Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

Теория успеха 10.12.2023
Теория успеха

5. Прочитайте сначала первое четверостишие стихотворения Ф. Тютчева, затем второе, напечатанное в двух столбцах. Сравните знаки завершения в предложениях этих двух четверостиший. В каких предложениях выражено восхищение могуществом, красотой природы? Какое из четверостиший, напечатанных в два столбца, принадлежит, по вашему мнению, Ф. Тютчеву? Прочитайте вслух, выражая чувство восхищения поэта.

      Яркий снег сиял в долине, -
      Снег растаял и ушёл;
      Вешний злак блестит в долине, -
      Злак увянет и уйдёт.

Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы.




На какие группы по назначению делятся знаки препинания?

Какая группа содержит наибольшее количество знаков?

Какой разделительный знак препинания, кроме точки, по вашему мнению, употребляется чаще других?

6. Закончите предложения, используя данные таблицы.

  1. Разделяются знаками препинания...
  2. Выделяются знаками препинания...

7. Предложения этого упражнения взяты из старинных романсов. Расставляя пропущенные запятые, выпишите предложения в такой последовательности: 1) с разделительными запятыми; 2) с выделительными запятыми; 3) со знаками выделения и разделения. Графически обозначьте синтаксические конструкции, для разделения или выделения которых служат знаки препинания.

  1. Гори гори моя звезда
    Гори звезда приветная!
    Ты у меня одна заветная
    Других (не)будет (не, ни)когда.

(В. Чуевский)

  1. Дремлют плакучие ивы
    Ни..ко скл..нясь над ручьём
    Струйки бегут торопливо
    Шепчут во мраке ночном!

(А. Тимофеев)

  1. Белой акац.. гроздья душистые
    Вновь ар..мата полны
    Вновь разливается песнь солов(?)иная
    В тихом сиян.. луны!

(А. Пугачёв?)

  1. Ямщик (не)гони лош..дей!
    Мне (не, ни)куда больше сп..шить
    Мне (не, ни)кого больше любить
    Ямщик (не)гони лош..дей!

(Н. Раттер)

  1. Я помню вальса звук прелес(?)ный
    Весе(н, нн)ей ноч(?)ю в поз(?)ний час
    Его пел голос (не)извес(?)ный
    И песня чудная лилась.

(Н. Листов?)

8. В предыдущем упражнении помещены строчки из любимых и известных романсов. Эти строчки запомнились многим, однако имена некоторых авторов, к сожалению, забыты. Обратите внимание на знак вопроса возле фамилий А. Тимофеева («Дремлют плакучие ивы...»), А. Пугачёва («Белой акации гроздья душистые...»), Н. Листова («Я помню вальса звук прелестный...»). Это означает, что авторство точно не установлено. А ведь песни, романсы - это неотъемлемая часть русской культуры.

Помните ли вы наизусть слова современных песен, романсов? Знаете ли фамилии авторов слов? Проверьте себя и запишите по памяти 2-3 куплета из разных песен или из одной песни, укажите фамилию автора (авторов) слов. Если в тексте есть разделительные знаки препинания, то надпишите над ними букву р.

9. Запишите 2 предложения, в которых знаки препинания служат для разделения; 2 предложения, в которых знаки препинания служат для выделения; 3 предложения со знаками разделения и выделения.

10. Прочитайте и составьте вопросный план текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и графически обозначая синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания.

Абрамцево одна из знаменитых подмосковных усадеб. В 1843 году извес(?)ный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) приобрёл (не)большое подмосковное имение Абрамцево расположе(н, нн)ое в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры*.

В Абрамцев.. созда(н, нн)ы основные литературные произведения С. Аксакова, в том числе его извес(?)ные автобиографические пов..сти в которых он уходил, как говорил, «в свои младые годы» «Семейная хроника» «Детские годы Багрова-внука» «Воспоминания». На протяжении пятнадцати лет Абрамцево являясь одним из оч..гов обществе(н, нн)ой и культурной жизни Росс., было местом встреч оживлё(н, нн)ых бесед и споров выдающихся людей того врем..ни. В гостях у Аксаковых бывали И. Тургенев Н. Гоголь Ф. Тютчев М. Щепкин М. Погодин и многие другие.

Близкая дружба связ..вала хозяина усадьбы с Н. Гоголем. (Впервые Гоголь пр..ехал в Абрамцево 14 августа 1849 года и прожил здесь четыре дня. (Во)время этого посещения усадьбы Гоголь читал хозяевам первую главу из второго тома «Мёртвых душ». (В)последств.. он ещё четырежды побывал в Абрамцев.. . В мезонине абрамцевского дома есть комната которая многие годы спустя продолжала именоват(?)ся Гоголевской.

11. Ответьте на вопрос «Кто есть кто?» о гостях усадьбы Абрамцево. Предложения составьте по образцу. Знаки препинания какой группы вы поставили?

Образец . Тимофей Николаевич Грановский - историк, общественный деятель, талантливый оратор и лектор.

Пунктуация - это:

  1. Система знаков препинания
  2. Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме
В общеобразовательной программе изучается 10 знаков препинания: точка (. ), вопросительный знак (? ), восклицательный знак (! ), многоточие (... ), запятая (, ), точка с запятой (; ), двоеточие (: ), тире (- ), скобки (круглые) () , кавычки (" " ). Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Пунктуационное правило

Пунктуационное правило - это инструкция, в которой указывают условия выбора знака препинания (т.е. его употребления или неупотребление). Условия выбора знака препинания - это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей.

Примечание.

Место в предложении, где необходима постановка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

  1. морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;
  2. синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, ввоных слов, обособленных членов предложения, однородных членов, чужой речи;
  3. звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;
  4. смысловые: выражение причины и др.

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).

Отделительные знаки препинания

К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются:

  1. для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте;
  2. для оформления отдельного предложения как законченного.
Выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Знаки препинания в конце предложения

Правила:

  • В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства).
  • В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
  • В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство.
  • Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу.

Разделительные знаки препинания

К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном - для разделения простых предложений, входящий в его состав.

Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Выделительные знаки препинания

Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Случаи, когда пунктуационный знак не ставится

  • Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом как .
  • Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, или.
  • Перед приложением, если союз как употреблен в значении «в качестве ».
  • После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
  • Перед наречиями, образованными из деепричастий.
  • Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом и при наличии общего члена.
  • Между однородными придаточными, соединенными союзом и .
  • Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.

Рекомендуем почитать

Наверх