Двор воеводы. Старинные придворные чины на руси

Проза 24.03.2024
Проза

В иллюстрированном научном каталоге о нём сказано: «ДОМ ВОЕВОДЫ» (Посадский пер., 13) - условное название старейших в Коломне жилых палат рубежа XVII-XVIII вв. Владельцы дома не установлены. Небольшое кирпичное здание в два этажа типично для посадского строительства своего времени трёхчастной планировочной схемой и внешним убранством стиля московского барокко.»

Дом воеводы выстроен из кирпича на высоком подклете, переделанном позднее в цокольный этаж и включает две палаты, соединённые сенями.

Здание украшают оконные «нарышкинские» наличники с очельем затейливого рисунка и полуколонками на кронштейнах по сторонам, строенные колонны фасада по углам здания, многообломный венчающий карниз.

Название дома связано, по всей вероятности, с тем, что история Коломны тесно связана с деятельностью русских воевод. В Коломне за 1719-1739 гг. служили шесть воевод. Пётр Иванович Наумов служить начал в 1700 году, участник многих кампаний Северной войны, Прутского похода. Назначен коломенским воеводой в 1727 году, уволен в 1730 году за избиение 5 декабря 1729 г. до смерти беглого крестьянина Б. Мельникова, объявившего «слово и дело». (В полном виде звучало: «Слово и дело государево за мной». Означало, что произносивший хочет сообщить сведения государственной важности, например, политический донос.)

Тимофей Петрович Панов служил с 1696 года. Назначен коломенским воеводой 5 декабря 1729 года, служил с 14 марта 1730 года. Уволен 9 июня 1732 года.

Семён Степанович Вышеславцев, майор в отставке. Исполнял обязанности наровчатского воеводы, в Коломну назначен 9 июня 1732 года, приступил к обязанностям в 1733 году, служил по 1735 год.

Аврам Андриянович Норов прошёл путь от солдата лейб-гвардии Преображенского полка до майора. Участник основных кампаний Северной войны. Назначался кинешемским и богородицким воеводой, в Коломну назначен 19 декабря 1734 года, служил с января 1735 по 1737 год.

Иван Артемьевич Волчков, лейтенант в отставке. В 1731 году демшинский воевода. Коломенским воеводой назначен 19 марта 1736 года. Служил с января 1737 по 1739 год.

Афанасий Перфильевич Норов служил с 1703 года, вышел в отставку в звании майора. С января 1739 года по 1742 год коломенский воевода.

В Российском государственном архиве древних актов есть документы, в которых указано, что в этом доме воеводы не жили, т.к. построил двухэтажный дом на Посаде для своих нужд Иван Иванович Ушаков (Неподалёку от Дома воеводы находится церковь Рождества Христова, построенная на средства И.И. Ушакова и В.Ф. Ветошникова в 1725 году.): «Марта в двадесят седьмы день (27 марта 1701 года.) Приказу каменных дел каменщик Иван Осипов сын Буйлов дал запись гостиной сотни Ивану Иванову сыну Ушакову, подрядился он, Иван Буйлов, у него, Ивана Ушакова, зделать на Коломне полаты каменные, а длина, и ширина, и вышина тем полатам делать по договору и поставить в отделке нынешнего ж году к Успениеву дни.»

«А рядил он от того дела шестьдесят пять рублев. А порукою по нем Приказу Большие казны бывшей маточного дела мастер Илья Ермолаев. Свидетель каменных дел подмастерье Кандратей Семенов сын Мымрин. Писал Якушко Дементьев. К той записи подрядчик сам руку приложил, церкви Козьмы и Домиана, что в Старой Кузнецкой, сторож Иван Ермолаев вместо порутчика брата своего Ильи Ермолаева руку приложил. Свидетель сам руку приложил.» (М.В. Николаева. Частное строительство в Москве и Подмосковье. Первая четверть XVIII в. Подрядные записи. Т. I. М. 2004. С. 128.)

Далее начинается самое интересное. Иван Буйлов перезаключил через несколько дней договор подряда с реальным исполнителем, крестьянином Григорием Евсевьевым, причём на достаточно жёстких условиях. Стоимость работ оценили в пятьдесят рублей, а неустойку, в случае неисполнения в сто рублей. «Апреля в 1 день стольника Ивана Петрова сына Бунакова Ерославского уезду деревни Верхних крестьянин ево Григорей Евсевьев дал запись в подряде Каменныя слободы Ивану Осипову сыну Буйлову делать каменное полатное дело на Коломне».

«А за то дело редил пятьдесят рублев. Порутчики по нем стольника Ивана Петровича Бунакова крестьянин ево Ярославского уезду деревни Перниц Мартын Лукъянов. Неустойки написано сто рублев. Свидетели жилец Василей Михайлов сын Безобразов, стольника Ивана Петровича Бунакова человек ево Матвей Михайлов. Писал Ивашко Яковлев. У записи стольника Ивана Бунакова человек ево Овдоким Афонасьев вместо подрятчика и порутчика руку приложил. Свидетели руки приложили сами.» (Там же. С. 136-137.)

Григорий Евсевьев уже имел подряд на постройку каменной Вознесенской церкви в селе Сенницы, заключив 28 марта 1701 года договор с князем Иваном Гагариным, на сумму в пятьдесят восемь рублей. Правда, срок оговаривался два года.

Удивляют сроки строительства того времени. Ушакову дом планировали построить всего за пять месяцев к 28 августа 1701 года. Вероятнее всего, здание возводилось на готовом фундаменте, заложенном в конце XVII века, из заготовленного впрок строительного материала. Функционально дом предназначался под склад на первом этаже и жилые комнаты на втором.

.

Дом носит следы переделок. Здание утратило нарядное крыльцо, её рундук превращён в закрытое помещение. В подклете разобраны своды, увеличено количество окон, поставлена печь, облицованная белым кафелем с кобальтовым рисунком.


Декор частично восстановлен в ходе ремонтно-реставрационных работ, проведённых в 1950-х гг. под руководством Е.Р. Куницкой. ... Установлено, что в северной части здания было два помещения. Выяснилось это в процессе разборки деревянных потолков XIX века, за которыми обнаружены первоначальные своды. Также на южном фасаде найден большой дверной проём, в который вполне могла заехать телега с товаром; установлено количество окон первого этажа: на северном фасаде их было два, причём с декором, на западном и восточном - по одному. По мнению Е.Р Куницкой, дом воеводы сначала являлся приказом, в верхних палатах которого находилась канцелярия, а в подклете — арестантская.

(Царский наказ), в котором определялись их должностные обязанности. Степень власти у различных воевод была различна, в соответствии с той или иной областью их управления (формирование , служба , территориальное образование и так далее).

Первое упоминание

Впервые этот термин (слово) появился в X веке , упоминается у Константина Багрянородного как βοέβοδος ([воеводос]) в греческой транскрипции . В Повести временных лет восемь раз упоминается слово «воевода» и два раза «воеводство» . До XV века он обозначал либо командира княжеской дружины , либо руководителя народного ополчения .

Затем воеводами стали называть и наместников государя в городах .

В России

В России после призвания варяжских князей старшие дружинники назывались княжескими воеводами . Позже воеводы на Руси делились на ратных и местных воевод (тысяцкий , наместник), иногда совмещавший административную и военную функции в управлении государства и вооружённых сил (в войске).

Воевода у обоза

Назначались начальниками при войсковом обозе.

Воевода у бежа

То есть бежать, отойти, отступать. Для отступления войска назначалось место, при котором назначался воевода у бежа с некоторым войском, к которому все отступающие должны были собираться и являться.

Опричный воевода

Главный начальник войск или стражи, учреждённой царём Иваном Васильевичем под названием Опричны . Воеводы особо отделялись от других воевод, однако с ними считались степеньем.

Годовые и сроковые (срочные) воеводы Приписные и провинциальные воеводы

Позже в ведении воевод остался только сбор податей и судопроизводство.

Воеводам запрещалось заниматься торговлей и участвовать в торговых складчинах. В XVII веке воеводы вмешивались в деятельность посадских общин : разгоняли торги, арестовывали по ложным доносам торговцев, вымогали взятки и так далее. Поэтому в 1620 году воеводам запретили что-либо покупать у посадских, даже продовольствие. Торговый устав 1667 года передал всех торговцев в ведение отдельного приказа . Приказ должен был защищать торговцев от «воеводских налогов» .

Воеводские знамёна

Воеводские знамёна выдавались воеводам, отправлявшимся в города, остроги , в военные походы, в посольские съезды на переговоры и на переговоры для обмена пленных . Эти знамёна назывались малыми полковыми или воеводскими.

Отмена воеводского правления

В других странах

Этот термин использовался также в средневековых Чехии , Боснии , Болгарии , Венгрии , Польше , Литве , Лужице , балтийском славянском Поморье , землях полабских славян , Хорватии , Сербии , Молдавии , Валахии и Трансильвании в качестве титула военачальника, или правителя земли. Из славянских языков слово заимствовано в румынский, венгерский и некоторые другие.

То же самое в верхнелужицком (одном из языков лужицких сербов - слово Wójwoda , помимо собственно «воевода» , означает также «герцог» , то есть правитель определённой земли. А словом Wójwodstwo обозначается «герцогство» , то есть отдельная область, земля.

В Новое и Новейшее время

Македония и Болгария

В России

В 1922 году, на завершающем этапе Гражданской войны в России в «белом» Приамурье были установлены должности земского воеводы (командующего Приамурской земской ратью) и воевод групп (командиров корпусов).

В Польше

В Польше наиболее крупные административные округа до сих пор называются воеводствами . Воеводы, назначаемые Советом министров, являются представителями центральных властей в воеводствах.

  • Один из островов (англ.) русск.

Текущая страница: 22 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]

Шрифт:

100% +

Глава 9
Воеводский двор и его обитатели

Земским властям северных миров приходилось довольно часто контактировать с воеводами и наведываться на воеводский двор. Рассмотрение отношений мирских властей с воеводой как местным управителем и владельцем городской усадьбы, а также с жившими в ней обитателями вполне логично. В этот микромир, другой по отношению к посадско-крестьянскому, вступали находившиеся на мирских должностях жители посадов и деревень. Они были трансляторами разного рода социальной информации, часть которой черпали непосредственно во дворе воеводы, в том числе и от его слуг. Приходо-расходные книги, составлявшиеся мирскими руководителями – уездными старостами, целовальниками денежных сборов и волостными целовальниками, дают редкую возможность проникнуть за ворота воеводского двора. Хотя сведения этих книг лапидарны и специфичны, но из них проступают те трудно уловимые, ускользающие связи, которые действовали в тогдашней жизни общества и были значимы для людей разных социальных статусов.

Местное государственное управление XVII в., как известно, состояло из приказных изб, которые подчинялись воеводам. Н. Ф. Демидова в своем фундаментальном исследовании о формировании служилой бюрократии в центральных и местных учреждениях России XVII в. подчеркнула вытеснение ими разнохарактерных учреждений сословного типа и, что особенно важно, их отделение от институтов сословных служб-повинностей и земского самоуправления. Она отметила замедленность этого процесса при распространении приказной системы на местах, объяснявшуюся воздействием созданных в предыдущем столетии губных и земских учреждений. Становление местного управления воевод завершалось в первых десятилетиях XVII в. Сами же они исполняли свои обязанности как возложенное на них поручение, причем сословного характера688
Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987. С. 15, 28, 63.

В воеводстве как виде службы сливались сословные обязанности и личные интересы феодала «покормиться» за счет местного населения. В силу чего воевода оказывался как бы над штатом руководимой им приказной избы. Тем не менее, воевода и приказная изба осуществляли правительственную власть во вверенном округе.

М. М. Богословский в свое время уделил достаточное внимание компетенции воевод в городах Поморья, используя наказы, которые они получали при своем назначении. «Содержание поморских воеводских наказов проникнуто двумя основными чертами: узкофискальным стремлением и бюрократическим недоверием». Не только статьи наказов, непосредственно касающиеся прямых и косвенных податных сборов, были подчинены фискальному государственному интересу, но и относящиеся к судебной или полицейской деятельности воевод. Вместе с тем наказы проникнуты бюрократическим недоверием центральных органов власти к местным подчиненным, которые лишены самостоятельности и должны по любому поводу обращаться к высшей инстанции. И хотя воевода – блюститель интересов казны, за ним самим необходимы мелочная опека и неусыпный контроль689
Богословский М. М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII в. Т. П. М., 1912. С. 271–274.

Е. В. Вершинин в работе, специально посвященной воеводскому управлению в Сибири XVII в., уделил пристальное внимание принципам назначения воевод на должности, государственному их содержанию, структуре подчиненности местных органов власти центру. Сочетание в назначении на должность двух тенденций – личного желания претендента и инициативы центрального учреждения – свидетельствовало, по обоснованному мнению автора, о переходном этапе в формировании гражданской службы как особой отрасли управления. Исследователь считает, что воеводский аппарат не представлял собой обезличенную структуру, основанную на четком разделении функций и иерархии должностей, но ему были присущи новые черты, отличавшие его от управления предшествующего периода. Такова была роль денежного жалованья, реально способствовавшего вовлечению дворян в профессиональное управление, и отрыву государственной службы от содержания ее населением, а также выработка принципа отбора кадров, наиболее пригодных, во всяком случае, для управления сибирским регионом. Примечательно высказывание исследователя о воеводах, которые как главы местного управления в силу своего сословного положения были воинами, но не всегда приемлемыми администраторами. Дополняя наблюдения СВ. Бахрушина, он отметил, что отправлявшиеся в Сибирь воеводы везли с собой обозы с запасами одежды, домашней утвари, продуктов, которыми экипировались в своих поместьях и которых должно было хватить на срок службы воеводе с семьей и сопровождавшим их десяткам дворовых людей690
Вершинин Е. В. Воеводское управление в Сибири (XVII век). Екатеринбург, 1998. С. 45–46, 63–64.

В свое время я достаточно подробно рассмотрела взаимоотношения и распределение функций между воеводской и мирской администрациями в Поморье, остановившись на вопросе об учреждении и распространении воеводской власти. Также была установлена определенная соподчиненность между центральным четвертным и местным воеводским управлением. Воевода, проводник центральной власти, поручал, а нередко понуждал земских управителей к конкретным действиям, связанным с государственными и внутренне присущими земским мирам делами. Вместе с тем он был нелишен стремления, используя свои властные прерогативы, привлекать местное население для удовлетворения своих хозяйственных нужд691
Швейковская E. H. Государство и крестьяне России: Поморье в XVII в. М., 1997. С. 231–258.

Итак, воевода, приезжавший в уезд нести государеву службу, был феодальным землевладельцем с вытекавшими отсюда ментальными установками. А так как в воеводстве соединялись служилые обязанности и личные интересы, то крестьян и посадских в управляемом уезде воевода воспринимал как неполноправных и относился почти так же, как к своим вотчинным. Показательно в этом смысле высказывание сольвычегодского воеводы 1635/36 г. Ф. Левашова, который по своем приезде в город объявил мирским людям, что пожалован «за смоленскую службу к Соле на воеводство». Это пожалование он трактовал как обязанность мирских людей «меня воеводу за смоленскую службу кормити» и вполне прагматически конкретизировал: «и харчи всякие носить на двор по вся дни». Причем обязанность, возлагаемая на сольвычегодских жителей, городских и сельских, выражена в повелительной форме: «велено мирским людем… воеводу… кормити»692
РГАДА. Ф. 141. 1636. № 25. Ч. 1. Л. 9.

Компетенция воевод, обеспечение их службы, превышение власти и злоупотребления ею достаточно прояснены в литературе. Однако, что же собой представлял воеводский двор как некая целостность, не вполне ясно. Понятие «воеводский двор» несет неоднозначную смысловую нагрузку. Во-первых, это – местопребывание воеводы, локализованное в комплексе жилых и хозяйственных построек, во-вторых, это – семья воеводы с родственниками и слугами. В-третьих, воеводский двор – центр притяжения как для лидеров земского самоуправления, так и подчиненного штата приказной избы. Будучи провинциальной городской усадьбой, воеводский двор представлял собой резиденцию местного администратора, где фокусировались разнообразные социальные связи. Попытаемся выявить некоторые из них и понять, как они влияли на социальные взаимоотношения.

Источниками для предпринятой характеристики воеводского двора стали расходные книги старост миров: всеуездных Устюга за 1666–1668 гг., Сольвычегодска за 1653/54, 1674/75 гг., Тотьмы за 1675/76, 1691/92 гг., а также целовальников разных волостей: Окологородной 1673/74, 1674/75 гг., Вилегодской 1674/75 г. Сольвычегодского у., Шемогодской 1665/66, 1667/68 гг. Устюжского у.693
Там же. Ф. 137. Оп. 1. Устюг. № 164, 170, 177. Сольвычегодск. Оп. 1. № 23-6, Оп. 2. № 36-а, 68; Тотьма. Оп. 2. № 76; АЮБ. Т. 3. СПб., 1884. № 322; Чтения ОИДР. Кн. 4. М., 1908. Смесь. С. 21–40.

Среди них, как видим, книги за ряд последовательных лет, причем уездного и волостного уровней. Это обстоятельство, отражавшее территориальную соподчиненность миров и проявляющееся в ведении расходных книг, обеспечивает преемственность сведений. Наряду с расходными книгами черносошных миров использованы также книги вотчинных старост Спасо-Прилуцкого монастыря за 1686/87, 1687/88 и 1689/90 гг.694
РГАДА. Ф. 196. Оп. 1.Д. 125,44; Архив СПб ИИ РАН. Ф. 271. Оп. 2. № 339; Оп. 1. № 354.

Расходные книги земских властей раскрывают каждодневные отношения мира и местной государственной администрации. Если книги всеуездных старост концентрируют, по преимуществу, расходы на содержание воеводы и подьячих приказной избы, связанные со сбором и отправкой государственных налогов, проездом через город чинов государственного аппарата, то книги волостных целовальников денежного сбора содержательно их дополняют. Например, расходная книга Ильинского прихода Вилегодской вол. Сольвычегодского у. 1673/74 г. также, как и книги всеуездного старосты, содержит записи по месяцам и числам. В отличие же от последних волостная книга открывается фиксацией уплаты государственных податей, далее следуют записи об уплате годового найма приставам, целовальникам, дьячку, взносов по мирским кабалам695
РГАДА. Ф.137. Сольвычегодск. Оп. 2. № 71. Л. 2, № 36-в.

После чего фиксируются «мелкие расходы», связанные с приходом приставов из уездного города по налоговым делам, с поездками самого целовальника денежного сбора в Сольвычегодск по подобным же случаям, по вызову уездных мирских властей. Расходные книги последних показывают, по преимуществу, контакты мирской и приказной администраций, а книги волостных должностных лиц рисуют отношения, в основном, на нижней ступени мирской организации. Вместе с тем волостные крестьяне участвовали в несении общемирских расходов на содержание воеводы и его двора, что как раз воплотилось в записях книг целовальников денежного сбора.

Содержание расходных книг подчинено учету денежных средств, выплачиваемых из мирской кассы, с чем связана главная информация книг. Пожалуй, следует остановиться еще на одном моменте. Заголовок, например, расходных книг устюжского мира и их контекст нацелены на персону воеводы, а остальные действующие лица по отношению к нему на вторых и второстепенных ролях: «Книга расходная… нынешняго… году… что держано воеводе /имярек/ и подьячему…». Сольвычегодские земский староста и целовальник Окологородной вол., ведшие свои книги по статьям расхода, специально выделяли траты «на воевотцкой двор», которые состояли из подношений к праздникам или по иным жизненно важным поводам, а также «к столам»696
Там же. Устюг. № 164, 170, 177; Сольвычегодск. № 23-б, 36-а, 36-б, 37-б.

9 . Имя правившего в том или ином городе воеводы упоминается либо в заголовке расходной книги, который дан самим ее составителем, либо в одной из первых записей, которая говорит о явке только что выбранного земского старосты к воеводе.

Однако, информация расходных книг, естественно, объемнее и может быть наращена посредством обнаружения ненамеренно введенных данных. Использование сведений источников, прямо не отвечающих целям их создателей, известно в историографии. Расширение источникового поля за счет «неприспособленных», по выражению Л. П. Репиной, документов успешно применено американскими историками Б. Ханавалт и Д. Беннет. Не только домохозяйство, структура и состав семьи, но и эмоционально окрашенные отношения между родственниками, свойственниками, а также друзьями, межличностные контакты женщин на различных этапах жизненного цикла были охарактеризованы по протоколам манориальных и церковных судов, различных криминальных разбирательств. Обращение к массовым источникам, содержащим разнообразные жизненные ситуации, обеспечило исследовательское проникновение в историю повседневности и частной жизни женщин в ее сопоставлении с публичной сферой697
Репина Л. П. История женщин сегодня //Человек в кругу семьи. М., 1996. С. 40–42; Она же. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С. 253.

Именно использование фактов, как бы окружающих основные и сопутствующих им, дает возможность охарактеризовать воеводский двор с его обитателями.

Воеводский двор в Великом Устюге, судя по писцовой книге 1523–1526 гг., находился у церкви «Рождества Христова, что на Сухоне». Он был достаточно обширен, площадь непосредственно двора и огорода составляла около полугектара698
РГАДА. Ф. 1209. № 506. Л. 76.

В Сольвычегодске административным центром города была Троицкая сторона на восточном высоком берегу Вычегды, где располагался воеводский двор699
Введенский A. A. Дом Строгановых в XVI–XVII вв. М., 1962. С. 215.

В Устюге с ноября 1665 по ноябрь 1667 г. правил воевода князь Гаврила Матвеевич Мышецкий. По установившемуся порядку уездный староста, волостные целовальники в сопровождении других должностных лиц приходили к воеводе с дарами, называемыми «почестью». Именно из записей о них, а они делались не по одному плану, возможна реконструкция окружения воеводы – его семьи и слуг. Его удается воссоздать по материалу всей расходной книги и из сопоставления с книгой целовальника Черного стана Шемогодской вол. Воевода Г. М. Мышецкий приехал в Устюг с женой Ириной Никитичной и двумя сыновьями Василем и Саввой, а также матерью Стефанидой Стефановной. Оба сына получали почесть одинакового размера (3 алт. 2 ден). То обстоятельство, что воевода привез с собой свою мать, говорит о более или менее почтенном возрасте женщины, скорее всего вдовы, которая жила вместе с сыном. Так получена возможность реально судить о составе воеводской семьи.

Во дворе встречаемся с управителем – дворецким. В его распоряжении были люди, причем разного ранга: «верховые» и те, которым старосты давали деньги «на весь двор». Число их трудно определимо, так как книги чаще всего упоминают их суммарно. Наряду с определением «верховые» люди встречаются и другое: «верховые жильцы», «жильцы», «жилцом… вверху». Так, целовальник Шемогодской вол. Андрей Трофимов Пелевин в 1666 г. к празднику Рождества воеводским «людем на весь двор на 15 человек дал 15 алтын, жилцом трем человеком гривна»700
РГАДА. Ф. 137. Устюг. № 164. Л. 2, 3, 10, 105об.; АЮБ. Т. 3. Стб. 200, 204, 205.

Г. М. Мышецкого сменил на воеводстве Яков Андреевич Змеев, который «приехал на перемену» первому 5 декабря 1667 г., а 8 декабря новый воевода «перешел на новоселье в мирской двор»701
РГАДА. Ф. 137. Устюг. № 170. Л. 84–85. Воеводой в Вологде в 1687 г. был Андрей Борисович Змеев. См.: Бакланова E. H. Крестьянский двор и община на русском Севере. Конец XVII – начало XVIII в. М., 1976.
С. 203.

Следует обратить внимание на эту подробность документа. Она не представляла для старосты какого-то специального значения, была само собой разумеющейся. Главный акцент этой заметки – новоселье, которое было устроено и где староста с денежными сборщиками «хлеба ели». Попутное замечание о том, что двор «мирской», говорит о нахождении его на содержании мира. Писцовая книга 1623–1626 гг. Устюжского у. отметила среди тяглых «десять дворов земских мирских» для приезжающих гонцов, посланников, проезжающих администраторов702
РГАДА. Ф. 1209. № 506. Л. 75.

Правда, воеводский двор включен в перечень нетяглых белых дворов. Однако переход воеводы в мирской двор вряд ли был временным, ведь отмечалось новоселье. Из записи о его праздновании узнаем о двух племянниках воеводы и людях верховых («верховых жильцах» – книга 1668/69 г.) и дворовых. Шемогодский целовальник 1667/1668 г. Иван Семенов Насоновских, ходивший «на приезд» (запись под 11 декабря) к воеводе Я. А. Змееву, поименовал его племянников, один Семен Прокопьев удостоен почести в 8 алт. 2 ден., другой Арефа в 5 алт. Судя по книгам уездного старосты и шемогодского целовальника, Рождество 1667 г. Я. А. Змеев праздновал в обществе племянников без своей супруги, которая на Пасху 1668 г. была уже в городе и одарена мирскими властями. Конечно, в расходных книгах не могло быть сведений о причине отсутствия воеводской жены до весны. Можно думать, что зимнее путешествие в северный город было для нее нелегким, а весной к великоденскому празднику она приехала к мужу.

Книга целовальника Шемогодской вол. 1667/68 г. конкретизирует состав людей Я. А. Змеева. Она упоминает «дворецкого верхового» или «верхового дворника» и наряду с ним просто дворника, а также «верховых жилцов», причем двух «малых робят», «верхового жилца старика»703
Там же. Ф. 137. Устюг. № 170. Л. 86 об., 137; № 177. Л. 32. АЮБ. Т. 3. Стб. 212, 214, 217, 221. Отмечу, что в уставной книге Разбойного приказа 1616/17 г. (ст. 13 и 14) присутствует взаимозаменяемое употребление терминов «дворник» и «прикащик» // Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. № 80. С. 87.

У устюжского воеводы Г. М. Мышецкого служили в «дворниках» Феодосии Сидоров и Михаил Акинфиев, их имена упоминают книги за последовательные годы 1665/66 и 1666/67 гг., но ведшиеся разными должностными лицами: целовальником Шемогодской вол. и всеземским денежным сборщиком Устюга. Сольвычегодский земский староста 1674/75 г. Федор Воронкин в своей расходной книге поименно называет тоже двух дворецких воеводы Я. П. Булычова: Ивана Васильева и Афанасия704
РГАДА. Ф. 137. Он. 2. Сольвычегодск. № 36-а. Л. 69, 77об.

Е. И. Колычева в свое время отмечала, что должности слуг-министериалов в конце XV– начале XVI в. не исполнялись одним и тем же лицом постоянно, они были временными, поручаемыми доверенным слугам на определенный срок705
Колычева Е. И. Холопство и крепостничество (конец XV–XVI в.). М., 1971. С. 61. Ср.: Алексеев Ю. Г. Судебник Ивана III: традиция и реформа. СПб.,2001. С. 415–416, 419–421.

Конечно, ее наблюдение относится к качественно иной социальной группе, нежели «люди» воеводы XVII в. Однако существование по двое дворецких среди слуг у воевод сольвычегодского и двух устюжских, а у одного из последних (Г. М. Мышецкого) они сменились в течение двух лет, примечателен. Положение, как видим, сходное с наблюдением Е. И. Колычевой. Возможно, должность дворецкого внутри феодального комплекса, каким был воеводский двор, оставалась и в XVII в. той синекурой, по меткому выражению исследовательницы, какой была в более раннее время.

Сольвычегодским воеводой в 1653/54 г. был Петр Никитич Веснин, с которым жили его два сына Никифор и Стефан. Деньги в почесть, которые они получали, существенно разнились: первому подносили втрое больше, чем второму, а сумма равнялось той, которую давали всем людям. На этом основании можно полагать, что Никифор – старший сын. Среди имевшихся «людей» выделен «дворник»706
РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Сольвычегодск. № 23-6. Л. 6, 62, 63.

П. Н. Веснин «поехал от Соли к Москве» 3 мая 1653 г., а на смену ему 5 мая приплыл В. И. Колычев.

Этого воеводу встречал староста Роспута Пихтусов, как обычно, хлебом, калачами, рыбой. О приезде воеводы уже было известно, и прежний П. Н. Веснин должен был к его прибытию освободить двор. Мирские люди буквально накануне появления нового воеводы, 4 мая, прежнего возили «Федоровского двора смотрить».

Из более поздней записи (28 мая) становится ясно, что это – двор Федора Калистратова, и он был нанят мирскими властями для покидавшего город воеводы. Перевозом занимался нанятый старостой Никита Сидоров Пономарев, а наряду со всякими домашними вещами были взяты дрова и сено. Никита Пономарев несколькими днями позже перевез весь скарб и груз «к реке в судно». Интересно, что воевода увозил с собой не только сундуки и короба с вещами, но и дрова и сено. Переезд П. Н. Веснина начался загодя. Уже 13 апреля тот же Пономарев стал перевозить тяжелый и объемный груз, именно сено и дрова, сначала из воеводского двора в упомянутый двор Федора Калистратова707
Там же. Л. 63–71, 86 об.-87, 90 об.-91, 113.

Приехавший в Сольвычегодск В. И. Колычев сразу же был доставлен в приготовленный для него воеводский двор, видимо, с самыми необходимыми вещами. Остальной же груз и «запас ис судна во двор воеводы» возили на следующий день по прибытии, 6 мая. Староста ходил к воеводе 10 мая, чтобы оплатить «три обеда», т. е. за три дня708
О продовольственном понедельном содержании воеводе, которое обеспечивали мирские власти, см.: Швейковская E. H. Указ. соч. С. 251.

Эта же запись показывает, что воевода и его жена Мария привезли внука Ивана Григорьева и, конечно, своих дворовых людей. Отчество воеводской жены – «Автономовна» выясняется лишь из записи от 14 августа. Внук воеводы И. Григорьев уезжал в Москву и ему поднесена почесть 3 алт. 2 ден., т. е. столько же, сколько людям «на весь двор», из чего можно заключить, что он не подросток709
РГАДА. Ф. 137. Он. 1. Сольвычегодск. № 23-6. Л. 122–123.

На новом месте воеводская семья устраивала хозяйство и налаживала быт, причем жена заботилась о его гигиенической стороне. Староста неоднократно покупал мыло: 28 июня, 17, 27 августа, скорее всего по распоряжению воеводской жены. Он фиксировал наряду с другими хозяйственными расходами, что «мыла купил Роспута Марье Автономовне стопу». Ее компаньонок и приживалок, «боярских боярынь», путешествующих со своей госпожой, староста также снабдил мылом710
Там же. Л. 134 об.-135.

Другой представитель рода Колычевых Матвей Павлович воеводствовал в том же Сольвычегодске спустя 20 лет, в 1673/74 г. Он, естественно, с женой-«боярыней» и двумя сыновьями, а также дворовыми людьми, среди которых выделены «малые робята». Из последующих записей выясняется присутствие воеводской «племянницы-внучки», конечно же слуг, а среди них – «верховых робят» ключника, повара, конюха и управляющего всеми ими «дворецкого»711
Там же. Оп. 2. Сольвычегодск. № 68. Л. 42, 45, 47–48, 54.

Заменил М. П. Колычева воевода Яков Петрович Булычов, который управлял Сольвычегодском в следующем 1674/75 г. К его приезду также, как и в случае, рассмотренном выше, прежний воевода освободил двор, перебравшись в нанятый ему миром «протодьяконовский двор»712
Там же. Л. 43 об.

Устройство Я. П. Булычова в новом для него местопребывании было отмечено не только традиционной почестью «на приезд», но и новосельем «в новой избе», на котором староста «хлеб ел»713
Там же. Оп. 2. Сольвычегодск. №. 36-а. Л. 50об.

Жена воеводы Прасковья Володимировна (а ее имя выясняется далеко не сразу) привезла свою внучку и «боярских боярынь». В феврале навестить мать приехал пасынок воеводы Иван Иванович Патрикеев («сын ее») и прогостил 1,5 месяца, с ним были его слуги, ибо «людям ево» на прощание в день отъезда староста дал почесть деньгами714
Там же. Л.61.

Из этих разрозненных записей становится ясно, что жена воеводы Я. П. Булычова Прасковья Владимировна в предыдущем браке была замужем за Иваном Патрикеевым и, по всей вероятности, овдовела. Можно думать, что И. И. Патрикеев навещал не только мать, но и свою дочь, упоминаемую ранее внучку Прасковьи Владимировны. Так отдельные крупицы среди записей расходных книг позволили заглянуть во внутренние покои сольвычегодского воеводы и дать штрих его семейной жизни. Среди «людей» воеводы – дворецкий, ключник, повар, конюх, люди «верховые» и дворовые.

Тотемский воевода 1675/76 г. князь Семен Петрович Вяземский был в городе с женой, которая сама не упомянута, но ее присутствие подтверждают состоящие при ней «боярские боярыни». В воеводском доме живут три племянника, один из которых поименован – Матвей Румянцев. Можно думать, что он старше двух других, так как под 9 сентября староста сделал запись о его отъезде «к Москве» и данной ему почести в 6 алт. 4 ден. (вдвое больше обычной 3 алт. 2 ден.). Под 17 марта говорится об уплате площадным подьячим за письмо поручной «по Агапите Никитине в отвозе великого государя казны». Воеводскому же племяннику М. Румянцеву староста доверил отвезти эти «отписки из Съезжие избы» и заплатил ему рубль715
Там же. Оп. 2. Тотьма. № 76. Л. 8 об., 33, 87, 96, 153.

В июле «воеводцкой племянник Матвей Иванов поехал на Маркушу к Николе, дано ему на харч деньгами рубль». Скорее всего, речь идет об одном и том же человеке Матвее Ивановиче Румянцеве, который вполне самостоятелен, ездит на богомолье, в Москву и попутно выполняет некоторые поручения мирского старосты за соответствующее вознаграждение. Дом воеводы наполнен слугами, среди которых упомянуты «жильцы» и два повара, два конюха716
Там же. Л. 212.

Семейную жизнь воеводского двора в далеком северном городе скрашивал приезд родственников. В начале ноября в Тотьме появился «воеводцкий зять князь Федор Васильевич Морткин», которого встречали традиционными хлебом и калачами. Через два дня по приезде «звал воевода хлеба ести» мирских людей. И тут мы узнаем подробность, что сестра воеводы «выходила с чаркою», и, следовательно, она со своими мужем Ф. В. Морткиным и дочерью, а «племянницей княжей» гостила у брата. Конечно, их сопровождали слуги, и им «людем зятя воеводцкого дано 3 алтына 2 деньги»717
Там же. Л. 53, 56.

Г. К. Котошихин привел существовавший «обычай же таковый», когда перед обедом жена устроителя праздника выходила к гостям для приветственных взаимных поклонов и ее целования, после чего она «учнет подносити гостем по чарке вина»718
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. Публ. Г. А. Леонтьевой. М., 2000. С. 172–173.

Расходная книга зафиксировала это. Однако не только родственников жены принимали в воеводском доме. В январе прибыл «воеводцкой брат князь Степан Юрьевич», встреченный, как всегда хлебом и калачами719
РГАДА. Тотьма. Он. 2. № 76. Л. 110об.

Судя по отчеству, он не родной брат воеводы, однако пустился в далекое зимнее путешествие к родственнику, по всей вероятности к двоюродному брату. Неясно, сопровождали ли его семья и слуги, приезжал ли он специально в город или был проездом.

Тотемский воевода 1691 г. стольник Василий Иванович Кошелев, как свидетельствует «издержечная» книга всеуездного старосты Андрея Выдрина, привез семью, состоявшую из «боярыни»-жены, сына, трех дочерей, причем одной «болшей» (девушкой на выданье?) и двумя «малыми», племянника. Старшая из дочерей была одарена деньгами наравне с сыном (по 3 алт. 2 ден.). Воеводский двор состоял из «людей», и среди слуг не обошлось без «жильцов» и «боярских боярынь»720
Чтения ОИДР. 1908. IV. Смесь. С. 26–27. См.: Богословский М. М. Земское самоуправление на русском Севере. Т. 2. 1912. С. 284.

Позже, в 1702–1703 гг., В. И. Кошелев переписывал владения Вологодского архиерейского дома в ходе общей переписи монастырских и церковных вотчин, проводимой Монастырским приказом721
Бакланова E. H. Крестьянский двор и община на русском Севере. Конец XVII – начало XVIII в. М., 1976. С. 52.

Тотемским воеводой в 1692 г. уже был стольник Федор Иванович Бакин, с ним в окружении служанок – «боярских боярынь» – жена-«боярыня», вникавшая в домоводство (староста «платил боярыне за луженые сосуды»). Среди слуг– «жилцы», «татарченок», а также поименно указанные «Селиверст» и Андрей Яковлев. Последний, как выясняется из дальнейшего содержания книги, «воеводцкий» человек. Он, видимо, весьма приближенный, так как ему «на кафтан дано 6 алтын 4 ден.». Сильвестр получал деньги в почесть в размере 3 алт. 2 ден., это – достаточно высокий платеж, такой же, какой давался родственникам, сыновьям или дочерям воевод. Сильвестр, неоднократно упоминаемый в книге, лишь к концу года в записи от 26 августа назван «держалником»722
Чтения ОИДР. 1908. Кн. 4. Смесь. С. 28, 29, 30, 31, 35.

Воеводой Вологды в 1686–1687 гг. был стольник из рода Змеевых Андрей Борисович. Одаривая его, вотчинные старосты Спасо-Прилуцкого монастыря Кондратий Григорьев и Кондратий Софонов оделяли и его слуг. Среди них на первом месте находятся дворецкий, конюший, «клюшник», затем «жилцы» и «люди»723
Архив СПб ИИ РАН. Ф. 271. Он. 2. № 339. Л. 14, 25, 30; РГАДА. Ф. 196. Он. 1. № 125. Л. 14, 27об.-28, 35.

Круг дворни воеводы Якова Ивановича Дивова, который весной 1688 г. сменил А. Б. Змеева, включал, как и у предшественника, дворецкого, конюшего. В составе его слуг также встречаем «держальника», который был поименован – Андрей Гневашев. Ему староста на Пасху поднес почести столько же, сколько вкупе дворецкому с конюшим. Не были обойдены и «люди», получившие «во весь двор» (2 алт.). На праздник Петра и Павла держальник был одарен, но в меньшем, чем в предыдущие праздники, размере – 2 алт., но опять в таком же, как дворецкий и конюший вместе. Жильцам было дано к этому празднику 10 ден.724
Там же.

Мирская расходная книга 1691/92 г. Спасо-Прилуцкого монастыря свидетельствует, что именно к празднику Рождества 25 декабря 1691 г. «рознее монастырской крестьянин Кондратей Софонов стольнику и воеводе Алексею Семеновичу Чаплину». К. Софонов, напомним, был вотчинным старостой в 1687/88 г. Оставшись в мирском «активе», он, спустя 4 года, одаривал как самого воеводу, так и его слуг. Праздничные деньги были вручены «дворецкому и людем», «жильцом». В марте 1692 г. в связи с подачей справки о возможных разбойниках, татях и лихих людях, были сделаны значительные дары воеводе, но уже Петру Григорьевичу Львову, и также подношения его «держалником» (3 алт. 2 ден.), «на весь двор людем» (8 алт. 2 ден.), «жилцам» (2 алт.). В мае на праздник Пасхи подарки были розданы, как всегда, воеводе, его детям и слугам: «держалником шесть алтын четыре деньги, людем на весь двор тож, жилцу гривна, племяннику Алексею Высоцкому шесть алтын четыре деньги». Те же слуги – держальник, люди, жильцы, включая в этот ряд и племянника (они перечислены в том же порядке, как и в записи о почести к Пасхе), упомянуты в день Петра и Павла725
Архив СПб ИИ РАН. Ф. 271. Оп. 1. № 354. Л. 12, 16об.-17, 20об., 22.

Перед нами прошла череда воевод, правивших в севернорусских городах во второй половине XVII в. Причем по отдельным зернам сведений, разбросанным в расходных книгах мирских властей, удается получить конкретное представление о составе семей российских феодалов, входивших в правящую элиту. Как правило, воеводы отправлялись к месту службы с женами, детьми, иногда боковыми родственниками, чаще – племянниками. Навещавшие воевод семьи родственников также состояли из супружеской пары с детьми. Все прослеженные семьи по своей структуре типологически относятся к индивидуальной, нуклеарной семье. Все они сравнительно немногочисленны и состоят, как правило, из двух поколений, третье – представлено чаще внуками, нежели кем-то из родителей воеводы – главы семьи. Отчетливо просматриваются линьяжные связи, которые цементировали индивидуальные семьи феодалов. Визиты к родственникам в далекие от центра северные города побуждались, думаю, в большой мере родственными чувствами, а не только стремлением материальной выгоды.

Дарами действительно наделялись все родственники воевод, а жены и сыновья в первую очередь. Хорошо о роли первых высказался СВ. Бахрушин: «Не следует представлять этих московских дам забитыми и робкими существами… Разделяя с мужьями тягости и опасности дальнего пути, они разделяли с ними и все выгоды положения. Когда подчиненные приглашали в гости воеводу, то с ним приглашали и его супругу, и за честь, оказанную им, преподносили ей подарки». Ученый полагал, что жена воеводы была небескорыстной посредницей между подчиненными и ее мужем726
Бахрушин С. В. Научные труды. Т. IV. М., 1959. С. 174.

Обратимся к расходной книге шемогодского целовальника 1667/68 г., дающей весьма любопытный жизненный эпизод. Целовальник, поднося воеводе Я. А. Змееву «праздничное петровское», состоявшее, традиционно из натуры и денег, одарил последними также воеводскую жену. Как правило, этот платеж составлял половину от вручаемого воеводе. На сей же раз «боярыне его дано почести полтина же», т. е. столько, сколько самому Я. А. Змееву. Должный отчитываться за каждую деньгу целовальник сделал пояснение: «потому что он сам столник взял на нее челобитьем в доброту»727
АЮБ. Т. 3. 1884. Стб. 220.

Оно подчеркивает, во-первых, устоявшийся обычай половинного (во всяком случае, гораздо меньшего) денежного подношения воеводской жене; во-вторых, проявление самовластья воеводы, облеченного в демагогическую «обертку». Примечательно выражение «челобитьем в доброту», которое лексически по-иному окрашивает смысл действия.

Как и северные, сибирские воеводы привозили с собой своих сыновей. С. В. Бахрушин привел факты «ублаготворения» последних местным населением, в частности угощений их приказными людьми728
Бахрушин С. В. Указ соч. С. 174.

Практику приезда с воеводой сыновей рассмотрел достаточно подробно Е. В. Вершинин. Он считает ее установившейся с начала освоения зауральских земель и вполне устоявшейся для XVII в. Воеводские дети, достигшие «служилого» возраста, вливались в состав администрации уже на месте. «Для сибирского населения XVII в. взрослый сын воеводы, официально или негласно входящий в местный аппарат управления, был типичной фигурой»729
Вершинин Е. В. Указ соч. С. 33.

Сибирская практика представлена и наследованием сыновьями воеводской должности отцов. Е. В. Вершинин справедливо полагает, что это – обычай, проявление неписаного права, сложившегося в практике феодального властвования. «Сословно-наследственное право на управленческую должность в XVII в. не вызывало сомнений ни у правящих феодальных верхов, ни у самого населения». По наблюдениям ученого не только сыновья, но и братья воевод замещали их в административной должности, что характеризует патрилинейные связи высшей администрации Сибири. Автор полагает, что для изучаемого времени «прорастание родственных „кустов“ в любых звеньях государственного управления – явление исторически универсальное»730
Там же. С. 35, 37.

Рассмотренные книги старост севернорусских миров при всей специфичности их информации также отразили кланово-родственное занятие (Колычевы в Сольвычегодске, Змеевы в Устюге, Вологде) воеводского поста в северных городах. По материалу книг трудно судить о соучастии сыновей в административных делах, однако, как можно было уже убедиться, племянник тотемского воеводы исполнял отдельные поручения.

Первое на Урале каменное здание гражданского назначения.
Центр системы подземных ходов Соликамска.
В годы Великой Отечественной войны – штаб эвакогоспиталя.
Страницы истории Дома воеводы можно перелистывать очень долго: с 1688 года мимо его стен много воды утекло! Да и судеб немало. Были здесь даже представители таких известных российских родов, как Нарышкины, Прозоровские, Голенищевы, Корсаковы, Черкасские.
Воеводство в Соликамске имеет историю более долгую, чем Дом воеводы: с 1613 по 1781 годы 74 воеводы управляли городом. В конце 17 века, когда Соль Камская была одним из 30 крупнейших городов России, назначение сюда на воеводство считалось делом почетным и прибыльным.
Ехали воеводы в Соль Камскую всем «домом»: расположиться было где: «на посаде Соли Камской на берегу речки Усолки для обитания управителей с "сопровождающими их лицами" огородили большой воеводский двор. В нем построили хоромы в три этажа - в каждом по шесть горниц, разделявшихся на служебные и жилые. В тех и других - широкие слюдяные окна и изразцовые печи. В дом вели два высоких теремных крыльца. Рядом стояла изба для воеводских служащих - две комнаты с сенями посередине. Далее изба поваренная, семь чуланов, конюшни, три сарая, изба дворовая, два погреба. По сути, воеводская усадьба была аналогична господскому двору в поместье». К сожалению, ничего от этой былой роскоши до наших дней не дошло.
«Присутственным - рабочим - местом воеводы в Соликамске являлась съезжая, она же - приказная, изба, где находились «кабинет» воеводы, судная комната, дьяческая, подьяческая, она же приемная. Первоначально изба эта была деревянная и располагалась близ воеводской усадьбы. В 1688 году возведены каменные "приказные палаты". Правда, они по-прежнему именовались "избою".» Вот эта каменная приказная изба и известна нам как Дом воеводы.
Приказная изба была построена в лучших традициях того времени. Правда, к концу 17 века Соль Камская не опасалась уже никакой внешней угрозы, но ведь это же Дом воеводы! Высокий подклет, двухметровой толщины стены с внутренними ходами, узенькие бойнИцы – все было готово к обороне и ведению боя. И даже отступление было предусмотрено: до сих пор у соликамцев и гостей города огромный интерес вызывают легенды о подземных ходах, которые шли от Дома воеводы «на все четыре стороны».
Одна из таких легенд пользуется особой популярностью и гласит следующее. После упразднения воеводства Дом воеводы был куплен представителем известнейшей династии соликамских солепромышленников Максимом Григорьевичем Суровцевым. Обходя свои владения, нашел Максим Григорьевич в одном из подземных ходов ларец с драгоценностями, внес его в дом, открыл – и поразил всех домашних страшный недуг: у всех головы повело набок. И лишь когда Максим Григорьевич по совету священника отдал свою находку на строительство церкви, болезнь отступила. Честно говоря, легенда эта не соответствует историческим фактам, но продолжает подогревать интерес соликамцев и гостей города к подземным ходам.
Дом воеводы и сегодня продолжает загадывать нам исторические загадки. Одна из них – это флажок на крыше здания. Присмотритесь повнимательнее: какие-то буквы. Правильнее – буквенная цифирь. В древней Руси цифры записывались с помощью букв применявшегося тогда алфавита. Такую запись и называли буквенной цифирью. Реформа русской азбуки была проведена Петром I и завершилась в начале 1710 года. До этого времени числа церковные, то есть буквенные, и арифметические употреблялись параллельно. Так вот, надпись на флюгере обозначает год окончания строительства Дома воеводы – 7196 год с начала летоисчисления. Кстати, флажок установлен не с начала существования здания, а во время реставрации в 1986 году.
Известный русский художник, академик архитектуры Игорь Грабарь, посетивший Соликамск в 1925 году, назвал наш Дом воеводы «одним из самых драгоценных памятников гражданского зодчества Древней Руси». Думается, и истории воеводства тоже.

В то время, как у следствия почти не осталось сомнений в виновности арестованного мэра Астрахани Михаила Столярова, у силовиков возникли претензии и к губернатору Астраханской области Александру Жилкину. Ведь, как выяснилось, он тоже имеет свои интересы в бизнесе, а так же связан с рядом криминальных элементов, сообщили корреспонденту The Moscow Post в оппозиционных кругах.

«Зачистка» в Астраханской области началась со Столярова

Грандиозный коррупционный скандал, который разразился в Астрахани, уже вышел на федеральный уровень после того, как мэра Астрахани Михаила Столярова задержали с поличным при получении 10 миллионов рублей от одного из астраханских бизнесменов.

Как выяснили следователи, в октябре 2013 года астраханский предприниматель обратился к Столярову с просьбой о выделении ему под строительство административного здания земельного участка. Господин Столяров конечно согласился, но выдвинул встречное предложение о передаче ему в виде взятки в размере 10 млн рублей, а также потребовал оформить на его доверителя 25% доли в уставном капитале предприятия.

Но бизнесмен был весьма недоволен фактом вымогательства и обратился в правоохранительные органы, под контролем которых и проходили все дальнейшие переговоры предпринимателя с чиновником. А вскоре мэра Астрахани задержали.

Причем, ранее следователи провели целую серию задержаний астраханских чиновников!

Так, например, в марте 2013 года при получении полумиллионной взятки был задержан заместитель мэра Астрахани Андрей Ковалев. Ковалев, возглавляя управление по коммунальному хозяйству и благоустройству городской администрации, обратился к директору одной из фирм, с которой управлением был заключен договор о проведение ремонта дорог. Зная, что финансово-казначейское управление несвоевременно перечисляет данной фирме средства, он вызвался за «откат» в 10 % поспособствовать скорейшему выделению денег.

В реальности же такой возможности у него не было. При получении средств он был задержан. В ходе расследования выявились еще два аналогичных эпизода преступной биографии чиновника. Впрочем, на фоне этого ранее на скамье подсудимых оказалась целая команда соратников Столярова, а, в конце концов, арестовали и его!

Астраханская «триада»

Сейчас уже известно, что Столяров считается ставленником экс-мэра Астрахани, а ныне губернатора Волгоградской области Сергея Боженова. А тот, в свою очередь, связан, как с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным, так и с первым заместителем Администрации Президента РФ Вячеславом Володиным . Очевидно, что, из-за знакомства Боженова с Володиным, астраханская элита (Столяров, Боженов, Жилкин) оказалась уверена в своей безнаказанности.

Однако, это вовсе не так, а, скорее - даже наоборот! Ведь в рамках федеральной антикоррупционной кампании Кремль решил «ударить» именно по Астраханской области, которой с 2004 года руководит Александр Жилкин.

Кстати, не смотря на ссоры и конкуренцию, Жилкин и Боженов, по сути, были игроками из одной команды. Так Жилкин не противился, когда жена тогдашнего мэра Астрахани Ольга Боженова стала первым заместителем председателя комитета по государственному строительству, законности, правопорядку и безопасности Астраханской областной думы .

Губернаторская «бизнес-семейка»?

Отметим, что супруга губернатора Жилкина владеет акциями коммерческого банка в количестве 40 590 штук, а название банка «почему-то» не раскрывается. Впрочем, не только жена главы Астраханской области замечена в бизнес-проектах!

Сразу после этого в области поползли разговоры о том, что губернатор собирается передать (или уже передал) в компанию своей дочки управление ключевыми астраханскими активами!

Кому была выгодна смерть экс-губернатора Гужвина?

Однако, откуда такая бизнес-хватка у родственников губернатора?! Впрочем, Александра Александровича, еще в бытность его первым секретарем Астраханского обкома ВЛКСМ, за глаза многие называли «дельцом».

А после того, как он в 1991 году стал первым заместителем главы администрации Астраханской области, то его лоббисткие возможности вообще стали безграничными. А когда в 2004 году при весьма странных обстоятельствах умер губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин, то Жилкин сам очень быстро стал главой региона.

Но чем же Жилкин так обязан Пашаеву, что, по слухам, буквально «сдал» ему Астрахань?

А ведь блоггеры пишут, что господин Пашаев выступал спонсором господина Жилкина на губернаторских выборах в 2004 году !!! Теперь, кажется, все стало ясно.

Друг «в законе»?

Так же немалый скандал вышел, когда на парламентских выборах 2011 года Жилкин сделал оперную певицу Марию Максакову-Игенбергсм второй в списке единороссов от Астраханской области, так что вскоре она стала депутатом Госдумы.

По данным местных правоохранительных органов, Владимир Анатольевич Тюрин был «коронован» «вором в законе» Вячеславом Иваньковым (Япончик) и возглавлял «братскую преступную группировку». Тюрик входит в клан, руководимый Захарием Калашовым (Шакро-молодой) и ныне покойным Асланом Усояном (Дед Хасан), который ранее конфликтовал с преступными сообществами из западной Грузии, а также с «измайловской», «подольской» группировками и группировкой «Уралмаш». В Испании располагают информацией, что Калашов и Усоян периодически проводили сходки своих союзников, одна из которых состоялась в октябре 2002 года в Женеве. На ней присутствовал и Владимир Тюрин.

Также в ходатайстве отмечается, что 20 и 21 марта 2003 года в отеле Montiboli, расположенном в испанском местечке Аликанте, проходили пышные празднования дня рождения Захария Калашова. В мероприятии приняли участие «воры в законе» Аслан Усоян, Владимир Тюрин (Тюрик), Виталий Изгилов (Зверь), Тариел Ониани (Таро), Мераб Гогия (Мераб), Джамал Хачидзе (Джамал - представлял интересы «солнцевской» группировки), Вахтанг Кардава, Мамука Микеладзе, Армен Арутюнов, а также несколько бизнесменов, в том числе Константин Манукян и Леон Ланн. По версии испанцев, на этих торжествах и было принято решение о том, что ОПС займется «отмыванием» денег на территории Испании. И после всего этого Жилкин доверяет стать депутатом Госдумы от Астраханской области жене «вора в законе». Не случайно в регионе появились слухи, что на продвижение Максаковой в федеральный парламент собирались деньги со всего «воровского общака».

Губернатор «проспал» поджоги?

Но и последним крупным скандалом в Астраханской области является подозрение Жилкина в том, что он специально «закрывал глаза» на поджоги домов и захваты земли, когда Боженов был мэром Астрахани.

Ведь, как писала «Новая Газета», возможно, что нынешний губернатор Волгоградской области (в бытность астраханским мэром) был причастен к поджогу жилых домов !

Ведь по утверждения оппонентов бывшего мэра Боженова, его родственники и знакомцы владели и до сих пор владеют в Астрахани немалой недвижимостью. Причем площади под постройки новых объектов часто появлялись после того, как на их месте случайно сгорали жилые дома. Есть ли взаимосвязь – никто точно не установил, но факт налицо.

Погорельцы говорят, что сначала с людьми договаривались - покупали им жилье, но, потом, видимо, посчитав затраты, принялись предлагать заведомо неприемлемые варианты: например, однокомнатную квартиру на пятерых или квартиру на самой окраине в аварийном доме. Люди спорили, выдвигали требования - и тогда их дома попросту сгорали.

Того, кто успевал выбраться из горящего жилья, – мэрия расселяла в трущобы, тех, кто не успевал, соответственно, – в морг. В основном гибли старики. Пожарно-технические экспертизы приходили к выводам о «поджоге с использованием легковоспламеняющейся жидкости», но уголовные дела разваливались за отсутствием доказательной базы. Даже когда пожары случались в одну ночь с 30-минутным перерывом, следствие не усматривало между ними связи.

Но ведь эта связь, скорее всего, была!

«Хозяина области» - под суд?

А, если с позволения Сергея Боженова в Астрахани действительно сжигали дома, то это же – настоящее преступление! Да за это судить надо!!!

Хотя, по сути, за это стоит привлечь к уголовной ответственности и губернатора Жилкина, которому жители неоднократно жаловались на весь этот «беспредел» с поджогами, а он никак не прореагировал.

Но теперь, поговаривают, что арестованный Столяров пойдет на сделку со следствием и «сдаст» силовикам Жилкина. И вот тогда Александру Александровичу светит не очередной губернаторский срок, а тюремные нары и баланда!!!

Рекомендуем почитать

Наверх