Проект «Благоустройство школьной территории: «Поляна туристов. Озеленение территории школы План озеленения школьного участка

Животные и природа 27.02.2024
Животные и природа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области

Окружной этап областного конкурса

«Красивая школа-2016»

Заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

Так и учитель должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский

Координаторы проекта:

Кандакова Елена Александровна

учитель технологии и искусства

МКОУ СОШ п.Светлополянск

Тарасова Татьяна Николаевна

директор МКОУ СОШ

п.Светлополянск

п. Светлополянск, 2016

Содержание

    Обоснование проекта……………………………………………………3

    Актуальность темы проекта……………………………………………..3

    Адресация проекта……………………………………………………….4

    Цели и задачи проекта……………………………………………………5

    Участники проекта………………………………………………………..6

    Срок реализации проекта………………………………………………...6

    Практическая значимость………………………………………………...6

    Сбор и анализ информации………………………………………………6

    Ресурсы проекта………………………………………………………….10

    Этапы реализации проекта……………………………………………..11

    График реализации проекта…………………………………………....12

    Ожидаемый результат………………………………………………..…14

    Реализация проекта:

13.1. Модуль «Безопасность»…………………………………………..14

13.2. Модуль «Озеленение и благоустройство пришкольной

территории………………………………………………………....15

13.3.Модуль «Память»………………………………………………..…19

13.4. Модуль «Детский городок»…………………………………….... 21

    Оценка эффективности реализации проекта………………….……. 22

    Перспективы реализации проекта………………………………….…23

1. Обоснование проекта

Особенностью расположения школы является то, что она находится в центральной части поселка на пересечении двух улиц ул. Новая и ул. Дзержинского, состояние территории школы всегда в поле зрения жителей. Здание сдано в эксплуатацию в 1975 году. Находится в 9 км от районного центра г. Кирс, с которым связан автомобильным и железнодорожным сообщением.

Общая площадь земельного участка школьной территории - 3810 кв.м.; общая площадь под зданием – 1755,8 кв.м.

На пришкольной территории выделено три зоны;

    спортивный комплекс: асфальтированные беговые дорожки, гимнастический городок, полоса препятствий, игровые площадки, футбольное поле, баскетбольная площадка, хоккейная коробка.

    пришкольный участок, где учащиеся выращивают корнеплоды: картофель, морковь, свеклу.

    цветники и клубы.

На территории школьной территории имеется лесная зона, состоящая из древесных пород: сосна, береза, осина, рябина, кустарники и заболоченный участок.

Коллектив школы постоянно проводит работу по воспитанию у учащихся, их родителей бережного отношения к своему населенному пункту, развитию эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Поэтому в МКОУ СОШ п. Светлополянск сложилась система нравственного и трудового воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Воспитательная система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

2. Актуальность темы проекта:

«Известно, что чувство Родины в каждом гражданине соразмерно его личному творческому вкладу в общее дело, отсюда легко объяснить патриотизм истинного труженика…» Л.Леонов.

В настоящее время люди больше внимания стали уделять благоустройству окружающего мира, социальной среды, объектов социального значения: их места работы, учебного заведения, территории, прилегающей к дому, создавая интересные «уголки радости» для поднятия настроения.

Родина в сознании каждого из нас это что-то свое глубокое, заложенное нашими родителями, учителями и окружающим нас миром. Как говорил А.И. Куприн « Родина – это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей… Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности и зрелости…»

Большую часть времени ребенок проводит на территории школы, и именно она остается в памяти каждого из нас как маленький теплый «островок детства», в который хочется вернуться.

А нам учителям проблема благоустройства школьной территории остается актуальной всегда. Начиная с первых весенних лучиков солнца, мы начинаем анализировать состояние школьной территории и строить планы предстоящей работы по благоустройству нашего родного уголка - школьного двора.

К решению этой проблемы привлекаются все участники образовательного процесса, что способствует формированию единого дружного коллектива учителей, учеников, родителей.

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Благоустройство школьной территории позволяет подросткам ощутить свою значимость, повзрослеть, ощутить свою способность делать важные полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость себе и окружающим, создавать прекрасное. Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым.

Тот мир, который мы создаем вместе, способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, чувства прекрасного. Формирует экологическую культуру учащихся. Ведь «целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах любви, добра и красоты» В.М. Бехтерев.

3. Адресация проекта:

Благоустройство особенно важно, так как территория школы это эстетический, культурный, досуговый, спортивный центр нашего поселка.

Обследовав школьную территорию, отметили, что некоторые участки нашего школьного двора выглядят не эстетично: прифасадные клумбы, около которых растет шиповник, необходимо обновить новыми многолетниками, цветник, где растут тополя и акации имеет пустынный вид. В саду кусты шиповника, боярышника, ирги разрослись и превратились в заросли. Есть место для других посадок. Площадка перед школой требует благоустройства за счет постройки различных детских сооружений.

Проанализировав, объем работы, мнение участников анкетирования, пришли к выводу, что необходимо провести ряд мероприятий по благоустройству школьной территории совместными усилиями учителей, детей, родителей и общественностью.

4. Цели и задачи проекта :

Цель: создание благоприятных условий для эмоционального и физического отдыха и развития детей через организацию и проведение мероприятий по благоустройству территории школы.

Задачи проекта:

    определение зон пришкольной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы;

    формирование комфортной среды для учащихся, усовершенствование экологически привлекательного пространства возле школы;

    воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

    развитие творческих способностей учащихся к практической деятельности в области ландшафтного дизайна.

    развитие форм межведомственного взаимодействия, сотрудничество с родительской общественностью и всеми заинтересованными организациями, учреждениями для осуществления благоустройства школьной территории.

Для достижения цели и решения поставленных задач необходимо:

    привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы по благоустройству школьной территории;

    изучить требования образовательного учреждения, литературу по благоустройству дизайна территории;

    создать творческие группы по разработке проекта;

    провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, родителей по выявлению предложений благоустройства школьной территории;

    проанализировать имеющиеся ресурсы, привлечь спонсоров;

    разработать и осуществить план по озеленению и благоустройству школьной территории;

    оценить степень реализации проекта и определить перспективы.

Инициаторами и организаторами проекта являются Совет старшеклассников

5. Участники проекта:

Учащиеся школы, выпускники школы, педагогический коллектив, родительская общественность, администрация поселка, заинтересованные учреждения и организации и неравнодушные к проблемам школы.

6. Срок реализации проекта: 3 года (2014-2016 гг.)

Работа по благоустройству школьной территории не заканчивается. У коллектива учителей и учащихся, родителей много предложений и идей для работы в будущем.

7. Практическая значимость:

    привлечение общественности к значимости проекта;

    определение зон пришкольной территории;

    улучшение окружающего ландшафта школьного территории,

    создание благоприятных условий для развития и отдыха детей.

8. Сбор и анализ информации:

Сбор информации по проблеме.

На Совете учащихся (активистов, волонтеров школы) обсудили вопрос о благоустройстве школьной территории. Создано три группы:

Аналитики:

Провели социологический опрос среди учащихся, работников школы, родителей и населения поселка по таким вопросам:

Дизайнеры:

Предложили разработать эскизы дизайнерских композиций детских площадок, клумб и схему размещения их на школьной территории в соответствии со средствами и возможностями школы.

Эксперты:

Проанализировали состояние дел на территории школы, обсудили с администрацией школы вопросы по благоустройству территории и выяснили, какие средства и материалы есть в школе, а какие необходимо приобретать с помощью спонсоров, людей неравнодушных к проблеме школы. Назначили ответственных за выполнение мероприятий.

Анализ социологического опроса и анкетирования

Все опросные листы заполнялись самими респондентами в нашем присутствии. В случае необходимости они получали наши разъяснения. В социологическом опросе приняли участие 250 респондентов.


Вопрос № 1. Считаете ли вы, что школьную территорию необходимо благоустроить?

80 % опрошенных ответили: «Да, школа и школьная территория не только находиться в центре поселка, но и является центром культу и отдыха. Поэтому территорию необходимо благоустроить»;

Вопрос №2. Что, по вашему мнению, необходимо создать на школьной территории?


63% респондентов хотели бы создать цветники с многолетниками, которые бы располагались около фасада школы и создать интересные композиции в цветниках, где растут тополя с использованием элементов ландшафтного дизайна, а также обновить забор вокруг школы.

35% - оборудовать места отдыха и игровые площадки для детей разных возрастов, чтобы можно было ими пользоваться в разное время года, а для отдыха взрослых обновить скамейки;

2% - предложили создать аллею памяти.

Ученики 11 класса решили, что каждый год наши выпускники будут закладывать аллею или разбивать клумбы в память о выпускниках на территории школы.

Вопрос№3. Хотели бы вы принять участие в проекте, чем бы вы могли помочь?

Большинство опрошенных (85%) готовы принять участие в благоустройстве школьной территории.

Вывод:

Большинство опрошенных респондентов считают проблему благоустройства школьного двора актуальной и готовы принять участие в его обновлении.

Анализ состояния дел на территории школы, взаимодействие с общественностью.

На совете старшеклассников директор школы описала материальное положение школы. Пояснила, какие средства можно использовать для благоустройства территории школы.

Этого оказалось недостаточно. Решили обратиться за помощью к своим родителям, жителям поселка, пригласить спонсоров, учитывая, что во время анкетирования многие предлагали свою помощь.

ДОК «Камский» предложили пиломатериалы для постройки детского городка, клумб.

ООО ГЖД предложили помочь с краской.

Родители на родительских собраниях предложили помочь цветами многолетниками, рассадой цветов.

Проект включает в себя работу по следующим направлениям:

    Модуль «Безопасность» (ремонт ограждения школы и благоустройство территории, ремонт ворот, восстановление освещения школьной территории) .

    Модуль «Детский городок» (оборудование детского игрового комплекса для организации прогулок младших школьников, учащихся среднего звена и детей поселка, обновление спортивного сооружения).

    (акции по уборке территории школы «Чистый двор», разработка дизайна клумб, рабаток с помощью многолетних и однолетних цветов, благоустройство сада и посадка новых деревьев, посадка, уход и уборка овощей на пришкольном учебно-опытном участке).

    Модуль «Память» ( акция «Сады Победы», Аллея «Победы» по инициативе администрации Верхнекамского района высадили -сирень.

К 70-летию Победы оформление фасада школы: акция «Голубь мира»

Работа в цветниках «Марш красных гвоздик», «Цветы победителю», «Полевые цветы», «Ромашки ветерану»

9. Средства проекта:

Оборудование пандуса на центральном крыльце.

Освещение над парадным крыльцом.

    Ремонт ограждения по периметру школы.

    Установка ворот на въезд школы.

(средства от сбора макулатуры и сбора металлолома, помощь спонсоров)

    Ремонт калиток (три штуки по периметру школы)

    Ремонт крыльца, оборудование слива над парадным крыльцом.

(средства от сбора макулатуры и сбора металлолома)

Модуль «Озеленение и благоустройство пришкольной территории»

    Очистка территории от сорняков и корней в саду с тополями под новые клумбы.

    Разбивка новых клумб в цветнике.

    Изготовление и установка клумб из старых колес.

    Акция «Сады Победы» (посадка яблонь)

    Акция «Чистый двор» весной и осенью.

(транспорт-помощь администрации поселка)

    Изготовление и разбивка новых клумб у входа школы, благоустройство рабатки у школы.

    Работа в лесной зоне (убрать подлесок, ограждение муравейников)

    Акция «Аллея Победы»(сирень)

    «Марш красных гвоздик»

    «Цветы победителю»

(помощь спонсоров, родителей)

    Акция «Чистый двор» весной и осенью

(транспорт-помощь администрации поселка)

    Обновление цветников многолетниками рассадой однолетников.

    Акция «Полевые цветы»,

    Акция «Ромашки ветерану»

(помощь спонсоров, родителей)

Модуль «Детский городок»

    Изготовление оборудования детского городка, горки, хоккейной коробки

    Обновление покраски детского городка;

    Установление полосы препятствий.

(средства от сбора макулатуры, сбора металлолома, помощь спонсоров)

    Ремонт скамеек около школы;

    Установка качелей

    Обновление покраски детских сооружений.

(средства от сбора макулатуры, сбора металлолома, помощь спонсоров)

10. Этапы реализации проекта:

п/п

Направление деятельности

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Подготовительный этап

Определение целей и задач проекта.

Разработка проекта.

    создание рабочей группы по разработке проекта;

    проведение исследований по проблеме благоустройства.

    утверждение проекта на заседании Совета школы;

    подготовка проектно-сметной документации по отдельным модулям проекта;

2014 -2015 уч . год

Основной

Реализация проекта.

    проведение школьного конкурса проектов по благоустройству школьной территории;

    освоение привлеченных средств для отдельных модулей проекта;

    совместная трудовая деятельность обучающихся и педагогических работников по благоустройству;

    формирование новых клумб;

    выращивание рассады и посадка растений.

    разработка конструкции детского городка

    разработка композиции детской площадки с размещением на ней детского городка, полосы препятствий и качелей.

    70-летие Победы оформление фасада школы: акция «Голубь мира»

    работа в цветниках «Марш красных гвоздик», «Цветы победителю», «Полевые цветы», «Ромашки ветерану»

    акция «Сады Победы», « Аллея Победы»

    подарок от выпускников школы (клумбы, многолетники, саженцы)

2014г., 2015г., 2016г.

Заключительный

Сопоставление действительных результатов с ожидаемыми.

    подведение итогов по выполнению мероприятий по каждому модулю;

    принятие решения о действии проекта, его отдельных направлений;

    заседание рабочей группы проекта.

2016г.

11. График реализации проекта: -директор школы,

Кл. руководители;

волонтеры.

2014-2015 уч. год

Проведение исследований по проблеме благоустройства

Учитель технологии, совет старш., волонтеры.

2014 год

Подготовка проектно-сметной документации по отдельным модулям проекта;

анализ результатов 1 этапа проекта

Директор школы.

Рабочая группа.

Основной этап

2015 год

2016 год

Модуль «Безопасность»

Частичный ремонт ограждения школы,

Ремонт ворот,

Директор школы, зам. директора по хоз. части, трудовые бригады учащихся.

2014год

2014 год

2016 год

2016 год

2015год

2015-2016

Модуль «Детский городок»

Ремонт хоккейной коробки, обновление спортивных снарядов.

Установка детского спортивного городка для организации прогулок младших школьников и учащихся среднего звена;

Ремонт и покраска скамеек

Оборудование качелей

Разработка полосы препятствий

Обновление покраски построек детского городка.

Рабочий по обслуживанию зданий., зам.по хоз. части, трудовые бригады учащихся

2014-2016

Модуль «Озеленение и благоустройство пришкольной территории»

Трудовой десант по уборке территории школы акция «Чистый двор» 2 раза в год (весной и осенью)

Классные руководители и учащиеся школы

2014-2016

2014-2016

2014-2016 год

2014-2016год

2015 год

2014-2016

2014-2016 год

2015-2016

Благоустройство сада: обрезка кустарников, формирование кустов.

Благоустройство цветника, перекопка земли, разбивка новых клумб

Завоз грунта, разбивка новых клумб и высадка рассады цветов у фасада школы

Уход за посаженными цветочными культурами в течение лета

Акция «Сады Победы» посадка саженцев яблонь в память об участниках Вов.

Акция «Подарок выпускников школе»

Работа на пришкольном учебно-опытном участке: посадка, уход и уборка урожая.

Участие в конкурсах по оформлению образовательных учреждений к праздникам: к новому году (постройка снежного городка на территории школы, оформление окон сказочными композициями), к Дню Победы.

Учитель биологии Плетенева О.В.

Учителя технологии совет ст., кл. рук., волонтеры, рабочие бригады учащихся

учащиеся школы 5-6 классов, волонтеры

Админ. школы, учащиеся 11 класса, кл.рук

Кл. рук. 11 классов

Кл. рук, родители и учащиеся 7 класса

Учитель технологии Кандакова Е.А., кл. рук., волонтеры, учащиеся, родители

Май 2016

Анализ результатов 2 этапа проекта

Рабочая группа

Заключительный этап

Июль

2016 года

Подведение итогов по выполнению мероприятий по каждому модулю;

Принятие решения о действии проекта, его отдельных направлений.

Рабочая группа

12. Ожидаемый результат:

    Улучшение экологической обстановки и санитарно-гигиенического состояния школьной территории, создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время .

    Создание условий для эмоционального и физического комфорта и развития детей, совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений через привлечение внебюджетных средств. Повышение конкурентоспособности школы.

    Привлечение внимания жителей микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.

    Обновление школьного спортивного снаряжения на территории школы, приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

    Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

13. Реализация проекта:

Первый шаг к благоустройству территории школы это уборка от мусора.

Трудовой десант «Чистый двор» в школе для поддержания чистоты проводится каждой весной и осенью. Каждый класс с классными руководителями убирает свою зону, отведенную советом старшеклассников.



Осуществление проекта по модулям:

13.1.Модуль «Безопасность»:

Отремонтировали забор вокруг территории школы, поставили ворота, покрасили.


Обновили покраску забора вокруг прифасадного цветника.


13.2. Модуль «Озеленение и благоустройство пришкольной территории»:

Расскажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня и я научусь и передам другим.

(китайская мудрость)

Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в жизни. Для работы по озеленению школы используются уроки биологии, уроки технологии. Дети при участии в посадке растений узнают об особенностях растений и правилах ухода за ними непосредственно на месте.

Совет старшеклассников совместно с родительским комитетом школы приняли решение по отработке практики учащихся в летние каникулы по благоустройству пришкольной территории. Приказ №85а от 17 сентября 2014 года «Положение о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой» (п. 1.11).

На совете старшеклассников распределена работа всем учащимся 5-11 классов.

5классы

6класс

Работа на прифасадной клумбе

(уборка мусора, рыхление, посадка, растений); Полив и прополка;

Классный руководитель

Учитель биологии

7класс

Работа на пришкольном участке, Посадка корнеплодов

(вспашка, посадка, уход и уборка);

Классный руководитель, родители

8класс

Разработка земли в цветнике, оформление клумб, их покраска;

Классный руководитель, учитель технологии,

9класс

Обрезка и формирование кустарников в саду;

Классный руководитель

10 класс

Формирование больших деревьев, обрезка лишних сучьев, вывоз мусора;

Классный руководитель

Зам по хоз.части

11 класс

Подарок школе (новые клумбы, аллея памяти или многолетники)

Классный руководитель родители

Подготовка земли в цветнике для клумб.




На клумбы – горки размещаются цветы однолетники рассадой, которые выращивает школа, родители (бархатцы, львиный зев, петунии, эшольция, календула и другие).

По краям расположены клумбы с многолетниками, которые принесли жители поселка (ирисы, нарциссы, лилии, пионы, кислица ). 11 класс на память школе изготовили и установили клумбу-паровоз, посадили многолетники.


8 класс сконструировали и покрасили ящики для клумб.


5-6 классы на дно клумб постелили пленку, наложили листвы, а затем земли с пришкольного участка и посадили рассаду цветов (бархатцы).



Каждый год весной устанавливаются прифасадные клумбы, а осенью их освобождают от земли и убирают в школьный сарай для следующего года. В летний период рабочие бригады школьников ухаживают за цветниками.

Разбита прифасадная клумба с многолетними цветами (нарцисс, энотера, лилейник, кислица, октябринка , флоксы).

В прифасадной клумбе, где растет шиповник, тоже посадили многолетники (колокольчики, нарциссы, ирисы, балан, энотера, лилейники др.), по краям однолетники (эшольция, космея, календула, настурция).

Совместный труд способствует передаче практического навыка работы на огороде от родителей к детям. Вырученные средства класс тратит на свои нужды (походы, поездки, чаепития). Такой опыт работы школа практикует уже давно.

Благоустройством сада и формированием, где растет шиповник, ирга, боярышник занимаются по весне 9 класс. Совместно с учителем биологии и классным руководителем. Учащиеся также приобретают знания и навыки работы с секатором для правильного формирования куста.


Собранные ягоды шиповника, ирги и боярышника используются для приготовления чая в школьной столовой.

13.3. Модуль «Память»:

В 2015 году весной в нашей школе проведены акции, посвященные 70-летию Победы в ВОВ.

Разработан план работы по организации данной акции.

Работа в цветниках

5классы

6класс

«Марш красных гвоздик»

Классный руководитель

7класс

«Цветы победителю»

Классный руководитель,

8класс

«Полевые цветы»

Классный руководитель,

9класс

акция «Ромашки ветерану»

Классный руководитель

10 класс

акция «Аллея Победы»

Классный руководитель

11 класс

акция «Сады Победы»

Классный руководитель

Акция «Сады Победы» – это живая память о тех, кто отстоял для нас землю и свободу на своей Родине.

Организована торжественная линейка, посвященная памяти участников ВОВ с минутой молчания. Учащиеся совместно с представителями администрации области от Олега Валенчука, представителями администрации района и школы посадили 10 саженцев яблонь в память об участниках ВОВ.



Акция «Аллея Победы» по инициативе администрации Верхнекамского района высадили - сирень, акации.

К 70-летию Победы оформление фасада школы акция «Голубь мира».

13.4. Модуль «Детский городок»

На совете старшеклассников рассмотрели проблему благоустройства территории школы, учли все пожелания респондентов и решили разработать схему размещения детского городка.

Схема расположения спортивных сооружений и детского городка

На заработанные от сбора макулатуры и металлолома средства отремонтирована хоккейная коробка. Зимой учащиеся школы и жители поселка катаются на коньках, а летом играют в футбол. Школа приобщает учащихся вести здоровый образ жизни через проведение различных спортивных мероприятий: День Здоровья, Зарница, туристических соревнований и других соревнований по различным видам спорта. Поэтому все спортивные сооружения необходимы.



Также был разработан проект по созданию детского городка. С помощью учащихся старших классов, слесаря, заместителя по хозяйственной части и учителя труда построены детские горки, полоса препятствий.


Установлены качели, восстановлены спортивные сооружения.



Приведена в рабочее состояние баскетбольная площадка.

14. Оценка эффективности реализации проекта:

Эффективность реализации проекта будет определяться следующими показателями:

    Сохранение контингента обучающихся, приток детей
    из других общеобразовательных учреждений.

    Увеличение количества детей и взрослых, отдыхающих на территории школы в течение всех сезонов года.

    Снижение заболеваемости среди обучающихся и педагогов.

    Повышение удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников качеством здоровьесберегающей и комфортной среды территории школы.

    Активная позиция ученического сообщества в сохранении и дальнейшем совершенствовании облика школьной территории.

    Перспективы реализации проекта:

    Дальнейшее благоустройство школьной территории: проведение акций, «Подарок школе от выпускников», организация субботников.

    Разбивка новых клумб на территории школы;

    Оборудование переносного автогородка;

    Благоустройство лесной зоны на территории школы.

    Изготовление садовых скульптур из подручного материала.

Маленьких Кристина

Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор - это лицо школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Школьная научно-практическая конференция

Благоустройство территории

школы.

Работу выполнила

Маленьких Кристина, обучающаяся

9 б класса МБОУ СОШ п. Усть-Уда

Руководитель:

Маленьких Александр Геннадьевич, учитель технологии, черчения

2012 год

Исследовательская работа

Маленьких Кристина

Иркутская область, Усть - Удинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда

Аннотация

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор - это лицо школы». Из этого мы сделали вывод, что вид нашей школы имеет не совсем эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты.

Работая над проектом мы надеемся улучшить внешний вид приусадебного участка, что способствует усилению интереса жителей села к школьной жизни. Это первая причина, по которой мы выбрали именно эту тему. Во-вторых, оригинальное оформление пришкольного участка будет поднимать настроение учащимся, учителям и работникам школы, что, по-нашему мнению, должно улучшить качество обучения, ведь от того, с каким настроением приходят в школу взрослые и дети, зависит, как они будут работать. И, наконец, в-третьих, работая над проектом, мы надеемся узнать много интересного и полезного, что может пригодиться нам в дальнейшем для успешной социализации в обществе.

Школа это наш общий дом, ведь большую часть времени мы проводим именно в школе, которую мы любим и хотим видеть её красивой не только изнутри, но и снаружи.

Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, дальше мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали каким образом можно сдвинуть с мертвой точки эту проблему. Наметили для себя программу действия.

2. Реконструкция спортивной площадки – 1 - 2 года.

Исследовательская работа

«Благоустройство школьной территори»

Маленьких Кристина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда

План исследования

Проблемы, которые мы увидели во время исследования проекта:

1. Школьный двор находится в неудовлетворительном состоянии.

2. Цветник практически не оформлен.

3. Спортивная площадка в плачевном состоянии.

Цели проекта - организация и проведение мероприятий по благоустройству территории двора в целях эстетического и практического вида фасада школы. Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Задачи проекта:

  • Формирование у детей активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.
  • Привлечение молодежи к участию в трудовой деятельности.
  • Сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции.
  • Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
  • Привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов.
  • Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.
  • Преобразовать и благоустроить пришкольную территорию.

Исследовательская работа

«Благоустройство территории школы»

Маленьких Кристина

Иркутская область, Усть-Удинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда

Научная статья

Спортивная площадка

На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается негативная тенденция снижения уровня здоровья детей, подростков и молодежи.

Усиление внимания к физической культуре школьников благоприятно сказывается не только на физическом, но и социальном здоровье подрастающего поколения: улучшается состояние здоровья, снижается уровень утомляемости и усталости, увеличивается возможность профессионального роста. Физическая культура имеет то значение, что двигательные потребности превратились в необходимость, активизирующую многие другие жизненно важные потребности учащихся. Здесь, как и в культуре в целом, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, выработки на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей. А, как известно, именно социальные потребности людей, в конечном счете, определяют тот или иной образ жизни.

Добиться решающего перелома в этом плане не позволяет слабая материальная обеспеченность спортивным оборудованием нашей школы.

Реконструкция спортивной площадки станет хорошим звеном в достижении спортивных результатов, обеспечит возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, даст возможность школьникам, молодежи реализовать свои потребности в занятиях любимым видом спорта в любое время года.

Посоветовавшись с учителями физкультуры, и исходя из территории, мы учли минимальное количество необходимых спортивных сооружений для проведения уроков физкультуры и внеклассных спортивных занятий, а так же для организации досуга учащихся школы. Комплексная спортивная площадка должна включать в себя следующие компоненты:

  • волейбольная площадка;
  • полоса препятствий;
  • гимнастический городок;
  • баскетбольная площадка;
  • футбольное поле

Дизайн пришкольной территории

На первом этапе работ по озеленению школьной территории:

1. Изучаем места для расположения цветников

2. Изучаем также уровень освещённости

3. Делаем необходимые замеры

Учитывая специфику объекта, в целях развития у учащихся эстетического восприятия природы, применения на практике полученных знаний по биологии, географии и другим предметам, при проектировании ландшафтного дизайна школьной территории создать цветники.

Создавая цветочные композиции, следует стремиться к тому чтобы растения цвели все теплое время года.

Для этого нужно сочетать растения с разным периодом цветения, которые будут сменять друг друга, или засеять цветник долго цветущими растениями.

Для цветника подбираются растения с приблизительно одинаковыми требованиями к почвенным условиям, условиям увлажнения и освещённости.

Аккуратный законченный вид цветнику придают хорошо обозначенные, даже подчеркнутые границы. Для этого могут быть использованы самые разные приёмы и материалы.

Традиционно по краям выкладывают некрупные природные камни, выставляют специально предназначенные для цветников низкие, каменные, керамические, деревянные или пластмассовые бордюры, стеклянные бутылки или просто пластиковые ленты.

Неплохо выглядит отсыпка по краю узкой полосы цветного гравия (лучше смотрится речная или мелкая морская галька, хуже – дроблёный известняк или гранит). Можно просто ровно обрезать края дёрна.

Подготовка к реализации проекта озеленения территории предусматривает конкурсы среди учащихся школы на лучшую клумбу и лучшую декоративную поделку для украшения сада, изготовление садовых украшений, создание плана оформления цветника, сбор семян и посадочного материала у населения, выращивание рассады.

Реализация проекта озеленения: создание клумб и бордюров, высадка семян и рассады цветов, пересадка многолетних растений, размещение на территории участка садовых украшений, уход за цветами в течение лета.

Проект по декорированному оформлению цветника экономически выгоден, поскольку для его реализации необходимы минимальные затраты.

Исследовательская работа

«Благоустройство территории школы»

Маленьких Кристина

Иркутская область, Усть-Удинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда

Обоснование актуальности проекта

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков нашей школы. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Мы выбрали эту проблему потому, что:

Школьный двор находится в неудовлетворительном состоянии;

Пришкольный участок недостаточно озеленен;

На пришкольном участке отсутствует игровая зона;

Не на должном уровне оформлена спортивная площадка;

Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность.

Так родился проект по благоустройству пришкольной территории.

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологических, социальной.

Одним из негативных факторов являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям.

Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность, загазованность воздушной среды, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой.

Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего, для успешной социализации в обществе. Проект служит для решения этой задачи.

Особенности цветочных растений

Нужно продумать, как с разных точек будет восприниматься цветник. Некоторые цветочные композиции устраиваются в вертикальной плоскости. Расстояние от дорожки до цветника должно быть в два раза больше высоты самого крупного растения. Другие композиции устраиваются в горизонтальной плоскости. Здесь наиболее эффектные растения следует высаживать на расстоянии от 50-60 до 250 см от точки восприятия.

Создавая цветочные композиции, следует стремиться к тому, чтобы растения цвели все теплое время года. Для этого можно сочетать растения с разным периодом цветения, которые будут сменять друг друга, или засеять цветник долгоцветущими растениями.

Наиболее важная информация о биологических особенностях растений, которые собираемся использовать: отношение к свету и влаге, продолжительность жизни, время цветения и сохранения зеленых частей растения (продолжительность вегетации), максимальные размеры во взрослом состоянии, биологическая совместимость с другими растениями, скорость разрастания -избегать использования агрессивных растений, особенно в относительно небольших цветниках. В любом случае для цветника подбираются растения с приблизительно одинаковыми требованиями к почвенным условиям, условиям увлажнения и освещения.

Правила организации цветника. На дальнем плане высаживаются высокие растения, на переднем – более низкие. Хороший цветник должен иметь не менее трех условных рядов и трех уровней. Самые высокие и крупные растения высаживают в две неодинаковые группы по диагонали цветника у противоположных его краев. Оставшееся свободное пространство на переднем плане заполняется низкорослыми или почвопокровными растениями, на заднем – более высокорослыми, образующими фон. Ранневесенние многолетники высаживают так, чтобы летом их не было видно за другими, более поздно отрастающими цветами. На место отцветших луковичных можно высадить рассаду летников.

Разбивка цветника на местности. Разбивка цветника на местности начинается с обозначения его границ. Для этого по контуру цветника забиваются колышки, и на них натягивается шнур, дерн внутри контура снимают, выбирают оставшиеся корни. Почву перекапывают примерно на 30 см, крупные комья измельчают.

Если почва тяжелая глинистая в нее добавляют компост или хороший перегной, песок, торф, немного золы или костной муки; если почва песчаная или супесчаная - необходимо добавить торф, компост и, по необходимости, суглинок. Из почвенной смеси формируют земляную подушку, возвышающуюся над уровнем дерна на 10 см (своеобразная грядка). Грунтовая смесь выравнивается и утрамбовывается.

После того как почвенная подушка сформирована, переходят к разбивке посадок. Острым колышком на поверхности цветника намечаются границы размещения той или иной культуры, переходы между которыми должны быть плавными.

Границы. Аккуратный, законченный вид цветнику придают хорошо обозначенные, даже подчеркнутые границы. Для этого могут быть использованы самые разные приемы и материалы. Традиционно по краю выкладывают некрупные природные камни, выставляют специально предназначенные для цветников низкие каменные, керамические, деревянные или пластмассовые бордюры или просто пластиковые ленты. Неплохо выглядит отсыпка по краю узкой полосы цветного песка или гравия (лучше смотрится речная или мелкая морская галька, хуже – дробленый известняк или гранит).

Весенние работы на пришкольном участке независимо от того, самостоятельно или с помощью специалистов мы собираемся устраивать цветники, нужно знать некоторые правила: участок, отведенный под цветники, следует тщательно очистить от мусора. Никаких захоронений; до обработки участка выкорчевать ненужные деревья и кустарники, вылечить те, что останутся, заправить органическими и минеральными удобрениями приствольные

Текущий уход. Цветники обязательно поливают. В необходимости увлажнения можно убедиться, попробовав землю совком. Если на глубине 5 см почва сухая, она нуждается в поливе. Осенью убирают попавшую на цветник листву. Растения, чувствительные к пониженным температурам, на зиму укрывают теплоизолирующим материалом.

Диагностический опрос среди учащихся школы

  1. Считаете ли вы, что реконструкция спортивной площадки необходима?

Да - 91%

Нет – 0%

Не знаю – 9%

  1. Согласны ли вы, что реконструкция спортивной площадки поможет укрепить ваше здоровье?

Да – 72%

Нет – 8%

Не знаю – 20%

  1. Хотели бы вы преобразить школьный двор?

Да – 79%

Нет – 8%

Не знаю – 13%

  1. Хотели бы вы участвовать в преобразовании школьного двора?

Да – 50%

Нет – 21%

Не знаю – 29%

Анкетирование учащихся показало, что большинство школьников считает необходимым реконструкцию школьной спортивной площадки на территории школы. Также больше половины учащихся согласны с тем, что спортивная площадка поможет укрепить их здоровье. Более семидесяти процентов школьников хотели бы преобразить пришкольную территорию и около пятидесяти процентов учащихся хотели бы непосредственно в этом участвовать.

Выводы

Предложив идею по благоустройству школьной территории, мы стремимся призвать администрацию школы, совместно с учащимися и учителями воплотить в жизнь данный проект. Подсчитав примерную себестоимость проекта, для его реализации потребуется не менее 100 тысяч рублей. Стоимость спортивной площадки составляет в среднем от 60 до 80 тысяч рублей, а на дизайн пришкольной территории как выше было сказано требуются минимальные материальные затраты. Так как планируется создать на территории клумбы и цветники затраты будут направлены только на рассаду и семена, а оформление может быть сделано из природных материалов.

Цель проекта Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки и создание условий для отдыха и игры учащимся начальной школы.

Задачи проекта - привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы. - формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.

Формировать у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе; - привлечение педагогов, учащихся школы и родителей к вопросам улучшения эстетического оформления школы. - обучение учащихся практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;

Гипотеза Ощутить свою значимость, взрослость, свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное своими руками, поможет учащимся нашей школы работа по благоустройству территории пришкольного участка.

Считаете ли вы, что реконструкция школьной спортивной площадки необходима?

Согласны ли вы, что спортивная площадка поможет укрепить ваше здоровье?

Хотели бы преобразить школьный двор?

Хотели бы вы участвовать в преобразовании школьной территории?

План школы

Спасибо за внимание!

Правильное озеленение общеобразовательного школьного участка - это фактор эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей и подростков.

Подбирая растения, учитывают не только художественные, но и практические цели. Так, аллейные (рядовые) посадки иногда служат защитой от шума, ветра, пыли, снега, что, несомненно, отразится на подборе форм растений.

Установлено, что при создании зеленой защитной зоны по ограде школьного учреждения, скорость ветра снижается более чем наполовину, а температура воздуха в зеленой зоне устанавливается ниже городской на 8-10°.

Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества), выделяемые растениями, способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70%) от пыли.

Разнообразие деревьев и кустарников, красота форм, плотности и окраски кроны позволяют создавать выразительные композиции озеленения. Посадки: групповые, аллейные, одиночные, эркерные, рядные, шахматные, ограждающие, лабиринтные и др. - оживляют участок, позволяют лучше использовать выразительные качества стволов, кроны, листвы.

Но посадки деревьев и кустарников не должны мешать инсоляции помещения (солнечным лучам), и в зависимости от характера кроны и степени опадания листвы они высаживаются на расстоянии 5-10 м от здания. Прежде чем составлять посадочный чертеж (дендроплан), необходимо также узнать, где проходят электро - и телефонный кабели, трубы отопления и другие коммуникации. Так, высаживать деревья ближе 1,5 м от водопровода и канализации и 2 м от остальных сетей не разрешается. Кустарники сажают не ближе 2 м от газопровода, 1 м от теплосети и 0,5 м от электрокабеля.

Широкое распространение в озеленении участков школьных учреждений получили такие деревья и кустарники, как клен, береза, липа, ель, сосна, тополь, ясень, вяз, черемуха, лиственница, ольха, каштан, рябина, сирень, жасмин, спирея, кизильник и др. В местах, где дети играют продолжительное время, рекомендуется высаживать деревья с плотной кроной - липу, клен, вяз и др.

Ранней весной и поздней осенью необходимо производить очистку озеленения. Хорошо переносят обрезание клен, липа, тополь, вяз, боярышник, граб, яблоня, ива, ясень, плохо - каштан, береза, орех.

При проектировании древесных и кустарниковых насаждений мною соблюдались нормы посадок между деревьями и от деревьями до стен зданий сооружений и т.д. Нормативы приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Расстояние от объектов до осей растений

Минимальное расстояние до оси растения, м
дерева кустарника
Наружные стены зданий и сооружений 5 1,5
Бровка тротуаров и садовых дорожек 0,7 0,5
Край проезжей части улиц, кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав 2 1
Мачты опор осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакад 4 1
Ограды высотой до 2 м 2 1
Ограды высотой более 2 м 4 1
Подошвы откосов, террас и др. 1 0,5
Подошвы или внутренние грани подпорных стенок 3 1
Подземные коммуникации: газопроводы, канализация 1,5 1
Теплосети (от стенок канала) 2 1
Водопроводы, дренажи 2 -
Силовые кабели и кабели связи (от наружной стены трубы) 2 0,7
От сетей подземных коммуникаций, защищенных трубами (от стены) 1 0,3

На участке разбивают так же небольшие цветники, но так, чтобы цветение растений не совпадало. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, в начале лета - пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем - флоксы, гладиолусы, георгины и до поздней осени - хризантемы, многолетние астры, и др. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков. Цветы на газоне школьного участка также подбираются с учетом их непрерывного цветения.

Сначала высевают газонные травы, затем высаживают цветущие растения. Многолетники требуют срезки.

Цветовое оформление просто необходимо при озеленении школьных учреждений, но и здесь надо подойти к подбору со всей осторожностью.

Большую роль в озеленении участка имеют газонные покрытия групповых и физкультурных площадок, засеянные устойчивыми травосмесями в сочетании с однолетними и многолетними растениями в общем цветнике, на клумбах и рабатках групповых площадок.

Эстетический вид газона поддерживают, периодически скашивая траву, но хорошо оставлять и островки высокотравного озеленения с полевой растительностью. Широко используются самые разнообразные виды газонного озеленения, сочетающиеся с цветочными клумбами, рабатками, оазисами с водой, песком, галькой и др.

Цветочное и древесное оформление школьного участка полностью соответствует выбранному мною стилю.

Посадку растений осуществляют утром. Совком выкапывают ямки нужного размера, чтобы корни растений при посадке не загибались, а саженцы высаживались чуть глубже корневой шейки. Расстояние между растениями зависит от их размеров. Цветники поливают вечером после 17 ч или утром. Цветники из ковровых растений поливают чаще-до 40-50 раз за сезон. В сухую и жаркую погоду вечером между поливами производят освежающий полив или опрыскивание. Для создания розария применяется роза двух видов. По бокам калифорнийская, потому что она почти не имеет шипов, цветки не большие, розового цвета. В середине дальневосточная, она более колючая с красными большими цветками.

Тюльпан - для украшения садов и парков особенно хороши сорта из группы Дарвиновских гибридов. Они нарядно выглядят на фоне газона или кустарников, на клумбах,.

Для посадки лучше брать луковицы первого и второго разборов, цветущие на следующий год.

Наиболее привлекательны небольшие группы одного сорта. Поскольку сорта цветут неодновременно, высота растений и окраска цветов их разные, смешивать их нецелесообразно.

В цветниках тюльпаны выращивают на одном месте 2 - 3 года. Чтобы участок не потерял декоративный вид после цветения, в междурядья высаживают однолетние и многолетние растения, выращенные в горшках.

Виола (фиалка, анютины глазки) - представитель семейства фиалковых. Растение высотой 20 - 25 см с крупными цветками разных форм и окрасок. Сорта крупноцветной садовой виолы являются сложными гибридами.

Так, фиалка трехцветная (виола триколер) появилась в результате многолетней селекционной работы специалистов и любителей-цветоводов.

Считают, что простые анютины глазки пришли в сад из Англии. Их прародители - дикие фиалки (виола триколер и лютея). Хотя цветоводы с давних пор хорошо знали эти полевые цветы, первые серьезные попытки окультурить их были сделаны лишь в начале

Уход за растениями в цветочном оформлении заключается в регулярном поливе, прополке и рыхлении почвы. Чтобы не развивались плоды, все отцветшие цветки удаляют, иначе цветение приостановится.

Для виолы отводят солнечные места. В полутени она цветет дольше, но цветки мельче и бледнее. Летом после цветения ее заменяют другими однолетними растениями. В нашей стране чаще всего выращивают такие сорта: Форботе (цветы белые и синие), Цюрих Зее (голубые), Бергвахт (темно-фиолетовые), Химмельс Кениге (светло-голубые), Гольд Краун, Абендглют (красновато-коричневые). Эти сорта зацветают весной довольно рано.

Городские дети мало общаются с природой, их жизнь практически никак не связана с растительным и животным миром. В большинстве своем они знают названия только самых известных деревьев и цветов: береза, дуб, ель, роза, ромашка. Это до обидного мало!

Определить на практике виды растений, знать и уметь использовать их полезные свойства, понимать взаимосвязь растительного и животного мира, наблюдать за природой — делать это в мегаполисе почти негде. Развитие компьютеров, мультимедиа, вытеснение игр на свежем воздухе виртуальными привело к тому, что дети недополучают целый пласт знаний об окружающем мире.

Восполнить пробелы поможет целенаправленное экологическое воспитание подрастающего поколения. Для этого недостаточно теории, нужна практическая база. Создать ее проще всего на территории детского учреждения. Это значит — когда ведется озеленение школьной территории, нужно учитывать, что помимо декоративной, она должна выполнять учебные функции.

Озеленение территории детского сада или школы имеет свою специфику. Там, где находятся дети нельзя использовать ядовитые, а также выделяющие много эфирных масел растения, которые могут вызвать аллергические или кожные заболевания. Опасны шипы, колючки, несъедобные плоды. Важно, чтобы работы велись в строгом соответствии с СанПиНом.

Участок должен быть красив зимой и летом, поэтому особое значение отводится хвойным деревьям. Пушистые елки имеют еще одно предназначение: любимое зимнее дерево можно вместе с детьми украшать к Новому году, потом водить хоровод, встречать Деда Мороза. Если дети помогали делать игрушки, то елка станет центром зимних развлечений, поводом для конкурсов (на лучшее украшение или рисунок).

При планировании ландшафта необходимо создать чередование тенистых и солнечных участков, обеспечить «проветривание», не допуская слишком тесной посадки растений. Какие растения могут расти на территории детского учреждения? В первую очередь, это хвойные: ель, сосна, — они прекрасно смотрятся круглый год, можжевельник — отлично поддается моделированию. Хорошо чувствуют себя в городской среде неприхотливые, декоративные виды:

  • снежноягодник;
  • некоторые виды чубушника;
  • спирея;
  • сирень;
  • акация,
  • туя, можевельник.

Одна из функций зеленых насаждений – защитная. Ряды кустарников ограждают двор от пыли прилегающих улиц и способствуют созданию спокойной обстановки. Живая изгородь одновременно станет украшением, если умело провести обрезку кустарников. Сегодня модно превращать деревья и кусты в забавных зверей, но правильно смоделировать такие фигуры и гармонично «вписать» их в пространство должен ландшафтный дизайнер.

Все начинается с детского сада

Еще в конце двадцатого века делались первые попытки создать экспериментальные экологические лаборатории на базе детского сада. Дети под руководством взрослых ухаживали за растениями и животными, наблюдали за ними в естественной среде. На территории делали «уголок леса», где пытались воссоздать кусочек лесного ландшафта с характерными для данного региона (эксперимент проводился в Москве) растениями.

Самые лучшие идеи лежат «на поверхности». Дети с восторгом принимают участие в посадке огорода и радуются созданной прямо на территории «лесной полянке». Некоторые воспитатели подходят к их созданию творчески. Огород помогает изучать азбуку, если осматривая грядки запоминать буквы, на которые начинаются названия овощей. Лесная полянка, на которой весной появляются первоцветы (заботливо посаженные осенью) – повод поговорить о смене времен года.

Продуманное озеленение детского сада необходимо для воспитания у малышей бережного отношения к природе. План озеленения детского сада разрабатывается с учетом требований законодательства и санитарных норм. Лучший результат получается, если посадка растений продумывается одновременно с проектированием и дизайном веранд, выбором оборудования для детских площадок.

Организация пришкольного участка

Оригинальное озеленение пришкольной территории с разбиением участка на зоны позволяет проводить некоторые уроки и практические работы по биологии, природоведению и окружающему миру прямо на открытом воздухе. Здесь на помощь школе приходят ученые. В рамках сотрудничества МГУ со школами был разработан проект озеленения школьного двора, рекомендующий выделить на «зеленой» территории зоны:

  1. Пищевые растения.
  2. Зеленая аптека.
  3. Полезные растения (обладающие свойствами, используемыми для производства красящих веществ, масел и т.д.).
  4. Растения, характерные для данной местности.
  5. Мини-водоем для водных растений.
  6. Цветники (клумбы разных размеров и форм, вазоны).
  7. Традиционные культуры, которые выращивались в данной местности раньше.
  8. Экспериментальное поле, предлагающее неограниченные возможности для проектной деятельности целых классов.

Занятия, включающие наблюдение и уход за растениями наглядно показывают взаимосвязь человека и природы, развивают метапредметные навыки, закрепляют теоретические знания. Оформление отдельных участков – повод для проявления творческой фантазии школьников и воплощения любых идей.

Озеленение пришкольного участка играет важную роль при делении двора на функциональные участки. Если позволяет пространство, то вход можно оформить классически – аллеей из деревьев. Спорткомплекс визуально отделается от остальной территории, «парадная» часть для проведения торжественных линеек оформляется клумбами. Их цветение должно начинаться до окончания учебы. Май – время луковичных: тюльпанов, крокусов, нарциссов, ирисов. Позаботиться об их посадке нужно осенью. Следует помнить, что трава тоже нуждается в солнце и уходе, а если обеспечить эти условия невозможно, ее лучше заменить специальным покрытием.

К сожалению, далеко не все школьные дворы могут похвастаться, что над ними работал ландшафтный архитектор, но все чаще появляются необычные «зеленые» объекты и малые архитектурные формы, вызывающие улыбку, заставляющие детей гордиться своей школой. Получается, что озеленение школьного двора – начало воспитания не только экологической грамотности, но и любви к «малой родине», патриотизма.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа»

Проект озеленения и благоустройства школьной территории

Чупахина Юлия 11 кл.

Юдин Антон –10 кл.

Руководитель:

Медведева Юлия Викторовна

Курасовка 2013
Содержание

Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.

К. Д. Ушинский

Введение

Школа для нас – не только место, где мы приобретаем знания, но и место, где мы учимся общаться, переживаем горести и радости самого прекрасного периода в жизни человека – детства. Лучшие друзья, первая любовь, первые успехи и победы познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах.

Школьный двор - это лицо учебного заведения и огромное пространство для создания творческих проектов. Насколько ухоженной и красивой будет территория школьного двора – зависит от нас. Если в школе множеством зеленых насаждений, цветущих растений, то это способствует экологическому воспитанию.

Правильно подобранные деревья, кустарники, цветы, которые размещены с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроения людей, придают двору своеобразный колорит. При этом это способ просто и доступно создать свою неповторимую обстановку.

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит не таким каким бы мы хотели его видеть: зарос кустарниками, нет стилевого единства в оформлении клумб. Анкетирование обучающихся, работников школы показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголок с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, фонтаном.

Решение этой проблемы стало возможным при осуществлении социального проекта “Цветущий двор” .

Цель:

Изменение «ландшафтного дизайна» на территории школы и улучшение экологической обстановки путем озеленения данного участка.

Для достижения цели мы поставили следующие

задачи:

1. Сформировать чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

2. Ознакомить учащихся с основными навыками и понятиями о ландшафтном дизайне.

3. Освоить навыки коммуникативной культуры, работы в коллективе.

4. Способствовать развитию самостоятельной практической деятельности.

5. Объединить усилия учащихся, педагогов, родителей, общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы

6. Воспитывать у учащихся бережное отношение к богатствам родного края, развивать у них навыки рационального природопользования
Ожидаемые результаты:

Благоустройство и озеленение пришкольной территории;

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке;

Повышение экологической культуры обучающихся;

Улучшение психического и физического здоровья учащихся;

Сокращение количества детей групп риска.

- сотрудничество учащихся, учителей родителей, направленное на благоустройство и озеленение территории школы

План работы по реализации проекта


Этапы реализации проекта

Содержание деятельности

Промежуточный результат деятельности

1 этап

Подготовительный весна 2011года
Цель: провести организационную работу, выявить заинтерисованность всех участников проекта в его реализации.


1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме.

2.Написать объявление о проекте

3.Проииформировать учеников и родителей через классные часы и родительские собрания

4.Разработка проекта «Цветущий двор ».


-Нормативные документы и специальная литература, методические разработки;

Озеленение участков классами, выделенных инициативной группой.

Подведение первых итогов.


2 этап

Практический

Весна 2011 – 2012 года

Озеленение школы и благоустройство территории школы.


содержание деятельности

сроки

исполнитель

1.Анкетирование

апрель

Инициативная группа, классные руководители, зам. директора по ВР

2. Озеленение закрепленных участков территории

Март - апрель

Классные руководители

3.Анализ экологического состояния школьной территории

Апрель - май

Учитель биологии

4.Конкурс рисунков «Клумба моей мечты»

Май

Учитель ИЗО, родители, учащиеся

5. Классный час «Я хозяин школьного двора».

Май

Классные руководители

6. Организация работы по перекапыванию цветника

Май

Учитель технологии, зам. директора по хозяйственной части

7. Разбивка новых клумб, дорожек.

Май

Учителя технологии и биологии, зам. директора по хозяйственной части

8.Посадка деревьев и кустарников

Май, июнь

Зам. директора по хозяйственной части, классные руководители

Создание альпийской горки и фонтана.

Май, июнь

Учителя технологии и биологии родители, учащиеся, классные руководители

9.Приобретение семян и выращивание рассады

Май, июнь

Зам. директора по хозяйственной части, учитель биологии, администрация Курасовского сельского поселения

10. Трудовой десант «Сам я всё могу - школьный двор уберу и сберегу» по благоустройству территории школы

Июнь

Зам. директора по хозяйственной части, классные руководители, родители

Описание проекта

Проект предполагает создание на пришкольной территории следующих зон:

1.Цветочно-декоративная зона «Радужная фантазия»
2. Альпинарий:

Альпийская горка

Рокарий
3. Зона древесно-кустарниковых посадок
4. Игровая зона
5. Хозяйственная
Цветочно-декоративная зона «Радужная фантазия»

Появилась потребность иметь на нашем участке всё новые и новые растения, родились идеи по оформлению новых клумб. Многообразие цветников служит прекрасным украшением пришкольного участка.
Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование.

С ранней весны до глубокой осени мы любуемся цветением тюльпанов, нарциссов, крокусов, примул, люпин, ирисов, роз, петуний, герани, бархатцев, цинний, астр и др. Поражают своей декоративностью кохия, хоста, клещевина, разновидности подсолнечника, кларкия и многие другие растения.


Клумбы разбивались следующих типов:

Регулярная клумба - её отличительная черта, строгий геометрический узор из растений, который легко различим при использовании простых, симметричных форм, но гораздо менее очевиден в хитросплетении абстрактных фигур. Два отличительных признака:
а) Все растения должны цвести одновременно.
б) Наличие чётких границ между посадками, подчёркивающих отсутствие всяких следов «естественности» в регулярной клумбе.

Нерегулярная клумба – растения сажают небольшими группами, как морозостойкие многолетники в травянистом бордюре. Клумба выглядит более естественно, часто зоны посадок разных растений перекрываются. Оформление клумбы делается так, что цветение одной группы следовало за другим. Это позволяет добиться более продолжительного цветения.

Приподнятая клумба – наилучшим образом подходит для посадки, т.к. является частью участка в полном смысле слова и может быть достаточно большой для создания впечатляющей композиции из клумбовых растений.

Ковровая клумба – это способ высаживания карликовых растений с цветной листвой, в результате которого образуются сложные узоры, напоминающие орнамент восточного ковра. Моноклумбы – вся клумба или бордюр засаживается растениями одного вида.

Вертикальная клумба - это трёхмерная клумба, часто применяется в озеленении, в качестве эксклюзивного элемента. Иногда декоративные клумбы оформляются в виде какой либо фигуры.

В клумбе-панно разнообразные низкорослые растения используют для создания не орнамента, а какого-либо конкретного изображения, наряду с декоративными растениями используют и цветущие клумбовые растения. Что же такое клумбовое растение? Клумбовым называют такое декоративное растение, которое в облиственном состоянии высаживают на постоянное, оформленное в виде клумбы место в открытый грунт или в контейнер, где его содержат в течение ограниченного времени.
Альпинарий

Альпинарий разместили так, чтобы он органически вписывался в окружающую его среду. Для него выбрали солнечное место с достаточно аэрированной почвой на таком участке, который хорошо виден с небольшого расстояния. Старались создать условия, наиболее свойственные условиям обитания большинства горных растений

Строительство альпинария началось с планировки и разбивки участка. Затем его расчистили, сняли дерн и пропололи, чтобы удалить все сорняки. Закончив расчистку, нанесли слой из строительных отходов, шлака или гравия. Получилось водопропускающая прослойка, которая не позволяет воде задерживаться - ведь большинство горных растений не переносят постоянного присутствия влаги. Если почва на участке илистая, плотная, и на ней вода застаивается, то дренажный слой должен быть толще, минимум полметра. Этот слой создают засыпкой землей без удобрений, лучше всего компостом из дерна с добавкой песка, торфа и перегноя. Переобогащение земли приводит к прямо противоположным результатам: растения вырастают слишком высокими, образуют рыхлые заросли или вообще не появляются. Большинство альпийских растений - аскеты, такими их создала Природа.
Приступив к устройству альпинария, заранее разметитили тропинки, ступеньки, переходы. Рельеф должен быть смоделирован по образцу естественного ландшафта, а это значит, что нужно провести разметку “долин”, “плато”, “вершин” и “обрывов”, создать разные по освещенности зоны: зону полного освещения, зону с уклоном в сторону от солнца, теневую. Такие условия диктуют требования растений, их экология.

В этой же зоне был создан фонтан.

Сначала с помощью шнура, поливочного шланга или просто струйки песка на поверхность земли был нанесён контур водоема, очертания которого выбрали по своему вкусу. После этого выкопали котлован и сформировали место, где позднее разместилась водная растительность. С поверхности котлована необходимо было удалить все острые предметы – камни, остатки корней, чтобы предохранить пленку от возможных повреждений. Затем на дно котлована высыпали слой песка толщиной в 5 см. Для дополнительной безопасности песок покрыли мешковиной. Затем уложили пленку, плотно прижимая ее ко всем изгибам котлована, и залили водой до уровня заболоченной зоны. При этом можно расправить оставшиеся на пленке морщины. Поскольку под тяжестью воды эластичное покрытие еще будет какое – то время проседать, оформление берегов отложили на два дня.

Основное правило при озеленении маленького водоема – тщательный подбор растений. От быстрорастущих видов, как, например, камыш, рогоз, лютик длиннолистый, придется оказаться, иначе в течение пары лет они буквально заполнят весь водоем.

Ассортимент слабо разрастающихся растений для различной глубины достаточно широк: частуха подорожниковая, гравилат речной, мята водная, незабудка болотная. На глубине 10 – 40 см хорошо себя чувствуют аир обыкновенный. Самые глубокие места в водоеме принадлежат кувшинкам. Среди них также следует выбрать лишь карликовые, медленнорастущие виды и сорта, например кувшинку душистую или кувшинку снежную, которые сажают на глубину до 50 см.

Для того, чтобы создать необычный цветник (рокарий), нужно запастись камнями или плитняком красивой формы, окраски, размеры могут быть различными – от небольших камешков до солидных глыб или валунов. Камни и плитки располагают на участке, стараясь создать красивую композицию, включающую вымощенные этими камнями дорожки, чтобы не тревожить растения, когда нужно пройти по рокарию.

В каменистых садиках высаживают главным образом многолетние растения, низкорослые и средние по высоте и лишь изредка, как солитеры, высокорослые. На южных склонах или террасах предпочтительны светолюбивые и засухоустойчивые растения, на северном и северо – западном – теневыносливые и относительно влаголюбивые
Зона древесно-кустарниковых посадок

Древесно-кустарниковые посадки расположены по периметру пришкольного участка. Небольшие деревья и высокие кустарники (рябина, сирень, липа) высажены вокруг здания, но не ближе, чем 5 метров от окон; высокие деревья (белая акация, береза, дубы, клены и др.) – 10 метров (во избежание затемнения учебных помещений). А у входа в начальные классы красуются голубые ели.

Вокруг пришкольной территории мы начали создавать плотную многорядную живую изгородь из кустарников (акация желтая, чёрная рябина). Здесь же посадили такие деревья, как каштаны, сосны. Эти зеленые насаждения хорошо защитят школьное здание от пыли и ветра, приглушат уличный шум. Если есть возможность, деревья лучше выносить за ограду, это увеличит площадь посадок.

Наиболее пригодными для оформления пришкольных территорий являются березы, липы, рябины, клены, ели. Кустарники желательно подбирать с таким расчетом, чтобы основная масса их цвела в апреле-июне и выглядела привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев. Желтые листья растений красиво смотрятся на зеленых газонах.
Игровая зона

Игровая зона предназначены для отдыха и развлечения. Эта территория должна нести положительный эмоциональный заряд, быть яркой, красочной и интересной, чтобы дети с удовольствием общались и отдыхали здесь. Деревянные скульптуры («Берёзовый колодец»), декоративные малые скульптурные формы («Фея цветов» , Весёлые гномы») необычные клумбы («Голубой ручей», «Ароматная поляна») радуют младших ребят нашей школы.

Хозяйственная зона

Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии, технологии. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой и предназначен для проведения теоретических и практических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.

Учебно-опытный участок школы представляет собой участок открытого грунта, разделенный на сектора. Каждый сектор соответствует определенному отделу: полевой, коллекционный, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, овощной. Работа на нём начинается уже с ранней весны: подсыпается плодородный грунт и вносятся органические удобрения. Силами старшеклассников и педагогических работников высаживаются огурцы, томаты, капуста, морковь, перец.

Участок окружён живой изгородью из деревьев и кустарников, за которыми учащиеся нашей школы систематически ведут уход: обрезка деревьев, выкорчёвывание погибших деревьев и кустарников, побелка стволов деревьев.

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

В ходе реализации проекта «Цветущий двор» были выполнены следующие работы:

1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей села по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения);
2. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев;

3. Посажены новые деревья и кустарники
4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора

5. Разбиты новые клумбы, дорожки

6. Созданы альпийская горка и фонтан

7. Приобретены семена, выращивается рассада
Заключение.

Наш проект - результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения важных экологических вопросов. Пришкольная территория стала эффективным продолжением и дополнением учебно-воспитательного процесса.

На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования.

В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения нашего села. В летний период на школьной территории учащиеся проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями).

Зеленые насаждения улучшают микроклимат, улавливают пыль, газы, благотворно влияют на психическое состояние человека. Растения, в том числе и цветы, имеют большое эстетическое и декоративное значение.

Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании - пригодится ему в жизни.

Литература


  1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.

  3. Акимушкин И. /Причуды природы.М. 1992.

  4. Анисенковой / Экологическое образование школьников, И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.

  5. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.

  6. Декоративное озеленение школьной территории: Методические рекомендации. Белгород, 2003 г. - 20 с.

  7. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.

  8. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М. : Просвещение, 1982.

  9. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. М. : Просвещение, 1996.

  10. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.

Рекомендуем почитать

Наверх