Символику цвета преподобный андрей рублев. Икона Андрея Рублева «Троица» Символика образа

Сказки  08.05.2024

12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева

Импровизация - дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» - яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых

1 ЧАША . Это центр композиции - символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.
2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА . Символ жертвенности Бога Сына.
3 БОГ ОТЕЦ . По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.
4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ . Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
5 СКИПЕТР . Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).
6 ДЕРЕВО . В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ . В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий, и одновременно благословляет этот путь.
8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ . Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
9 ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.
10 БОГ СЫН . Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, - говорит культуролог Вадим Ланкин, - можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».
11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) - символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.
12 ГОРА . Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский - «великий и сильный».
В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, - и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, - в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.
Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», - отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания - жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, - говорит ученый, - обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».

ХУДОЖНИК
Андрей Рублев

Ок. 1360 - Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника.
Ок. 1400 - Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).
До 1405 - Принял монашество под именем Андрей.
1405 - Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились).
1408 - Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно).
Ок. 1425–1427 - Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным - в 1411 году).
Ок. 1427 - Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно).
Ок. 1440 - Скончался в Андрониковом монастыре.
1988 - Причислен к лику святых.

Цель. Воспитание чувства гордости за Отечество.

Андрей Рублев «Троица»

Воспитание духовно-нравственных качеств.

Задачи. Рассмотреть икону Андрея Рублёва с точки зрения особенностей композиции и цветового решения.

В 2015 году день Святой Троицы будет праздноваться 31мая. Это великий христианский праздник.

Икона «Троица» была написана около 1411 года одним из святых учеников преподобного Сергия Радонежского Андреем Рублёвым (1370-1430) и находится в Москве в Третьяковской галерее. Икона писалась в то время, когда Русь находилась под игом монголо-татар, а русские князья постоянно воевали друг с другом. Не было согласия между ними, что еще больше ослабляло Русь.

Иконописцу удалось достичь впечатления согласия, покоя, гармонии. Ответим на вопрос: как ему это удалось?

Рассмотрим особенности композиции.

На иконе мы видим Трех Ангелов, сидящих рядом. Они склонились друг к другу. Боковые фигуры равноудалены от центральной фигуры.

Такой прием называется симметрия .

Уже с этого момента начинается удивительная красота, наполняющая икону чудодейственным светом.

Дело в том, что у древних народов, в том числе и христиан, число три ассоциировалось с кругом – символом жизни.

Повторяемость формы круга мы видим:

    вокруг ликов Ангелов (круги-нимбы),

    в жертвенной чаше,

    в круге на столе, образованном коленями Ангелов.

Перейдем к цветовому решению иконы.

Начнем с того, что всё мироздание древние народы делили на два мира:

мир Бога и мир Человека.

Эти 2 мира противостоят друг другу и в христианском религиозном искусстве. Каждому этому миру принадлежат свои предметы, числа, цвета. Поэтому не случайно выбраны иноком Андреем цвета на иконе.

В одеждах всех Ангелов встречается синий цвет . Синий означал божественность, веру, верность.

Хитон центрального Ангела коричневого цвета.

Коричневый хитон может быть только на Ангеле, который воплощает в себе божественное и земное начало, т.к. коричневый – это смесь синего (божественного) и красного (земного цвета).

Красный – земной человеческий цвет означал огонь, смелость, честность, красоту.

Центральный Ангел - это Иисус Христос, сын Бога и земной женщины Марии.

Он Бог-Сын и принадлежит двум мирам: Божественному и человеческому.

Хитоны боковых Англов синие. Они принадлежат божественному небесному миру.

Левый Ангел в розовом плаще . Розовый – это белый и красный.

Белый цвет – это безгрешность жизни, чистота, мир, правда, добро.

Красный – земной цвет. Этот Ангел - создатель земного мира.

Он Бог-Отец.

Правый Ангел в зелёном плаще.

Зелёный - цвет неувядающей молодости в каждом человеке.

Это Бог - Святой Дух.

За спиной Бог Отца возвышается здание, еще одно указание на то, что именно его волей с чистыми, безгрешными помыслами сотворён МИР.

Над Богом Сыном мы видим вечнозеленое дерево. Вечнозеленое дерево – символ вечной жизни, данной человечеству Иисусом Христом, принявшим смерть за всех нас.

Над Богом Святым Духом мы видим гору (символ высоких помыслов), уходящую в небесные выси, откуда нисходит на нас Святой Дух.

Сияют золотом венцы над головами Ангелов, их крылья тоже золотые. Золотой цвет у древних христиан - это символ Вечного Бога.

Лики Ангелов похожи, т.к. они представители единого Бога. И все-таки они разные, т.к. выражают разные особенности единого Бога:

    Бог Отец – создатель, основа всего,

    Бог Сын – воплощение совести, готов пожертвовать собой ради Человечества,

    Бог Святой Дух. Каждый человек жив силой духа, которая в нем есть.

На иконе изображен момент, когда Бог Сын продемонстрировал готовность пострадать за Человечество и благословил чашу со своей кровью, которая будет пролита в будущем.

Вывод.

Иконописцу с помощью симметрии, повторяемости формы круга и цветового решения удалось достичь впечатления согласия, покоя, гармонии.

Образы трех прекрасных Ангелов всем своим обликом выражают просветленную доброту, умиротворение, одухотворенность мысли. Вместе Ангелы воплощают духовное совершенство, к которому должен стремиться каждый человек

Сюжет знаменитой иконы Андрея Рублёва основан на 18-й главе книги Бытия, повествующей о явлении престарелым праотцам Аврааму и Сарре, возле их шатра у дубравы Мамре, трёх светозарных мужей. Авраам принял необыкновенных путников, поклонился и омыл им ноги, велел закласть лучшего телёнка и испечь пресные хлебы для угощения, чтобы укрепились сердца путников. Ангелы предсказали Аврааму и Сарре чудесное, вопреки естеству, рождение у них сына Исаака, от которого произведет Господь народ израилев. Здесь произошло событие необыкновенное, соответствующее важности происходящего, - под видом Ангелов-странников Аврааму явилось само Троичное Божество.

Этот сюжет приобрёл особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г.) догмата о триединстве Божества и стал одним из самых ключевых в иконографии. «Изображение ветхозаветной Троицы стало рассматриваться как демонстрация единства трёх Лиц, равнозначности и единосущия и одновременно разницы их ипостасей. В новозаветной традиции трапеза у Авраама - прообраз будущей искупительной жертвы и евхаристической трапезы. Поэтому явление трёх Ангелов Аврааму и вкушение ими агнца...воспринимается в контексте космического домостроительства Господня и предвечного совета Троицы о судьбах мира и человечества».

Тайну Святой Троицы человеку постичь невозможно. Можно лишь представить абстрактно, по аналогии с привычным и понятным, или образно через изображение. Единица равняется трём - так «математически» можно выразить эту тайну. Единство мысли, слова и духа, наполняющего мысль, слово и действие, - так проявляются свойства, присущие Святой Троице, в личности человека. Наиболее изобразительно и догматически верно Предвечный совет Святой Троицы выражен в иконе Андрея Рублёва «Троица», о которой и пойдёт речь.

В ней всё надмирно и всё духовно. Не случайно бытовые подробности сюжета опущены. Сара и Авраам выведены за пределы изображения, а немногие детали, композиционно заполняющие пространство иконы, делают изображение символически значимым и необыкновенно точным. Это позволяет сосредоточить внимание на самом сущностном, определяющем богословскую мысль о грядущем преображении всякой твари и вселенной на основе единства и гармонии. Композиция и изображённые детали на иконе имеют прикладное, описательское значение и в то же время содержат глубокий духовный смысл.

Композиция

Композиционный центр иконы - чаша с головой жертвенного агнца, стоящая в центре стола. В свете Евангелия она символизирует евхаристическую чашу с Новозаветным Агнцем - Христом. Стол означает жертвенник, т.е. голгофу, и одновременно престол, т.е. гроб Господень. Не случайно чаша композиционно связана с центральным Ангелом (Сыном), одетым в одежды Христа, благословляющим чашу и принимающим покорно волю Отца (левый Ангел). Интересно, что пространственная форма вокруг фигуры центрального Ангела, образованная силуэтами двух других Ангелов по сторонам от него, тоже прочитывается как силуэт чаши, что ещё раз указывает на особое значение ипостаси центрального Ангела - внутри потира-чаши композиционно может располагаться только Христос. Взгляд от центра, обходя силуэты фигур, плавно скользит по кругу, начиная от центрального Ангела вверх, далее, по часовой стрелке вниз, затем опять вверх - останавливается на левом Ангеле. Левый Ангел-Отец правой рукой благословляет жертвенную чашу, взирая на обращённых к нему Ангелов, и направляет наш взгляд опять в центр, к чаше. «Жест правого Ангела (Святый Дух) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обречённого на жертву Сына». Композиционный круг, в который естественно вписано изображение, символически подчёркивает космологическое значение сюжета. Круг символизирует Вечность и Вселенную, это начальная форма, образующаяся из движения точки вокруг геометрического центра. Вокруг композиционного и смыслового центра иконы - жертвенной чаши!

Символика описательных деталей

Элементы стаффажа композиции имеют иллюстративное значение описания места события: «И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр во время зноя дневного» (т.е. рядом с домом в тени растущего неподалёку дуба). Поэтому элементами этими являются древо, дом и скала (как указание на пустынное место).

Символически эти элементы раскрывают своё смысловое содержание в свете цели и назначения богочеловеческого сотворчества в созданном Богом мире. Палаты - образ домостроительства Господня. Древо - древо жизни вечной, даруемой Св. Духом через крестную жертву. Не случайно оно расположено слева от правого Ангела - Св. Духа и за спиной центрального Ангела-Сына, рождённого в мир и распятого в нём на древе. Скала - образ духовного восхождения и Голгофы. Интересно также и то, что посохи, которые держат Ангелы в руках, будут оставлены Аврааму и из них вырастет древо (благодаря Лоту, поливавшему их водой из Иордана). Это древо будет отвергнуто при строительстве Первого Храма, но пригодится для изготовления креста, на котором будет распят Господь наш Иисус Христос.

Символика цвета

Главный смысл цветового решения иконы - это «фаворская» светоносность, «...т.к. созерцаемое Божество являло собой картину райского горнего мира, иконописец с помощью красок стремился передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору... Символичность колорита в иконе особенно ощутима в ведущем звучании сине-голубого, именуемого «рублевским голубцом». Голубой цвет, наряду с тёмно-бордовым всегда был богородичным цветом.

Хочется отметить, что отсутствие в иконе Авраама и Сарры означает лишь, как выше уже было сказано, выведение их за пределы изображения, то есть их незримое присутствие в сюжете остаётся прикровенным. Каждый предстоящий перед иконой стоит на месте ветхозаветных праотцев и делает их зримыми нашим чувственным очам! Это заставляет невольно задуматься, что приносим мы явившемуся нам Божеству, соответствуем ли мы праотцам и Ему духовно? Будет ли это приношение наше холодным равнодушием и враждой к Богу или любовью и милосердием, побеждающим «страх ненавистной розни мира сего», в конечном итоге способны ли мы, вслед за праотцем Авраамом, пожертвовать хотя бы немногим для Бога, для своего ближнего или для посетившего нас пришельца?

Подготовил В. Аншон

«Троица» почти сразу становится образцом - по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.

«Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры

История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским - вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому».

«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.

Композиция и интерпретация

Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога - принимает их с почетом и угощает.

Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе - чаша с головой тельца, на заднем плане - здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.

Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца - Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.

Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию - древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание - в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь - дом Божий.

Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай - место дарования закона, Сион - Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор - Преображение Господне, Голгофа - Искупительная жертва, Елеон - Вознесение.

Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый - Сына (как основателя Церкви), правый - Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому - средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной - отец.

В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы - пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.

Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества.

История открытия и современное состояние

В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.
Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить - отреставрировать, восстановив изначальный вид.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась. Поновление не было реставрацией - в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.

Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа - к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.

В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути - то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.

К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ - лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу. Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.

Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.

— «Воздушные», прозрачные краски, в которых наш современник часто видит особый авторский замысел, создающий колорит и атмосферу рублевской «Троицы», делающий фигуры ангелов тонкими и бесплотными - следствие реставраций и поновлений. Изначально икона была написана яркими красками.
— Священник Павел Флоренский считал само существование «Троицы» Андрея Рублева доказательством бытия Бога (см. работу «Иконостас»).
— В финале фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» зритель видит образ «Троицы».

Единство мудрости,красоты и человечности- основной мотив творчества АР,хотя с др.стороны это самая высокая цель иск-ва,достичь которую удается редко кому. Вершиной Творчества АР и всего древнерусского иск-ва можно считать «Троицу». С огромной глубиной,силой выразил в ней мастер языком цвета,линий,форм,теней своё худож. кредо и сущность философ-религиоз.сознания чел-ка ДР во времена расцвета ее духовной культуры. По словам одного исследователя, в иконе не чувствуется действия,есть только неподвижное созерцание и три души,особая тишина пронизывает икону.

Ангелы слегка обращены друг к другу,но они не мешают друг друг и не разлучаются;они находятся в единстве,которое основано на любви.Тихая гармония Троицы вовлекает верующего в особый мир. Для чел-ка СВ Троица- это глубокий худож.образ откровения триединого Бога и символ Евхарстии(чаша с головой агнеца- средневековый символ евхаристической жертвы).

Для русских людей к.14-н.15вв. идея триединого бога была важна не только сама по себе,но и как символ общего единства и единения:небесного/земного,духов/материал,Бога/чел-ка,наконец,людей м/у собой.Это символ уничтожения вражды и разногласий,символ идеала бесконечной всепобеждающей любви.Не случайно икона написана в память Сергия Радонежского-борца за единство рус.зесель,ведь он один из вдохновителей объединения Руси вокруг Москвы.

Еще в этой иконе воплощен идеал чел-ка ДР: мудрого,добродетельного,нравственного;чел-к,который способен ксамопожертвованию,он духовно и физически прекрасен;выражена мечта каждого чел-ка о всеобъемлющей любви.

Сложно и глубокое духовное содержание Троицы,как и других произ-й АР,гениально выражено им с помощи линии,цвета,формы. Для худож.языка АР характеры ясность форм,гармоничность,просветленность,мягкий лиризм, задушевность,особая чистота цвета и музыкальность линий.

Структурную основу композиции Троицы,как и ряда других изображ-й АР,составляет круг. От главное круга, образуемого силуэтами крайних ангелов и в центре которого помещена евхаристическая чаша,ритмические круговые движения расходятся по всей иконе,создавая прочное единство всех элементов композиции. Очерки голов,нимбов,волос,подбородков,бровей,крыльев выполнены округлыми линиями. Круг- с древности, символ совершенства и единства.Это значение он сохр. и в изобр-ях АР,но под его кистью система круговых и параболических линий наполняется особым,не выразимым словами худож.богатством.

Краски Троицы- редчайший пример ярких цветов,объединенных в тонко прочувствованную гармонию взаимоотношений,построенная на сочетании легких оттенков розово-сиреневых, серых, золотистых, желтых. Небесный яркий голубец лазури был любимым цветом АР, и он умел очень тонко построить на его основе всю цветовую гамму,подчеркнув его глубокую худож.символику. Фигуры преображены легким сиянием,которое они излучают. Творчество АР оказало сильное влияние ивописцев ДР. Мастер Троицы стал образцом,каноном для русской иконописи 15-16в,что означало не только признание его гениальности современниками и ближайшими потомками,но и завершения периода активного развития древнерусской живописи.

Даже беглый взгляд на его искусство показывает, насколько глубока, философична была живопись, отражавшая основные тенденции древнерусского искусства. Таких высот духов­ности русской живописи уже не суждено будет достичь никогда. Да, собственно, таковым, безусловно, является «Троица» Рублева. Любое великое искусство преодолева­ет не только временные, но и пространственные границы.

19. ТВОРЧЕСТВО ДИОНИСИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ЕГО ЭПОХИ. Уже такой талантливый последователь Рублева, как Дионисий - третья крупнейшая фигура в древнерусском искусстве,- увлекшись, как справедливо отмечал В. Н. Лазарев, художественным языком своего кумира, утратил что-то от его глубокой содержательности. Дионисия отделяет от Рублева по­чти целое столетие. За это время существенно измени­лись и социально-политическая ситуация на Руси, и ду­ховная атмосфера. На смену идеалам Сергия Радонежско­го, которыми жил Рублев, пришли новые идеалы «осифлян» - последователей Иосифа Волоцкого, высоко це­нивших роскошные церковные украшения, культовое искусство в целом. И хотя с ними еще активно и не безрезультатно боролись «нестяжатели» во главе с высо­кодуховным подвижником Нилом Сорским и его последо­вателями, искусство ориентировалось на тех, кто его ак­тивно поддерживал, то есть на Иосифа Волоцкого и его сторонников.

Известно, что Дионисий был близок к Иосифу, а по­следний высоко ценил искусство Рублева и благосклонно относился к Дионисию.

Было бы, однако, неверно утверждать, что искусство Дионисия - это шаг назад по сравне­нию с Рублевым. Понятия «вперед-назад» вообще не­приемлемы для оценки искусства. Как Рублев не был шагом „перед по сравнению с Феофаном, но шагом со­всем в ином направлении, так и Дионисий- не отступление от высоких достижений Рублева, но движение в другом, актуальном для его времени направлении.

«В искусстве Дионисия много одухотворенности, нрав­ственного благородства, тонкости чувства, и это связывает его с лучшими традициями Рублева»,- писал М. В. Алпа­тов. Однако живопись Дионисия уже нельзя так же безоговорочно назвать философией в красках, как искус­ство Феофана или Рублева; точнее это эстетика в красках. Его не так непосредственно волновали глубинные миро­воззренческие проблемы своего времени, как его знамени­тых предшественников. Не самая сущность духовно-религи­озных исканий, не поиски умонепостигаемой истины, но формы ее выражения в культе и обряде занимали умы многих современников Дионисия, и он активно отклик­нулся своим творчеством на эту эстетическую потребность времени.

Предельная эстетизация культа и всей духовной куль­туры - характерное явление второй половины XV - на­чала XVI века. Высокого развития достигает в этот пери­од церковное пение. При этом намечается явная тенден­ция к его повышенной эстетизации. В словесности про­цветает утонченная эстетика, активно проявившаяся во введенном еще Епифанием Премудрым стиле «плетения словес». Живопись не осталась в стороне от общего движе­ния художественного мышления времени. Лучшим и са­мым высоким образцом в этом плане является творчество Дионисия.

Среди главных специфических особенностей его худо­жественного мышления следует в первую очередь назвать утонченную красоту, лиризм и музыкальность. Духовные ценности предстают у Дионисия в зеркале тончайших движении поэтического чувства, воплощенного в музыке линий и цветовых отношений.

Из мастерской Дионисия вышло большое количество икон, некоторые из них сохранились до нашего времени и дают ясное представление о стиле и характере его живописи. Из росписей история донесла до нас только один, зато полностью сохранившийся цикл- живопись храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Это одна из последних работ мастера, выполненная первые годы 16 столетия совместно с учениками. Общий замысел, композиции,прориси фигур и выбор

цветового решения явно принадлежат самому Д и дают возможность почувствовать особенности его худож.языка.

Даже беглый взгляд на его искусство показывает, насколько глубока, философична была живопись, отражавшая основные тенденции древнерусского искусства. Таких высот духов­ности русской живописи уже не суждено будет достичь никогда.Любое великое искусство преодолева­ет не только временные, но и пространственные границы.

Рекомендуем почитать

Наверх