Древние мифы и легенды народов русского севера. Мифология Арктики

Здоровье 17.01.2024
Здоровье

/ Мифы об Арктике /

Мифы об Арктике

Кажется, что XXI век не оставил шанса непросвещенным людям, однако удивительно, но даже те, кто имеет высшее образование, очень мало знают о Северной Стране России или плохо себе представляют, что такое Арктика.

Арктика – страна поэтов, историческая Новая Земля, священная Вайгаче, недостижимый Северный полюс, Земля Франца-Иосифа, воспетая Визбором. Мы вроде бы и слушаем краем уха новости с дальних регионов – арктические научные станции, таяние льдов, глобальное потепление, полярный год, Чилингаров, – но почему- то не можем ответить с полной уверенностью, почему медведи не едят пингвинов, почему айсберг не тоне или что такое восемьдесят четвертая параллель. Итак, постараемся же развеять некоторые мифы об Арктике.

Миф №1

Медведи едят пингвинов.

Это самое смешное и нелепое заблуждение, которое нередко можно услышать из детских уст. Да что говорить, некоторые взрослые убеждены, что медведи нет-нет, да и закусят парочкой нелетающих птиц.

Развенчать этот миф можно только одним утверждением: пингвины находятся внизу, а медведи – наверху. И речь идет не о море-земле, а о том, что пингвины обитают только в Антарктике, то есть на юге, а полярные белые медведи – в Арктике, то есть на севере. Поэтому-то им и не суждено встретиться и вступить в бой за жизнь.

Самый популярный ответ на загадку, почему медведь не ест пингвина, гласит, что пингвины плохо пахнут. Члены Ассоциации полярников России решили раз и навсегда развеять сомнения людей и продемонстрировали принцип несосуществования этих животных на своем символе.

Миф №2

В Арктике пятнадцатиметровые толщи льда и ужасные морозы, от которых человек может умереть.

Порой люди в своем скептицизме и невежестве не могут изменить свое мнение о дальних регионах и поверить кому-то знающему. Некоторые даже думают, что экспедиционные круизы на Северный полюс и поездки туда на ледоколах – нечто за грань фантастики.

На самом деле в летние месяцы (июль, август), когда выполняются круизные рейсы на Северный полюс и в Арктику, толщина льда составляет всего 2–3 метров, а температура воздуха колеблется в районе 0 °, иногда достигая +1–3 °С. Средняя зимняя температура воздуха –40 °С.

Миф №3

Арктика – царство льда и пустынные равнины снега.

Впервые вступающему на эту землю может показаться, что здесь вообще нет жизни, один только снег. Но Арктика предстает вымершей только перед непосвященными. На самом деле она разнообразна, богата животными и растениями, цветами и красками.

Чего стоит остров Врангеля: благодаря разнообразию флоры и фауны он был занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заповедник, организованный на острове, защищает моржей, овцебыков, белых медведей и множество арктических видов птиц от посягательств человека.

Медведи настолько полюбили этот несомненный символ Арктики, что сделали его «родильным домом». Регулярно к острову Врангеля и расположенному по соседству острову Геральда сходятся медведицы со всей восточной Арктики. В снегу они обустраивают себе берлоги и залегают в них.

Страной белых медведей можно считать и архипелаг Земля Франца-Иосифа, в районе которого пассажирам экспедиционных круизов на Северный полюс и Арктику чаще всего удается посмотреть на мишек в естественных условиях обитания. И не надо думать, что они разбегаются кто куда, как только завидят громады ледокола. Они ведут себя подобающе хозяевам Арктики: подходят к борту атомохода и с интересом разглядывают дорогих гостей. Встречаются и одинокие медведи, и целые семьи: например, мамашка с детишками.

Не столь коммуникабельными оказываются птицы, коих здесь великое множество. Если визит на остров, где они гнездятся, выпадает на период высиживания птенцов и заботы о вновь родившихся, придется соблюдать максимальную осторожность. При любом необдуманном движении со стороны человека беспокойные родители могут атаковать непрошеных визитеров.

Весьма вальяжны и необычны величественные моржи. Нередко во время прогулки на специальных надувных лодках они могут плавать рядом на радость фотографов и даже сопровождать «арктических» туристов до окончания поездки.

Некоторые путешественники приходят в восторг от местной флоры: она здесь удивительная. Природа может очаровать даже самых «городских» людей. Яркие, плотные красные, зеленые, желтые ковры лишайников и мхов, полярные маки, цветущие на границе оттаявшей почвы и льда – какая уж тут пустыня?..

Миф №4

Добраться до Северного полюса нереально, это доступно только избранным.

Многие люди, начитавшись героических историй и насмотревшись трагических драм о покорении Арктики все еще помнят о сомнениях и спорах по поводу судьбы первопроходцев Северного полюса и отказываются верить, что покорить ледяной мир может каждый.

Сегодня любой желающий может стать пассажиром экспедиционного круиза в Арктику и на борту мощного атомного ледокола совершить удивительное двухнедельное путешествие.

Нельзя назвать точно, что именно оставляет наибольшее впечатление: покорение «края мира» или наслаждение процессом упорного достижения цели. 75 тысяч лошадиных сил ледокола уверенно прокладывают путь через толщи паковых льдов – это, пожалуй, самое запоминающееся зрелище.

Самые отчаянные путешественники, которым не важен комфорт и безразличен покой, могут отпариться покорять снега на лыжах. И во время этой поездки будет все: высокие (5–10 метров) гряды торосов, низкие (30°С) температуры, разводья с ледяной водой, восхитительные арктические пейзажи, яркое полярное солнце, преодоление препятствий и познавание собственного предела сил.

Это все делает путешествие нетипичным, небанальным, ведь в океане все движется, ничто не постоянно, даже полюс. И самое главное – он только ваш. Вы будете первым из всех людей на планете, кто ступит на лед ногой, ведь он постоянно дрейфует и задерживается на одном месте на несколько минут. Словом, для каждого полюс – неповторимый, уникальный, свой.

Миф №5

Точку Северного полюса обозначает памятник типа таблички «Вершина мира», пограничный столб, стела с надписью «90 ° СШ».

Многим первое достижение мировой вершины представляется как покорение Эвереста: герои-первопроходцы из последних сил буквально ползком добираются 90 ° северной широты – своей заветной цели.

И покорение неизменно должно завершиться установкой чего-то материального или хотя бы ознаменованием того, что здесь был человек. То есть чем-то важным и вечным. Это совершенно не так.

На самом деле Северный полюс – самая неуловимая точка планеты. На 90 ° северной широты нет ничего: ни столбика с надписью, ни памятного флага, ни горы, ничего, даже суши нет. Только замерзший океан.

Но не надо расстраиваться. Достигнув географической точки полюса и поймав на экране GPS-навигатора долгожданное 90 ° N, вы сможете спуститься на льдину, и именно она станет символом вашего Северного полюса. Лед находится в постоянном движении, и через несколько минут ваш символ покинет «вершину планеты».

А вам остается только отколоть кусочек Северного полюса, вырезать на нем памятную надпись и хранить морозильной камере, чтобы этот ледяной сувенир согревал сердце, напоминая о том, что и вы стали избранным – одним из покоривших Северный полюс.


Арктика, Север, неизведанные дали… Они всегда манили романтиков, ищущих неведомое, ученых-исследователей, стремящихся открыть новые земли.

В этом году юбилей сразу двух Арктических экспедиций и 160-летие со дня рождения легендарного полярного исследователя барона Эдуарда Толля. Эти экспедиции связаны с Якутией, с ее арктической зоной.

Вторая Камчатская (Великая Северная) экспедиция — крупнейшая русская экспедиция XVIII века, продолжалась с 1733 по 1743 годы. Она проходила под командованием Витуса Беринга. Ее целями было комплексное исследование Сибири, уточнение государственных границ на Востоке России, изучение возможностей судоходства по Северному Ледовитому океану, решение вопроса о существовании пролива между Северной Азией и Америкой, поиск путей в Японию и к берегам Северо-Западной Америки. Эти задачи решали, в основном, Морские отряды экспедиции под руководством В.Вальтона, В.В.Прончищева, А.И.Чирикова, М.П.Шпанберга, братьев Харитона и Дмитриева Лаптевых и др.
В состав экспедиции входил и Академический отряд, занимавшийся комплексным естественнонаучным и историко-географическим описанием Сибири и ее народов. В Академический отряд входили профессора — историки Г.Ф.Миллер и И.Э.Фишер, естествоиспытатели И.Г.Гмелин и Г.В.Стеллер, астроном Л Делиль де ла Кройер, переводчики, студенты, в числе которых был Степан Крашенинников, впоследствии первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук.

Великая Северная экспедиция впервые произвела опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, подтвердила наличие пролива между Азией и Америкой, открыла и нанесла на карту Южные Курильские острова, обследовала побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Были описаны и зарисованы многие виды представителей флоры и фауны, среди них есть ныне исчезнувшие, из них наиболее известной является «стеллерова корова».

По результатам экспедиции были опубликованы всемирно известные труды Г.Ф.Миллера - «История Сибири», «Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской державой по сии времена», «Описание Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении, в октябре 1734 г.» и еще другие работы.

Изданы исследования И.Г.Гмелина - «Сибирская флора», «Путешествие по Сибири с 1741 по 1743 гг.», С.П.Крашенинникова - «Описание земли Камчатки».

75 лет со дня начала работ Первой Колымской геолого-разведочной экспедиции.

4 июля 1928 года на побережье Охотского моря, недалеко от поселка Ола высадилась первая Колымская геологоразведочная экспедиция. Возглавлял ее инженер-геолог Юрий Билибин. Результатом экспедиции Ю.А.Билибина 1928—1929 годов стало открытие промышленных золотоносных площадей в районах речки Утиной, ключей Холодного и Юбилейного, ставших основными объектами золотодобычи на Колыме вплоть до 1933 года. Золото было обнаружено и в других долинах, стали проясняться некоторые закономерности его распределения и геологическое строение района. Билибин выдвинул гипотезу о существовании здесь золотоносной зоны протяженностью в сотни километров.

Третья юбилейная дата связана с именем барона Эдуарда Толля - известного полярного исследователя, зоолога и геолога, человека с загадочной судьбой. Исполняется 160 лет со дня рождения этого ученого и путешественника. Свое внимание сегодня мы уделим именно этому исследователю.

Таинственное исчезновение Эдуарда Толля во льдах Арктики до сих пор остается загадкой двух веков… Эдуард Толль посвятил всю свою жизнь поискам легендарной Земли Санникова.

Первым увидел эту неведомую, не нанесенную на карты землю купец и сборщик мамонтовой кости Яков Санников из Якутии. Произошло это в 1810 году во время первой русской экспедиции на Новосибирские острова. С северной оконечности острова Котельный Санников отчетливо увидел высокие каменные горы, расположенные на расстоянии 70 верст.

И это была не галлюцинация и не мираж. Во-первых, факт «видения» официально засвидетельствовал начальник экспедиции коллежский регистратор Матвей Геденштром. Во-вторых, Санников был человеком опытным, способным отличить мираж от реальной картины. Именно им были открыты три острова Новосибирского архипелага — Столбовой, Фаддевский, Земля Бунге.

Через 10 лет с конкретной целью исследовать Землю Санникова была снаряжена экспедиция под началом лейтенанта флота Петра Федоровича Анжу. Но Анжу никакой земли не обнаружил, хотя и был вооружен прекрасными оптическим трубами. Побродив с проводниками на собачьих упряжках в районе, где Геденштромом была нанесена пунктиром «Земля Санникова», он ни с чем вернулся в Петербург.

Однако Землю Санникова не перестали искать, хотя считалось, что севернее Новосибирских островов никакой суши не существует. И вдруг в 1881 году американец Джордж Де-Лонг открыл архипелаг небольших островов, расположенный гораздо севернее пунктира, проведенного Геденштромом.

Начался новый виток поисков земли, которая могла таить в себе бесценные сокровища. К таковым, прежде всего, относили бивни мамонтов.

О том, что Земля Санникова могла иметь уникальные природно-климатические характеристики, существовал ряд свидетельств. Например, осенью полярные гуси с северного побережья улетали не на юг, а на север, примерно в направлении Земли Санникова. И с наступлением теплого периода возвращались с потомством. Не стоит сбрасывать со счетов и мифологию коренных народов. Согласно древним преданиям, далеко на севере существовал «материк мамонтов», где они привольно паслись на зеленых лугах. Однако в это счастье вмешались злые подземные силы, порушив идиллию.

Открытие Де-Лонга подхлестнуло американских промышленников, которые начали создавать акционерное общество для освоения северных ресурсов. Естественно, на это не могла не отреагировать Россия.

В 1885 году к далеким берегам была отправлена научно-исследовательская экспедиция под руководством медика Балтийского флота Александра Бунге. Его помощником был назначен зоолог и геолог барон Эдуард Васильевич Толль. Россия спешила оформить свое право на легендарную Землю.

13 августа 1886 года Толль, стоя на том же берегу того же острова, что и Санников, увидел те же самые горы и буквально заболел мыслью о поисках неведомой земли. Он увидел эти массивы совершенно чётко, определил расстояние до них (примерно 160 километров), и не допускал даже мысли о том, что там, вдалеке, только ледяные глыбы. Долгие годы барон Толль выстраивал теоретическое доказательство своей теории.

Следующая экспедиция, которую возглавил уже Толль, состоялась в 1893 году. И, наконец, 4 июля 1900 года Эдуард Васильевич отправился из Кронштадта на китобойном судне «Заря», чтобы поставить точку в затянувшемся споре о существовании Земли Санникова. В ее реальности он был абсолютно уверен.

Экспедиция была прекрасно подготовлена, чему способствовали 150 тысяч рублей золотом, выделенные министерством финансов. Были набраны молодые ученые - энергичные энтузиасты изучения Крайнего Севера. Аппаратура и оборудование были закуплены самые совершенные. Запас провианта позволял автономное существование до трех лет.

Толль, считавшийся одним из ведущих специалистов в области практического исследования приполярных территорий, прекрасно подходил на роль руководителя экспедиции. Он с большим интересом искал разгадку тайн недавнего геологического прошлого: существовал ли материк в районе современных Новосибирских островов, когда и почему он распался, почему вымерли мамонты?

Плавание экспедиции Толля продлилось три года. Толль был уверен, что земля, увиденная Санниковым, действительно существует. Но Эдуард Васильевич не мог осуществить свою мечту.

Оставшись зимовать на одном из островов, он планировал весной возобновить свои поиски. Группа Толля, не дождавшись шхуну «Заря», приняла решение самостоятельно двигаться на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы этих четырёх человек поныне не обнаружены.

В 1903 году поисковая экспедиция под руководством адмирала Александра Колчака обнаружила место стоянки Толля на острове Беннетта, его дневники и другие материалы.

В дневнике Толль сообщил о своем уходе. С тех пор никто не видел ни его, ни тех людей, которые были вместе с ним. Таинственное исчезновение Эдуарда Толля и еще трех ученых многие мистики связывают с загадочной Землей Санникова.

Дневник Толля, согласно завещанию, был передан его вдове. Эммелина Толль издала дневник мужа в 1909 году в Берлине. В СССР в сильно урезанном виде он вышел в переводе с немецкого в 1959 году.

Еще один ученый был очарован идеей поиска таинственной земли Санникова. Это был Владимир Обручев - крупнейший учёный, кавалер орденов Святого Владимира 4-й степени, Ленина и Трудового Красного Знамени, академик, геолог, палеонтолог и географ, исследователь Сибири и Средней Азии, автор многочисленных научных трудов и учебников по геологии, сохранивших свою актуальность до наших дней.

У северных якутов существует миф о загадочной тёплой земле, затерянной где-то далеко в Северном Ледовитом океане. Туда каждый год улетают зимовать птицы и туда ушли онкилоны - полулегендарный народ, якобы живший на территории Чукотки, а затем изгнанный другими племенами на острова Ледовитого океана. Обручев соединил эту красивую сказку с сообщениями о Земле Санникова и действительно не разрешённым вопросом о перелётных птицах, которые возвращаются после зимовки уже с потомством.

В самом начале двадцатого века Обручев работал в геолого-географической экспедиции в Якутии. От местных жителей Владимир Афанасьевич и услышал загадочную легенду о цветущей земле, находящейся среди бескрайних просторов Ледовитого океана. Говорили, что на наличие теплого оазиса в самом холодном океане, указывают стаи перелетных птиц, ежегодно летящие в определенное время на север в сторону заснеженных и безлюдных просторов Арктики. Именно в ту сторону, по словам местных жителей, когда-то ушло племя онкилонов.

Поскольку Обручев был в первую очередь учёным, ему предстояло изложить легенду так, чтобы не противоречить научным данным. В итоге его Земля Санникова осталась тёплой и благодатной благодаря тому, что была образована вулканической деятельностью, и вулкан этот ещё не остыл. Вместе с онкилонами там живут вампу — люди из палеолита — и ископаемые животные во главе с мамонтами. Так появился роман «Земля Санникова, или Последние онкилоны».

В 1924 году Обручев завершил работу над романом «Земля Санникова, или Последние онкилоны». Но это был просто роман - фантазия талантливого писателя. Но сюжет все же был построен на реальных событиях. Прототипом главного героя, возможно, был ученый, арктический исследователь, талантливый геолог Эдуард Васильевич Толль.

Но что же всё-таки видели Санников и Толль? Мираж? Нагромождение льдин? Сейчас наибольшей популярностью пользуется теория о том, что они, в самом деле, видели остров из ископаемого льда, который растаял до своего открытия. В подтверждение этому приводится судьба двух других островов Новосибирского архипелага - Васильевского и Семёновского. Они были открыты в начале XIX века и полностью исчезли к 30-50-ым годами XX века.

Поиски Земли Санникова не прекратились и в XX веке. Есть современные легенды об этой удивительной Земле, будоражащей фантазии исследователей и нашего времени. В разное время в прессе стали появляться не поддающиеся объяснению заметки. Есть ли в них доля правды или это вымысел, судить не будем, просто рассмотрим эти мифы наших дней.

В середине XX века к Земле Санникова пытаются добраться военные специалисты. Для своих походов они используют северный вид транспорта - оленьи и собачьи упряжки. Этих попыток было несколько. Все участники экспедиций уверяют, что издали видели эту неизведанную землю. Но каждый раз на их пути возникала непреодолимая преграда в виде огромной полыньи. До сих пор эта мифическая земля остается недоступной для исследователей.

Среди моряков ходят истории, подтверждающие легенды об обитаемом острове посреди Ледовитого океана. Только этим можно объяснить находки различных предметов, плывущих со стороны Полюса. И это в то время, когда не было ни одной экспедиции в этот район. Полярные путешественники в один голос твердят о факте повышения температуры при продвижении к Полюсу. Еще один удивительный феномен: среди сплошных льдов неожиданно появляются огромные открытые пространства воды, полностью свободные от ледового покрытия.

Конечно, современная космическая техника позволяет сделать очень хороший снимок любой территории на поверхности Земли. Есть такие фотографии и Полюса. На них видны странные тени. Американцы предположили, что это российские военные объекты. Удивительно то, что найти эти «тени» не удалось, а из космоса они видны.

Поиском «Земли Санникова» занимались не только русские исследователи. Так, в двадцатом веке в Британское Адмиралтейство поступил удивительный отчет. Британские моряки высадились на одном из Шотландских островов. С ними произошли необычные события. Неожиданно появились люди, не похожие на англичан. Довольно странные вещи стали происходить с сознанием и зрением моряков. Им удалось благополучно вернуться на судно, но они были полностью деморализованы.

Кроме того, по свидетельству известного летчика, летавшего над Полюсом в 30-е годы, он видел среди полярных льдов большой зеленый оазис. Его рассказу никто не поверил, предположили, что летчик видел мираж.

Участники американской экспедиции, найдя на одном из арктических островов развалины древнего города, посчитали, что нашли следы мифической Атлантиды или так называемой Арктиды - острова, где обитала древняя высокоразвитая цивилизация. В своем отчете путешественники описали найденные сооружения. Среди них дома, храмы, дворцы и объекты культурного назначения. Хотя большая часть строений находится под слоем вечного льда и видны только верхушки строений, ученые считают, что построены они несколько тысячелетий назад. В условиях Арктики очень сложно проводить раскопки, но, по мнению специалистов, архитектурный стиль города напоминает древнегреческий. Возможно, этот город строился в то время, когда здесь был субтропический климат и представлял собой райское место.

Недавно ученые выяснили, что часто у материка и больших островов возникает, так называемая, полоса слияния. По наблюдениям, такая полоса слияния часто возникает в море Лаптевых, недалеко от Тикси. Такой оптический феномен возникает в трех местах: у берега материка, возле Новосибирских островов и севернее Архипелага. То есть, именно там, где купец Санников впервые увидел новую Землю, названную впоследствии Землей Санникова. Учитывая это открытие, можно с большой долей вероятности сказать, что Земли Санникова не существует.

Существует и тибетское предание о Белом острове. В нем сказано, что этот остров является единственной территорией, которая избежит судьбу всех материков. Его нельзя уничтожить ни огнем, ни водой - это Вечная Земля.

Не исключено, что именно об этой земле говорил в шестом веке после Рождества Христова купец и христианский писатель Козьма Индикопловт в богословско-космографическом трактате «Христианская топография». Он утверждал, что на Севере существует земля, где зародилась человеческая жизнь.

Елена Блаватская считала, что земля Санникова и есть та полярная страна, населенная существами, живущими по десять тысяч лет. Здесь отсутствуют болезни, а люди, живущие на этой земле, совершенны.

Удивительно, что Землю Санникова видели многие путешественники, но никто не смог ступить на ее берег. А что же по этому поводу говорят пророки?

Нострадамус писал, что за Полярным кругом будут жить избранные, остальные около Экватора. В жизни этих людей будет отсутствовать политика.

Средневековый пророк, астролог Раньо Неро в своей рукописи предсказаний «Вечная книга» писал, что наступит время и растают льды на Севере и там появится цветущая земля. А может, Земля Санникова и есть эта загадочная земля?

Эта таинственная Земля до сих пор будоражит воображение многих.

Связи с этими знаменательными датами в рамках «Дней Арктики в Нерюнгри» отдел краеведческой литературы Нерюнгринской библиотеки провел мероприятие «Арктика. Автограф на карте», где читатели познакомились с историей освоения северных земель и встретились с представителями коренных народов Арктики в лице учащихся ЭШИ «Арктика», услышали древнюю речь народов Севера, завораживающие песни и легенды далеких времен.

Варвара КОРЯКИНА, ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Нерюнгринской городской библиотеки.

Во многих культурах цветом смерти и зла считается белый. Побывав на крайнем севере, легко понять, почему. Полярная ночь похищает солнце. Ледяная пустыня простирается во все стороны в неверном свете луны и полярного сияния. Мороз обжигает, вьюга завывает, как орда призраков. И цветов, кроме белого, нет на замершей, укрытой снегом земле. Снег и в темноте белый.

Демоны сибирской тайги

Север ошеломляет не красотой или пышностью, а грандиозностью. Тайга и тундра подобны океану. Тибет и норвежские фьорды можно спрятать здесь, и никто не найдёт. А ведь даже в многолюдной Англии, где и в Cредние века на квадратный километр приходилось двадцать жителей, оставалось место для народца холмов и причудливых лесных существ. Что тогда сказать о Якутии, где плотность населения даже сегодня в сотню раз меньше?

Этой землёй люди никогда не владели по-настоящему. Горстки охотников и скотоводов боролись за существование в бескрайнем мире, принадлежащем призракам. В стране, где снег лежит семь месяцев в году, а температура зимой опускается ниже минус 60 градусов, невидимые властители тайги не прощали обид и могли диктовать условия.

Хозяин тайги Баай Байанай

Основную массу призрачного населения Якутии составляют иччи, духи природы. Подобно японским ками, они могут быть как персонификациями гор, деревьев и озёр, так и покровителями местности, воплощениями идей и явлений. Но если в Японии старая сосна становится воплощённой идеей дерева, то в Якутии духи не отождествляются с предметами. Иччи в дереве просто живёт и, если срубить его дом, не погибнет. Зато очень обозлится.

К счастью для лесорубов, духами «заняты» лишь некоторые стволы. Но тайгу, луга, болота, горы, речные разливы и озёрные просторы иччи контролируют так плотно, словно Якутия для них - одна большая священная роща. До сих пор вдоль дорог республики можно видеть изукрашенные ленточками деревья. Духи собирают с людей небольшую дань - это может быть сувенир, монета или глоток кумыса. Дань берут не за использование земли, а просто за вход на территорию.

Бестелесным, невидимым и не имеющим облика иччи удалось без потерь пережить даже христианизацию Якутии. Традиционные средства экзорцистов на них не действуют - к святой воде, кресту и молитвам духи тайги выработали полный иммунитет. Но, к счастью, иччи не злы. Самый могущественный из них, правитель лесов и шутник Баай Байанай, даже покровительствует охотникам. Пусть и не всем, а лишь достойным, выдержавшим необходимые испытания и соблюдающим обычаи. Правда, чувство юмора у этого бога специфическое, и даже достойные не всегда защищены от его шуток.

Настоящая злая нечисть якутских просторов - это призраки-абасы. Они тоже бестелесны, но в отличие от иччи могут показываться людям в разнообразном, неизменно пугающем обличье. Классические абасы предпочитают внешность в духе ирландских фоморов - одноногих, одноруких и одноглазых великанов. В последнюю пару столетий, как рассказывают, в моду у них вошла форма трёхметрового, непроницаемо тёмного, часто безголового силуэта. Если абасы появляются днём (а света они не боятся), то можно разглядеть огромные чёрные глаза на мертвенно-белом лице. Ног у абасы, как правило, нет - призраки просто скользят над землёй или скачут по дорогам на чудовищных конях. И в любом облике абасы издают нестерпимый запах разложения.

От абасы можно спастись. Его главное оружие - страх, и если призраку не удаётся напугать жертву и обратить её в бегство, то он сам приходит в замешательство.


Абасы на иллюстрациях Эллея Сивцева

Призраки этого типа умеют манипулировать гравитацией - делать оружие или ношу невероятно тяжёлыми, а то и придавливать человека к земле. Опаснее всего, что абасы способны выпивать душу. Люди, столкнувшиеся со злыми духами в лесной чаще или в заброшенном доме, умирают, не получив никаких внешних повреждений. Но последствия для жертвы могут оказаться даже хуже смерти. Иногда злой дух входит в опустошённое тело, и появляется деретник - зомби.

Сибирские мертвецы настолько суровы, что африканские зомби им и в подмётки не годятся. Деретник не просто кровожаден и невероятно силён - он ещё и быстр как молния. Остановить его очень трудно: про серебро, чеснок и святую воду деретник никогда не слышал, а к пулям и ударам топора он, как и положено зомби, относится философски. Чтобы вывести деретника из строя, его нужно как минимум обезглавить. А чтобы мертвец не стал деретником, надо его обезглавить и похоронить животом вниз, зажав отрубленную голову между его ногами. По счастью, деретник недолговечен. Присутствие абасы ускоряет разложение трупа настолько, что зомби гниёт буквально на глазах.

Рис. Евы Уилдерман

Ещё опаснее якутские упыри - юёры. Похороненные без необходимых ритуалов самоубийцы и преступники возвращаются в виде причудливой помеси вампира с оборотнем. Днём юёр живёт под водой, где его никак не достать (Дракула до такого не додумался бы!). Выходя на ночную охоту, упырь принимает человеческий облик и без особого труда уговаривает жертв пустить его переночевать. Ну а в момент нападения юёр превращается в покрытого шерстью монстра, убить которого почти невозможно. Раны лишь заставляют юёра отступить.

Не вся сибирская нечисть безразлична к христианским святыням. Сюлюкюны, аналог лавкрафтовских Глубинных (Deep Ones), обитающие в холодных озёрах Якутии, приняли православие. И теперь на Святки, когда вся вода становится святой, им приходится эвакуироваться на сушу. А поскольку вместе с религией сюлюкюны заимствовали у русских водяных пороки и образ жизни, время на берегу рыболюды проводят за игрой в карты. В подводных же хоромах они оставляют мешки с золотом, которые ловкий ныряльщик может попробовать умыкнуть.

Правит этим пандемониумом Улу тойон - бог смерти и зла, живущий высоко в обледенелых горах. В облике непроницаемого тумана он иногда спускается в долины, чтобы крушить леса свирепыми бурями и насылать мор на стада. Улу Тойон пожирает сердца пленников и превращает души людей в свои орудия, вселяя их в тела хищников. Так и появляются одержимые медведи, готовые напасть на человека. Или на снежного человека.

Чучуна

Предания о «снежном человеке» обычно описывают два вида этого существа: бигфута и йети. Но в горах Якутии и южнее до Сихотэ-Алиня ходят легенды про третий, уникальный вид - чучуну. От других «реликтовых гоминид» чучуну отличают длинные, развевающиеся на бегу волосы. Стройный, среднего роста и атлетического сложения, среди прочих «снежных людей» он выделяется цивилизованностью. Чучуна покрыт шерстью и боится огня, однако носит грубые одежды из шкур и охотится, применяя оружие - камни, костяные ножи, а иногда и луки. И если бигфуты и йети всегда молчаливые одиночки, то чучуны обычно появляются вдвоём или втроём, переговариваясь с помощью пронзительного свиста.

Ужасы Чукотки

В игре «Берсерк» рэккен почему-то оказался болотным существом

Норвежские саги упоминают об утбурдах - нежити, в которую превращаются младенцы, брошенные в лесу в голодные годы. На Чукотке подобные демоны зовутся ангъяками. Но по сравнению с Арктикой Норвегию можно считать курортом. В ледяной пустыне не выжить и взрослому изгнаннику. Поэтому на берегах Ледовитого океана встречаются ещё и рэккены, не имеющие аналогов в тёплой Скандинавии.

Рэккенами становятся люди, изгнанные из стойбищ за жадность, злобу или трусость. После смерти преступник превращается в гнома с дополнительным ртом на животе. Детали описания зависят от местности: под сопками скрываются черноголовые карлики, в скалах - сероголовые, в море - синеголовые. Иногда среди признаков рэккена упоминаются крабьи клешни.

Разумеется, рэккены ненавидят людей. И изобретают куда более изощрённые формы мести, чем у ангъяков и утбурдов. На крошечных нартах, запряжённых невидимыми собаками размером с горностая, развозят они по стойбищам болезни и прочие несчастья. А страшнее болезни для воинственных чукчей ничего нет. Ведь только погибший в бою может попасть в арктическую Вальхаллу - «Облачную страну». Мужчины, умершие в постели, отправляются в промёрзшую пустыню Нижнего мира.

Лошадь в Якутии - священное животное. Добрые боги охотнее всего принимают облик низкорослых и лохматых лошадей

Бестиарий канадских эскимосов

Инупасукугьюк в представлении художника Larry MacDougall

Эскимосы-инуиты, поселения которых разбросаны от Чукотского полуострова до Гренландии, - самый многочисленный народ Арктики. Ближе всех подобрались они к полюсу, выживая в условиях, которые ненцы, эвенки и чукчи нашли бы слишком суровыми. Но ещё храбрее были тунииты. Это легендарное племя, согласно преданиям эскимосов, в древности жило на берегах Ледовитого океана, а с появлением «настоящих людей» (инуитов) отступило в совсем уж безжизненные ледяные пустыни. Было это две тысячи лет назад. Тем не менее случается, что и в наши дни северные охотники встречают рослых, невероятно мускулистых чужаков, пользующихся грубыми орудиями эпохи палеолита и одетых в непрошитые шкуры. Примитивный язык туниитов напоминает детский лепет. Тунииты легко впадают в ярость, но в целом миролюбивы.

Куда опаснее встреча с великаншами инупа-сукугьюк. Они так могучи, что убивают медведя броском камня, и при этом настолько простодушны, что принимают людей за живых говорящих кукол и пытаются ими играть. Великанши дорожат своими игрушками, так что незадачливому охотнику много дней не удаётся вырваться из плена. Насколько опасна встреча с инупасукугьюк мужского пола, сказать трудно, ибо до сих пор никто не выживал после неё и не рассказывал о своих приключениях.

Но от великанов есть и польза. Большая удача, если получится приручить их собаку, - тогда не нужен будет каяк. Огромный пёс может плавать в море с охотником на загривке и выносить на берег убитых нарвалов, как спаниель таскает уток из озера. Правда, счастливому хозяину могучего зверя придётся вести уединённый образ жизни, соседей гигантская собака обязательно съест.

Для контраста с великанами есть крошечные ишигак - гномы, не достающие человеку до колена. Но их трудно найти, ибо карлики не оставляют следов на снегу. Несмотря на малый рост, ишигак - великие охотники на медведей. Зверя они побеждают хитростью: сначала превращают косолапого в лемминга, потом убивают, а уже после этого превращают обратно.

Ишигак, арктические гномы (рис. Larry MacDougall)

У эскимосских монстров есть общая черта: все они опасны, но не злы. Чудища ледяного мира не ведут войну против людей - эту заботу они предоставляют суровой природе. Они лишь преследуют свои цели, не всегда понятные. Так, кваллупиллук (или аглулик) - тощие, чешуйчатые водяные, живущие в полыньях, - нередко крадут детей, заигравшихся у холодного моря. Но не едят их, как можно подумать, а, наоборот, колдовством защищают от холода и кормят. Поэтому в голодные годы эскимосы добровольно отдают младенцев жителям вод, а затем изредка видят своих детей, когда те выходят на берег поиграть. Кваллупиллук неравнодушны и к детёнышам животных, они яростно защищают молодняк от охотников. Но людям, добывающим зверя в положенный сезон, водяные склонны помогать.

Не злы такрикасиут - люди-тени, живущие в параллельном мире, подобном дивной стране британских фэйри. Но услышать их голоса, а тем более увидеть такрикасиут - не к добру. Это значит, что граница между мирами истончилась. Ещё шаг - и можно навсегда покинуть привычную реальность, пути назад уже не будет.

Кваллупиллукам можно доверить собственных детей. Серьёзно!

Не злы и оборотни ийрат, которые умеют принимать обличия ворона, полярной лисицы, медведя, оленя-карибу, человека, но всегда выдают себя сиянием кроваво-красных глаз. Они нередко вредят людям, но не по своей воле: ийрат исполняют волю духов инуитских предков. Иститок - гигантский, всевидящий летающий глаз - кружит над тундрой, высматривая нарушителей табу. К тем, на кого он пожалуется, предки шлют ийрат. Сначала с предупреждением. Потом с доказательствами того, что к предупреждению стоило прислушаться.

Даже безумный демон махаха зол как-то по-особенному, нетипично. Беловолосый, голубокожий, жилистый и практически нагой, вооружённый внушительными когтями, он с хохотом преследует жертв среди льдов. А догнав, щекочет их холодными пальцами до тех пор, пока несчастные не умирают с улыбкой на лице.

Махаха - единственный в мире демон щекотки. Даже его имя на что-то намекает

Типичным чудовищем кажется лишь амарок, гигантский волк, который пожирает охотников - достаточно глупых, чтобы отправиться на промысел в одиночку. Но описания этого зверя настолько подробны, что амарока многие считают не мифическим существом, а криптидом - неизвестным науке, но реальным или недавно вымершим зверем. Это мог быть canis dirus - «ужасный волк» - или ещё более древний хищник, общий предок псовых и медвежьих.

Великанская собака на службе эскимосов

Туунбак

Демонический медведь из романа «Террор» - выдумка Дэна Симмонса, но основанная на реальном фольклоре инуитов. Имя чудища, Туунбак, означает «злой дух», а его прототипами можно считать мифических гигантских медведей - нанурлука и десятилапого кукувеака. Да и обычный белый медведь на инуитов производит впечатление - его зовут не иначе как «нанук», что значит «уважаемый».

Этажи мира

Мифологию племён, чьи стойбища разделяют сотни километров тундры, роднят лишь самые общие мотивы. Шаманы слишком редко встречаются друг с другом, чтобы выработать единую версию приключений своих пращуров. Как правило, сказания разных племён объединяет космогония - фундаментальные представления об устройстве мира, а также ключевые персонажи легенд - герои и божества. Они остаются узнаваемыми, несмотря на разнобой в описаниях внешности, деталях биографии и оценке поступков.

Космогония самых древних народов обычно гласит, что души совершают круговорот перерождений, не покидая материальный мир. Более поздние концепции дополнились параллельными измерениями: «верхний мир», населённый духами предков, и «нижний» - мрачная бездна, порождающая чудовищ. Воззрения народов Арктики относятся ко второй категории и выделяются лишь в одном. Здесь в загробных мирах нет смены времён года.

По чукотскому поверью, северное сияние разгорается в небе, когда умершие дети играют в мяч. Рис. Эмили Фейгеншух

В верхнем мире всегда лето, кони и олени вечно скачут по цветущим лугам. Лишь астральным двойникам шаманов открыт путь в счастливую страну. На священной острой горе в дельте Лены, где воды великой реки вливаются в ледяной океан, стоят стражи верхнего мира - великаны с медвежьими головами, птицы с человеческими лицами и медные люди. Они встречают тех, кто достоин вступить на первый из девяти слоёв небесного царства, расположенного за обычным, видимым небом. Похожим образом загробный мир описывают и чукчи, помещая достойных покойников в «Облачную страну».

Якутская преисподняя расположена под землёй и из-за царящей там кромешной тьмы изучена крайне слабо. Куда интереснее нижний мир инуитов - Адливун. Здесь властвует зима, но мрак полярной ночи смягчён сиянием звёзд и неугасающей северной авроры. Не огненные печи, не серный дым, а вечный холод и вьюга наполняют ад северных племён. Промёрзшая пустыня - это чистилище, через которое тупилак - души умерших - должны пройти, прежде чем обретут покой в серебристом свете Луны.


Верхний, средний и нижний миры у якутов. Иллюстрации Эллея Сивцева к эпосу «Олонхо»

В нижнем мире правит Седна, «Нижняя женщина», которой прислуживают оборотни-адлеты с человеческими лицом и телом, но волчьими ногами и ушами. Из Адливуна посылает она на землю демонов - туурнгаит. Те, что зовутся тыкывак, - олицетворения мороза. Прочие же, подобно чукотским рэккенам, приносят болезни и неудачу на охоте, пока их не изгонят шаманы.

В представлении народов Арктики каждое живое существо и каждый предмет наделён собственной душой, которую эскимосы именуют анирниит. На высшем уровне идеи существ, предметов и явлений объединяются в Силлу - мировую душу, придающую материи форму и смысл.

Седна - нечто среднее между скандинавской Хель и морской царицей

Похъёла


Кольский полуостров - это не только залежи апатитов, но и Похъёла из финской мифологии, управляемая могущественными шаманами страна, откуда приходят в мир холод и болезни. Одновременно, впрочем, Похъёла и «тридесятое царство» - мир, где волшебство столь же обычно, как полярное сияние. Где-то там, в полуночных горах, соединяющее верхнее и нижнее измерения Мировое дерево пронзает Землю. Поднявшись по ветвям дерева, можно попасть в Сайво, изобильную «страну вечной охоты», населённую духами добродетельных предков. Её иногда можно увидеть отражающейся в хрустальной глади священных озёр. Снизу же в мир живых пробираются чахли - низкорослые волшебники и кузнецы, подобные ненецким сихиртя. Есть и другие гости, куда более неприятные: равки, саамские упыри, духи злых шаманов. Как и положено нежити, равк невероятно силён, боится света и вечно терзается голодом. В отличие от европейских вампиров, равк не ограничивается кровью и жертву свою пожирает с костями.

Даже злобные туурнгаит - составная часть Силлу. Мир един, а значит, не требует управления. Понятия справедливости и добра к нему неприменимы. Седна, сильнейшая из злых духов, владычица морских животных, и Теккеитсерток, покровитель оленей-карибу, враждебны людям, так как у оленей и моржей нет причин любить охотников. Но при этом они почитаются как боги - податели пищи. Жизнь и смерть - части космической гармонии. Так и задумано.

Саамы (устар. назв. - лопари, лопь, лапландцы) - народность, населяющая северные районы Норвегии, Швеции и Финляндии. В России саамы живут на Кольском п–ове. Верующие саамы в России - православные, в Скандинавии - лютеране. Саамский язык относится к финско–угорской группе языков, в которой составляет особую ветвь...

Ненцы (самоназв. - хасова, устар. назв. - самоеды, юраки) - народность, населяющая обширную территорию от Кольского п–ова до правобережья Енисея. Верующие - православные, часть придерживается традиционных, верований. Ненецкий язык относится к самодийской группе уральских языков. Письменность на основе русского алфавита...

Ханты (самоназв. - хандэ, устар. назв. - остяки) - живут на территории Ханты–Мансийского (по нижнему течению Оби) и Ямало–Ненецкого автономных округов, а также в Томской обл. Верующие - православные. Хантыйский язык относится к обско–угорской ветви финско–угорской группы языков. Письменность - на основе русского алфавита...

Манси (самоназв. - маньси, моаньс, меньдьси; устар. назв. - вогулы; в летописях - вогуличи, гогуличи) - живут в основном на территории Ханты–Мансийского автономного округа. Верующие - православные. Мансийский язык относится к обско–угорской ветви финско–угорской группы языков. Письменность - на основе русского алфавита...

Коми (самоназв.; устар. назв. - зыряне) - народ, коренное население Республики Коми. Верующие - православные. Язык коми–зырянский, относится к финно–угорским языкам (пермская ветвь). Письменность - на основе русского алфавита.

Якуты (самоназв. - саха) - народность, коренное население Якутии. Верующие - православные. Якутский язык относится к уйгурской группе тюркских языков. Письменность на основе русского алфавита...

Чукчи (самоназв. - луоравэтлат, т. е. «настоящие люди») - коренная народность Чукотки. Живут на территории Чукотского и Корякского авт. округов, а также в Нижне–Колымском р–не Якутии. Верующие - православные. Чукотский язык относится к чукотско–камчатской группе палеоазиатских языков. Письменность на основе русского алфавита...

Коряки (самоназв. - нымыланы, чавчувены, алюторцы) - коренное население Корякского авт. окр. Проживают также в Чукотском авт. окр. и в Магаданской обл. Верующие - православные. Корякский язык относится к чукотско–камчатской ветви палеоазиатской группы языков. Письменность на основе русского алфавита...

Эскимосы (самоназв. - инуит, юпик, означает «настоящий человек») - народность, живущая вдоль арктического побережья Америки - от Аляски до Лабрадора, - на о. Гренландия и севере Канады. В России эскимосы живут на Чукотском п–ове, на южном побережье Берингова моря, на о. Врангеля. Эскимосский язык относится к эскимосско–алеутской группе палеоазиатских языков...

Игнатов Василий Георгиевич - график, художник театра, мультипликатор, иллюстратор. Родился в 1922 году в селе Зеленец Усть-Сысольского уезда Коми автономной области, умер в 1998 году. В поисках национальной самобытности художник обратился к стилизации, создал серии листов, рассказывающих историю легендарных персонажей коми легенд и преданий: Перы-богатыря, Шипичи, Кирьян-Варьяна, Корт-Айки, богатыря Йиркапа. Создал серию «Далёкая коми старина», посвященную легендарной истории коми народа.

Ниже вы можете познакомиться с этими замечательными, колоритными иллюстрациями и заодно почитать древние мифы и легенды народов севера - Коми.

В.Г. Игнатов создаёт образ древних жителей нашего северного края, живших в гармонии с миром природы. В одном из преданий языческие предки коми-зырян называются чудью. Это красивые, сильные, умеющие постоять за себя люди.

Они занимаются охотой и рыболовством, разводят домашних животных, но ещё не знают земледелия. Они верят в своих богов – Ена и Омоля, которые сотворили окружающий их мир. Верят в то, что существует иной мир, который населён множеством духов - хозяев различных стихий. Духи-хозяева леса («Ворса») и воды («Васа») и обжитого человеком пространства: жилища (домового «Олыся») и хозяйственных построек (овинник «Рыныш айка», банник «Пывсян айка» и других) живут вместе с людьми и могут взаимодействовать с ними. Верят в то, что существуют лесные чудовища Яг-Морт и Ёма.

От бед и несчастий этот народ защищают духи-предки умерших сородичей. И если жить в согласии с миром, соблюдая все нормы и правила поведения, исполняя необходимые ритуалы, то не прервётся связь времён.

Коми - языческий городок

В.Г. Игнатов представляет фантастически привлекательный образ древнего городища коми-зырян. В древние времена предки народа коми селились по берегам рек. Они жили в укреплённых городищах - «карах», которые строились на холмах.

Предание сохранило одно из названий древнего городища – Курэг-Кар, в котором под землёй были спрятаны несметные сокровища. Эти сокровища охранял Пера-богатырь с большой чёрной собакой. От одного кара к другому жители рыли подземные ходы, где и прятали свои клады. Это были заговорённые клады. Жители города занимались охотой, рыбной ловлей, были умелыми кузнецами и строителями. Жили богато и в гармонии с природой.

Вокруг «каров» как море простиралась «парма» - тайга. Неподалеку от «каров» на холмах были устроены кумирни, посвящённые богам, которым поклонялись язычники.

Борьба Перы с медведем. Из серии «Легенда о Пере-богатыре».

А вот еще одна история о том самом Пере. У коми-зырян и коми-пермяков медведь считался также живым воплощением лесного духа. Существовало убеждение, что в медведя нельзя было стрелять повторно в случае неудачного выстрела, так как он мог ожить, даже после смертельной раны. Именно взаимозаменяемостью образов лешего и медведя можно объяснить убийство медведя в одном из коми-пермяцком преданий о Пере: медведь не уступил ему в лесу дорогу, за это Пера задушил его.

Художник В.Г. Игнатов интерпретирует по- своему этот сюжет. Пера действует как смелый охотник. Медведь как объект охоты пользовался особым уважением у коми-зырян. Охота на медведя сопровождалась специальными обрядовыми действиями. Сердце первого убитого медведя, съеденное охотником, наделяло его, по поверьям коми, отвагой при последующих медвежьих охотах.

Коми - языческие каменные святилища

В.Г. Игнатов обращается к теме языческих верований древних коми-зырян. Одним из важных источников по дохристианским верованиям коми является "Житие Стефана Пермского" Епифания Премудрого. В нём подчёркивается, что у пермян было много богов, которые являлись покровителями охоты и рыболовства: "Те нам дают ловлю и все елико еж в водах, и елико на воздусе и елико в блатех и в дубравах, и в борех, и в лузах, и в порослех, и в чащах, и в берёзнике, и в соснах, и в елнях и в рамении и в прочех лесах, и все елико на древесах, белки или соболи, или куницы, или рыси и прочаа ловля наша". Богов олицетворяли идолы – деревянные, каменные, металлические, которым поклонялись и приносили жертвы.

"Кумиры" были расположены по погостам, в домах и лесах. В жертву им приносили шкуры пушных зверей, а также "златное, или сребреное или медь или железо, или олово". В зависимости от значимости идолы почитались либо отдельными семьями, селениями, либо населением целой округи. Епифаний пишет: "Суть же у них стари кумири, к ним же издалеча прихожаху, и от далних мест поминкы приношаху, и за три дни, и за четыре, и за неделю".

Йиркап строит кумирню. Из серии «О богатыре Йиркапе».

Йиркап – легендарный герой-охотник выступает в произведении художника В.Г. Игнатова в роли культурного героя, возводящего святилище. Таким образом, он осуществляет одну из важнейших задач – защиту человеческого сообщества от темных сил.

Он наделён богатырской, почти магической силой, без которой его созидательная деятельность была бы невозможна. Среди деревянных изваяний кумирни выделяется идол легендарной Зарни Ань, верховного божества, символа плодородия и благополучия.

Поклонение коми языческой богине Зарни Ань

Зарни Ань, "Золотая женщина", – Золотая баба, легендарный идол, которому якобы поклонялось население северо-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири. В описаниях идола говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок, внук. До настоящего времени в коми-зырянском фольклоре не обнаружено ни одного даже косвенного упоминания о существовании некогда женского божества Зарни Ань.

Тем не менее, термин Зарни Ань достаточно часто приводится даже в научных трудах как якобы древнее коми-зырянское наименование верховного божества, символа плодородия и благополучия. Нередко Зарни Ань отождествляют с известной по фольклору коми-зырян и коми-пермяков персонификацией зари – Зарань или Шондi ныв «дочерью солнца».

Учёные считают, что для отождествления образов Зарни Ань и Зарань есть веские основания. Вполне возможно, что предки приуральских народов (ханты, манси, коми) действительно поклонялись солнечной Золотой бабе.

В.Г. Игнатов представляет Зарни Ань в образе солнечного божества. Изображение выстроено по законам театральной мизансцены. Зритель словно бы становится свидетелем ритуального действа: поклонения изваянию Зарни Ань в обличии женщины с ребёнком на руках, величественно восседающей на троне.

Экстаз (Коми язычники)

Предки народа коми поклонялись деревьям, одухотворяя и почитая их, наделяя душой и способностью влиять на человеческую судьбу. В главных святилищах росли могучие берёзы, возле которых шаманы проводили различные языческие ритуалы, а люди, участвующие в них, подносили жертвоприношения древним божествам. В одном из преданий повествуется о том, что «…берёзу вместо бога держали, на неё вешали, у кого что есть, кто шёлковую шаль, кто овечью шкуру, кто ленточку…».

Отголоски культа деревьев у народа коми учёные фиксировали даже в 20 веке: около некоторых деревень заботливо сохранялись берёзовые рощи, которые считались священными. В.Г. Игнатов представляет образ могучей священной берёзы, с ярко выраженной мифологической символикой, связывающей её с космическим верхом и нижним миром. В характерной для автора декоративной манере он маркирует древо стилизованными образами пермского звериного стиля и традиционным орнаментом. Динамичная пластика могучего древа и людей убедительно передают кульминацию ритуального, объединяющего людей и природу действа.

Омоль (плохой бог) Серия «Из коми фольклора»

Омöль в коми-зырянской мифологии тёмный бог-демиург (творец), выступает как антагонист светлого начала, олицетворяемого «хорошим богом» Еном. В обыденной речи слово Омöль имеет значение "худой, плохой, слабый". В некоторых вариантах космогонических мифов противником Ена называется "леший" или "лешак", то есть образ низшей славянской мифологии. Именно такая трактовка образа этого персонажа легла в основу произведения В.Г. Игнатова. Тем не менее, в коми мифологии Омöль совместно с Еном, который признавался его братом или товарищем, участвовал в сотворении мира. Согласно некоторым мифам, Омöль лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых. Но гораздо чаще Омöль предстаёт как равноправный с Еном созидатель, хотя творит он согласно своему характеру.

Вместе с Еном Омöль достаёт со дна морской пучины яйца жизнезарождения, которые уронила туда их мать-утка, и с помощью одного из них создаёт луну. Омöль в облике гагары ныряет по просьбе Ена на морское дно и достаёт песчинки, из которых и создаётся земля. Омöль сотворил значительно больше животных, чем Ен. Им были созданы хищные звери и птицы, все рыбы, а также лось, олень и заяц, но впоследствии Ен видоизменил этих трёх животных и рыб, после чего они стали считаться его творениями, а людям было разрешено употреблять их в пищу.

После окончания борьбы за обладание космическим верхом, в которой Омöль потерпел поражение, он удалился жить под землю, по одной версии добровольно, по другой – был помещён туда Еном. Ен хитростью заманил Омöля и его духов-помощников в глиняные горшки, закрыл их и закопал в землю. При этом один горшок разбился, находившиеся в нём слуги Омöля разбежались в разные стороны и стали духами-хозяевами мест и природных стихий. Омöль стал хозяином космического низа (нижнего подземного мира).

Дед (добрый дух) Серия «Из коми фольклора»

Художник В.И. Игнатов представляет свою интерпретацию образа одного из низших мифологических божеств – духа, духа-хозяина. Возможны различные варианты его прочтения: дух-хозяин леса; дух-хозяин определённого лесного участка и обитающей на нём живности; дух-хозяин дома; дух-хозяин хозяйственных построек для содержания скота.

В представлениях коми-зырян параллельно реальному земному миру существовал иной, ирреальный мир, заселённый разнообразными духами, которые во многом определяли жизнь и благополучие людей. Поскольку у коми-зырян огромное значение имели охота и рыболовство, духи – хозяева леса и воды доминировали в иерархии низших мифологических божеств.

Общераспространённым наименованием лесного духа-хозяина было «вöрса» – аналог русского «леший». Представление об облике лешего и его ипостасях были весьма разнообразны: он мог быть невидимым, появляться в виде смерча, в облике обычного человека с какими-либо особенностями (гигантский рост, отсутствие бровей и ресниц, отсутствие тени, вывернутые пятки ног). Жил вöрса в треугольном доме, в глухой лесной чаще.

Лесной дух-хозяин предстаёт как своеобразный гарант соблюдения охотниками в лесу норм промысловой морали, наказывающий виновных в их нарушении лишением удачи в промысле. Поскольку на оборотной стороне картона есть надпись «Олысь» (дед), можно предположить, что В. Игнатов изобразил Олыся («обитатель, жилец») - домового, духа – хозяина дома и хозяйственных построек для содержания скота. Его основной функцией было обеспечение благополучия всех обитателей дома и домашнего скота.

Для обозначения духа – хозяина дома у коми-зырян и коми-пермяков помимо термина Олыся существовало большое количество других наименований, заимствованных у русских: суседко, дед (дедко, дедушко) и др. Хорошим олыся считался, если он обеспечивал благополучие дома, его обитателей и домашнего скота или хотя бы «не обижал». Если Олыся был чем-то обижен, то ночью спящим жителям дома снились кошмары. Нелюбимым лошадям он запутывал гривы и гонял их по конюшне. Начавшего проказничать домового духа полагалось умилостивить угощением. Считалось, что он любит топлёное молоко и квашеную капусту. Угощение ставили у кошачьего лаза в подполье и приглашали Олыся отведать его.

При переселении в новый дом обязательно полагалось приглашать с собой духа-хозяина старого дома. Чёткого представления о внешнем виде домового духа у коми-зырян и коми-пермяков не существовало. Обычно он был невидим, но мог появиться в человекоподобном облике: дед «старик», ань «женщина»; в облике домашних животных: серой кошки или собаки или в виде мохнатого комочка.

Учёные считают, что представления о духе-хозяине дома ассоциируются с культом предков.

Ёма. Эскиз костюма к балету Я.Перепелицы «Яг-Морт»

Ёма - один из наиболее популярных мифологических и фольклорных образов коми, аналогичный русской Бабе Яге. Образ Ёмы очень многозначен. Ёма - хозяйка злаков, хлеба, пляшет в ступе. Ёма - хозяйка леса: живёт в дремучем лесу, в лесной избушке на курьих ножках (на яйце, лосиных ногах); её овцы - волки, коровы - медведи, её слушаются звери и птицы. Ёма - покровительница женских ремёсел, ткачества, прядения: к ней приходят героини ряда сказок за бердечком, прялкой, клубком, веретеном, вязальной иглой, мотком пряжи. Ёма - хранительница огня, лежит на печи, в коми-зырянских сказках к ней приходят за огнём, часто в сказках Ёму сжигают в печи, в стогу или в соломе. Ёма - людоед, пытается запечь детей в печке, посадив на хлебную лопату. Ёма - богатырша, противница героя; противница-колдунья, мать колдуньи. Ёма - хозяйка воды, сильной воды или живой воды. Ёма - хранительница волшебных предметов: клубка, веретена, иглы, блюдечка с наливным яблоком.

Наиболее часто Ёма связана с нижним, иным или пограничным миром: живёт в лесу, на опушке, под водой, за рекой, на берегу реки, вниз по реке, на севере, реже на горе. Мир Ёмы отделён от мира людей лесом, горой, рекой смоляного огня, которые в мотивах преследования героя появляются при бросании за спину через левое плечо разных предметов.

Жилище Ёмы - чаще всего вросшая в землю избушка, избушка на курьих ножках, на курином яйце (медном, серебряном, золотом), без окон, без дверей, которая при поимке героя превращается в комнату с тремя, двумя, а затем с одним углом. Образ Ёмы глубоко хаотичен: длинные зубы, нередко железные; железные ногти; длинный нос, упирающийся в потолок, в пол, в угол, с его помощью она топит печь или ставит в печь хлебы; у Ёмы мохнатые глаза, часто слепые, носом чует лучше, чем видит. В отличие от русской Бабы Яги Ёма не передвигается в ступе. Ёмой называют старую, сварливую, злую, неуживчивую женщину.

Яг-Морт. Эскиз костюма к балету Я.Перепелицы «Яг-Морт».

Легенда о Яг-Морте была впервые опубликована в 1848 г., после чего неоднократно перепечатывалась и перерабатывалась разными авторами. По её мотивам на музыку композитора Я.С. Перепелицы в 1961 г. был создан первый коми-зырянский национальный балет "Яг-Морт". Более сорока лет художник-график Василий Георгиевич Игнатов работал над темой коми легенд и преданий. Одним из первых фольклорных источников, к которому он обратился, был сюжет о Яг-Морте. Художник В.Г. Игнатов выполнял эскизы костюмов и декораций к балету в 1961 г. и в 1977 г. (второй, переработанный вариант).

Яг-Морт гонит стадо коров. Из серии «Предание о Яг-Морте».

Яг-Морт, «боровой человек» – в легендах коми-зырян лесное чудовище. Время действия легенды относится к глубокой древности, когда по берегам рек Печоры и Ижмы жили рассеянно "чудские племена", ещё не знавшие земледелия, занимающиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота. В одном из чудских селений стал часто появляться Яг-Морт – великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны. «К тому же Яг-Морт был великим колдуном: болезни, падёж скота, бездождие, безветрие, летние пожары – всё насылал он на народ».

Яг-Морт посылает ветры. Из серии «Коми сказания и легенды».

Яг-Морт много бед приносил людям. Он мог насылать ураганный ветер, в котором погибали люди, разрушались их жилища. Художник В.Г. Игнатов убедительно показывает магическую силу лесного чудовища. Выразительная композиция построена на контрасте: огромная (от земли – до неба) фигура лесного чудовища и летящие, словно подхваченные вихрем былинки, фигурки людей. Цветовое решение графического рисунка, построенного из контурно-линейных штрихов синего, зелёного, лилового и красного цвета довешает образ страшного бедствия.

Яг-Морт сжигает коми селения. Из серии «Коми сказания и легенды»

Яг-Морт бывало «выберет ночь потемнее, зажжёт деревья и в суматохе пожара делает, что только его кровожадная душа хочет…»

Райда и Яг-Морт. Из серии «Предание о Яг-Морте».

Однажды Яг-Морт похитил у старейшины селения единственную дочь-красавицу по имени Райда.

Призыв Тугана на борьбу с Яг-Мортом Из серии «Предание о Яг-Морте».

Жених Райды – удалой молодец Туган собрал народ и призвал на борьбу с лесным чудовищем. «Собрал он своих товарищей … и порешил отыскать жилище Яг-Морта во что бы то ни стало, схватить окаянного колдуна живого или мёртвого, либо самим погибнуть». В.Г. Игнатов «полагает», что это действо происходило в капище – священном месте, где собрались мудрые старцы, опытные и молодые воины, дабы заручиться поддержкой всемогущих богов и духов-покровителей.

Засада. Из серии «Предание о Яг-Морте».

Туган с товарищами, вооружённые стрелами и копьями, устроили засаду на лесное чудище… и выследили Яг-Морта. Смельчаки затаились возле тропы, вытоптанной чудовищем, засели в густом лесу на угоре реки Ижмы. Художник изобразил тот момент, когда Яг-Морт переходит речку Ижму вброд напротив того места, где притаились смелые воины.

Битва с Яг-Мортом. Из серии «Предание о Яг-Морте».

«Только он ступил на берег, на него посыпались копья, стелы, камни… Остановился разбойник, посмотрел на противников грозным своим кровавым взглядом, взревел и кинулся в самую их гущу, размахивая палицей. И началось страшное побоище…».

Победа. Из серии «Предание о Яг-Морте».

В трудной схватке Туган с товарищами одолели Яг-Морта. «Он многих положил на месте и наконец, сам изнемог и грохнулся наземь». По легенде они отрубили ему руки. Затем, угрожая отрубить ему голову, заставили Яг-Морта привести к его жилищу. Жил Яг-Морт в чаще леса, в пещере на берегу речки Куча. Около пещеры люди обнаружили бездыханное тело Райды, тогда они убили Яг-Морта, сожгли находящуюся в пещере награбленную добычу, а саму её засыпали. С тех пор каждый, проходящий мимо этого места, должен был бросить на него камень или палку, а затем плюнуть. Художник В.Г. Игнатов «опускает» эти подробности и изменяет финал этой истории.

В логове Яг-Морта. Из серии «Предание о Яг-Морте».

По легенде в пещере Яг-Морта люди нашли «много всякого добра», а у пещеры – бездыханное тело Райды. Однако художник В.Г. Игнатов не желает принять такой драматический финал и предлагает свою версию счастливого завершения легендарной истории. Туган нашёл свою возлюбленную живой и невредимой. Любовь сильнее смерти.

Сватовство. Из серии «О богатыре Йиркапе».

В фольклорных источниках нет упоминания о сватовстве Йиркапа. Однако, в некоторых вариантах предания говорится о жене самого удачливого охотника, хитростью вызнавшую у мужа тайну его уязвимости и, по просьбе соперника Йиркапа, напоившего мужа ополосками.

Возможно, художник В.Г. Игнатов «предлагает» свою версию счастливой судьбы легендарного охотника, трансформируя сюжет об охоте на голубого оленя согласно языческой тотемной символике, где олень обозначает невесту.

Однажды колдунья сказала Йиркапу о том, что если он поймает голубого оленя, то он будет самым удачливым охотником на свете. Йиркап на волшебных лыжах гнался за оленем вплоть до самого Урала, где и настиг его. После чего олень превратился в очень красивую девушку.

В.Г. Игнатов представляет сцену сватовства как некое торжественное ритуальное действо, наполненное сакрального смысла. Согласно традиции, судьбу молодых решают старейшие и почтеннейшие представители двух родов: жениха и невесты. Своё решение они закрепляют ритуалом: вкушением специально приготовленного напитка из предусмотренного для этих целей сосуда, символизирующим идею объединения двух родов.

Йиркап и лось. Из серии «О богатыре Йиркапе».

Йиркап – легендарный герой-охотник. Ни один зверь не мог уйти от всесильного Йиркапа. Охота на лося у коми считалась наиболее опасной, чем на медведя. Охотники были убеждены, что убитый лось (как и медведь) мог ожить, если не выполнить определённых ритуальных действий. Удачливым охотникам, как на лося, так и на медведя приписывали безусловное благоволение лесных духов-хозяев, с которыми они находились в тесной связи благодаря своим колдовским способностям.

В работе В.Г. Игнатова лось выступает и как символ мужской силы и выносливости. Необычный (красный) окрас лося связан с солярной символикой лося (оленя) в мифологических представлениях коми-зырян. Возможно, здесь художником представлен в трансформированном виде мотив охоты на солнечного оленя, который имеет древнейшие корни, уходящие в мифологию приуральских народов.

Железный дед.

Кöрт Айка (железный дед, свёкор) – легендарный персонаж коми-зырянской мифологии, языческий тун (жрец). Наделён чудовищной силой и колдовскими способностями, направленными против людей. Его необходимым атрибутом было железо (кöрт): он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы. Он был неуязвим, поскольку у него было железное тело.

Основным занятием Кöрт Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью, которую сковал сам. Кöрт Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, но своим знанием ни с кем не делился. Обладал неограниченной властью над стихиями. По его слову меркли солнце и луна, день превращался в ночь, а ночь в день. Он мог заставить реку потечь вспять, а в засуху вызвать обильный дождь; мог остановить словом плывущую по реке лодку.

«Много бед терпел от него народ, и не было на него ни суда, ни расправы. Никто не смел померяться с ним силой». Сюжет о Кöрт Айке впервые был опубликован бытописателем Е. Кичиным в середине XIX века, в литературной обработке известен по произведениям М. Лебедева.

Десять лет спал. Из серии «Ижмо-колвинский эпос».

Ижмо-колвинский эпос был впервые записан коми фольклористами А.К. Микушевым и Ю.Г. Рочевым в 1970-х гг. в бассейне реки Колва на границе Усинского района Республики Коми и Ненецкого автономного округа от колвинских ненцев, ассимилированных в ХIХ - ХХ вв. коми переселенцами, относящими себя к изьватас (коми-ижемцам).

В основе сказания-песни «Хозяин Керча-реки» лежит сюжет о богатырском сватовстве. Возле Керча-реки живут три брата и сестра, младший богатырь-брат десять лет спит богатырским сном. Его большое оленье стадо хранит сестра. Сестра готовит к пробуждению брата его меховые пимы.

В.Г. Игнатов изобразил момент пробуждения богатыря. «Сам я – жених. Десять лет спал… Слышу, кто-то говорит у входа в чум, братья между собой говорят: «Пора проснуться младшему брату». Так я проснулся, я сел…»

За оленями. Из серии «Ижмо-колвинский эпос».

Младший сын Хозяина Керча-реки после десятилетнего богатырского сна отправляется в землю Хозяина Морского Мыса, чтобы сосватать его красавицу дочь. Перед дальней дорогой надо пригнать оленей. И в этом деле герою помогает его верный пёс. «За оленями я иду, под ноги гляжу… Деревянные сядеи-идолы сбоку остались…»

Хозяин Морского мыса. Из серии «Ижмо-колвинский эпос».

Из земли Хозяина Морского мыса ещё никто живым не возвращался… В.Г. Игнатов представляет нам впечатляюще колоритный образ Хозяина Морского мыса, возлежащего у очага в своём чуме. Хозяин Морского мыса живет в большом чуме. Невеста и её родители гостеприимно встречают богатыря, «затевают стряпню». На предложение жениха невеста ответила: «Уже десять лет жду тебя!» Только младший сын Хозяина Морского мыса настроен враждебно против жениха и предлагает ему испытания. Младший сын Хозяина Керча-реки успешно проходит все испытания, убивает Младшего Хозяина Морского мыса, справляет свадьбу и отправляется в обратный путь.

Ожерелье Сюдбея. Эскиз I действие.

Сюжет пьесы-сказки А.С. Клейна «Ожерелье Сюдбея» (1973) основан на ижмо-колвинском эпосе. Сказка повествует об истории появления северного сияния в землях заполярной тундры. Художник В.Г. Игнатов создал цикл из 4 листов – своего рода картины-декорации.

Картина-декорация к 1 действию представляет сцену, в которой старый оленевод рассказывает историю появления в их семье юноши Ведэ. Старый Ландо и его дочь Мада перед чумом чинят сети и охотничье снаряжение. Мада поёт весёлую песню в ожидании Ведэ, а на груди у нее сияет ожерелье, подаренное отцом. Ландо рассказывает дочери, что Ведэ не брат ей. Мада, очень рада этому известию. Она сообщает отцу, что любит юношу. Появляется Ведэ. Но отец против их любви, он хочет выдать дочь за богатого купца.

Старый Ландо не знал, что под видом богатого купца скрывается коварный обманщик – Костяное Горло. Он задумал завладеть волшебным ожерельем, женившись на Маде. Быстро сообразил Костяное Горло, что ему нужно делать. Он подкидывает в мешок Ведэ драгоценный мех, «уличает» его в воровстве и лжи и добивается того, что Ведэ вынужден покинуть стойбище.

Эскиз к пьесе Клейна Ожерелье Сюдбея III действие.

В. Г. Игнатов представляет финальную сцену 3 действия пьесы-сказки, когда кульминационные события уже свершились, наступает развязка. На огромных нартах, как на высоком троне, сидит великан Сюдбей. Богатые меха укрывают его ноги, ниспадая на землю. Подлокотниками трона великана служат ветвистые оленьи рога, а справа от него сидит большая белая Сова. Перед Сюдбеем на огне огромный чан с водой. Тут же верные слуги, за ними – превращённый в деревянного истукана, нерадивый сын Сюдбея – Костяное горло.

Когда-то давно он украл у отца волшебное ожерелье, которое затем попало к юноше Ведэ. Костяное горло хотел выстрелить из лука в юношу Ведэ (которого слуги привели к Сюдбею), но Сюдбей опередил его, коснувшись своим волшебным хорем, превратил злодея в деревянного истукана. Лук упал к трону Сюдбея. Вместе с Ведэ его возлюбленная Мада, дочь оленевода Лондо и Ань. Сюдбей отдаёт Ведэ ожерелье, чтобы оно светило ему в зимних дорогах, озаряло бескрайние просторы и путь к богатствам земли северной. Но Ведэ решает иначе. Он хочет, чтобы ожерелье светило не только ему, но и всем, живущим в тундре. Юноша бросает его высоко в небо, где во всю его ширь ожерелье вспыхивает бегущими по всему небу яркими сполохами северного сияния.

По материалам сайта

Рекомендуем почитать

Наверх