Обзор игры мафия 2. Обзор игры Mafia II

Проза 30.08.2023
Проза

«…Я все запорол, так же как Поли и Сэм. Мы хотели жить лучше, но, в конце концов, попали гораздо хуже, чем остальные. Знаете, я думаю, что во всем надо знать меру. Да, меру, вот хорошее слово. Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно все. Правда, тот, кто слишком мало хочет от жизни, может вообще ничего не получить».

Томас Анджело

« Mafia » с самого своего анонса была обречена на пристальное внимание со стороны профильной прессы и игроков всего мира: слишком уж яркий след в истории оставила после себя первая часть. Разработкой сиквела занимались авторы оригинала - чешская студия Illusion Softworks (позже переименованная в 2K Czech).

Получилось у них это или нет – спорный вопрос, но одно можно сказать точно, - равнодушным после знакомства со второй частью не остался никто.

«Сливки общества»

«Mafia » была одной из тех редких игр, в которых сюжет и атмосфера играют первостепенную роль. Простая, на первый взгляд, история о молодом таксисте, который волею случая оказался втянутым в водоворот мафиозных интриг, происходящих на фоне американской Великой депрессии 30-х гг. прошлого века, захватывала игрока с первых минут и отпускала, лишь когда на экране медленно сменяли друг друга имена разработчиков.Авторыумело цитировали «Однажды в Америке», «Славных парней» и «Крестного отца»,проявляя просто маниакальное внимание к самым мелким деталям. Конечно, не все в « Mafia » было идеально - высокая сложность, неудобная стрельба и ворох мелких геймдизайнерских ошибок вызывали желание сломать клавиатуру и разбить монитор мышкой. Но если вам удавалось закрыть глаза на эти недостатки, игра дарила незабываемые эмоции.

«Сделка века!»

Собственно именно этого и ждали от второй части - интересной истории, атмосферы и эмоций. Надо признать, первые минуты «Mafia 2 » заставляют поверить, что 8 лет ожиданий были не напрасны. Вступительный ролик знакомит нас с главным героем – Вито Скалеттой и его историей: чтобы хоть как-то выбраться из нищеты, свойственной большинству итальянских эмигрантов, он, на пару со своим лучшим другом Джо Барбаро, промышляет мелким хулиганством и громит витрины ювелирных магазинов. За что и отправляется в 1943 году, из-за нехватки военных кадров, в армию. Успев достойно отслужить два года, он получает пулевое ранение и возвращается домой, в город Эмпайр-Бэй.

В первые часы «Mafia 2 » выглядит как игра мечты. Знаете, когда пять минут реального времени наблюдаешь за белыми хлопьями снега, медленно падающими на слабо освещенный тротуар под потрясающую композицию Дина Мартина «Let it Snow», дух захватывает. Чехи, равно как и восемь лет назад, проявляют запредельное внимание к деталям. По дороге домой Вито встречает своих знакомых, которые не прочь поболтать о былых днях, а за углом дома, в это время, кто-то кидает снежки в окно, дабы привлечь чье-то внимание. Эти мелкие, совсем необязательные сцены создают впечатление, что город на самом деле живет своей собственной жизнью. Поддавшись эйфории, начинаешь искреннее верить, что вот она, «Mafia 2 », та самая, которую все так долго ждали. Однако воздушный замок, построенный на фундаменте первых впечатлений, начинает рушиться в тот момент, когда обнаруживаешь, что самое интересное из предложенных разработчиками заданий - это развозить краденые талоны на бензин за отведенное время. Действительно, чем же еще можно занять игрока в Эмпайр-Бэй, городе больших возможностей, если не скучными гонками по чекпоинтам.

«Небольшая халтурка»

Конечно, нельзя сказать, что в игре нет удачных моментов. Достаточно вспомнить наполненную самоиронией миссию в порту, в которой необходимо погрузить в грузовик полсотни ящиков, или

то непередаваемое чувство, которое испытываешь, садясь в злосчастную красную машину, и слыша ту самую мелодию из первой части, так некстати звучащую по радио. Но даже самые яркие игровые ситуации перечеркиваются бесконечно глупым сюжетом и бездарным финалом. Кроме того, к середине игры вдруг оказывается, что Вито абсолютно неинтересный персонаж. Ему не хочется сопереживать, а его мотивы невозможно понять. В то время как Томми Анджело, герой первой игры, раз за разом идет наперекор приказам Дона Сальери, опираясь на свои собственные понятия о чести и долге, Вито Скалетта, как послушный щенок, выполняет все, даже самые мелкие и бессмысленные поручения. И в какой-то момент задаешься вопросом, а может быть действительно легче жить, когда все решения за тебя принимает твой лучший друг или твой босс? К сожалению, ответа игра не дает.

«Mafia 2 » проигрывает именно в том, чего от нее ждали больше всего - она не вызывает эмоций. Тут нет интересных персонажей, за которыми хочется наблюдать, почти нет моментов, которые хочется переживать снова и снова. Кроме того, на фоне откровенно слабого сюжета начинаешь обращать внимание на недостатки, на которые в первой части закрывал глаза.

«Декаданс»

Однако, несмотря на все вышесказанное, довольно сложно объяснить человеку, не знакомому с первой частью, почему «Mafia 2 » не заслуживает высокой оценки. Если рассматривать ее, не опираясь на воспоминания о первой игре, то станет ясно, что отдельные ее аспекты заслуживают исключительно теплых слов. Например, сложно спорить с тем, что, «Mafia 2 » очень красивая игра. Главную роль здесь играет внимание к деталям: каждая комната в вашей квартире, каждая лестничная площадка, каждый уличный дворик - все выполнено с любовью и тщанием. Буквально каждая мелочь сделана вручную, и при этом нет ощущения, что это лишь ненужные декорации, все настолько гармонично вплетено в мир игры, что порой страшно представить, каких усилий это стоило разработчикам. Также нельзя не упомянуть глубокую атмосферу игры. Ни для кого не секрет, что действие «Mafia 2 » происходит в двух временных периодах и, нужно отдать авторам должное, когда после хмурых и заснеженных 40х попадаешь в яркие 50е, на мгновение теряешь дар речи.

Обе эпохи воссозданы с присущей чехам скрупулезностью, в каждом времени есть свои детали и мелочи. Если в 1945 году по всему городу развешаны агитационные плакаты, знаменующие собой военную обстановку в мире, а достать еду можно только по специальным талонам, то лето 1953 года – это время рок-н-ролла, бриолина и кабриолетов. Еще глубже погружает в игру музыка – здесь представлены самые популярные песни таких исполнителей как Чак Берри, Фрэнк Синатра, Дин Мартин и многих других.

Таким образом, за восемь лет разработки «2 K Czech » удалось сделать только безумно красивые, детально проработанные декорации, а вот разыграть в этих декорациях историю, которую от них ждали игроки, они забыли. По большому счету, если отбросить весь этот фанатский субъективизм, нужно признать что «Mafia 2 » достойна тех 10 часов, что вы на нее потратите. Однако не стоит забывать, что есть люди, которые «потратили» на нее целых восемь лет своей жизни.

Вступление

«Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно всё. Правда, тот, кто слишком мало хочет от жизни, может вообще ничего не получить…» – Томас Анджело.

2010-й год. После семи лет разработки выходит и сразу же получает статус шедевра среди игроков продолжение культовой Mafia: The City of Lost Heaven, являющейся одной из лучших игр о мафии – Mafia II. Неужели столь длительный период разработки и уход ключевых сотрудников нисколько не помешали создать достойного наследника первой части? Или же все эти крики о шедевральности – всего лишь одна большая ошибка, подогреваемая стадным инстинктом?

Наша история начинается с того, как наш главный герой – Вито Скалетта, попавшись на ограблении, вынужден отправиться на фронт, где игра знакомит нас со стрельбой, одновременно отсылая к военным шутерам средней руки, но подробнее о стрельбе ниже. Получив во время очередной операции ранение, Вито получает месячный отпуск и отправляется домой, где встречает своего старого друга Джо, с которым он пытался совершить ограбление. Джо, разбогатев и получив серьёзные связи, быстро отмазывает Вито от участия в дальнейших боевых действиях. Вернувшись к семье, Вито понимает, что бедная жизнь и родная комната после нескольких лет жизни в бараках и риска для жизни его не устраивают, и он вновь встаёт на преступный путь. Мотивация зашкаливает, да. Вито – персонаж, который не учится на ошибках, и даже 6 лет, проведенных в тюрьме, ни разу не помогут повзрослеть этому идиоту. За исключением описанного выше, про сюжет рассказывать больше и нечего. Сценаристы сумели сделать его невзрачным, копирующим оригинальную игру и заканчивающимся ничем. Фанаты называют сюжет игры самым главным достоинством, якобы делающим эту игру шедевральной. Чувствуете запах? Это запах откровенной лжи.

Геймплей

Игровой процесс можно разделить на две основные части: вождение и стрельба.
Первое занимает большую часть игрового времени и состоит из однообразных поездок из одной точки в другою по «изумительному открытому миру», если верить словам фанатов, разумеется. На деле же открытый мир хоть и красив, но совершенно пуст, и единственное, что мотивирует к его исследованию – это нахождение 159 плакатов «Розыск» с разработчиками игры и прифотошопленными к ним головными уборами. Собери их всех и узнай своего врага в лицо! Само же вождение выполнено на вполне достойном уровне и первые несколько часов доставляет удовольствие, благодаря неплохой модели повреждения автомобиля, возможности поставить любой номерной знак, а также малого, но хорошего набора песен на радио и PhysX.

А вот у стрельбы проблем намного больше. Самая главная, но неочевидная – это то, что пули летят не из оружия, а из прицела, поэтому вы вполне можете стрелять в стену, главное, чтобы прицел был направлен на врага, а пули сами найдут к нему дорогу. Другие проблемы не столь критичны, но тем не менее служат в качестве пары гвоздей в крышку гроба этого «шедевра». Всё оружие, кроме автоматов, совершенно бесполезно в перестрелках, а невозможность стрелять, не выглядывая из укрытия, когда враги способны на это, вызывает дичайшее недоумение. Единственным светлым пятном на этом недоразумении, названном стрельбой, является разрушаемость. С помощью всё того же PhysX разрушаемость получилась действительно красивой, пусть и очень конкретной, из-за чего иногда даже самую тонкую деревяшку прострелить не получится.

Отдельного упоминания заслуживает ИИ врагов. Он ужасен. Болванчики способны спрятаться за укрытие сбоку от вас, оставаясь открытыми для пуль, полицейские – целую вечность стрелять в камень, но так никогда и не подойти. Также забавляет их неспособность выйти из перевернутой машины.
На ближний бой без слёз не взглянешь. Глядя на этот примитивный двухкнопочный бой, начинаешь жалеть, что его не оформили в виде QTE. К сожалению, главный герой может сойтись на кулаках только с персонажами мужского пола. Он такой джентльмен!

Сама игра страдает от вырезанного контента и общей недоделанности. Из-за вырезанных автомагазинов деньги практически не нужны, а убитый по сюжету в одной из глав персонаж оказывается жив в другой. Заметно, будто разработчики поняли, что слишком долго пытаются доделать игру и выпустили то, что успели сделать.

Если не брать в расчёт DLC, добавляющие новые костюмы с машинами, то к игре вышло три DLC, и самое главное, что вам нужно о них знать – это то, что вам нужно забыть об их существовании и никогда не играть в это отвратительное нечто. Все они не имеют полноценного сюжета и состоят из выполнения однотипных заданий и получения очков. Да-да! Я не могу понять, кто посчитал это хорошей идеей, но теперь у нас есть очки и даже таблица рекордов в игре, в которую это совершенно не вписывается. Ещё разработчики посчитали, что героям стоит комментировать свои действия за рулём, и наплодили несколько «чудесных» фраз, вроде развесёлого выкрика «Скажи спасибо, что не автобус!» при сбивании пешехода.

Способности этого музыканта поражают! Он не только парит над стулом, но ещё и играет на рояле, повернувшись к нему спиной и даже не дотрагиваясь до клавиш!

Betrayal of Jimmy

В Betrayal of Jimmy мы играем за совершенно нового персонажа – Джимми. Наиболее ёмко его образ можно описать так: его зовут Джимми, и он лысый! Прохождение DLC занимает часов 5 и заключается в выполнении пятиминутных заданий, до которых ехать дольше, чем их выполнять. После выполнения задания игра подсчитывает количество очков и выставляет оценку, но при этом не дает никакой мотивации получать оценку повыше, кроме никому ненужной таблицы рекордов. Заканчивается дополнение скопированными из оригинальной игры перестрелками и, вот неожиданность, предательством работодателей главного героя, из-за которых он отправляется на несколько лет за решетку.

"- Патронов много не бывает!"
Эту фразу он произносит при каждой покупке боеприпасов. Вывод: одинаковых фраз много не бывает!

Jimmy"s Vendetta

Действие второго DLC – Jimmy"s Vendetta – начинается с побега из тюрьмы, и сюжет ещё больше раскрывает главного героя: его снова зовут Джимми, он лысый и мстит! Новых видов заданий не появилось, и можно сказать, что мы просто ещё раз проходим первое DLC.

Значок финальной миссии второго DLC выглядит… мило.

Хорошо, что появилась хоть одна оригинальная перестрелка, не скопированная из основной игры. Именно в этом дополнении перестрелки с врагами начинают напоминать . Сходство налицо: беспорядочное появление врагов, иногда в воздухе с последующим падением, повальная тупость врагов и общее отвращение от происходящего. Иногда даже кажется, что игру делали не чехи, а те самые поляки. Зато разработчикам пришла в голову «гениальная» идея, и они ввели достижение «Исследователь», в котором нужно набрать 1000 миль пробега на автомобиле, на что уйдет около 30 часов.

Не успев выйти, Mafia 2 угодила под огонь критики итальянских американцев из ассоциации UNICO National. В письме, адресованном директору Take-Two Interactive, они пожаловались на то, что игра создает у молодежи ошибочный образ их этнической группы, напрямую связывая ее с организованной преступностью. Разумеется, борцы против национальных стереотипов в глаза не видели предмет осуждения, иначе бы и не помыслили писать то обращение. Ведь более скучного боевика про мафию не выпускал еще никто.

Город несбывшихся надежд

Системные требования

Pentium D 3 ГГц/Athlon 64 X2 3600+

1.5 Гб памяти

GeForce 8600/ATI HD2600 Pro

8 Гб на винчестере

интернет-соединение

Рекомендуемые требования

Core 2 Quad/Phenom X4 2.4 ГГц

2 Гб памяти

GeForce 9800 GTX/Radeon HD 3870

10 Гб на винчестере

интернет-соединение

Трудно назвать главную причину провала, поскольку Mafia 2 трещит по всем швам. Эмпайр-Бей, срисованный с Нью-Йорка и Сан-Франциско, привлекателен на скриншотах и эфемерен на ощупь. Армия прохожих-клонов спешит в никуда, по-московски плотный трафик толпится у светофоров, копы высматривают хулиганов и лихачей, имитируя кипучую жизнь. Снег падает на припаркованные авто, отражаясь в лучах фар ; интерьеры обставлены с маниакальной любовью к деталям; вывески, фотографии из тогдашних журналов Playboy, музыка 1950-х и новостные радиопередачи вот-вот окунут с головой в атмосферу послевоенной Америки…

Но, процарапав тонкое дно, вы обнаружите вакуум. Здесь нет случайных событий и побочных квестов, здесь нечем заняться, кроме грабежа магазинов и угона машин. Когда по экрану проползут титры, вам не откроют режим «Freeride» — к чему он в мегаполисе из картона? Конечно, Лост-Хейвен был ничуть не честнее — такие же декорации без права дышать полной грудью. С одной поправкой — Mafia вышла в 2002-м. За восемь лет «песочницы» стали намного сложнее и больше; они научились совмещать повествование и свободу действий, проникли в другие жанры и освоили мультиплеер. 2K Czech не заметила эволюцию. Mafia 2 с ее пятнадцатью главами — ископаемый ящер, чудом доживший до наших дней, чтобы сдохнуть по пути в зоопарк.

На посылках у мафии

Впрочем, Rockstar North уравновесила тоскливую болтовню интересными заданиями. 2K Czech черпала вдохновение в яме, куда их коллеги шесть лет кряду сливали глупые мысли. Добрых две трети Mafia 2 — поручения «следуй туда», «отвези Джо» и «отправляйся домой спать». Такси, за скромную мзду доставляющее прямиком к цели, в Эмпайр-Бей пока не изобрели — желтые кэбы лавируют по улицам только красоты ради. В итоге некоторые миссии целиком состоят из мотаний по городу на неповоротливых утюгах. На что рассчитывали дизайнеры? Что игрок начнет клевать носом и устроит ДТП на глазах у полиции? Превысит занудное ограничение скорости? Откажется платить штраф и решит удрать? (Хорошо хоть держиморды теперь не преследуют за езду на красный свет.)

Грузчик, уборщик, торгаш

Увы, порожние покатушки — далеко не худшее, что есть в Mafia 2 . Едва Вито успевает поработать грузчиком в порту и постичь азы примитивного «стелса», как попадает в тюрьму. Там юношу учат драить писсуары одной кнопкой и бить морды — двумя (контуженная True Crime: Streets of LA смеется чехам в лицо). Выйдя на свободу, Скалетта осваивает еще профессию — фарцовщик сигаретами. «Мне бы пачку синих!» — кричит покупатель, и мы послушно нажимаем клавишу «Е», с ужасом понимая, что «туториал» закончился несколько часов назад. Вот каковы будни рядовых американских бандитов!

Скриптовые погони — редкое сокровище, причем наш подопечный не умеет рулить и стрелять одновременно. «Коридорные» битвы с вертлявыми дурачками, обожающими торчать в укрытиях, напоминают шутеры CITY Interactive (но даже та не сотворила бы мини-карту, показывающую врагов без разделения по этажам). Остроту им придают лишь «автосейвы», способные отбросить к самому началу уровня, да частая гибель от шальных выстрелов из «магнума» или дробовика. Отдельные моменты, вроде штурма обсерватории, так явно подражают оригиналу, что в сердце просыпается жалость к проекту 2K Czech.

Сочувствие сдувает ветром после миссии №14, сочетающей надуманные сюжетные «откровения» (включая предсказуемую отсылку к Mafia ), сонливую пальбу, нелепое противостояние с федералами и — куда уж без них! — очередные разъезды. Наконец, авторы вспоминают о том, что Mafia 2 должна была стать «песочницей», и посылают Вито зарабатывать деньги. Возможностей немного: обчищать лавки или пригонять чужие машины на свалку металлолома. Увлекательно — аж жуть.

This is the ending everyone wants

Приз за старания — эпилог, обрубленный ржавым топором чуть ли не посередине диалога. Глядя в последний раз на панораму Эмпайр-Бея, невольно задумываешься: если сие убожество сценаристы называют великолепным финалом, то что же было в трех неудачных вариантах, не вошедших в релиз?

Как ни печально, этот вопрос гораздо занятнее, чем Mafia 2 .

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 9 из 10

Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.

За (кусочки металла и стекла во время аварий, фонтаны бетонной крошки при взрывах), как и за , отвечает библиотека PhysX APEX — гордость компании NVIDIA. К сожалению, разработчики явно не закладывались на нее с самого начала, поэтому потенциал не раскрыт. Да, на максимальных настройках все обломки стен, которые вы настреляете, останутся лежать навечно (своего рода достижение), да и вообще кровавые разборки станут зрелищней. Но мелкая утварь, намертво прибитая гвоздями, и растворяющиеся в воздухе столбы портят картину. С другой стороны, физику, пусть и на минимальном уровне, APEX способен эмулировать на центральном процессоре, обходясь без помощи GeForce.

Народные умельцы уже поковырялись в ресурсах и смастерили хак, возвращающий «FreeRide». Точнее, его обрезки — 2K Czech бросила работу на полпути.

Напомнила мне ситуацию c Far Cry 2. У обеих игр были самые технологичные на момент их выхода, хардкорные до жестокости и эксклюзивные для персональных компьютеров предшественницы. В обоих случаях, фанаты первых частей считали дни до выхода мультиплатформенных продолжений. Разработчики продолжений «кормили» фанатов обещаниями и показывали видеоролики, которые, казалось, подтверждали обещания разработчиков и ожидания фанатов. После релиза же и Mafia 2 , и Far Cry 2 нравятся кому угодно, только не поклонникам оригинальной игры.

Попробуем понять, почему так вышло с Mafia 2.

Ожидания и обещания.

Но сперва, приведу вам примерный список ожиданий фанатов первой Mafia и обещаний разработчиков обеих частей «Мафии».

Сильный, хватающий игрока «за живое» и не отпускающий его до самого конца игры, сюжет с интересными побочными миссиями.
. Персонажей, которые должны были заставлять игрока сопереживать им.
. Хардкорный, т.е. ненадуманно сложный и интересный, игровой процесс.
. Реализм.
. В принципе игроки не ждали, но разработчики Mafia 2 обещали, что у игры, на момент её выхода, будет самая шикарная графика и поддержка PhysX-технологии. Хотя, трейлеры игры утверждение про графику не подтверждали.

Остаётся только добавить, что степень доверия разработчикам игры была такой высокой, что некоторые игровые сайты и журналы, ещё до выхода игры, авансом возводили Mafia 2 в культовый статус.

Теперь, когда вы знаете, чего ожидали поклонники первой Mafia от Mafia 2 , можно приступить к обзору самой игры.

Графика, музыка, PhysX и их техническая реализация.

Начнём, пожалуй, с конца списка ожиданий/обещаний.

Пишу сразу - трейлеры не врали. Игра выглядит, по крайней мере, неровно. При довольно больших системных требованиях, которые сопоставимы с системными требованиями Crysis, игра могла бы выглядеть и лучше. Особенно это становится заметно, если визуально «летнюю» половину Mafia 2 сравнить с визуальным видом Far Cry 2. При том, что графически «лето» в Mafia 2 выглядит не лучше, а иногда и хуже, тропических пейзажей в Far Cry 2, она умудряется, с разрешением экрана 800х600 и на минимальных настройках, зверски тормозить на тех же системах, на которых тот же Far Cry 2 уверенно идёт с разрешением экрана 1024х768 и на средних настройках.

Про лица персонажей игры - отдельный разговор. Лица первостепенных персонажей прорисованы хорошо. Однако, в любой ситуации, каждое лицо изображает только одну гримасу. Это значит, что если в начале игры друг главного героя ходит с веселым лицом, то, что бы с ним ни происходило, он всю игру проходит с таким лицом. Но куда хуже дела обстоят с лицами остальных персонажей. Они, вообще, нарисованы как куклы «Барби».

Зато, автомобили в игре прорисованы настолько хорошо и детально, что скриншоты с их изображениями можно в музеях показывать. Все машины лицензированы, а их реальные прототипы колесили дороги Америки в 40 - 50 годы 20 века. Все их особенности, вплоть до узора шин, были тщательно и бережно перенесены в игру.

Озвучена Mafia 2 неплохо. По одному лишь звуку, можно легко отличить один автомобиль от другого. В русской версии, каждый, мало-мальски значимый для сюжета, персонаж говорит своим голосом (и на этом спасибо). А вот местное радио репертуаром не блещет. Слушать ту же музыку, которую я успел 40 раз прослушать ещё в Fallout 3, - та ещё пытка.

Тут надо упомянуть одну деталь, касательно русской локализации. Дело в том, что на полках наших магазинов лежат диски с игрой… на чешском языке. И чтобы поиграть на русском, вам придётся качать локализацию через Steam. Нет слов (цензурных).

Про PhysX разработчики игры не врали - он действительно присутствует в игре. Да вот, на игровой процесс он никак не влияет. Умудрились, по дороге к торговцу краденых авто, разбить машину «в хлам»? Ничего страшного, торговец всё равно вам заплатит за неё, как за целую и невредимую. Главное - доехать до него. Враг спрятался за бумажным контейнером, и вы бросаете «коктейль Молотова», в надежде спалить эти бумажки вместе с врагом? Ха. Оставь надежду, всяк в игру входящий. Это вам не Far Cry 2, где одна бутылочка «коктейля Молотова» способна спалить половину саванны. По версии же Mafia 2 , в 40-е - 50-е годы бумага была антипригарной. И если не попали во врага - значит бутылочку потратили зря. И не дай Бог, враг удумает спрятаться за деревянной решёткой! Такую защиту даже автоматом(!) не пробить. Вот и получается, что местный физикс годится только для того, чтобы просчитывать движения снежинок, одежды и травы. Всё остальное, только если по сюжету будет нужно.

Чтобы игра меньше тормозила, на форумах советуют удалять некоторые файлы из папки PhysX. В этом есть смысл, т.к. у меня игра действительно пошла быстрее, после того как антивирусный сканер, из лицензионной версии игры, удалил некоторые файлы PhysX. Наводит на нехорошие мысли. Не правда ли?

Для комфортной игры, потребуется как минимум:

Процессор Pentium D 3 ГГц/Athlon 64 X2 3600+.
. 1.5 Гб оперативной памяти.
. Видеокарта GeForce 8600/HD2600 Pro.
. 8 Гб свободного места на жёстком диске.

Визуально, Mafia 2 делится на 2 части. На «зимнюю» (чуть менее требовательную к железу) и «летнюю» (очень требовательную к железу). Есть ещё, совсем нетребовательная к системе, «тюремная» глава. Но она быстро проходится.

Реализм.

Видно сразу, при разработке игры, очень много внимания уделялось машинам. Каждая из них уникальна, не только своим внешним видом, но и своим поведением на дороге. Например, в игре очень сложно управлять грузовиком, сказываются его большие размеры и неповоротливость. Ещё, по городу лучше ехать с включённым ограничителем скорости, иначе привлечёте внимание полиции. Другое дело, что от этого ни холодно, ни жарко. Но, об этом чуть позже.

Однако, вся эта детальная проработка меркнет, перед очевидными ляпами. Надеюсь, вы помните про несгораемую бумагу и пуленепробиваемые доски? А как вам полицейские-экстрасенсы? Нет, автор статьи не курит (чего и вам желает). Просто, если в Mafia 2 игрок совершает что-то, хоть мало-мальски, противозаконное и это увидит хотя бы один полицейский, то, даже если его убить, за вами будет гоняться вся полиция в городе, до тех пор, пока вы не смените… одежду. А ещё, местные полицейские, без радара Доплера, умеют определять точную скорость вашего автомобиля. И если вы превысили допустимую скорость, хотя бы на 1км/ч., - за вашей машиной будет гнаться вся полиция города. Только простой перечень всех таких ляпов, займёт половину страницы. Поэтому, идём дальше.

Игровой процесс

Для начала расскажу вам об игровом процессе оригинальной Mafia . Хоть я и поиграл в неё всего минут 30-40, за это время столько произошло. После короткого и забавного обучения, игрока заставляют удирать на машине от парней с автоматами. После чего, в баре он становится «приближённым» мафии. Выйдя из бара, справляет нужду около машины одного из авторитетов, из-за чего снова приходится удирать, уже на своих двоих. И, судя по отзывам на форумах, такой темп, вкупе с зашкаливающей сложностью, игра выдерживает вплоть до финальных субтитров.

Первая Mafia вышла где-то в 2001-2002 году. Все последующие годы, разработчики, по их собственным словам, без устали делали Mafia 2 .

В главном меню игры, среди пунктов «История», «Настройки» и т.д., есть пункт «Загружаемый контент». Попрошу вас, обратить на это внимание, т.к. дальнейшие странности можно объяснить только тем, что уже готовую игру порезали на части, и за вырезанный материал собираются требовать отдельную плату. Конечно, при условии, что Mafia 2 действительно создавалась в течение 8 лет.

Mafia 2 , встречает игрока двумя, вплетёнными в сюжет, главами обучения. Первая, называется «Историческая Родина», учит нас бегать, стрелять, прятаться и проходится как заправский Call of Duty, только без езды на танках. Во второй же главе, под названием «Дом, милый дом», нашего протагониста учат водить автомобили, воровать и «отмывать» их. Пока играешь в эти главы, Mafia 2 производит впечатление отличного, продуманного до мелочей, приключения. В первой главе, благодаря слаженной работе искусственного интеллекта, действительно ощущаешь себя в центре сицилийского восстания против Муссолини. В начале второй главы, буквально чувствуешь радость главного героя, что он живым вернулся домой. Почти с каждым встречным можно поговорить, узнать как жизнь, что изменилось за время его отсутствия. Некоторые из них, с ним знакомы и радуются его возвращению. Другие же, просто поддерживают приятельский разговор. Войдя домой, наблюдаем ролик о трогательной встрече с родными. После чего, отправляем нашего протагониста спать. Как только он проснётся, отправляемся к его другу. А от него - на своё первое «дело». Успешно завершив «дело», отправляем героя к другу домой и, полные уверенности, что всё только начинается, укладываем его спать (не бойтесь, они спят в разных кроватях).

Да, игра только начинается. Впереди ещё 13 коротких глав. И если в начале игры эта короткость кажется минусом, то уже к главе 7-8 задаёшься вопросом - «Когда всё это кончится?». Виновато, в таком вопросе, отсутствие разнообразия. Объясняю суть проблемы. Несмотря на то, что в каждой главе есть только одна сюжетная миссия, механика выполнения миссий, со второй главы и до конца игры, остаётся неизменной. В начале каждой главы смотрим ролик, 10-20 минут едем к месту встречи с другом, потом 20-40 минут к месту «дела», делаем его, возвращаемся домой и ложимся спать. И если во второй и третьей главах ко всему этому добавляется детальная проработка сюжета и окружения, то дальше остаются только «голые» миссии. И ты начинаешь искать развлечения «на стороне».

В Mafia 2 , предусмотрено только одно несюжетное развлечение - стычки с полицией. Благодаря экстрасенсорным способностям местных полицейских, вы не будете испытывать недостатка в живых мишенях. Да вот только удовольствие это сомнительное. Очень скоро, вам станет противно с ними связываться, т.к. от них, как от каких-то комаров, их много, но вреда от них почти никакого. И это ужасно нервирует. Да и стрельба, в игре, реализована не лучшим образом.

Вот и получается, что, кроме сюжетных миссий, в игре нечем заняться.

Сюжет и персонажи.

Вы, наверное, уже заметили, что я ни разу не назвал имён персонажей игры. Всё очень просто. Персонажи получились неинтересными, т.к. их характеры, буквально, написаны у них на лицах. И их поведение, независимо от обстоятельств, всегда одинаковое. Приведу несколько примеров:

Вито Скалетта - главный герой игры, за которого нам и придётся играть. В первых двух главах, воспринимается как нормальный человек. Но, потом, прямо каким-то мачо-терминатором становится.
Джо Барбара - лучший друг Вито и, по совместительству, источник всех его неприятностей. Постоянно весёлый и жизнерадостный.
Генри - сначала босс, а потом напарник Вито и Джо. Хладнокровен и импозантен.
Сестра Вито (имени не помню) - постоянно ноет и просит денег.

Главная беда Mafia 2 в том, что сюжет никак не старается раскрыть персонажей. Там, где, по идее, Вито должен хотя бы подумать, тот громко чеканит - «Есть, сэр». Там, где должен быть разговор (особенно во время езды) - тишина.

К слову, сюжет можно изложить так:

Вито, во время восстания сицилийцев против Муссолини, был тяжело ранен, из-за чего его отправили домой, на некоторое время, пока не подлечится. По приезду домой, его встречает Джо, который отмазывает Вито от армии и вводит его в криминал. С этого момента, наш протагонист начинает своё криминальное восхождение на вершину, попутно умудряется посидеть в тюрьме и отомстить убийцам своего отца. Всё!

Вам описание сюжета в Mafia 2 кажется маленьким? Так вот, первые 2 предложения - это описание сюжета первых двух глав. Третье предложение описывает сюжет остальных (!) 13 глав.

Побочных миссий в игре нет.

Вердикт.

Mafia 2 , неплохая игра. Но, не такую игру ждали поклонники первой Mafia . Да, и вышла она, явно, недоделанной.

Оценка: малобюджетный (?) боевик.


Нью-Йорк когда-то держали пять мафиозных «семей»: Бонанно, Гамбино, Дженовезе, Коломбо и Луккезе. Каждая из них имела свою территорию влияния, занималась несколькими ключевыми видами бизнеса и состояла из сотни-двух членов и нескольких тысяч так называемых «приближенных». Главы семей регулярно собирались вместе и обсуждали текущие проблемы: нового шефа полиции, который мешает развозить по «мусорным» маршрутам кокаин, мэра, пытающегося прикрыть бордели и казино, главу профсоюза, запретившему своим служащим связываться с криминалом.

Как показывает история, проблемой у мафиози всегда был именно человек, а не организация. И тому есть логичное объяснение: уничтожить городской муниципалитет или полицейской управление невозможно, а вот поставить на место зарвавшихся чиновников – дело пяти минут. Так семьи и поступали, в итоге медленно, но верно подчиняя себе все властные структуры города. Шеф полиции устроил облаву и забрал нескольких важных членов организации? На него тут же спускали лучших адвокатов, которые грозились привлечь город к многомиллионной ответственности. Если полицейское управление это не пугало, то проводилась индивидуальная работа с самим человеком. На него искался компромат, сыпались угрозы в адрес близких ему людей. Иногда применялась сила, но только в том случае, если все вербальные способы воздействия были исчерпаны.

В итоге уже к 50-м годам мафия стала второй властью в Нью-Йорке. У простого человека всегда был выбор, к кому обратиться за помощью – к банкиру или ростовщику, к полицейскому или «солдату», к работодателю или купленному профсоюзному лидеру. И общество действительно поделилось на две практически равные части: одна решала все проблемы законным путем, часто натыкаясь на огромные бюрократические препятствия, другая шла путем наименьшего сопротивления и перепоручала все свои проблемы мафиозным структурам. Те решали проблемы человека за небольшой процент от сделки и навсегда привязывали его к себе. Так работала мафия Нью-Йорка: аккуратно, с минимальными жертвами, не привлекая лишнего внимания к себе. И в какой-то момент пять семей практически вышли из тени и начали активно работать по обелению своего бизнеса. И до сих пор никто не знает, какое здание на Уолл-Стрит построено на наркоденьги.

Все начинается с того, что Вито Скалетта (Vito Scaletta) и его дружок Джо (Joe) решили подзаработать. Времена были трудные – война шла – и ребята решили, что заниматься полезным для общества трудом – пустая трата времени. И, в общем-то, были правы: за разгрузку машин с продовольствием платили рисом, за работу в госпитале – тифом, за попытку открыть свой бизнес сажали в тюрьму. Как говорится, не лучшее время для спекуляции и начала своего дела. Да и зачем что-то производить, когда можно что-то украсть? На том и порешили.

Только вот незадача: полиция по случаю войны с улиц не только никуда не делась, но и усилила свои позиции, денно и нощно патрулируя места, на которые могли положить свой хитрющий глаз такие парни, как Вито и Джо. Вот на таких праведных служак разбойники и наткнулись однажды ночью. Джо повезло, и он смог сбежать, а вот Вито оказался не таким счастливчиком. Впрочем, это как посмотреть. В суде ему предложили отправиться на фронт и смыть свое преступление кровью. Своей или фашисткой, это уж как повезет.

Именно поэтому мы начинаем путешествие по мафиозному миру не с обзорной экскурсии по Эмпайер Бею, а с захвата здания, в котором обосновались не совсем хорошо настроенные по отношению к евреям и всему человечеству итальянцы. Динамичная перестрелка плавно переходит в душераздирающий ролик, главной темой которого становит «Ура! Мы победили! Мы надрали задницы этим ненавистникам всего живого!». И на этом фоне – трупы, трупы, трупы...

«Никогда не смотрите на жён друзей»

А потом Вито возвращается домой, и с Mafia 2 начинают происходить какие-то странные изменения. Точнее, с героем и людьми, окружающими его. Из дерзкого, напористого, жадного до жизни юноши он медленно превращается в ручного щеночка, готового за кость выполнить любую просьбу своего «начальства». Так, Вито не видит, что его якобы лучший друг Джо – тупая овца, вечно что-то жрущая и блеющая несмешными шутками. Его мать ноет про то, что ему надо найти приличную работу, как когда-то поступил его отец. Но не задает вопросы, где он через пару дней после возвращения из армии взял несколько тысяч долларов, чтобы вернуть долги «святого папаши».

Сестра его сообщает, что выходит замуж, и говорит, как она близка с Вито, но при этом все, что ей от него нужно – так это деньги, ну и поплакаться на плече, если делать нечего. А вот просто так заехать к ней и узнать, как дела – этого сценаристы нам не позволяют, потому что мир открыт здесь ровно настолько, насколько они потрудились написать героям реплики.

Крупные мафиози оказываются содранными как один с «Крестного отца» , как будто других произведений про Коза Ностра создано не было. Все они говорят – сделай, а Вито согласно кивает. И даже развозит – вы только подумайте! – по городу всякие запрещенные товары, от реализации которых получает ничтожные двадцать-тридцать баксов. А потом садится за это в тюрьму. Причем вместо того, чтобы использовать заключение Вито как эдакий толчок в развитии сюжетной кампании, сценаристы, видимо, лишь исполняли прихоть гейм-дизайнеров. Ведь они придумали кулачные бои, а пользователи, имея в кармане пистолет или дробовик, не хотят драться на кулаках. Потому иди ты Вито в тюрьму и хорошенько там помаши кулаками. Чтобы оправдать средства, вложенные в тебя.

И это катастрофическим образом сказывается на восприятии игры. Ведь добавь авторы чуть больше эмоций, раскрась персонажей в разные цвета, а не в стандартно-унылый черный, жизнь в Эмпайер Бей сразу стала бы реальнее и интереснее. А за отсутствием какой-либо моральной работы, душевного смятения, хотя бы мыслей о жизни, Вито превращается в картонного персонажа из дешевого провинциального театра. Который постоянно повторяет одни и те же фразы, одни и те же шутки, потому что импровизации здесь нет места. А ведь для того, чтобы история заиграла мириадами подробностей, достаточно было пригласить еще парочку талантливых сценаристов. Которые написали бы чуть больше реплик, добавили бы кучу второстепенных персонажей, каждого со своими проблемами и нравственными воззрениями. И появился бы . И открылись бы двери театра Станиславского. И кричали бы мы «Браво!». Но в ответ – тишина.

«Не допускайте, чтобы вас видели в обществе полицейских»

Но если допустить, что сюжетная кампания – не самое важное для проекта, позиционирующего себя как open world (хотя это и странное утверждение), то давайте посмотрим на Эмпайер Бей как на город, в котором мы живем и идем по мафиозной лестнице. Здесь, как и в Нью-Йорке или другом крупном мегаполисе, есть четкое разделение на районы. Вот портовые доки, населенные чумазыми чернорабочими, получающими копейки за практически рабский труд. Совсем недалеко расположился фешенебельный пригород, в котором обитают богачи. В центре города есть итальянский квартал, есть китайский. В общем, местная топография будет понятна тем, кто хоть раз бывал в большом городе.

Полицейские прогуливаются по улицам и следят за порядком. Местные «гаишники» патрулируют дороги и следят за соблюдением правил: превысил скорость – тебя тут же остановят. Вообще, по городу можно ездить на скорости сорок миль в час, по трассам – не больше семидесяти. Не хотите проблем на дороге – включите автоматический ограничитель, который не позволит вам превысить допустимый лимит и не попасть в неприятности.

А встреча с полицией – всегда неприятность. Допустим, вы выполняете очередную бездумную миссию по развозу новой партии запрещенных товаров. Вам нужно посетить четыре-пять «точек». Если делать все спокойно и медленно, то задание выполните быстро и без проблем. А если начать гнать, то тут же попадете во все сводки полицейской информации, и на вас объявят охоту. Отвязаться от служивых можно, вот только это потребует или водительского таланта, или приличной суммы, чтобы дать взятку.

Можно поступить и умнее – оторваться от преследования, бросить на обочине засветившийся автомобиль и угнать новый. По странному стечению обстоятельств, в Эмпайер Бей не принято заявлять об угонах. Ну, сперли твою машину прямо перед носом, ну и кукуй себе дальше, неудачник. Причем проезжающий мимо полицейский автомобиль, как правило, не остановится, даже если вы будете прямо перед ним разбивать окно и вскрывать двери чужого транспортного средства.

Впрочем, не сильно волнует полицейских и нарушение правил ПДД. Проехали на красный свет – так все ездят на красный, царапнули кого-то или даже слегка «бортанули» – и такое бывает. Внимание представителей закона может привлечь только серьезная авария, на все остальное они реагируют неохотно. Разве что описание вашей внешности передали по радио, тогда уж от вас точно не отвяжутся. Но и тут есть простое решение проблемы – забегите в первый попавшийся магазин одежды и прикупите себе новый наряд. И вновь станете незаметным и никому ненужным членом мафии.

«Ваш долг – всегда находиться в распоряжении «Коза Ностра», даже если ваша жена вот-вот родит»

Впрочем, к невнимательности людей в погонах привыкаешь быстро. Куда сложнее понять, чем здесь еще заниматься. Дело в том, что Эмпайер Бей, несмотря на кажущееся сходство с мегаполисами, является городком провинциальным. Здесь есть несколько магазинов, оружейных лавок, ресторанчиков. Но в остальном – город пуст. Да, люди гуляют по тротуарам, полиция несет свою вахту, но жизнь не ключом бьет, а тоненькой струйкой.

Во многом это обусловлено вяло текущим игровым процессом. Мы получаем очередное задание – к примеру, убить гадкого дядьку, который коротает свои дни на заводе, производящем виски. Приезжаем к месту назначения, устраиваем засаду, ждем. Время коротаем за глупыми разговорами с напарниками. Объект появляется, расстреливаем его автомобиль и кортеж сопровождения из окна. Бежим к зданию, в котором скрылся объект. Продвигаемся медленно внутрь, убивая одного противника за другим. Из стратегии – возможность скрыться за столом или стеной.

Вот и вся тактическая мудрость, доступная нам. Убиваем всех, смотрим ролик, в котором наши отправляют гада к праотцам. Садимся в автомобиль, который числится в угоне. После того, как оторвались от полицейского преследования, меняем его на что-нибудь новое или отвозим в гараж, где перебиваем номера и меняем цвет – вот и все, машина вновь как новенькая и не вызывает никаких подозрений. Сами тем временем бежим в магазин за обновками, и снова становимся невидимыми. Счастливый конец.

Кроме сюжетных миссий, есть, конечно, и второстепенные задания, но в большинстве своем они унылы до безобразия. То есть если вам вдруг резко захотелось что-то сделать, ради того, чтобы занять чем-то руки и голову, то придется здорово поломать эту самую голову, изобретая себе занятие. И это то, что в итоге убивает интерес к путешествию по мафиозному миру. Потому что когда пролетят пятнадцать сюжетных глав – а пролетят они настолько быстро, что вы и глазом моргнуть не успеете – оставаться в городе не за чем.

В оригинале, если вы помните, все было совсем по-другому. По-другому было и в GTA 4 , с которой принято сравнивать сериал . И там, и там хотелось задержаться еще хотя бы на несколько часов, выполнить все второстепенные задания, просто поездить по городу. А здесь – пробежали быстренько сюжетную кампанию, и из сердца вон. Потому что, к сожалению, Эмпайер Бей оказался мертворожденным. Конечно, у разработчиков есть интересные задумки (чего хотя бы стоит начальная миссия и отправка главного героя в тюрьму), игра порой удивляет (в основном неожиданными поворотами сюжета и самым отвратным финалом года), но... всего этого недостаточно, чтобы выстрелить, чтобы стать хитом. И, кажется, в 2K Czech это прекрасно понимали, стараясь раздавать пресс-версии игры только тем изданиям, в которых они были уверены.

В какую же версию играть?

На этот вопрос есть один здравый ответ – в PC-версию. На персональных компьютерах из Mafia 2 выжаты все графические соки. Здесь лучшая картинка, лучшая анимация, лучшая оптимизация, лучшие эффекты. Поэтому если у вас есть возможность приобрести PC-версию, то смело это делайте.

Чуть меньше повезло владельцам Xbox 360. Картинка здесь заметно хуже, часто попадаются «размытые» текстуры. Но в целом играть можно. А вот во что точно играть нельзя, так это в версию Mafia 2 на PS3. Это караул, ах!, ужас, кошмар и просто какое-то недоразумение. Потому что на самой мощной на сегодня консоли графика настолько убога, оптимизация как таковая отсутствует, а от вида анимации начинаешь креститься, что не совсем понятно, как «такое» мог пропустить отдел контроля качества Sony . Но, видимо, уж очень денег хотелось.

Мафия бессмертна

Mafia 2 получилась такой, какой получилась. Ни хорошей, ни плохой. Она застряла где-то посередине. Кого-то игра радует, а кого-то дико раздражает и приносит одни разочарования. И тут наметилась четкая тенденция: те, кто не играл в оригинал, благосклонны ко второй части. Именно они говорят, что это «интересно», «свежо», «ново».

А вот тот, кто видел ту самую первую Mafia , скажет только одно: стало хуже. Значительно хуже. Потому что – а это уже совсем нонсенс – игра стала только технически лучше (речь идет о графике и звуке), а вот игровой процесс подвергся жесткой процедуре обрезания. И, знаете, когда это делают в младенчестве, то не так уж и больно. А вот в таком преклонном возрасте – серьезная проблема и путевка на несколько недель в ад. Поэтому советовать покупать или не покупать в этот раз мы не будем. И однозначного вывода делать тоже. Нам, адекватным любителям (не ополоумевшим фанатам, а именно любителям) оригинала, Mafia 2 показалась унылой и вторичной. Но, возможно, для вас эта игра откроет двери в совершенно . Мир дорогой выпивки, угловатых женщин и удалых приключений. Так может, ну его, критику эту?

«Десять заповедей Коза Ностра»

Геймплей: 5.5
Графика: 8.0
Звук и музыка: 7.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 6.0

Геймплей: 5.5
Графика: 7.0
Звук и музыка: 7.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 5.0

Геймплей: 5.5
Графика: 5.0
Звук и музыка: 7.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 4.0

Рекомендуем почитать

Наверх