Определение места звука в слове. Игры и игровые упражнения для развития речи (Швайко Г.С.)

Разное 05.09.2023
Разное

Определяем место звука [у] в словах.

Занятие в старшей группе.

Цели занятия :

  1. Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [о], [у].
  2. Учить определять места звука [у] в словах (в начале, в середине или в конце слова).
  3. Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  4. Формировать фонематический слух.
  5. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • буквята А,О,У (из книги Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию» );
  • карточки «Поём вместе с гласными»;
  • картинки Зайчика и морковок (6 штук );
  • индивидуальные карточки для детей (картинки из книги Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» );
  • демонстрационные карточки.

Ход занятия:

Давайте настроимся на занятие. Встали ровно возле стульчиков. Посмотрели друг на друга – улыбнулись, посмотрели на меня – улыбнулись.

Здравствуйте, садитесь.

Повторение

Новый материал

Хотите узнать, кто сегодня пришёл к нам в гости?

Под кусточком на опушке
Держит ушки на макушке.
Ловят уши звук тревоги,
А спасают зверя ноги. (Заяц )

(Загадка из книги Е.В. Баринова «5000 загадок»)

На доске появляется зайчик.

(На прошлом занятии к ребятам приходила Белочка. Они помогали ей собирать шишки на зиму. )

– Как вы думаете, почему он к нам пришёл? (Просит помощи, как Белочка.)

– А что, Зайчик делает запасы на зиму? (Кто-то ответил: «Да». Пришлось вспоминать, что зайцы не делают запасов на зиму, что у них нет домика-дупла, куда складывать запасы.)

– Он просто проголодался. Ведь огороды уже убрали, ему негде взять еды. А кора надоела. Хочется чего вкусненького. Как вы думаете, чего? (Останавливаемся на морковке)

Поможем Зайчику достать морковку?

Игра «Морковки для Зайки»

Детям предлагается определить место звука [у] в словах и обозначить красным квадратом в словах-полосочках. За каждое слово они получают морковку для Зайчика.

Детям показывают морковки.

(На доске вывешивается задание, дети получают индивидуальные карточки).

– Нам нужно приготовить красный карандаш. (Ребята достают из коробки красный карандаш ).

– Покажите сигнал готовности. (Поднимают карандаш вверх ).

– Молодцы, все готовы. Начинаем.

– Зайчику нашему очень страшно в лесу. Он всего боится. Вот и сейчас, кого он испугался? (Совушку-сову ).

– Давайте произнесем слово СОВУ-У-УШКА. Где место звука [у]? Давайте отметим это в слове-полосочке.

– Но ведь сова днём спит. Давайте её задобрим, чтобы она не проснулась.

Физминутка:

Ах ты, совушка-сова, (Руки на поясе )
Большая голова. (Поднять руки вверх и опустить их через стороны )
На суку сидишь, (Присесть на корточки, руки на коленках )
Головой вертишь, (Поворот голову из стороны в сторону )
Глазками хлоп, хлоп, (Встать в и.п., хлопки руками )
Ножками топ, топ, (Топают ногами )
И летишь, летишь, летишь. (Показать руками полёт совы )

– Молодцы! Вы заработали для Зайчика первую морковку!

– Давайте найдем место звука [у] в слове У-У-УШИ.

(На доске возле Зайчика появляется вторая морковка ).

– А что кроме морковки любит наш Зайка? Правильно КАПУ-У-УСТА.

– А это кто шуршит в кустах и пугает нашего друга? У-У-УЖИ.

– Ну, что, пора прощаться с нашим Зайчиком. Занятие подходит к концу. Давайте помашем ему рукой. Последняя морковка за слово РУ-У-УКА..

– Молодцы! Сколько морковок вы заработали? (6 ).

– Как вы думаете, наш Зайчик доволен? Посмотрите, как он вам улыбается. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

Образец детской карточки:

Список литературы:

  1. Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию».
  2. Е.В. Баринова «5000 загадок».
  3. Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».

Елена Юрасова

Одной из основных целей в работе логопеда является подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте. Данная цель достигается путем решения основных задач :

Коррекция нарушения звукопроизношения ;

Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;

Формирование навыков звукового анализа и синтеза .

При формировании навыков звукового анализа логопедическая работа строится в следующей последовательности :

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова , т. е. определение наличия звука в слове .

2. Вычленение звука в начале в конце слова . Определение первого и последнего звука в слове , а также его позиции (начало, середина, конец слова ) .

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности , количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове ).

Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в овладении данными умениями и навыками . Использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте позволяют повысить эмоциональную, мотивационную, речевую и познавательную активность ребенка. Поэтому в своей педагогической деятельности уделяю большое значение поиску новых игровых приемов , которые позволят облегчить и разнообразить работу с детьми.

Предлагаю вашему вниманию игровые приемы , направленные на совершенствование умений определять позицию звука в слове .

Упражнение «Найди место звука »

Цель : закреплять умение определять место звука в слове .

Ход игрового упражнения : педагог произносит слова , ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает фигурку в начало (середину или конец) дорожки.

Для изготовления пособия я подготовила карточки с фоном, на круглую резинку закрепила зажимы, на зажимы наклеила фигурки из картона кораблика, машинки, пчелки, зайчика. Нажимая на зажим, дети легко перемещают фигурку по карточке.






Прежде всего детям предлагается определить место ударной гласной в односложных и двухсложных словах: на­пример, место звука А в словах аист, два, мак, место зву­ка И в слова/ иней, лист, три.

При этом гласные произносятся протяжно, интони­руются, используются картинки.

Работа по определению места согласного звука в слове (начало, середина, конец) проводится с помощью сле­дующих упражнений:

1. Разложить в три ряда картинки, в названии кото­рых есть звук Л: первый ряд - картинки, в названии кото­рых звук слышится в начале слова; второй ряд - картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий - картинки на слова, в которых звук в конце слова. Примерные картинки: лампа, лыжи, пол, стол, стул, лу­ковица, полка, палка, голубь, мыло, пенал, лодка, лось.

2. Подобрать слова, в которых звук Л в начале слова.

3. Подобрать слова, в которых звук Л в конце слова.

4. Подобрать слова, в которых звук Л в середине слова.

5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук Л.

6. Назвать животных, овощи, растения, цветы, по­суду, игрушки или транспорт, в названии которых звук Л в конце или середине слова.

7. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука Л или оканчиваются звуком Л.

8. Игра "Светофор". Используется бумажная полос­ка, разделенная на 3 части: красная левая часть – начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на
красную, желтую или зеленую часть полоски.

9. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинка­ми на звук Р и картонные прямоугольные полоски, разделенные каждая на три части (см. с. 134). В одной из частей полоски (в начале, середине или конце) написана буква Р. Логопед называет слово. Ученики определяют в нем место звука Р и закрывают картинку соответствующей по­лоской.

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места зву­ков в слове)

Логопедическая работа по формированию - сложных форм фонематического анализа (определению последова­тельности, количества, места звуков в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.

Первоначальная задача процесса овладения детьми чтением состоит в том, чтобы ознакомить ребенка со зву­ковой материей языка: распознаванием звуков, выделени­ем их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.



В процессе чтения осуществляется воссоздание зву­ковой структуры слова по его графической модели. В свя­зи с этим одной из важных предпосылок успешного фор­мирования процесса чтения является умение не только вы­делять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав сло­ва, последовательность звуков в слове, место каждого зву­ка по отношению к другим звукам. Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя вре­менную последовательность звуков речи последовательнос­тью букв в пространстве. Поэтому воссоздание и воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого пред­ставления звуковой структуры слова.

При развитии сложных форм фонематического ана­лиза необходимо учитывать, что всякое умственное дей­ствие, как уже отмечалось выше, проходит определенные этапы формирования: составление предварительного пред­ставления о задании, освоение действия с предметами, ос­воение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственно­го действия (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).

В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализа как ум­ственного действия.

Первый этап - формирование фонематического ана­лиза с опорой на вспомогательные средства, на внешние дей­ствия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляются картинка, слово-название которой необхо­димо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками.

Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое осу­ществляет ученик, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.



Развитие фонематического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и пос­леднего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом. Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.

Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней - схема из трех клеточек. Логопед спрашивает: ""Какой первый звук в слове лук?" "Звук Л", - отвечают дети и фишкой закрывают первую клеточку. Слово повто­ряется детьми и логопедом. "Какой звук слышится в слове после Л?" "Звук У". Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук. Ученики определяют, что после звука У слышится звук К, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звук).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово ана­лизируется. Графическая схема служит контролем правиль­ности выполнения задания. Если в процессе-анализа ока­зывается незаполненной одна из клеточек, ученик пони­мает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап - формирование действия фонематичес­кого анализа в речевом плане.

Опора на материализацию действия исключается. Формирование функции фонематического анализа перево­дится в речевой план - сначала с использованием картин­ки, затем без нее. Дети называют слово, определяют пер­вый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап - формирование действия фонематичес­кого анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последо­вательность и место звуков, не называя слова. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

Процесс формирования фонематического анализа должен предполагать не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повы­шение фонетической трудности слова.

Предлагается следующая последовательность предъяв­ления речевого материала:

а) слова из двух гласных: ау, уа;

б) односложные слова, состоящие из обратного (ум, ох, ус), прямого открытого (на, му, да), закрытого слога (дом, мак, нос, лук)",

в) двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.

г) двухсложные слова, состоящие из открытого и зак­рытого слогов: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

д) двухсложные слова со стечением согласных на сты­ке слогов: лампа, мошка, марка, мышка, горка, полка,сумка, санки, арбуз, ослик, карман, барбос и др.;

е) односложные слова со стечением согласных в на­чале слова: грач, врач, шкаф, стол, стул и т.д.;

ж) односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и др.;

з) двухсложные слова со стечением согласных в на­чале слова: трава, крыша, крыса, грачи, врачи, брови, слива и др.;

и) двухсложные слова со стечением согласных в на­чале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;

к) трехсложные слова: паровоз, канава, капуста, бабушка, кастрюля и др.

Параллельно с формированием фонематического ана­лиза слога и слова проводится работа по устранению нару­шений чтения. Так, при побуквенном чтении основное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения уче­ник ориентировался на гласную открытого слога, а затем произносил слог слитно. Например, при чтении слога МА до произнесения первого звука ученик должен уточнить, что последующей гласной в слоге является звук А, и только затем слитно произнести звуки слога.

Необходимость ориентировки на последующую глас­ную вызвана произносительной особенностью открытого слога. Артикуляция первого согласного звука в этом слоге зависит от последующего гласного. И поэтому слитное произношение слога возможно лишь тогда, когда опреде­лен последующий гласный звук. В этом случае артикуля­ция первого звука не будет артикуляцией изолированно про­износимого звука, что происходит при буквенном чтении, а будет начальной стадией артикуляции слога.

Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слогов с ориентировкой на последу­ющий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, способствуют устранению побуквенного чтения и искаже­ний звуко-слоговой структуры слова при чтении.

При исправлении ошибок чтения необходимо опи­раться на сформированные навыки звукового анализа. Так, при замене обратного слога прямым открытым ученик дол­жен по заданию логопеда провести анализ названного сло­га. Например, если вместо УТ ученик читает ТУ, логопед обращает внимание на первый звук произнесенного слога. Ученик определяет, что это звук Т. Тогда логопед задает вопрос: "Какая первая буква в данном слоге?" - "Буква У". Предлагается прочитать слог так, чтобы первым звуком был звук У.

В процессе коррекции нарушений чтения использу­ется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, задания с буквами разрезной азбуки, письменные упражнения.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ФУНКЦИИ ФОНЕМА ТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1. Вставить пропущенные буквы в данные слова: ви-л.а, крым, кош.а, но.ни.ы.

2. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, крышка, канава, капуста и др.

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук К был бы на первом (куст), на втором
(окна), на третьем месте (рак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным ко­личеством звуков, устно назвать эти слова или записать их.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:

па- пар ко- кот

па-- пары ко-- козы

па--- парад ко--- кошка

па-------------------- паруса ко-- корова

6. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, рак, мак), с четырьмя (роза, рама, лапа, косы), с пятью (кошка, сахар, банка).

7. Выбрать картинки, в названиях которых должно быть определенное количество звуков.

8. По сюжетной картинке подобрать слова с опреде­ленным количеством звуков.

9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:

Каждое последующее слово в ряду должно содержать на один звук больше, чем предыдущее слово.

10.Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Например: рот - крот, мех - смех, челка - пчелка, Оля - Коля, Аня - Ваня, осы - косы, луг - плуг, игры - тигры, дочка - удочка, точка, -уточка, еда - беда, пушка - опушка;

б) добавляя звук в конце слова. Например: бок - бокс, вол - волк, пар - парк, пол - полк, стол - столб, лис - лист;

в) изменяя один звук слова (цепочка слов):

сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон, косы - козы - розы - роза - Рома - рама - мама – Маша - Саша - каша;

г) переставляя звуки:

пила – липа карп – парк кот – кто

палка - лапка гора - рога нос – сон

кукла - кулак ручка - круча мол – лом

волос - слово дон - дно Мара – рама

В работе по преобразованию слов можно использо­вать следующие четверостишия (по М.М.Лукашук):

С "Ч" над морем я летаю,

С "Г" в машинах я бываю. (Чайка – гайка)

С "М" меня ты надеваешь,

С "Л" собаку называешь. (Майка - Лайка)

С "К" я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С "П" - от. вас я не таю -

В каждом классе в ряд стою. (Карта - парта).

С "Б" смертельной я бываю,

С "М" меха я пожираю,

С "Р" актеру я нужна,

С "С" для повара важна. (Боль - моль - роль - соль)

Я - дерево. В родной стране

Найдешь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду. (Сосна - насос)

Лежу я на земле,

Прибита я к железу,

Но буквы переставь -

В кастрюлю я полезу. (Шпала - лапша)

Известное я блюдо, Когда ж прибавишь "М", Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха – муха)

И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду,

Но вставь лишь "И", и поведу

Стальную птицу к небосводу. (Плот - пилот)

11. "Узнай названия диких животных по следующим буквам: лпеорад, егбемто, ркокилдо, некугур, вьедемд, оснорог.

12. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира и др.), табуретка (тур, бур, река, бур­ка, ракета, кета, рука, букет, бар, тара, утка и др.).

13. От записанного на доске слова образовать цепоч­ку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего, например: дом - мак - кот - топор - рот - тарелка - арбуз...

14. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики от­гадывают написанное слово. Например: к. - . . (крыша).

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

16. Составление графической схемы предложения и слова:

Предложение, слова, слоги:

17. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: нос - сон, кот - ток, лес - сел, дар - рад, сор - рос, топ - пот.

18. Заполнить схему. Например:

В левой части схемы лети записывают слова, закан­чивающиеся на звук Р, а в правой части - слова, начинаю­щиеся на этот звук.

19. Вписать буквы в кружки. Например, предлагает­ся вписать в кружки третью букву следующих слов (вместо слов можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Получилось слово книга. Назвать это слово.

20. Разгадать зашифрованное слово (или пословицу).

Из названий картинок выделить первый звук. Назвать по­лученное слово.

21. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Пример­ные картинки: дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, лиса, мак, сыр, косы.

22. Какой звук выпал из слова? Вместо крот получи­лось кот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка -пила, мушка - мука.

23. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое полу­чилось из выделенных звуков. Например: луна - стол

кино – игла –И

лампа - мышь –м

окна - дом –о

нос Анна –н

24. Раскладывание картинок в соответствии с дан­ными графическими схемами:

Прямоугольник, разделенный на части, обозначает слово и слоги. Кружочки обозначают звуки: заштрихован­ные кружочки - согласные, незаштрихованные - гласные.

Логопед раздает картинки. Дети называют картин­ки, определяют в названии количество слогов, структуру каждого слога. После предварительного разбора картинка кладется в соответствующий столбик, т.е. к определенной схеме. Примерные картинки: банан, сахар, диван, комар, рама, стул, стол, кран, волк, парк, тигр, лампа, лодка, вилка, крыша, труба.

25. Придумать слова к графической схеме.

26. Выбрать из предложения слова, которые соот­ветствуют данной графической схеме.

27. Привести названия деревьев, цветов, животных, посуды, мебели, одежды, птиц, соответствующие данной схеме.

28. а) Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображенной на карточке.

б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии картинки, изображенной на кар­точке. Предварительно определяется количество звуков в названии картинки, изображенной на карточке. Пример: к картинке дом подбирается картинка рама", к картинке флаг - книга и т.д.

29. Определить количество звуков в названии каж­дой картинки и положить под ними соответствующие циф­ры. Например:

30. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка, пила. Дети называют картинки. Затем логопед дает задания: назвать слово в ко после Л слышится К, после Л произносится находится О и т.д.

31. Игра "Ромашка". На доске - контуры ромашки с прорезями для лепестков. Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из 5 звуков, и вставить их в прорези.

32. Используя картинки, вписать недостающие первые три буквы в названия предметов на схеме. Предлага­ются, например, такие картинки: ложка, линейка, лейка, лента, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, соро­ка, майка, мышка.

... ка

. . . ка

. . . ка

33. Вписать недостающие три буквы в схему слова. Предлагаются картинки, названия которых как соответству­ют, так и не соответствуют схеме, например: линейка, лод­ка, ложка, лейка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.

л ... а

л ... а

л... а

л... а

л ... а

34. Составить слово из первых звуков названных слов.

35. Игра "Как называется цветок?" Детям предлага­ется условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол,
санки.
Отгадка - пион.

Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лод­ка, азбука, машина. Отгадка - роза.

36. Кроссворды из отгадок. Например:

Погоризонтали:

1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

2. Красный хвост в землю врос, а зеленый хвост снаружи. (Морковь)

3. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождик)

4. Ночь уже не так темна, если светит нам... (Луна)

5. Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, на спинке - щетинка. (Свинья)

6. Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц)

7. Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим, в снег - бежим:

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

По вертикали:

8. Два конца, два кольца,

А в середине гвоздик. (Ножницы)

37. Отгадать ребусы. Закрыть каждую карточку циф­рой 6, 7 или 8 в зависимости от количества звуков в полу­чившемся слове.

38. Кроссворды на определенную лексическую тему. На­пример, кроссворд на тему "Посуда".

Ответы: 1 - чайник, 2 - чаш­ка, 3 - стакан, 4 - сковорода, 5 -блюдце, 6 - тарелка.

39. Чайнворды на определенную лексическую тему. На­пример, чайнворд на тему "Фрук­ты и ягоды":

Ответы: 1 - персик, 2 - клубника, 3 - абрикос, 4 - смо­родина, 5 - ананас, 6 - слива, 7 - апельсин. 40.

40. Чайнворды из загадок. Например:

1. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор)

2. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые рес­нички. (Ромашки)

3. Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Игла)

4. Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

5. Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет –

Она знать дает. (Собака)

6. В этом доме жильцы

Все умелые пловцы,

Что за дом такой -

До краев налит водой? (Аквариум)

7. Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет.

Кто этот толстый? (Молоток)

8. Стоит копна посреди двора:

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Найди место звука в слове

Цель:

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал:

Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

Ход игрового упражнения вне занятия

На этой страничке я буду размещать примеры звукового анализа, который мы с детьми выполняем на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Для чего делать звуковой анализ? Прежде, чем начать учить ребёнка читать и писать, надо убедиться в том, что он хорошо слышит и различает звуки речи. Иначе, в процессе обучения грамоте могут возникнуть проблемы.

Прежде всего мы учим ребёнка определять наличие звука в слове. Затем называем первый звук в слове (обычно начинают с гласных под ударением). Потом идёт позиционный анализ - учимся слышать, где находится звук: в начале, середине или конце слова. и, наконец, "высший пилотаж" - порядковый и количественный анализ (сколько звуков в слове и какова их последовательность).

Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! (взрослый произносит слово или показывает картинку, ребёнок повторяет слово или сам называет слово по картинке).

Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа.

Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки - это то, что мы слышим и произносим. Для звуковго анализа используются специальные символы звуков - цветные кружочки (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).

Позиционный анализ

Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова - это первый звук, с него слово начинается. Конец слова - это самый последний звук. Середина слова - это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове "аист". Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове "шарик". Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)


Звуковой анализ слова

(количественный и порядковый)

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.

Пример: выполняем звуковой анализ слова "лиса" (рекомендуемтся выделять последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).

Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л"] - согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.

Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] - согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.

Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А - звук [А] - гласный, обозначаем красным цветом.

Все характеристики звука даются УСТНО (записывать не надо).

Назови все звуки в слове ЛИСА [Л"], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.


Рекомендуем почитать

Наверх