Осуждение, обличение и рассуждение. Обличение

Романы 30.12.2023
Романы


Необходимость просить прощения для христиан как будто и не обсуждается. Но порой православные братья-сестры слишком легко говорят: «Прости». Не превращается ли тут покаяние в формальность? Как не превратить просьбу о прощении в благочестивую привычку? И всегда ли уместна просьба о прощении?


Как правильно организовать работу, чтобы люди помогающих профессий не «выгорали»? Что здесь зависит от работодателя, а что от самого человека? По мнению Елены ЧИЧЕРИНОЙ, психолога, автора программы поддержки волонтеров движения «Даниловцы», прежде чем помогать, человек должен научиться сам принимать помощь.


Православный, значит обязан уступить, когда отнимают мою квартиру, не выдают зарплату или оскорбляют жену? Чтобы разобраться и поступить по-христиански, считает протоиерей Георгий БРЕЕВ, нужно понять своего обидчика


Как бросить мечтать и начать жить, как научиться не осуждать ближнего, как быстро исправлять свои ошибки и почему милосердие выше справедливости, рассказывает в своей новой книге монах Симеон Афонский. Публикуем главу "Мир души - это отсутствие конфликтов".


Ближние наши иногда ведут себя так, что, кажется, нельзя им не выговорить: мол, нельзя же так, что ты делаешь? И в Писании много говорится о пользе и необходимости обличения: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18: 15). А на практике -- поди попробуй обличить: максимум чего добьешься, -- на тебя обидятся. И вместо пользы выйдет ссора. Можно ли обличить другого человека так, чтобы не обидеть его, а принести ему пользу?


Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон


Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.


Один человек ежедневно унижает другого. Отнимает у него зарплату и выдает ограниченную сумму на карманные расходы. Запрещает другому взрослому ходить в кафе, встречаться с друзьями и заходить в интернет. Бьет его и говорит, что он сам спровоцировал. Дикость? – нет, будни семейного насилия.


В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена - их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?


Мне очень не нравится мой начальник. Во-первых, чуть что не так, он кричит на подчиненных, иногда очень грубо. А во-вторых, мне кажется, нередко он что-то недопонимает в вопросе, но, желая показать, кто тут хозяин, требует выполнять его ошибочные распоряжения. Подскажите, как быть?


Даже самым неконфликтным из нас приходится периодически отстаивать свои интересы. Хотя бы на работе - ведь это, пожалуй, наиболее безопасное поле для конфликта. Здесь у всех четко определенные обязанности, иерархия. И при этом, пусть это прозвучит странно, конфликтная ситуация может нас многому научить. Чему именно - об этом нам рассказали психолог и менеджер по персоналу Надежда ЗАХАРОВА и руководитель большого коллектива Иван СЕМЕНОВ, заместитель главного редактора канала «Россия 2»


Снова и снова, несмотря на технический прогресс, всеобщее образование и демократию, люди возвращаются к теме семейного насилия. Вопрос ставится буквально: бить или не бить! Большинство, кажется, понимает, что бить другого – плохо, но если батюшка благословил?


В Госдуме обсуждается закон о гендерном равенстве. Некоторые разумные люди с высшим образованием объясняют, что различия между женщинами и мужчинами - хоть в строении мозга, хоть в поведении - обусловлены разницей воспитания и гендерными стереотипами. Тем не менее и в Библии, и в Церкви подчеркивается неравенство и разность женщин и мужчин: женщина, например, не может быть священником. Значит, все-таки мы задуманы и созданы разными? Зачем? И что говорит об этом наука?


Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, - созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота - хотя и такая своеобразная?


Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»


Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»


Мы все в теории знаем, что женщинам надо подавать пальто, а рыбу нельзя есть ножом. На практике - практически никто из нас не ест рыбу с помощью двух вилок, а женщины, которым подают пальто, не попадают с непривычки в рукава, да и вообще легче сами справляются. Так стоит ли учить сына подавать даме пальто? Нужно ли вообще учить детей манерам? Обязательная ли это часть хорошего воспитания? И где тут граница между необходимым и избыточным? Тайна счастливых семей
Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.

Б ольшинство «дисциплинарных мер» в церкви следует осуществлять в рамках обычных взаимоотношений во временной период между понедельником и субботой. Нет, это не значит, что нам нужна церковь, в которой прихожане только и делают, что «исправляют» друг друга постоянно. Это было бы ужасно. Просто церковь должна состоять из людей, которые жаждут праведности. То есть, в идеале, члены церкви просят, чтобы их исправляли и направляли, а не прячутся от этого: потому что они желают расти.

«Привет, Роман, у тебя есть какой-нибудь комментарий относительно того, как я провел эту встречу? Что я мог бы сделать лучше?»

«Захар, я даю тебе полное право разговаривать со мной про мои взаимоотношения в семье, особенно про то, как я веду себя с моей женой. Мне, конечно, страшно спрашивать, но… что ты думаешь о том, как я воспитываю своих детей?»

Некоторые специалисты делают разделение между созидательными дисциплинарными мерами и корректирующими. Созидательные меры подразумевают обучение. Корректирующие направлены на исправление ошибок. Разумеется, два этих типа мер дополняют друг друга. В рамках же церкви дисциплинарные меры не должны ограничиваться лишь воскресным днем, но покрывать всю неделю. Ведь дисциплина – это еще один способ дать определение процессу ученичества. А когда происходит ученичество? Правильно, всю неделю.

Трудный вопрос

Существует трудный вопрос: когда дисциплинарные меры следует выводить с межличностного уровня на уровень расширенного круга людей и далее на уровень всей церкви?

И здесь нет универсальной формулы. Каждый случай имеет свои особенности. Например, старейшинам нашей церкви приходилось разбирать ситуации, над которыми не нужно было долго ломать голову, а были случаи, когда месяцы и даже годы работы и разбора не приводили к выводу ситуации на следующий уровень.

Так обычно случается, когда люди готовы трудиться ради победы над собственными грехами. Мне вспоминается случай одной семейной пары, с которой Совет нашей церкви работал на протяжении четырех-пяти лет. За это время полномочия некоторых членов Совета истекли и появились новые старейшины, которых ввели в курс дела для обеспечения непрерывной помощи находящейся в трудной ситуации семье. Никого в том случае не пришлось отлучать от общения.

Вопрос полегче

Вот вопрос полегче. По крайней мере, если размышлять теоретически: какие грехи обязательно нужно предавать общественной огласке и за какие стоит отлучать от общения? Для ответа на этот вопрос ранние богословы часто прибегали с списку, напоминающему записанное в 1 послании Коринфянам 5 и 6. «Я пишу вам о том, чтобы вы не общались с теми, кто называет себя братом, а на самом деле является развратником, корыстолюбцем, идолопоклонником или же клеветником, пьяницей или мошенником» (1 Кор. 5:11). Но, если следовать этому списку, значит ли, что отлучения заслуживает корытолюбец (жадный), а растратчик – нет? Жадный, а не убийца или педофил? Ведь ни растратчиков, ни педофилов, ни убийц в этом списке нет.

Абсолютно понятно, что этот список неполный. Павел приводит его с одной целью: «дать определение» людям, которые преуспевают в неверии и не раскаиваются (1 Кор. 6:9-10).

Итак, чтобы быстро и коротко ответить на данный вопрос, скажу следущее: грехи внешние, значительные и нераскаянные следует предавать огласке и отлучению, то есть грех должен удовлетворять всем трем условиям, а не одному из них:

(i) Грех должен быть внешним.

Во-первых, грех должен быть таким, что его можно увидеть или услышать. Он не может быть из разряда «я подозреваю, что этот человек лжет в своем сердце…». Павел говорит о жадности, но нельзя обвинить кого-то в жадности и отлучить от общения, если нет факта внешнего проявления этой жадности. Светский суд внимательно изучает улики, а разве церковь не должна также внимательно рассматривать ситуации? Жизнь по «мафиозными понятиям» Иисусу не интересна.

Смею заметить, что я назвал грех внешним, а не публичным. Например, прелюбодеяние – грех отнюдь не публичный. Он приватный. Именно поэтому я говорю о «внешнем» грехе.

(ii) Грех должен быть значительным.

Беспокойство, страх или стресс могут быть грехами. Но осуждать публично и отлучать от церкви за эти грехи я бы не стал.

Например, если я уличил брата в «приукрашивании» истории, а он отрицает свою ложь, он, вероятно, грешит. Но я не буду выносить это на публику. Петр пишет, что «любовь покрывает множество грехов» (1 Петра 5:8). Одна из главных характеристик здоровой церкви – готовность прощать и не упрекать за многие, даже почти все грехи, которые прихожане допускают в своей жизни.

Что же считать значительным грехом? Это грех, из-за которого невозможно верить, что человек является носителем Духа Святого в сердце и христианином, или, как минимум, отказывается в нем раскаяться. Вы ведь помните, что такое членство в церкви: это признание церковью заявления человека о своей вере. А «большие» (или значительные) грехи делают трудным возможность такого признания. Я могу не сомневаться в вере человека, иногда приукрашивающего свои истории мелкими деталями, но как я могу считать настоящей веру человека, упорствующего в сексуальном грехе, вербальном насилии, пьянстве и т.д.?

Вам кажется, что критерий «значительности» субъективен? Да, это так. Именно поэтому один и тот же грех, в одной ситуации, будет вполне уместно подвергнуть дисциплинарным мерам, а в другой, предавать огласке — будет преждевременным действием. Все зависит от множества сопутствующих факторов. Конечно, было бы легче получить полный и подробный список для каждой возможной ситуации. Но Господь решил, что для нас будет лучше, если мы каждый раз будем искать Его мудрости и поступать по вере. И, кстати, именно поэтому церкви следует взращивать в своих рядах как можно больше старейшин. Не стоит возлагать всю тяжесть ответственности за принятие подобных решений на плечи одного-двух мужчин, прежде чем дело будет вынесено на суд всей церкви.

(iii) Грех должен быть нераскаянным.

Человека обличили в грехе. Независимо от того, признает он этот грех или нет, обещает остановиться или нет, он не перестает совершать этот грех снова и снова. Он не может расстаться со своим грехом, как глупец со своей глупостью.

Как обличать в грехе?

Иногда Иисус переворачивал столы в гневе. Бывало, апостолы публично обличали отдельных людей (вспомните Петра и колдуна Симона из книги Деяний 8 или Павла из 1 послания Коринфянам 5). Время от времени обличение должно достигать 9 или 10 баллов по десятибалльной шкале громогласности обличения.

Но в подавляющем большинстве случаев, при обличении следует придерживаться следующих критериев:

Приватность: из Евангелия от Матфея 18 мы видим, что круг «вовлеченных», по возможности, должен быть максимально узким.

Мягкость: Павел говорит, что исправлять людей следует с кротостью (Гал. 6:1).

Осторожность: в том же самом стихе Павел добавляет «наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Иуда соглашается: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (ст. 22-23). Грех хитер. Можно легко попасть в его сети, даже когда вы пытаетесь помочь другим от него избавиться.

Милость: Иуда дважды в этих стихах говорит о милости. Тон вашего обличения должен быть милостивым и чутким, а не самодовольным, будто вы сами никогда не спотыкались и обладаете иммунитетом от греха, постигшего обличаемого.

Беспристрастность: мы не должны судить обо всем заранее, не выслушав обе стороны истории (см. 1 Тим. 5:21).

Ясность: Пассивно-агрессивные или саркастические замечания неуместны, потому что они только защищают вас самих. Вы должны быть готовы «подставиться» ясностью своего замечания. Особенно, если вы ожидаете, что ваше обличение приведет человека к раскаянию, при котором он тоже «подставляется» перед вами. Иногда сдержанность помогает вывести человека из состояния защиты и почувствовать милость. Но это не должно быть в ущерб ясности. Чем шире круг, тем яснее должны быть ваши слова. В конечном счете «малое количество дрожжей может заквасить все тесто» (1 Кор. 5:6). Людей следует предостерегать.

Подписывайтесь:

Решительность: когда дело касается последнего шага дисциплинарных мер – отлучения, вся церковь должна проявить решительность: «Избавьтесь от старой закваски, чтобы вам быть новым, пресным тестом, каковым вы и должны быть» (1 Кор. 5:7), «Того, кто вызывает разделения (в Синод. «еретика»), предупреди раз, другой, но больше времени на него не трать.» (Титу 3:10). Должно быть совершенно понятно, что человек больше не является членом церкви и не может разделить с церковью трапезу Господню.

В таких вопросах нужна мудрость, потому что двух одинаковых случаев не бывает. Легко сказать: «Ну, вот с этим мы поступили так». Хоть прецедент и помогает чему-то научиться, нам все же стоит полагаться лишь на принципы Божьего Слова и руководство Его Духа, учитывая уникальность каждой конкретной ситуации.

Вера и жизнь

Как обличать грех?

Как редактор христианской газеты часто получаю письма. Недавно прочитал письмо брата во Христе с колонии строгого режима. Он с горечью пишет, что не может смотреть на все беззакония в церквах, верующие только прикрываются Христом и делают грех. Неохотно помогают ему, бедному брату в узах. Так и хочется сказать: «Дорогой брат, так в чем же дело? Если не можешь смотреть, то правильно сделаешь, если перестанешь смотреть на то, на что и не стоит смотреть!» Слово Божье и Сам Иисус Христос, апостолы рекомендуют смотреть на Христа и не только говорить, а даже и думать только о том, что Богу угодно. А на мирское, на грехи, всякие недостатки и смотреть не нужно.

Дорогие христиане, не варитесь в грехах и беззакониях других людей, не кормитесь недостатками, болями и ранами членов церкви. Зачем это вам? Вы так сильно переживаете за чистоту церкви? Есть Тот, кто держит в руках метлу и тщательно выметает. Он бодрствует над этим. Это Господь Иисус Христос - Глава Церкви. А наше дело молиться, бодрствовать над собой. Потому что бывает, к сожалению, и так, что себе потакаем, а за другими тщательно следим, чтобы нехотя кто-нибудь не споткнулся. А если споткнулся, не руку подаем, а сильнее толкаем. Он и так упал, лучше помоги ему встать, а не добивай своими упреками, обличениями.

Конечно, у нас должна быть непримиримость ко греху (мы не должны ему потакать), но иногда создается впечатление, что обличитель ненавидит не грех, а ближнего, соседа в собрании, и готов растерзать его во имя правды. Но как важно делать все по слову Божьему: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф.18:15).

Это заповедь Иисуса Христа Своим ученикам. Почему некоторые христиане забывают это место с Евангелия и идут сразу рассказывать о грехе брата другим членам церкви, но не брату, который согрешил. Или бывают моменты, когда кто-то внесет в наши уши непроверенную информацию, и мы готовы сразу всему поверить, забывая, что дьявол день и ночь клевещет на братьев. Я понимаю, что современное христианство много в чем настолько скомпрометировало себя, что наша вера в информацию через десятые уши, бывает, имеет основание. Как говорят, дыма без огня не бывает. Но Слово Божье должно быть на первом месте, и мы обязаны поступать по Слову. Заповеди Божьи - на первом месте, а не наши чувства, наш опыт и др.

Как здесь не вспомнить один поучительный пример: в одной церкви прихожане охотно слушали проповеди пастора. Через некоторое время он увидел невнимательность, охлаждение, перешептывание, подозрения слушателей. Когда начал выяснять причину, каждый опускал глаза и пытался избежать разговора, наконец, кто-то более смелый отважился сказать, что видели, как он гонялся вокруг своего дома с поленом за своей женой, а она громко визжала. Пастор оторопел от такой информации, а после выяснения, наконец, понял, что же произошло на самом деле. Однажды он управлялся по хозяйству, как из-под ног жены выскочила большая крыса, жена от неожиданности завизжала, а отважный муж бросился за крысой с тем, что под руку попало. Именно в тот момент мимо его двора проходил один браток, который очень переживал за чистоту церкви и всегда подозревал, что их пастор не чист, и надо же: бог ему открыл такое, о чем он немедленно сообщил всем членам церкви. Все они только и говорили, как пастор бьет супругу, дошло даже до того, что уже вокруг дома гоняет и угрожает убить. И что примечательно: никто не догадался спросить об этом у самого пастора. Я не думаю, что это целиком придуманная история. Наверное, она имела место в истории христианской церкви во многих вариантах. Может быть, это случилось у вас? Нет? Тогда слава Господу!

Одна сестра очень любила подобные истории о своем пасторе и при случае с энтузиазмом рассказывала ближним. Когда же ее обличили в неправде, сплетнях, она вынуждена была прийти к пастору с извинением, просила прощения. Пастор, будучи духовным братом, конечно, простил ее, но он дал ей подушку и попросил разорвать во дворе. Она это сделала, потом пастор попросил ее собрать все перышки, но она с удивлением замахала руками и сказала, что это невозможно, так как ветер уже разнес все перья, что их даже не найти, не то, чтобы собрать. «Вот так и ваша неправда, как эти перья, разнесена ветром в народе… Я вас, дорогая сестра, простил, и похвально, что вы покаялись в этом, но, сколько еще носиться этим перьям неправды - неизвестно». Давайте подумаем: не летают ли где-то в народе перья неправды, авторами которой являемся мы?

Напоминаю заповедь Христа из Евангелия от Матвея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…». Запомним хорошенько: им одним!

Читаем дальше: «если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и их не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Вот такой божественный порядок, который доныне никем не отменяется. Не перепутаем: не церкви сразу нужно говорить о грехе брата, а ему, лично, и не дай Бог, чтобы кто-то с церкви догадался. Сказать церкви, то есть другим - это уже последний этап, когда все другие пункты пройдены, и брат не раскаялся, а продолжает грешить. Пытаясь не запачкаться, кто-то занимает позицию стороннего наблюдателя: рассказывает другим, справедливо гневается, но, когда вдруг появляется согрешивший брат, ревнитель правды, будто воды в рот набрал.

Не должно так быть, дорогие братья и сестры.

Но я упустил два предыдущих пункта Заповеди Иисуса Христа из Евангелия от Матфея. Давайте обратимся к Первому Посланию апостола Иоанна (5:16): «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти». Мы часто рассуждаем, что же это за грех такой - к смерти, и иногда, к сожалению, создается впечатление, что все грехи братьев именно к смерти, потому, что в отношении к ним забываем главное - молиться. То есть, прежде чем идти обличать кого-то, нужно хорошо об этом помолиться. И как помолиться? С любовью к брату, который согрешил, может быть, Бог даст ему покаяние. Помолиться не с гневом на брата, и не со словами «я так и знал, что он такой и ему не место в церкви избранных Божьих». А помолиться со слезами: «Господи, помилуй моего брата, и я не лучше его. Если я стою, то это милость Божья, Дух Святой, дай брату покаяние в жизнь. Ты, Господи, думаешь, как бы даже отверженного не отвергнуть. Боже, Ты полюбил его, и я его люблю, он мой брат!» Имеем ли мы такое сожаление, милосердие? Или только осуждение, справедливость, меч буквы закона, правосудие? Если не полюбил, не имею сочувствия, имею ли я право вообще идти и обвинять? Мы достигнем успеха только тогда, когда скажем слова обличения с любовью (ведь мы хотим приобрести брата или только высказать ему все плохое, что мы о нем думаем?).
И, бывает, высказываем и выплескиваем всю горечь, обиду, вражду. Это не любовь, а то, кем мы, по сути, являемся: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Заметьте, что имеет силу (достоинство нашего звания христианина) - вера, действующая любовью. Имеем ли мы такую веру? Апостол Павел говорит так: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов!» (1Петр. 4:8). Другими словами: если имеешь искреннюю любовь к брату, сможешь достичь того, что твоя любовь покроет его грех! А если не имеешь любви, тогда раскроешь, разнесешь по свету, не сделаешь ничего из того, что заповедал Христос.

Следовательно, прежде чем обвинять, говорить другим о грехах ближнего, нужно подумать: исполнил ли я все пункты Господних заповедей в их правильной последовательности? Имею ли я любовь? Молился ли я хотя бы раз за брата, который согрешил (желательно с постом)?

В заключение своей далеко не полной проповеди хочу процитировать самые главные слова Иисуса Христа, касающиеся отношений членов Христовой церкви (надеюсь, нас с вами): «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35).

Все узнают, что это церковь Божья и что живой Христос пребывает в ней, если покажете этому миру любовь среди вас, среди членов церкви. Мы иногда переживаем, чтобы приобрести многих и евангелизировать весь мир, проявляя прежде любовь к неверующим, забывая о своих по вере, а действующий рецепт иной: любите друг друга, и тогда не нужно много слов.

Геннадий АНДРОСОВ,
"Благовісник", 3,2012

Баптисты и многие православные любят отвергать библейское учение об обличении греха, не понимая, насколько серьезен хотя бы один грех, насколько свят Всевышний, и насколько строг Его Суд - ведь Адаму и Еве было достаточно сделать ОДИН грех, чтобы быть изгнанными из рая, понести на себе Божии проклятия (Бытие 3:16-19) и затем умереть за свой грех, "ибо возмездие за грех - смерть , а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем." (Римлянам 6:23).

Поэтому ниже перечислены библейские заповеди, призывающие обличать грехи. Разумеется, следует понимать, что обличать грехи надо с умом, со Христовой любовью и с индивидуальным подходом - "к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая отквернена плотию." (Послание апостола Иуды 1:22-23). Кроме того, если человек обличает другого в том грехе, который делает сам, то за свое лицемерие он навлекает на себя суд Божий (Римлянам 2:1-3). Но это не означает, что не надо обличать вовсе - наоборот Иисус учил ВЫНУТЬ сначала бревно, а потом и сучок: "Лицемер! ВЫНЬ прежде бревно из твоего глаза и ТОГДА УВИДИШЬ, как ВЫНУТЬ сучок из глаза брата твоего." (Матфея 7:5). И надо признать, что наш Спаситель Иисус Христос не стеснялся в выражениях, изобличая фарисеев за то, что они гнали обличавших их пророков, и Он называл их "змии, порождения ехидны..., да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле" (Матфея 23:33-36). Посл. Иакова 5:19-20 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Иоанна 7:24 Не судите по наружности, но СУДИТЕ СУДОМ ПРАВЕДНЫМ.

1 Фесс. 5:11 увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

1 Тимофею 5:20 СОГРЕШАЮЩИХ ОБЛИЧАЙ ПЕРЕД ВСЕМИ, чтобы И ПРОЧИЕ СТРАХ ИМЕЛИ.

Ефесянам 5:11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и ОБЛИЧАЙТЕ .

Титу 1:13 ОБЛИЧАЙ их строго, дабы они были здравы в вере.

Левит 19:17-18 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ОБЛИЧИ ближнего твоего, и НЕ ПОНЕСЕШЬ ЗА НЕГО ГРЕХА. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но ЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

Притчи 24:25 а ОБЛИЧАЮЩИЕ БУДУТ ЛЮБИМЫ, и на них придет благословение.

Притчи 27:5 Лучше ОТКРЫТОЕ ОБЛИЧЕНИЕ, нежели скрытая любовь.

Притчи 28:23 ОБЛИЧАЮЩИЙ человека найдет после БОЛЬШУЮ приязнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притчи 29:1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

Матфея 23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры , что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд , милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Титу 2:15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

2 Тимофею 4:2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай , запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

1 Коринфянам 5:12-13 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Евреям 3:12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.

Евреям 12:15-16 Наблюдайте, ... чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие

Иуда 1:23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

Иезекииль 3:18 Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.

Иезекииль 33:8 Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, -то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей.

Исаия 58:1 Взывай ГРОМКО, НЕ УДЕРЖИВАЙСЯ; ВОЗВЫСЬ голос твой, подобно ТРУБЕ, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

"Громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе " - это громкое обличение в церкви! Если бы все христиане поступали именно так, как учит нас Библия, не отступали от Библии в угоду нечестивым (Иуда 4), то церкви были бы просто святы и непорочны! Притчи 1:7 Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

Притчи 1:23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Притчи 3:11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;

Притчи 9:8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

Притчи 10:17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение-блуждает.

Притчи 12:1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Притчи 13:1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

Притчи 15:5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.

Притчи 15:10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

Притчи 15:12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Притчи 15:32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Притчи 19:20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притчи 19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличи шь разумного, то он поймет наставление.

Притчи 25:12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.

Притчи 30:6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличи л тебя, и ты не оказался лжецом.

Захария 8:16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно СУДИТЕ у ворот ваших.

Исаия 59:2-5,7,8,15 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину ; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство; высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, - умрет, а если раздавит, - выползет ехидна. ... Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их -мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. ... И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда . И это неудивительно, ведь Он заповедал судить судом праведным (Иоанна 7:24, Матф. 7:15-20; 12:33; 23:23). Но, к большому сожалению, вместо выполнения заповеди обличения во многих "церквях" процветает компромисс с грехом. Амос 5:10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.

Второзаконие 1:16 выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

Псалтирь 140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои - против злодейств их.

Матфея 7:15-23 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Матфея 12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

В Иис. Навин 7 - только один грех Ахана среди Израиля остановил продвижение дела Божьего - Израиль не мог завоевать землю обетованную. Таким же образом только один нераскаянный грех среди церкви полностью останавливает продвижение дела Божьего - церковь не может спасать грешников. Она может сделать людей членами "церкви", но она полностью не может привести людей в послушание Христу (Иоанна 15:4-5; 2Кор. 10:3-6), ибо она сама непослушна Христу.

1 Иоанна 4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Притчи 27:5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

Иеремия 6:16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.

Этот старый добрый путь отражен в великом

Официальный служитель нашей церкви совершил определённый грех, но не хочет этого признавать. Должна ли я обличить его во грехе, ведь Библия говорит «начальствующего в народе твоём не злословь»? - Янина

Дорогая Яна, упомянутая Вами фраза является смирённой ответной реакцией апостола Павла в ответ на адресованное ему обличение во грехе злословия.

Данная фраза лишь ограничивает злословие , но не запрещает прямого обличения, - это отчётливо видно из развития конфликта, который произошёл между апостолом Павлом и Первосвященником [Деяния 23:1-5]:

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня .

Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная ! ты сидишь, чтобы судить по закону , и, вопреки закону , велишь бить меня.

Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь ?

Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано : начальствующего в народе твоем не злословь»

Итак, вот что происходит в данном отрывке :

Павел даёт отчёт о своей жизни, заявляя про свою искренность и невинность [ст. 1] ;

Первосвященник Анания неправомерно приказывает бить Павла по устам [ст. 2] ;

Павел, обличает Первосвященника, говоря о том, что его приказ «бить его по устам» нарушает «закон» и впоследствии приведёт к Божьему наказанию [ст. 3] ;

В своём обличении Павел допускает «поношение» , называя одетого в белые одежды Первосвященника «стеной подбеленной» [ст. 4] ;

Писание не упоминает реакцию Первосвященника на обличение Павла, но говорит о том, что присутствующие люди в ответ обличили Павла в «поношении Первосвященника» [ст. 5] ;

Павел немедленно признал своё нарушение заповеди , записанной в книге Исход 22:28: «судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси».

Таким образом, фраза «начальствующего в народе твоём не злословь» относится именно к грубости Павла, а не к его обличению Первосвященника. Существует большая разница между обличением во грехе и злословием , надеюсь, вы это понимаете!?

Сама же реакция Павла является прекрасным примером того, как должен реагировать на обличение каждый служитель Божий, но об этом я напишу чуть позже…

Итак, можно ли обличать служителей церкви во грехе?

Прежде всего, давайте согласимся с тем, что в данном размышлении мы называем вещи своими именами . Говоря об обличении служителя в грехе, мы имеем в виду рукоположённого служителя церкви и конкретный сделанный им грех .

Бог отчётливо призывает нас уважать и любить наших наставников и служителей , однако когда слуга Божий впадает в грех, тот же Святой Бог призывает нас проявить нашу любовь к служителю, обличив его.

Святой Бог одинаково строго относится ко греху каждого из Своих детей, будь то новообращённый, или председатель Союза Церквей. Библия не даёт служителям церкви ни малейших оснований ожидать от Бога преференцированного снисхождения к своим согрешениям и даже наоборот предупреждает их о излишней строгости Бога.

Господь Бог предъявляет к Своим «домостроителям» очень высокие стандарты и требует полного соответствия им :

«Епископ должен быть непорочен , как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова …»

Несоответствие этим требованиям дисквалифицирует служителя. В Писании нет ни одного случая, когда бы Святой Бог проявил бездействие по отношению к реальному греху Своих служителей:

- Бог обличил и наказал Моисея за то, что тот незначительно отступил от Божественных указаний и, этим самым, не явил Славы Бога – Числа 20:7-12;

Бог наказал царя Давида за прелюбодеяние с Вирсавией и убийство её мужа «и было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» – 2 Цар. 11.

Иисус обличил Петра в приземистости его мышления – Мтф. 16:23.

В Ветхом Завете Бог ни раз осуждал священников, которые не учили о Боге и отпали от Него [Иер. 2:7-9]. Он называет «изумительным и ужасным», когда Его служители учат лжи и священники «господствуют » над народом - Иер. 5:29-31.

«Ибо уста священника должны хранить ведение , и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе , разрушили завет Левия [закон истины был в устах его], говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» - Мал. 2:4-10.

Рукоположенный служитель не просто является дитём Небесного Отца, но несёт перед Ним особую ответственность за других людей. Грех в жизни служителя падает пятном на саму церковь, лишает её благословений и подвергает людей опасности «соблазна в законе» и разочарования в вере.

Именно из-за высокой ответственности данного поста, апостол Павел требует рукополагать человека на служение только после прохождения им «испытания» 1 Тим. 3:10 и только в случае его полного соответствия высоким требованиям Бога 1 Тим. 3 гл. . Ответственность пресвитеров церкви настолько высока, что согрешивших пресвитеров Павел требует «обличать публично , чтобы другие страх имели» 1 Тим. 5:19-20 .

Апостол Иаков, являясь служителем Божьим, предупреждает своих коллег-учителей Слова Божьего, что они «подвергнутся большему осуждению » Иак. 3:1 по сравнению с рядовыми членами Церкви.

Вот почему обличать служителей не только можно, но и, ради их же блага, нужно .

Важно только отчётливо понимать и, понимая данную разницу, именно обличать , а не осуждать или злословить!

Обличение всегда делается из любви и во благо человека. Оно всегда сфокусировано не на самом человеке , но на конкретном греховном поступке. Обличение всегда основано на Писании и имеет под собой доказательную базу совершенного греха.

Целью такого обличения является исправление человека и его освящение. Именно такое обличение поощряется Богом и приятно Ему [Пр.28:23].

«Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком»

В своём Слове Бог обязывает каждого верующего человека «обличать своего ближнего, и тогда он не понесет за него греха» [Левит 19:17]!

Более того, Бог предупреждает о личной ответственности верующего человека, отказавшегося обличить грешника, несмотря на внутренне побуждение духа [Иезекииля 33:8]:

«Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей ».

Смирённое, молитвенное обличение очевидного греха служителя является обязанностью каждого верующего человека и искусственная «канонизация» служителей этому, скорее, не помеха, а вызов к проявлению смелости, любви и принципиальности.

Именно так, – обличение служителя в грехе является проявлением «любви и нелицемерной веры» 1 Тим. 1:5 .

Как обличить правильно?

В зависимости от того, какого рода грех совершил служитель, процедура обличения должна происходить по различным сценариям:

Сценарий №1: согрешение против вас:

Если служитель церкви совершил против вас определённый грех, Иисус предписал следующую «щадящую» процедуру обличения, сказав [Мтф. 18:15]:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним ; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает…».

Согласно требованиям Иисуса , вы должны молитвенно обличить служителя в соделанном против вас грехе «один-на-один».

Если грех не был совершён публично [например, воровство, драка…] и служитель признал перед вами свою вину, вы должны простить служителя [Мтф.18:21-22] и не выносить информацию о произошедшем проступке на публику.

Если грех был сделан в присутствии группы людей [например, клевета, ложь, грубость…] , то признание служителя во грехе в любом случае должно будет быть публичным, равно как и прошение прощения: у пострадавшего и перед свидетелями, которым служитель подал повод к соблазну.

Личное обличение с глазу-на-глаз и чистосердечное признание служителя позволят избежать публичных разбирательств и дадут вам возможность выступить перед другими вовлечёнными в конфликт людьми, в качестве свидетеля успешного разрешения , существовавшего по вине служителя конфликта.

Если служитель церкви, к вашему сожалению, отказывается признавать совершенный против вас грех, в данном случае вы обязаны исполнить следующие требования Иисуса [Мтф. 18:15]:

«…если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух , дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви…».

В том случае, если грех совершил пресвитер церкви , публичные «обвинения на пресвитера» третьему лицу могут быть заявлены только при наличии неоспоримых доказательств [например, аудио, видео, улики…] или при наличии «двух или трех свидетелей» произошедшего 1 Тим. 5:19 .

Устанавливая данное ограничение, Апостол Павел вовсе не пытается усложнить процедуру обличения пресвитера в намеренно соделанном грехе. Скорее, он показывает всю серьезность совершённого им поступка и огромную ответственность обличающего человека.

Сценарий №2: грех, не связанный с вами:

Если вы каким-то образом стали свидетелем стороннего, не связанного с вами , греха служителя, вы обязаны незамедлительно обличить его во грехе «…и тогда вы не понесете за него греха» [Левит 19:17]!

Именнотак поступил Павел [см. info] , обличивший призванного апостола Христова [Гал. 2:11+]:

«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию .

Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской , то сказал Петру при всех…»

Info: можно долго мудрствовать о том, был ли данный поступок Павла обличением официального апостола сверхъестественно призванным апостолом. По факту нужно сказать, что апостол Павел не соответствовал требованиям апостолов, предъявленным кандидатам в апостолы [Деяния 1:20-21], - он пришёл к вере уже после смерти Иисуса.

Именно поэтому Павел с постоянством доказывал окружающим своё апостольство и в то же время сам не считал себя достойным этого титула.

Так в 1 Коринфянам 9:1-2 он пишет: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол , то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня…» и в том же послании добавляет «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» - 1 Кор. 15:9.

Неверная реакция служителя церкви на обличение во грехе…

Говоря, об ожидаемой библейской реакции служителя церкви на обличение во грехе, я не питаю иллюзий и понимаю, что, к сожалению, многие из них так не поступят.

Однажды мне пришлось стать свидетелем ситуации в которой пастор церкви в ответ на объективное обличение во грехе настолько возмутился на своего обличителя, что неосторожно высказал ему голословное пророчество о том, что их следующий разговор состоится только после того, как обличающий брат попросит у него об этом три раза. С точки зрения пастора, это должно было стать для этого брата знамением его неправоты перед пастором.

Причин подобной надменности много, но, пожалуй, самая явная – это отсутствие искренней богобоязненности перед Святым Богом, связанное с собственноручной канонизацией пастора и верой в собственное превосходство над другими верующими.

На самом же деле, призванный Богом «служитель церкви» является, прежде всего, служителем, то есть слугой . Именно об это сказал Иисус, говоря [Лк. 22:25-26]:

«Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так : но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий»

«Начальствующий» служитель, который ведёт себя, как «правитель народов» и требует признание его «благодействий» не соответствует требованию Иисуса Христа и подаёт своим отношением плохой пример пастве.

Апостол Пётр откровенно «умоляет» такого служителя занимать свой пост «не для гнусной корысти, но из усердия, не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду » 1 Петра 5:1-3 .

Пастор, игнорирующий обличение в совершенном грехе, является поводом к соблазну для обличающего [Матф.18:6] и лицемерит [Мтф. 5:23-24]:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя , оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»

Правильная реакция служителя церкви на обличение во грехе…

Благочестивый богобоязненный служитель Божий осознаёт , что «открытое обличение лучше, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего…» [Притчи 27:5,6] и рассматривает «обличение праведника», как «милость и лучший елей, который не повредит его голове» - Псалом 140:5.

Такой человек должен приложить все старания, чтобы молитвенно и непредвзято расследовать услышанное обличение, покаяться и исправить последствия совершённого греха, а в случае объективного несогласия с выдвинутыми обвинениями, аргументированно оправдать свой поступок.

Поступив таким образом, служитель максимально снизит вероятность соблазнения или разочарования огорчённого верующего.

.]; руководитель Детских Олимпийских Игр, г. Киев ; лидер молодёжного и подросткового движений ; основатель движения «Жизнь в Истине».

Рекомендуем почитать

Наверх