Причины социальных движений. Социальные движения Типы и виды социальных движений

Произведения 12.02.2024

(Рабочее, национально-освободительное)

Рабочее движение . Быстрое промышленное развитие стран Европы и США, увеличение численности рабочих вело к росту социальных движений.

Началось объединение профсоюзов в федерации. Так возникли Американс-кая федерация труда (АФТ) в США (1886 г.), Всеоб­щая конфедерация труда во Франции (1895 г.) и др. Рабочие выд­вигали требования повышения зарабо-тной платы и установления 8-часового рабочего дня.

В США активным было движение фермеров . Объединяясь в «фермерские аль­янсы» (союзы), фермеры организовывали хранение и сбыт своей про­дук-ции, выступали против монопольных цен на перевозки, которые ус­танавливали железнодорожные корпорации, они также выступали против земельных спекулянтов.

В Италии в начале XX в. большого размаха достигло движение малоземельных крестьян и батраков . Итальянские крестьяне отказывались от уплаты налогов, напада­ли на муниципалитеты (местные органы власти) и помещичьи усадь­бы. В ходе борьбы создавались крестьянские организации - лиги. В 1901 г. была образована Национальная федерация трудящихся кресть­ян. Выступления крестьян безжалостно подавлялись полицией и правительственными войсками.

В 1907 г. Франция была потрясена выступлением крестьян-виноделов. Оказавшись в бедственном экономическом положе­нии, они потребовали от правительства помощи, отказывались платить налоги. Крестьяне объединились в Генеральную конфедерацию виноде­лов, провели несколько крупных демонстраций. В этот период во Франции участились выступления учителей, работников почт, телеграфа, железных дорог. Они добивались повышения своего крайне низ­кого жалованья. В ответ на это правительство инициировало закон, запрещавший государственным служащим организовывать проф­союзы и проводить забастовки.

В начале XX вв. активизировалось феминист­ское движение . Его участницы выступали за равноправие жен­щин с мужчинами в важнейших сферах жизни. Перед первой мировой войной всеобщее избирательное право (распространяв­шееся и на женщин) существовало лишь в Норвегии, Австра­лии и Новой Зеландии. На производстве женщины за равный с мужчинами труд по­лучали в 1,5-2 раза меньшую оплату. Женщины были нерав­ноправны с мужчинами и в семейных отношениях. Для них ограничивались возможности получить высшее образование, стать, например, врачом, преподавателем в университете или юристом. Нетерпимость подобного положения стала осознаваться осо­бенно остро, по мере того как женщины все больше вовлекались в трудовую и общественную деятельность. Активистки феминистского движения устраивали митинги, публично нападали на официальных лиц, которые, по их мнению, препятствовали предоставлению женщинам права голоса. Достичь поставленных целей феми­нисткам удалось лишь после первой мировой войны.



Национально-освободительная борьба в Индии . Противники колониального режима в 1885 г. объединились в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В его руководстве были сторонники лояльной оппозиции колониза-торам. Но на рубеже веков в ИНК появилось и радикальное направление, вы-ступавшее за активную борьбу против англичан. Все большую популярность получали лозунги свадеши (отечественное производство) и сварадж (собст-венное правление). С начала 1906 г. движение свадеши стало принимать форму мас­совых выступлений. Произошли забастовки железнодорожников. В ходе стачечной борьбы были созданы профсоюзы. В ответ британцы раз-вернули репрессии против радикальных лидеров ИНК.

Социальные движения – особый класс социальных явлений, который обычно рассматривается в связи с анализом больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности . Социальные движения подразделяются на широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т. п.), локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т. д.), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения разных уровней обладают несколькими общими чертами. Во-первых, они базируются всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, они ставят своей целью изменение ситуации: в обществе в целом, в определенном регионе или в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения любого уровня формулируется его программа. В-четвертых, любое движение определяет те средства, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных формах массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет “выплеснуто” в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих аспекта: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров .

Механизмы присоединения к движению специалистычаще всего объясняют через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные , которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные , которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и “прочность” движения, успешное достижение целей.

Поиск сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях он может происходить буквально “на улице”, когда организуется сбор подписей в целях поддержки какой-либо акции. В движениях более высокого уровня поиск сторонников происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движении за гражданские права инициаторами могут быть люди, подвергшиеся репрессиям; в движении «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» инициаторы – профессиональная группа и т. д. Каждый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или неприсоединения по призыву инициативной группы. Обычно человек принимает в расчет и степень близости интересов группы своим собственным, и меру риска, оценивает свою готовность заплатить определенную цену в случае, например, неудачи движения.

Коротко остановимся на двух теориях, объясняющих причины присоединения индивида к социальному движению.

Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он обнаруживает, что лишен чего-то значимого в сравнении с другими. И это побуждает человека присоединиться к определенному социальному движению. Оппоненты данной теории справедливо отмечают упрощение проблемы, которое выражается в том, что в этой теории абсолютизируется один из факторов и не принимаются в расчет другие факторы, которые в действительности могут иметь место.

Другая теория – теория мобилизации ресурсов утверждает, что человек, решая для себя вопрос о присоединении к какому-либо движению, руководствуется потребностью идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае, по мнению Г. М. Андреевой, также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов . Таким образом, вопрос о механизмах присоединения людей к социальным движениям требует дальнейшей разработки.

Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и меньшинствав любом массовом, в том числе социальном движении. В связи с тем, что социальные движения объединяют представителей разных социальных групп, характеризуются специфическими формами действий, в социальных движениях с неизбежностью выделяется большинство и меньшинство. Игнорирование позиции меньшинства может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства.

Современный французский психолог С. Московичи считает, что меньшинство может рассчитывать на влияние в движении только при определенных условиях. Главное из них – последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух “сечениях”: в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) могут быть успешными. Важен стиль переговоров и наличие определенных умений. Особо значимы умения идти на компромиссы, “снимать” излишнюю категоричность, отделять идею от её носителя, разрабатывать варианты продуктивных решений.

Третья проблема, возникающая в социальном движении, – это проблема лидера . Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Он должен наиболее полно выражать в своей активности базовые ценности, “дух” данного движения. Он должен уметь отстаивать цели, принятые участниками. Кроме того, он должен быть внешне привлекательным для довольно большой массы людей. Эти качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихийных образований. Тем не менее они включают в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен этим типам групп .

Резюме

Социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида. К большим социальным группам относят два вида групп: устойчивые группы, сложившиеся в ходе исторического развития, и стихийные группы, возникающие всякий раз случайно на короткий период времени. Большие устойчивые группы – это социальные классы, этнические группы, профессиональные и половозрастные группы. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика. Большие (устойчивые) группы отличаются от малых групп по ряду признаков: а) в больших группах, в отличие от малых, непосредственного общения нет, каждый каждого знать не может; б) в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, традиции, обычаи; в) в них складывается ифункционирует специфический язык. В структуре психологии больших устойчивых групп выделяют две составные части: а) психический склад группы и б) эмоциональную сферу группы. Психический склад группы является достаточно устойчивым образованием, а эмоциональная сфера – более подвижной частью групповой психологии. К психическому складу принято относить социальный или национальный характер, нравы, традиции, обычаи. В эмоциональную сферу входят потребности, интересы, настроения. Важнейшей из этнических групп является нация. Под нацией обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе и общим языком. Основными регуляторами деятельности и поведения нации являются национальные традиции и обычаи. Они представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью. Эмоциональную сторону психологии нации составляют национальные чувства и настроения. Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к её интересам, другим народам и ценностям. Этнические стереотипы – своеобразные шаблоны восприятия, в соответствии с которыми определенным нациям приписываются определенные психологические характеристики. Главный отличительный признак взаимодействия в стихийных группах заключается в том, что здесь возникает стихийная передача эмоционально насыщенной информации, и ситуация взаимодействия характеризуется тем, что личность практически “снимает” с себя персональную ответственность за происходящее, утрачивает личный контроль над ситуацией. В стихийных группах три механизма воздействия: психическое заражение, внушение, подражание. Психическое заражение – это бессознательная невольная подверженность индивида психическим состояниям других. Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Чем большие группы отличаются от малых групп?

2. Чем обусловлена значимость социально-психологического анализа больших групп?

3. Что отличает большие устойчивые группы от стихийных групп?

4. Что понимается в этнопсихологии под нацией?

5. Какие две сферы (части) выделяют в структуре психологии нации?

6. Что понимается под национальным характером, национальным темпераментом, этническими чувствами?

7. В чем опасность этнических стереотипов?

8. Сопоставьте между собой типы стихийных групп (выделите общее и различия).

9. Охарактеризуйте психическое заражение, внушение и подражание как механизмы воздействия людей друг на друга в стихийных группах.

10. Каковы особенности поведения индивида в стихийных группах?

11. Что понимается под социальными движениями?

12. Какими общими характеристиками обладают социальные движения разных уровней?

Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, связанную, как правило, с каким-либо изменением социальной действительности 1 .

Социальные движения представляют собой исторически универсальный феномен. Историки описывают восстания, бунты, взрывы недовольства еще в античности, религиозные походы в Средние века, мощные крестьянские восстания в 1381 и 1525 гг., Реформацию, культурные, этнические и национальные движения Ренессанса. Социальные движения внесли свой вклад в рождение современности в периоды великих буржуазных революций - английской, французской, американской .

Рассмотрим виды классификаций социальных движений.

Г. М. Андреева выделяет различные уровни социальных движений: широкие движения, ставящие перед собой глобальные цели (например, борьба за мир, движение за охрану окружающей среды); локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (например, движение за права сексуальных меньшинств); и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (например, движение за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета) 1 .

С. С. Фролов по содержанию целей массовых движений подразделяет их на экспрессивные, утопические, движения реформ, революционные движения, движения сопротивления .

Г. Блуммер описывает общие социальные движения (их основу составляют последовательные и всеобъемлющие изменения человеческих ценностей), специфические (обладают четко определенной целью, которую стремятся реализовать) и экспрессивные (такие движения не стремятся изменить институты социального строя или их характер, а направлены на выражение того напряжения и беспокойства, которыми эти движения были вызваны) .

Также существуют классификации массовых движений, основанные на характеристике признаков, изначально объединивших людей в данную большую социальную группу:

  • национально-культурные общества, целью которых являются изучение и популяризация традиций, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;
  • профессиональные общества, наиболее часто создаваемые с целью объединения усилий специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления;
  • культурно-воспитательные общности;
  • различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации;
  • общности краткосрочного, оперативного действия, к которым относятся, прежде всего, различные комитеты поддержки .

Распространенность массовых движений связана, прежде всего, с тем, что они способны выполнять ряд значимых социально-психологических функций: познавательную (участвуя в любом социальном движении, люди обычно получают новую для себя социально-политическую картину мира и соответствующую ей информацию); инструментальную (в движении люди обычно в какой-то степени овладевают новыми для себя способами активного воздействия на текущую социально-политическую жизнь, получают новые поведенческие навыки); идеологическую (вместо прежних, старых и уже утраченных иллюзий в движении участники обычно обретают новые верования и убеждения) .

Социальным движениям свойственны следующие общие характеристики:

  • коллективность людей, действующих совместно;
  • единство в отношении цели коллективных действий, а именно - изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно;
  • уровень формальной организации достаточно низок;
  • действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы 1 .

Описывая социально-психологические условия возникновения массового движения, Д. В. Ольшанский называет следующее:

  • возникновение проблемной ситуации. Проблемную ситуацию вызывает любое социальное противоречие, которое необходимо решить или обществу в целом, или конкретным социальным силам;
  • чувство социального оптимизма, эмоционально насыщенная уверенность в том, что данная проблемная ситуация является потенциально решаемой;
  • готовность к личному участию в социальном движении. Для возникновения такой готовности люди должны быть убеждены в том, что данное движение эффективно и действенно. То есть социальное движение должно выглядеть в глазах потенциальных участников притягательным и убедительным .

Механизмы присоединения личности к общественному движению трактуются современной социальной психологией неоднозначно. Так называемая теория относительной депривации предполагает, что человек начинает испытывать какую-либо социальную потребность, воспринимая относительную ущербность своего личного положения в обществе либо положения своей социальной группы. Таким образом, потребность формируется при сравнении своего положения (личного или своей социальной группы) с положением других. Другая теория, теория мобилизации ресурсов, подчеркивает, что человек руководствуется потребностью максимально идентифицироваться со своей группой, ощущать себя частью ее, повышая тем самым чувство собственной силы и значимости .

Уже находясь в массовом движении, человек может удовлетворять целый ряд своих потребностей, находящих отражение в мотивации различного вида: эмоционально-аффективной (связана с потребностью в эмоциональном соучастии в тех акциях и действиях, которые устраивает движение), ценностно-рациональной (предполагает осознанный, рациональный выбор именно тех ценностей и идеалов, достижением которых занято данное конкретное движение), традиционалистской (связана с потребностью поддерживать традиции своей семьи, своего социального круга) и рационально-преднамеренной (сводится к тем достаточно конкретным, обычно личным выгодам, которые может обрести человек, вступив в определенное движение) 1 .

Таким образом, в рамках социальной психологии массовые движения можно рассматривать в качестве очень сложных явлений общественной жизни, обладающих специфическими социально-психологическими характеристиками. По своей сути они занимают своего рода промежуточное положение между организованными и стихийными большими социальными группами, включая в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен группам этих типов .

Практикум

Методические материалы к практическому занятию

В рамках данного практического занятия предлагается остановиться на политических (на примере феминизма) и религиозных движениях (на примере деструктивных культов).

Цель : актуализировать знания студентов о массовых социальных движениях; формировать умение использовать понятийный аппарат социальной психологии для описания проблем функционирования больших социальных групп; способствовать овладению навыками анализа социально-психологических характеристик общественных движений.

Оснащение : для проведения занятия необходимы тексты, описывающие основные направления феминистского движения.

Порядок работы

  • 1. Обсуждение политических движений на примере феминизма.
  • 2. Обсуждение религиозных движений на примере деструктивных культов.
  • 3. Подведение итогов занятия, обсуждение домашнего задания.

Этап 1. Обсуждение политических движений на примере феминизма

В начале занятия преподаватель проводит краткую беседу со студентами, направленную на актуализацию теоретического материала, изученного в рамках лекционного курса. Студенты вспоминают определение социального движения, основания их классификации, свойства, определяющие промежуточное положение данного социально-психологического феномена в системе устойчивых и стихийных групп.

Затем преподаватель предлагает рассмотреть феминизм как пример политического социального движения. В начале обсуждения темы студентов просят назвать свои ассоциации на слово «феминизм». Ассоциации записываются па доске.

В дальнейшем студенты делятся на три группы. Каждой группе предлагается текст с описанием одного из видов феминистского движения. Студенты знакомятся с текстом и находят в нем информацию, необходимую для заполнения соответствующей строки в таблице «Основные концепции феминизма». После завершения работы по микрогруппам студенты сообщают найденную информацию.

Основные концепции феминизма Либеральный феминизм

Либеральный феминизм, активно развивавшийся на Западе в 70-е гг. XX столетия, также называемый движением «за права женщин», является самым умеренным направлением в феминистской теории и основывается на простом предположении, что все люди создаются одинаковыми, и поэтому нельзя отрицать равенства возможностей на основе гендера. Либеральный феминизм основан на мнении о том, что мужчины и женщины обладают одинаковыми умственными способностями, что с помощью образования можно изменить общество, и на вере в доктрину естественных прав. Если мужчины и женщины сходны, они должны обладать одинаковыми правами.

Умеренность либерального фсминизма сделала бы возможным взаимодействие с мужчинами, вовлечение их в феминистское движение, так как оба пола выиграли бы от исчезновения сексизма. Женщины нуждаются в освоении более широкого спектра ролей, включая занятость вне дома, а мужчины должны принимать более активное участие в домашней работе. Ключевое понятие этого подхода - ассимиляция, причем речь скорее идет о принятии женщин в мир мужчин, чем мужчин в мир женщин.

Либеральные феминистки полагают, что нет нужды полностью преобразовывать общество, достаточно просто изменить его так, чтобы женщины смогли исполнять более значимые и равноправные роли. Этот подход в основном разделяется профессионалами, женщинами из среднего класса, которые уделяют большое значение образованию и достижениям. Так как эти женщины обладают довольно хорошими экономическими ресурсами, им легче сражаться с мужчинами за престижные социальные позиции и рабочие места.

Социалистический феминизм

Эта феминистская теория - отражение теории Маркса - Энгельса, которая предполагает, что низкий общественный статус женщин - отражение классовой капиталистической системы и структуры семьи, существующей внутри этой системы. Социалистический феминизм утверждает, что сексизм функционален для капитализма, так как он поддерживается неоплачиваемым трудом женщин, которые также служат резервной рабочей силой, используемой только при необходимости. Работающие женщины получают низкую заработную плату, что выгодно для корпораций. Неоплачиваемый домашний труд необходим для воспроизводства и поддержания существования рабочей силы. Сама семья, в которой муж выступает как единственный кормилец жены и детей, также способствует стабилизации капиталистического общества. Первоначально жена зависит от мужа только экономически, но вскоре это оборачивается эмоциональной зависимостью и пассивностью. Она боится потерять экономическую безопасность, поэтому он приобретает над ней полную власть.

В отличие от либерального феминизма, социалистки считают, что для освобождения женщин и рабочих, эксплуатируемых владельцами средств производства, капиталистическая экономическая система должна быть изменена. Сексизм и экономическое угнетение взаимообусловлены, поэтому, чтобы изменить оба эти явления, необходима социалистическая революция. Маркс предложил план общества, в котором частная собственность будет отменена и будут проведены в жизнь принципы коллективизации рабочих мест. Энгельс призывал к коллективизации домашнего труда и воспитания детей, с тем чтобы освободить женщин для исполнения экономических ролей вне дома. Сама семья не должна быть разрушена, должны быть изменены функции, которые она выполняет.

Социалистический феминизм обращается к женщинам-рабочим и к тем, кто чувствует недостатки экономической системы капитализма. Многие современные социалистические феминистки считают, что должно произойти беспрепятственное вхождение женщин в армию трудящихся, однако домашний труд также должен быть социалистическим, иначе женщины окажутся занятыми на двух рабочих местах одновременно.

Радикальный феминизм

Радикальная феминистская теория оформилась в конце 1960-х - начале 1970-х гг., когда группа женщин, участвовавших в борьбе за гражданские права и антивоенном движении, осознали то угнетение, которому они подвергаются со стороны мужчин: во время антиинагурационного собрания в 1959 г., когда женщины пытались представить свою феминистскую позицию, мужчины из аудитории начали высмеивать, освистывать и оскорблять их, причем некоторые мужчины зашли так далеко, что стали выкрикивать непристойности в адрес женщин, находящихся на сцене. Радикальный феминизм родился, таким образом, как реакция на теории, организации и поведение мужчин из «Новых левых».

Социальные движения – особый класс социальных явлений, представляющий собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем :

    широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за охрану окружающей среды и т.п.),

    локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.)

    движения с прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации).

Общие черты всех уровней социальных движений:

      Оно базируется на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

      Всякое социальное движение имеет в качестве цели измене­ние ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе.

      В ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости.

      Движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, например, допустимо ли насилие как одно из средств.

      Всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации манифестации, митинги, съезды и пр.

Важными являются три вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.

1.Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные , которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, и сиюминутные , которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. Они в большей степени обоснованы чисто эмоциональными реакциями на происходящее в обществе или группе. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов зависят основательность и «прочность» движения, прогноз на успешное выполнение целей.

Рекрутация сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация «на улице», когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движе­нии за гражданские права инициаторами могут быть люди, незаконно пострадавшие, подвергшиеся репрессиям. В современной, литературе предложены две теории, объясняющие причины присоединения индивида к социальному движению.

Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других.

Теория мобилизиции ресурсов делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы.

2.Соотношение позиций большинства и меньшинства в любом массовом, в том числе социальном движении. Учитывая неоднородность социальных движений, объединение в них представителей разных социальных групп, а также специфические формы действий (высокий эмоциональный накал, наличие разноречивой информации), можно предположить, что во всяком социальном движении актуальна проблема выделения «несогласных», решительных и т.д. Иными словами, в движении легко обозначается меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства.

Характеристика условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении: а) последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух «сечениях»: б) в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и в) диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) могут быть успешными; г) необходима проработка также и самого стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность, готовность к продвижению по пути поиска продуктивного решения.

3.Проблема лидера или лидеров. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют и удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

Массовые социальные движения - особый класс социальных явлений, обладающий различными уровнями. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, против ядерных испытаний и за охрану окружающей среды), локальные движения, ограниченные определенной территорией или опреде­ленной социальной группой (против использования ядерного по­лигона в конкретной местности или движение за равноправие женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов адми­нистрации муниципалитета).


Любое социальное движение всегда базируется на определен­ном общественном мнении, хотя впоследствии оно само укрепля­ется и формируется по мере развития движения. Всякое социаль­ное движение имеет в качестве цели изменение ситуации и формирует программу. Движение обычно отдает себе отчет в тех средствах, которые могут использоваться для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Всякое социальное движение также реализуется в той или иной степени на различных проявлениях массового поведения - демонстрациях, митингах, съездах и пр.

В социальной психологии важными являются три вопроса: механиз­мы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства и характеристика лидеров.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников движения. Они подразделяются на фундаментальные (определяются условиями существования, статусом конкретной социальной группы и ее отношением к политическому ре­шению или акту законодательства) и сиюминутные (порождены про­блемной ситуацией и основаны чисто эмоциональными реакциями). Их соотношение определяет основательность и прочность движения.

В современной литературе предложены две теории, объясняющие причины присоединения индивида к социальному движению: теория относительной депривации и теория мобилизации ресурсов. В первой утверждается, что человек испытывает потребность достижения цели не в том случае, когда он абсолютно лишен каюого-то блага (права, ценнос­ти), а только тогда, когда он этого лишен частично и может сравнить свое положение с положением других. Вторая теория делает акцент на более "психологические" основания присоединения к движению, утверждая, что человек испытывает потребности идентифицироваться с группой, ощутить себя ее частью и тем самым почувствовать свою силу, мобили­зовать ресурсы. Обе теории страдают односторонностью, переоцени­вая значение лишь одного фактора, и, по-видимому, вопрос о рекрута-ции сторонников социальных движений еще ждет своих исследователей.

Проблема соотношения большинства и меньшинства в любом массовом движении является одной из центральных в концепции фран­цузского социального психолога С. Московией (1984). В любом соци­альном движении, поскольку оно объединяет разнородные группы лю­дей, легко обозначается меньшинство, которое не соглашается с мнением большинства о способах достижения цели или по иным вопросам. Это может ослабить движение и, следовательно, необходим диалог, обеспе­чивающий права меньшинства, перспективы для торжества его точки зрения. Автором предлагаются характеристики условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении: они должны действовать синхронно, т.е. демонстрировать единодушие участников в каждый данный момент; а их позиции и поведение должно быть стабиль-


ными во времени. Только при соблюдении этих условий переговоры меньшинства с большинством могут быть успешными. Необходима проработка и самого стиля переговоров: умение достигать компромис­са, снимать излишнюю категоричность и др.

Лидер массового движения должен обладать особыми чертами: кроме умения наиболее полно выражать и отстаивать цели движения, он должен и чисто внешне импонировать большинству членов дви­жения. Имидж лидера социального движения должен быть предме­том его повседневного внимания. Прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.


ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Впрочем, как отмечает извес­тный социальный психологМ. Шоу (Shaw M.E., 1964), определение малой группы может быть дано и с точки зрения:

1) восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом; 2) мотивации членов группы; 3) групповых целей; 4) органи­зационных (структурных) характеристик группы; 5) взаимозависи­мости и 6) взаимодействия членов группы.

Сам М. Шоу основывался в трактовке группы на последнем из выделенных моментов, определяя группу как "двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица". Вместе с тем он считает, что, хотя взаимодействие есть существенный при­знак, который отличает группу от простого скопления людей, тем не менее важен и ряд других характеристик, а именно: продолжитель­ность существования, наличие общих целей, развитие групповой структуры и т.п. К этим характеристикам необходимо добавить и та­кое отличительное свойство группы, как осознание ее участниками себя как "мы", т.е. своего членства в группе.

Если исходить из понимания группы, трактуя ее прежде как соци­альную группу, т.е. как элементарное звено структуры социальных от­ношений, как своеобразную функциональную единицу в системе обще­ственного разделения труда, то наиболее емкое определение предложено Г.М. Андреевой (1987): "Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредствен­ных личных контактов". Позднее (1994) она дает более универсальное определение: "Под малой группой понимается немногочисленная по со­ставу группа, члены которой объединены общей социальной деятельно­стью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов".

Это определение носит скорее описательный характер и допускает самые различные толкования в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракци-онистской ориентации, где исходным понятием является понятие "взаи­модействия", фокус может усматриваться именно в том, что малая группа - это определенная система взаимодействия, ибо слова "общая социальная деятельность" толкуются здесь в интеракционистском


смысле. Для когнитивистской ориентации в том же определении отыски­вается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры - нормы и ценности, т.е. самое существенное для группы в когнитивной социальной психологии. В отечественной социальной психологии важное значение придается определению установления факта "общей социальной деятельности", что сразу задает группу как элемент социальной структуры общества, как элементарную ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет ин­терпретировать группу как субъект этой деятельности и тем самым задать определенную теоретическую схему для всего последующего исследования. Малая группа - это не просто "контактная группа", не просто любые случайные контакты между людьми, а контакты, в кото­рых реализуются определенные общественные связи, опосредованные совместной деятельностью.

Выбор определения малой группы связан с вопросом и о ее размерах. Малые группы могут быть разными по количественно­му составу: от 2-3 до 20-30 человек. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Мнение большинства исследователей сходятся на том, что группа начинается с "диады". Существует много исследований в рамках "теории диадического взаимодействия". Применение аппарата математической теории игр позволяет на диадах проигрывать многочисленные ситуации взаимодействия. Ограниченность теории диадического взаимодей­ствия связывают с сильным упрощением реальных процессов, про­исходящих в группе. Присутствие третьего лица в группе создает новую позицию - наблюдателя. Этот новый "третий" элемент мо­жет добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам при этом не будучи включен в конфликт. Таким образом, с теорией диады соперничает теория, признающая нижним пределом малой груп­пы не два, а три человека. Спор о том, диада или триада есть наи­меньший вариант малой группы, может быть бесконечным. Впро­чем, диаду можно рассматривать как лишь одну из разновидностей малой группы и, как показывают исследования, весьма интерес­ный объект социально-психологического анализа.

Что же касается верхнего количественного предела малой груп­пы, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся, о чем свидетельствуют и различные предлагаемые величины. Причем многим авторам присуща произвольность определения их предела. Например, упоминавшийся ранее М. Шоу называет верхним преде­лом группы 20 человек, Дж. Морено, автор социометрической мето­дики, говорит о группах и по 30-40 человек. Есть мнение, что верхний


предел группы связан с "магическим числом" оперативной памяти (7±2), открытым Дж. Миллером. Одновременно многие полагают, что акцент при определении верхнего предела малой группы надо делать, исходя из функциональной целесообразности величины группы в различных сферах реальной социальной практики.

Классификация малых групп

Существует огромное разнообразие существующих в обществе малых групп. Неоднозначность определения малой группы породи­ла и множество их классификаций. Наиболее распространенными являются три классификации.

1. Деление малых групп на "первичные" (семья, друзья, соседи и
т.п.) и "вторичные" (группы, которые непосредственных личных кон­
тактов не имеют, а для общения используются "посредники", напри­
мер, радио). В настоящее время эта классификация практического
значения не имеет.

2. Деление малых групп на "формальные" и "неформальные".
В формальной группе заранее четко заданы все позиции ее членов,
они предписаны групповыми нормами. Неформальная группа мо­
жет создаваться внутри формальной, и она складывается стихийно
на основе личных симпатий и интересов. Практически во многих
случаях трудно провести грань между строго формальными и
строго неформальными группами. Поэтому в социальной психо­
логии появились попытки снять эту строгую дихотомию введением
понятия "формальная и неформальная структуры группы" (струк­
тура формальных и неформальных отношений). С другой стороны,
есть попытки разграничения понятий "группа" и "организация".
Всякая формальная группа, в отличие от неформальной, обладает
чертами организации.

3. Деление малых групп на "группы членства" и "референтные
группы". Группа членства рассматривается просто как местопребы­
вание индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных
ориентации. В референтной группе человек стремиться сохранить
свое членство в группе. Открытие феномена "референтной группы"
в 1942 году принадлежит американцу Г. Хаймену. Суть этого фено­
мена заключается в высокой степени значимости группы для инди­
вида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценнос­
ти, влияния группы на систему его установок. Приведенное
понимание термина "референтная группа" отличается от первона­
чальной трактовки Г. Хаймена, полагавшего, что референтная груп-


па должна обязательно находиться где-то за пределами группы член­ства. Из большого числа групп лишь немногие выступают для чело­века в качестве референтных.

Чаще всего историю научных исследований малой группы датиру­ют 1897 годом. В этом году американский психолог Н. Триплет опубли­ковал результаты экспериментального исследования, в котором показал меньшую эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку, чем в условиях группы. Однако прошло несколько десятиле­тий, прежде чем эксперимент и строгое эмпирическое исследование ста­ли основой социально-психологического исследования.

В 20-е годы XX столетия неудовлетворенность умозрительными схемами направила исследователей на поиски объективных фактов по функционированию групп. Не утратили своего значения до настоящего времени в социальной психологии некоторые положения психолога США Ф. Оллпорта (1924), хотя, как ни парадоксально, сам Оллпорт не считал, что имеет дело с реально существующими группами. По его мнению, реально существуют лишь отдельные индивидуумы; что же касается групп, то они трактовались им как "совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях".

К концу 30-х - началу 40-х годов исследуются групповые нормы (Шериф М., 1936; Ньюкомб Т., 1943), складывается печально извест­ная "теория черт" лидерства (правда, делаются и первые попытки отой­ти от упрощенного понимания этого феномена), оформляется социомет­рическое направление исследования групп. Особый вклад в развитие психологии малых групп в эти годы внес эмигрировавший в США из фашистской Германии К. Левин. Он явился основоположником крупно­го научного направления, известного под названием "групповая дина­мика". Широко известны его представления о группе как "динамичес­ком целом, обладающем свойствами, отличными от свойств составляющих его частей или суммы последних".

Основные направления в зарубежной групповой психологии. К началу 70-х годов в зарубежной социальной психологии сложилось де­вять крупных подходов, определявших развитие групповой психоло­гии: теория поля, интеракционистская концепция, теория систем, социо­метрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход и теория подкрепления.

Теория поля. Это направление берет начало в работах К. Левина, утверждавшего, что поведение личности есть продукт поля, или ина­че - жизненного, социального пространства личности. Структур­ные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические свойства - поняти­ями психологических и социальных сил. Важнейшим методом анализа сил психологического поля явилось создание в лабораторных усло-


виях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Позднее вся совокупность исследо­ваний в этом плане получила название "групповой динамики", а весь теоретический контекст - конструкции теории поля - был почти полностью отвергнут.

Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, груп­па есть система взаимодействующих индивидуумов и функционирова­ние последних описывается тремя основными понятиями: индивидуаль­ной активностью, взаимодействием и отношениями между членами группы. Выполненные в рамках этого направления работы посвящены в основном исследованию структурных аспектов группы.

Теория систем. Данный подход близок к предыдущему и развивает представление о группе как системе. Главное различие между ними зак­лючается в используемых элементах анализа. Теория систем описывает группу как открытую систему взаимозависимых позиций и ролей.

Социометрическое направление связано с именем Дж. Морено (1958), который исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру. Макро­структура, по Морено, есть своеобразное "пространственное" размеще­ние индивидов в различных формах их жизнедеятельности, а микрострук­тура означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Все напряжения и конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур. Для него это несовпадение означает, что система симпатий и антипатий не впи­сывается в рамки заданной индивиду макроструктуры: ближайшим ок­ружением оказываются не обязательно приемлемые в психологическом отношении люди. Задача состоит в перестраивании макроструктуры та­ким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Хотя наивность схемы очевидна, сама социометрическая методика, выявляю­щая симпатии и антипатии, получила широкую популярность. На ее осно­ве возникло целое направление исследований, хотя и не обязательно в рамках теоретической концепции Морено. Правда, возможности социо­метрической методики не следует переоценивать и ее нельзя рассматри­вать как общий универсальный метод изучения малых групп.

Психоаналитическая ориентация. Базируется на идеях 3. Фрейда и его последователей, фокусируя внимание главным образом на мотива-ционных и защитных механизмах личности. 3. Фрейд первым включил идеи психоанализа в групповой контекст в своей работе "Психология масс и анализ человеческого «Я»" (1925). Он интересовался группами с позиций изучения психологии масс, подчеркивая тенденции участников группы следовать за сильными лидерами, идентифицироваться с ними. Сам Фрейд не особенно симпатизировал групповой психотерапии, одна­ко его последователи попытались перенести методы индивидуального анализа на групповую психотерапевтическую практику. Основным критерием, с помощью которого психоанализ может быть в принципе отдифференцирован от других видов психотерапии, есть перенос, кото-


рый означает чувства и поведение больного по отношению к аналитику и которые основаны на инфантильных желаниях больного по отноше­нию к родителям. Существует и противоположный процесс - контрпе­ренос, который относится к широкому спектру реакций аналитика на больного. Реальная связь между аналитиком и больным является осно­вой терапевтического союза. Эти и другие идеи психоанализа легли в основу ряда теорий групповой динамики.

Общепсихологический подход - состоит в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в об­шей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это касается таких процессов, как научение, мотивация, явления когнитив­ной сферы и др.

Эмпирико-статистическое направление - подчеркивает необ­ходимость выведения основных понятий групповой теории из резуль­татов эмпирического наблюдения и статистических процедур, напри­мер факторного анализа. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования лично­сти. Например, Р. Кэттелл известен исследованиями не только в облас­ти психологии личности, но и разработками социально-психологичес­кого характера.

Формально-модельный подход - использует приемы математи­ческого моделирования групповых процессов, но, как отмечают неко­торые зарубежные исследователи, представители этого направления больше интересуются проблемами внутренней согласованности своих моделей, нежели степенью их соответствия естественным ситуациям. Вероятно, поэтому это направление мало что внесло в понимание группового процесса.

Теория подкрепления - базируется на идеях скиннеровской кон­цепции оперантного обуславливания. Поведение в группе здесь рас­сматривается как функция двух переменных: вознаграждений и наказа­ний. Идеи теории подкрепления легли в основу двух крупных теорий малых групп, авторы которых - Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли.

Исследования групп в отечественной социальной психологии.Решающую роль в их становлении сыграли труды В.Н. Бехтерева, кото­рый в 1910 году впервые в России сформулировал предмет и задачи "общественной" психологии. И сегодня представляют интерес его мыс­ли о функциях коллективных целей, согласования индивидуальных и выработки коллективных действий и др. В период 20-30-х годов в иссле­дованиях коллектива обнаруживалось сильное влияние рефлексологи­ческих концепций В.Н. Бехтерева, сформулированных им в книге "Кол­лективная рефлексология" (1921). Разработка многих теоретических положений о природе коллектива также связана с именами Д.Б. Элько-нина иА.С. Макаренко.

В современной отечественной социальной психологии выделяют как минимум четыре крупных исследовательских подхода: деятельностный


подход (Петровский А.В., 1979; Ярошевский М.Г., 1978, Андреева Г.М., 1980), социометрическое направление (Коломинский Я.Л., 1976 и др.), параметрическую концепцию (Уманский Л.И.,1975идр.)и организаци­онно-управленческий подход (Кузьмин Е.С., 1967 и др.).

Структура и феноменология малой группы

Основными элементами групповой структуры являются: соци­альный статус, социальная роль, групповая норма. Кроме того, важ­ными составляющими любой малой группы являются феномены "группового давления" и "групповой сплоченности".

Социальный статус (от лат. Status - положение, состояние) - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оп­ределяющее его права, обязанности и привилегии. Один и тот же человек в различных группах (на работе, в семье, среди друзей) мо­жет иметь разный статус. Некоторые статусы предписаны человеку с рождения (пол, национальность, фамилия семьи), другие определя­ются тем, что человек осуществил в своей жизни (получение специ­альности, вступление в брак). Наивысшим статусом в малой группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Социальной ролью называют ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом. Роль-это круг функций и видов пове­дения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте.

Поскольку человек исполняет одновременно несколько ролей (в семье, среди друзей и др.), то между ролями могут существовать конфликты. Они связаны с ситуациями, когда нужно одновременно удовлетворять противоречащим требованиям двух или более ро­лей - ролевой конфликт.

Можно выделить формальные роли, которые определяются в орга­низации, и роли неформальные, которые возникают в процессе взаи­модействия людей. Примерами последних являются роли типа: "душа компании", "козел отпущения", "домашний клоун", "добродетельный моралист" и др. Появление неформальных ролей предполагает дли­тельные взаимосвязи, что характерно первоочередно для малых групп. С развитием группы возникают различные групповые роли.

Как внешние, так и внутренние факторы побуждают человека к освоению той или иной социальной роли. Внешние побудители - это своеобразное психологическое давление значимых для человека людей, но большее значение имеют внутренние мотивы (выполне­ние каких-то желаний возможно через овладение человеком опреде-


ленной роли, дающей ему определенные права и льготы; овладение ролью позволяет ему приобрести социально-психологическую за­щищенность, получить признание и др.).

Групповая норма понимается как некоторое правило, регулятор развертывающихся в группе отношений. Нормы, как принятые пра­вила поведения, руководят действиями участников и позволяют при­менять санкции к неприемлемым для данной общности формам по­ведения. В настоящее время собран большой экспериментальный материал по: а) влиянию и значению норм, разделяемых большин­ством группы, б) влиянию и значению норм, разделяемым мень­шинством группы, в) изучению последствий отклонений индивидов от групповых норм.

Феномен группового давления. Его часто в социальной психоло­гии именуют феноменом конформизма. Само слово "конформизм" в обычном языке означает "приспособленчество" и на уровне обыден­ного сознания приобретает некоторый негативный оттенок. В соци­ально-психологической литературе больше говорят о конформности или "социальном влиянии", имея в виду чисто психологическую ха­рактеристику позиции индивида относительно позиции группы, при­нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой­ственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

Функционирование групп зависит во многом от согласия их чле­нов относительно каких-то фундаментальных жизненных ценностей. Различают внешнюю конформность ("подчинение"), когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю (под­линный конформизм, "идентификация"), когда индивид действитель­но усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. При "интернализации" мнение других просто совпадает с системой цен­ностей данной конкретной личности.

Противоположным конформности являются понятия "независи­мость" или "самостоятельность позиции". Ее нельзя смешивать с позицией негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. Негативизм не есть подлинная независимость, а напротив-это специфический случай конформности, когда индивид ставит своей целью любой ценой про­тивостоять мнению группы. Здесь он фактически зависит от группы, т.е. "привязан" к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Истинной позицией, противостоящей конформности, является именно самостоятельность.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к вьшоду о том, что давление на индивида может оказьшать не только


большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим ста­ли выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом груп­пы как норма) и информационное (давление оказывает меньшин­ство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Отклонение членов группы от установленных в ней стандартов и норм поведения сопровождается применением к отклоняющимся определенных санкций в виде насмешек, угроз и пр. "Групповое дав­ление" в группе выполняет следующие функции: а) помогает группе достичь ее цели, б) помогает группе сохранить себя как целое, в) по­могает членам группы выработать "реальность" для соотнесения с ней своих личных мнений, г) помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адап­тацию в социуме.

Феномен групповой сплоченности. Курт Левин (1947) определяет групповую сплоченность как "тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней ос­таться". Большинство исследователей придерживаются мнения, что основой групповой сплоченности является эмоциональная сторона системы межличностных отношений в группе. Социометрия симпа­тий и антипатий позволила даже предложить специальный "индекс групповой сплоченности" как формальную характеристику малой группы. Иногда сплоченность анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Существует ряд работ, которые в изучении феномена сплоченности придают особое значение характеру групповых целей.

В отечественной социальной психологии исследования спло­ченности группы опираются на изучение влияния на ее совместную деятельность членов группы. Все большее сплачивание группы здесь основано не на увеличении эмоциональной привлекательнос­ти, а на все большем включении индивидов в процесс совместной деятельности. В данном случае речь идет не о совместимости людей в группе, а именно о сплоченности. Совместимость и сплоченность между собой тесно связаны, хотя и означают разные аспекты харак­теристики группы.

Этапы и модели развития малой группы

По мнению отечественного социального психолога Г.М. Андре­евой, "причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, а в более широкой социальной системе",


т.е. они задаются внешними по отношению к группе факторами, на­пример, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. Что же касается преимущественно психологических детерминант вхожде­ния в определенную социальную группу, то можно говорить о пре­стижности профессии, стремлении индивидов к удовлетворению потребностей в общении и т.п.

Возникшей социальной группе предстоит дальнейшая жизнь, и главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Здесь уместно использование термина "групповая динамика", в отличие от статики группы, например, ее количественного соста­ва. Совокупность динамических процессов ("групповая динами­ка "), которые происходят в группе в какую-то единицу време­ни, знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Реальные группы в определенном смысле "проживают" свою собственную жизнь, длительность которой, естественно, не может быть сравнима с существованием больших групп, включенных в ход исторического развития. Идея развития группы впервые была обозначена в психоаналитической концепции на базе психотера­певтической практики (в так называемых Т-группах или группах тренинга). Там выделено 2 фазы развития группы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Каждая кон­кретная группа может по-разному реализовывать общую модель развития или же просто распадаться, если поставленная цель не достигается. В последние годы для описания процесса группового развития введено особое понятие "социализация группы", по ана­логии с процессом социализации индивида. Также вьщелены опре­деленные критерии, на основе которых можно сравнивать различ­ные стадии в развитии группы.

Двухмерные модели развития группы. Обобщив ряд исследова­ний, посвященных изучению стадий развития различных терапевти­ческих, тренировочных, естественных, профессиональных и лабора­торных групп, Б. Такмен предложил двухмерную модель развития группы. Жизнедеятельность группы рассматривается в двух измере­ниях: а) деловая, или инструментальная, активность и б) эмоцио­нальная, или экспрессивная, активность. В каждой из этих сфер выде­ляется четыре последовательных этапа.

В сфере межличностной активности это: 1) стадия "проверки и зависимости", предполагающая ориентировку в характере действий друг друга и поиска взаимоприемлемого поведения в группе; 2) ста-


дия "внутреннего конфликта", когда нарушается взаимодействие и отсутствует единство между членами группы; 3) стадия "развития групповой сплоченности", когда достигается гармонизация отноше­ний в группе, исчезают межличностные конфликты; 4) стадия "фун­кционально-ролевой соотнесенности", когда образуется ролевая структура группы, являющаяся своеобразным "резонатором", по­средством которого "проигрывается" групповая задача.

В сфере деловой активности это: 1) стадия "ориентировки в за­даче", связанная с поиском группой оптимального способа решения задачи; 2) стадия "эмоционального ответа на требования задачи", связанная с противодействием группы требованиям задачи в силу несовпадения личных намерений каждого члена группы с общей задачей; 3) стадия "открытого обмена ревалентными интерпретаци­ями", когда происходит максимальный и адекватный обмен инфор­мацией, позволяющий партнерам глубже понять намерения друг друга, предлагаются альтернативные трактовки информации; 4) ста­дия "принятия решений", когда возникают конструктивные попытки успешного решения задачи.

Эти две сферы активности взаимосвязаны, изменения в одной сфере сопровождаются изменениями в другой. Однако в экстре­мальных условиях часто не удается четко дифференцировать ин­струментальные и экспрессивные компоненты групповой актив­ности. Отличительными признаками экстремальности являются следующие: ограниченность индивидуальных и групповых пере­мещений, стресс, изоляция от внешнего мира. В этих условиях группа проходит три основных стадии: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентации. Ознакомительная стадия обычно непродол­жительная и связана с ориентировочными и исследовательскими реакциями членов группы. Стадия дискуссий достаточно продол­жительна и при ее завершении возникают структурные контуры группы с первыми признаками разделения на роли и элементами коалиционирования. На стадии ролевых ориентации группа скла­дывается в некую целостную систему.

Одномерные подходы к развитию группы делают акцент на опи­сание динамики группы при решении задач инструментального типа (модель Марби Е.) или эмоциональной динамики группообразования (Волков И.П.).

При решении задач инструментального типа выделены: латентная фаза (ознакомление с задачей), адаптационная фаза (соотнесение воз­можностей группы с требованиями задачи), интегративная фаза (объе­динение общих усилий, координация индивидуальной и групповой стратегии действий) и фаза достижения требуемого решения.


В модели эмоциональной динамики группообразования также выде­лены фазы: первичного восприятия и ознакомления (формируется пер­вое впечатление о партнере), фаза сближения (формирование оценки и самооценки, актуализация установки на совместное действие), фаза со­вместного действия (принятие межличностных ролей и определение ста­туса в общении) и фаза "сцепления" (укрепление чувства общности "мы", формирование норм общения).

В отечественной социальной психологии проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологичес­кой теории коллектива. Особенности этого подхода обусловле­ны определенной традицией исследования коллектива в отече­ственной науке. Эти традиции связаны не только с идеологической подоплекой (в работах К. Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив есть форма организации людей социалистичес­кого общества), но и с активными исследованиями многочислен­ных коллективов, которые возникали в 20-30 годы в новом обществе (Андреева Г.М., 1997).

В настоящее время подчеркивается, что термином "коллектив" обозначается особое качество группы, высший уровень ее развития. Однако важнейший признак коллектива - это не любая совместная деятельность, а только социально-позитивная деятельность, отвеча­ющая потребностям общества. Поэтому, по мнению А.С. Макарен­ко, первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность. Такой подход предполагал и неизбеж­ность ряда стадий, которые проходит группа на пути к коллективу. В отечественной социальной психологии существует несколько "мо­делей" развития группы как коллектива.

Стратометрическая концепция группы (Петровский А.В., 1979)- типология групп строится по двум главным критериям: а) степень опосредованности межличностных отношений в группе содержани­ем совместной деятельности, б) общественная значимость совмест­ной деятельности.

Развитие группы описывается как движение в континууме: кол­лектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) - корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям). В центральной точке располагается диффузная группа-общность, в которой практичес­ки отсутствует совместная деятельность.

Модель группы состоит из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реали­зуются прежде всего непосредственные контакты между людьми,


основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемос­ти; во втором слое эти отношения опосредуются характером совме­стной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, разви­ваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует выс­шему уровню группы, и его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Параметрический подход (УманскийЛ.И., 1971). Главными соци­ально-психологическими параметрами группы, которые характери­зуют признаки ее развития, являются следующие: а) содержание нравственной направленности группы, б) организационное един­ство группы, в) групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности, г) психологическое единство. В зависимости от выра­женности каждого из этих параметров группа располагается по уровню своего развития в континууме: коллектив - антиколлектив (группа замкнутая, с внутригрупповой антипатией, конфликтностью и агрессивностью). Средняя точка - группа-конгломерат, состоя­щая из незнакомых людей. Продвижение группы к позитивному по­люсу предполагает прохождение ею стадий кооперации и автономи-зации. Движение в направлении отрицательного полюса классифицируется по двум уровням: дезинтеграции и "интраэгоиз-ма". В качестве обязательных параметров коллектива называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность.

Рекомендуем почитать

Наверх