Претендует ли кутузов на роль героя. Кутузов и Наполеон

Сказки  01.02.2024

Баскаева Залина Яковлевна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: ВТЭТ
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка бинарного интегрированного урока
Тема: "Кутузов и Наполеон в изображении российских деятелей искусства"
Дата публикации: 24.04.2018
Раздел: среднее профессиональное

Баскаева Залина Яковлевна, преподаватель литературы

ГБПОУ«Владикавказский торгово-экономический техникум»

Урок литературы на тему: « Кутузов и Наполеон в произведениях русских деятелей

искусства»

«Нет величия там, где нет простоты,

добра и правды».

Л. Н. Толстой.

урока :

бинарный

(литература-МДК);

интегртрованный

(литература,

живопись, классическая музыка)

Место проведения урока : 1 этап: учебно-производственная лаборатория;

2 этап: актовый зал.

Время : 90 минут

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие

1 . Помочь

учащимся

осмыслить

Кутузова

Наполеона

исторической

нравственной, общечеловеческой и духовной точки зрения.

сопоставительного

отношение Толстого,

Верещагина,

Ульянова, Пикуля, Чайковского к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов авторов на

3. Научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков;

Развивающие.

4. Помочь критически осмыслить роль личности в истории.

5. Создать условия самостоятельной работы.

6. Развивать умение работать в группах.

7. Развивать коммуникативные способности.

8.Развивать

профессиональное

художественное

воображение,фантазию,

креативное

мышление.

Воспитывающие.

8. Воспитание патриотизма и гуманизма, любви к профессии «кондитер»

Ход урока:

1.Слово учителя:

Добрый день. «Бон жюр».

Неспроста я поприветствовала вас на русском и французском языках.

Ведь говорить мы будем о двух личностях, которые представляли в начале 19 века два

государства на исторической арене. Русский фельдмаршал Кутузов и Император Франции,

король Италии и т.д. Наполеон.

Сегодня мы соберем воедино ту информацию,которую получили на уроках истории и

литературы, прочитали в книгах и интернете, увидели в кино, картинных галереях и

Произведения на экран

Я предлагаю вам рассмотреть образы двух полководцев в свете романа Л.Толстого «Война

и мир», исторической миниатюры В.Пикуля «Две картины», написанной о полотнах

Верещагина и Ульянова, и знаменитой увертюры П.Чайковского «1812».

Наша задача:

осмыслить

Кутузова

Наполеона

исторической

нравственной,

общечеловеческой и духовной точки зрения.

сопоставительного

отношение

деятелей

искусства к этим личностям.

Выяснить, какова роль личности в истории.

Лев Толстой сказал: «Нет величия там, где нет простоты добра и правды».

Согласны ли мы с Толстым или имеем свой взгляд на эту тему.

Выбор темы

Темы на экран

Предполагаемые темы урока:

1 Кутузов и Наполеон.

2.Михаил Кутузов и Наполеон Бонапарт в романе Толстого «Война и мир»

3.Роль личности в истории (Кутузов и Наполеон в произведениях русских деятелей

искусства)

4. «Нет величия там, где нет правды, добра и справедливости»

(Изображение Кутузова и Наполеона в произведениях Толстого, Пикуля, Верещагина,

Ульянова, Чайковского)

А слова Толстого предлагаю взять эпиграфом нашего урока-баталии.

Вы довольно удачно расположились, поскольку нам нужно разделиться на два лагеря.

Будем говорить – две армии. Армия Кутузова и армия Наполеона.

Выбирают командиров, которые назначают историка и лингвиста для работы со словарем

Вы не заметили, какой эпитет к слову полководцы я избегаю произносить?

Великие

(Ищут в словаре)

ВЕЛИЧИЕ высокого стиля

1.Наличие в ком-чём-н. выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение.

"В. подвига"

2.ироническое

С высоты своего величия

с чрезмерной важностью, с пренебрежением к другим.

А что по вашему «личность»?

ЛИЧНОСТЬ - общежитейский и научный термин, обозначающий:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо,

в широком смысле слова)

2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена

того или иного общества или общности.)

Учитель: Ваши боеприпасы – вопросы к образам Кутузова и Наполеона и цитаты из

романа, характеризующие их.

Первыми атакуют те, чей командир первым ответит на вопрос: «Что означает слово

«баталия»?

Выдержки из текста вы подобрали заранее.

Баталией руководят командиры.

Вопросы к образу Кутузова.

1)Соответствует ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в

2)Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

3)Кому противопоставлен и на кого похожи в романе эти герои?

4)Почему Кутузов в 1805г уклоняется от сражений, но даёт Шенграбенское сражение?

5)Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою?

Выполняются ли его приказы при Аустерлице?

6)Докажите, что Кутузов- это "свой, родной человек" для народа.

7)Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском

сражении и показанный Толстым же поведением Кутузова?

8)Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому

9)Претендует ли Кутузов на роль героя в истории.

11)Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи

Кутузовцы:

Образ и характеристика Кутузова в романе "Война и мир"

Внешность

"...По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка..."

"...по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что

мысль и забота так сильно занимали его..."

"...Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к

себе левою рукой Багратиона, а правою, на которой было кольцо, видимо, привычным

жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку..."

"...Кутузов, в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на

воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые

старческие руки на подлокотники, и почти спал..."

"...Кутузов стоял все на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным

телом, тяжело зевал, закрывши глаза..."

"...лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами

морщившейся в углах губ и глаз..."

Личность и характер Кутузова

Кутузов - добрый человек:

"...Кутузов, видимо, поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану,

поспешно отвернулся..."

Кутузов - внимательный человек : "...Не… брат, глазастей тебя, и сапоги и подвертки, всё

оглядел…"

Кутузов - спокойный: "...Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и

следа волнения..."

Кутузов - неторопливый, "сонный" человек:

"...говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим

вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с

удовольствием слушал себя..."

Кутузов - простой и обыкновенный человек со своими интересами и слабостями :

"...он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым

простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи.

Он писал письма своим дочерям и m me Staël, читал романы, любил общество красивых

женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами..."

Кутузов ласков с солдатами :

"...Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов

офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь,

он несколько раз грустно покачивал головой..."

Кутузов - верующий человек:

"...Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на

в е л и к и й

п о д в и г. . . "

Кутузов – плаксивый человек:

"...расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы..."

"…И опять глаза его залоснились слезами…"

"...Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении..."

Кутузов – мудрый полководец .

«…Он понимает, что есть что- то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход

событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет

отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое…»

Кутузов считает, что на войне главное – терпение и время :

"...Терпение и время, вот мои воины богатыри!» – думал Кутузов. Он знал, что не надо

срывать яблока, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено,

испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь..."

крепость

кампанию

выиграть.

ш т у р м о в а т ь

а т а к о в а т ь,

т е р п е н и е

в р е м я … "

"...Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту

лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала

история..."

Вопросы к образу Наполеона.

1)Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему

происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?

2)Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует

Наполеона?

3)Знает ли Толстой что то положительное о реальном Наполеоне? Почему это исключает

из образа своего героя?

4)Чем руководствуется Наполеон, идя "с Запада на Восток убивать себе подобных"?

5)Почему не исполняется "разумные" приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все

ли его приказы разумны?

6)Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?

7)Покажите в нём актёрство и лицемерие.

8)Сравните речь Наполеона и Кутузова.

Описание внешности Наполеона:

"...В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом..." (в 1805 году

Наполеон еще не был таким полным, как в 1812 году)

маленькой

андреевской

раскрытом

камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на

малиновом, золотом шитом чепраке..."

"...Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый

живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах.

Короткие

очевидно,

причесаны,

спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-

за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его

выступающим

подбородком

выражение

милостивого

величественного

императорского приветствия..."

"...Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно

выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид,

который имеют в холе живущие сорокалетние люди..." (Наполеону в 1812 году около 40

Личность и характер Наполеона в романе "Война и мир"

Наполеон Бонапарт - итальянец по происхождению:

"...С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он

подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности..."

Наполеон - самоуверенный и самодовольный человек:

"...на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья..."

"...этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой..."

Наполеон - самовлюбленный человек:

безумием

самообожания,

дерзостью

преступлений,

искренностью лжи..."

Наполеон считает войну своим "ремеслом":

"...и любовь и привычка французского императора к войне..."

"...Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками..." (Наполеон о

себе и императоре Александре I)

Наполеон обращается с солдатами с притворной, показной воинственностью:

"...С которого года в службе? - спросил он с той привычной аффектацией* грубой и

ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами..." (* с аффектацией

То есть притворно, неестественно)

Наполеон заботится о солдатах, но делает это, скорее, от скуки (например, когда ему

не спится):

"...Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был

допит, и делать все-таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый

Проходя м и м о высокого гвардейца...,

остановился против него.

Получили рис в полк?

Получили, ваше величество. Наполеон кивнул головой и отошел от него..."

Наполеон - целеустремленный человек:

"...но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него

ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее..."

Наполеон любит роскошь:

"...Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность

двора императора Наполеона поразили его..."

Наполеон - избалованный, изнеженный человек:

"...он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к

которому так склонны балованные люди..."

"...выхоленное тело императора..."

Наполеон привык к тому, что им все восхищаются:

"...Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от

Московии,

одинаково

поражает

повергает

самозабвения..."

" Наполеон - эгоцентричный человек. Его ничего не интересует, кроме самого себя:

"...Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все,

что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось,

зависело только от его воли..."

Наполеон не держит свое слово. Его "честному слову" нельзя верить:

"...Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не

могло иметь значения..."

"...Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам,

когда опомнится, устыдится их..."

Наполеон считает, что он всегда прав:

"...Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что

ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не

имеющие никакого смысла..."

Наполеон не считает себя виновным в войнах, которые ведет:

"...Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней..." "...Вы говорите,

я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я..."

Наполеон - храбрый полководец:

"...Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более

благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля

сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою

роль кажущегося начальствованья..."

Отношение Толстого к Наполеону в романе "Война и мир"

Толстой считает Наполеона Бонапарта ограниченным человеком:

"...искренность

блестящая

самоуверенная

ограниченность

человека

выдвигают его во главу армии..."

"...ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу..."

Толстой не считает Наполеона гениальным полководцем .

"...той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят

приписывать Наполеону..."

"...Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть

армии и еще более растягивая свою линию..."

мнению

Толстого,

Наполеон

совершает

поступки,

которые

нельзя

назвать

великими:

"...Нельзя

сознаться,

продолжал

Наполеон

на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть

другие поступки, которые трудно оправдать..."

"...Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека..." (виконт

Мортемар)

Толстой называет Наполеона выскочкой и человеком без убеждений:

"...Выскочка, что ни говорите..." (Ипполит Курагин)

"...Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз,

самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими

Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место..."

По словам Толстого, Наполеон ведет себя глупо после взятия Москвы:

придумать,

пагубнее

Наполеон,

оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь,

оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы

Толстой считает Наполеона подлым человеком:

"...последний

великого

императора

геройской

представляется

историками как что-то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на

языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться

каждый ребенок..."

РОЛИКИ (из х/фильмов: «Война и мир», «Наполеон»)

1.Наполеон в Кремле

2.«Нагни ему голову»

Вывод:

НАПОЛЕОН

бородинском

сражении

с о с т а в л е н н о й

диспозиции.

Н а ч и н а е т

« и г р у » ,

р у к о в о д с т в у я с ь

составленной диспозиции.

Немногословен, но искренен.

Обращается к войску с лживой прокламацией,

суля достатка и славы.

Спокоен во время сражения.

Нервничает.

Руководствуется

спасением Отечества.

Заряжает солдат жаждой убийства.

Отказывается

подчиняет

интересы

интересам

Воплощение личного начала, представления о

определяющем

судьбы народа, Европы. Жаждет славы.

Народный

характер

деятельности,

носитель народного начала; причастен

к общему делу.

Антинародный

характер

деятельно сти,

находится далеко от народа во всех смыслах.

Скромен, прост.

Высокомерен,

тщеславен,

стремится к роскоши.

Естественен

поведении,

мимике, жестах.

Лицемер и позер.

Великодушен

сострадателен

побежденным.

Проявляет насилие, вероломство, жестокость.

Верен своему долгу и армии.

Предает свою армию.

О т н о с и т с я

бесчеловечному и злому делу, признает

справедливость только оборонительной

О т н о с и т с я

с р е д с т в у

порабощения

создания

Учитель : Такими мы увидели Кутузова и Наполеона в романе-эпопее русского писателя

Толстого «Война и мир». А теперь посмотрим на работы русских художников Василия

Верещагина и Николая Ульянова. Об этих картинах историческая миниатюра Валентина

Слово о Верещагине- Кочиев Руслан

Слово об Ульянове- Дзгоев Олег

Слово о Пикуле - Черныш Дарья

КОСТЮМИРОВАННАЯ СЦЕНКА « Две картины»

Наполеон- Аслан Битаров

Маркиз Лористон- Заур Сабанов

Маркиз Коленкур- Алан Тотиев

Кутузов-Даниил Калоев

Князь Волконский- Эрик Дзиваев

«Москва горит»

КАРТИНА «Мир Любой ценой»

«У костра»

КАРТИНА «Лористон у Кутузова»

Учитель: Скоро Новый Год. Чудеса случаются с теми, кто верит в волшебство. Уникальная

возможность – взять интервью у наших героев.

«Интервью с Героем »

С Кутузовым:

1.Нам известно, Ваша Светлость, что у Вас были славные предки. О ком из них Вы можете

д а л е к и й

п р е д о к Гаврила

Ал ексич:

сподвижник Александра

Невского прославился

воинской

при Петре

Талантливый

спроектировал

Екатерининский

в Санкт-Петербурге -

предотвращения

гибельных

последствий

разливов

2Фельдмаршал, Вы прекрасно знаете французский, английский, немецкий, шведский,

турецкий языки. Что за история произошла с мадам де Сталь?

Ответ : Знаменитая французская писательница мадам де Сталь после нашей беседы

заметила, что я, русский генерал, владею французским лучше корсиканца Бонапарта.

3.Вас считали опытным царедворцем. Что скажете?

Ответ : Я

находить

с правителями.

благоволила

не только

Екатерина II - он добился расположения и императора Павла. Я был единственным,

последний

накануне

и Екатерина

4. Как называл Вас Наполеон?

Ответ: «старым лисом Севера».

5.Кого Вы считаете своим учителем?

Ответ: Александра Суворова

После победоносного штурма Измаила Суворов написал: «Генерал Кутузов шел у меня

на левом крыле, но был правою моей рукою».

Светлости

непростые

отношения

Александром

Ответ: Вспоминая о поражении под Аустерлицем, российский император признавал:

«Я был молод и неопытен. Кутузов говорил мне, что надо было действовать иначе,

с л е д о в а л о б ы

в с в о и х

м н е н и я х

н а с т о й ч и в е е » .

За победу в Отечественной войне 1812 года Александр I удостоил меня титула князя

Смоленского и ордена Святого Георгия IV степени. Я - первый полный Георгиевский

С Наполеоном:

1.Бонапарте, Вы под конец жизни не раз говорили, что все несчастья принесла ему одна

буква, поскольку Вам не везло ни на людей, ни на города, начинающиеся с нее. Назовите

Ответ:: М (Москва, Малоярославец, Михаил...).

находящихся

разработано

дезинфицирующее

средство

тройного

лечебного,

гигиенического

освежающего. Спустя 100 лет (в 1913 г.) оно получило Гран-при на Всемирной выставке в

Париже. Под каким названием оно до сих пор известно в нашей стране? »»

Ответ:: Тройной одеколон.

3.При разработке статей конституции об ограничении власти Вы рекомендовали два

принципа: первый - пишите кратко. А какой второй? »»

Ответ:: Пишите неясно (зачем же самому себе ограничивать власть?)

4.Объединив Италию под своей властью, Вы в 1805 г. короновались хранившейся в

соборе города Монца древней короной лангобардских королей. До него ею венчались

некоторые германские императоры. Внутри короны вставлен кованый железный обруч,

составляющий главную ее ценность. В чем его уникальность? »»

Ответ:: Он сделан из железного гвоздя, которым прибивали к кресту Иисуса Христа

(от него корона и получила свое название - «железная»).

упрекнули,

внимания

уделяете

игрушкам,

ответили:

управляют

игрушках

размером

пуговицу, придуманных лично Вами для очень серьезных людей. Как они называются?

Ответ:: Ордена Почетного легиона

5.А знаете ли Вы, что Вашим именем назван торт, любимый многими сладкоежками в

Ответ: Да. Я и сам его предпочитаю.

УВЕРТЮРА «1812 год»

Слово о Чайковском- Камболов Сослан

«Герои романа глазами будущих кондитеров»

Александр Первый, Наполеон, Кутузов, Денисов, Андрей, Пьер,Наташа,Элен.

руководством

преподавателя

Бираговой

Валерьевны

состоялось в учебной лаборатории

накануне открытого урока. Студенты выпекли и

героев романа.. Каждый из юных кондитеров презентовал свое изделие)

ЮНЫЕ КОНДИТЕРЫ: Олег Дзгоев, Ибрагим Бароев, Павел Тумасян, Давид Гозюмов,

Саргон Кцоев,Владимир Валиев, Белла Гиоева, Марина Доманова, Аурика Аксорова,

Кристина

Теблоева.

Наставник-

Валерьевна

Бирагова.

спросили

Толстого,

Чайковского,

Верещагина, Ульянова, почему в своих произведениях они не возвеличили Наполеона,

почему с такой любовью показали Кутузова, что бы мы услышали в ответ?

Наполеон-враг , принесший горе нашему народу на нашу землю.

Кутузов-ставленник этого народа на защиту родной земли.

Командиров

награждают

Наполеон,

оценивают

солдатиков

(подадут список на награды разных степеней)

Д/З: Эссе: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

1. « Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное(гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

2. Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).

5. Ответить на вопросы:

1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.

2. Готова ли русская армия к войне?

3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?

4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?

5. Кто из героев романа терпит свой « Аустерлиц»?

6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.

7. Понятны ли русским солдатам ее цели?

8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

2. Подготовить сообщение: «Наполеон» и «Кутузов» Историческая справка.

УРОК 6,7

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

ЦЕЛЬ: систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона; показать, какова,

по мнению Л.Н.Толстого, роль личности в истории;

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : лекция с элементами беседы, сообщения учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»

ХОД УРОКА

Эпиграф: Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л.Н.Толстой

1. Вступительное слово учителя.

Л. Н. Толстой отрицал возможность научного познания законов исторического процесса и склонялся к мысли, что течение, направление и характер событий определяются сочетанием бесчисленного количества факторов. Передвижение стрелок на часах истории, по убеждению писателя, зависти от вращения множества сцепленных друг с другом колесиков. Этими колесиками оказываются люди в бесконечном разнообразии характеров, интересов, устремлений. Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона.

2 Сообщения учащихся. Исторические сведения о Кутузове и Наполеоне.

3. Исторические взгляды Толстого и их отражение в романе «Война и мир».

1. Народ (в понимании Л.Н.Толстого) – главная решающая сила в истории.

2. Основной критерий оценки исторической личности – отношение к народу, понимание

3. Простота, добро, правда – составные элементы величия.

4. Работа с таблицей. Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа «Война и мир»

Кутузов – истинный вождь, избранный народом. Наполеон – олицетворение антинародных интересов, законов.

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: « Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей … Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше.

Кутузов

Наполеон

Портрет

Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом.

Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п.

Манера поведения

Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения).

Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).

Отношение к солдатам

Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман).

Цели деятельности

Защита Отечества

Слава власть.

Тактика ведения боя.

Поддерживает дух войска.

Властными приказами пытается руководить сражением.

«Народный полководец», «спаситель отечества».

Человек, у которого «помрачены ум и совесть»

Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

5. Ответить на вопросы:

Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий. Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы.

    Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

    Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

    Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

    Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

6. Заключительное слово учителя.

Вывод: Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.

Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.

Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П Шерер – та же театральность).

7. Подведение итогов урока

2. Подготовить сообщения: «Образ Платона Каратаева», « Образ Тихона Щербатого» « Петя Ростов в партизанском отряде».

УРОК 8,9

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

ЦЕЛЬ УРОКА: проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, т.е. как реализуется в романе «мысль народная»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

3. Вступительное слово учителя.

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А.Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны 1812 года. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.

«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:

В историко-философском плане – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;

В морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.

4. Беседа

- Почему народ является ведущей силой истории?

В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугами Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами» они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости Отечества.

То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. По близости с народом Толстой оценивает своих положительных героев.

- Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, простым солдатом» хочет быть Пьер?

Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «…Они все время до конца тверды и спокойны… Они не говорят, но делают» - думает Пьер.

Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других. Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.

- Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки. Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость – отсутствие всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни – покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения – абсолютным отсутствием разума («не своим умом – божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т.4, часть 1, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное – всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.

ВЫВОД : Л.Н.Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» - роман-эпопея.

Толстой хотел показать: народ-герой; народ, влияющий на историю.

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами мира и людей.

Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности.

    Народ – воплощение нравственных идеалов.

    Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.

    Движущая сила истории – народ.

    Только личность, близкая к народу, может влиять на события.

    Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.

5. Закрепление в форме фронтального опроса:

1. Как Л.Н.Толстой понимает слово «народ»?

2. Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?

3. От чего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?

4. Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?

5. Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?

6. Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?

7. Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание:

    Сообщения «Образ А. Болконского», « Образ П. Безухова»

УРОК 10,11

ТЕМА: «БЫТЬ ВПОЛНЕ ХОРОШИМ…» ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

ЦЕЛЬ: понять, какую жизнь Толстой называет мирной и настоящей; определить принципы изображения положительных героев; определить основные этапы внутреннего развития князя Болконского

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : беседа с элементами диспута; сообщения учащихся; самостоятельная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Характеристика Андрея Болконского»

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания. Сообщения учащихся.

3. Слово учителя

Как вы понимаете теоретическую формулу «настоящей жизни»: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований»

Настоящая жизнь – это реализация естественных человеческих интересов.

- Согласны ли вы, что настоящая жизнь должна идти вне политики?

Какой видится Толстому человеческая натура? Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы двух этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.

- Приведите примеры многогранности человеческой натуры.

Расчетливый Долохов – нежный и любящий сын. Пьер умен, но неопытен в житейских делах, вспыльчив до бешенства, но добр и т.д.

Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника Толстого). Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей. При всех противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смыла жизни. В этом и состоит толстовское понимание единства характера. «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года). Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, поэтому один из принципов изображения положительных героев – изображение их в душевной сложности («диалектика души») и «текучести», в непрерывных поисках истины.

Сегодня в поле нашего зрения попадает один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский.

4. Беседа с элементами диспута.

- Чем привлекает вас Андрей Болконский?

Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка».

- Какими деталями Толстой подчеркивает, что князю Андрею не по себе в салоне

А.Шерер?

- Когда Пьер Безухов спросил Болконского, зачем тот идет на войну, которую нельзя

назвать справедливой… Что отвечает ему князь Андрей?

Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо…- Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».

- Какой вывод мы можем сделать?

- Как вы думаете, слава – это есть то самое главное, что необходимо человеку?

Наверное, нет. Ведь слава – только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремленность может заполнить собою жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то надо понимать так: каждый человек должен стремиться достичь в своем деле совершенства.

- Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными.

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое. Князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но пот Ом понимает, что они оторваны от жизни. Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполняют, ведь он участвует в общем патриотическом деле.

- Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

5. Самостоятельная работа. Работа с таблицей.

Используя таблицу «Характеристика Андрея Болконского» ответить на вопросы.

ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

В салоне А. Шерер. Первая встреча.

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…».

Мечты и идеалы

Ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания; его кумир – Наполеон.

Ради достижения своей цели готов принести жертву

«… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми».

«Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».

Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня».

I Встреча с дубом

«…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…»

«Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая».

Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми.

II Встреча с дубом

«Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья».

«Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо…, чтобы все они жили со мной вместе!»

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова.

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его родную землю.

Прощение Анатоля Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился … цветок любви весной, свободной, независимой от жизни…»

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но это уже другое чувство: «… он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Смерть князя Андрея

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью».

ОБРУДОВАНИЕ: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ...Тематическое планирование

... по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Урок развития речи Творчество Л.Н.Толстого - 19 часов По страницам великой жизни . Л.Н.Толстой – человек , мыслитель , писатель . Урок ... жизни» на страницах рассказов А.П.Чехова Комбинированный урок Тема ...

  • Анализ учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год

    Основная образовательная программа

    Открытый урок литературы в 10 классе на тему «По страницам великой жизни . Л. Н. Толстой – человек , мыслитель , писатель» . Учащиеся увидели великого писателя с... и призерами, в конкурсе «Познание и творчество» . В следующем учебном году продолжить участие...

  • Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т. III, ч. III гл.28). Для самого Наполеона будущее сражение - большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы - войска.

    Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т. III, ч. II гл.30-39): утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов; солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко - в середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте.... Опомнитесь. Что вы делаете? На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя.

    Батарея Раевского (гл. 31-32).

    Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости. выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов. «Солдатом быть, просто солдатом...» - думает Пьер потом. Научиться «сопрягать свою жизнь с их жизнью. Мучаясь от того, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мыслью обращается к солдатам. «А они... они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают». «Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?» (т. III, ч. III, гл. 9)

    Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

    Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. 35), т. к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т. д.

    Ранение князя Андрея, его мужество (гл.36-37)

    Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого с нравственной победе русских. Зачитать (гл. 39).

    IV. Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение», (ч. II, гл. 19-39).

    Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?

    Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят...» гл. 20?

    Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене - описании Бородинского боя?

    Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

    Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» гл. 25.

    Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма гл. 25?

    Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» гл. 26, 29?

    Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)?

    С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком гл. 29?

    Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска гл. 39?

    Домашнее задание: (по вариантам)

    Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова.

    Вопросы к образу Кутузова.

    Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

    Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

    Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

    Почему Кутузов в 1805 г. уклоняется от сражений, но дает Шенграбенское сражение?

    Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?

    Докажите, что Кутузов - это «свой, родной человек» для народа.

    Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?

    Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?

    Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?

    Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи героя.

    Вопросы к образу Наполеона.

    Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?

    Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?

    Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя? Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?

    Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?

    Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?

    Покажите в нем актерство и лицемерие.

    Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.

    Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев?

    Приложение - индивидуальные карточки по т. III.

    1) Начало войны 1812 г. (ч. I , гл. 1). Как оценивает Толстой роль личности в истории? Какое значение он придает личной и «роевой» жизни человека?

    2) Переправа польских улан через Неман (ч. I, гл. 2). Как раскрывает автор свое отношение к бонапартизму?

    3) Пьер в начале войны (ч. I, гл. 19). О чем говорят душевное смятение Пьера, его неудовлетворенность собой и окружающими?

    4) Пожар Смоленска и отступление русской армии (ч. II, гл. 4, 5). Каким общим чувством охвачены жители города и солдаты? Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

    5) В петербургских салонах (ч. II, гл. 6). Какая мысль лежит в основе «взаимосцепления» эпизодов: пожар Смоленска и жизнь петербургских салонов?

    б) Богучаровский бунт (ч. II, гл. 6). Почему княжна Марья не могла понять богучаровских мужиков? С какой целью Толстой ввел в роман сцену бунта? Как показаны основные участники бунта и Николай Ростов?

    7) Разговор Кутузова с князем Андреем (ч. II, гл. 16). Как вы понимаете слова Кутузова: «... твоя дорога - это дорога чести»? Какое значение имеют в романе мысли князя Андрея о Кутузове: «...он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки...»?

    8) Совет в Филях (ч. III, гл. 4). Почему Толстой изображает совет через восприятие девочки Малаши?

    9) Отъезд жителей из Москвы (ч. III, гл. 5). Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей?

    10) Наташа у раненого князя Андрея (ч. III, гл. 31-32). Что вам больше всего запомнилось в сцене свидания Наташи с раненым князем Андреем? Как подчеркивает автор связь судеб героев романа с судьбой России?

    Информация для учителя

    Заключительный урок по теме «Отечественная война 1812 г.» может быть проведен в форме игры «Умники и умницы».

    Почему войну России с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной?

    О каком герое войны 1812 года А. В. Суворов говорил: «Во время штурма Измаила он командовал моим левым флангом, но был моей правой рукой»?

    Назовите главнокомандующего русской армией в войне 1812 года. Как о нем говорили русские солдаты?

    Зеленая дорожка.

    В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к теме Отечественной войны 1812 года? («Два великана»)

    Кого назвал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Два великана» «трехнедельным удальцом»? (Наполеона)

    Но упал он в дальнем море

    На неведомый гранит,

    Там, где буря на просторе

    Назовите Важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется? (Бородинская битва, произошла недалеко от деревни Бородино.)

    Желтая дорожка.

    Откуда эти строки?

    В шапке золота литого

    Старый русский великан

    Поджидал к себе другого

    Из далеких чуждых стран. (Из стихотворения «Два великана»)

    В какой форме рассказал Лермонтов о поражении Наполеона в этом стихотворении? (В сказочно-аллегорической форме, как о битве двух великанов).

    В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к изображению Бородинской битвы? (В стихотворении «Поле Бородино».)

    Красная дорожка.

    О чем рассказал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Два великана»? (О поражении Бонапарта в столкновении с «русским великаном» - Россией.)

    Кто из известных вам поэтов ХIХ века был участником Бородинской битвы? (П. А. Вяземский.)

    Вопросы для розыгрыша дорожек

    Когда написано стихотворение «Бородино»? Какой дате оно посвящено? (25-й годовщине Бородинской битвы.)

    От чьего имени ведется рассказ о событиях 1812 года? (От лица старого солдата, ветерана войны.)

    Как начинается стихотворение? (Прочитайте.)

    Зеленая дорожка

    Что представляет собой стихотворение? В какой форме оно написано? (В форме диалога старого и молодого солдат).

    Как долго длилась битва? Как об этом сказал Лермонтов? («Два дня мы были в перестрелке. // Что толку в этакой безделке? // Мы ждали третий день».)

    Кому принадлежат слова:

    Ребята! Не Москва ль за нами?

    Умремте ж под Москвой,

    Как наши братья умирали!

    (Полковнику русской армии.)

    Какие чувства выразил Лермонтов в этом стихотворении? (Чувство гордости за Родину и русский народ.)

    Желтая дорожка.

    Как вы объясните, почему рассказ о великом событии был доверен рядовому солдату, ветерану войны?

    Каково настроение в русском лагере накануне битвы?

    Как объяснить, что в стихотворении «Бородино« есть простые, разговорные и очень торжественные слова?

    Красная дорожка.

    Какой художественный прием использовал автор при описании битвы? Приведите строчки из стихотворения.

    Вопросы для розыгрыша дорожек

    Почему отрывок, помещенный в учебнике литературы, называется «Петя Ростов»?

    О каком периоде войны 1812 года рассказывается в этом отрывке?

    Зеленая дорожка.

    - «Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через не сколько минут снова показались. Впереди усталым галопом ехал офицер - растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами». Кто этот офицер?

    В каком состоянии был Петя Ростов, приехав в отряд Денисова? (Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и был уверен, что и к нему люди относятся так же.)

    - «Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая чудотворца». Представьте своего героя. (Василий Денисов, командир партизанского отряда.)

    Как вы оцениваете отношение Пети и всех взрослых партизан к пленному французскому мальчику? (Жестокость к врагу сменяется жалостью к пленному.)

    Желтая дорожка.

    Кто из партизан особенно привлек Петю? Расскажите о нем.

    - «У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый - такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое». Кому принадлежат эти слова?

    - «Готов, - повторил Денисов и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. - Брать не будем! - крикнул он Денисову». Что имел в виду Долохов?

    Красная дорожка

    - «Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке». (Долохов.)

    Почему, увидев мертвого Петю, Денисов вспоминает его слова:

    «Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь».

    Финал

    Назовите фамилии русских военачальников, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.

    Зеленая дорожка.

    Для решения какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?

    Какой памятник освободителям был построен в Петербурге? Где он находится?

    Кто из русских художников чаще других обращался в своем творчестве к теме Отечественной войны? (Василий Васильевич Верещагин: «Наполеон на Бородинских высотах», «В Кремле. Пожар», «На большой дороге. Отступление. Бегство».)

    Желтая дорожка.

    Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

    Какой храм был построен в Москве в честь победы над армией Наполеона? На какие средства он строился? Какова судьба этого памятника?

    Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов? (Орденом Кутузова.)

    Красная дорожка.

    Когда умер М. И. Кутузов? Где он похоронен? (28 апреля 1813 года; Санкт-Петербург, Казанский собор.)

    Подведение итогов игры, награждение победителя.

    Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
    Л. Н. Толстой

    События частной и исторической жизни люди оценивают с помощью критерия нравственности: добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом, народом.
    Кутузов и Наполеон являются выразителями исторических тенденций времени. В романе ярко видна крайняя противоположность этих двух личностей. Мудрый Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю “провидению”, прозревал “высшие законы”, управляющие движением человечества, и поэтому стал представителем народной освободительной войны. То народное чувство, которое носил в себе Кутузов, сообщило ему нравственную свободу, появившуюся в прозрении “высших законов”. Это прозрение Кутузова было результатом духовного слияния с народом: “Источник этой необычной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его”.
    Острое народное нравственное чувство руководило Кутузовым и внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному и бесполезному пролитию человеческой крови. Это же чувство объединило Кутузова с солдатами и разъединило с высшими чинами армии, которые хотели “отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления”.
    Наполеон же благодаря полному равнодушию к человеку и отсутствию нравственного чувства был поставлен историей во главе захватнической войны. По своим субъективным качествам Наполеон является выразителем печальной исторической необходимости - “движения народов с запада на восток ”, в результате которого произошла гибель наполеоновской армии. Наполеон, по словам Толстого, предназначен был “провидением на печальную, несвободную роль палача народов”, исполнял “ту жестокую, печальную и тяжелую нечеловеческую роль, которая ему была предназначена”.
    Таким образом, Кутузов и Наполеон независимо от своих намерений и разумений выполняют задачу сверхличную. При этом один воображает себя героем, властителем народов, от воли которого зависят их судьбы, другой не думает о себе, не играет никакой роли, а лишь мудро руководит духом вверенного ему войска.
    Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах и который благодаря народному нравственному чувству прозревает волю “провидения”, является классическим воплощением центростремительных, восходящих сил истории.
    Центробежные, нисходящие силы истории воплотил в себе Наполеон, этот “сверхчеловек”. Он не чувствует внутренней необходимости в духовных явлениях жизни, верит в силу своей единичной воли, воображает себя творцом истории, вождем и повелителем народов, но в действительности является лишь “игрушкою судьбы”, “ничтожнейшим орудием истории”. Он возглавляет исторические силы, направленные ложным путем, и поэтому обречен. Толстой увидел внутреннюю несвободу индивидуального сознания, выраженного в личности Наполеона, потому что подлинная свобода связана с исполнением закона, с добровольным подчинением своей воли “высшей цели”. Толстой разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводил к культу сильной и гордой личности.
    Великий человек в изображении Толстого получает свою силу от народа, носит в своем сердце чувство, близкое народу. Заслуга Толстого в том, что он изображает личность великого человека как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом.
    Он крепко связан с массой “обыкновенных людей” общенародными совместными целями и действиями, любовью к России.
    Толстой подчеркивает нравственную высоту Кутузова. “И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направил все свои силы не на то, чтобы истреблять людей и убивать, а на то, чтобы спасать и жалеть их. Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история”.
    Толстой подчеркивает достоинства Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение. “Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа”. Толстой не раз в романе подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, руководит и поднимает дух войск.
    Наполеона Толстой не признает великим, потому что Наполеон не понимает значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь честолюбивые претензии и самолюбие. Ничтожество Наполеона состоит в том, что он, воображая себя правителем мира, лишен той внутренней духовной свободы, которая выражается в признании необходимости. Он “никогда, до конца жизни своей, не мог понимать... ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого”.
    Значение великой личности Толстой видит в прозрении народного смысла событий, в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.
    “Для нас, - завершает свои рассуждения Л. Н. Толстой, - с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.

    Цели:

    • Проследить изображение исторических личностей Кутузова и Наполеона в романе "Война и мир", исходя из взглядов Толстого на историю.
    • Сопоставить образы Кутузова и Наполеона, показанные в романе, с реальными личностями.
    • Развивать умение систематизировать изученный материал, давать сравнительную характеристику образов, опираясь на портрет, речь, отношение к происходящему данных персонажей.
    • Подготовить учащихся к написанию сочинения.
    • Воспитывать самостоятельность суждений, умение отстаивать свою точку зрения.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя истории. История как наука.

    Тарле Е.В. Михаил Илларионович Кутузов - полководец и дипломат.

    Роль Кутузова в войне 1812 г (т.4, ч.1, гл. 15-18). Историческое значение Кутузова: "Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей: Спасена Россия. Благодарю тебя, Господи! - И он заплакал. Он выполнил свой долг до конца. Выполнил, не думая о наградах, - он слишком много знает о жизни, чтобы желать наград. Он кончил свой подвиг. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер". (т.4, ч.4, гл.3, 4,5,11). "Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его". Бородино. Ошибки диспозиции. (т.3, ч.2, гл. 27 ("Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, :заключала в себе четыре пункта - четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено".),29 ("Вино откупорено, надо его пить. "), 33,34("Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами": "Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок,.. чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает"), гл.38 ("Не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека:")

    Кутузов-полководец действительно велик и гениален, но его величие и гениальность заключаются в исключительной чуткости к собирательной воле большинства. Кутузов по-своему мудр и по-особому героичен. Более всех героев "Войны и мира" он свободен от действий и поступков, диктуемых личными соображениями, тщеславными целями, индивидуалистическим произволом. Он весь проникнут чувством общей необходимости и наделен талантом жизни "миром" с многотысячным коллективом вверенных ему людей. Мудрость Кутузова заключается в умении принять "необходимость покорности общему ходу дел", в таланте прислушиваться к "отголоску общего события" и в готовности "жертвовать своими личными чувствами для общего дела".

    Во время Бородинского сражения Кутузов "бездействует" лишь с точки зрения тех представлений о призвании гениальной исторической личности, которые свойственны "формуле" европейского героя. Нет, Кутузов не бездействует, но он действует подчеркнуто иначе, чем Наполеон. Кутузов "не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему", то есть делал выбор и своим согласием или несогласием направлял события в нужное русло в меру тех сил и возможностей, которые отпущены на земле смертному человеку. Духовный облик и даже внешний вид Кутузова-полководца - прямой протест против тщеславного прожектерства и личного произвола в любых его формах.

    "Наполеоновская идея" эквивалентна самой "идее войны". Действительно, литературный персонаж имеет весьма мало общего с реальным прототипом. Толстой не стремится к исторической достоверности, ставя принципиально иную задачу: он конструирует образ завоевателя, поработителя - как бы внеличностное, обобщённо-историческое олицетворение самой "наполеоновской идеи". Наполеон занял умы современников тем, что, полагаясь лишь на собственные силы и на удачу, совершил головокружительную карьеру. "Он внушает непобедимую мечту о славе, власти, могуществе. И - неразборчивость в средствах, страшный принцип "победителей не судят". Вина Наполеона перед историей огромна и неискупима: внушив окружающим свою кровавую идею, он вызывает страшные события с непредсказуемыми, трагическими последствиями. "Наполеон позволил себе привыкнуть к мысли, что он - почти божество, что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастливыми: Толстой знает: такое понимание власти всегда приводит к преступлению, всегда несёт зло. Поэтому он ставит перед собой задачу развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности". Толстой реконструирует историю как непрерывную борьбу "наполеоновской идеи" с "идеей мира". "Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - вторжением". Толстой.

    6. Итоги.

    История. Нельзя никакую историческую личность оценивать ни отрицательно, ни положительно, они слишком сложны и противоречивы для однозначных оценок. Все личности, вошедшие в историю - значительны. Их негативные поступки не умаляют их значения. Даже сейчас в истории остается немало "белых пятен", и мы не можем до конца понять, почему люди вели себя так, а не иначе. История - наука, позволяющая нам приподнять завесу прошлого, чтобы не допускать ошибок, совершенных когда-то, в будущем. А оценивать исторических личностей мы все-таки должны по историческим источникам, а не по произведениям художественной литературы.

    Ознакомившись с историческим источником (статьи, монография Тарле Е.В.), мы видим, что Наполеон был человеком весьма умным, решительным, жестким. Он требовал беспрекословного подчинения, полной отдачи сил перед поставленной задачей. Бонапарт умел действовать решительно и смело, не терялся и не ослаблял свой напор в сложных и даже патовых ситуациях. Никто не скажет про великого полководца, что был он глуп или невнимателен. Наполеон вовсе не пустой человечишка, отчаянный фанфарон и глупец, каким показан в романе Л.Н. Толстого. В реальной жизни Наполеон был очень харизматичной личностью, за которой шли толпы людей. Если бы полководец был таким, как его изобразил великий русский писатель, то какие бы войска он смог собрать под свои знамена? И как эти войска сумели бы завоевать Европу? Безусловно, историк не обходит стороной и негативные черты характера Бонапарта. Он раскрывает все грани этой по-настоящему сложной и противоречивой личности, предоставляет нам оценку современников и дает свое видение исторического момента.

    Кутузов тоже ярок и интересен по-своему. Это был очень известный человек своей эпохи, знаменитый участием в войнах, знаменитый и дипломатическими победами. При этом он, разумеется, не следовал послушно "воле народной", а реализовывал собственную стратегию и тактику. Он не гений, не завоеватель полумира; как полководец, он, вероятно, и уступал в чем-то Наполеону. Но именно этому человеку выпала удача остановить "корсиканское чудовище". Победа обеспечивалась за счет многих факторов: и личных качеств Кутузова, и избранной стратегии, и социально - политической обстановки в стране.

    Сложно сказать, мечтал ли Кутузов о славе. Вероятно, он просто старался служить верой и правдой "царю и Отечеству". Так исторически сложилось, что эта служба прославила полководца на века. Впрочем, военный запал Наполеона тоже не остался без внимания любопытных потомков.

    Литература. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: "верно или неверно" - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.

    Как историк (в своих рассуждениях на исторические темы) писатель очень часто подчеркивает закономерность исторического процесса, но в своей художественной практике он невольно выделяет роль случая в судьбе исторических и просто действующих лиц своего произведения. Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким этот мир был, есть или должен быть.

    Изучая художественный стиль произведения, автора, направления, эпохи, следует обращать внимание прежде всего на то, каков тот мир, в который погружает нас произведение искусства, каково его время, пространство, социальная и материальная среда, каковы в нем законы психологии и движения идей, каковы те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое.

    Задание 2. Соотнесите героев романа с образами Кутузова и Наполеона: Друбецкой, Берг, Василь Курагин, Элен Безухова, Билибин, Пьер, Андрей, Наташа, Николай, Петя, Тушин, Раевский.

    Задание 3. Письменно ответьте на один из выбранных вами вопросов.

    Насколько оправданно изображение исторических личностей в романе Толстого?

    Разделяете ли вы мысль Толстого о том, что "нет величия там, где нет простоты, добра и правды"?

    5. Домашнее задание.

    1) пересмотреть том 4: эпизоды партизанской войны, бегства французов из России;

    2) рассмотреть образы Тихона Щербатова, Платона Каратаева и других героев романа;

    3) каждому учащемуся составить шесть вопросов для викторины на проверку знания текста.

    Викторина.

    О ком идет речь? (зачитывается высказывание)

    1) прибыв в Тарутино, он заявил: "Теперь ни шагу назад!". (Кутузов)

    2) "Далеко шагает, пора унять молодца!" (эти слова Суворова были сказаны в разгаре итальянской кампании Бонапарта)

    3) из письма фельдмаршала А.А. Прозоровского Александру I "Признаю его в искусстве военном из лучших генералов государя императора" (Кутузов)

    4) академик Луи Мадлэн, написал в 1934г. во вступительной статье к изданию писем Наполеона к Марии-Луизе, ": имел бесстыдство не считать себя побежденным ". (Кутузов после Бородина)

    5) "Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают... Какая решимость! Какие люди! Это - скифы!" (Наполеон о поджоге Москвы)

    6) "В Европе есть много хороших генералов, - (говаривал Наполеон), - но они хотят смотреть на много вещей разом, а я смотрю лишь на одно - на массы (неприятеля) и стремлюсь их уничтожить".

    7) в его аттестате записано "по-немецки говорит и переводит весьма изрядно, по латыни автора разумеет ". (Кутузов)

    Ответьте на вопросы.

    1) В каком значительном событии (явлении) конца 18 века участвовал Наполеон ?

    2) Почему Наполеона прозвали "корсиканским чудовищем"?

    3) Наполеон в 1796 г. заключил брак по любви с Ж. Богарне, но в 1809 с ней разводится. Почему?

    4) Иногда Кутузова сравнивают с адмиралом Горацио Нельсоном. Почему? (тоже один глаз потерян в битвах)

    Литература.

    1. Монахова О. П., Малхазова М. В. Русская литература ХIХ века.Ч. 3.М.: "МАРК", 1994.
    2. Долинина Н. Г. , "По страницам "Войны и мира". Дет. лит., 1989.
    3. Лихачёв Д. С .. Избранные работы. Л., Худ. лит., 1987, т.3, с. 298-321.
    4. Архангельский А. Герои "Войны и мира" Литература - Первое сентября. 2002. - № 1. - С. 5-12.
    5. Тарле Е.В. Михаил Илларионович Кутузов - полководец и дипломат. (http://www.museum.ru/1812/Library/tarle2/kutuzov.html)
    6. Тарле Е.В. Вторжение Наполеона. (

    Рекомендуем почитать

    Наверх