ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ЛОГИКА это наука о формах и законах человеческого мышления и, в...
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.
Задачи урока
Обучающие:
Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».
выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;
формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;
Воспитательные:
Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа
Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов товарищей.
Развивающие:
Совершенствовать связную устную и письменную речь учащихся (при помощи аргументированных ответов).
Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно)
Оборудование:
Учебник Г.С. Меркин;
Рабочая печатная тетрадь;
технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.
Методическое обоснование:
Данный конспект урока предназначен для проведения уроков литературы в пятом классе по рассказу А.И. Куприна «Золотой Петух». В системе уроков по творчеству писателя это первый урок, который кратко знакомит учащихся с биографией А.И. Куприна. Лексическая работа поможет реализовать межпредметные связи с уроками истории. Через осмысление содержания рассказа А.И. Куприна «Золотой Петух» учащиеся должны выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;
Метод: слово учителяПрием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя (требования)
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Тема нашего сегодняшнего урока – рассказ Куприна «Золотой петух».
Метод: слушание
2. Актуализация знаний.
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Совсем недавно мы с вами писали изложение по рассказу Куприна «Ю-ю» и уже немного поговорили о биографии автора. Ребята, что вы запомнили и можете рассказать?
Метод: говорение
Родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.
Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.
Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.
В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».
Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.
Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?
Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?
Где происходят события, описанные в рассказе?
Метод: говорение
Прием: устный ответ по предмету
Описания природы проникнуты лирическим теплым настроением.
Сравнение петушиного пения с музыкой звучащей при встрече триумфатора-цезаря в Древнем Риме и упоминание легенды о фениксе.
В Виль д’Авра, в 10 км от Парижа.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
Как мы уже сказали, Куприн был вынужден поселиться во Франции. Его дочь позднее написала книгу воспоминаний и в главе «Пригород» как раз рассказывается об этом периоде его жизни. Куприн снял дачу как раз-таки в Виль д’Авра. Он хотел заниматься цветами и просто «покопаться в земле». Но ч ужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у Куприна горькую тоску по далёкой России.
Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. И очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: слово учителя
Сейчас, ребята, обратимся непосредственно к тексту. Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины. Выразительно прочитайте их.
«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, откройте ТПО на 16 странице и найдите 3 задание. Нам нужно будет определить значение данных слов. Сейчас по истории вы как раз изучаете древний мир, поэтому я думаю, что особых трудностей у нас не должно возникнуть.
К чему относятся первые два слова, по отношению к чему их употребляют?
Итак, когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.
И еще одно слово, которое имеет непосредственное отношение к Древнему Риму – триумфатор-цезарь.
Триумфатор -цезарь – п олководец-победитель , встречаемый с триумфом.
Запишите.
Метод: говорение
Прием: устный ответ по предмету
Когорта и легион относятся к римской армии.
Письмо.
Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.
Легион – основная единица в армии древнего Рима.
Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, подумайте, каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором в тексте?
Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».
Метод: говорение
Прием: устный ответ по предмету
Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.
Чтение: выразительное, озвученное
Следующие слова, на которые мы обратим внимание – это пианиссимо и фуга. Ребята, возможно среди вас есть те, кто ходят в музыкальную школу, и пояснит нам значение этих слов?
Следующие слова – самозабвенный и экстаз.
Кто знает значение этих слов?
И слово, которое у нас осталось – феникс.
Ребята, вы знаете кто такой феникс?
Пианиссимо – очень тихо, тише, чем пиано (пиано – не громко, не в полную силу).
Самозабвенный – восхищенный.
Экстаз – Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности.
Феникс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
С фениксом связанно множество легенд особенно на востоке. Считается, что предчувствуя близость смерти, Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла - новый Феникс, который возлагал прах своего "отца" на алтарь Солнца.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, в котором упоминается феникс.
Чтение: выразительное, озвученное
Домашнее задание.
Метод: слово учителя
Прием: инструктирующее слово учителя
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование
Сейчас вам нужно будет закончить 67 урок в ТПО, и в конце занятия я соберу тетради, проверю это задание.
Ребята, кому не понятно, что нужно делать? Это задание до конца урока. Приступайте.
Метод: письмо.
Где родился А.И. Куприн?
А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге
2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?
А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома
3. Где еще он учился?________________________________________________________________
4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?
А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет
5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________
6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________
7. Какое чудо произошло однажды?
А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов
А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором
9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?
А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб
10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?
Ответы: 1. В Наровчате. 2. В сиротском приюте
Проверочная работа. А. И. Куприн «Золотой петух», 5 кл.
Где родился А.И. Куприн?
А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге
2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?
А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома
3. Где еще он учился?________________________________________________________________
4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?
А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет
5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________
6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________
7. Какое чудо произошло однажды?
А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов
А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором
9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?
А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб
10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?
Вариант 1. А.И.Куприн «Золотой петух».
Я тогда проснулся еще до света, проснулся как-то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством легкой свежести и со сладкой уверенностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо. Так, иногда меня ласково пробуждали до зари – веселая песня скворца или дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда.
Я распахнул окно и сел на подоконник. В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли. В темных паникадилах каштанов еще путались застрявшие ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана. Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?
Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам – мощным и звонким, – от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха.
2.Выпишите эпитеты, олицетворения, метафоры из данного отрывка.
3. Как передано ощущение чуда в отрывке?
4. С чем сравнивает рассказчик пение петухов?
Вариант 2.А.И.Куприн «Золотой петух».
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
И теперь, в этот стыдливый час, когда земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо надевали свои утренние одежды, я с волнением подумал: ведь это сейчас поют все петухи, все, все до единого, старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы, – все они, живущие на огромной площади, уже освещенной солнцем, и на той, которая через несколько мгновений засияет в солнечных лучах. В окружности, доступной для напряженного человеческого слуха, нет ни одного городка, ни одной деревни, фермы, двора, где бы каждый петух, вытягивая голову вверх и топорща перья на горле, не бросал в небо торжествующих прекрасно-яростных звуков. Повсюду – в Версале, в Сен-Жермене и Мальмезоне, в Рюелле, Сюрене, в Гарше, в Марн-ла-Кокет, в Вокресоне, Медоне и на окраинах Парижа – звучит одновременно песня сотен тысяч восторженных петушиных голосов. Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льется мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do !
Временами ближние петухи на несколько мгновений замолкали, как будто выдерживали строгую, точную паузу, и тогда я слышал, как волна звуков катилась все дальше и дальше до самых отдаленных мест и, точно отразившись там, возвращалась назад, увеличиваясь, нарастая, взмывая звонким певучим валом до моего окна, до крыш, до верхушек деревьев. Эти широкие звуковые валы раскатывались с севера на юг, с запада на восток в какой-то чудесной, непостижимой фуге. Так, вероятно, войска великолепного древнего Рима встречали своего триумфатора-цезаря. Когорты, расположенные на холмах и высотах, первые успевали увидеть его торжественную колесницу и приветствовали ее отдаленными восклицаниями радости, а внизу кричали металлическими голосами восторженные легионы, чьи ряды один за другим уже озарились сияющим взглядом его лучезарных глаз.
1. К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
2.Как передано особое звучание петушиного пения?
3.Какие музыкальные термины звучат в тексте?
Вариант 3. А.И.Куприн «Золотой петух».
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сладостно наполняла и насыщала слух. Что за странное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть всей страны, может быть всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную радость боя, когда два сильных петушиных тела яростно сталкиваются в воздухе, крепко бьются упругие крылья, вонзаются в мясо кривые стальные клювы и из облака крутящейся пыли летят перья и брызги крови. Или, может быть, сегодня празднуется день трехсотого тысячелетия памяти Древнего Петуха – праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми лесами, полями и реками?
И наконец, может быть, – думал я, – сегодня, перед самым длинным трудовым днем лета, тучи на востоке задержали солнце на несколько мгновений, а петухи-солнцепоклонники, обожествившие свет и тепло, выкликают в священном нетерпении своего огнеликого бога.
- Какое настроение переживает автор от услышанного?
- От чего, по словам автора, пришли в восторг петухи? Выпишите.
- Укажите черты сказочного и мифологического в отрывке.
- К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
Вариант 4. А.И.Куприн «Золотой петух».
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю. Напрягая последние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поет великолепное славословие бесчисленный петушиный хор! И теперь я уже не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами? Великий Золотой Петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве. Вот он, старый прекрасный миф о Фениксе – таинственной птице, которая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскаленных углей!
1. К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
3.Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нем?
4.Какие образные средства позволяют почувствовать восторг писателя?
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
1. К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
Вариант 5. А.И.Куприн «Золотой петух».
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки. Часа в два мне пришлось зайти в один дом. Посреди двора стоял огромный лоншанский петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые. Осторожно обходя этого красавца, я нагнулся и спросил:
– Это вы так хорошо пели сегодня на заре?
Он кинул на меня боковой недовольный взгляд, отвернулся, опустил голову, черкнул туда и сюда клювом по песку и пробормотал что-то недовольным хриплым баском. Не ручаюсь, чтобы я его понял, но мне послышалось, будто он сказал: «А вам какое дело?»
Я не обиделся. Я только сконфузился. Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?
1. К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
2. Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы». А себя «слабым, жалким человеком, не более?»
3. Составить цитатный план всего рассказа.
Cлайд 1
Cлайд 2
КУПРИН Александр Иванович русский писатель-реалист. Одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.Cлайд 3
Цитатный план рассказа «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 1. « Случилось это чудо.» 2. « Я не вдруг понял, что это пели петухи.» 3. « Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.» 4. « Что за странное, что за необыкновенное утро!» 5. « Великий золотой петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве.» 6. « Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.» 7. « Золотой Петух сразу же был восторженно принят литературной критикой.»Cлайд 4
Ответы на вопросы. 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус-лышал в нём? Ответ №1. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха.Cлайд 5
2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? Да. Например:«Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do! »Cлайд 6
В рассказе я заметила много эпитетов. Например: чудесная, солнечный, горячий(песок), пахучие вкусные(травы), бесконечных, бурных, сияющий и т.д. 3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя? Ответ №3.