит за тем, чтобы бюджетные средства расходовались по назначению — это называется казначейским сопровождением.

Согласно экспертным оценкам, в год Федеральное казначейство может выявить около 700 миллиардов рублей нецелевого расходования бюджетных средств. При том, что бюджет самой федеральной службы составляет 30 миллиардов.

Из глубины веков

Казначеи были еще в Древней Руси — так называли хранителей княжеской казны. В 1710 году Петр I своим указом создал Счетную, или Казначейскую контору, контролировавшую поступление налогов. Просуществовала она 32 года.

"Единая Россия" хочет ужесточить ответственность за дачу взятки В Госдуме приготовят изменения законодательства во "взяткоемких" сферах, в том числе, направленные на пресечение взяток инспекторам ГИБДД и "откатов" при госзакупках.

Казенные палаты "для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества" были созданы при Екатерине II в каждой губернии. А через год император Павел I повелел учредить должность государственного казначея, назначив на этот пост графа Алексея Васильева.

В 1821 году Александр I основал в структуре министерства финансов департамент государственного казначейства — ядро всей казначейской службы в Российской Империи.

В 1918 году казначейство расформировали. В течение всего советского периода его функции — сбор, учет и распределение бюджетных доходов, — выполнял Госбанк СССР.

Ровно через год после конца СССР — 8 декабря 1992 года, — первый президент России Борис Ельцин вновь создал в составе министерства финансов Российской Федерации Федеральное казначейство.

Победить коррупцию

Казначейское сопровождение исполнения государственных контактов в этом году помогло предотвратить использование "Объединенной зерновой компанией" бюджетных средств на 300 миллионов рублей, которое "вызвало бы вопросы", сообщил руководитель Федерального казначейства России Роман Артюхин.

Генпрокуратура и Федеральное казначейство договорились о взаимодействии Совместная работа поможет выявлять правонарушения, обмениваться информацией о нарушениях бюджетного законодательства, а также законов об аудиторской деятельности.

Расплывчатость формулировки объясняется просто: казначейство, в отличие от других проверяющих и контролирующих органов, не "выявляет нарушения", а предотвращает их, запрещая те платежи из бюджета, которые могли бы нарушить нормы закона. То есть, не дают свершиться самому факту нецелевого расходования государственных средств. Потому давать определения действиям и фактам, которые удалось предотвратить, здесь не спешат.

Участвует ли казначейство в масштабной кампании борьбы с коррупцией, спросили РИА Новости руководителя управления Федерального казначейства по городу Москве Андрея Гуровича.

"Вне всякого сомнения — участвует. Только мы не "ловим за руку" и не выявляем правонарушения, а предупреждаем их. Основная наша задача — профилактика бюджетных нарушений. Что на наш взгляд, намного эффективнее", — ответил собеседник агентства.

Не столь давно сотрудникам казначейства удалось, например, предотвратить закупку неким обществом содействия инвалидам престижного внедорожника, который совсем не был предназначен для инвалидов. Или другой пример: крупный фонд с государственным участием, занимающийся поддержкой ВПК, получая из бюджета миллиардные взносы в свой уставной капитал, размещал эти средства на депозитных счетах, получая доходы в виде процентов. Эта практика также была пресечена казначейством.

Пополнять бюджет

Как сообщил Роман Артюхин, доходы российского бюджета на 1 декабря 2016 года составили 11 422 миллиардов рублей, расходы — 13 210 миллиардов. Соответственно, бюджетный дефицит — 1 788 миллиардов. Пополнять казну в такой ситуации становится задачей всех государственных органов, и Федеральное казначейство не может остаться в стороне от этой задачи.

Андрей Гурович рассказал о нескольких проектах, реализованных совместно с правительством Москвы, которые позволили в последнее время существенно пополнить столичный бюджет.

Создание системы выдачи патентов на трудовую деятельность иммигрантам потребовала немало работы. Проблема состояла в том, чтобы информация об оплате патентов одновременно заносилась в базы данных нескольких организаций — в том числе, ФМС и МВД. Ее удалось решить, и продажа патентов за 11 месяцев нынешнего года принесла в городскую казну около 13 миллиардов рублей.

Похожая проблема была и с оплатой парковок в столице. Ее тоже удалось решить, и в нынешнем году платные парковки дали городскому бюджету 3,64 миллиарда рублей, а штрафы за неоплаченную парковку — еще 2 миллиарда рублей.

В целом городская казна в нынешнем году пополнилась на 4,58 триллиона рублей.

Очередной проект, над которым работают в казначействе и в правительстве Москвы — как заставить "работать" омертвленные бесхозные деньги, изъятые в ходе следственных мероприятий, которые никто из фигурантов не хочет признавать своими. Годами огромные суммы лежат без движения, тогда как тоже могли бы пополнить казну, не дожидаясь суда, утверждает Андрей Гурович.

Рекомендуем почитать

Наверх