Современные технологии урегулирования политических конфликтов. Технологии разрешения социально-политических конфликтов

Произведения 26.12.2023

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежание негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.

Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

Пути урегулирования конфликтов:

Отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов

Применение насильственных, репрессивных мер к 1 или всем конфликтующим сторонам.

Урегулирование с помощью правовых и моральных норм (обязательное условие: согласие сторон на рассмотрение конфликта с этой точки зрения)

Дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной из сторон.

Перевод конфликта в мирное русло, устранение его непосредственных причин.

Осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт (относится к конфликтам, которые можно спрогнозировать благодаря ФОМ, ЛЕВАДА – авторитетные общественные опросы). Например, как спрогнозировали переход спортивного конфликта на фоне убийства болельщика спартака в политический конфликт.

Достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок. (Например, Ю.Корея могли бы пойти на уступки – западная модель. С.Корея – полит модель советского союза. Не идут на уступки, т.к. разные политические модели)

Уклонение от конфликта.

Цель разрешения политических конфликтов – согласование интересов, урегулирование соц-политических противоречий. Конфликт – существование противоречий.

Стадии политического конфликта:

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме:

1.накопление противоречий и формирование отношений сторон;

2. нарастание и эскалация подготовки;

3.собственно конфликт;

4.разрешение конфликта.

Вопрос 20. Специфика связей с общественностью в социальной сфере.

Связи с общественностью (PR) в социальной сфере - это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных) отношений к людям, организациям, объектам, событиям, идеям и т. д., формирование у людей позитивных моделей поведения. PR-проект в социальной сфере направлен, в первую очередь, на позитивные изменения существующей ситуации. Связи с общественностью (PR) в социальной сфере - самая древняя отрасль и сфера PR. Первые масштабные социальные PR-кампании - это, например, распространениехристианства .

К области социального PR традиционно относят социальные, спонсорские и благотворительные проекты коммерческих структур и деятельность некоммерческих организаций и общественных объединений. Принадлежность к социальному PR определяется чаще всего содержательным контентом - то есть это PR-активности в традиционно «социальных сферах» - спорт, культура, помощь социально-уязвимым гражданам, благотворительность ,донорство ,волонтерство и т. д.

    Связи с общественностью (PR) в социальной сфере - самая древняя отрасль и сфера PR. Первые масштабные социальные PR-кампании - это, например, распространение христианства.

Задачи:

    Способствовать позитивному освещению деятельности компании в масс медиа

    Содействовать формированию положительного имиджа некоммерческой организации

    Оказывать влияние на политиков и должностных лиц

    Консультировать руководство по основным общественно-значимым вопросам

Функции:

    Создание атмосферы доверия со стороны общественности к деят-ти соц. служб и организаций.

    Сохранение или изменение имиджа (репутации) организации и ее руководства

    Приобщение организации к ценностям других, чтобы действовать в интересах общественности

    Обеспечение информации об общественном мнении для руководства социальных служб

    Оказание субъектам помощи в выработке адекватных ответных мер;

    Поддерживание руководства в состоянии готовности к различным переменам, путем заблаговременного предвидения тенденции.

    планирование социальной активности компании, формирование и реализация программ соц ответ-ти

Группы общественности: государство, сотрудники НКО, международные организации, СМИ, граждане, инвесторы, местное сообщество, партнеры, доноры, благотворительные фонды…

Предотвращения политического конфликта - деятельность субъектов политических отношений, направленная на нейтрализацию возникшей и осознанной противоречия, что приводит к конфликтным действиям, или недопущения разрушающего действия уже существующего конфликта на ту или иную сторону общественной системы.

Основными направлениями предотвращения политической конфронтации в внутриполитической жизни являются:

Социальное маневрирование - перераспределение определенной части общественного продукта;

Политическое маневрирование - широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование различных интересов в устойчивые политические ориентации, которые фактически способствуют функционированию существующей политической власти;

- Политическое манипулирование - целенаправленное воздействие на общественное сознание прежде всего через каналы массовых коммуникаций;

- Создание "образа врага" - перекладывание ответственности за нерешенные актуальные проблемы на другие политические силы и отвлечения внимания основной массы населения от имеющихся политических и социально-экономических задач;

- Интеграция контрэлиты - персональное (формальное или неформальное) включение представителей контрэлиты в состав элиты или привлечения к осуществлению власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты;

- Силовое давление от установления открытой тоталитарной диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе к применению косвенных методов давления при соблюдении норм современного правового порядка таких, как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и др.

Основными направлениями предотвращения политических конфликтов в внешнеполитических отношениях являются:

Дальнейшая всеобъемлющая интернационализация жизни мирового сообщества во всех сферах прежде всего хозяйственно экономической, политической и культурной; строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования;

Снижение уровня военного противостояния, то есть непрерывное, последовательное и равномерное уменьшение вооружение прежде всего оружия массового поражения;

Усиление роли системы международных межправительственных организаций в сфере правового регулирования отношений между странами и народами;

Осуществление вооруженной "стратегии сдерживания" военных методов решения возникающих споров.

Особое значение при урегулировании политических конфликтов имеют методы урегулирования. Как показывает политическая практика, широко применяются такие методы :

- "Бегства", то есть уклонения одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации, когда как происходит игнорирование противоположной стороны;

- "Отложения", уход с сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в ного полное владение своей территории, сдача своих позиций;

- Социального "исключения", уничтожение (подавление) противника. Самые распространенные формы этого метода - вооруженное насилие, которое употребляется как во внутриполитической борьбе, так и на международной арене и законодательная (юридическое) запрет, когда одна или даже обе стороны вынуждены уйти с открытой арены политической борьбы в связи с оставлением ее "вне закона ")

- Компромисс между конфликтующими сторонами.

Сейчас самым распространенным средством достижения примирения сторон в технологиях управления конфликтом является переговоры. В ходе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, адекватно оценить действительное соотношение сил, условия примирения.

Американские специалисты М. Дойч и С. Шикман считают, что эффективность переговоров и взаимное удовольствие сторон повышаются, если последовательно отделять существующие проблемы от субъективной заинтересованности людей, участвующих в споре; сконцентрировать внимание не на принципах, а на реальных противоречиях; производить несколько возможных вариантов решений; учитывать по преимуществу объективные критерии соотношения сил, а не партийные или идеологические позиции.

Обещание уступок, внимательность к партнеру значительно увеличивают шансы прийти к соглашению. Угрозы и давление на оппонента с позиций силы такую возможность снижают, направляя переговоры в "замороженный" состояние.

Итак, из множества стратегий решения политического конфликта именно переговоры позволяют спокойно рассмотреть альтернативные ситуации, продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность действий соперника.

Динамика политического конфликта имеет известные универсальные стадии: скрытое назревание противоречий, напряженность, эскалация и решения. Однако центральным моментом противостояния в политике всегда есть борьба элит за власть.

Борьба за власть между политическими элитами и внутри них явление в целом ординарное. В демократических условиях она интегрирующую функцию, поскольку способствует рациональному урегулированию интересов отдельных общественных групп. Она приводит к упадку и даже кризиса общества и государства, если проводится некомпетентными в управлении лицами, коррумпированными группами без соблюдения "правил игры" и без влияния общественных групп на характер этой борьбы. Когда в подобных политических конфликтов привлекаются политические партии, другие политические субъекты, политические системы общества оказываются под угрозой распада.

Последствия конфликтов между правящими и оппозиционными группами зависят от степени развития демократических институтов. В тех странах, где существует разделение властей, а парламентаризм имеет богатую традицию, где высокая политическая культура предотвращает острым национальным и религиозным (или конфессиональным) противоречиям, эти конфликты решаются, главным образом, путем рационального компромисса. Переход власти от одной политической группы к другой происходит без серьезных общественных потрясений. В странах, где подобная практика отсутствует, конфликты между различными фракциями напоминают военные действия. Парламентские столкновения переносятся на улицу. Власть прибегает к насилию. Такая форма политических конфликтов грозит гражданской войной. Особая опасность заключается в том, что отдельные крупные партии в некоторых из этих стран имеют (или имели) свои военизированные или вооруженные отряды. Само собой разумеется, что конфликты между сторонниками этих партий и властью, перенесены на улицу, не могут быть мирными.

Известно, что основным легитимным средством решения политических конфликтов является Конституция (Основной Закон) страны. В отдельных странах конституции обладают высокой действенностью, даже не будучи полностью кодифицированными, в других - остаются на бумаге и непрерывно нарушаются. Так что шансы на конституционное решение любой проблемы в разных странах весьма различны. Поскольку действенность конституционных норм в значительной степени зависит от опыта, а отдельные восточноевропейские страны имеют некоторый опыт, то шансы такого решения есть.

В то же время цели, зафиксированные в конституции, могут оказаться недоступными, и политическое равновесие нарушается. В частности значительное перераспределение доходов и имущества, связанный с конкуренцией, может обострить ситуацию. В таких условиях политикам сложно освободиться от давления стороны различных групп по интересам.

Главная же проблема заключается в том, что в ряде стран, особенно с неразвитыми экономическими и политическими отношениями, конституция постоянно нарушается, и это заметно ослабляет государственную власть. Чтобы конфликты между населением и элитами, между группами элит оставались в конституционных рамках, не повлекли необратимых для общества последствий, необходимо выполнение определенных условий;

Создание серьезного базиса доверия населения к политике и политикам;

Приоритет профессиональных качеств, а не национальных признаков во время кадрового формирования органов власти;

Создание демократических (общественных) организаций по контролю за действиями и изменениями власти;

Прекращение деятельности экстремистских (националистических, религиозных) организаций и движений;

Поощрение создания и совершенствования институтов гражданского общества с характерными для него толерантными разносторонними связями.

Кроме конституционных средств, существуют другие меры профилактики конфликтов. Выбор зависит от субъектов конфликта, от его места и времени. В одних случаях для достижения согласия используется механизм референдумов и выборов, в других оно обеспечивается с помощью указов, постановлений, приказов исполнительной власти или принятия необходимых законов (парламент). Формы разрешения конфликтов могут быть и силовыми (подавление, принуждение), и ненасильственными (поиск консенсуса и компромисса). К сожалению, общество, новые поколения не всегда делают необходимые выводы из исторических ошибок, хотя сейчас акцент на мирное разрешение внутренних политических конфликтов в Украине является очень необходимым.

Выводы

1. Политический конфликт - распространенное явление, которое сопровождает практически всю историю человечества и характеризует процесс столкновения противоположных социальных сил по поводу противоречивых политических интересов и целей и внутри той или иной страны, и на международной арене.

2. В условиях современного общества, разделенного по социальным признакам, конфликт - неизбежное явление. Решение конфликта обусловливает стабилизацию общества с последующим его развития. Задача социальной конфликтологии состоит в том, чтобы на основе тщательного анализа содержания конфликта указать основные пути ее решения с минимальными разрушительными последствиями столкновения.

3. Реалии современности настойчиво требуют ухода от силовых методов разрешения споров, вывели на первый план метод примирения противоборствующих политических сторон на основе сближения их позиций и интересов.

Под предотвращением политического конфликта понимается деятельность субъектов политических отношений, направленная на нейтрализацию возникшего и осознанного противоречия, ведущего к конфликтным действиям, либо недопущение разрушительного воздействия уже текущего конфликта на ту или иную сторону общественной системы. Основными направлениями предотвращения политической конфронтации являются следующие. Во внутриполитической жизни: социальное маневрирование - перераспределение определённой части общественного продукта; политическое маневрирование - широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнообразных интересов в устойчивые политические ориентации, фактически способствующие функционированию существующей политической власти; политическое манипулирование - целенаправленное воздействие на общественное сознание и, прежде всего, через каналы массовых коммуникаций; создание «образа врага» - перекладывание ответственности за нерешённые актуальные проблемы на другие политические силы и отвлечение внимания основной массы населения от насущных политических и социально-экономических задач; интеграция контрэлиты - персональное (формальное или неформальное) включение представителей контрэлиты в состав элиты либо приобщение к осуществлению власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты; силовое давление - от установления открытой тоталитарной диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе (в т.ч. физического истребления его носителей) до применения косвенных методов давления при соблюдении норм современного правового порядка, как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т. п. Во внешнеполитических отношениях: дальнейшая всеобъемлющая интернационализация жизни мирового сообщества во всех сферах и, прежде всего, хозяйственно-экономической, политической и культурной; строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования; снижение уровня военного противостояния, то есть непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений и, прежде всего, оружия массового поражения; усиление роли системы международных межправительственных организаций в области правового регулирования взаимоотношений между странами и народами; осуществление вооружённой «стратегии сдерживания» других государств от военных методов разрешения возникающих споров. Особую значимость в процессе урегулирования политических конфликтов играют применяемые методы урегулирования. Как пока зывает политическая практика, широко применяются следующие методы: «избегания», то есть уклонения одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации, когда происходит как бы игнорирование противоположной стороны; «откладывания», своего рода уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций; «социального исключения», уничтожения (подавления) противника (наиболее распространённые формы этого метода - вооружённое насилие, применяемое как во внутриполитической борьбе, так и на международной арене и законодательное (юридическое) запрещение, т.е., когда одна из сторон (а возможно и обе) вынуждена уйти с открытой арены политической борьбы в связи с постановкой её «вне закона»); компромисс между конфликтующими сторонами (может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес). В современных условиях наиболее распространенным средством достижения примирения сторон в технологиях управления конфликтом являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия примирения. Американские специалисты М.Дойч и С.Шикман считают, что эффективность переговоров, а равно и взаимное удовлетворение сторон повышаются, если последовательно отделять существующие проблемы от субъективной заинтересованности участвующих в споре людей; фокусировать внимание не на принципах, а на реальных противоречиях; вырабатывать несколько возможных вариантов решений; учитывать по преимуществу объективные критерии соотношения сил, а не партийные или идеологические позиции. Обещание уступок, внимательность к партнеру значительно увеличивают шансы прийти к соглашению. Угрозы же, давление на оппонента с позиций силы такую возможность снижают, нередко переводя переговорный процесс в «замороженное» состояние. Таким образом, из множества стратегий разрешения политического конфликта именно переговоры дают возможность уравнять уступки, спокойно рассмотреть альтернативные ситуации, продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность действий соперника.

Методы разрешения политических конфликтов часто делят на две группы:

  • 1) с применением насилия (войны, революции, различного рода перевороты, погромы, теракты и пр.);
  • 2) ненасильственные методы (переговоры, посредничество, арбитраж и пр.).

В современных условиях к наиболее плодотворным методам «снятия» конфликтных ситуаций относятся переговоры.

Соотношение силовых и несиловых методов решения проблем не является одинаковым. Оно менялось на протяжении развития цивилизации. Так, в истории западных сообществ роль мирных средств первоначально была незначительной и сводилась лишь к подведению итогов войны или попыткам передела мира в ее преддверии. Ныне ситуация принципиально изменилась: переговоры и другие ненасильственные методы стали важнейшим инструментом разрешения конфликтов. Тем не менее методы с применением насилия продолжают оставаться на вооружении участников конфликтов.

Выделяют две основные стратегии разрешения политических конфликтов:

  • - стратегия контроля - превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их первичным анализом и попытками не допустить приобретения спором разрушительных черт, т.е. предотвратить перетекание конфликта от кризиса к насилию.
  • - стратегия управления конфликтом - осуществление конкретных процедур и действий по целенаправленной модификации поведения конфликтующих сторон и изменению внешней среды.

Среди имеющихся средств по контролю и управлению течением конфликтной ситуации наибольшим влиянием пользуются следующие методы:

  • · инженерный
  • · гуманитарный
  • · управленческий.

Согласно «инженерному» подходу конфликт - это ситуация, управление которой требует сознательной достройки (или построение новой) организационных структур в сфере деятельности конкретных субъектов в области их мышления.

Приверженцы «гуманитарного » подхода делают акцент на активное сближение сторон-участниц конфликта на основе широкого использования посредников, проведение всесторонних консультаций и переговоров.

Сторонники «управленческого » подхода видят решение проблемы в постановке перед конфликтующими сторонами специфических задач, сближающих их позиции, позволяя при этом достигать собственных целей.л

В современной политической науке предлагается следующая классификация войн:

  • 1) войны-ревизии , т.е. войны, направленные на изменение характера власти;
  • 2) войны-дуэли , исход которых рассматривается как приговор свыше в споре;
  • 3) революционные войны , которые ведут к радикальному изменению международного порядка;
  • 4) войны-приговоры , т.е. войны, осуществляющиеся с целью исполнения приговора по отношению к агрессору.

Впрочем, в современных условиях все более актуальной становится технология мирного разрешения конфликтов. К наиболее плодотворным методам снятия конфликтных ситуаций относятся переговоры. Р. Фишер и У. Юри выделяют различные пути ведения переговоров - мягкий , когда оппоненты готовы идти на уступки; жесткий , когда они занимают крайнюю позицию для своей безусловной победы, и синтетический , который они рассматривают как наиболее предпочтительный: он объединяет черты двух предыдущих. Этот путь переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношению между участниками переговоров. Учеными были выработаны фундаментальные принципы переговорного процесса :

  • 1) делать разграничения между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами, сосредоточиться не на интересах, а на проблемах;
  • 2) настаивать на использовании объективных критериев оценки позиций субъектов;
  • 3) создавать взаимовыгодные варианты.

Но полное разрешение противоречий на переговорах не всегда возможно. В этом случае целесообразно прибегать к таким методам разрешения конфликтных ситуаций, как посредничество и арбитраж.

Посредничество -- это участие в переговорном процессе третьей, нейтральной стороны с целью выработки позитивного для обеих сторон решения. Процедура осуществления посредничества имеет свои принципы, главными из которых являются

  • - нейтральность,
  • - объективность,
  • - компетентность,
  • - авторитетность,
  • - нравственность.

Наконец, арбитраж: как процедура разрешения конфликта -- передача спора на рассмотрение третьей стороны, решение которой будет обязательным для обоих контрагентов. Это более жесткий способ, чем переговоры и посредничество.

Критериями действительно разрешенного конфликта выступают параметры, предложенные К. Митчеллом:

  • 1) проблема исчезает с политической повестки дня;
  • 2) решение принимается всеми участниками конфликта как на уровне элит, так и на уровне масс;
  • 3) нет необходимости в поддержании условий соглашения третьей стороной, т.е. соглашение является самодостаточным;
  • 4) соглашение воспринимается всеми участниками в соответствии с их собственными системами оценок как честное и справедливое;
  • 5) решение не является компромиссным, поскольку сторонам не пришлось довольствоваться лишь частичной реализацией своих целей;
  • 6) соглашение устанавливает новые, позитивные отношения между участниками конфликта;
  • 7) участники добровольно принимают условия соглашения без какого-либо давления извне.

В политической практике существуют различные пути урегулирования социальных конфликтов, т.е. снижение их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон. Однако набор используемых для этого методов весьма не велик. Все их можно свести к следующим четырем:

Отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов.

Применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам.

Осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки, приведшие к открытому столкновению.

Попытки коренного разрешения конфликтов путем устранения их непосредственных причин.

Выбор того или иного метода в практической политике определяется многими факторами.

Первые два метода весьма часто употребляются, особенно на ранних стадиях развития конфликтов. Однако в долгосрочной перспективе они едва ли приводят к положительным результатам. Конечно, замалчивание конфликта на первых порах сможет притормозить его развитие. Физическое принуждение также может на некоторое время сдержать действия сторон. Но при этом сохраняется угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как его глубинные корни оказываются незатронутыми. Раньше или позже для урегулирования конфликтов приходится прибегать к использованию третьего или четвертого метода.

Наиболее предпочтительным методом является достижение компромисса между конфликтующими сторонами. Подчеркнем, что компромисс может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес. Тогда открывается путь взаимных уступок ради достижения общей цели. Но при этом конфликты не обязательно исчезают и даже не всегда изменяют свою интенсивность, они лишь переводятся в институциональные рамки развития, что повышает возможность их контроля со стороны властвующей элиты. Если же отношения сторон имеют радикально-конфликтный характер, тогда требуются меры по коренному устранению причин напряжения.

В недемократических, тоталитарных политических системах, как правило, правящей группой ставятся цели полной ликвидации конфликтов во имя всеобщей гармонии и единства. Однако такие цели всегда оказываются недостижимыми. Весь опыт существования тоталитарных систем показывает, что они неизбежно поражаются социальными конфликтами, причем в формах наиболее болезненных и разрушительных. Имеющиеся противоречия здесь не разрешаются, не регулируются, не смягчаются, и загоняются внутрь социального организма, чтобы в конце концов прорваться наружу в насильственных, неинституциональных формах политического действия.

Вместо частных конфликтов возникает один макро конфликт - стихийный бунт, военный переворот, революция или гражданская война, которые требуют от общества очень высокой социальной платы.

Рекомендуем почитать

Наверх