Война за независимость США: краткая история. Война за независимость североамериканских колоний и образование сша Американская война за независимость 1775 1783

Здоровье 09.02.2024
Здоровье

Война за независимость США началась 19 апреля 1775 года с перестрелок в Лексингтоне и Конкорде, штат Массачусетс, а закончилась 28 июня 1783 года, когда английская армия прекратила атаки на французов, которые помогали повстанцам на юге Индии. Если не брать в расчет Вьетнам, то это была, несомненно, самая длинная война в истории Соединенных Штатов. В ней приняли участие ведущие мировые державы, кто-то в качестве воюющих сторон, кто-то в роли наблюдателя. Так или иначе война затронула все части бывшей Британской Америки, включая не только тринадцать колоний восточного побережья, но и Канаду, Вест-Индию и Атлантику. Она положила конец одной империи и дала начало другой.

Экономика

Экономическая обстановка на континенте в это время находилась в плачевном состоянии. В 1765 году Английский Парламент одобрил Акт о гербовом сборе. Это означало, что с каждой сделки граждане обязаны были уплатить налог. Тогда же в Массачусетсе появилась организация «Сыны Свободы», члены которой выступали за прекращение английского произвола. Организация очень быстро обросла сподвижниками. Недовольство населения было таким ярым и оказало такое давление на правительство, что Акт отменили спустя год после его принятия.

Тогда же был издан указ, согласно которому 10 тысяч солдат и офицеров английской армии были расквартированы на территории Америки. Проживающие там американцы должны были обеспечить военных всем необходимым - от жилья и еды до мебели. В 1765 году все торговые дела оказались под ведомством англичан, а ранее занимавшиеся ими губернаторы колоний лишились своих полномочий.

После крайне изнурительной Англия, помимо расширения колоний, обросла долгами. Для стабилизации финансовой ситуации английское правительство самовольно увеличило налоги для американского населения, не дожидаясь переговоров с местными губернаторами.

Ограничение свободы

Власть англичан в Америке была практически неограниченной - обыск жилищ, досмотр личных документов, строжайшая цензура стали обычной практикой в управленческой среде. Население отчаянно пыталось сопротивляться, угрожая в противном случае неуплатой налогов, но тщетно.

Промышленность

Целью Англии была эксплуатация континента без его развития. Богатая ресурсами страна могла стать серьезным конкурентом маленькому и дождливому Альбиону, поэтому английские власти полностью захватили контроль над ресурсами, вынуждая плантаторов продавать товары по ничтожно низким ценам, а приобретать по непомерно высоким. Также запрещалось организовывать производство по обработке металлов и вступать в коммерческие отношения с любыми странами, кроме самой Англии.

Первые кровопролития

Март 1770 запомнился печальными событиями - английские солдаты без предупреждения начали обстрел бастующих и ранили и убили десятки человек. Ценой этих жизней американцы убедили правительство в необходимости отмены всех нововведенных пошлин. Остался лишь налог на чай, сохранившийся как подтверждение монополии. В 1772 году «Сыны свободы» создали Комитеты Корреспонденции, которые были призваны следить за тем, чтобы в стране не прекращался бойкот английских товаров, координировали бы работу повстанцев и осуществляли связь между членами организации.


Бостонское чаепитие

Власти считали, что с отменой большинства пошлин продажи возрастут, а недовольства населения поутихнут, но было уже поздно, механизм революции был запущен. В декабре 1773 года в порт Бостона вошли три корабля, груженные чаем - Англия обладала правом торговать им на территории Америки без пошлин. Члены «Сынов свободы» пробрались на корабли и скинули с судов в море чая на сумму в целое состояние. Вскоре после этого английское правительство все-таки решило принять все законы, против которых так бастовали американцы, а также заручилось поддержкой Канады, территории которой значительно увеличило за счет отписанных в ее пользу земель, на которые в целях увеличения площади посева претендовали другие колонисты. Революцией в Америке (как и подавляющим большинством революций) руководил рабочий класс - ремесленники, составляющие львиную долю населения.

Ход войны

11 июля 1776 года ряд провинций, в Конгрессе которых преобладали консерваторы, подписали Декларацию независимости, лишив тем самым своих депутатов принимать какие бы то ни было решения от имени провинций. Рабочие ликовали.

В 1776 году англичане уходят из Бостона, закрепив за собой Нью-Йорк, который они будут удерживать до самого окончания войны.

В 1777 армия патриотов предпринимает попытку дойти до Канады, но безуспешно. Сражаясь под Саратогой, патриоты все же смогли одержать победу, которая отвернула удачу от англичан - в войну на сторону американцев вступает Франция.

15 ноября 1777 были приняты Статьи Конфедерации - «зародыш» американской Конституции. Статьи вступили в юридическую силу во всех штатах 1 марта 1781 года. Тогда же Континентальный Конгресс расформировали, создав Конгресс Конфедерации, главой которого стал Сэмюэль Адамс.

К концу войны англичане попытались вернуть утраченную инициативу, перенеся основные военные действия в южные земли, однако сторонников их методов и политики становилось все меньше.

В 1781 году в осаде Йорктауна Вторая английская армия капитулировала под натиском американо-французских войск. Фактически, поражение в этой битве стало поражением во всей войне.

Парижский мирный договор

Переговоры о мире начали весной 1782 года. Обнаружилось, что Франция сражалась исключительно за идею американцев быть независимыми, тогда как сами они имели виды на территории близ Аппалачей. Втайне от французов, они начали вести с англичанами переговоры о мире.

Уильям Пети, занимавший должность премьер-министра Британии, пошел на уступки, отдав американцам всю землю до реки Миссисипи и возможность торговать на территории Англии. Английским торговцам, в свою очередь, разрешили вернуть оставленное в США имущество.

3 сентября 1783 года был подписан Парижский мирный договор - официальное признание Америки независимым государством, а также положения, уточняющие границу между США и Канадой.

Подробное решение Параграфы § 24 по истории для учащихся 7 класса, авторов А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 7 класс можно найти

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. В чём заключается вклад Джона Локка в развитие науки о человеке и обществе в XVII в.? Назовите основные положения учения просветителей XVIII в.

Джон Локк унес значительный вклад в развитие науки о человеке и обществе. Он провозгласил идеи естественного равенства людей и принцип народного верховенства.

Основные положения учения просветителей XVIII в.

Учение о естественных, прирождённых правах человека: на жизнь, свободу и собственность.

Идея победы разума. Мнение, что и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.

Исторический оптимизм. В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества

Вопросы в параграфе

Вопрос. Предположите, какой разговор могут вести между собой главные персонажи. О чём могут рассказать им солдаты?

Главные персонажи – Вашингтон и Лафайет – могут вести разговор о проблемах в армии и способах их решения. Например, таких, как нехватка оружия, теплой одежды, продовольствия. Вашингтон также может говорить о необходимости любыми мерами поддерживать порядок в рядах войск. Солдаты могут им рассказать, что у них один мушкет на троих, что зимовать приходится в открытом поле, а не у каждого есть нормальная теплая одежда. Но, несмотря на все тяготы, солдаты готовы воевать, потому что бьются за свою свободу.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Назовите годы Войны за независимость. Какие события стали её началом?

Война за независимость: 1775-1783 г.г. Вооружённая борьба началась 19 апреля 1775 г. Английский отряд получил приказ уничтожить подпольный склад оружия колонистов в г. Конкорде. Во время этой операции англичане убили 8 и ранили 10 колонистов. На обратном пути в Бостон на королевский отряд было совершено нападение, колонисты впервые применили тактику рассыпного строя. Они укрывались за домами, заборами, кустами. Королевский отряд, понеся большие потери, отступил.

Вопрос 2. Объясните смысл высказывания П. Генри: «Я не виргинец, но американец».

Смысл высказывания «Я не виргинец, но американец» заключается в изменении самосознания американских колонистов. Обжившись на новой земле, они более не хотели чувствовать зависимое положение от метрополии. Общность территории, экономических и хозяйственных интересов колоний, языка и религии заложила основы образования новой нации.

Вопрос 3. Выделите причины, по которым главнокомандующим американской армией стал Дж. Вашингтон.

Главнокомандующим американской армией стал Джордж Вашингтон, так как у него был опыт в ведении военных действий против индейцев и французов. Вашингтон происходил из семьи, четыре поколения которой уже проживали в Виргинии. Он был богат, удачлив в делах, самостоятелен в принятии решений и активно выступал против английской колониальной политики.

Вопрос 4. Кто и почему поддерживал Войну за независимость, а кто и почему выступал против неё?

Страна разделилась на два лагеря: патриотов и лоялистов. Патриотами - сторонниками независимости - называло себя почти всё население колоний. На стороне колонистов был и самый известный американский просветитель Бенджамин Франклин. Они поддерживали войну за независимость, потому что считали себя новой нацией, отдельной самостоятельной страной, которая должна быть экономически независима от Англии. Однако аристократия, получившая огромные земельные владения от английской короны, духовенство англиканской церкви, многочисленные чиновники колониальной администрации и часть купцов, связанных с рынками Англии, были против независимости колоний и стали называться лоялистами. Среди лоялистов были также некоторые сбежавшие с плантаций негры и часть индейцев. Объяснялось это тем, что английское правительство издало прокламацию, в которой обещало индейцам неприкосновенность их земель, рабы же надеялись получить свободу

Вопрос 5. Какие идеи нашли отражение в Декларации независимости? Какое значение имело её принятие?

В Декларации независимости нашли отражение идеи Просвещения. Это, прежде всего, равенство всех людей, право на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью. Провозглашался принцип народного суверенитета, означавший, что власть должна исходить от народа. Принятие Декларации имело большое общественно-политическое значение, потому что данные идеи впервые были положены в основу государства, были официально закреплены.

Вопрос 6. Составьте устный рассказ «Американцы борются за независимость».

«Американцы борются за независимость»

К середине XVIII в. назрели противоречия между колониями и метрополией. Англия стремилась приумножить прибыль, которую давало владение колониями. Ещё в XVII в. в Англии издали закон, лишавший колонии права свободной торговли. Английский парламент ввёл в колониях множество запретов: на открытие мануфактур, на производство изделий из железа, на выделку тканей и т.д.

В 1763 г. последовал королевский указ, запрещавший колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы. Это лишало возможности мелких арендаторов уйти на Запад и стать там свободными фермерами. Все эти меры подрывали принцип свободы предпринимательства.

По североамериканским городам проходили собрания жителей под лозунгом «Нет налогов без представительства!». Колонисты заявляли, что налоги они будут платить в том случае, если их представители будут иметь голос в английском парламенте. Возникли первые патриотические организации колонистов «Сыны свободы» и «Дочери свободы», они издавали прокламации, проводили митинги протеста, призывали к бойкоту английских товаров. В 1773 г. жители Бостона напали на английские корабли, стоявшие в порту, и выбросили за борт тюки необлагаемого налогом чая. Это событие получило название «Бостонское чаепитие». В ответ британские власти закрыли и блокировали Бостонский порт.

Создание регулярной армии и командование ею поручили богатому виргинскому плантатору Джорджу Вашингтону.

Среди жителей колоний были слои, выступавшие против независимости, они стали называться лоялистами. Это аристократия, получившая огромные земельные владения от английской короны, духовенство англиканской церкви, чиновники колониальной администрации и часть купцов, связанных с рынками Англии

Активные военные действия в 1776-1777 г. г. развернулись главным образом на севере страны. Переломный момент войны наступил в битве у Саратоги, когда в октябре 1777 г. английская армия была окружена и капитулировала.

В 1781 г. основные силы англичан сдались американцам и французам под Йорктауном. Это была последняя битва в Войне за независимость. Англия потерпела поражение, победу одержало молодое государство США.

В 1783 г. между США и Англией был подписан равноправный мирный договор, в котором Англия признавала независимость Соединённых Штатов.

Вопрос 7. Когда была принята Конституция США? Расскажите о государственном устройстве США.

Конституция США принята 17 сентября 1787 года. Конституция предусматривала разделение судебной, законодательной и исполнительной власти.

Во главе исполнительной власти стоял президент, избираемый на 4 года и наделённый широкими полномочиями. Он командовал армией, флотом, заключал международные договоры, назначал высших чиновников. На случай болезни или смерти президента вводился пост вице-президента. Высшим законодательным органом стал Конгресс США, состоявший из двух палат - верхней (Сената) и нижней (Палаты представителей). В Сенат выбирали по два представителя от каждого штата, а в Палату представителей депутаты выбирались пропорционально численности населения штата. Сенат утверждал назначения на высшие государственные посты, решал вопросы внешней политики, мог судить высших государственных служащих вплоть до президента, объявив им импичмент, за которым следовали суд или отставка. Нижняя палата обсуждала законопроекты, утверждала бюджет и устанавливала налоги. Её решения должны были согласовываться с Сенатом. Конгресс получил право устанавливать налоги, чеканить монету, вводить пошлины, регулировать торговлю, набирать армию.

Высшая судебная власть передавалась Верховному суду. В его задачу входило наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали Конституции. Верховный суд не зависел от законодательной и исполнительной власти.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Прочитайте фрагмент Декларации независимости и проанализируйте его. Какое значение имело принятие Декларации? Подумайте, в каких случаях вы уже встречались со ссылкой на тиранию как на причину свержения власти правителя.

Принятие Декларации имело большое общественно-политическое значение, потому что идеи Просвещения о равенстве людей, о том, что власть происходит от народа, впервые были положены в основу государства, были официально закреплены. Осуждалась и отвергалась тирания. Тирания как на причина свержения власти правителя указывалась во время английской революции 1640-х годов.

Вопрос 2. Объясните причины победы североамериканских колоний в войне против могущественной метрополии.

Причины победы североамериканских колоний в войне за независимость:

Патриотический подъём жителей колоний, осознававших себя жителями новой страны, воюющих за свою свободу;

Поддержка со стороны Франции, главной соперницы Англии в борьбе за колонии. Стремясь ослабить Англию, в войну против неё вступили также Испания и Голландия. Дружескую позицию по отношению к США заняла Россия.

На помощь американским патриотам из Франции и других европейских стран прибыло 7 тыс. добровольцев.

Отдалённость колоний от метрополии.

Вопрос 3. Определите значение победы в Войне за независимость для дальнейшего развития США. Как вы считаете, почему её называют также революцией?

Победа в войне покончила с зависимостью колоний от власти короля и английской аристократии. Имела решающее значение для дальнейшего развития США, поскольку в ходе борьбы за независимость были выработаны принципы, по которым будет строиться новое государство. Американцы стали первой нацией, стремившейся строить своё государство в соответствии с принципами Просвещения. Война за независимость являлась и революцией, поскольку установила республиканский строй и произвела другие коренные преобразования. Уничтожила все препятствия в развитии промышленности торговли, открыла простор свободной конкуренции внутри страны, инициативе, активности, предприимчивости в экономической жизни. Основой человеческого счастья, по утверждению современников, стало свободное распоряжение собственностью. После войны в США начало развиваться капиталистическое хозяйство, создались условия для промышленного переворота.

Вопрос 4. Обсудите с одноклассниками, какие задачи решали Конституция США и Билль о правах. Какие идеи просветителей нашли отражение в них? Почему в США эта Конституция действует уже более 200 лет?

Эти документы провозглашали независимость и предоставляли жителям колоний первоначальные гражданские права. Основные идеи касающиеся прав и свобод. Право на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью. Провозглашался принцип народного суверенитета, означавший, что власть должна исходить от народа. Конституция действует уже более 200 лет, поскольку основные идеи построения государства, указанные в ней, действуют до сих пор.

Вопрос 5. Напишите эссе на тему «Новую власть укрепляет не только сила, но и хорошие законы» (Токвиль, французский историк и политический деятель XIX в.).

«Новую власть укрепляет не только сила, но и хорошие законы». Вся система законов направлена на то, чтобы упорядочить деятельность людей во всех сферах их жизни: личные права и неприкосновенности, политические права, права потребителей и многое другое. Закон помогает человеку комфортно жить в обществе и государстве, пользоваться благами цивилизации. «Хорошими» законы могут называться, когда они основаны на идеях равенства людей, на справедливости. Такие законы принимает и готово выполнять большинство людей, таким образом общество становится стабильным и спокойным

Вопросы к документу

Вопрос. Проанализируйте документ и сделайте вывод, какие философские и общественно-политические учения, распространённые в XVIII в., нашли в нём отражение. Выделите в тексте главные причины, опираясь на которые авторы Декларации доказывали правомерность отделения колоний от своей европейской метрополии. Как вы думаете, что имели в виду авторы Декларации, когда писали: «...все люди сотворены равными...*?

В Декларации независимости нашли отражение идеи Просвещения. Это, прежде всего, равенство всех людей, право на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью. Провозглашался принцип народного суверенитета, означавший, что власть должна исходить от народа. В Декларации критикуется деспотизм.

Правомерность отделения колоний от метрополии обосновывалась тем, что правительства учреждены для обеспечения прав людей. А когда данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство. «...все люди сотворены равными...» - эта фраза означает, что все люди обладают равными правами.

Основной предпосылкой разрыва тринадцати североамериканских колоний с Англией послужило развитие в них капитализма. Непосредственной причиной, вызвавшей массовое движение против метрополии в 60–х гг. XVIII в., а затем и революционную войну против нее в 1775 г., была та политика усиленного нажима и угнетения, которую Англия стала осуществлять в колониях после Семилетней войны.

В поисках дополнительных источников для покрытия дефицита в бюджете, образовавшегося в результате Семилетней войны, английское правительство ввело прямое и косвенное обложение населения американских колоний. Встретив упорное противодействие, оно решило обеспечить повиновение колоний с помощью вооруженной силы. Политика метрополии ущемляла интересы не одного какого-либо класса в колониях, а всех классов. Такие действия английских властей, как размещение войск в колониях и закон о гербовом сборе, вызвали массовое движение протеста, которое шло нарастающим темпом с 1765 г.

5 марта 1770 г. на улицах Бостона произошло первое кровавое столкновение американцев с британскими войсками: шестеро рабочих было убито и столько же ранено. Образованный в Бостоне особый общественный орган, названный Корреспондентским комитетом, захватил в свои руки фактическую власть в этом городе и обратился к другим колониям с призывом последовать его примеру.

Весной 1773 г. подобные комитеты были созданы в Виргинии и других колониях. Зимой 1774–1775 гг. в колониях стали стихийно возникать вооруженные отряды. В первых сражениях у Лексингтона и Конкорда 19 апреля 1775 г. английские войска столкнулись с тактикой рассыпного строя. Партизаны метко стреляли из-за деревьев и строений, оставаясь при этом неуязвимыми; в ходе боев англичане потеряли треть своих солдат. Эти события послужили сигналом к повсеместному захвату оружия народом. Так началось восстание против Англии.

10 мая 1775 г. собрался II Континентальный конгресс, который констатировал состояние войны с Англией и 15 июня принял решение об организации армии. Во главе ее был поставлен Джордж Вашингтон, богатый виргинский плантатор.

В главном очаге восстания, Массачусетсе, повстанческие отряды сразу окружили Бостон, цитадель английских войск, и держали его в осаде почти год, пока английские солдаты не были вывезены оттуда морем. Регулярная американская армия вербовалась из добровольцев, вступавших в нее на определенный, часто короткий, срок. Армия Вашингтона каждую военную зиму уменьшалась, а летом пополнялась новыми наборами. Несмотря на эти затруднения, она в общем успешно сражалась с обученным регулярным войском англичан. Американские солдаты сознавали, что они защищают родные края, чувствовали активную помощь населения, особенно партизанских отрядов, и сами пользовались партизанской тактикой. На протяжении первого военного года ряд колоний объявил себя независимыми государствами (штатами).

В процессе войны выковывалось единство колоний, рождалась американская нация. 4 июля 1776 г. Второй континентальный конгресс принял «Декларацию независимости». День этот стал американским национальным праздником. Но война продолжалась до 19 октября 1781 г., когда английская армия Корнуоллиса капитулировала. Большую военную помощь американцам в войне за независимость оказали Франция, а также Испания и Голландия. Россия выразила поддержку войны американских колоний за независимость, послав две эскадры военных кораблей к берегам Америки (США).

В современном мире большое воздействие на всю динамику развития мирового сообщества оказывают Соединенные Штаты Америки. А начиналось все с 13 английских колоний, первая из которых была основана в 1607 г. в устье реки Джеймс на территории будущей Вирджинии. Большая часть колонистов Северной Америки были английского происхождения, остальные – переселенцами или потомками из германских государств, Дании, Франции, Швейцарии, Испании. Ехали в Америку по разным причинам: в поисках богатства, из-за религиозных преследований или неладов с законом, а главное – в надежде на лучшее будущее. Большинство колонистов занимались сельским хозяйством. В 1643 г. английские колонии объединились в конфедерацию Новая Англия. Колонии Новой Англии являлись наиболее развитыми в социально-экономическом плане. Широкое распространение получили фермерские хозяйства, стали возникать мануфактуры, первые банки, активно развивалась торговля, центром которой являлся Бостон.

В южных колониях основу хозяйственной жизни составляли плантации. Культуры, выращиваемые плантаторами – хлопок, табак, рис и др., пользовались огромным спросом на мировом рынке. Несмотря на постоянный приток новых колонистов, рабочих рук не хватало. В 1619 г. в Вирджинию прибыл голландский корабль, доставивший в Америку первую партию рабов из Африки. Применение рабского труда получило широкое распространение. За сто лет, с 1680 по 1780 г., из Африки в североамериканские колонии было вывезено около 2 млн. невольников.

В большинстве колоний власть принадлежала губернатору, назначаемому английским королем. Губернаторы назначали должностных лиц местной администрации. Органами самоуправления выступали колониальные ассамблеи – собрания полноправных граждан, права которых были весьма ограничены. Губернаторы обладали правом вето на решение ассамблеи. Однако ассамблеи могли сдерживать произвол администрации, пользуясь правом утверждать бюджет колоний, в том числе и размер губернаторского жалования.

Колонисты стремились к тому, чтобы их уравняли в правах с жителями метрополии. Метрополия же в лице британской короны пыталась регламентировать все стороны социально-экономического и политического развития колоний, действуя исключительно в своих интересах. Так, в 1750 г. появился указ, ограничивающий металлургическое производство в Америке. В частности запрещалось сооружать в прокатные станы. Колониям запрещалось торговать с другими странами и между собой, сбывать товар можно было только английским купцам. В 1765 г. принят «закон о гербовом сборе», облагавший налогом все торговые операции, все сделки, любые юридические акты. Этот закон вызвал всеобщее возмущение колонистов. Во всех колониях прокатилась волна протестов. Английское правительство было вынуждено его отменить. В 1767 г. введены косвенные налоги. Но вновь власти столкнулись с решительным сопротивлением колонистов. В итоге остался только налог на чай.

Колониальный гнет Англии, ограничения и репрессивные меры привели к кризису в отношениях с колониями. Среди колонистов возникла идея бойкота английских товаров. В декабре 1773 г. произошло знаменитое «бостонское чаепитие». Группа колонистов сбросила на дно бостонской гавани груз английского чая, выразив этим протест против таможенных пошлин, которые следовало платить. В ответ английский парламент ввел в Бостоне чрезвычайное положение, вместо гражданского губернатора назначен военный комендант. Бостонский порт закрыт. Хотя репрессии были направлены только против одной колонии – Массачусетса, где находился Бостон, жители остальных колоний в них угрозу и для себя. По всей стране начали создаваться органы, координирующие действия противников английской короны – «Корреспондентские комитеты».

В ходе борьбы у колонистов росло чувство общности интересов. Это было свидетельством того, что формировалась новая этническая общность – американцы. Накануне войны за независимость антиколониальная идеология находилась под сильным влиянием идей Просвещения.

В 1774 г. в Филадельфии собрался I Континентальный конгресс, на котором была принята «Декларация прав». В документе содержалось положение, чтобы впредь все законы, касающиеся жизни в колониях, принимались представителями самих колонистов. Конгресс также принял решение о создании армии под командованием Дж. Вашингтона (1732-1799).

В апреле 1775 г. произошло первое вооруженное столкновение между английскими войсками и войсками колонистов. Это событие считается началом войны за независимость североамериканских колоний. Закончилась война 3 сентября 1783 г. подписанием в Версале мирного договора, по которому Великобритания признала независимость своих бывших колоний.

В ходе войны 4 июля 1776 г. II Континентальный конгресс принял Декларацию независимости. Этим документом колонии провозглашались свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Декларация независимости стала одним из самых известных документов Нового времени. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие политической мысли не только в Америке, но и в других странах, не утратила актуальности и настоящее время. Автором Декларации был Томас Джефферсон (1743-1826) – ученик и последователь французских просветителей.

Отправным пунктом Декларации независимости стало положение о естественных правах человека. Джефферсон исходил из того, что все люди рождены равными и должны иметь равные права (жизнь, свобода, стремление к счастью). Следующий принципиальный момент – положение о народном суверенитете, согласно которому источником власти является народ. Власть может быть легитимной только в том случае, если между властью и обществом заключен договор. Если власть не хочет заключать общественный договор или нарушает его, народ имеет право на восстание.

Победе колонистов в войне за независимость во многом способствовала поддержка ряда европейских стран. Так, на стороне США выступили Франция и Россия. Екатерина II отказала королю Англии Георгу III в его просьбе направить в Америку для подавления мятежников русские войска, а позже провозгласила декларацию о «вооруженном нейтралитете», которая ограничивала действия британского флота. Финансовая помощь, которую американцы получили от своих союзников, составила 2,5 млрд. долл., а сами израсходовали на борьбу за независимость 1 млрд. долл.

Первоначально государственное устройство США представляло собой конфедерацию, но принятая в 1787 г. на съезде представителей всех штатов Конституция провозгласила Соединенные Штаты федеративным государством. США стали первой демократической республикой. Согласно Конституции высшая законодательная власть принадлежала Конгрессу, а высшая исполнительная власть – президенту. Конгресс состоял из двух палат – сената (каждый штат избирал двух сенаторов сроком на шесть лет) и палаты представителей (представительство от каждого штата пропорционально численности населения). Президент имел право налагать вето на решения Конгресса. Избирался сроком на четыре года. Первым президентом США на прошедших в 1789 г. выборах стал Дж. Вашингтон.

Конституция 1787 г. исходила из принципа разделения властей. Судебная власть находилась в компетенции Верховного федерального суда.

В 1791 году начал действовать принятый Конгрессом Билль о правах, содержавший десять поправок к Конституции. Эти поправки провозглашали свободу вероисповедования, слова и печати, свободу собраний, право на хранение и ношение оружия, на неприкосновенность личности и жилища, на справедливое правосудие и введение суда присяжных. Вводя основы буржуазной демократии, Билль о правах не отменил системы рабовладения.

К концу XVIII в. новое государство отличало сочетание таких принципиальных основ, как мессианство (уверенность в избранности судьбы американцев), рационализм (умение реально и конкретно решать возникающие вопросы), демократизм (активное участие народа в организации своей жизни). Именно эти принципы обусловили прогрессирующее превосходство США над Европой, а в последствие стремление к установлению гегемонии США над всем миром.

Итоги и значение войны за независимость

Война за независимость североамериканских колоний стала первым вооружённым конфликтом, завершимся образованием жизнеспособного суверенного государства. Итогами национально-освободительной войны для бывшей колонии стали:

  • ликвидация колониальной зависимости от Англии;
  • создание независимого буржуазного государства с республиканской формой правления;
  • уничтожение феодальных тенденций (майорат, первородство) в сельском хозяйстве;
  • национализация земель английской короны и английских лордов;
  • формирование частной собственности на землю;
  • создание условий для развития внутренней промышленности и торговли.

Война за независимость США сыграла роль буржуазной революции. В ходе её были уничтожены препятствия для формирования капиталистических отношений. Но она осталась незавершённой. В стране сохранялось рабство и работорговля. В северных штатах принимались меры по их постепенному уничтожению, в южных штатах оно сохранилось до середины XIX века. Незавершённость преобразований привела к новому революционному потрясению – гражданской войне.

Принятие конституции

После подписания мирного договора с Великобританией и признания ей независимости США в конфедерации стал нарастать конфликт между штатами. Для предотвращения войны в 1787 году собрался Учредительный конвент. Депутаты разработали общую для всех штатов Конституцию США и утвердили её 17 сентября 1787 года. Она состояла из преамбулы и семи статей. Предполагалось, что она будет считаться действительной после ратификации девятью штатами из тринадцати. Таким образом, действовать положения конституции стали с 4 марта 1789 года.

Основополагающими принципами конституции США стали три положения:

  • разделение властей;
  • республиканская форма правления;
  • федеративное устройство.

Структура государственной власти

Замечание 1

Согласно конституции высшим законодательным органом государства является Конгресс США. Он состоит из двух палат: Сената и палаты представителей.

В сенат каждый штат избирал по два представителя сроком на шесть лет. Состав сената раз в два года обновлялся примерно на треть состава. Стать членами нижней палаты представителей мог каждый гражданин, за которого отдали большинство голосов избиратели. От 30 тысяч избирателей избирался один депутат. Срок исполнения полномочий избранного кандидата – два года.

Основные полномочия конгресса:

  • принятие законов;
  • введение новых налогов;
  • обеспечение благосостояния народа и обороноспособности страны;
  • выпуск государственной валюты и поддержка её стоимости;
  • формирование и содержание армии;
  • регулирование торговли между штатами и с другими государствами;
  • введение единой системы мер и весов;
  • объявление войны.

Замечание 2

Во главе исполнительной власти стоял избранный президент. Им мог стать гражданин страны по рождению, достигший возраста 35 лет. Президентские полномочия он мог выполнять четыре года, после повторного переизбрания – ещё четыре года. Третий раз участвовать в выборах на пост президента гражданин не имел права.

Полномочия главы государства были велики. Президент являлся главнокомандующим вооружённых сил страны, контролировал деятельность исполнительных департаментов, заключал международные договоры, подписывал акт о помиловании и многое другое.

Судебную власть возглавлял Верховный суд. Его состав ограничивался девятью (до 1869 года - шесть) членами. Сенат избирал кандидатов по представлению президента. Верховный суд выполнял функцию высшей судебной инстанции и толкователя Конституции. В государстве действовала система федеральных судов и судов штатов. Суд присяжных рассматривал дела о преступлениях, кроме случая импичмента.

Рекомендуем почитать

Наверх