Тесты по обособлению обстоятельств. Обособленные обстоятельства

Рассказы 08.04.2024

Тест по русскому языку для 7 класса

«Обособленное определение и обстоятельство»

А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Юрка стал раздеваться. Снял свитер (1) не развязывая шнурков (2) стащил стоптанные ботинки, затем носки (3) и (4) неожиданно (5) остановившись(6) разревелся в голос.

1) 1, 2, 4, 6 2) 2, 3, 5 3) 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6 А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Под ногами (1) заросшее травой (2) и мелким кустарником (3) сухое болото (4) окружённое высоким бугристым лесом. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 4 4) 1, 2, 3, 4 А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Седые сумерки (1) на короткое время хозяйничали (2) в этом уголке природы (3) окунувшемся с головой (4) в сладкую пору белых северных ночей.

1) 3, 4 2) 3 3) 1, 2 4) 1, 4 А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Широко раскрытые (1) глаза майора (2) в ужасе глядели (3) в медленно открывающуюся (4) пасть северного крокодила.

1) 1 2) нет запятых 3) 3, 4 4) 2 А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Бык в агонии прыгнул (1) не разбирая (2) пути. Гармония (3) веками создаваемая (4) была нарушена (5) одним выстрелом.

1) 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 3 4) 1, 3, 4

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Одежду аккуратно вешаю на борт (1) выброшенного штормом (2) разбитого баркаса. Нащупывая (3) опору (4) по склизкому от водорослей и тины каменистому дну (5) едва-едва продвигаюсь к лодке.

1) 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 4 4) 3, 5

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Солнце дохнуло жаром на (1) спящих под корой (2) деревьев (3) насекомых (4) пробуждая их ото сна (5) на деревенских кошек (6) заставив их нежиться на крыльце.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 5, 6 3) 4, 5, 6 4) 1, 4, 6

А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? С обеда серые тучи (1) устав (2) замедлили ход (3) и (4) лениво теснясь (5) наползали друг на друга.

1) 1, 2 2) 1, 2, 4, 5 3) 3, 5 4) 1, 3, 4

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Николай (1) ухватив за ошейник (2) перевёл собаку (3) из вольера (4) в наглухо сколоченный дощатый сарайчик (5) поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь.

1) 1, 2, 4 2) 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 3

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Стараясь (1) не тревожить (2) склонившуюся над заводью (3) тишину (4) он неторопливо оттолкнул лодку от берега.

1) 2, 3 2) 1, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 4

Прочитайте текст и ответы на задания В1 - В3 запишите цифрами.

(1) В тростнике раздался всплеск. (2) Кольцами по воде пошли, затухая, круги.

(3) – Вон – щука жорится. (4) Она хватает ту рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга.

(5) Над лесом, где подтягивалось к горизонту солнце, ярко заалело. (6) Воздух становился светлым и прозрачным. (7) Туман над водой рассеивался.

(8) Всё вокруг, умытое росой, заискрилось, засверкало. (9) Солнце, выглянув из-за дальнего леса, бросило на зеркальную поверхность яркий золотой мазок. (10) Какая-то птица завела возню в камышах. (11) Потеплело.

(12) Комары выпили ещё по одной капле нашей крови. (13) На посошок!

(14) Недружно затянули песню лесные птахи, выражая своё восхищение новым днём, восхваляя трелями дивное устройство жизни.

В1. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. Укажите его номер. В2. Среди предложений 5 - 11 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер . В3. Среди предложений 8 - 14 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Укажите его номер. В4. Среди предложений 5 - 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Укажите его номер.

Вопрос

1 вариант

1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.
1) Выполняли они свою работу спустя рукава.
2) Он постоял несколько минут молча.
3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.
4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.

2. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

3. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

1) Прощаясь молодые люди раскланивались.
2) Отец не оборачиваясь кивнул головой.
3) Смотрел на бабушку прищурясь.
4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.

4. Укажи предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.
2) Увалы холмы долины уходили вдаль.
3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно.
4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.

5. Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок.
1) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.
2) Воробьи обсыпав придорожные ветлы, кричали громко.
3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.
4) Оглянувшись по сторонам, и, никого не обнаружив он осторожно стал пробираться к дому.

6. В каком предложении нет грамматической ошибки (верно построено предложение с деепричастным оборотом)?
1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
2) Подъезжая к городу, нашу машину остановили.
3) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
4) Находясь в открытом море, пароход попал в жестокий шторм.

7. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку.(3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)

9. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (В.Короленко)
10. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)

Упражнение 1.


Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.


Ш_гах в шести от него пр_слонясь сп_ной к тумбочке с_дел м_лодой парень в синей пестрядинной рубахе в таких же шт_нах в л_птях и в оборва(н, нн)ом рыжем к_ртузе. Около него лежала маленькая к_томка и коса без черенка обёрнутая в жгут из соломы а(к, кк)уратно перекруче(н, нн)ый верёвочкой. Пар_нь был (широко)плеч кор_наст с заг_релым и обветре(н, нн)ым лиц м и с большими г_лубыми глазами см_тревшими на Челкаша доверч_во и добр_душно.


Челкаш оскал_л зубы высунул язык и сделав страшную рожу устав_лся на него вытараще(н, нн)ыми глазами.
Парень сн_чала (не, ни)доумевая смигнул но (по)том вдруг ра(с,сс)хохотался крикнул скво_ь смех: «Ах, чудак!» Почти (не, ни)вст_вая с земли (не, ни)уклюже пе-рев_лился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою к_томку по пыли и постук_вая пяткой косы о камни.
(М. Горький)

Тест по теме «Обособленные обстоятельства»

2 вариант

1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (О.Селянкин)

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.
(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Ю.Сотник)

3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Р.Фраерман)

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пожизненный найм (1) не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике (2) ставил рабочих в крайне зависимое положение (3) и (4) прочно укрепившись в японском обществе (5) обрёл силу юридического закона.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внешторгбанк размещает валютные резервы государства за рубежом, а в итоге (1) завоевав доверие (2) сможет выступать и как представитель по операциям с драгоценными металлами.
Стоявшие у истоков нового бизнеса специалисты возглавили различные биржи, а (3) развернув деятельность (4) и добившись успеха (5) встали во главе других организаций: акционерных обществ, банков, и т.д.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 5 4) 3, 4, 5

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию (1) вникая во все детали (2) и (3) найдя выход (4) преодолевать (5) и политические трудности
1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вступая в спор (1) и отстаивая свою позицию (2) мы начинаем горячиться (3) и (4) сами того не замечая (5) допускаем досадную грубость.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4, 5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Успех и положительные результаты обязательно будут, если работать (1) засучив рукава.
Судя по всему (2) экономические реформы идут медленно.
Сегодня (3) несмотря на новизну этого термина (4) никто уже не сомневается в необходимости изучения маркетинга.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

России нужно совершенствовать налоговый механизм, который (1) превратившись в инструмент воздействия на экономику (2) станет частью бюджетной стратегии.
Начав с создания флота (3) Петр I проводил все дальнейшие преобразования с учетом общегосударственных интересов.
Не следует забывать народную мудрость: спеши (4) не торопясь (5) и медли без лени.
1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 5 4) 1, 3, 4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Студенты учатся, знакомятся с новейшими достижениями науки и (1) закончив университет (2) хотят применить знания на практике.
Самыми работоспособными и организованными оказываются коллективы (3) создавая которые (4) психологи учитывали совместимость персонала.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3

Упражнение 2.


Спишите тексты, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.


1) В реку гл_делся лениво щурясь сп_койный лес и вместе с бабами смялся берег заро ший белым лопушником смялся игриво заразительно как бойкий (бело)бры(с _ сс)ый м_льчуган с т_рчащими во всю силу в_храми.


Его точно д_ржал кто(то) снизу а он (по)прежнему х_тел подня(тся, ться) и посм_треть вдаль но (не, ни)мог и смеясь боролся с кем(то) у_кими как руки песча(н, нн)ыми косами. И задыхающийся от смеха и борьбы берег вырывался и к_тился дальше пока (не, ни)пропадал за пов_ротом.


(За)тем пок_зался на дороге медле(н, нн)ый воз и он тоже смялся. Вспых_вающие улыбки ползали по рубахам шагавших мужиков по жёлтой соломе по чалой гриве лошади и бл_стевшим ободьям. (С.Сергеев-Ценский)


2) Стояла ранняя весна.
Пр_мчавшись откуда(то) с (не, ни)ведомых морей и гор в пр_зрачном воздухе к_лыхалась она л_кующая радос_ная. И та_л на улицах снег. Он оседал рыхлел и бежали (из)под него весёлые гов_рливы _ руч(?)и св_бодные св_ркающие, как оплотневшие на земле лучи солнца.
Стали в_здушней огромные дома улицы властно вросшие в небо и землю и в мон_стырском саду нач нали просыхать а(л, лл)еи и набухать почки на дерев(?)ях. (С.Сергеев-Ценский)

Ответы к тесту

Предложения

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Коковин Е.)


2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Коковин Е.)


3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (Короленко В.)


4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Полевой Б.)


5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)


6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)


7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык - первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали - будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят. (Соболев А.)


8. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.

(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Сотник Ю.)

Рекомендуем почитать

Наверх