Толстой война и мир княжна марья болконская. Характеристика марьи болконской

Психология 05.01.2024
Психология

Это романтичная и импульсивная Наташа Ростова, светская и порочная Элен, и, конечно, Марья Болконская, характеристика которой будет представлена подробнее.

Семья героини

Характеристику Марьи Болконской стоит начать с описания ее ближайшего окружения, которое влияло на формирование характера героини. Княжна безвыездно жила в поместье Болконских, которое находилось в Лысых горах. Воспитанием девушки занимался отец, князь Николай.

Он был екатиринским вельможей, сосланным Павлом Первым, и с тех пор никуда не выезжавшим. Это был суровый человек, деспотичный, педант. Князь часто оскорблял свою дочь, называя ее дурой, или как-то указывал на ее некрасивую внешность. В воспитании княжны большой упор делал на точные науки.

Несмотря на чрезмерную строгость и презрение, не представлял своей жизни без княжны Марьи. Девушка же никогда не считала, что отец относится к ней несправедливо. Она восхищалась всем, что он делает и находила все его поступки правильными. Такая преданная любовь и поклонение были непонятны ее брату, князю Андрею.

В отличие от их отца, князь был мягок к своей сестре и жалел ее. Он знал о деспотичном характере их батюшки и не мог понять, как же она живет в такой глуши и ее все устраивает. Андрей Николаевич восхищался самоотверженностью своей сестры, тем, как она заботилась о князе.

Княжна Марья так же любила своего брата, как и отца. Единственное, что ее огорчало - это то, что князь Андрей не был так религиозен, как того бы ей хотелось. Девушка любила всех окружающих ее людей: и "маленькую княгиню" Елизавету Болконскую, и свою компаньонку-француженку. И она не просто любила все близких людей, она всегда готова была их защитить.

Марья Болконская обладала, как ее отец и брат, рассудительностью и твердостью духа. Но в отличие от них, она была более открыта и искренне к окружающим, в ее общении всегда было больше сердечности и теплоты.

Внешность княжны

В характеристике Марьи Болконской нужно дать и описание ее внешности. Княжна не была красавицей, имела худое слабое тело. Походка ее всегда была тяжела, потому что она имела привычку наступать сначала на пятки. Даже ее отец считал, что его дочь сможет выйти замуж только из-за того, что она богата и знатного рода.

Когда к Болконским приехал свататься Анатоль Курагин, жена Андрея Болконского вместе с француженкой пытались одеть княжну по последней моде. Но получилось совсем не так, как они того ожидали: платье смотрелось нелепо и совсем не красило девушку. И это было связано не с тем, что наряд был неподходящего фасона или цвета, просто у княжны была некрасивая фигура.

Марья Болконская никогда не питала иилюзий в плане своей внешности. И в других людях то, как они выглядят, не имело для нее значения. Гораздо больше она ценила духовные качества человека, чистоту и благородство его сердца. Именно поэтому ей нравился Пьер Безухов.

В характеристике Марьи Болконской нужно отметить, что самым примечательным в ее внешности были глаза. Они были необыкновенно красивы, они словно светились изнутри. А освещала их именно та духовная красота, которой обладала княжна. И иногда эти лучистые глаза вызывали больше восхищения, чем красота.

Внутренний мир героини

В краткой характеристике Марьи Болконской нужно подчеркнуть, что она была очень самоотвержена, добра и милосердна к людям. И это отличает ее от остальных героев романа. Ей были чужды светские развлечения, она не умела кокетничать и ценила людей не за красоту или их положение в обществе.

Больше всего она любила своего племянника и религию. Княжна часто приглашала в дом странников, богомольцев, юродивых. Иногда девушка задумывалась, что ее предназначение состоит в том, чтобы однажды покинуть их поместье и отправиться странствовать и молиться. Но осуществиться этой мечте помешала земная: о семейном счастье и любви.

Княжна Марья была настолько неуверена в себе, что считала себя недостойной любви. После неудачного знакомства с Анатолем девушка решила полностью посвятить свою жизнь отцу. Но она не смогла полностью отказаться от мыслей о семье. И эта борьба - возвышенных и земных чувств - является основой характера героини. Княжна Марья была самым чистым, возвышенным созданием в романе.

Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марьи Болконской

Трудно, кажется, найти более противоположных действующих лиц в этом романе, чем Марья Болконская и Наташа Ростова. Но все же попробуем их сравнить.

Марья Болконская Наташа Ростова
Воспитывал отец, который часто упрекал ее и был с ней строг. Не посещала никаких балов, жила по распорядку, составленному отцом. Была любимицей семьи, все ею восхищались и баловали. Имела жизнерадостный и бойкий характер, обожала танцевать и быть в центре внимания.
Описывалась как некрасивая девушка, имевшая худое и слабое тело. Но у нее были прекрасные глаза, которые излучали особенный свет и делали ее образ еще возвышеннее. В начале романа ей было 13 лет и она не отличалась красотой. Но никто этого не замечал, потому что она была резвым ребенком. Потому Наташа стала грациозной хорошенькой девушкой, отличавшейся от петербургских красавиц свежестью и неповторимым очарованием.
Княжна Марья была религиозна, добра, терпелива. Все ее действия отличались рассудительностью. Наташа была очень эмоциональна, всегда проявляла свои чувства, немного избалована. Но в тоже время обладала чуткостью и умением сопереживать.
Всегда мечтала о семейном счастье, но считала себя недостойной его. Не соглашается выйти замуж за Анатоля. Находит счастье с Николаем Ростовым. В детские годы была влюблена в Бориса Друбецкого. Потом она встретила княза Андрея, чью любовь она потеряла, увлекшись Анатолем Курагиным. Позднее она разочаровалась в нем. Стала женой Пьера Безухова.
В семье старается чтобы всегда царила гармония. Для Марьи на первом месте - духовное воспитание мужа и детей. Для Наташи на первом месте - Пьер. В доме все делается так, как он хочет. Наташа очень ревнует и обожает своего мужа.

Отношения с Анатолем Курагиным

В характеристике героя Марьи Болконской следует отметить, что именно предательство Анатоля раскрыло самоотверженность ее натуры. Конечно, этот светский молодой человек понравился княжне - ведь она никогда ни с кем не знакомилась и не выезжала. Но Марья не переоценивала себя, она понимала, что вряд ли сможет заинтересовать такого человека.

Но даже после его флирта с француженкой княжна поступила очень благородно: она простила их и даже мечтала о том, чтобы устроить им семейное счастье! Знакомство с Курагиным показало читателю все то внутреннее духовное богатство, каким обладала княжна Марья.

Семейная жизнь с Николаем Ростовым

В характеристике княжны Марьи Болконской нужно рассказать и о том, как сложилась ее дальнейшая жизнь с Ростовым. Для нее он стал воплощением мечты о любви и замужестве. Проявив себя как настоящий рыцарь во время их первой встречи, он не мог не впечатлить княжну.

Марья Болконская и Николай Ростов женятся. Ростов любит свою жену, хотя и не выказывает особой нежности. Он восхищается ее одухотворенность и возвышенностью, понимая, что в этом плане она превосходит его. Марья же заботится о любимом муже, пытаясь сделать возвышенней. Точно так же она воспитывает и их детей, развивая в них религиозность и доброту.

Княжна Марья Болконская - это чистый добрый персонаж из романа "Война и Мир". Несмотря на то, что не все окружающие смогли разглядеть ее прекрасную и возвышенную натуру, ей удалось создать семью и стать счастливой.

Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к самоотречению, жертвенной, высокой любви.

Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся напряженная духовная жизнь княжны Марьи, богатство ее внутреннего мира.

Толстой с большой тонкостью воссоздает атмосферу, в которой сформировался характер героини. Волконские — старый уважаемый род, известный, патриархальный, со своими жизненными ценностями, устоями, традициями. Ключевые понятия, характеризующие людей этой «породы», — порядок, идеальность, рассудок, гордость.

Все в Лысых Горах идет по заведенному однажды порядку, в соответствии с регламентом; строгий, суровый князь Николай Андреевич неизменно требователен, даже резок с детьми и слугами. Он эгоистичен, властен, порой нетерпим в отношениях с дочерью. Вместе с тем старый князь Болконский умен, проницателен, трудолюбив, энергичен, патриотичен, у него свои, «вековые» понятия о чести и долге. В душе его живут все лучшие ценности, порожденные рационалистическим XVIII веком. Николай Андреевич не терпит праздности, пустословия, пустого времяпрепровождения. Он постоянно занят «то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Князь Болконский признает лишь две людские добродетели — «деятельность и ум». В соответствии с этой «доктриной» он и воспитывает дочь: княжна Марья неплохо образованна, отец дает ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее распределена «в беспрерывных занятиях».

В этой атмосфере «правильности», господствующего разума и сформировался характер героини. Однако княжна Марья унаследовала от Болконских лишь фамильную гордость и твердость духа, в остальном же она не слишком похожа на отца и брата. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма. В противоположность отцовской чопорности она открыта и естественна. В противоположность резкости и нетерпимости Николая Андреевича она добра и милосердна, терпелива и снисходительна в отношениях с окружающими. В разговоре с братом она защищает Лизу, считая ее большим ребенком. Прощает она и m-lle Bourienne, заметив ее флирт с Анатолем Курагиным.

Княжна Марья лишена хитрости, расчетливости, кокетства, свойственного светским барышням. Она искренна и бескорыстна. Княжна Марья безропотно подчиняется жизненным обстоятельствам, видя в этом Божью волю. Она постоянно окружена «божьими людьми» — юродивыми и странниками, и поэтическая мысль «оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы, не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям и молясь за них...», часто посещает ее.

Однако вместе с тем всем существом своим она жаждет земного счастья, и чувство это становится тем сильнее, чем более она старается «скрывать его от других и даже от себя самой». «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

В первый раз у героини появляется смутная надежда на семейное счастье, когда Анатоль Курагин с отцом приезжают в Лысые Горы для того, чтобы посвататься к ней. Княжна Марья совершенно не знает Анатоля — он кажется ей красивым, достойным человеком. Ей кажется, что «муж, мужчина» — это «сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо», которое перенесет ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир.

Николай Андреевич замечает волнение, охватившее вдруг княжну. Однако планы Анатоля корыстны и циничны: он всего лишь хочет жениться на богатой наследнице и уже мечтает «весело провести время» с m-lle Bourienne. Умный и проницательный, старый князь Болконский сразу же открывает истинную натуру молодого Курагина, отмечает его пустоту, глупость и никчемность. Глубоко оскорбляют достоинство Николая Андреевича и «пылкие взгляды» Анатоля на m-lle Bourienne. В довершение ко всему старый князь втайне боится расстаться с дочерью, жизнь без которой для него немыслима. Предоставляя княжне Марье свободу выбора, отец, однако, намекает ей на интерес ее жениха к француженке. И вскоре героиня лично убеждается в этом, заметив Анатоля с m-lle Bourienne.

Так, мечтам героини о личном счастье пока не суждено сбыться. И княжна Марья покоряется судьбе, отдаваясь чувству самоотречения. Чувство это становится особенно заметно в ее отношениях с отцом, который в старости делается еще раздражительнее и деспотичнее.

Приблизив к себе француженку, Николай Андреевич беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. «Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть к ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе — законе любви и самоотвержения».

С твердостью, стойкостью Болконских княжна. Марья выполняет свой дочерний долг. Однако во время болезни отца в ней вновь просыпаются «забытые личные желания и надежды». Она прогоняет от себя эти мысли, считая их наваждением, каким-то дьявольским искушением. Однако для Толстого эти мысли героини естественны и потому имеют право на существование.

Здесь писатель «как бы ведет упорный спор с аскетами и ханжами всех видов, напоминая о том, что человек не может не жить чувственной жизнью. Чувственность перестает быть человеческой, если человек в своей любви к ней, к нему не любит весь мир. Тогда это грубая чувственность Элен, страшная чувственность „Крейцеровой сонаты" — чуждость и враждебность жизни».

Рассудочную жертвенность княжны Марьи Толстой отнюдь не поэтизирует, противопоставляя ей «непосредственность эгоизма», «способность жить самозабвенно, ...радостно отдаваться естественным влечениям, инстинктивным потребностям». Здесь писатель сопоставляет христианскую, жертвенную любовь ко всем людям и любовь земную, личную, открывающую человеку все многообразие жизни. Как замечает В. Ермилов, «Толстой не знает, какая любовь является истинной. Быть может, христианская, одинаковая любовь ко всем выше, совершеннее грешной, земной любви... однако лишь земная любовь есть живая жизнь на земле».

Христианская любовь неизменно связана для писателя с мыслью о смерти, любовь эта, по мысли Толстого, — «не для жизни». Образ КНЯЖНЫ Марьи в романе сопровождает тот же самый мотив, который является необычайно значимым для князя Андрея, — мотив возвышенности, стремления к «небесному» совершенству, к «неземному» идеалу. Внутренний, глубинный смысл этого мотива — роковая несовместимость героя с жизнью.

Княжна Марья в романе находит свое счастье в браке с Николаем Ростовым, однако «неустанное, вечное душевное напряжение» ни на миг не покидает ее. Она заботится не только об уюте и комфорте в доме, но, прежде всего, об особой духовной атмосфере в семье. Николай вспыльчив и горяч, при разбирательствах со старостами и приказчиками он нередко дает волю рукам. Жена помогает ему понять всю низость его поступков, помогает преодолеть вспыльчивость и грубость, изжить «старые гусарские привычки».

Княжна Марья — прекрасная мать. Думая о нравственном, духовном воспитании детей, она ведет дневник, записывая все примечательные эпизоды детской жизни, отмечая особенности характеров детей и действенность тех или иных приемов воспитания. Ростов восхищается своей женой: «...главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене... это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Сам Ростов, при всей его эмоциональности, лишен больших духовных запросов. Интересы его — семья, помещичье хозяйство, охота, чтение книг зимой. Он осуждает Пьера за его бунтарские, свободолюбивые настроения. «Здравый смысл посредственности» — такое определение писатель дает герою.

Марье Болконской кажется, что «кроме счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни». Здесь вновь возникает мотив смерти, связанный с образом данной героини. В. Ермилов замечает, что «этот подспудный мотив имеет и некоторое личное значение для Толстого, связывавшего с образом княжны Марьи кое-что из своих представлений о своей матери, о ее нежной любви к... детям, о ее высокой духовности, о ее преждевременной смерти...».

В образе княжны Марьи Толстой представляет нам синтез духовного и чувственного, с явным преобладанием первого. Эта героиня привлекает нас своей искренностью, благородством, нравственной чистотой и сложным внутренним миром.

В своем крупномасштабном произведении писатель постарался раскрыть несколько ярких и противоречивых женских характеров, одной из наиболее непростых фигур в романе оказалась Марья, сестра князя . Стоит учитывать, что у образов старого князя Болконского и его дочери имелись реальные жизненные прототипы, в этих людях Лев Николаевич отобразил своего деда по фамилии Волконский и его дочь Марию Николаевну, которая позднее стала женой отца Толстого с помощью принятого в те времена сватовства.

Марья Болконская в книге выглядит добросердечной, кроткой, порядочной девушкой, она весьма далека от светской жизни, обитая постоянно в имении с угрюмым, суровым отцом, которого княжна по-настоящему любит, хотя в то же время он нередко внушает ей и чувство страха. Толстой, описывая эту юную женщину, раскрывает читателям ее наиболее тайные и сокровенные мысли и мечты, которых Марья и сама боится и, тем более, никогда никому не открывает.

Пожилой князь Болконский пользовался влиянием при дворе императрицы Екатерины, однако позднее его сослали навсегда в его поместье. Отец Андрея и Марьи отличается тяжелым характером, дочь вынуждена исполнять при нем обязанности служанки и сиделки, а князь абсолютно не задумывается над тем, что у уже взрослой девушки должна быть и собственная жизнь. Он регулярно унижает Марью, не стесняется обращаться с нею весьма грубо и бесцеремонно, лишь перед смертью он признается самому себе в том, насколько несправедлив был ранее к всецело преданной ему девушке.

Невзирая на унылое существование в полнейшей изоляции рядом с тираном-отцом, жизнь вместе с которым можно назвать для княжны настоящим рабством, Марья не перестает надеяться на настоящее, светлое чувство, на создание в будущем семьи и рождение детей. При этом девушка ясно осознает, что отец едва ли позволит ей выйти замуж и оставить его дом.

Княжне отлично известно и о том, что внешне ее никак нельзя назвать привлекательной женщиной. Марья глубоко страдает из-за своей некрасивости, ей кажется, что ни один мужчина и не сможет никогда ее полюбить. Однако сама девушка не замечает, как прекрасны ее «большие, лучистые» глаза, которые, по словам автора, «привлекательнее красоты».

Столь же прекрасна, как утверждает Толстой, и душа Марьи, добросердечная девушка стремится помогать всем вокруг и не таит зла даже на тех, кто по-настоящему обижает и унижает ее. Княжна долго не в состоянии забыть, чем завершилось сватовство к ней распутного светского бездельника Анатоля, устроившего в ночное время свидание с компаньонкой французского происхождения, но случившееся нисколько ее не озлобляет. Марья старается вести себя одинаково доброжелательно и тепло как с крепостными крестьянами, так и с родственниками, веря в то, что именно так следует поступать в соответствии с правилами религии и морали.

Вера занимает в сердце и мыслях княжны Болконской огромное место. Девушка полностью зависит во всем от решений и капризов отца, ей страшно даже представить себе, что же произойдет с нею после смерти старого князя. Марья ищет для себя утешения в молитвах и соблюдении всех церковных обрядов, она делает все это абсолютно искренне, ее душа по-настоящему наполнена верой, являющейся для нее подлинной духовной опорой в нелегкой, горькой жизни.

Она покорно терпит откровенные оскорбления отца, уверяя себя в том, что больному и пожилому человеку можно простить абсолютно все. Марья старается и помогать окрестным беднякам, и автор все более подчеркивает, что девушка, кажущаяся робкой и неуверенной в себе, на самом деле обладает твердым характером и непоколебимой верностью принципам порядочности и преданности родной стране, что касается и остальных членов ее семьи.

Во время наступления французов именно княжне приходится взять на себя ответственность за крестьян, проживающих в имении Болконских. Девушка показывает себя настоящей патриоткой, наотрез отказавшись оставаться у врагов, как предлагала ее компаньонка. По мнению писателя, именно в этот момент проявляется ее фамильная безукоризненная честность и в то же время настоящая храбрость.

Постоянное пребывание в одиночестве и многочисленные страдания способствуют тому, что Марья действительно научилась думать, анализировать, размышлять, в частности, княжна сразу поняла, что огромное наследство, полученное Пьером Безуховым, таит в себе и немало опасностей. Обыкновенная провинциалка по ходу романа все больше раскрывается как сильный и достойный человек.

Читатели видят, как зарождается взаимное чувство между нею и Николаем Ростовым, которое впоследствии приводит к браку. Марья действительно счастлива, ощущая себя женой и матерью, она не только искренне любит супруга, но и оказывает на него положительное влияние. Молодая женщина ведет дневники, посвящаемые ею подрастающим детям, в которых точно так же прослеживается ее глубокий внутренний мир.

Образ княжны Болконской является значительно более достоверным и правдивым, чем изображение других персонажей эпопеи. Читатели не могут оставаться равнодушными к тому, как развивается ее судьба, как трансформируются и меняются ее чувства и мысли. Семья становится для Марьи наградой за все пережитые ею испытания, для женщины на первом месте всегда стоят ее близкие, и именно они оказываются ее важнейшей жизненной ценностью.

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал различные характеры. В повествовании особое место занимает характеристика Марьи Болконской, сестры князя Андрея.

Портретная характеристика

Писатель особое внимание уделяет описанию внешности Марьи Болконской. Подчеркивается то, что героиня - девушка совершенно некрасивая. Если брат Марьи - Андрей Болконский - на протяжении всего повествования описывается с помощью прилагательного «красивый», то сама княжна, наоборот, характеризуется следующими описаниями: «некрасивое, слабое тело», «богатая уродливая наследница», «некрасивое, болезненное лицо». Походка героини «тяжелая», что неоднократно подчеркивается при описании княжны Марьи. Она «неграциозная и неловкая». Даже самые красивые платья не могли скрыть «некрасивость» героини: «нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны». Из-за внешнего вида Марьи Болконской никто из девушек даже не думал соперничать с ней: «Ей уродовать себя нечего - и так дурна».

Даже отец героини - Николай Болконский - говорит про внешние недостатки дочери: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

Несмотря на «некрасивость всего лица», княжна Марья имеет красивые, «большие, глубокие и лучистые» глаза, которые «делались привлекательнее красоты». В этих глазах, делающих все лицо «прекрасным», были «и любовь, и грусть».

Отношение к обществу

Марья Болконская является дочерью довольно знаменитого и влиятельного князя. Семья Болконских, имеющая древние корни, занимает знатное положение в обществе.

Отсюда следует, что княжна Мари имеет полное право на светскую жизнь и на уважение знатными людьми. Однако героине не нравится находиться в обществе, она всю свою жизнь вместе с отцом провела в деревне. Несмотря на «беспричинный гнев» отца, она любит его. Героиня счастлива, что имеет такой образ жизни: «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни». Марья Болконская не умела кокетничать, как это делали другие девушки. Она не имела играть. Княжне Марье чуждо общество, в котором ценится лишь внешний облик, а на внутренние качества никто не обращает внимания.

Внутренние качества

Марья Болконская является одним из любимых женских образов Л. Н. Толстого. Несмотря на внешнюю непривлекательность, героиня имеет доброе сердце. И ценит людей героиня именно за характер человека, а не за его внешность: «Прекрасное сердце – это то качество, которое я более всего ценю в людях».

Княжна Марья была «кроткой и робкой» девушкой, однако сразу казалась всем «старым другом».

Большую роль в жизни героини играла религия. “Религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек”, – так говорила Марья Болконская. «Тайно от князя» княжну Мари посещают «божьи люди», которым она искренне помогает.

Для героини свойственно милосердие. Она заботится о своем племяннике, который так рано потерял своего отца. Семья для княжны Марьи имеет большое значение, она всю жизнь заботилась об отце и мечтала о любящем муже и детях. То, о чем она мечтала, воплотилось в жизнь: она обрела счастье с Николаем Ростовым.

Искренность - вот что подчеркивают другие люди, когда говорят о княжне. Героиня не способна на обман и предательство, ее душа слишком добра к другим людям.

Марья Болконская - самый чистый образ в романе.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Марьи «Война и мир», рассмотрит портретную характеристику Болконской Марьи, ее характер и отношение к светскому обществу.

Тест по произведению

Осюшкина Алена

Марья Болконская… Этот литературный образ создан почти 150 лет назад. Толстой писал: «…ежели бы мне сказали, что то , что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему свою жизнь и все свои силы…» Образы, созданные Л.Н. Толстым, – вечны. Княжна Марья до сих пор привлекает читателей своей искренностью, благородством, сложным внутренним миром. Современных школьников она привлекает своей нравственной чистотой.

Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, но в своем воображении он создал ее духовный облик. «Я молился ее душе»,- говорил Толстой, и эта молитва всегда помогала ему. Создавая образ княжны Марьи, Толстой думал о матери… Наверное, поэтому образ княжны Марьи получился таким трогательным, таким незабываемым.

Это очень нежная и искренняя натура, на которую хочется быть похожей. Это нравственный идеал! Это эталон подражания!!!

Рекомендуем почитать

Наверх