Занятие в старшей группе ярмарка. Конспект занятия (НОД) «Ярмарка

Романы 15.12.2023
Романы

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, здоровье, труд, физическая культура.

Оборудование: технические средства: музыкальный центр, аудиозапись музыкального сопровождения, детские музыкальные инструменты, красочные художественные книги, русские народные платки, корзина с яблоками, ленты, заколки, гребешки.

Предварительная работа: рассказ о древней культуре России, рассматривание различных предметов из старины, иллюстраций, заучивание стихов, исполнение русских народных песен, танцев, хороводов, драматизация сказок.

Цель:

  • формировать праздничную культуру; уточнить и активизировать словарь по теме «Русская ярмарка»;
  • развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, создавать праздничное настроение;
  • воспитывать уважение к старшим, любовь к Родине.

Группа: средняя и подготовительная.

Звучит колокольный звон.(выходят дети)

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

2 ребёнок. Россия мать — тебе хвала

В веках ты видела не мало

Когда б ты говорить могла

Ты многое бы рассказала.

(под музыку заходят дети: кто садится на стульчики, кто становиться к столам.)

Ведущий: Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд,

Но приданья старины

Все: Забывать мы не должны!

(под музыку вбегает скоморох)

Скоморох: Здравствуйте гости дорогие

Здравствуйте, гости

Милости просим!

Ярмарку открываем, веселье начинаем.

Песня «Ярмарка»

Ведущий: Вот мы и попали с вами на весеннею ярмарку!

Покупатель: А на ярмарке товары,

Продаются самовары,

Есть лопаты, вилы, санки.

И конфеты и баранки.

Покупатель: Покупают люди сушки

И красивые игрушки.

Продавец: Вот игрушки для души.

Ох, матрёшки хороши!

Ведущий: Эй, матрёшки выходные

Друг на друга поглядите

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь!

Танец «Матрёшек».

Продавец: Кому ленты, заколки, гребешок?

Есть у меня золотой петушок

Чудо птица, сидит на высокой спице,

Охраняет границы.

Добрым поможет, а вредным в темечко клюнуть может.

Покупатель: Петушка я покупаю,

Небылицу вам читаю.

(небылица «Мы с тобою шли).

1 ребёнок: Мы с тобою шли

2 ребёнок: Шли

1 ребёнок:Пирожок нашли

2 ребёнок: Нашли

1 ребёнок:Я тебе его отдал

2 ребёнок: Отдал

1. ребёнок:Ты его взял

2 ребёнок: Взял

1 ребёнок: А где пирожок?

2 ребёнок: Какой пирожок?

(повторяется 2 раза)

Скоморох: Ярмарка, ярмарка, огневая, яркая.

Плясовая, жаркая.

Глянешь на право — лавки с товаром

Глянешь налево — веселье даром.

Солнце красное встаёт

А не пригласить ли нам гостей?

Чтобы было веселей!

(Заходят дети средней группы)

1 ребёнок: Ярмарка в полном разгаре,

Слышится шум и гам

Много товаров разных, видим мы тут и там.

2 ребёнок: Ваша ярмарка – краса,

Голубые небеса, яркие сапожки,

Расписные ложки!

3 ребёнок: Деревянной ложкой есть

Просто наслаждение.

Славим прадеда Семёна

За изобретение.

4 ребёнок: Расписная, лёгкая,

Нет её нужней!

С ней и борщ отменный, и кисель вкусней.

(дарят нарисованную ложку)

Скоморох: А у нас на ярмарке

есть тоже ложки, музыкальные!

Продавец: Музыканты, налетайте.

Инструменты покупайте!

Покупайте для гостей,

Чтобы было веселей.

Дудки, хлопушки, бубны, погремушки

Налетайте, выбирай, выбирай – забирай.

5 ребёнок: Скажем мы спасибо славным ложкарям

Дарят настроение и здоровье нам.

Игра на инструментах.

6 ребёнок: (Средняя группа) А у вас сапожки есть?

Продавец: Да, у нас сапожки есть,

Что не можно глаз отвесть.

Подходите, выбирайте, и на ножки примеряйте.

Песня «Красные сапожки». (средняя группа)

Продавец: А у меня книжный базар – самый ходовой товар.

В руки книжицу берёшь

Всех на свете узнаёшь.

Покупатель:(средняя группа) А мы книжку на ярмарке покупаем, и живо все вместе её разыграем.

Драматизация сказки «Репка».

Вед: Гостей мы провожаем и их мы угощаем.

(дарят корзину с яблоками)

Скоморох: (загадывает загадки)

1)Мои хитрые загадки

Кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки

Обещаю к чаю дать!

2) Эту обувь не забыли,

Хоть давним – давно носили

Влезут дети на палате

У печи оставят – (лапти)

3) Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит вёдра – (коромысла)

4)Он, как круглая кастрюля

Он чугунный, не чистюля,

Где там в печке уголёк?

Кашу сварит – (чугунок)

5)Выпускает жаркий пар

Древний чайник – (самовар)

Ребёнок: Самовар — подарок главный

Он красивый – расписной

Ароматный чай отведать

Не откажется любой.

Песня «Самовар».

6)Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный – (платок)

Продавец: Подходите не зевайте,

И платки все разбирайте.

Девочки: (берут платки, говорят)

1 девочка: Я купила шаль с каймой,

Бархатистой, расписной.

За такую шаль – золота не жаль.

2 девочка: А у меня платок, на всю

Голову цветок.

3 девочка: А на моём платочке,

Мелкие цветочки.

4 девочка: А вот теплый полушалок –

Прекрасный подарок.

5 девочка: Весело попляшем,

Всем на ярмарке платки покажем.

Танец с платками.

Продавец: Держи ушки на макушке

Продаются здесь частушки.

Покупатель: Очень здорово хвалю

Я частушечки люблю.

Продавец: Торговались, торговались

Так положено у нас

Чтоб на нас полюбовались

Начинаем перепляс.

Танец «Мотаня».

Продавец: Подходите не стесняйтесь,

А у нас вот семечки,

Семечки калёны, семечки калёны

Раздают Алёны!

Всем, всем, всем, раздаём и всем сдачи даём!

Песня «Семечки».

Продавец: Кому пирожки?

Горячие пирожки?

Мальчик: С пылу с жару, гривенник за пару!

Спишите, торопитесь!

Девочка: Не бойтесь, не объедитесь!

Мальчик: Попробуйте — ну-ка! По пятаку штука!

Все они в печи сидели.

На вас глядели и в рот захотели.

Скоморох: А наших гостей дорогих пирогами,

Мы задаром угостим.

(обносит гостей).

Скоморох: Мы на ярмарке весёлой с вами побывали.

Тары – бары — растабары

Раскупили все товары!

Ведущий: Вот и завершился наш праздник

Подошла пора проститься с вами

Только светлой будет в сердце грусть

Пусть всегда гордиться мастерами

Все: Щедрая и песенная Русь!

1 ребёнок: Россия, Россия, просторы какие!

Земля, на которой ты с детства живёшь

И дом хлебосольный такой, как в России,

На свете нигде никогда не найдёшь.

2 ребёнок: Скажи, где на свете могу быть счастливой,

Где встречу ещё я такие края?

Земли нет на свете родней и красивеё.

Все: Тебе, моя Родина, кланяюсь я!

Песня «Росиночка – Россия».

Авторы: Кодинцева Любовь Ивановна, Бакаева Елена Васильевна, воспитатели; Масленкова Наталья Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка», г. Короча, Белгородской области, Россия.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка»

Цель:
1. Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах.
2. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.
3. Воспитывать интерес к фольклору.

Оборудование: предметы народно-прикладного искусства, народные костюмы, электронная презентация, оборудование для просмотра презентации.

Предварительная работа: подготовка презентации, разучивание русских народных пословиц и поговорок, разучивание стихов зазывалок, рассматривание картин русских художников,

Ход занятия

Слайд 1 (титульный)
Воспитатель: Вместе с Таней и Ваней мы много путешествовали, побывали в разных уголках нашей страны, познакомились с мастерами народных ремесел. У каких мастеров мы побывали?(ответы детей)
Что они изготавливают? (ответы детей)
А для чего мастера делали свои изделия? (ответы детей)
Правильно, чтобы порадовать своих родных и заработать денег.
А где они продавали свой товар? (ответы детей)
Правильно! На ярмарке! На ярмарку народ созывали – ярмарочные зазывалы. Посмотрите, кто это? (обращает внимание детей на экран)
Слайд 2(звуковой)

К нам сюда скорее просим! Подходи честной народ! Веселиться начинаем! Всех нас ярмарка зовет! Подходите, граждане! Угодим каждому! Подходи, приценяйся! Покупай! Не стесняйся!

Слайы 3 и 4(картина «Свенская ярмарка», «Ярмарка»)



Воспитатель: Ярмарка – это большой базар. Проходили ярмарки несколько раз в год – по большим церковным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха и Троица). Зимой ярмарка начиналась, как только открывался санный путь. Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
Торговали всем и помногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Торговали и обувью, и одеждой, и посудой и домашней утварью.
Слайд 5 (скоморохи)


Воспитатель: На ярмарке всегда многолюдно. Здесь и торговцы, и покупатели, и балаганщики и зеваки.
Как выдумаете кто такие балаганщики? (ответы детей)
Балаганщики – артисты кукольного театра, скоморохи, которые показывали на ярмарках представления в маленьких шатрах – балаганах.
Кто такие зеваки? (ответы детей)
Зеваки – зрители ярмарочных представлений.
На ярмарку приходили не только продавать и покупать, но еще и веселиться.
Тогда про таких людей говорили: «Людей посмотреть, да себя показать!»
Слайд 6(звуковой- физминутка)
Приглашаем детвору на веселую игру!
А кого не примем, за уши поднимем!
Уши будут красные, до чего прекрасные!
Проводится русская народная игра «Леший»
Слайд 7(Петрушка)
Лучше куклы не было и нету,

Знаком во всех уголках планеты,
Одним - развлеченье,
Другим - поученье!
Самая веселая в мире игрушка...
Неунывающий русский Петрушка! (из-за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка)
Петрушка А вот и я! Здорово, ребята! Чего вы ржете, как жеребята?
Воспитатель Хватит балагурить, пора публику приглашать!
Петрушка Пора бублики жевать? Это я завсегда готов!
Воспитатель Кричи: «Начинаем балаган!»
Петрушка Нападает хулиган?!!
Воспитатель Не путай ты слова и не пугай зрителей понапрасну. Они, веселиться сюда пришли, к тебе в гости! Кричи: «У нас будет представление!»
Петрушка Вас ждет большое удивление, такого насмотритесь, чего сроду не видывали!
Воспитатель Петрушка, не морочь ребят! Кричи: «У нас сегодня веселая комедия!»
Петрушка У нас осел кидается пельменями, разбегайся народ, а то и вам попадет!
Воспитатель Петрушка! Ребята к тебе в гости пришли, а ты их так принимаешь! Нехорошо! Нехорошо!
Петрушка Да вы на меня сильно не обижайтесь! Просто я веселый!
На ярмарку проходите! Товар у нас важный, похвалит купец каждый.
Пожалуйте к нам сюда! С добрых молодцов пятак берем, а красным девицам даром отдаем.
(Воспитатель быстро надевает на детей, изображающих лоточников необходимые детали русской народной одежды. Дети проходят к импровизированным торговым рядам)
1 лоток (матрешки, накрытые покрывалом)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой сувенир увозят с собой туристы, посещающие нашу страну.
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица для меньшей темница.
Красные щечки, цветастые платочки.
Хлопают в ладошки веселые…(матрешки)

Воспитатель открывает лоток

2 лоток (изделия хохломских мастеров)
Лоточник

А вот посуда расписная- была у царя такая!
Да вся побилась!
А наша не бьется, из неё ничего не прольется!
Щи из неё вкусней, да и каша добрей!
Воспитатель: Ребята, откуда эта посуда? (ответы детей)
Когда стоит студеная зима, свистит и стонет зимний ветер.
То солнечная Хохлома напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма, не сумрак в вазах и солонках
Плывет по лету хохлома, расписанная очень ловко.
Дети с воспитателем рассматривают хохломские изделия
3 лоток (музыкальные инструмент, накрытые покрывалом)
Воспитатель: А чем вы торгуете?
Лоточник
А вы загадки разгадайте, тогда узнаете!
В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, веселая, трехрядная.
Заиграет - только тронь, наша русская….(гармонь)

Ох, звенит, она звенит, всех в округе веселит.
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-ка это наша … (балалайка)

4 лоток (одежда)
Лоточник
Платки и платочки для мамы и дочки!
Подходи! Налетай! Не скупись, покупай!

5 лоток (посуда: ложки, плошка)
Лоточник
Ложки, плошки! Сковороды, лукошки!
Топор, гребешок! Припасай денег мешок!
Слайд 8(лоточники)
Воспитатель: продавцов на рынке называли лоточники, или торговые зазывалы.


Слайд 9(картина «Масленица»)
Воспитатель: самая веселая ярмарка была на масленицу. Длилась она целую неделю.
Слайд 10 и 11(картинаы «Взятие снежного городка», «Масленица. Проводы»)

Образовательная деятельность в старшей группе

«Путешествие на ярмарку ремесел»

Воспитатель:Мележик Я.Г

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».

Цель:

Формировать представление о своей стране, малой родине и ее людях; продолжать знакомить с историей и культурой русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.

Познакомить детей с некоторыми видами ремесел.

Обобщить представление о народных промыслах.

Развивающие:

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Развивать общие речевые навыки, монологическую речь, совершенствование грамматического строя речи, активизировать словарь детей новыми словами по теме.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать развитие сплоченности, чувства коллективизма, умение сопереживать.

Оборудование : макет русской печки, деревянные ложки, шкатулки, краски, кисточки, цветные камешки для украшения шкатулок, технические средства.

Методическая литература:

Программа «Наш дом Южный Урал», Мальков В. «Изделия каслинских мастеров», Шабалина Н.М. «Народное искусство Южного Урала».

Предварительная работа :

    Проведение познавательных занятий в мини-музее краеведения.

    Рассматривание иллюстраций в альбомах «Уральские промыслы», «Каслинское литье», «Волшебный малахит», «Народные узоры», Старинная русская роспись по дереву», «Уральские сказы».

    Разучивание логоритмических упражнений.

    Работа с детьми в уголке «Мое настроение» (дидактические игры на эмоции)

    Разучивание с музыкальным руководителем русского народного хоровода и обучение русским танцевальным движениям на музыкальных занятиях.

    Чтение художественных произведений: П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», Л.Н.Коротовских «Уральские промыслы» и др.

Ход НОД

Вос-ль: Ребята, сегодня, как всегда в апреле, мы зовем к нам гостей.

Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Давайте поприветствуем друг друга: (ладошка об ладошку, локоть об локоть, коленка об коленку, повернуться боком, бедро об бедро).

Дети выполняют

Вос-ль: получилось очень даже весело. Ну а теперь мы поздороваемся со всем, что нас окружает

Дети: Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький цветок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!

Вос-ль: Ну, а теперь мы должны поздороваться с нашими гостями. Можно конечно просто сказать здравствуйте и даже ни на кого не посмотреть. А можно поздороваться изобразив на лице настроение. (маска злости). Ребята, покажите на своих лицах это настроение и соответствующим голосом поздаровайтесь.

Вос-ль: так можно здороваться с гостями? (нет)

А теперь покажите на лицах настроение этой маски (маска удивления) и поздоровайтесь соответствующим голосом, удивленно.

Так можно здороваться? (нет)

Проводится работа с каждой маской.

Скажите, а как нужно здороваться с гостями?

Дети : С добрыми веселыми лицами, потому что мы рады гостям. (дети здороваются)

Вос-ль: Хорошо получилось. Мы рады гостям, гостям приятно. А вот одна наша гостья почему- то не улыбается. Ребята, скажите какое чувство на лице у этой гостьи?

Дети: Эта гостья грустит и чем-то озабочена.

Вос-ль: Милая девушка, что же вас так заботит?

Хоз-ка: Прибыла я из далекого прошлого , я хозяйка небольшого магазина. Скоро у нас ярмарка, изделий много, но они не раскрашены. Их нужно раскрасить по разным промыслам и приготовить для ярмарки. Мне хотелось бы у вас попросить помощи. Поможете мне?

Дети: Конечно поможем. А на чем мы отправимся так далеко?

Вос-ль: А у нас есть волшебная коробочка и там еще остались наши волшебные шары.

Надуваем, завязываем, показываем, каким размером мы их надули.

Ну а теперь присели, оттолкнулись и полетели.(Дети вытягивают голову вверх, встают на носочки).

Мы летим над полями, лесами.

Хоз-ка: Нужно опускаться, мы прилетели на место.

Дети опускают шарики, приседают и поднимаются.

Хоз-ка: Давайте осмотримся, куда же мы попали. Ох, это же лес страхов. А чтобы нам не было страшно, мы расскажем стишок.

Баба сеяла горох- прыг-скок,

Обвалился потолок – прыг-скок.

Баба шла, шла, шла - пирожок нашла

Села, поела и дольше пошла.

Хоз-ка: А лес становится все сумрачнее и страшнее.

    Страхи нас пугают

Корчат злые рожи

Станем на секундочку

Мы на них похожи! (злость)

    Покажите мне все как можно испугаться (испуг)

    Как-будто мы заплачем и станем обижаться (обидо)

    Теперь мы за руки возьмемся и весело дружно улыбнемся(радость).

Вос-ль: А чтобы страхи теперь от нас отстали, давайте их напугаем.

Это ты в ветвях повис (потряхивать кистями рук)

Тс- с- с (приложить пальчик к губам)

Эй, хвостатый, хитроватый (хлопать в ладоши и топать ногами)

Это ты в траве шуршишь? (сжимать и разжимать пальцами рук)

Ш- ш- ш (приложить палец к губам)

Эй, хвостатый, хитроватый (топать и махать кулачками)

Не боюсь твоих шу-шу (грозить пальчиком)

У-ку-шу! (сделать зубы из кистей, соединять и размыкать пальчиками)

Хоз-ка: Ура, мы выбрались из злого леса. Вы слышите колокола звенят, этот звон созывает мастеровой люд на ярмарку.

1 Петрушка: Расступись, честной народ.

Сюда ярмарка идет

Погулять немножко

2 Петрушка: Ярмарка открывается

Публика собирается

Пожалуйста, все сюда, почтенные господа.

Хоз-ка: Проходите, люди добрые, гости званные, садитесь, располагайтесь,

Друг дружке улыбайтесь. Ярмарка у ворот, а дел невпроворот.

1 Петрушка: Нечего спорить тут

За работу добрый люд

Никто в стороне не останется,

Каждому дело достанется.

(дети садятся и берутся за работу)

2 Петрушка : Оживает все вокруг

От тепла искусных рук!

Полной чашей будет дом

Коль работать с огоньком!

(хозяйка помогает детям в выполнении работы)

Вос-ль: Маша, расскажи пожалуйста каким промыслом занимаются Таня и Витя.

Маша: Таня и Витя работают с уральскими самоцветами.

Урал- по башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с большими, глубокими карманами набитыми богатствами. И однажды он потерял свой пояс. Он упал и протянулся через всю землю. Так образовался Уральский Хребет «Каменный пояс».

Урал славится природными богатствами. Поэтому стали появляться люди, которые научились обрабатывать камни, отбеливать чугунные предметы. Такие люди назывались мастерами. Они первыми увидели красоту самоцветов Урала. Их называли горщиками.

Алина: Уральские камнерезчики заставили камни заговорить. Наши ребята изготавливают малахитовые шкатулки. Малахит всегда зеленого цвета. Но зелень его разная. От светло-нежного почти белого, до густого почти черного. Другая особенность малахита – узор на камне. Малахит не спутаешь ни с каким другим камнем. Он похож сам на себя и цвет у него малахитовый.

Вос-ль: Костя, скажи пожалуйста, а каким ремеслом у нас занимается Оля с Колей.

Костя : Оля и Коля у нас мастера Каслинского литья. Когда-то давно среди уральских лесов был небольшой поселок Касли. А теперь этот поселок стал большим городом, где живут мастера каслинского литья. И литье называют по названию города- каслинским. Сначала на заводе выпускали только чугун, а потом мастера стали осваивать художественное литье.

Каслинские художники с большим мастерством владеют сложными приемами обработки металла.

Артем: После того, как чугунное изделие отольют, отчеканят, нужно правильно окрасить предмет. Чтобы получился черный цвет изделие покрывают слоем лака, а потом сушат при высокой температуре. Каслинское литье любят не только на Урале, но и во всем мире

Вос-ль: Мы умеем не только хорошо работать, но и отдыхать.

1 и 2 Петрушки : Музыканты выходите

Инструменты выносите

И сыграйте веселей

Для народа, для гостей!

Танец девочек «Во поле березка стояла» (мальчики играют на ложках)

Хоз-ка: Как хорошо играли ложкари. А какие у вас красивые ложки.

Лера: Да, ложки расписаны каслинской росписью. Любимым деревом каслинских художников – мастеров стала береза и именно из нее они творят свои красивые изделия.

Вика: Каслинские ложки особые на хохлому похожие. Но есть у них лицо свое. На черном фоне листочки и белые цветочки.

Хоз-ка: Все готово тут у вас?

Дети: В самый раз. Все товары на виду.

Петрушки вместе: Коль готово так и быть

Время ярмарку открыть!

Раздается колокольный звон!

Хоз-ка: Ну что же, ребята, пора нам прощаться. Выручили вы меня. Большое вам спасибо и до свидания. (уходит с Петрушками)

Вос-ль: Ну а мы с вами волшебными словами вернемся домой.

Мы три раза повернемся,

Топнем ножкой, улыбнемся.

Глазки открываются,

Дети возвращаются!

Ну вот мы и дома в своем детском саду.

Прощание с гостями.

(Подготовительная к школе группа)

Цель:

Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании;

Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использования характерных для них элементов узора и цветовую гамму.

Задачи:

1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

Оборудование: магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью, Павлово-Посадские платки, русские матрёшки; заготовки (блюда, миски, доски, вазы); кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, карточки с элементами росписи, трафареты цветов, ягод, листиков, штампики.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи, с русской матрёшкой, Павлово-Посадскими платками. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.

Ход занятия

Зал украшен предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатель (гостям). – Добрый день, гости знатные и желанные;

Люди добрые и молодые,

Замужние и холостые!

Милости просим к нам на веселье,

Сегодня принимаем гостей со всем волостей!

В. (к детям). – Заходите, заходите,

(дети входят в зал)

Открывайте ворота,

К нам на ярмарку спешите,

Пропустить ее нельзя!

Что угодно здесь найдете:

И посуду, и игрушки,

И платочки все в цветах!

Много нового поймете

О народных мастерах!

(Звучит мелодия «Ярмарка».)

Дети с воспитателем под музыку идут к прилавкам с товарами.

В. – Ребята, сегодня мы с вами попали на ярмарку, где собраны изделия и предметы разных мастеров и умельцев.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят?

Дети: Золотые, трудовые, умелые.

Ребята, посмотрите, какой изумительной красоты товар выложен на прилавках! Давайте подойдем поближе и получше рассмотрим эту красоту. (Дети подходят к 1-му прилавку.)

В. – Подходите, подходите,

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

Не кольца, не брошки,

А веселые……………

Д. – Матрешки!

В. – Здравствуй, милая матрешка,

Символ русской красоты!

Статна, хороша одёжкой,

Всем нам симпатична ты!

И в Загорске, и в Майдане,

У умельцев-мастеров

Появилась ты, матрешка,

Что достойна лучших слов!

В. – Ребята, скажите, а за что в нашей стране и за границей так полюбили матрешку?

Д. – Это игрушка. Если ее открыть, то внутри окажется такая же матрешка, только поменьше.

В. – Правильно (воспитатель раскрывает поочередно матрешку и дает рассмотреть детям).

А из какого материала изготавливают матрешку?

Д. – Из липы и березы.

В. – В какой наряд одевают мастера матрешек?

Д. – Сарафан, блузка, платок, передник.

В. – Ну что ж. Этот товар мы рассмотрела, а сейчас я предлагаю пройти по ярмарке и полюбоваться изделиями других мастеров. (дети с воспитателем идут ко 2-му прилавку).

В. – Подходите, посмотрите!

Здесь платки разные:

И зеленые, и красные.

С набивными цветами,

С бахромой и каймами!

В. – Ребята, а вы знаете, откуда мастера привезли на ярмарку такие красивые платки?

Д. – Из Павлова-Посада!

В. – правильно. Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.

Скажите, а какие узоры встречаются на платках?

Д. – Алые розы с бутонами, гроздья рябины, цветы, восточные орнаменты.

В. – изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками, в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.

Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед мальчиками. (Девочки идут по кругу, демонстрируя платки.)

В. – Молодцы, девочки, вы показали нам всю красочность Павлово-Посадских платков!

А теперь пора посмотреть другие товары на нашей ярмарке. (Дети вместе с воспитателем подходят к 3-му прилавку.)

В. – Подходите, не спешите,

Это чудо посмотрите!

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют …………………

Д. – Хохломой!

В. – Ребята, посмотрите, какая красивая посуда! Блестит, как золотая, будто солнцем залитая!

Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?

Д. – Хохломская!

В. – А из чего изготавливалась посуда для росписи?

Д. – Из дерева.

В. – Скажите, какие цвета для росписи используют мастера?

Д. – Красный, зеленый, черный, желтый.

В. – А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их назвать. Согласны?

Д. – Да!

(Проводится дидактическая игра «Угадай-ка». По окончании игры звучит сказ. мелодия; воспитатель достает из-за ширмы Жар-птицу).

В. – Ребята, посмотрите, к нам прилетела волшебная Жар-птица! Она может исполнить одно доброе желание. Давайте пожелаем превратиться в мастеров хохломской росписи.

(Ответы детей.)

Вместе с Жар-птицей мы скажем волшебные слова, сделаем волшебные движения и тогда превратимся в чудо-умельцев! (Дети выполняют движения вместе с воспитателем.)

Птица хохломская крыльями махала,

Крыльями махала, злато рассыпала.

(махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала,

(наклоны головы)

Да с землицы русской травы собирала.

(наклоны в пол – собираем)

Травы собирала, чаши украшала.

(наклоны, руки вверх, вниз)

Мастерство с любовью нам передавала.

(руки к сердцу, руки вперед)

В. – Вы почувствовали в себе перемену? Знание о хохломе у вас есть, а Жар-птица подарила вам умение и мастерство. И вы можете попробовать расписать заготовки хохломской росписью. Готовы?

(Ответы детей.)

Тогда пройдем в нашу мастерскую.

(Дети переходят в рабочую зону.)

В. – Занимайте рабочие места и приступайте к работе. Прежде, чем украшать посуду, скажите, с чего начнете роспись?

Д. – Сначала завиток, потому что на нем рисуют все остальные элементы: ягодки, цветочки, листочки.

В. – Что будете использовать для изображения ягод, листочков?

Д. – Трафареты, губку, тычки.

В. – Как нужно рисовать травку и завитки?

Д. – Концом кисти.

(Во время работы звучит мелодия.)

В. – Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а узоры пишите, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

А народ говорил: «Всякое уменье трудом дается».

С давних пор на Руси изображения цветущих кустов и плодов считались пожеланием добра, благополучия и счастья.

(Дети заканчивают свои работы.)

В. – Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!

Богата и привольна Родина моя,

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль,

И павловский посад,

Загорская матрешка

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят!

В. – Ребята, ярмарка закрывается. Скажем нашим гостям «До свидания!»

(Дети под музыку выходят из группы.)

Ольга Яблонская

Цель : приобщение детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.

Задачи : развивать интерес к народному искусству, фольклору через народные игры, потешки, прибаутки; - продолжать знакомить детей с историей России, учить различать народные промыслы : дымковские, городецкие изделия, их характерные особенности (цветовые решения, специфику создания декоративных цветов; - развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета; - воспитывать коммуникативные способности, вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создавать доброжелательный настрой, развивать навыки совместной деятельности; - воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру .

Предварительная работа : беседы о русском народном искусстве, рассматривание иллюстраций с народными ярмарками , разучивание русских народных игр, потешек, песен, знакомство с дымковской и городецкой росписью.

Материалы и оборудование : на большом экране картинка ярмарки ; столы-прилавки с ярмарочным товаром : предметами народного быта и народно-прикладного искусства – керамические, дымковские, городецкие изделия, матрешки; лоток с разрезными картинками народных изделий (6шт., картинки такие же не разрезные; материалы для рисования – рисунки дымковских игрушек для дорисовывания, краски, вода, кисти; фланелеграф, цветы и листья для фланелеграфа; карусель.

1. Вводная часть. Психоэмоциональный настрой. Воспитатель входит в зал, дети в русских народных костюмах, некоторые девочки с корзинками, останавливаются у входа в зал. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель входит на середину зала. – Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается ! (входят дети под музыку) – Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки . А вы знаете, что такое ярмарка ? (ответы детей : это шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные

товары, сладости, хорошо повеселиться )

2. Игровая мотивация. – А вы хотите сегодня посетить одну из таких ярмарок ? (на экране видеоролик про ярмарку ) Ярмарка для русского человека – это большой праздник. Её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником. Нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. – А почему мы сегодня тоже нарядно одеты? (собираемся побывать на ярмарке ) – Но ярмарка – это не только праздник, это еще и большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар : и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только не продавали на ярмарке ! У нас в городе тоже устраивают ярмарки сельскохозяйственной продукции : мед, мясо, овощи. Она проводится в день города. На ней также привозят свои изделия народные мастера.

3. Основная часть. Организационный момент. – Сегодня мы с вами будем и продавцами и покупателями. А что нужно, чтобы быть продавцом? (иметь товар, стол-прилавок, уметь продавать) . А чтобы товар лучше продавался, его нужно расхвалить, зазывая покупателей. Кто у нас мастер товары расхваливать, кто умеет завлечь покупателей? Пойдемте, погуляем по ярмарке , на людей посмотрим, себя покажем. 1 ребенок : Ярмарка , ярмарка ! У нас сегодня ярмарка ! 2 ребенок : Собирайтесь, наряжайтесь! На ярмарку отправляйтесь !

4. Игра «Ворота» . Два ребенка делают ворота из рук, остальные парами проходят друг за другом в ворота и говорят : Как у наших, у ворот, стоит ряженый народ. И ребята удалые в те ворота расписные Змейкой быстрою бегут, смех, забавы вам несут.

5. Знакомство с коробейником. – Посмотри, честной народ, коробейник к нам идет. На лотке товары есть, что не можно глаз отвесть! Посмотрите, оцените, как назвать их нам скажите. Ребенок в роли коробейника : – Везем на базар расписной товар. Покупайте дружно, что кому нужно! – Ребята, а кто такой коробейник? (ответы детей : это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него на лотке) – Посмотрите, чего здесь только нет! Но кто-то разбил все изделия! Давайте поможем их собрать!

6. Игра «Собери предмет» . (фон музыки) Воспитатель подает с лотка детям разрезные картинки. Дети попарно собирают картинки предметов народных промыслов. – Какие вы молодцы, ребята, из осколков собрали изделия. Расскажите о них. (дети называют то изделие, которое они собрали) – Молодцы! Помогли коробейнику. Желает кто-нибудь что-то купить у коробейника (одна девочка берет изделие, кладет себе в корзинку) А теперь прогуляемся по ярмарке .

7. Встреча с матрешками. – Но вначале отгадайте загадку : Эти яркие сестрички Дружно спрятали косички. И живут семьей одной. Только старшую открой В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая, Доберешься ты до крошки. Эти девицы (матрешки) – Посмотрите, да вот матрешки! (подходят к столу с матрешками) Ребенок-продавец : Дуйте в дудки, бейте в ложки В гости к вам пришли матрешки Ложки деревянные, Матрешечки румяные. (три девочки встают в ряд, поют частушки под музыкальное сопровождение) 1 девочка : Матрешки друг в дружке Не поют частушки, А поставишь их в ряд – Запоют все в лад. 2 девочка : Весь народ глядит в окошки Танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод, А девятая поет. 3 девочка : Очень любим мы матрешки Разноцветные одежки. Сами ткем их и прядем, Сами в гости к вам придем. (кланяются) – Ай, да матрешки, молодцы! Купит кто-нибудь себе матрешку? (одна девочка берет матрешку, кладет в корзинку) . Пойдемте, матрешки, с нами по ярмарке . (подходят к карусели) – А это что за красота такая? (воспитатель берет карусель) Хотите поиграть?

8. Игра «Карусель» . (2 раза) Дети берут в руки по ленте и начинают движение, проговаривая слова. – Тихо-тихо, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! (воспитатель кладет карусель)

9. Беседа о глиняных изделиях. – Идем дальше по ярмарке (подходят к столу с глиняными изделиями) . – Что мы здесь видим? (дети называют изделия) – Из чего сделаны все эти изделия? (из глины) (на экране : картинки поэтапного изготовления глиняных изделий) – Назовите, в каком порядке изготавливают глиняные изделия. (глина-песок-вода, делается изделие на гончарном круге, высыхает на полках, обжигается в специальных печах, готовые изделия, разрисовывают их, готовое расписное изделие) – А как после обжига будут называться эти изделия? (керамика) – Посмотрите, что за игрушки здесь стоят? (это дымковские игрушки, сделаны в селе Дымково) – Там любили песни, пляски. И в селе рождались сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. – Кто расскажет, как расписывают эти игрушки? (это точки, кружочки, кольца, линии прямые и волнистые) – А что обозначают цвета , которые используют дымковские мастера? (голубой – реки, зеленый – траву, желтый – солнце, красный – цветы, черный – земля). Воспитатель показывает поднос с глиняными игрушками. – Посмотрите, а здесь есть дымковские игрушка? Возьмите и поставьте на стол-прилавок. (дети выбирают дымковские) . – Давайте и мы с вами сейчас будем в роли дымковских мастеров и раскрасим разные рисунки дымковских изделий. (дети подходят к столам, где лежат бумажные заготовки дымковских изделий, садятся)

10. Художественное творчество. Дети дорисовывают заготовки дымковских изделий, звучит тихая музыка. – Молодцы! Красивые получились изделия. Назовите их. (дети называют каждый свое изделие) . А купить на ярмарке что-нибудь хотите ? (одна девочка берет со стола дымковскую игрушку и кладет в свою корзинку)

11. Физминутка. Сегодня Дымку рисовали и немного мы устали. (дети выходят из-за столов и встают в круг) Руки в кулачки сожмем (сжимают, разжимают руки в кулачки) Кружочки рисовать начнем (руками, сжатыми в кулачки крутят кружочки) Кисти наши разожмем (разжимают сжатые в кулачок кисти рук) Краску лишнюю стряхнем (потряхивают кистями рук) Плечи шире разведем (выполняют движения плечами) Спинки крепкие прогнем (выпрямляют спины) Ладошки солнышку покажем (вытягивают вперед руки) Весело ему помашем (движения руками влево, вправо) .

12. Рассказ о Городце. – Продолжим ярмарку рассматривать ? (подходят к столу с городецкими изделиями) Ребенок-продавец : Есть у нас в стране местечко Где расписывают дощечки! Вот на них растут цветы Небывалой красоты. Гирлянды птицы собирают, Кони гривами играют! Вы по Волге вниз спуститесь, На другой берег поднимитесь, Вас встретит, как родной отец, Славный город Городец!

– Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются! – Что украшают городецкие мастера своей росписью? (солонки, разделочные доски, хлебницы, шкатулки, сундуки, прялки, игрушки) – Чем украшают свои изделия, какими узорами? (Цветами, бутонами; волшебными птицами, конями, сценками из жизни людей.) – Почему городецкая роспись такая праздничная? (в росписи используются разные цвета) – Городецкая роспись вся символична : конь – символ богатства, птица – символ семейного счастья, гирлянда из цветов – символ здоровья. Цветы необыкновенные, сказочные. Главный элемент городецкой росписи – круг. С круга начинают рисовать цветы, весь рисунок на разных изделиях расположен как бы в круге. Городецкие цветы мы с вами тоже рисовали, а давайте попробуем создать из городецких цветов гирлянду.

13. Выкладывание на фланелеграфе. Дети из готовых цветов и листиков выкладывают на фланелеграфе городецкую цветочную гирлянду (фон музыки) . – Что выкладываете? Чего еще не хватает? Что теперь будете выкладывать?

14. Заключительная часть. Рефлексия. – Вот и закончилось наше необычное путешествие. А где же мы сегодня побывали? Что видели? Что делали? (ответы детей) – Мы сегодня чудеса видали, мы на ярмарке весёлой побывали ! К прилавкам своим подойдите, на товары поглядите! Все вместе : Тары-бары-растабары, раскупили все товары! – А теперь честной народ, Вместе встанем в хоровод! (хоровод с каруселью на русскую мелодию) – Посмотрите, у меня на подносе есть разные цветы (берет поднос с цветами) . Здесь есть яркие цветы, красочные, и белые, не раскрашенные. Кому понравилось наше путешествие на ярмарку возьмите себе яркий цветок, а кому было скучно и неинтересно возьмите не раскрашенный (дети выбирают) – Уходя с ярмарки , я хочу купить вот эту шкатулку (беру шкатулку с одного стола, открываю) – Да она не простая, а с подарками! Настоящими ярмарочными петушками ! Угощайтесь! (включается музыка, дети берут петушки, уходят из зала) .






Рекомендуем почитать

Наверх