Модернизация индийской экономики. Загладин Н

Рассказы 26.12.2023

II глава. Особенности модернизации.

Модернизация в Индии началась с того, что после достижения независимости в 1947 году она выбрала демократическую форму государственного и общественного устройства . Становление демократических институтов в стране происходило в атмосфере политизации чрезвычайно фрагментированного общества. В колониальный период основным инструментом их создания был Индийский национальный конгресс (Конгресс), хотя не следует преуменьшать роль и других политических партий и организаций. Именно в их противоречивых взаимоотношениях и борьбе создавалась та основа, на которой развивалась политическая демократия в Индии, формировались идеи модернизации страны.

Важным, а может быть, и решающим моментом в определении демократического выбора было наличие политической воли у тех, кто возглавил независимую Индию. И здесь следует назвать первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру - демократа до мозга костей. Он полагал, что построение общества на принципах демократии даст лучшие результаты, чем любая иная форма правления, и связывал с этим надежды на прогресс страны.

Для постколониальной Индии важнейшая цель демократического развития состояла в том, чтобы создать необходимые условия для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты. Большим достижением индийской демократии стало построение фундамента гражданского общества. Сейчас в стране действуют тысячи неправительственных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они - и каждая в отдельности - способствуют формированию общественно-политического климата в стране. Этот процесс еще не охватил все слои населения, особенно низшие, но уже достиг той стадии, когда само общество в состоянии генерировать идеи и оказывать заметное влияние на политику и экономику.

Начало

Рубежным событием, определившим дальнейшее развитие страны по пути демократической модернизации, стала конституция Индии (1950 год). Индия учреждалась как суверенная демократическая республика с целью обеспечить всем ее гражданам социальную, экономическую и политическую справедливость, свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов. Конституция запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, отменяет принцип неприкасаемости. Она гарантирует право собственности - ни один человек не может быть лишен имущества иначе, как по закону.

Введению в действие конституции предшествовало укрепление единства и территориальной целостности Индии. Правительству удалось преодолеть феодальную раздробленность страны почти на 600 княжеств, которые вошли в состав индийского государства, что способствовало росту политического авторитета Индии, стало важной предпосылкой развития демократических начал на территории бывших феодальных образований. Создание федеративного государства стало большим шагом на пути демократизации и модернизации государственного устройства.

В системе демократических институтов центральное место занимает деятельность парламента. За годы независимости Индии было проведено 15 выборов в нижнюю палату парламента, состоялись многочисленные выборы в законодательные собрания штатов. И в том и в другом случае в выборах принимало участие более 60% избирателей.

Одним из инструментов расширения демократии в Индии стали выборные органы местного самоуправления - городские корпорации (в крупных городах) и муниципалитеты, а в сельской местности - панчаяты. Последним принадлежит особая роль в приобщении жителей более 500 тысяч индийских деревень, в которых проживает более 70% населения страны, к демократическому управлению на местах. Однако на низовом уровне выборная демократия приживалась с большим трудом. Поэтому парламент в 1992 году принял поправки к конституции, которые обязали власти в штатах регулярно, через каждые пять лет, проводить выборы в деревенские панчаяты и муниципалитеты.

Особенность демократической системы в Индии нашла проявление в законодательном обеспечении представительства наиболее обездоленных низших слоев общества (зарегистрированных каст и племен) в парламенте и законодательных собраниях штатов путем введения для них соответствующих квот в этих органах. С 1992 года конституцией предусмотрено резервирование мест для этих слоев в деревенских панчаятах и муниципалитетах. Это способствовало приобщению низов к общественной и политической деятельности.

Демократия как таковая глубоко укоренилась в Индии, и никто не ставит под сомнение ее жизнеспособность и необходимость для дальнейшего развития общества.

Выбор пути развития

Начальный этап в развитии независимой Индии во многом был связан с деятельностью Конгресса в качестве правящей партии. После прихода правительства этой партии к власти возник вопрос, насколько оно сможет на практике осуществить социалистические идеи, которых ранее придерживались Неру и некоторые руководители партии.

В середине 1930−х Неру заявлял, что целью Конгресса является «бесклассовое общество с равными для всех экономической справедливостью и возможностями», а все, что мешает этому, «должно быть устранено, мягко, если это возможно, или силой, если это необходимо». Но под влиянием Махатмы Ганди и «издержек» советского социализма он практически отошел от идеи использования силы.

«Я очень далек от того, чтобы быть коммунистом, - писал Неру. - Мне не нравится догматизм и интерпретация работ Карла Маркса или любых других книг как священного писания, которое не может быть изменено. Мне не нравится регламентация и охота на еретиков, которые, похоже, являются особенностью современного коммунизма. Мне не нравится многое из того, что происходит в России, особенно чрезмерное использование силы в нормальных условиях».

Влиятельная группировка в Конгрессе во главе с министром внутренних дел Сардаром Валлабхаем Пателем решительно выступила против реализации социалистических идей. Неру был вынужден пойти на компромисс, что нашло выражение в принятой Конгрессом в 1948 году резолюции по промышленной политике, суть которой состояла в «социализации вакуума». Это означало, что государственные предприятия должны создаваться в тех сферах, где частные предприятия не могут адекватно удовлетворять нужды страны. Таким образом, была заложена основа смешанной экономики , в которой частному сектору отводилась заметная роль при стратегическом контроле со стороны государства.

В 1950–1960−е годы правительство настойчиво проводило политику привлечения на свою сторону широких слоев населения, выдвигая лозунги достижения социальной справедливости. Оно исходило из того, что без массовой поддержки, особенно деревни, ни одна партия не могла рассчитывать на успех. В середине 1950−х Конгресс провозгласил своей целью построение «общества социалистического образца», а в начале 1960−х - «демократического социализма». Для реализации этих лозунгов была разработана концепция смешанной экономики, которая, с одной стороны, содержала элементы социального равноправия, а с другой - по своей сути была экономикой капиталистической.

Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование . При этом был использован опыт Советского Союза. Конгресс заявил, что будет осуществлять планирование главных направлений жизни страны, что базовые предприятия должны находиться в руках государства и под его контролем. Одновременно широкое поле деятельности оставалось для частного предпринимательства, которое вместе с тем должно было учитывать цели, выдвигаемые государством. Все это получило свое выражение в первом пятилетнем плане (1951–1956).

Государственный капитализм - главный рычаг подъема экономики в 1950–1960−е годы.

Все основные программные документы правительства Индии 1950–1960−х годов подчеркивали важнейшую роль государства в строительстве национальной экономики. Пятилетние планы экономического развития страны (второй - 1956/1957–1960/1961 и третий - 1961/1962–1965/1966) были нацелены на ускоренную индустриализацию страны. Политика государственного капитализма и создание государственного сектора стали решающим фактором экономического развития Индии в этот период.

К середине 1960−х в государственном секторе были созданы основные предприятия тяжелой индустрии - черной и цветной металлургии, нефтехимии, тяжелого машиностроения, производства строительных материалов и электроэнергетики. Общий объем промышленного производства в 1948–1964 годах вырос в два с половиной раза.

И тем не менее к 1960 году доля государственного сектора в валовой промышленной продукции составляла всего 18%. Ограничивая деятельность частного капитала в отдельных отраслях экономики, государство одновременно обеспечивало заметное расширение частного предпринимательства, особенно крупного капитала. Так, с 1956−го по 1966 год 70 крупнейших корпораций получили более половины всей государственной помощи, выделенной частному сектору.

Индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве. Проведение аграрных реформ (хотя и ограниченных по масштабам и социально-экономической значимости) также способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель, строились оросительные сооружения, дороги, животноводческие и семеноводческие фермы. К 1965 году валовая продукция сельского хозяйства выросла на 65%. Основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политики самообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.

Продолжение модернизации

В январе 1966 года во главе страны встала Индира Ганди - дочь Неру. В этот период активно проявили себя начавшиеся ранее центробежные процессы, усилилась децентрализация власти, быстрыми темпами происходило социально-экономическое и политическое расслоение общества. Окрепшие зажиточные слои в деревне и городе требовали для себя большего участия во власти, используя для этого местные ресурсы в штатах.

В этот же период были осуществлены первые мероприятия по реформированию индийской экономики, согласованные со Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами. Они включали в себя девальвацию рупии, снятие многих ограничений на импорт, промышленное дерегулирование. Все это должно было сопровождаться помощью со стороны международных финансовых организаций и развитых стран. Это был определенный отход от прежней стратегии самообеспечения. Однако ожидаемый объем финансовых ресурсов не был получен. Более того, богатые страны резко снизили свой вклад в развитие Индии.

Эксперименты с реформами тогда не дали нужного результата. Поэтому политическое руководство Индии было вынуждено изменить курс с целью ослабить зависимость страны от иностранного капитала. Но девальвация рупии, рост цен на продовольствие и падение уровня жизни населения способствовали формированию в общественном сознании мнения, что правительство отходит от провозглашенных целей строительства общества социальной справедливости.

В стремлении укрепить свои позиции правительство под руководством Индиры Ганди в июле 1969 года приняло программу, которая предусматривала национализацию ряда крупных коммерческих банков и предприятий угольной промышленности, страхования, ликвидацию привилегий бывших правителей княжеств, введение ограничений на владение городской землей, реформу арендных отношений в деревне, мероприятия по ограничению власти монополий и концентрации экономической власти.

Оппозиция

В свою очередь, оппозиционная консервативная партия «Бхаратия джана сангх» (Индийский народный союз - БДС) заявила о решимости «индианизировать» шахты, другие предприятия, а также чайные, кофейные и джутовые плантации, находящиеся преимущественно в распоряжении иностранного капитала. Задача БДС состояла в перестройке страны на основе индийской культуры, политической, социальной и экономической демократии, которые гарантируют всем гражданам равенство возможностей и свободу. Некоторые идеологии на Западе, говорил лидер партии Атал Бихари Ваджпаи, были основаны на представлении о существовании внутреннего конфликта между личностью и обществом. Но на деле такого конфликта нет. Личность является представителем неделимого общества, которое проявляет себя через нее. Личность - это главный инструмент общества и мера его достижений. Разрушение индивида приведет к потрясению общества. Развитие личности и развитие социума не противоречат друг другу.

Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.

Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.

Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

В результате проведенной «зеленой революции» -- использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2%.

В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

Реферат по дисциплине «Мировая экономика».

Тема: Модернизация в Индии в 2000-2010 годах.

Выполнила: студентка ФК-1-09 Мельникова Е.В.

Проверила: Рогова Нина Васильевна

Волгоград 2010

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1 Экономическая история Индии ……………………………………… 4

Глава 2 Особенности модернизации в Индии ………………………………. 11

Глава 3 Воздействие модернизации на различные сферы жизни общества.... 16

Заключение ………………………………………………………………………. 21

Глоссарий ………………………………………………………………………… 24

Список литературы ………………………………………………………………. 26

Введение

Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии имели далеко идущие последствия. Это уникальная, быстрорастущая страна, на мой взгляд, в недалеком будущем превратиться в глобальный источник. Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.

Рассмотрим экономическую историю Индии, особенности модернизации в 2000-2010 годах и воздействие модернизация на уровень жизни общества.

Глава 1. Экономическая история Индии .

В древнем мире Индию представляли как страну сказочного изобилия и немыслимых чудес. Индия открыла и подарила миру рис, хлопок, сахарный тростник, ряд специй, домашнюю птицу, шахматы, десятичную систему исчисления, пришедшую на Запад через арабские земли в измененном виде.

Почти полуторавековое колониальное господство затормозило хозяйственное развитие страны. Была сформирована специфическая колониальная экономика с ее низкопродуктивным сельским хозяйством, слаборазвитой промышленностью. Страна была превращена в сельскохозяйственный придаток Британии, ведущие позиции в экономике занимал британский капитал, который в основном функционировал отдельно от национального. Преобладали докапиталистические уклады и раннекапиталистические формы хозяйства.

На кануне Второй мировой войны Индия производила на душу населения чугуна в 36 раз меньше Британии, в 7 раз меньше Японии. Промышленность имела однобокое развитие: преобладала легкая промышленность, не было собственного машиностроения, деградировало сельское хозяйство. Доля страны в мировом производстве не превышала 1%, средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла около 32 лет, число грамотных – 18%. В 1947 году страна была расколота на две части – Индию и Пакистан.

Завоевание политической независимости создало предпосылки для ликвидации традиционных социально-экономических структур. Основными направления экономических преобразований стали перевод хозяйства на промышленную основу и ускорение экономического роста.

Развитие экономики независимой Индии характеризуется достаточно четко выраженными режимами воспроизводства, или этапами развития.

Первое десятилетие относится к стабилизационному периоду, когда формировались основы хозяйственного механизма. Завоевание независимости положило конец внеэкономическому принуждению и торговой экспансии со стороны Британии, прямому контролю английского капитала над отдельными отраслями экономики. Условием создания внутреннего рынка и подъема национального хозяйства на этом этапе становилось устранение диспропорций, возникших вследствие искусственного раздела страны, который нарушил сложившиеся отраслевые и особенно территориальные пропорции. Важным направление политики стало устранение наследия феодализма. В этот период была выдвинута и разработана концепция сочетания централизованного планирования и рыночных отношений.

Создание исходных предпосылок для развития национальной экономики включало осуществление умеренного стимулирования крупного капитала в промышленности, введение импортного протекционизма и валютного контроля. В первые годы существовал относительно открытый торговый режим. Неограниченная конкуренция иностранных товаров создавала серьезный инвестиционный барьер на пути формирования индийского капитала, увеличила минимальную сумму, которой должен был располагать отдельный владелец денег или товара для того, чтобы превратиться в капитал. Массовый рост мелкого и среднего предпринимательства задерживался, и сильно ограничивался процесс перерастания мелких и средних капиталов в более крупные. Индийское государство поддерживало мелкое производство с использованием массового традиционного ручного труда, чтобы поддержать уровень занятости и производство дешевых потребительских товаров.

Второй период – с середины 1950-х до середины 1960-х годов – выделяется интенсивной индустриализацией. На этом этапе были предприняты меры по перестройке существовавших производственных отношений, ограничению свободы рыночных сил, иностранного капитала, усилению государственной собственности. Важной целью индустриализации было создание единого рынка. Идеологически с середины 1950-х годов это оформлялось лозунгом построения «общество социалистического образца». Однако при существовавшем соотношении социальных и политических сил усилия государства были направлены на то, чтобы форсировать переход от колониальной социально-экономической структуры к капиталистической.

Государственный капитализм - главный рычаг подъема экономики в 1950-1960−е годы.

Все основные программные документы правительства Индии 1950–1960−х годов подчеркивали важнейшую роль государства в строительстве национальной экономики. Пятилетние планы экономического развития страны были нацелены на ускоренную индустриализацию страны. Политика государственного капитализма и создание государственного сектора стали решающим фактором экономического развития Индии в этот период.

К середине 1960−х в государственном секторе были созданы основные предприятия тяжелой индустрии - черной и цветной металлургии, нефтехимии, тяжелого машиностроения, производства строительных материалов и электроэнергетики. Общий объем промышленного производства в 1948–1964 годах вырос в два с половиной раза.

Индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве. Проведение аграрных реформ также способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель, строились оросительные сооружения, дороги, животноводческие и семеноводческие фермы. К 1965 году валовая продукция сельского хозяйства выросла на 65%. Основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политики самообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.

После 1948 года была заложена основа смешанной экономики, в которой частному сектору отводилась заметная роль при стратегическом контроле со стороны государства. Государственные предприятия должны создаваться в тех сферах, где частные предприятия не могут адекватно удовлетворять нужды страны.

Образование государственной собственности шло по основным направлениям: переход в руки национального государства собственности колониальных властей; национализация ряда частных компаний, принадлежащих национальному капиталу; строительство новых предприятий на государственные средства.

Индустриализация проводилась в форме импортзамещения. При осуществлении курса на развитие «самоподдерживаемой и самообеспечиваемой» экономики важное значение придавалось снижению зависимости от внешней помощи, диверсификации отечественной продукции. Главный сдвиг в основной период форсированной индустриализации заключался в резком увеличении удельного веса металлургической, машиностроительной и химической промышленности.

Опережающий рост импортзамещающих отраслей крупной промышленности стимулировался противоречиями между Индией и западными странами. Доля промышленности в чистых капиталовложениях возросла с 26,4 % в первой половине 1950-х годов до 41,1% в первой половине 1960-х.

Курс на развитие тяжелой промышленности позволил городской буржуазии опереться на поддержку широких патриотических сил, заинтересованных в укреплении политической независимости. Одновременно он допускал сосуществование промышленного капитала и верхушки традиционных укладов, располагавших большим политическим влиянием. Возросла роль государства в предпринимательской сфере. Все это способствовало формированию предпосылок для создания многоотраслевого комплекса, охватывающего производство промежуточной продукции и капитальных товаров. Одновременно возросли диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством.

На третьем этапе с середины 1960-х до середины 1970-х годов были предприняты целенаправленные усилия по ликвидации резких диспропорций между крупной промышленностью, сельским хозяйством и мелким производством. В эти годы было положено начало стратегии «зеленой революции», приняты программы помощи сельской бедности, оказывалось содействие мелкому производству. Новый цикл аграрных преобразований проходил путем очагового развития в силу противодействия им со стороны феодальных сил.

До середины 1970-х годов темпы роста производства продовольствия отставали от темпов роста населения. В целях сглаживания структурных и региональных отношений проводились аграрные преобразования. Они проходили на уровне штатов и растянулись на длительный срок. Проводившиеся аграрные реформы не обеспечивали существенного перераспределения земли.

Политика защиты и государственной поддержки промышленности и мелкого предпринимательства обеспечивала устойчивость предпринимательского сектора. Средний уровень банкротств стал наименьшим по сравнению с предыдущими периодами, но число убыточных предприятий возросло. Важной вехой в пересмотре экономической политики на этом этапе были национализация коммерческих банков в 1969 году, ослабление таможенного протекционизма – за десятилетие таможенные пошлины снизились с 200 до 69%. Переход основной части банков в руки государства усилил эффективность привлечения банковских вкладов, так как они гарантировались экономической мощью государства.

Середину 1970-х – конец 1980-х годов можно выделить как этап сбалансированного роста, который был ограничен внутренним спросом. Характерная черта этого этапа – спрос стал сдерживать развитие не только отдельных отраслей крупной промышленности, но и всего частного сектора, на что серьезное влияние оказали внешние условия воспроизводства, в частности повышение цен на сырьевые товары в 1975-1984 годах. В экономической политике задачи ускорения роста все больше уступали целям поддержания равновесия современного и традиционного секторов. Уже к концу 1970-х годов процесс форсированной товарной трансформации по ряду параметров приблизился к завершению. Развитие рыночных, капиталистических отношений в основных отраслях экономики приобрело самоподдерживающийся характер.

Усложнение проблем структурных преобразований вызвало необходимость принятие государством ряда стабилизирующих мер, включая осуществление специальных программ помощи сельской бедности. Эти программы предусматривали распределение среди бедности скота, других средств производства, а также организацию общественных работ в деревне с целью увеличения занятости. В середине 1980-х годов на эти цели было направлено 7% общих плановых ассигнований. Были предприняты попытки ускорить техническую модернизацию крупного производства на основе увеличения государственных капиталовложений и расширения действия рыночных сил. Особая политика проводилась в отношении «больных» предприятий. Для предотвращения их банкротства и связанной с этим безработицы государство национализировало ряд таких предприятий или установило над ними государственное управление. Одновременно проводилась политика развития мелкого предпринимательства в сельской местности (сельская индустриализация). Это требовало крупных государственных средств.

Во второй половине 1980-х годов дефицит государственного бюджета ежегодно составлял 7-9% ВВП. Государственный долг поднялся с 51 до 66% ВВП, а внешняя задолженность увеличилась с 16 до 29% ВВП.

Доля государственных компаний в масштабе всего хозяйства была небольшой. Она поднялась с 3% в 1950 году до 12% ВВП в 1986 году, составив 100% в железнодорожном, авиационном транспорте, 53 – в морском, 96 – в энергетике, 100 – в нефтяной промышленности, 98% - в угольной промышленности, 93% - в банковском и страховом деле. В обрабатывающей промышленности участие государства оставалось относительно небольшим – 10%. Поскольку госсектор развивался преимущественно в капиталоемких отраслях, его вклад в расширение занятости оказался значительно скромнее – с 4,2 до 7% экономически активного населения.

К концу этого периода произошли крупные изменения в отраслевой структуре обрабатывающей промышленности. В полтора-два раза сократилась доля продовольственных товаров, хлопчатобумажных тканей, джутовых и текстильных изделий. В середине 1950-х годов около 2/3 совокупной продукции промышленности приходилось на пищевые и текстильные товары, в конце 1980-х годов – около 1/3. В два-три раза возросла доля нефтепродукта, химических товаров, машиностроения. Доля инвестиционных товаров достигла почти 10% промышленного производства.

Развитие промышленности привело к созданию в стране многоотраслевого хозяйственного комплекса, превращению национального хозяйства в саморазвивающуюся, самодостаточную систему.

Пятый период охватывает 1990-2000-е годы и характеризуется постепенной либерализацией экономики. В этот период в силу кардинальных социально-экономических изменений в мировой экономике наиболее мощные монополистические группы пытаются решать экономические проблемы преимущественно путем активизации внешнеэкономических связей, в том числе сотрудничество с ТНК. Доля государственных компаний в промышленном производстве сократилось с 32% в 1991 году до 25% в 2002 году. Государственные предприятия получили большую автономию при осуществлении хозяйственной деятельности, им разрешено создавать совместные предприятия. Число отраслей, в которых развивался государственный сектор, было сокращено с 17 до 6.

Было проведено регулирование внешнеэкономической сферы. Курс рупии по отношению к доллару был понижен в 2,4 раза. Иностранный капитал получил возможность приобрести 51% акций в 34 приоритетных отраслях, было осуществлено реформирование рынка труда.

Вместе с тем правительство проводило политику приоритетной поддержки отечественных предпринимателей. Сокращение государственной собственности осуществлялось осторожно – путем коммерциализации предприятий. Поднялась прибыльность государственных компаний. Норма прибыли общественного сектора в конце 1990-х годов составила 15,1% против 7,8% в 1980 году.

Глава 2. Особенности модернизации в Индии.

Важным фактором модернизации стало растущее воздействие глобализации. Рост технологического и научного компонента в торгуемой продукции снизил значимость дешевого неквалифицированного труда, которым Индия располагала в избытке, ранее считавшегося преимуществом. На мировом рынке конкурентоспособность товаров перемещается от цены к качеству. Изменилось само ее содержание. Помимо соблюдения принятых стандартов продукции, возросло значение стиля, дизайна, точности поставок, разнообразие послепродажных услуг. Расширение экспорта зависит ныне не только от производства, но и создания сложных сетей продвижения и обслуживания национальной продукции. В целом многократно усилилось действие интенсивных факторов роста по сравнению с экстенсивными, преобладавшими в Индии в предшествующий период.

Приоритет роста, планирование, взаимодействие государства и частного сектора сохранялись. В рамках сложившихся институциональных условий правительство провело одно из основных либеральных мероприятий – отменило лицензирование. Другим столь же важным шагом было сокращение позиций государства как собственника, иными словами, проведение приватизации и коммерциализации предприятий госсектора. Эта позиция встретила сопротивление высших государственных чиновников, недовольных потерей своего контроля над частными предприятиями, и одновременно немногочисленных профсоюзов, опасавшихся сокращения рабочих мест в организованном секторе.

Модернизации способствовала расширение числа инновационных компаний, особенно мелких и средних, заложивших основы для последующего быстрого становления аутсорсинга, ставшего отраслью прорыва как с точки зрения экспортной продукции, так и роста численности инженерно-технического корпуса страны. В этой сфере государственное участие ограничивалось улучшением среды развития путем налоговых льгот.

Был заявлен переход к экспортоориентированной модели путем ограничения тарифных ставок. На капитальные товары, а также промежуточные товары для сталелитейной промышленности они были снижены с 25 до 20%. Была поставлена задача довести экспорт страны к 2002 году до 90 – 100 миллиардов долларов, одного процента мировой торговли, что и было достигнуто, но только к 2007 году.

Естественным ограничителем формирования олигархического капитализма стала массовая база низового мелкого и среднего предпринимательства, действующего во всех отраслях экономики. Не впадая в их идеализацию, надо признать, что они в силу своей специфики в известной мере ставят пределы присущим крупному капиталу монополистическим стремлениям. Мелкое производство качественно неоднородно – традиционные, самые массовые предприятия, и современные, в том числе венчуры, предпринимательские структуры, создающие новые товары и услуги, рост которых относится к концу 20 века и началу 21 века в Индии. Возросшие накопления местных бизнес структур существенно снижали экономическую потребность в сохранении обширной собственности государства в промышленности, особенно с учетом того, что его объекты отличались низкой эффективностью и нуждались постоянных бюджетных вливаниях.

Экономика положительно восприняла импульсы либерализации, была преодолена инерционность предшествующего периода определенной закрытости. Среднегодовые темпы роста, несмотря на их неустойчивость, превысили пятипроцентный рубеж. Но в 21 веке существенны не только темпы роста, сколько их содержание, особенно социально-культурная составляющая, которая во многом зависит от финансирования государством общественных благ.

Это особая задача государства на современном этапе, которую не способен выполнить частный бизнес в отставших странах, еще не набравший достаточного экономического веса и осознания своей ответственности перед обществом. Доля государственных расходов на образование поднялась в ВВП Индии с 3,7% до 4,1% с 1990 года по 2000 год, показатель, сближающий ее с развитыми странами. В наибольшей степени выросли расходы на начальное образование. Грамотность взрослого населения увеличилась с 49 до 61%, а в наиболее перспективной возрастной группе от 15 до 24 лет – с 64 до 76%. Более половины населения страны составляют люди до 25 лет. Повышение образовательного уровня усилило эмиграцию индийской молодежи.

Традиционно отрицательная оценка эмиграции нуждается в существенной переоценке в условиях глобализации. Во-первых, внешняя миграция есть один из признаков открытости национальной экономики, во-вторых, растущее разнообразие связей между зарубежными диаспорами и страной происхождения в случае Индии существенно ее обогащает. Это не только приток средств из-за рубежа, но и профессиональные контакты, особенно в научной и инновационной сферах, не просто утечка мозгов, но и циркуляция мозгов, обмен мозгами. Индийская диаспора постепенно начинает вкладывать средства в национальные предприятия.

Существенным негативом осталась массовая бедность населения и возрастающее неравенство в распределении доходов. Доля беднейших 10% населения в национальном богатстве ограничена 3,9% , доля десяти богатейших 28,5%, децильный коэффициент превысил 7 раз, но есть все основания считать его заниженным. Обширные слои бедноты, выживание как форма существования миллионов людей остаются нерешенной проблемой страны. Несмотря на десятилетия действия принятых правительством льгот для далитов и других низших каст в получении образования и поступлении на государственную службу, кастовая система сохраняет влияние в социально-экономических отношениях, особенно в сельских районах.

Низшие касты составляют одну из основ массовой бедности. Показательны некоторые психологические ее особенности, отмеченные в ходе обследований сельских районов Удайпура и трущоб Хайдарабада. При хроническом недоедании большинства опрошенных они тратят до 10% скудного бюджета своих домохозяйств на свадьбы, похороны, религиозные праздники, а также алкоголь и табак, что вызвано «социальным соперничеством», давно известная традиция, с которой не может справиться модернизация. Беднякам, владельцам мельчайших земельных наделов, мелким лавочникам не хватает средств, знаний, инициативы, чтобы улучшить свое положение. Сельские районы – гигантский потенциал урбанизации, но крупные города Индии, на которые в первую очередь ориентирован мигранты, уже не выдерживают их неконтролируемого притока.

Как правило, прибывшие расселяются в пригородах Дели, Бангалора и Хайдарабада, заметно усиливая влияние демонстрационного эффекта. Один из них описывает свое экономическое положение после возвращения как весьма комфортное – он нанял двух домашних работниц, постоянного водителя и еще одного по вызову для семьи, поскольку рабочая сила дешева, в США он этого себе не мог позволить. Рост спроса сказался на увеличении заработной платы специалистов, например, за 2006 г. на 6,1%, что превышает аналогичный показатель для Канады и Японии – 2%, Индонезии 4,3%, но ниже Китая – 8,1%. Усилилась текучесть рабочей силы, особенно на современных и крупных промышленных предприятиях, до 15 – 20% в год, поскольку спрос на квалифицированных работников увеличивается. Работодатели увеличивают спрос на квалифицированную рабочую силу, способную использовать новую технологию. Представитель крупной рекрутерской фирмы в Дели говорит о возрастающем спросе на экспатриантов («профессионалы – бумеранги», как их называют), менеджеров высшего звена, в услугах которых особо нуждаются такие отрасли как телекоммуникации, программное обеспечение, здравоохранение, розничная торговля, гостиничный бизнес.

Ответом на экономический бум и порожденный им спрос на специалистов стал быстрый рост числа бизнес школ с современной учебной базой и развитой инфраструктурой для проживания студентов и преподавателей. Началось широкое спонсирование и строительство новых колледжей, бизнес школ и университетов крупным частным капиталом. Так, миллиардер А. Агарвал, никогда не учившийся в университете, проделавший путь от торговца металлом до крупнейшего угольного барона, в 2006 г ассигновал миллиард долларов на создание университета в штате Орисса, где будет обучаться сто тысяч студентов. Это не только расширение системы образования, но и оживление экономики в одном из самых отсталых штатов Индии. Иностранные учебные заведения с глобальными брендами, прежде всего американские и итальянские, проявили заинтересованность в кооперации с индийскими университетами, создании при них своих филиалов с правом выдачи дипломов двух стран. Со своей стороны, правительство Индии готовит законы, позволяющие зарубежным учебным заведениям открывать свои филиалы в Индии, хотя, как отмечалось в печати, это будет обусловливаться рядом ограничений.

В последние десятилетия в индийском хозяйстве произошли значительные структурные изменения. Их двигателем была сфера услуг, доля которой поднялась с 40% в 1990 году до более 50% в 2004 году.

В этом обширном секторе наиболее быстрыми темпами развивается торговля, гостиничное дело, транспорт и связь.

Быстро развивается рынок капитала. Действуют 23 фондовые биржи, объем капитализации составляет 26% ВВП. Индийские компании в больших масштабах используют внешние источники финансирования.

Промышленное производство за 1995-2005 годы возросло в 2,1 раза. Быстро растут отрасли обрабатывающей промышленности такие как электроника, электротехника и производство транспортных средств. В целом доля машин, оборудования, транспортных средств превысила 20% продукции обрабатывающей промышленности. Значительное место занимает производство конторского, компьютерного и вычислительного оборудования – 4% обработанных товаров, что выделяет Индию среди бедных стран.

Самую крупную доля среди групп отраслей обрабатывающей промышленности занимает производство химических товаров, где доминирующие позиции принадлежат основной химии. Увеличивается производство фармацевтической промышленности.


Похожая информация.


В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.

Предоставление независимости и раздел страны. В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.

Особенности политики модернизации. Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.



В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.

Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.

Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .

В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

Внешняя политика Индии. В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.

Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be 1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.

В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.

К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.

Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она привела?

2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?

3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внешней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отношения с СССР, с Россией?

4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI веке?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы определяется следующим. Под давлением передовых западных стран в XIX в. Индии и Китаю пришлось открывать свои границы для внешнего мира и искать пути на вызов индустриальной века. Япония проделала феноменальный рывок в процессе модернизации - она стала первым индустриальным обществом среди не западных стран. Однако Индии и Китаю этого сделать не удалось: "великая Поднебесная империя" рухнула в пучину анархии и децентрализации государства. Будучи аграрными, отсталыми и изолированными обществами, эти страны катапультировали в противоположные траектории - от периферии в "центр" мирового развития (Япония) и от "центра" на "обочину" (Китай и Индия).

Новизна данной работы определяется тем, что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран, имеющих практически сходную культуру, может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений.

Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в Индии и Китае. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть специфику процесса модернизации в Индии.

2. Показать особенности процесса модернизации в Китае.

Хронологические рамки данного исследования начало XIX - начало XX века. Территориальные рамки данного исследования - Индия и Китай в современных границах.

1. ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В ИНДИИ

В самом общем виде можно отметить, что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Как отмечает известный отечественный востоковед Л.С. Васильев, «традиции и институты во всех неевропейских цивилизациях были целеустремленно направлены на то, чтобы не допустить таких новшеств, которые могли бы подорвать силу централизованной власти и свято хранимую устойчивость веками складывавшихся социальных отношений». Такая структурная особенность всех восточных цивилизаций не могла не сказаться, по мнению данного автора, на их историческом сознании: «На Востоке исторический процесс - как и вообще отношение к времени - не воспринимался в качестве линейного, а консервативная стабильность реально превратила его в цикличный». Е.Б. Рашковский о той же особенности восточного историзма пишет следующее: «Циклическое воззрение на мировой процесс (чередование миров - чередование народов и культур - чередование форм правления и династий в предустановленной и имманентной динамике) - неотъемлемый элемент господствующих исторических воззрений в традиционных культурах Востока». Единственным известным исключением из этого правила является еврейская традиция.

Определяя специфику индийской цивилизации, Л.С. Васильев отмечает, что в ней фактором, консервирующим общественные отношения, и, тем самым, оказывающим опосредованное воздействие на общественное сознание, было не столько государство, сколько система общин и каст. Это, в общем и целом верное наблюдение, требует в нашем случае некоторых пояснений и детализации.

Общеизвестным является тот факт, что особенностью социальной структуры индийского общества на протяжении практически всего периода его существования являлась жесткая варново-кастовая система. Однако следует особо подчеркнуть, что как жесткость, так и стабильность существования данного социального феномена, были обусловлены не какими-либо внешними факторами, как то, например, государство. Ибо сильного централизованного деспотического государства Индия не знала. Причина была скрыта во внутренних ментальных установках индийского сознания. Пронизанность всей жизни индуса сложным ритуалом и многоуровневый иерархизированный характер его восприятия обусловили стремление отдельных групп индийского общества к обособлению с целью обеспечить должное соблюдение всех правил ритуальной чистоты. Наиболее яркое отражение значения данной установки индийского сознания на процесс самоорганизации индийского общества нашло в той роли, которую в нем с древнейших времен играло жречество, иначе варна брахманов. Их авторитет и престиж практически всегда, за исключением, может быть, периода господства неортодоксальной системы буддизма, в традиционной Индии были беспрекословны. И, как пишет крупный отечественный индолог Р.Б. Рыбаков, основой этого было то, что «системообразующую роль в индуизме играет понятие ритуальной чистоты…, делающее неуязвимой для логических и эмоциональных доводов триаду каста - карма - дхарма». Таким образом, роль ритуала в оформлении конституирующих черт индийской культуры трудно переоценить. Едва ли мы сможем назвать еще одну такую цивилизацию на земле, все сферы жизни представителей которой, от момента зачатия и до смерти, были бы в такой же степени ритуализированы. До сих пор для многих индийцев страх перед нарушением ритуальных предписаний оказывается зачастую сильнее страха смерти. По мнению многих авторов, пишущих об Индии и пытающихся сформулировать перечень черт, лежащих в основе данной цивилизации, именно вся совокупность обрядов и ритуалов определяет ее целостность.

В логике же нашего рассуждения это обстоятельство выводит нас вновь на обозначенную выше проблему определения всех факторов, обусловивших «аисторичность» индийского сознания. Ритуал, как важнейший социальный феномен, регулировавший жизнь индийского общества на протяжении веков и даже тысячелетий, безусловно, является одним из них. Ведь он предполагал нерефлексивное воспроизведение неких первооснов, а, следовательно, всячески ограничивал любое продвижение вперед. Именно он в значительной степени обеспечивал ту самую «консервативную стабильность» в индийском обществе, от которой проистекало цикличное восприятие времени. Но, кроме того, ритуал еще и усиливал уже обсуждавшуюся выше «потустороннюю ориентацию» индийского сознания, снижая для него значение «мира повседневности». Как отмечал другой известный отечественный индолог В.С. Семенцов, «любая ритуальная культура жестко делит мир на две сферы - сакральную и профаническую. Сакральная есть сфера собственно ритуальных священнодействий. Готовясь войти в нее, человек обязан пройти определенную подготовку - очищение… Считается, что входя в сакральный круг, человек становится причастным неземному миру… Возвращаясь назад к профаническому существованию, человек снимает с себя запреты, которым он подвергался в сакральной сфере… Профанический мир, с одной стороны, безопаснее и "удобнее" мира сакрального… Вместе с тем мир профанический лишен той значительности и внутренней ценности, которые присущи миру сакральному. Поэтому человек стремится расширить сферу сакрального, обставляя обрядами все сколько-нибудь значительные события своей жизни». Поскольку ни в какой другой культуре мы не встречаем такой степени ритуализованности всех человеческих проявлений, то получается, что для индийцев соотношение между "сакральным" и "профаническим" сильно смещено в сторону первого. Иначе говоря, даже всю свою посюстороннюю деятельность индийцы стремились привязать к инобытию. А отсюда понятно их невнимание к повседневной истории, и как следствие, неразвитость исторической рефлексии.

Говоря об индийском обществе в целом, отметим, что на всем периоде его существования оно отличалось не только известной заданностью и жесткостью сложившихся в нем социальных связей, укорененных в ментальности индийцев, но также и поразительной пластичностью, толерантностью и свободой самовыражения для индивида, стремящегося к самореализации, прежде всего, в духовной сфере. По этому поводу один из представителей неоиндуизма Сатпрем пишет: «Если мы взглянем на духовный мир Индии изнутри, то обнаружим, что Индия - это страна исключительной духовной свободы, не имеющая себе равных». Проявление данной свободы мы можем обнаружить уже в текстах Ригведы, чьим своеобразным "интеллектуальным девизом" был тезис: «Истина - одна, мудрецы же говорят о ней по-разному». Опираясь на него, самое привилегированное и авторитетное индийское сословие брахманов могло развивать индийскую религиозно-философскую традицию, не ограничивая себя в плане духовной интуиции.

2. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В КИТАЕ

индия китай модернизация ритуал

В отношении Китая Иммануил Хсю, автор фундаментального труда "Взлет современного Китая", пишет: "Поиск нового порядка повлек за собой крайне трудную борьбу против высокомерия, презрения ко всем иностранным предметам и неисправимой веры в то, что обильная Поднебесная не нуждается в учебе у каких-то диковинных варваров, от союза с которыми мало что можно достичь."

Однако после второго поражения Китая в "опиумной" войне и англо-французской оккупации ее столицы - Пекина - в 1860 г., наиболее прогрессивные мандарины пришли к осознанию того, что западный вызов неизбежен и что Китай должен измениться если он желает выжить. Они начали то, что вошло в историю под названием движение за "самоусиление", т.е. политику реформ "сверху". Несмотря на некоторые подвижки, этот курс, как пишет И. Хсю, был "искусственной попыткой модернизации; одобрялись только те аспекты, которые имели непосредственную пользу, игнорируя полностью при этом наиболее фундаментальные элементы Западной цивилизации - политические системы, экономические институты, философию, литературу и искусство. Даже прогрессивные китайцы в то время верили в то, что Китаю мало в чем нужно учиться у Запада за исключением оружия."

Хотя встреча Запада с Китаем началась в 16 и 17 вв., однако до середины 19 столетия влияние более развитых стран было не столь значительным. Примерно со второй половины 19 в. вторжение "заморских варваров" привело к радикальным переменам в Поднебесной. Опиумные войны в Китае усилили деятельность иностранных держав в стране, что окончательно сломало ее изоляцию от внешнего мира, вынудив искать пути ответа на вызов внешней экспансии.

В 1895 г. японский премьер-министр Ито Хиробуми спросил величайшего китайского реформатора Ли Хунчжаня, приехавшего в г. Симоносеки подписать унизительный для Китая мир после поражения в войне с Японией, почему Китай оказался неспособным изменить себя так, как это сделала Япония Мэйдзи-исин: "Десять лет назад я говорил с тобой о реформе, но почему до сих пор ничего не сделано?". Ли ответил: "Дела в моей стране настолько сдерживаются традицией, что я не смог осуществить то, что предполагал. Мне стыдно от непомерных желаний и отсутствие власти их реализовать."

Ли Хунчжань был действительно величайшим государственным деятелем Поднебесной 19 в. При определенных обстоятельствах он мог бы стать Дэн Сяопином 19 в. Ли занимал множество высокого ранга государственных постов. Первоначально он надеялся использовать вторжение Запада к выгоде Китая. Также как и любой японский лидер, он понимал острую необходимость для страны адаптировать достижения Запада если она хочет выжить. Он приложил немало усилий осуществить в стране ряд преобразований в стиле японской революции Мэйдзи, что, однако, встретило яростное сопротивление консервативной части бюрократии.

Однако главным препятствием на пути осуществления реформаторских замыслов "самоусиления" страны во второй половине 19 столетия было иное, а именно - китайская элита была обуяна чувством культурного превосходства и этноцентризма по отношению ко всему не китайскому. Императоры и господствующие слои по старинке воспринимали "поднебесную" империю как "пуп земли", т.е. Китаю нет нужды учиться у "варваров"; страна преодолела многие нашествия, преодолеет и это; достижения, институты и традиции "чжунго" ("срединного государства") пережили все другие цивилизации. Любые трудности воспринимались верхушкой как временные, а вторжение западных держав - лишь как попытка отсталых варваров ограбить великую империю. Император и его окружение, как отмечает британский исследователь Фил Динс, попросту не понимали в то время, что происходило за пределами страны, у них не было ни малейшего представления о наступившем индустриальном веке. Многовековая привычка повелевать заслонила от взора дряхлеющей империи произошедшее фундаментальное изменение сил в международной системе государств. Китай требовал от западных стран подчиниться своему воображаемому могуществу. Его лидеры не смогли сразу понять глубину того глубокого кризиса, в котором оказалось государство и общество.

Во-вторых, маньчжурские правители, столкнувшись с опасностью (растущая нестабильность, конкуренция со стороны европейских промышленных товаров, Опиумные войны, массовые стихийные протесты), не использовали все имеющиеся в их распоряжении средства (чайная и хлопковая промышленность, длительный период контактов с Западом, экономические и людские ресурсы).

Китай находился в более благоприятном положении для проведения модернизации до Опиумных войн.

Однако его лидеры упустили шансы установить деловые отношения с иностранными кампаниями и правительствами. Например, вместо тщательного изучения причин широкого распространения торговли опиумом, император и его правительство попытались ее ликвидировать путем применения драконовских мер; позднее они не изучали японский опыт реформ. Китайские власти боролись скорее против следствий, чем с подлинными причинами дестабилизации страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жесткая заданность всей жизни индийца ритуальными нормами и предписаниями, которая должна была ограничивать, во-первых, доступ к сакральному знанию внутри самого индийского общества узким кругом брахманского сословия, а, во-вторых, тем более отрезать доступ к нему для всех неиндуистов, оказывается при ближайшем рассмотрении не столь уж однозначно непреодолимой. На протяжении всей своей истории индуизм, который в соответствии с самой индийской традицией правильнее было бы именовать Дхармой, непрерывно распространялся как "вширь", так и "вглубь". Именно это позволило всё-таки встать Индии на рельсы модернизации, в отличие от Китая, который так и остался в прошлом.

Цинские правители Китая упустили свой шанс модернизировать во время страну из-за своего пренебрежения к мировому опыту и знаниям. В итоге все попытки реформ завершились революцией и длительным периодом гражданской войны. Индия же пошла по более мягкому пути реформ.

Только с приходом к власти мудрого Дэн Сяопина положение вещей в Китае кардинально изменилось: китайцы ринулись на выучку к передовым странам, прежде всего - США. Как результат - Китай за последние два десятилетия превратился в мировую экономическую державу. Как и идийцы во второй половине прошлого столетия, китайцы в конце нынешнего столетия решили покончить со своей изоляцией и пойти к западным "варварам" для того чтобы учиться, выживать и побеждать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. - М., 1998. Т. 1. - 623 с.

2. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования и культовая практика. - М., 1977. - 429 с.

3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. - М., 2002.

4. Касты в Индии. - М., 1965. - 374 с.

5. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. - М., 1977.

6. Рашковский Е.Б. Культурное наследие народов Востока и современный научно-технический прогресс // Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М., 1984. - C. 400 - 437.

7. Рыбаков Р.Б. Социально-регулятивные функции индуизма // Индуизм: традиции и современность. - М., 1985. - С. 30 - 52.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее изложение истории Индии с момента появления этой цивилизации. Аграрные отношения Индии и основные черты земледелия и скотоводства. Городское население Индии, его образ жизни, основные достижения в области городского производства и архитектуры.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Анализ истории семейно-брачных отношений в условиях кастового общества. Место женщины в индийском обществе. Роль неприкасаемых в национально-освободительном движении в Индии в первой половине XX века. Современное состояние проблемы неприкасаемости.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2015

    Исходные составляющие, влиявшие на модернизацию колониального общества в ЮВА. История установления британского колониального господства в Индии. Модернизация общественных отношений в процессе британской колониальной политики. Модернизация во Вьетнаме.

    реферат , добавлен 26.08.2015

    Социально-экономические и политические перемены в Индии (1966–1984 гг.), деятельность И. Ганди на посту премьер-министра. Особенности политики модернизации. Индийско-северокорейские отношения. Советско-индийские сотрудничества во второй половине XX века.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2013

    Институциональные преобразования в Китае: сущность, предпосылки, особенности, причины. Сущность социализма с "китайской спецификой". Проблемы постреформистского развития и модернизации страны. Китай в мировой политике: ресурсы, цели, перспективы.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Жизнь Индии и ее политика в XIX веке. Влияние Англии на ее политическое и экономическое развитие. Эксперименты и методы управления английских властей. Структура колониального механизма в Индии. Специфика колониализации Англией этого государства.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Подъем освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия. Процесс формирования партийной системы, отразивший рост национального индийского капитала. Создание Индийского Национального Конгресса; либеральное и радикальное направления.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Генезис древнеиндийской цивилизации. Религия, литература, архитектура и скульптура Древней Индии. Ведизм, джайнизм, индуизм - основы духовной культуры индийского ареала. Деление древнеиндийского общества на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры).

    реферат , добавлен 02.09.2010

    Внутриполитические факторы раздела Британской Индии. Формирование Индийского Союза и Пакистана. Позиции британских властей и индийских политических партий в отношении статуса доминиона Британской Индии. Экономические и политические последствия раздела.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Брахманизм и буддизм - направления в политической и правовой идеологии Древней Индии, религиозно-мифологическое мировоззрение которых изложенно в Ведах – древних ритуальных книгах ариев. Начало кастовой организации индийского общества и "Законы Ману".

Рекомендуем почитать

Наверх