Виды перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива

Животные и природа 23.02.2024
Животные и природа

Перспектива (от лат. perspicere ясно видеть, постигать) в изобразительном искусстве система способов изображения пространства на плоскости. Перспектива в рисунке - способ изображения объемных фигур, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве перспектива используется как одно из художественных средств для усиления выразительности образов.








Перспектива бывает линейная, воздушная и обратная. Линейная перспектива это способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины. Линейная перспектива наиболее традиционна, т.к. отвечает естественному восприятию окружающего мира.




Обратная перспектива способ изображения, при котором линии схода направлены не вглубь картины, а на зрителя. Этот вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи и фресках. Центр мира при этой проекции помещался внутрь художника и зрителя и параллельные линии сходились не снаружи, а внутри наблюдателя. Из двух одинаковых предметов большим при изображении пространства на плоскости в этой системе оказывался тот. который располагается дальше от зрителя.




Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность. Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.







Слайд 2

Прямая линейная перспектива

Линейная перспектива - точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского перспектива означает ясно вижу. Вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).

Слайд 3

Обратная линейная перспектива

Особый вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи, фресках, миниатюре. Они рисовали параллельные линии, уходящие вдаль расходящимися, а не сходящимися, то есть в обратной перспективе. Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

Слайд 4

Фронтальная перспектива

Фронтальная перспектива (франц. frontal - "лобовой" от лат. frontis - "лоб, лицевая поверхность"). Фронталь, или фронтальность, означает вид, расположение какой-либо фигуры, объема, композиции перпендикулярно главному лучу зрения, прямо спереди, то же, что анфас. Термин «закон фронтальности» обозначает последовательное проведение принципа симультанности: одновременного восприятия объема с разных точек зрения и условное совмещение зрительных проекций на плоскости рельефа, папируса, стены здания либо на массе каменного блока. Принцип симультанного изображения объясняет совмещение фаса и профиля в одном изображении, сложные приемы передачи пространства и времени, движения на изобразительной поверхности.

Слайд 5

Угловая перспектива

Угловая перспектива (итал. scenaconangolo - "сцена с угла") - вид с угла. Термин употребляют главным образом в отношении архитектуры. Обозначает непосредственное наблюдение, восприятие здания не фронтально (спереди) или сбоку (с бокового фасада), а под определенным углом (спереди и сбоку). Угловая перспектива, при которой все видимые части изображения испытывают сокращение и видны в ракурсах

Слайд 6

Панорамная перспектива

Изображение строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» означает «все вижу», то есть в буквальном переводе это - перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. Плафонная перспектива Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Слайд 7

Аксанометрия

Аксонометрия (от греч. axon - ось и греч. metreo - измеряю) - один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги. Аксонометрия делится на три вида: изометрию(измерение по всем трем координатным осям одинаковое); диметрию(измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей - другое); триметрию (измерение по всем трем осям различное).

Слайд 8

Сферическая перспектива

Сферическая перспектива - особый способ организации изобразительного пространства на плоскости картины или росписи стены, свода, купола, который заключается в иллюзорном углублении зрительного центра, совпадающего с геометрическим центром композиции, и расположении остальных элементов в воображаемом сферическом пространстве. Тональная перспектива Тональная перспектива - понятие техники живописи. Тональная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.

Слайд 9

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некото­рых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом - глубина кажется более светлой, чем передний план.

Слайд 10

Билатеральная перспектива

Билатеральная перспектива (от лат. bis - "дважды" и lateralis - "боковой"). Билатеральность - то же, что зеркальность, двусторонность, качество зеркальной симметрии, при которой ось (плоскость) симметрии делит форму на две равные части. Отсюда название: билатеральная перспектива, способ изображения объемных форм на плоскости, при котором линии боковых поверхностей не имеют обычной точки схода на горизонте и идут в глубину параллельно, отчего плоскости, ими ограниченные, выглядят одинаковыми, симметричными, или билатеральными. Другие названия такой перспективы - параллельная или китайская, поскольку она характерна для традиционного искусства Китая и Японии.

Слайд 11

Перцептивная перспектива

Академик Б. В. Раушенбах изучал как человек воспринимает глубину в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки зрения и постоянством формы предмета в подсознании и пришел к выводу что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний - в аксонометрической перспективе, дальний план - в прямой линейной перспективе. Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы называетсяперцептивной. Наблюдательная перспектива При работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются на свой глазомер, то есть используют наблюдательную перспективу.

Слайд 12

Аспектива

Аспектива (итал. aspectiva - "осматривание" от лат. aspectus - "взгляд, облик, обзор") - в изобразительном искусстве - термин, противоположный перспективе как "взгляду вдаль", зрительному проникновению в глубину. Аспектива исходит из тактильных, осязательных ощущений, рождающихся от рассматривания объекта вблизи, "ощупывания" его взглядом со всех сторон.

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

А. Каждая ножка табурета должна опираться на пол, но вместо этого задние ножки находятся в «неестественном» положении, «повисли в воздухе» Б. Табурет изображен в обратной перспективе, так как при a < b глубина z(a) > z(b). Принцип изображения предмета в обратной перспективе (справа) и в прямой (слева) ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Cлайд 2

Цель исследования: изучить особенности перспективных построений в живописи Объект исследования: виды перспективы в изобразительном искусстве и способы их построения. Предмет исследования: перспектива в изобразительном искусстве как символ мировоззрения, отраженный в живописи. Задачи исследования: Изучить информационное поле проблемы Рассмотреть приёмы передачи окружающего мира на плоскости в перспективных построениях на изобразительной плоскости. Проследить историю развития перспективных построений в живописи. Детальный анализ композиции и геометрии перспективных построений в живописи.

Cлайд 3

Воздушная перспектива Для передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости картины были подмечены и разработаны приемы тональной и воздушной перспективы: - четкость и яркость очертаний предметов по мере удаления от нас теряется, - также уменьшается насыщенность цветов, которые разбеливаются, - контрасты светотени в глубине картины смягчаются, - дальние планы кажутся нам более светлыми, чем фигуры и предметы на среднем и переднем планах, причем этот переход должен быть плавным, постепенным. Воздух, окружающий нас, является не полностью прозрачной средой. Поэтому чем дальше от нас находятся предметы (и чем большая толща воздуха нас от них отделяет), тем менее ясно мы их видим. Их очертания становятся менее четкими, цвета менее яркими. M. Hobbema. The Avenue at Middelharnis. 1689. Картина - это окно в мир, она создана по законам воздушной и линейной перспективы.

Cлайд 4

Задача состоит в том, чтобы в шахматном порядке, чередуя светлые и темные клетки, показать, как с использованием воздушной перспективы, светлые клетки станут темнее вдали с каждым рядом, а темные станут светлее. Ближний край каждого следующего ряда должен начинаться с того же тона, на котором закончился дальний край предыдущего ряда. В последнем ряду клетки должны быть почти одного тона, но те, что должны быть темными, все равно штрихуйте немного темнее. Тональная перспектива рассматривает видимое зрителем освещение предметов в отношении силы света и тени, цвета и изменяемости окраски, в зависимости от расстояния данных предметов от зрителя.

Cлайд 5

Взгляд направлен вверх Предметы направлены на зрителя Предметы окружают зрителя с боков Когда взгляд художника направлен в главную и единственную точку схода, такая перспектива называется одноточечной. Такой перспективой пользуются, когда хотят обратить внимание зрителя на точку, где сходятся прямые. Ещё этот приём как бы затягивает зрителя внутрь картины. В рисунке с одноточечной перспективой кажется, что предметы нацелены на зрителя либо находятся по бокам от зрителя и уходят вдаль. Одноточечная перспектива

Cлайд 6

Если точка зрения выше горизонта, то предмет мы видим снизу Если точка зрения ниже горизонта, то предмет мы видим сверху Геометрические фигуры в перспективе изменяют свою форму, например круг, лежащий на столе, кажется эллипсом, прямые углы дома, в зависимости от точки зрения, кажутся тупыми или острыми.

Cлайд 7

Полную картину изображения, иллюзию реальности, создает тональная перспектива Собственные тени слабее падающих теней Тени у низа предмета слабее, чем у верха, так как рефлексы от земли более сильны снизу, чем сверху. Падающая тень от близко расположенного предмета интенсивнее, чем от предмета, расположенного дальше. Чем дальше предмет, тем сильнее ослабляется действие света, благодаря слою воздуха и уменьшению силы света. Освещение предмета наиболее яркое на первом плане, на втором слабее, на третьем ослабевает еще больше; тени, интенсивные на первом плане, ослабевают на втором, становятся сероватыми на третьем. Два тона, помещенные рядом, усиливают друг друга (пограничный контраст): передняя грань куба кажется наиболее светлой у ребра грани, находящейся в тени, а тень этой грани наиболее насыщенной у этого же ребра.

Cлайд 8

Построение изображения на картинной плоскости 1. Из точки О1, проводим линию к основанию объекта (ели). 2. Из точки песечения с основанием картинной плоскости поднимаем перпендикуляр. 3. Из точки наблюдения проводим луч к основанию ели Место пересечения луча с перпендикуляром будет основание проекции ели на картинную плоскость. 4. Из точки наблюдения проводим луч соединяющий ее с макушкой ели. 5. Точка пересечения с перпендикуляром, будет макушка проекции ели на картинную плоскость. Проекции всех объектов строятся таким же образом. Если на линии горизонта от точки Р отложить расстояние до зрителя РО в право и в лево, мы получим точки D и D1, они называются точками отдаления и будут играть важную роль в перспективных построениях. Точка Р и линия горизонта играют очень важную роль в перспективных построениях. С них начинается весь ход построений. На линии горизонта находятся точки, где сходятся на рисунке уходящие вглубь параллельные линии. Эти точки называются точками схода. Линии перспективного и географического горизонта совпадают с горизонтальной прямой, проведенной на высоте точки наблюдения. Плоскость горизонта проходит через главный луч зрения и линию горизонта. Главный перпендикуляр - перпендикуляр, проходящий через точку Р и основание картинной плоскости. А плоскость, проходящая через главный перпендикуляр и точку О - плоскостью главного перпендикуляра. Предметная плоскость - плоскость земли. Картинная плоскость - плоскость, на которой мы получаем изображение. Основание картинной плоскости - прямая, ограничивающая картинную плоскость снизу. Главный луч зрения - луч проведенный из точки зрения перпендикулярно картинной плоскости. Точка главного схода (Р) - точка пересечения главного луча зрения и картинной плоскости. Линия горизонта (линия перспективного горизонта) - горизонтальная линия, проходящая через точку Р, параллельная основанию картинной плоскости.

Cлайд 9

Свет проникает через зрачок внутрь глаза и пройдя через хрусталик (двояковыпуклую линзу) попадает на сетчатую оболочку. Мельчайшие колбочки этой оболочки испытывают нервное раздражение и передают его в головной мозг, отчего мы получаем ощущение света. Световые лучи падают в глаз в виде пучка, имеющего форму конуса: вершина конуса находится в зрачке глаза. На рисунке изображен в схематическом виде хрусталик глаза, нервная сетчатка, и предмет. Путем проектируемых линий, показан путь света от предмета к глазу. Если отдалить предмет от глаза, то его изображение на сетчатке уменьшается. Здесь действует самый важный для нас закон перспективы: все предметы, по мере удаления от нашего глаза, кажутся меньше. Как работает глаз

Cлайд 10

Перспективные изменения предметов происходят по трем направлениям: 1. Масштаб ширины. 2. Масштаб высоты 3. Масштаб глубины

Cлайд 11

Правила перспективы Все линии идущие перпендикулярно к горизонту сходятся в главной точке схода Р. Для нахождения перспективного искажения линии АВ в любом месте картинной плоскости и в произвольно взятой точке с, соединим с ней точку А и продолжим ее до линии горизонта, где найдем точку схода F1. Точку F1 соединим с другим концом отрезка АВ, с точкой В. Проведенный через эту произвольную точку отрезок cd, будет искомым перспективным изображением линии АВ. Все остальные построения показывают размеры линии АВ, взятой в других местах картинной плоскости. Главная точка схода - Р, остальные точки схода - F1, F2, F3, F4. Линии параллельные горизонту, где бы они не находились, не изменяют своего горизонтального положения.

Cлайд 12

Перспектива (фр. perspective от лат. perspicio - ясно вижу) - 1) явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, две параллельные рельсы кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя); 2) способ изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов. Этот оптический обман очень ярко демонстрирует, насколько при восприятии пространства и оценке расстояния до предметов и их величины мы используем перспективу. Проходя по зрительным трактам, сигналы, полученные каждым глазом, соответствующим образом обрабатываются мозгом в единое зрительное ощущение

Cлайд 13

Чтобы подчеркнуть высоту Двухточечная перспектива Создание "декораций" Взгляд по прямой плюс акцент на вертикальном измерении Обычно в двухточечной перспективе имеются левая и правая точки схода. Реже встречается двухточечная перспектива с верхней и нижней точками схода. Трёхточечная перспектива Чтобы подчеркнуть равноправность трёх измерений Трёхточечная перспектива встречается редко, так как подразумевает, что зритель смотрит на сцену снизу или сверху, а не прямо. К такой перспективе обращаются, когда нужно не только дать полную картину происходящего, но и сделать акцент на вертикальном измерении.

Cлайд 14

Сферическая перспектива – несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану. Использовалась в конце XIX - начале XX вв. некоторые живописцами, осознавшими особенно характерный для XIX века формализм многих моментов линейной перспективы и стремившихся к созданию синтетического образа мира (П. Сезанн, К. С. Петров-Водкин) Сферическая перспектива

Cлайд 15

Ортогональная перспектива Только в ортогональной проекции форма предмета может быть зафиксирована единственным образом. Только ортогональная перспектива передаёт без искажений контуры реального предмета. Ортогональная перспектива свойственна древнеегипетскому искусству. Однако ортогональные проекции никак не передавали глубину реального пространства и уже в искусстве Древнего Египта появились робкие ростки аксонометрии.

Cлайд 16

Рассмотрим картину. Центром ее является правый глаз Христа. Вся картина построена на линиях исходящих из этого центра. Она имеет строгую вертикальную симметрию. Леонардо да Винчи, как и многие художники Возрождения старался не просто показать, но и вычислить глубину пространства. Эпоха Возрождения Перспектива, как самый сложный метод, получила своё развитие во времена эпохи Возрождения. Для Возрождения наиболее характерна линейная перспектива. Линия горизонта и главная точка картины стали важнейшими инструментами художника, Главная точка картины заключала в себе смысл картины, становилась смысловым центром картины. «... Перспектива - это мысленная демонстрация, с помощью которой на опыте можно убедиться, что образы всех вещей передаются в глаз по образующим конуса [видимости]. Одинаковые по размеру тела формируют конусы с большими или меньшими углами в зависимости от расстояний между ними [и глазом наблюдателя]. Под образующими конуса [видимости] я подразумеваю те прямые линии, которые, будучи выпущенными из точек внешнего контура тела, сходятся на некотором расстоянии в общей для всех точке.» леонардо да винчи

Cлайд 17

Тональная перспектива определяется расстоянием до источника света и положением предмета по отношению к нему. В условиях помещения по мере удаления от источника света освещенность предметов слабеет. В связи с этим изменяется насыщенность и светлота цвета предметов. Блик - то место на освещенной части предмета где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света). Свет - освещенная часть предмета. Полутень - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом. Тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой ни отраженный свет. Рефлекс - то место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света. Падающая тень - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет.

Cлайд 18

Аксонометрия (от греч. áxōn - ось и...метрия), способ изображения предметов на чертеже при помощи параллельных проекций. Аксонометрические чертежи характеризуются большой наглядностью. Для построения аксонометрической проекции пространственной фигуры поступают следующим образом: выбирают 3 взаимно перпендикулярные оси и масштабы длин на этих осях. Затем проектируют на плоскость чертежа данную фигуру и эти оси вместе с масштабами. Аксонометрия была известна ещё во втором веке нашей эры. Она даёт точное изображение фронтальной плоскости предмета и давала представление о глубине пространства, хотя и трудно было понять сколь протяженна эта глубина. Законченное развитие аксонометрия нашла в живописи средневекового Китая и Японии. Китайские художники, многие из которых являлись монахами, находили умиротворяющую гармонию в природе. Там они познавали истину и применяли полученные ими знания в живописи.

Cлайд 19

Раз перспектива "обратна", то обратен и принцип ее построения. Чем дальше предмет, тем его изображение больше. Если в "классическом" рисунке параллельные прямые встречаются за предметом, у горизонта, то в рисунке с обратной перспективой - перед предметом, над плоскостью изображения. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Cлайд 20

Что за удивительная вещь искусство живописца! Он – чудотворец более великий, чем сама природа … искусство живописца претворило вымысел в подлинную жизнь. Христофор Митиленский (1000-1050 Лик на иконе (слева) и лицо на картине (справа) Изображение складок одежды на иконе (слева) и на картине (справа) Горки на иконе (слева) и горы на картине (справа) Икона – вне времени, она - отображение инобытия в нашем мире. Горы на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.

Cлайд 21

Способы изображения меняются на протяжении истории искусства. Люди разных эпох неодинаково видят мир. В еще большей степени они по-разному мыслят. Характер мышления и накладывает прежде всего свой отпечаток на видение. Различные структурные формы, в которых отражается предметная действительность Я твердо, я так сладко знаю, С искусством иноков знаком, Что лик жены подобен раю, Обетованному Творцом. Н.Гумилев Лик Ее из огненной стихии Был в земные краски воплощен М. Волошин Пространство в веках или «Я так вижу!»

Cлайд 22

Главная вертикаль расположена в углу помещения, луч нашего зрения направлен в угол. Линии пересечения стен с полом и стен с потолком имеют две точки схода на линии горизонта. Вертикали остаются вертикальными, так как уровень горизонта находится близко к середине рисунка. Все параллельные линии предметов мебели сориентированных относительно стен имеют те же точки схода, что и линии помещения. Рисунок фронтального интерьера Рисунок интерьера в сферической проекции Рисунок углового интерьера Луч зрения перпендикулярен плоскости одной из стен. Линии ширины и высоты будут строго вертикальны и горизонтальны, без перспективных искажений. Все параллельные линии глубины будут иметь точку схода в главной точке. Криволинейные искажения реально существуют в видимой нами картине мира. Линия, на которую направлен взгляд, оказывается проходящей через главную точку, а все линии проходящие через главную точку не имеют криволинейных искажений, они всегда прямые. все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь наконец в окружность.Каждая линия не проходящая через центр, будучи продленной, является полуэллипсом.

Cлайд 23

Литература 1. Вавилов С.И. Глаз и солнце: О свете, солнце и зрении. – М.: Наука, 1981. 2. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992. 3. Лихачев Д.С.Русское искусство от древности до авангарда. – М.: Просвещение, 1992. 4. Мочалов Л.В. пространство мира и пространство картины. – М.: Советский художник, 1983. 5. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – Санкт-Петербург: Азбука- классика, 2002. 6. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. - М.: Наука, 1980. 7. Раушенбах Б. В. Системы перспектив в изобразительном искусстве: Общая теория перспектив. - М.: Наука, 1986. 8. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. – М.: Искусство, 1960. 9. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология./Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993.-400 с. (Сокровищница русской религиозно- философской мысли. Вып. I) 10. Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1994. 11. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002. 12. Материалы сайта «Великие мастера изобразительного искусства» http://master.parnas.ru/ 13. Энциклопедия портала Яндекс http://www.yandex.ru

Урок изобразительного искусства в 6 классе

_________________________________

ПРАВИЛА


Сегодня на уроке вы узнаете, -

  • Что такое линейная перспектива

и каковы правила построения

фронтальной и угловой перспективы.

  • Что такое воздушная перспектива

и как изменяется цвет

под влиянием воздушной перспективы .


Но сначала ответьте на вопросы:

Как изображали пространство художники разных эпох в разных странах?

  • Что такое ПЕРСПЕКТИВА?
  • Какие виды перспективы

вам известны?


Линейная перспектива точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре.

  • Всякий рисунок имеет уровень, с которого нарисован предмет. Уровнем для рисующего будет линия его глаз , так называемый горизонт .

Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.


Все параллельные между собой линии, уходящие в глубь пространства, воспринимаются глазами как сходящиеся в точке, которая называется точкой схода .


ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Фронтальная перспектива

Объекты расположены параллельно плоскости – фронтальное положение

одну точку схода , расположенную на линии горизонта.


ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Угловая перспектива

Объекты расположены под углом к плоскости –угловое положение

Все параллельные линии будут сходиться в

две точки схода , расположенные на линии горизонта

справа и слева.


Воздушная перспектива передаёт перспективные изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещённости предметов, возникающих по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

  • В изображении удаление предметов передаётся путём смягчения очертаний,

потери четкости, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета.

  • При изображении предметов, отражающихся в воде, длина их, как правило,

равна отражению и форма сохраняется. Но изображение в перевёрнутом виде.


Схемы передачи пространства Создать иллюзию пространства на плоскости можно не только в тоновом, но и в линейном рисунке

А. Обычная линейная перспектива пространства земли передаётся с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линий.

Б. Горизонтальные черточки различного нажима передают цвето-воздушное пространство.

В. Пространство поля создаётся с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления.


  • Перспектива

– это сокращение размеров

предмета по мере его удаления, т.е., образно говоря – это взгляд в даль.

  • Правильное определение предметов в пространстве помогает при изображении пейзажей, где необходимо обращать внимание на

дальний и ближний планы .


Основные правила построения перспективы

  • Линии, идущие ниже горизонта, поднимаются к нему, линии, идущие выше горизонта, опускаются к нему, а линии, находящиеся на линии горизонта, становятся горизонтальными.
  • Все параллельные между собой линии, уходящие в глубь пространства, воспринимаются глазами как сходящиеся в точке, которая называется точкой схода . Во фронтальной перспективе одна точка схода, в угловой – две.
  • Линии, идущие параллельно горизонту, остаются параллельными (фронтальная перспектива).
  • Вертикальные линии, остаются вертикальными.
  • Чем ближе к нам предмет, тем больше по размеру он кажется.
  • Одинаковые по окраске предметы вдали кажутся менее яркими по цвету, чем предметы, близкие к рисующему.
Перспектива
Презентация по
изобразительно
му
искусству
для 5-7 классов
общеобразоват
ельной школы.
Автор: Серова Н. Ю.
учитель изо школы
№ 424 г. Кронштадта Историческая справка
Линейная перспектива
Определение и основные понятия
Фронтальная перспектива
Законы линейной перспективы
Угловая перспектива
Построение перспективы в изображении
интерьера.
Перспектива в натюрморте
Перспектива в пейзаже
Значение линии горизонта
Воздушная перспектива

Ортогональная живопись Древнего Египта.
Ортогональная перспектива передаёт без
искажений контуры реального предмета.

Ортогональные проекции не передавали глубину
реального пространства.

Особый вид перспективы использовали древнерусские
живописцы в иконах и фресках. Они рисовали параллельные
линии расходящимися вдали, а не сходящимися т. е. в
обратной перспективе.
Рублёв Троица Ветхозаветная

Линейная перспектива эпохи Возрождения
Перспектива лучший приём передачи видимого. Для Возрождения
наиболее характерна линейная перспектива. Линия горизонта и
главная точка картины стали важнейшими инструментами художника.
Главная точка картины становится смысловым центром картины.

В картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» таким центром является
правый глаз Христа. Вся картина построена на линиях исходящих из этого
центра. Картина имеет строгую вертикальную симметрию. Леонардо да
Винчи, как и многие художники Возрождения старался не просто показать
глубину пространства, но и как бы вычислить эту глубину.

В живописи Возрождения нашёл
отражение пробуждающийся интерес
к науке. Это и принесло линейной
перспективе такую популярность и
звание единственно правильной и
непогрешимой.
Леонардо да Винчи Джоконда

Рафаэль. Афинская школа

В эпоху Возрождения впервые создали математически
строгое учение о способах передачи пространства, назвав
его системой перспективы.
Пьетро делла Франческа «Городской пейзаж с изображением
идеального города

Перспектива
– perspicere- в переводе с
латинского означает:
Система изображения на плоскости
пространства и объёмных тел.
В зависимости от точки зрения
изменяется вид любого
предмета. Такое изменение
видимой формы и величины
предмета называют
перспективным искажением или
сокращением. Наука изучающая
это явление называется
перспективой.
А.Дюрер «Художник рисующий портрет
при помощи перспективного экрана.
ясно вижу

Основные понятия
Видимый горизонт – это линия на которой
сходятся земля и небо.
Линия горизонта –воображаемая прямая, условно
находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
Линии схода – линии образующие края формы
объекта с учетом их удаленности от наблюдателя
Точка схода –точка, в которой соединяются
линии схода
Уровень горизонта – это уровень на котором
находятся глаза художника относительно рисуемого
объекта вне зависимости от того на каком
расстоянии от земли вы находитесь

Фронтальная перспектива
построение по 1 точке схода

Линия горизонта
Точка схода

Линия горизонта
Точка схода

Законы линейной перспективы

Удаляющиеся от нас параллельные линии сходятся в
одной точке, которая находится на линии горизонта.

Вертикальные линии одного размера по мере удаления,
приближения к точке схода, становятся меньше и расстояние
между ними сокращается.
Как правильно рассчитать расстояние?

Высота каждого столба делится пополам и середина помечается
точкой. Через срединные точки проводится прямая линия. Из
верхней точки первого столба проводится линия через середину
второго столба. Пересечение этой линии с нижней линией схода
даст точку из которой рисуем следующий столб.

. Сислей. Улица Севр в Лувесьенне., 1873 г. А
Одинаковые по размеру предметы изображаются разными по величине:
удалённые – меньше, расположенные ближе к зрителю – крупнее.
Удалёные предметы размещаются на листе выше приближенные – ниже.

Деревья кажутся уменьшающимися, а река более узкой по
мере их удаления и на линии горизонта превращаются в точку.

И. Левитан «Осенний день. Сокольники».

Угловая перспектива
Построение по 2 точкам схода

Точка схода
Линия горизонта
Точка схода

Объект располагается на линии горизонта, в этом случае мы не видим
верхнюю, нижнюю и две дальние стороны. Если объект расположен ближе к
зрителю – точки схода приближаем друг к другу и делаем линии схода круче.

Объект располагается над линией и под линией горизонта, в
этом случае видимых сторон уже три из шести.

Проводим перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой
стороны куба На этом перпендикуляре отмечаем нужную высоту верхней
точки крыши. Проводим от неё косые линии- скаты крыши. Затем соединяем
верхнюю точку с точкой схода. Находим точку схода для дальней линии ската
крыши, он также как и куб подвержен перспективным сокращениям.

Перспектива в интерьере

А. Венецианов. В мастерской художника.

А. Венецианов. Гумно

А. Венецианов.
Почтовая станция.

Перспектива в натюрморте.

Перспектива в пейзаже

С. Щедрин. Вид Неаполя.

С. Щедрин Веранда обвитая виноградом.

И. Левитан. Владимирка

Значение линии горизонта
В изобразительном искусстве линия горизонта является
важнейшим средством художественной выразительности.
Высокая линия
горизонта
даёт возможность показать
глубину далёкого
пространства, разместить на
нём множество фигур. Мы
приподнимаемся, парим над
миром и воспринимаем
события немного
отстранённо.

П. Брейгель Охотники на снегу

Высокая линия горизонта подходит для пейзажей с
изображением бескрайних просторов, степей, полей, для
выявления большой глубины пространства, показывает
многоплановость.

Рылов. Полевая рябинка

В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле

Ван Гог. Улица в Сент-Мари

Низкая линия горизонта

При горизонте, проходящем у нижнего края картины мы смотрим на
изображение
снизу вверх, располагаясь почти у основания
предметов.
Поэтому
предметы
и
фигуры
приобретают
величественность и торжественность. Изображение нас удивляет и
восторгает, а иногда подавляет своей монументальностью.

Низкая линия горизонта подчёркивает мощь и
величие предметов переднего плана, выразит эффект
лёгкости, наполнения пейзажа воздухом.
И. Грабарь. На озере

Рекомендуем почитать

Наверх