Конспект урока по литературе на тему "Золотой петух" (5 класс). Урок на тему "Золотой петух" А.Куприна

Русская классика 28.04.2024
Русская классика
Тема урока: Рассказ «Золотой петух».
Тип урока:
комбинированный
Цель урока:
Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.

Задачи урока

Обучающие:

    Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».

    выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

    формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;

Воспитательные:

    Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа

    Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов товарищей.

Развивающие:

    Совершенствовать связную устную и письменную речь учащихся (при помощи аргументированных ответов).

    Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно)

Оборудование:

    Учебник Г.С. Меркин;

    Рабочая печатная тетрадь;

    технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.

Методическое обоснование:

Данный конспект урока предназначен для проведения уроков литературы в пятом классе по рассказу А.И. Куприна «Золотой Петух». В системе уроков по творчеству писателя это первый урок, который кратко знакомит учащихся с биографией А.И. Куприна. Лексическая работа поможет реализовать межпредметные связи с уроками истории. Через осмысление содержания рассказа А.И. Куприна «Золотой Петух» учащиеся должны выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя (требования)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Тема нашего сегодняшнего урока – рассказ Куприна «Золотой петух».

Метод: слушание

2. Актуализация знаний.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Совсем недавно мы с вами писали изложение по рассказу Куприна «Ю-ю» и уже немного поговорили о биографии автора. Ребята, что вы запомнили и можете рассказать?

Метод: говорение

Родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

Где происходят события, описанные в рассказе?

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Описания природы проникнуты лирическим теплым настроением.

Сравнение петушиного пения с музыкой звучащей при встрече триумфатора-цезаря в Древнем Риме и упоминание легенды о фениксе.

В Виль д’Авра, в 10 км от Парижа.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Как мы уже сказали, Куприн был вынужден поселиться во Франции. Его дочь позднее написала книгу воспоминаний и в главе «Пригород» как раз рассказывается об этом периоде его жизни. Куприн снял дачу как раз-таки в Виль д’Авра. Он хотел заниматься цветами и просто «покопаться в земле». Но ч ужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у Куприна горькую тоску по далёкой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. И очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя

Сейчас, ребята, обратимся непосредственно к тексту. Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины. Выразительно прочитайте их.

«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, откройте ТПО на 16 странице и найдите 3 задание. Нам нужно будет определить значение данных слов. Сейчас по истории вы как раз изучаете древний мир, поэтому я думаю, что особых трудностей у нас не должно возникнуть.
К чему относятся первые два слова, по отношению к чему их употребляют?
Итак, когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

И еще одно слово, которое имеет непосредственное отношение к Древнему Риму – триумфатор-цезарь.

Триумфатор -цезарь – п олководец-победитель , встречаемый с триумфом.

Запишите.

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Когорта и легион относятся к римской армии.

Письмо.

Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

Легион – основная единица в армии древнего Рима.

Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, подумайте, каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором в тексте?

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.

Чтение: выразительное, озвученное

Следующие слова, на которые мы обратим внимание – это пианиссимо и фуга. Ребята, возможно среди вас есть те, кто ходят в музыкальную школу, и пояснит нам значение этих слов?

Следующие слова – самозабвенный и экстаз.

Кто знает значение этих слов?

И слово, которое у нас осталось – феникс.

Ребята, вы знаете кто такой феникс?

Пианиссимо – очень тихо, тише, чем пиано (пиано – не громко, не в полную силу).

Самозабвенный – восхищенный.

Экстаз – Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности.

Феникс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

С фениксом связанно множество легенд особенно на востоке. Считается, что предчувствуя близость смерти, Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла - новый Феникс, который возлагал прах своего "отца" на алтарь Солнца.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, в котором упоминается феникс.

Чтение: выразительное, озвученное

Домашнее задание.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Сейчас вам нужно будет закончить 67 урок в ТПО, и в конце занятия я соберу тетради, проверю это задание.

Ребята, кому не понятно, что нужно делать? Это задание до конца урока. Приступайте.

Метод: письмо.

    Где родился А.И. Куприн?

А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге

2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?

А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома

3. Где еще он учился?________________________________________________________________

4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?

А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет

5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________

6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________

7. Какое чудо произошло однажды?

А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов

А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором

9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?

А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб

10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?

Ответы: 1. В Наровчате. 2. В сиротском приюте

Проверочная работа. А. И. Куприн «Золотой петух», 5 кл.

    Где родился А.И. Куприн?

А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге

2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?

А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома

3. Где еще он учился?________________________________________________________________

4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?

А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет

5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________

6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________

7. Какое чудо произошло однажды?

А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов

А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором

9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?

А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб

10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?

Вариант 1. А.И.Куприн «Золотой петух».

Я тогда проснулся еще до света, проснулся как-то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством легкой свежести и со сладкой уверенностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо. Так, иногда меня ласково пробуждали до зари – веселая песня скворца или дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда.

Я распахнул окно и сел на подоконник. В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли. В темных паникадилах каштанов еще путались застрявшие ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана. Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?

Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам – мощным и звонким, – от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха.

2.Выпишите эпитеты, олицетворения, метафоры из данного отрывка.

3. Как передано ощущение чуда в отрывке?

4. С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

Вариант 2.А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

И теперь, в этот стыдливый час, когда земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо надевали свои утренние одежды, я с волнением подумал: ведь это сейчас поют все петухи, все, все до единого, старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы, – все они, живущие на огромной площади, уже освещенной солнцем, и на той, которая через несколько мгновений засияет в солнечных лучах. В окружности, доступной для напряженного человеческого слуха, нет ни одного городка, ни одной деревни, фермы, двора, где бы каждый петух, вытягивая голову вверх и топорща перья на горле, не бросал в небо торжествующих прекрасно-яростных звуков. Повсюду – в Версале, в Сен-Жермене и Мальмезоне, в Рюелле, Сюрене, в Гарше, в Марн-ла-Кокет, в Вокресоне, Медоне и на окраинах Парижа – звучит одновременно песня сотен тысяч восторженных петушиных голосов. Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льется мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do !

Временами ближние петухи на несколько мгновений замолкали, как будто выдерживали строгую, точную паузу, и тогда я слышал, как волна звуков катилась все дальше и дальше до самых отдаленных мест и, точно отразившись там, возвращалась назад, увеличиваясь, нарастая, взмывая звонким певучим валом до моего окна, до крыш, до верхушек деревьев. Эти широкие звуковые валы раскатывались с севера на юг, с запада на восток в какой-то чудесной, непостижимой фуге. Так, вероятно, войска великолепного древнего Рима встречали своего триумфатора-цезаря. Когорты, расположенные на холмах и высотах, первые успевали увидеть его торжественную колесницу и приветствовали ее отдаленными восклицаниями радости, а внизу кричали металлическими голосами восторженные легионы, чьи ряды один за другим уже озарились сияющим взглядом его лучезарных глаз.

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

2.Как передано особое звучание петушиного пения?

3.Какие музыкальные термины звучат в тексте?

Вариант 3. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сладостно наполняла и насыщала слух. Что за странное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть всей страны, может быть всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную радость боя, когда два сильных петушиных тела яростно сталкиваются в воздухе, крепко бьются упругие крылья, вонзаются в мясо кривые стальные клювы и из облака крутящейся пыли летят перья и брызги крови. Или, может быть, сегодня празднуется день трехсотого тысячелетия памяти Древнего Петуха – праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми лесами, полями и реками?

И наконец, может быть, – думал я, – сегодня, перед самым длинным трудовым днем лета, тучи на востоке задержали солнце на несколько мгновений, а петухи-солнцепоклонники, обожествившие свет и тепло, выкликают в священном нетерпении своего огнеликого бога.

  1. Какое настроение переживает автор от услышанного?
  2. От чего, по словам автора, пришли в восторг петухи? Выпишите.
  3. Укажите черты сказочного и мифологического в отрывке.
  4. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

Вариант 4. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю. Напрягая последние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поет великолепное славословие бесчисленный петушиный хор! И теперь я уже не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами? Великий Золотой Петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве. Вот он, старый прекрасный миф о Фениксе – таинственной птице, которая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскаленных углей!

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

3.Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нем?

4.Какие образные средства позволяют почувствовать восторг писателя?

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

Вариант 5. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки. Часа в два мне пришлось зайти в один дом. Посреди двора стоял огромный лоншанский петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые. Осторожно обходя этого красавца, я нагнулся и спросил:

– Это вы так хорошо пели сегодня на заре?

Он кинул на меня боковой недовольный взгляд, отвернулся, опустил голову, черкнул туда и сюда клювом по песку и пробормотал что-то недовольным хриплым баском. Не ручаюсь, чтобы я его понял, но мне послышалось, будто он сказал: «А вам какое дело?»

Я не обиделся. Я только сконфузился. Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

2. Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы». А себя «слабым, жалким человеком, не более?»

3. Составить цитатный план всего рассказа.


Cлайд 1

Cлайд 2

КУПРИН Александр Иванович русский писатель-реалист. Одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.

Cлайд 3

Цитатный план рассказа «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 1. « Случилось это чудо.» 2. « Я не вдруг понял, что это пели петухи.» 3. « Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.» 4. « Что за странное, что за необыкновенное утро!» 5. « Великий золотой петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве.» 6. « Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.» 7. « Золотой Петух сразу же был восторженно принят литературной критикой.»

Cлайд 4

Ответы на вопросы. 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус-лышал в нём? Ответ №1. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха.

Cлайд 5

2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? Да. Например:«Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do! »

Cлайд 6

В рассказе я заметила много эпитетов. Например: чудесная, солнечный, горячий(песок), пахучие вкусные(травы), бесконечных, бурных, сияющий и т.д. 3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя? Ответ №3.

Рекомендуем почитать

Наверх