Луи армстронг все о нем. Луи армстронг биография

Произведения 16.12.2023
Произведения

Афроамериканский джазовый музыкант, композитор, вокалист, руководитель оркестра Луи Армстронг (Louis Armstrong) родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, штат Луизиана (США).

Его свидетельство о крещении было найдено только в середине 1980-х годов , поэтому дату своего рождения он точно не знал и выбрал ее произвольно - 4 июля 1900 года (День независимости США).

Будущий музыкант родился в бедной семье. Отец, рабочий-поденщик, бросил семью, когда сыну было около пяти лет, мать была прачкой .

До пяти лет Луи жил у бабушки по отцовской линии, затем с матерью и старшей сестрой.

С детства он пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. В 1907 году он стал помогать по дому семье торговцев углем Карнофски - еврейских эмигрантов из России. Карнофски дали Армстронгу деньги на покупку первого музыкального инструмента - корнета.

В новогоднюю ночь 1912 года Луи, отмечая праздник, выстрелил в воздух из чужого пистолета, после чего был арестован и помещен в дом для трудновоспитуемых подростков. Здесь он начал учиться музыке, освоил альтгорн и корнет, выступал в составе духового оркестра и хора.

После освобождения Армстронг вернулся домой, играл в барах с любительскими ансамблями, продолжая учиться у нью-орлеанских музыкантов, периодически работал в джаз-оркестрах.

В 1918 году он перешел в коллектив тромбониста Кида Ори.

В 1922 году Армстронг переехал в Чикаго, где два года играл в Creole Jazz Band.

Моцарт джаза Луи Армстронг Джаз родился раньше, чем Луи Армстронг. Но росли они вместе. Луи дал джазу новое дыхание, сделав его звуки теплыми и яркими, как летнее утро, и густыми, как мед, и положил начало мировой джазомании. 4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга.

В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин, которая уговорила Луи перейти в оркестр Флетчера Хендерсона, и переехал в Нью-Йорк. В этот период Армстронг участвовал в записях пианиста Кларенса Уильямса, а также записался на пластинки в составе различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами, в числе которых Гертруда "Ма" Рэйни, Клара Смит, Сиппи Уоллес, Бесси Смит.

В ноябре 1925 года Армстронг возвратился в Чикаго и осуществил запись первых хитов организованной им группы Hot Five. В мае 1927 года он создал группу Hot Seven. В июне 1928 года был записан хит West End Blues , считающийся одним из самых известных джазовых произведений.

В конце 1920-х годов он выступал в дуэте с Эрлом Хайнсом и гастролировал в различных городах США - в 1929 году музыкант побывал в Нью-Йорке, где сотрудничал с оркестром Леона Расселла и Дюка Эллингтона, затем с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта играл в Калифорнии. В 1931 году посетил Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее.

В 1930-е годы Армстронг совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только на родине, но и за рубежом. В промежутках между гастролями выступал с оркестром Чарли Гейнса, Кида Ори, Леона Расселла и другими.

В дальнейшем популярность Армстронга продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней музыкальной деятельности. Наиболее примечательны его выступления с Кози Коулом, Трамми Янгом, Билли Кайлом, певицей Велмой Миддлтон, Сидни Беше, Бингом Кросби, Билли Холидей, Эллой Фицджералд, а также Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза.

С 1947 года Армстронг работал с секстетом All Stars ("Все звезды").

Армстронг участвовал в джаз-фестивалях в Ницце (1948), Ньюпорте (1958), гастролировал во многих странах Европы, Латинской Америки, Африки, Азии. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.

В 1964 году стала хитом его песня Hello Dolly, выпущенная синглом. В 1968 году первые места в хит-парадах оккупировала исполненная им композиция What A Wonderful World .

Популярность Армстронга была связана не только с работой в студии, но и с кинематографом. Музыкант снялся в кинофильмах "Расподия в черных тонах" (Rhapsody in Black and Blue, 1932), "Пенни с неба" (Pennies from Heaven, 1936), "Хижина в небе" (Cabin in the Sky, 1943), "Новый Орлеан" (New Orleans, 1947),"История Гленна Миллера" (Glenn Miller Story, 1953), "Высшее общество" (High Society, 1956), "Парижский блюз" (Paris Blues, 1961), "Хелло, Долли! (Hello, Dolly!, 1969) и многих других.

Вместе с джазовой певицей Эллой Фицджеральд Армстронг записал оперу " " Гершвина (1957).

Он написал две автобиографические книги "Свинг — это музыка" (1936) и "Сэчмо. Моя жизнь в Новом Орлеане" (1954).

В 1960 году на Аллее Славы Голливуда была открыта звезда Луи Армстронга.

6 июля 1971 года музыкант скончался в Нью-Йорке от сердечной недостаточности, которая привела к отказу почек.

Луи Армстронг создал некую разновидность поп-джаза, гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории. Армстронг, наряду с Сидни Бетчетом, дал джазу его главную основу - импровизацию.

Louis Daniel « Satchmo» Armstrong (4 августа , Новый Орлеан , Луизиана - 6 июля , Нью-Йорк) - американский джазовый трубач , вокалист и руководитель ансамбля . Великий музыкант XX века, оказавший (наряду с Дюком Эллингтоном , Чарли Паркером , Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза, и много сделавший для популяризации его во всем мире.

Биография

Луи, как называли его на креольский манер, родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана. Рос в неблагополучной семье (мать - прачка, нелегально подрабатывала проституцией, отец - рабочий-поденщик). Его отец рано бросил семью и мальчика вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая еще помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать Армстронга, Мэйэнн, забрала Луи и в дальнейшем воспитывала его сама (хотя должного внимания ему никогда не уделяла). Они жили в Сторивилле, районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами и публичными домами. Армстронг с детства работал, развозил уголь, продавал газеты и тому подобное.

Армстронг рано начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков в 1913 году , куда попал за случайный озорной поступок - стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена - одного из клиентов матери). Там он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорне , а затем освоил корнет . Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар - марши, польки и популярные песенки. Ко времени окончания срока, Луи уже решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер , считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи эпизодически начинает выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Николз, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвует в джазовых парадах по улицам родного города и играет в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше первые основы нотной грамоты и Армстронг становится квалифицированным музыкантом. За ним, постепенно, в среде музыкантов закрепляется прозвище Сачмо - сокращение от английского Satchel Mouth (рот-кошелка).

В 1922 году Оливеру понадобился второй корнетист, и он приглашает Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 году он во второй раз женится (первой его женой была проститутка, симпатичная креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана) на пианистке ансамбля, Лил Хардин, и по настоянию своей жены начинает самостоятельную карьеру. Армстронги уезжают в Нью-Йорк , где поступает на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там к Армстронгу приходит известность, любители джаза приходят слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно формируется собственный стиль Луи Армстронга - яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвует в записях ансамбля «Blue Five» пианиста Кларенса Уильямса и работает в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит, Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, евой Тэйлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес, Перри Брэдфордрм).

В 1925 году , по истечении срока ангажемента у Флетчера Хендерсона, Луи Армстронг возвращается в Чикаго и там много и успешно работает. Играет у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявляется его актерское дарование. Делает исторические записи со своим лучшим студийным составом «Hot Five». Записи сделанные в эти годы при участии тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин (позднее в записях участвуют Фред Робинсон, Джимм Стронг, Эрл Хайнс и Затти Синглтон) становятся шедеврами джазовой классики. В 1926 году Луи солист оркестра Кэрролла Диккерсона, после ухода которого Армстронг сам становится бэндлидером и в течение короткого времени руководит собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers», членами которого были Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс, Табби Холл. В 1927 году к студийному квинтету «Hot Five» примыкают Пит Бриггс и Бэби Доддс (брат Джонни) и образуется новый студийный состав «Hot Seven», с которым осуществляется ряд блестящих сессионных записей. В то же время Армстронг отказывается от корнета и полностью переходит на трубу , полюбившуюся ему более ярким звучанием. Выступает в дуэтах с выдающимся пианистом Эрлом Хайнсом и начинает петь в манере «скэт» (впервые это происходит при записи пьесы «Heebie Jeebies»), получая огромный успех у слушателей.

Луи Армстронг

В 1929 году Луи Армстронг окончательно перебирается в Нью-Йорк. Наступает эра биг-бэндов и он все больше концентрируется на танцевальной, популярной тогда свит - музыке (sweet music). Армстронг привносит в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу и быстро становится звездой национального масштаба. Талант Сачмо достигает расцвета.

В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона , затем в Калифорнии - с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде . В 1931 году посещает с биг-бэндом Новый Орлеан ; вернувшись в Нью-Йорк , играет в Гарлеме и на Бродвее . Ряд турне совершенных в Европу (в довоенный период с 1933 года он несколько раз выступал в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку приносит Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями выступает с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимается в кинофильмах.

В 1933 году вновь руководит джаз-бэндом. C 1935 года всю деловую часть жизни Армстронга берет под свой контроль его новый менеджер Джо Глейзер - тертый профессионал в своем деле. В 1936 году в Нью-Йорке выходит его автобиографическая книга «Swing That Music». Затем наступают проблемы со здоровьем: переносит несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра), а также операция на голосовых связках (с ее помощью Армстронг пытается избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознает лишь впоследствии).

В 1938 году Луи Армстронг женится четвертый (и последний) раз на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой он проживет мирно и счастливо до конца своих дней.

В 1947 году Джо Глейзер, его менеджер, собирает для Армстронга ансамбль «All Stars» («Все звезды») - блестящую джазовую команду, которая была ориентирована на исполнение в стиле «диксиленд». Первоначально это действительно был оркестр всех звезд - в него тогда входили кроме Луи Армстронга (труба, вокал) Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден(тромбон), Барни Бигард(кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт(ударные) и другие знаменитые мастера джаза . Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую известность.

«All-Stars» играли в основном джаз в стиле диксиленд, а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 50-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более, чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В 1954 году он дал первый и единственный феноменальный концерт в Кремлевском Зале Москвы. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался:

  • «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…»

Впоследствии, в 60-е неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах.

В 1954 году он пишет вторую автобиографическую книгу «Satchmo. My Life in New Orleans».

В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше , Бингом Кросби , Саем Оливером, Дюком Эллингтоном , Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях (1948 - Ницца , 1956-58 - Ньюпорт , 1959 - Италия , Монтерей), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера . Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».

В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления.

В 1960-е гг. Армстронг работает чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её Величества », «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж . Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжает работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его «All Stars» еще две недели выступали в «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг просит собрать его оркестр для репетиции. 6 июля 1971 года величайший джазмен уходит из жизни. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.

Смерть Армстронга вызвала настоящий поток самых искренних и глубоких соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия ») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. 8 июля тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США . В заявлении, сделанном президентом Никсоном , говорилось:

  • «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной»

Творчество

Маэстро джаза

Играет Луи Армстронг

Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио или телевизор, услышать музыку, в которой бы не сказалось его влияние. Луи Армстронг был одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших джаз и одновременно одной из самых противоречивых фигур в нем. Труба Армстронга звучала божественно, особенно, когда он был в ударе. Оттого, наверное, многих музыкантов и слушателей буквально ослеплял его талант. Поэтому и сегодня для большинства джаз - это прежде всего Луи Армстронг. Все, за что люди любят джаз, воплощено в этом имени. И хотя Луи Армстронг - это еще не весь джаз, но он - это душа джазовой музыки.

Являясь трубачом-революционером своего времени, Армстронг заложил фундамент всех грядущих джазовых революций. Не будь его, судьба джазовой музыки могла сложиться иначе. С приходом Сачмо уходит в тень мягкая окраска звука и коллективные импровизации. А Луи Армстронг ярким звуком трубы, с удивительной вибрацией, с головокружительными переходами, с ритмической раскрепощенностью и неистощимой фантазией своих импровизаций расширяет представление о возможностях трубы и музыканта, играющего на ней. Благодаря Армстронгу джаз пошёл по сольному пути развития.

Армстронг-трубач прежде всего поражал своей удивительной техникой. Характеризуя его сольный «чикагский» стиль (созданный на основе новоорлеанского) американский критик и исследователь джаза Джеймс Линкольн Коллиер писал:

  • «Его тон был насыщенным и ясным, атака - чистой. Он великолепно владел верхним регистром, мог исполнять в быстром темпе самые сложные пассажи. Современная техника игры на медных духовых инструментах была разработана в 1930-х - 1940-х годах американскими музыкантами, выступавшими в составе танцевальных оркестров. Следует, однако, признать, что все они при этом в значительной мере отталкивались от того, что еще до них сделал Армстронг».

Известный свинговый ударник Джин Крупа не преувеличивал, когда говорил:

  • «Каков бы ни был стиль джазового музыканта, он не сыграет и 32 тактов, не отдав музыкальной дани Луи Армстронгу. Всё сделал Луи, и сделал первым».

А известный продюсер Джордж Авакян писал:

  • «Он был наиболее одаренным и искусным из всех импровизаторов джаза. Хотя тогда еще и не было такого термина, но именно он „свинговал“ больше, чем кто-либо другой, - сплошь и рядом тусклое исполнение любого номера озарялось искрой жизни, когда Луи начинал свое соло, даже если это соло длилось всего восемь тактов. Как новатор, он ввел в джаз множество новых приемов и внес ряд свежих идей, которые потом становились клише для других музыкантов, но из них опять же появлялись новые ростки хорошей музыки, которые благодаря Луи становились знакомыми каждому человеку в джазе».

Кроме того, Луи Армстронг был уникальным и неповторимым джазовым певцом. Его довольно низкий, хрипловатый, наполненный теплом голос узнавался мгновенно. Его пение напоминало его игру на трубе. Здесь он столь же блестяще импровизировал, по-своему расставлял акценты, менял фразировку, заставлял голос вибрировать. Луи Армстронг разработал школу джазового вокала, основанную на интерпретациях народных блюзовых певцов, использовавших свой голос как инструмент. Луи показал, что эмоциональное значение лирического текста может быть выражено с помощью вокальных отклонений и импровизаций чисто инструментального свойства так же эффективно как и с помощью самих слов. Армстронг пел самые разнообразные вещи - и шлягеры, и блюзы, и спиричуэлс, и они всегда звучали у него по-джазовому, имели большой успех у публики. До сих пор в выступлениях почти каждого джазового вокалиста чувствуется влияние великого Сачмо.

Творчество Армстронга - эталон джазового эволюционирования, широты и доступности. Размах его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами различных стилей - диксиленда, свинга и модерн-джаза, с симфонизированными составами, исполнителями спиричуэлов и госпелов, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах. Армстронг выработал стиль, легко адаптирующийся к любому музыкальному контексту и к любой аудитории. Он мог одновременно удовлетворять вкусы диаметрально противоположных категорий слушателей (включая поклонников поп-музыки и шлягеров).

Армстронг - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве маэстро сумел соединить несоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский идеал звукоизвлечения с европеизированными идиомами свинга и мэйнстрима.

Армстронг оставался неоспоримым королем джаза до самой своей смерти, и ни на одну минуту не ослабевал его талант, не иссякала сила его воздействия на слушателей. Его теплота и юмор неизменно делали его дорогим и близким для всех, с кем он встречался. Его смерти соболезновали все ведущие мастера джаза - Дюк Эллингтон , Диззи Гиллеспи , Джин Крупа, Бенни Гудмен , Ал Хирт, Эрл Хайнс, Тэрри Гленн, Эдди Кондон и многие другие.

  • «Если кого-нибудь и следует назвать Господин Джаз, так это Луи Армстронга, - говорил Дюк Эллингтон . - Он был и навсегда останется эпитомией джаза».

Говоря от имени музыкантов и от имени миллионов почитателей его таланта, Диззи Гиллеспи подчеркивал:

  • «Луи не умер, потому что его музыка остается и останется в сердцах многих и многих миллионов людей во всем мире и в игре сотен тысяч музыкантов, ставших его последователями».

Избранная дискография

Избранные издания Луи Армстронга на CD

  • 1923 - The Young Louis Armstrong
  • 1924 - Louis Armstrong And The Blues Singers
  • - Hot Fives & Sevens, vol.1
  • - Hot Fives & Sevens, vol.2
  • 1927 - Hot Fives & Sevens, vol.3
  • 1928 - Louis Armstrong And His Orchestra
  • - Hot Fives & Sevens, vol.4
  • 1930 - Louis Armstrong & His Orchestra
  • 1931 - Stardust
  • 1932 - The Fabulous Louis Armstrong
  • 1933 - More Greatest Hits
  • 1934 - Paris Session
  • - Rhythm saved The World
  • 1936 - Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries
  • 1937 - New Discoveries
  • 1938 - On The Sunny Side Of The Street
  • 1939 - Louis Armstrong In The Thirties, vol.1
  • 1940 - New Orleans Jazz
  • - Satchmo Sings
  • - Satchmo At Symphony Hall (live)
  • - Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live)
  • - New Orleans Days
  • - Jazz Concert (live)
  • - New Orleans Nights
  • - Satchmo On Stage (live)
  • - New Orleans To New York
  • - Satchmo At Pasadena (live)
  • - Louis Armstrong Plays W.C.Handy
  • - Latter Day Louis
  • - Louis Armstrong Sings The Blues
  • - Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller
  • - Satchmo The Great (live)
  • - Ambassador Satch
  • - Great Chicago Concert 1956 (live)
  • - American Jazz Festival At Newport (live)
  • - Ella and louis
  • - At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live)
  • - Louis Under The Stars
  • - Porgy and Bess
  • - Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
  • - Louis and the Angels
  • - Satchmo In Style
  • - Louis & the Dukes Of Dixieland
  • - Happy Birthday, Louis! (live)
  • - Paris Blues
  • - Louis Armstrong and Duke Ellington
  • - Armstrong/Ellington: Together For The First
  • - Together For The First Time
  • - I Will Wait For You
  • - Disney Songs The Satchmo Way
  • - The Very Best Of Louis Armstrong (2CD)
  • - Louis And The Good Book
  • - Grand Collection
  • - Louis Live
  • - The Katanga Concert (live)
  • - In Concert (live)
  • - Best Live Concert, vol.1
  • - La Vie En Rose
  • - What A Wonderful World

Избранные DVD

  • Louis Armstrong «Hello Dolly»
  • Louis Armstrong «Jazz Festival»
  • Louis Armstrong «A Rhapsody in Black and Blue»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 1»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 2»
  • Louis Armstrong «In Stuttgart»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 1»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 2»

Библиография

  • Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. - М.: Издательство Прессверк, 2001. ISBN 5-94584-027-0
  • Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. - Спб.: «СКИФИЯ», 2001, с.22-24. ISBN 5-94063-018-9
  • Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу…История джаза, рассказанная людьми, которые ее создавали.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. ISBN 5-94087-307-3
  • Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer.- Leipzig, 1980.

Афроамериканский джазовый музыкант, композитор, вокалист, руководитель оркестра Луи Армстронг (Louis Armstrong) родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, штат Луизиана (США).

Его свидетельство о крещении было найдено только в середине 1980-х годов , поэтому дату своего рождения он точно не знал и выбрал ее произвольно - 4 июля 1900 года (День независимости США).

Будущий музыкант родился в бедной семье. Отец, рабочий-поденщик, бросил семью, когда сыну было около пяти лет, мать была прачкой .

До пяти лет Луи жил у бабушки по отцовской линии, затем с матерью и старшей сестрой.

С детства он пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. В 1907 году он стал помогать по дому семье торговцев углем Карнофски - еврейских эмигрантов из России. Карнофски дали Армстронгу деньги на покупку первого музыкального инструмента - корнета.

В новогоднюю ночь 1912 года Луи, отмечая праздник, выстрелил в воздух из чужого пистолета, после чего был арестован и помещен в дом для трудновоспитуемых подростков. Здесь он начал учиться музыке, освоил альтгорн и корнет, выступал в составе духового оркестра и хора.

После освобождения Армстронг вернулся домой, играл в барах с любительскими ансамблями, продолжая учиться у нью-орлеанских музыкантов, периодически работал в джаз-оркестрах.

В 1918 году он перешел в коллектив тромбониста Кида Ори.

В 1922 году Армстронг переехал в Чикаго, где два года играл в Creole Jazz Band.

Моцарт джаза Луи Армстронг Джаз родился раньше, чем Луи Армстронг. Но росли они вместе. Луи дал джазу новое дыхание, сделав его звуки теплыми и яркими, как летнее утро, и густыми, как мед, и положил начало мировой джазомании. 4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга.

В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин, которая уговорила Луи перейти в оркестр Флетчера Хендерсона, и переехал в Нью-Йорк. В этот период Армстронг участвовал в записях пианиста Кларенса Уильямса, а также записался на пластинки в составе различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами, в числе которых Гертруда "Ма" Рэйни, Клара Смит, Сиппи Уоллес, Бесси Смит.

В ноябре 1925 года Армстронг возвратился в Чикаго и осуществил запись первых хитов организованной им группы Hot Five. В мае 1927 года он создал группу Hot Seven. В июне 1928 года был записан хит West End Blues , считающийся одним из самых известных джазовых произведений.

В конце 1920-х годов он выступал в дуэте с Эрлом Хайнсом и гастролировал в различных городах США - в 1929 году музыкант побывал в Нью-Йорке, где сотрудничал с оркестром Леона Расселла и Дюка Эллингтона, затем с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта играл в Калифорнии. В 1931 году посетил Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее.

В 1930-е годы Армстронг совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только на родине, но и за рубежом. В промежутках между гастролями выступал с оркестром Чарли Гейнса, Кида Ори, Леона Расселла и другими.

В дальнейшем популярность Армстронга продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней музыкальной деятельности. Наиболее примечательны его выступления с Кози Коулом, Трамми Янгом, Билли Кайлом, певицей Велмой Миддлтон, Сидни Беше, Бингом Кросби, Билли Холидей, Эллой Фицджералд, а также Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза.

С 1947 года Армстронг работал с секстетом All Stars ("Все звезды").

Армстронг участвовал в джаз-фестивалях в Ницце (1948), Ньюпорте (1958), гастролировал во многих странах Европы, Латинской Америки, Африки, Азии. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.

В 1964 году стала хитом его песня Hello Dolly, выпущенная синглом. В 1968 году первые места в хит-парадах оккупировала исполненная им композиция What A Wonderful World .

Популярность Армстронга была связана не только с работой в студии, но и с кинематографом. Музыкант снялся в кинофильмах "Расподия в черных тонах" (Rhapsody in Black and Blue, 1932), "Пенни с неба" (Pennies from Heaven, 1936), "Хижина в небе" (Cabin in the Sky, 1943), "Новый Орлеан" (New Orleans, 1947),"История Гленна Миллера" (Glenn Miller Story, 1953), "Высшее общество" (High Society, 1956), "Парижский блюз" (Paris Blues, 1961), "Хелло, Долли! (Hello, Dolly!, 1969) и многих других.

Вместе с джазовой певицей Эллой Фицджеральд Армстронг записал оперу " " Гершвина (1957).

Он написал две автобиографические книги "Свинг — это музыка" (1936) и "Сэчмо. Моя жизнь в Новом Орлеане" (1954).

В 1960 году на Аллее Славы Голливуда была открыта звезда Луи Армстронга.

6 июля 1971 года музыкант скончался в Нью-Йорке от сердечной недостаточности, которая привела к отказу почек.

Луи Армстронг создал некую разновидность поп-джаза, гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории. Армстронг, наряду с Сидни Бетчетом, дал джазу его главную основу - импровизацию.

Луи Армстронг - человек, сотканный из противоречий. Всю жизнь любивший музыку, созданный для покорения вершин, зачастую он был вынужден довольствоваться вторыми ролями. Можно поспорить, сказать, что он сам, единолично, создал свой образ великого «Короля джаза», что вся его слава - результат долгого и упорного труда. Безусловно, так оно и есть, но только отчасти. Расовые предрассудки, царившие в то время, просто не дали бы Армстронгу взойти на вершину Олимпа в одиночестве. Многое он делал, наступая на горло своей песне, руководствуясь ролью, навязанной ему многочисленными импресарио. Но они были белые, а он - нет, так что Армстронгу приходилось совершать невероятное - быть звездой сцены, артистом высшего класса, вхожем в элитные дома, - и при этом творить не только на угоду публике, но и для будущих поколений, создавая гениальные композиции, неумирающие в течение десятилетий.

Краткая биография

Маленький Луи родился в районе Нового Орлеана, который назывался «Поле сражений». Постоянные стычки бандитов и перестрелки были неотъемлемой чертой местной жизни, что, конечно же, наложило на маленького мальчика свой отпечаток. Беднейший район Луизианы являлся просто скопищем баров, салунов, населяющих его преступников и женщин легкого поведения. Поножовщина и стрельба были настолько в ходу, что воспринимались, как что-то естественное. Касательно даты его рождения до сих пор ведутся споры. Общепринятой считается 1900 год, 4 июля. Но есть и другая дата - 1901 год, 4 августа. А сам музыкант всегда говорил, что увидел мир аж в 1890 году. Эти расхождения как нельзя лучше показывают, в каком бедственном положении находилась семья Армстронга, даже не удосужившаяся зарегистрировать его рождение.


Его матери Мэри Элберт было всего 16 лет, когда она родила Луи. В младенчестве родители разошлись, и мальчика оставили на попечение Жозефины - бабушки мальчика. Правда, через 5 лет мать снова забрала его к себе, к тому времени Луи уже начал ходить в школу.

Он смог устроиться в квартет мальчиков-вокалистов, которые выступали за милостыню. В это же время Луи знакомится с семьей Карновски - латвийско-еврейских иммигрантов. Он стал работать на них, развозя уголь, и постепенно стал очень близким членом семьи.


Ключевое для мальчика событие случилось в 1913 году, когда весь Новый Орлеан был погружен в праздник Нового года. Стащив у очередного маминого дружка пистолет, Луи сделал всего один выстрел. Рядом внезапно оказался полицейский и взял подростка под стражу. За такой относительно невинный проступок Армстронгу была назначена суровая кара - отбывание тюремного срока в колонии капитана Джозефа Джонса. Впрочем, для мальчика это явилось счастьем - в поселении он был одет и сыто накормлен. Так что нам остается поблагодарить неведомого судью, который отправил Армстронга подальше от дома и подарил ему шанс на новую жизнь.


В исправительном заведении была небольшая вокальная группа и оркестр под управлением Питера Дэвиса. Дэвис согласился взять мальчика в оркестр и для начала посадил его на тамбурин, простейший музыкальный инструмент. Достаточно быстро мальчику доверили альтгорн - духовой инструмент с низким звучанием, играющий гармонические партии. Так как Армстронг уже научился исполнять на слух различные голоса еще во время пения в хоре, с новым инструментом проблем у него не было. Талант мальчика был очевиден, и Дэвис для начала стал учить мальчика играть на горне, а затем - на корнете. В итоге Армстронг становится лучшим музыкантом в оркестре.

Из колонии музыканта забрал отец, но при первой же возможности Армстронг сбежал и вернулся обратно к матери. Как нельзя кстати пришлась ему помощь Карновски - они подарили ему новый корнет, на котором он смог начать зарабатывать деньги. С этого момента началась творческая и концертная деятельность Армстронга.

В 1918 году Луи устраивается на речной пароход в развлекающий публику оркестр. Меллофонист Дейвид Джонс в один из круизов обучил Армстронга нотной грамоте. В 1922 году он переезжает в Чикаго, где на тот момент ему практически не было равных. Будучи вне конкуренции, он в скором времени становится звездой, делая из каждого своего выступления яркое и эффектное шоу.

В 1925 году он выступает в кафе «Дримлэнд», устраивается в оркестр Флетчера Хендерсона и подрабатывает в оркестре Эрскина Тэйта. В 1929 году он переезжает в Нью-Йорк, где полностью отдается музыке. Будучи к этому времени очень известным, он не испытывал недостатка в деньгах, давая неимоверное множество концертов.


Вплоть до 1946 года Армстронг живет активной концертной жизнью, снимается в кино и записывает собственные пластинки. В 1947 году появляется созданный по инициативе Глейзера ансамбль «All Stars», включающий в себя самых именитых мастеров джаза. Армстронг с ансамблем дает бесчисленные концерты, продолжает сниматься в кино. С 1950 года он начинает больше выступать в качестве вокалиста. Его глубокий хриплый голос и белоснежная улыбка были его визитной карточкой, его пропуском в любое место, где он хотел выступать. Он жил ради музыки, ради игры на трубе и больше ему не было нужно ничего. 6 июля 1970 года величайший джазмен за всю историю человечества ушел из жизни.



Интересные факты

  • Впервые его арестовали в 11-летнем возрасте.
  • Условия в гетто, где жил маленький Луи, были неимоверно ужасными. Мальчику приходилось делать страшные вещи, чтобы выжить: искать пропитание в мусорных баках, побираться и совершать мелкие кражи.
  • Из-за постоянной нехватки денег Армстронгу пришлось бросить школу. За свою жизнь он так и не получил настоящего образования.
  • В 14-летнем возрасте он Армстронг уже играл в оркестре, не зная при этом нотной грамоты и ориентируясь только на слух.
  • От начала концертной деятельности и до самой смерти Армстронг практически не прерывал выступления.
  • Когда в 1942 году скончалась его мать - Элберт, это был единственный раз за всю жизнь, по его воспоминаниям, когда он плакал.
  • В 1918 году корнетист Джо Оливер оставил свое место в оркестре Кида Ори, и 18-летнего джазмена взяли на его место. Оливер научил его основным правилам дыхания, постановки и немного обучил нотной грамоте.
  • Узнав о смерти отца, он отказался ехать на его похороны, сказав: «Человек, который бросил меня и мою мать помирать с голоду, для меня никто».
  • Интересно мнение джазмена относительно Бадди Болдена - «короля корнета» Нового Орлеана, одного из родоначальников «классического» негритянского джаза. Болден получил прозвище «The King» за свои заслуги и оказал немалое влияние на последующие поколения джазменов, в том числе и на Армстронга, слушавшего его вживую с раннего детства. Он сказал: «Чтобы продуть его корнет, мне не хватило бы никаких легких. Хоть все считали его великим, но слишком уж сильно он дул в него, причем, скорее всего, неправильно. Помните, что в конце он слетел с катушек, не стоит упускать это из виду».
  • В 1926 году произошел полный отказ от корнета и переход к трубе . Видимо, на это повлияла конструкция инструментов. Ведь на корнете, обладающем широким раструбом, звук был чересчур мягким, а манера игры Армстронга требовала более резкого звучания. Кроме этого, корнет слишком выделялся из общего звучания оркестров того времени.


  • На счету Армстронга свыше 60 хитов, ставших бессмертной джазовой классикой. Он записал их вместе со своим ансамблем «Hot Five» всего за 3 года.
  • Армстронг всегда держал при себе Звезду Давида, как память о еврейской семье Карновски, ставшей ему практически родной.
  • Он был первым из цветных джазовых музыкантов, написавших автобиографию.
  • Всю жизнь избегавший политики, однажды он нарушил это правило. Во время кризиса в школе Литл-Рок девяти афроамериканцам запретили посещать занятия. Эта ситуация так его разъярила, что он сказал: «За то, как правительство относится к моим соотечественникам, оно должно попасть в ад». За эту фразу он подвергся резкой критике, но так и не изменил своего мнения. Это высказывание, касающееся президента Эйзенхауэра, считается самым мужественным поступком за всю жизнь музыканта.
  • Его не любили многие молодые соотечественники, считающие, что он должен использовать свое положение для улучшения жизни цветных. Однако, Армстронг никогда этого не делал.
  • Одно время Армстронг экспериментировал с игрой на тромбоне, но это было не более, чем увлечение.
  • Армстронг был бесплодный, но он очень любил детей.


  • Он был спонсором для любительской бейсбольной команды «Armstrong’s Secret Nine».
  • Одно время, на пике его популярности, выпускались сигары под названием «Louis Armstrong».
  • Он часто употреблял легкие наркотики и однажды был осужден за хранение марихуаны.
  • Луи усыновил ребенка своей двоюродной сестры, которая умерла вскоре после родов - мальчика Клэренса. К несчастью, он получил травму головы в детстве и стал отставать в развитии. Тем не менее, Армстронг заботился о нем всю жизнь.
  • Один обозреватель однажды сделал уничижительный обзор выступления Луи. Это так задело музыканта, имевшего к тому времени мировую славу, что он просто впал в отчаяние. Несмотря на популярность, джазмен был очень впечатлительным человеком.
  • Однажды в Англии, выступая перед членами королевской семьи, Армстронг нарушил негласное правило, запрещающее обращаться напрямую к королевским особам. Посмотрев на Георга V, джазмен сказал: «Исполняю специально для тебя, Рэкс!» - и заиграл соло.
  • У него были часы с гравировкой «величайшему трубачу мира», полученные от почитателей его таланта.
  • У него было прозвище - Сэтчмо, которым он нередко подписывался и использовал в названии своих песен и альбомов.


  • Далеко не каждый концерт был выдающимся. Зачастую, особенно в последние годы жизни, он играл механически, только на силе воли. Впрочем, это не значит, что он играл плохо. Даже самое короткое его выступление всегда было на высоте. Иного он просто себе не позволял.
  • Ближе к концу жизни у Армстронга начались проблемы с губным аппаратом и пальцами. Из-за этого он практически полностью переключился на пение, играя на трубе только лишь короткие фразы и редко используя быстрый темп в импровизациях.
  • Похороны джазмена показывались в прямом эфире во всем США. Многие газеты мира, в том числе «Известия» Советского Союза, отреагировали на смерть музыканта, соболезнуя и скорбя об утрате. На похоронах выступали многие известные музыканты и певцы того времени: Элла Фитцжеральд, Фрэнк Синатра, Диззи Гиллеспи и многие другие.

Лучшие песни, ставшие известными на весь мир


Будучи поистине неисчерпаемым источником идей, Луи Армстронг за свою жизнь подарил миру большое количество произведений, ставших по-настоящему значимыми и культовыми в мире джаза. Его манера игры и исполнительские вокальные приемы, его шикарный «голос с песком» стали своеобразным каноном эпохи.

Самыми известными композициями, записанными Армстронгом, можно по праву считать «Hello, Dolly! », «Go down Moses » (больше известная как «Let My people go») и «What a Wonderful World ». Сегодня их знает практически каждый, а их звучание ассоциируется только с голосом Армстронга.

Вопреки расхожему мнению, композиция «Hello, Dolly! » была написана не Армстронгом, а Джерри Херманом. А вот ее исполнение 63-летним джазменом смогло совершить невозможное - песня заняла первую строчку хит-парада, сбросив с вершины самих Beatles! А ведь они уверенно удерживали первые три места чарта на протяжении целых 3-х месяцев. В 1965 году Армстронг получает за эту песню премию Грэмми - за лучший мужской вокал.

« Hello, Dolly! » (слушать)

Песня «Go down Moses » благодаря Армстронгу начала новую жизнь. Именно он в 1958 году значительно переработал ее, заново аранжировал и придал свежее звучание. Его известнейшее соло на трубе стало каноном джазовой музыки, навеки закрепив за Армстронгом эту композицию, как за гениальным исполнителем.

« Go down Moses » (слушать)

В 1967 году сочинили песню «What a Wonderful World ». Ее авторы - Боб Тиэл и Джордж Вайс, долго думали, кому из популярных певцов ее можно предложить для исполнения и в итоге остановились на Армстронге. Он как раз подбирал композиции для своего нового альбома, и свежая песня пришлась как нельзя кстати.

«What a Wonderful World» (слушать)

К сожалению, соотечественники Армстронга не оценили песню и ее исполнение. «Как можно петь о красоте мира и природы, глядя на то, что твориться вокруг?» - вот был их единственный вопрос. Только через год, в 1968 году, песня заняла первое место в хит-параде Великобритании. С тех пор композиция неоднократно перепевалась различными исполнителями, но каноничное исполнение Армстронга никто не смог перепеть. Ведь именно его голос мы слышим в голове, когда видим название песни.

Фильмография музыканта


Армстронг снялся в огромном количестве фильмов, сериалов и телешоу, даже большем, чем у иного актера. Во многом это было сделано ради популяризации самого музыканта, и, естественно, - ради денег. Его импресарио - Джо Глейзер, создал для Армстронга своеобразный образ, ни имевший ничего общего с внутренним миром Луи, и которого он должен был придерживаться, чтобы удержаться на зените славы. Любимыми фразами Глейзера были: «Улыбайся, черт побери, улыбайся!» и «Гримасничай!».

Таким образом, Глейзер смог значительно разбогатеть на имени своего подопечного, но это была не просто нажива, - это был своеобразный симбиоз. Ведь будучи «цветным», Армстронг никогда не смог бы достичь такой славы, которую получил при помощи Глейзера. Это следовало из реалий того времени, в котором он жил, - где белые имели изначальное преимущество перед темнокожими. Так что, будучи реалистом, Армстронг просто играл свою роль, следовал традициям, принятым в его время.

Армстронг снимался всю свою жизнь, начиная с 1930 года и заканчивая 1971. Первым его фильмом был «Ex-Flame » (Взрывоопасный), снятый в 1930 году. Простой сюжет об ослепленной ревностью жене, в результате которой она потеряла не только свой дом, но и своего сына. В этой картине Луи снялся в роли самого себя, что не потребовало от него каких-то особых усилий. Последним фильмом, в котором он снялся в 1969 году, стала музыкальная приключенческая комедия «Hello, Dolly! », продолжительностью 2 часа 26 минут. В ней Армстронг снялся в роли оркестрового дирижера. Фильм выиграл 3 Оскара и получил 13 номинаций.


Всего на счету Луи съемки в 28 фильмах, где он играл других персонажей, и в 10 фильмах, где он изображал самого себя. Кроме того, он на протяжении многих лет принимал участие в 13 телевизионных шоу и снялся в 10 сериалах.

После смерти о нем продолжали снимать фильмы, едва ли не в большем количестве, чем при жизни. Вышел 21 новый фильм и 10 сериалов: документальных, биографических и популяристических.

Личная жизнь джазмена

Отношения с матерью и свободное от морали детство музыканта значительно повлияли на его отношения со слабым полом. Ежедневно видя разгульную жизнь своей матери, он подсознательно пришел к выводу, что серьезной привязанности к слабому полу, а тем более любви, - не бывает.

За свою жизнь он поменял много женщин, был в браке целых 3 раза, кроме того, нередко заводил романы на стороне, будучи женатым. Не стеснялся флиртовать с женщинами, а так как он был богат, - то пользовался бешеным успехом.


В 1918 году он встретил первую женщину, к которой испытал что-то похожее на любовь. Ее звали Дейзи Паркер. Милая и интересная на первый взгляд, внутри она была сущим дьяволом в юбке - необразованность, дикая ревность, постоянные ссоры, крики и неуемная драчливость. Несносный характер женщины послужил причиной развода, после которого Дейзи вскоре скончалась.

Со второй женой музыканту повезло больше. Можно сказать, что это она выбрала Армстронга, а не наоборот. Лил Хардин получила весьма приличное музыкальное образование, отлично играла на фортепиано, одевалась со вкусом и была достаточно образованной. Сначала она была очень невысокого мнения об Луи, считая его провинциальным необразованным человеком, но со временем его талант, белоснежная улыбка и обаяние растопили ее сердце.

Лил начала делать из Армстронга звезду. Это было ее навязчивое желание и Армстронг не смог ему противостоять. Она заставила его сесть на диету, благодаря чему он сбросил 20 килограмм, купила новую красивую одежду и привила чувство вкуса. Кроме того, она обучила его светским манерам и основам музыкальной культуры.

Хардин заставила Армстронга перебраться в Нью-Йорк. Там она взялась за него всерьез и здесь же появились первые проблемы. Луи в глубине души оставался провинциальным и простым человеком. Он не понимал, почему алкоголь и травка так порицаются и не видел в их употреблении ничего зазорного. Лил так не считала, и они часто ссорились по этому вопросу. В конце концов, Хардин решилась на развод. Подошла она к нему творчески и основательно, оставив Армстронга без гроша в кармане и забрав себе шикарный дом, который они купили вместе. Лил пережила своего бывшего мужа, но незначительно, умерев в 1971 году на сцене от сердечного приступа.


Третьей его женой была Люсилл Уилсон, родившаяся в Нью-Йорке. Наконец-то нашлась женщина, полюбившая Армстронга не за деньги, а за его характер. Танцовщица, получившая музыкальное образование, она полностью устроила Луи своим характером, будучи мягкой и уступчивой женщиной. Во время ссор она всегда могла найти компромисс, и они прожили в счастливом браке целых 30 лет.

Непростые отношения с менеджерами


Армстронгу всю жизнь не везло с деньгами. Нет, он знал им цену, но распоряжался своими доходами абсолютно неграмотно. Вокруг него постоянно крутились попрошайки всех мастей, многочисленные «друзья» звали его в бары, но не торопились оплачивать счета. Поэтому неудивительно, что у Армстронга зачастую случались проблемы с менеджерами, которые пытались сначала хоть как-то контролировать музыканта, а потом начинали пользоваться своим положением и бессовестно обирать.

Первым менеджером Луи был Джонни Коллинз, - бессовестный обманщик, который использовал любую возможность, чтобы взять себе из гонорара Армстронга основную часть денег. При этом он даже не заботился о том, чтобы зафиксировать это документально - музыкант был абсолютно беспомощен в бюрократии и никогда не проверял свои счета и гонорары. Постоянные ссоры Луи с менеджером ни к чему не приводили, - деньги все так же утекали, непонятно куда и на что.

В 30-х годах у Армстронга возникли серьезные проблемы с соперничающими мафиозными кланами, контролирующими ночную жизнь Лондона. В результате ему пришлось скрываться в Калифорнии. Как только он попробовал вернуться в Чикаго, мафия приказала ему убираться из города. Джонни Коллинз в 1934 году бросает Армстронга, отказавшись от дальнейшего сотрудничества. При этом он забирает себе практически все деньги музыканта.

В 1935 году окончательно разочарованный в людях джазмен не знает, что ему делать, но внезапно знакомится с Джо Глейзером, который за короткое время (всего за 3-4 месяца) решает все его проблемы. Он становится новым менеджером джазмена. При этом он был достаточно близким с гангстером Аль Капоне и имел авторитет среди криминального мира. У этого жесткого и даже жестокого человека были большие связи. Он быстро расплатился со всеми долгами Армстронга, отпугнул от него бывших подруг и любовниц, грозивших ему исками, и навел порядок в счетах.

Глейзер на долгие годы стал могущественным покровителем Армстронга. Случилась интересная вещь. Как известно, джазмена многие не уважали: кто-то за отказ от пропаганды равенства «цветных», кто-то за излишнюю доверчивость. Многие не любили его за послушание, которое он высказывал «белым господам». А принципиальный человек с наклонностями преступника, - Джо Глейзер, - искренне уважал музыканта. Возможно, в глубине души он понимал, что имеет дело с гением, с талантом, которого он никогда не достигнет, с человеком, не имеющем себе равных в плане исполнительства и мастерства. До самого конца жизни он оберегал Армстронга и тот считал его своим другом. Отчасти, так оно и было.

В 1969 году у Глейзера неожиданно случился сильный приступ. Армстронгу решили ничего не говорить, но по стечению обстоятельств Глейзера доставили в ту же больницу, куда незадолго до этого из-за проблем с сердцем увезли музыканта. Луи требовал, чтобы ему позволили увидеться с другом, просил отвезти к нему, хоть бы и на каталке. В конце концов, ему разрешили. Вышел он подавленный и потрясенный, вне себя от горя. Его друг и покровитель даже не узнал своего подопечного…

4 июля 1969 года Глейзер скончался, так и не придя в себя. Смерть человека, с которым Луи проработал долгие годы, оставила на нем тяжелый отпечаток и подкосила здоровье. Он пытался показать всем, что ничего не изменилось, но это было начало конца.

Луи Армстронг был гением, опередившим свое время. Его талант не входил в существующие рамки, не вмещался в них, и ему приходилось ограничивать себя, чтобы всегда быть первым, лучшим, единственным… Особенно заметно это проявилось во второй половине его жизни. Неунывающий и харизматичный, он был душой любой компании, но мы никогда не сможем узнать, что творилось у него внутри.

Армстронг - феномен музыкальной культуры. Непростое детство музыканта оставило на нем свой след, но не могло сломить его характер. Через всю жизнь пронес он свое обаяние, чарующую улыбку и доброту. Сложнейшая виртуозная техника запросто соседствовала в его музыке с разговорным речитативом. Глубокий проникновенный звук трубы и непередаваемый голос легко уживались вместе, делая любую композицию шедевром. Хоть его и считали величайшим музыкантом современности, сам он был о себе невысокого мнения. Он жил ради выступлений, концертов и аплодисментов публики. Перед самой смертью он отказался ложиться в больницу. Находясь в ужасном физическом состоянии, истощенный, он не мог отказать людям, которые купили билеты на его выступление. Таким он уж был - великим и при этом простым, «Король джаза»...

Видео: слушать Луи Армстронга

Луи Армстронг (1901 - 1971)

американский джазовый трубач, вокалист, великий музыкант XX века, популяризовавший джаз

А знаешь ли ты, что фамилия Армстронг переводится с английского как "Сильная рука?"

Луи Армстронг родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана.

Семья у него была неблагополучная - мать работала прачкой, отец был простым рабочим, рано бросил семью и Луи вместе с младшей сестрой отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая ещё помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать забрала Луи и стала воспитывать его сама.

Они жили в районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами. Семья с трудом сводила концы с концами, поэтому уже с детства Луи пришлось работать, он развозил уголь, продавал газеты и тому подобное.

У Луи рано проявились музыкальные способности. В довольно юном возрасте он начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух.

Однажды подросток Луи без злого умысла, просто из озорства, похитил у полисмена пистолет, чтобы стрелять на улице в Новый год. За это он был отправлен в исправительный лагерь-интернат для цветных подростков. Там он и получил первое музыкальное образование. Его сразу взяли в лагерный духовой оркестр, где он научился играть на тамбурине, альтгорне, а затем освоил корнет. Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар — марши, польки и популярные песенки.

Ко времени окончания срока Луи уже твердо решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг всю жизнь считал своим настоящим учителем.

После отъезда Оливера в Чикаго Армстронг попадал в ансамбль, которым руководил весьма авторитетный тромбонист того времени Кид Ори. Кроме того, Армстронг участвовал в джазовых парадах по улицам родного города и играл в разных других джаз-бэндах, которые выступали в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Один достаточно профессиональный бэнд-лидер преподал юноше первые основы нотной грамоты, таким образом, Армстронг стал квалифицированным музыкантом.

Через какое-то время Оливер взял Армсторга вторым корнетистом к себе в Чикаго. Оркестр Оливера «Creole Jazz Band» был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, работа в нем многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе этого оркестра Армстронг сделал свои первые записи.

Вскоре Армстронг начал самостоятельную карьеру в Нью-Йорке, где поступил на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там он стал известным, любители джаза приходили слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно сформировался собственный стиль Луи Армстронга — яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвовал в записях и работал в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами.

Вернувшись в Чикаго, Армстронг много и успешно работал. Примерно в это же время проявилось его актерское дарование. Он даже играл в театральном шоу-бэнде. Записи, сделанные в эти годы при участии известных музыкантов, стали шедеврами джазовой классики.

Армстронг постепенно отказался от корнета и полностью перешел на трубу, полюбившуюся ему более ярким звучанием. Он начал выступать в дуэтах с выдающимися музыкантами и петь в манере «скэт», имея огромный успех у слушателей.


Луи Армстронг был уникальным и неповторимым джазовым певцом. Его довольно низкий, хрипловатый, наполненный теплом голос, узнавался мгновенно. Его пение напоминало его игру на трубе. Здесь он столь же блестяще импровизировал, по-своему расставлял акценты, заставлял голос вибрировать. Армстронг разработал школу джазового вокала, основанную на интерпретациях народных блюзовых певцов, использовавших свой голос как инструмент. Луи показал, что эмоциональное значение текста может быть выражено не только словами, но и с помощью голоса и инструментов. Армстронг пел самые разнообразные вещи: и шлягеры, и блюзы, и другие песни, и они всегда звучали у него по-джазовому.

В какой-то момент Армстронг окончательно оставил Чикаго и перебрался в Нью-Йорк. Больше и больше внимания он начал уделять танцевальной музыке. Он привнес в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную джазу, и быстро стал звездой национального масштаба.

Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами (например, Дюка Эллингтона,) участвовал в киносъемках в Голливуде. Гастроли принесли ему широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями он продолжал выступать на Бродвее, участвовать в театральных постановках и радиопрограммах, сниматься в кинофильмах.

Армстронг начал руководить своим джаз-бэндом. Написал две автобиографические книги в разные периоды своей жизни. Примерно в этот же период у него начались первые проблемы со здоровьем, он перенес несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за постоянной игры на музыкальных инструментах), а также операцию на голосовых связках (с ее помощью Армстронг зачем-то пытался избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознал лишь впоследствии).

Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне.

Когда Госдепартамент был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался: «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…»

Армстронг активно участвовал в джаз-фестивалях (1948 — Ницца, 1956-58 — Ньюпорт, 1959 — Италия, Монтерей), гастролировал по всему миру. Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».

На 60-м году жизни Армстронг перенес инфаркт, и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления.

Теперь Армстронг работал больше в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её Величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж. Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

Здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжал работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу. В марте он еще выступали в Нью-Йорке со своим оркестром. Очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу на 2 месяца. А в июле величайший джазмен ушел из жизни.

Смерть Армстронга вызвала настоящий поток самых искренних и глубоких соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. Тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США.

В заявлении, сделанном президентом Никсоном, говорилось: «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной».

Кто такой

Рекомендуем почитать

Наверх