Мария магдалина - интересные факты. Найдено доказательство существования жены иисуса христа

Проза 17.02.2024
Проза

У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1-8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36-50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.

Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей - Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю - часть Иерусалима, а Марфе - Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).

Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей - святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, - из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, - «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477-1576), Эль Греко (1541-1614), Микеланджело да Караваджо (1573-1610), Гвидо Рени (1575-1642), Орацио Джентилески (1563-1639), Симон Вуэ (1590-1649), Хосе де Рибера (1591-1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593-1652), Франческо Хайес (1791-1882); скульпторов Педро де Мена (1628-1688), Антонио Канова (1757-1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).

Недавно во многих российских СМИ обсуждалась сенсация: в музее небольшого городка Ирбит Свердловской области зрителям представили подлинник картины П. Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина и сестра её Марфа» . Принадлежит ли картина XVII века кисти Рубенса или нет, решат специалисты, а вот название картины у верующих людей вызвало недоумение: на основании чего великий фламандец породнил Марию Магдалину и Марфу? Оказывается, на католическом Западе распространено мнение, что Мария Магдалина - это и есть раскаявшаяся грешница, которая помазала Иисусу ноги миром и оттёрла их своими волосами (Лк. 7, 37-38), и что была она не только блудницей, но и сестрой Лазаря Четверодневного. Так насколько персонаж, изображаемый на распространённых на Западе картинах под названием «Кающаяся Мария Магдалина», соответствуют прототипу?

Прежде чем начать свои рассуждения, уточним, что в строках Писания, рассказывающих о помазании Христа благовонным миром, повествуется только о блуднице и Марии из Вифании - Мария же Магдалина в этой ситуации нигде не упоминается.

То, что об этом поступке пишут все четыре евангелиста, свидетельствует о его необычности, но никак не об исключительности. Само же помазание Иисуса блудницей, надо полагать, широко обсуждался среди иудеев, и вызывало досужие разговоры не в пользу Христа. Может быть, поэтому благочестивая Мария из Вифании и повторила помазание, дабы пресечь слухи, что вокруг Учителя собираются только блудницы? А то, что сестра Лазаря была женщиной благочестивой можно предположить из следующего. Из евангельского текста следует, что брат Марии Лазарь был человеком строгих правил и весьма уважаемым в обществе. Представить уважаемым в иудейском обществе человека, чья сестра, проживающая с ним, была презираемой блудницей, весьма и весьма затруднительно.

Справедливости ради заметим, что всё вышеизложенное - лишь рассуждения, гораздо интереснее проанализировать евангельские строки, чтобы разделить блудницу и сестру Лазаря.

Сколько было помазаний?

В 11-й главе Евангелия от Иоанна говорится: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими». О женщине, оттёршей своими волосами ноги Спасителю, известно из Евангелия от Луки (Лк. 7, 37-38). И именно там сообщается, что женщина эта была блудницей, что даёт повод некоторым исследователям утверждать, что сестра Лазаря и есть та самая блудница. Несогласные с этим утверждением считают, что в 11-й главе апостол Иоанн упоминает о другом случае помазания, который он привёл чуть позже, в 12-й главе: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Ин. 12, 3).

Но здесь возникает вопрос, почему евангелист Иоанн в 11-й главе сообщает о факте помазания миром ещё до его подробного описания в следующей главе? Можно предположить, что ко времени написания Евангелия от Иоанна рассказ о женщине, помазавшей Христа накануне Его погребения, был известен многим, и евангелист решил уточнить, что этой женщиной была сестра Лазаря Мария, а чуть позже описывает и сам факт помазания. Непоследовательность же в изложении у апостола Иоанна не является чем-то необычным для Священного Писания. Достаточно вспомнить книгу Бытия, где дважды упоминается о сотворении Богом человека, что является одним из основных мнимых аргументов для малокомпетентных критиков Библии.

Сторонники идентификации блудницы и сестры Лазаря в качестве доказательства своего утверждения часто приводят следующие строки песнопения Постной Триоди, которые поются на утрени в Страстную седмицу: «Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе». По их мнению, если Мария из Вифании помазала Христа миром накануне Его погребения, а в песнопении чётко говорится, что помазавшая Его в тот день, когда сребролюбивый Иуда предал Христа, была блудницей, то получается, что этой блудницей и была сестра Лазаря.

Чтобы согласиться или опровергнуть это утверждение, прочитаем место из Евангелия от Матфея, где говорится о помазании Христа и предательстве Иуды: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению... Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 6-16). Если учесть, что Иуда предал Спасителя в среду, а сестра Лазаря Мария помазала Христа в другой день - за шесть дней до Пасхи (Ин. 12, 1), то можно сделать вывод, что речь в песнопении идёт совсем не о Марии из Вифании.

При сопоставлении вышеприведённого песнопения с текстом Евангелия от Матфея можно увидеть некоторое, на первый взгляд, противоречие: если в песнопении говорится о помазании ног Спасителя, то из Евангелия следует, что женщина помазала миром Его голову. Но противоречие ли это? Мы уже упоминали, что в Священном Писании изложение событий не всегда строго соответствовало хронологии, главной целью для богодухновенных авторов было донести до читателя факты, в той или иной степени определившие развитие мировой истории. Этим же принципам следовали и авторы Священного Предания, к которому, в частности, относятся и церковные песнопения. В данном случае авторы песнопения Страстной седмицы объединили два события в одно, уверенные в том, что женщина, помазавшая голову Спасителя накануне Его Крестных страданий, и есть та самая блудница, которая когда-то со слезами утёрла своими волосами Его ноги. То есть, раскаявшаяся бывшая блудница, когда-то в Галилее помазавшая Христа миром (Евангелие от Луки), следовала за Христом, и в Вифании в Страстную среду пришла в тамошнюю резиденцию фарисея Симона, бывшего прокажённого, где в то время пребывал очистивший его от проказы Господь. Женщина и здесь повторила помазание, но этот раз дерзнула вылить драгоценное миро на голову Спасителя, тем самым как бы приготовив Его к погребению.

Именно так раскрывают эти события составители «Толкования на Евангелие от Матфея», основанного на толкованиях Отцов Церкви (Троицкие листки, 1896-1899 гг.): «Святая Православная Церковь, следуя святителю Златоусту, блаженному Феофилакту и другим древним отцам, держится того предания, что Иисус Христос был трижды помазан, - усердием двух Евангельских жен: в первый раз среди общественного Его служения роду человеческому покаявшейся явно грешницей в Галилее, в доме Симона фарисея, как благовествует святой Лука; в другой - в Вифании, в доме Лазаря, Марией, сестрой Лазаря, за шесть дней до Пасхи, о чем благовествует святой Иоанн; и в третий раз в доме того же Симона фарисея, в Вифании же, и той же покаявшейся грешницей, которая помазала Его в первый раз, о чем благовествует святой Матфей и святой Марк».

Итак, анализируя евангельские тексты, можно с определённой степенью уверенности заключить, что Мария из Вифании, сестра Лазаря Четверодневного не была известной иудейскому обществу блудницей. Осталось выяснить, а причём тут Мария Магдалина?

Кем же была Мария Магдалина?

Как уже говорилось, на основании мнения некоторых святых Отцов Западной Церкви, в частности святителя Григория Великого, папы Римского, в католической Церкви сложилась традиция идентифицировать Марию Магдалину с евангельской блудницей. На тему раскаяния Марии Магдалины было написано немало картин, самая известная из которых полотно Тициана «Кающаяся Мария Магдалина». Это мнение настолько распространёно, что даже картину русского художника Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», написанную в 1835 году, наши современники ничтоже сумняшеся называют «Кающаяся Мария Магдалина». Мало того, имя Магдалина стало крылатым словом, характеризующим раскаявшихся представительниц древнейшей профессии, и нередко применяется в художественных произведениях.

А между тем в Новом Завете нет сведений, что Мария Магдалина была известной блудницей. Говорится лишь, что Христос изгнал из неё семь бесов. Конечно, если предположить, что один из семи бесов был бесом блуда, то её можно назвать грешницей-блудницей, но эта натяжка слишком велика.

Известно, что Мария следовала за Христом при Его земной жизни, а после Его распятия и Воскресения смело проповедовала веру о явившемся в мир Спасителе. Вряд ли языческий мир, ещё не просвещённый христианским светом всепрощения и любви, мог адекватно воспринять слова от блудницы, хотя и бывшей. Вот что по этому поводу пишется в примечаниях к житию святой равноапостольной Марии Магдалины (память 22 июля по церковному календарю): «Но Православная Восточная Церковь не смешивает грешницу неизвестного имени, прощённую в доме Симона фарисея, с Мариею Магдалиною... А святитель Димитрий Ростовский пишет: "Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую"».

По поводу же якобы идентичности Марии Магдалины с Марией из Вифании можно привести следующую выдержку из жития Марии Магдалины: «По происхождению из города Магдалы святую равноапостольную Марию и называют Магдалиною, для отличия её от прочих благочестивых жён, упоминаемых в Евангелии с именем Марии».

Остался вопрос, а куда же девалась сестра Лазаря Мария из Вифании во время Крестных страданиях Спасителя? Почему её не было рядом с любимым ею Учителем? Почему никто из евангелистов не упоминает о ней, когда говорит о женах-мироносицах? А собственно, почему она должна быть в это время в Иерусалиме? В текстах Нового Завета Мария вместе со своей сестрой Марфой появляется лишь тогда, когда Спаситель посещает в Вифании Своего друга Лазаря. Вполне допустимо, что и в момент Крестных страданий сёстры так и остались рядом с братом в родном городе. Хотя можно допустить, что евангелисты и Марию, и Марфу отметили в числе прочих жён-мироносиц, назвав их «другими» (Лк. 24, 10), недаром же в церковном календаре они называются женами-мироносицами. В любом случае предположение, что евангелисты с целью конспирации Марию из Вифании назвали Марией Магдалиной (из Магдалы), звучит как-то неубедительно.

Тот, кто раскаялся - безвинен

Хочется особо отметить: сам факт, что православная святая могла быть бывшей блудницей, ни в коем случае не является чем-то оскорбительным и недопустимым. Даже в родословной Иисуса Христа, изложенной евангелистом Матфеем, упомянута блудница Рахав (Раав) из Иерихона. В Православии немало примеров, когда люди, одержимые самыми страшными грехами, очистившись Таинством крещения, яко «банею пакибытия», стали почитаемыми святыми. И целью вышеизложенных рассуждений является не очистить святую Марию Магдалину от какого-то навета, а изложение сложившегося в Православии мнения об истории с миропомазанием Христа.

Что же касается самой Марии Магдалины, которую Христос очистил от порабощения семью бесами, то в заключение хочется привести стихи, которые были опубликованы несколько лет назад в газете «Вечерний Новосибирск», написанные новосибирской поэтессой Анной Вил.

Ты верою исцелена!

Вставай, Мария из Магдалы!

Болезнь твоя побеждена!

И Магдалина светом стала;

Внимая тонкой мудрой речи,

Вбирая чистоту очей,

Мария расправляет плечи,

И затихает боль ночей...

Коснувшись нежною рукою,

Учил Он не жалеть себя,

Он показал ей жизнь иною,

Имя: Мария Магдалина (Mary Magdalene)

Дата рождения: конец I в. до н.э. - нач. I в. н.э.

Дата смерти: I в. н.э.

Возраст:

Место рождения: Магдала, Израиль

Место смерти: г. Эфес

Деятельность: христианская святая, мироносица

Семейное положение: не была замужем


Мария Магдалина – биография

Священное Писание говорит о Магдалине так мало, что некоторые ученые сомневаются в самом ее существовании. Другие считают, что предание «склеило» ее из нескольких персонажей.

Первый - это «Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов». Бесов, по всей видимости, изгнал Иисус, после чего Мария стала сопровождать его в странствии по Галилее вместе с апостолами и женщинами, среди которых евангелисты называют неких Иоанну и Сусанну. Эта же Мария присутствовала при распятии Иисуса, оплакивала его, а в пасхальное утро вместе с Марией Иаковлевой и Саломией пришла к его гробнице, чтобы умастить тело благовониями.

Тут-то и случилось событие, положившее начало великим надеждам христиан на вечную жизнь: женщины увидели, что гробница раскрыта, а внутри сидит дивный юноша в белых одеждах, сказавший им: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес. Его нет здесь». Б тот же день Иисус явился Марии воочию, о чем она рассказала апостолам - «но они не поверили». Более красочно описал этот эпизод евангелист Иоанн: в его изложении Мария сперва приняла воскресшего Христа за садовника, а потом кинулась обнимать его с криком «Раввуни! Раввуни!» - что означает «учитель». Он, однако, удержал ее: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему».

Второй прототип Магдалины - Мария, сестра Марфы и Лазаря, которого Иисус воскресил из мертвых. После этого события Мария, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами». Потом она села у ног Спасителя и стала внимательно слушать его речи. Марфа, готовившая в это время гостю обед, ругнула сестру за безделье, но тут Иисус произнес знаменитые слова: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Поведением Марии был недоволен. хотя и по другим причинам, еще один человек -ученик Христа Иуда Искариот: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Иисус, однако, снова заступился за женщину: «Оставьте ее, она сберегла это на день погребенш1 Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда». После этого обиженный Иуда якобы и решил предать своего учителя, хотя в тексте Евангелия об этом не говорится.

Не сказано и о том, что эта Мария - то же лицо, что Магдалина, да и жила она не в Магдале, а в Вифании. на другой стороне Гённисаретского озера в Галилее, и по имени ее называет только Иоанн. Марк и Матфей имени не называют, а Лука лишь вскользь упоминает о «грешнице, женщине того города».

Однако общее между двумя Мариями есть. Обе они близки к Христу - Иоанн упоминает, что «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». Обе наделены импульсивным, восторженным характером. Обе. наконец, отвержены «приличным обществом»: одна одержима бесами, другая является грешницей, а в буквальном переводе - блудницей. Из этих скудных обрывков информации легенда, возникшая много веков спустя, создала образ Марии Магдалины.

По преданию, она родилась в начале новой эры в довольно большом городе Магдала (Мигдал), что по-еврейски значит «башня». Правда, иудейские источники производят ее прозвище от слова «магадел» - так называли тех. кто завивал женщинам волосы и делал модные прически. Этим занимались люди бедные и презираемые. По христианской же легенде, отец Марии Сир, напротив, принадлежал к знатному роду и был то ли наместником родного города. то ли священником в соседнем Капернауме. Мать ее якобы звали Евхарией. и этому греческому имени не стоит удивляться - в ту пору Иудея была покорена Римом, и многие евреи носили греческие или римские имена.

Еще совсем юной Мария вышла замуж за некоего Паппоса - «законника», то есть юриста. Скоро этот брак распался. Византийские источники намекают, что случилось это из-за романа Марии с одним или даже несколькими офицерами стоявшего в Магдале римского гарнизона. Но, скорее всего, развод имел другую причину -Марией овладела душевная болезнь, которую в те времена называли «одержимостью бесами». Таких «одержимых» никто не лечил; как позор семьи, их прятали в подвал или комнату без окон и держали там впроголодь до самой смерти.

От этой страшной участи Марию избавил проходивший мимо проповедник Иисус, которого досужие болтуны называли Мессией, по-гречески Христом. ГЪворили, что он уже исцелил многих больных и одержимых, и родственники Марии, все-таки любившие ее. кинулись к нему как к последней надежде. Иисус не стал жечь дурно пахнущие травы и бормотать заклинания. как лекари-шарлатаны - он лишь коротко приказал: «Изыдите!» - и на глазах собравшейся толпы из тела несчастной больной один за другим с визгом и проклятиями вырвались семь бесов. Понятно, что исцеленная Мария исполнилась глубокой благодарности к своему спасителю. Как и другие ученики, она отдала ему все имеющиеся у нее средства и отправилась вместе с ним в путь.

О двухлетнем пребывании Марии среди учеников Христа Евангелие молчит, зато об этом говорят многочисленные апокрифы - запрещенные Церковью сочинения, созданные еретическими сектами гностиков. Некоторые из них отводят Магдалине весьма важную роль, например «Евангелие от Филиппа»: «Господь любил Марию более всех учеников и часто лобзал ее уста. Остальные ученики, видя его любящим Марию, сказали ему: «Почему ты любишь ее более всех нас?»


На это был дан загадочный ответ: «Зрячий увидит свет, а тот. кто слеп, останется во тьме!» Похоже, он намекал, что Мария своей любящей душой.по-нимает его учение лучше, чем прочие ученики - умом. В другом апокрифе Спаситель восклицал: «Мария, блаженна ты перед всеми женами на земле!» Средневековая «Золотая легенда» также утверждает, что Иисус «особо приблизил ее и сделал ее хозяйкою и домоправительницею на пути Своем».

Другим апостолам все это не слишком нравилось. «Господи, эта женщина отнимает наше место перед Тобой!» - обиженно восклицал Петр, требовавший даже изгнать Марию из общины. Но Иисус не послушал его, а, по мнению гностиков. даже доверил Магдалине сокровенные тайны своего учения, скрытые от других. Сохранились приписанные ей сочинения и даже «Евангелие от Марии». Правда, христианского там мало - эти писания пропитаны идеями гностиков, взятыми из древних восточных учений.


На знаменитой фреске «Тайная вечеря» у ближайшего к Христу апостола округлые женские черты, и он слишком уж нежно припадает к груди своего соседа. Любители исторических загадок давно утверждают, что на фреске изображен не евангелист Иоанн, как считают искусствоведы, а Мария Магдалина. Авторы нашумевшей книги «Святая кровь и Святой Грааль» Линкольн, Лей и Бэджент заявили, что Леонардо знал тайну, поскольку принадлежал к древней организации Приорат Сиона, восходящей якобы к самому Христу.

Опираясь на неясные намеки гностических преданий, эти трое доказывали. что Магдалина была тайной женой Иисуса и родила ему двух сыновей и дочь Фа-марь. Основанная ими династия. «святая кровь», породила несколько королевских династий Европы и до сих пор влияет на судьбы мира, скрываясь от свирепо преследующей ее христианской Церкви. Идея понравилась автору крутых детективов Дэну Брауну, который донес ее до широких масс. Его комментаторы дошли до утверждения, что первые церкви Богоматери были посвящены не Марии, матери Иисуса, а именно Марии Магдалине. Ей же поклонялись тамплиеры. средневековые еретики и ведьмы, служившие не дьяволу, как утверждали их гонители, а «священному женскому началу».


Правдой здесь является только то. что уже довольно рано Магдалину стали почитать во всех уголках христианского мира, хотя официальное учение Церкви почти не упоминало о ней. И если Евангелие в последний раз говорит о Марии в день воскресения Христа, то легенды приписывают ей долгую, полную событий биографию.

Через сорок дней после Пасхи. когда Иисус вознесся на небеса, Мария вместе с его матерью поселилась у апостола Иоанна Богослова, имевшего собственный дом в Иерусалиме. Почти каждый день она вместе с Иоанном - недаром он говорит о ней больше и лучше, чем другие евангелисты. -проповедовала учение Христа перед толпами народа. Узнав об этом, власти решили изгнать апостолов из города. Марию вместе с Марфой и Лазарем посадили на корабль без руля и ветрил и пустили в море. По воле Божьей корабль благополучно проплыл все Средиземное море и причалил в Марселе, тогдашней Массалии.

Есть и другая версия - Мария отправилась в плавание не случайно, а намеренно, чтобы познакомить с христианской верой римского императора Тиберия. Этот мрачный тиран уединенно жил на скалистом острове Капри, но Магдалина каким-то образом получила доступ к нему. Примерно в 34 году она рассказала ему о смерти и воскресении Христа, а в довершение подарила яйцо, чудом окрасившееся в красный цвет, - с тех пор оно и стало символом Пасхи Христовой. Об этом говорят достаточно ранние христианские легенды и молчат все римские авторы. Тиберий христианином не стал, но Марию не тронул и позволил ей продолжить путь в Марсель, чтобы проповедовать там христианство.

По местной легенде, она своими вдохновенными речами обратила в свою веру многих аборигенов, а в один из дней - сразу 11 тысяч человек. Однако местные власти и тут начали преследовать ученицу Христа. Ей и ее родным не давали приюта, и им приходилось спать то под городской стеной, то в портике языческого храма. Правда, позже Магдалина сумела привлечь на свою сторону cynpyiy римского наместника, что сразу облегчило положение христиан. Лазарь стал епископом Марселя, а другой их спутник Максимин - Эксан-Прованса. Домовитая Марфа основала первый в тех краях приют для больных и нищих.

Марию, однако, легенда увела совсем в другие края - в дикую Аравийскую пустыню, где она 30 лет провела в молитвах и покаянии, питаясь только саранчой и диким медом. Художники Возрождения часто изображали кающуюся Магдалину - глаза заплаканы, скудные остатки одежды разорваны в клочья, и соблазнительное тело прикрыто только волной распустившихся волос. Понятно, что смотрящим на эти картины Мария представлялась не пылкой проповедницей христианства, а блудницей, причем не обязательно раскаявшейся.

И если в Средние века проституток перевоспитывали в «домах святой Марии Магдалины», то позже «магдалинами» именовали уже всех тружениц панели. Отсюда и появилось ни на чем не основанное мнение, что до своего обращения Мария занималась проституцией - этот грех она будто бы и искупала в пустыне. 11а самом деле легенда соединила Магдалину с другой раннехристианской святой - Марией Египетской, жившей в V веке. Та действительно была известной в Александрии блудницей, уверовала в Христа и затем не 30, а целых 47 лет замаливала в пустыне свои грехи.

Как бы то пи было, в 48 году Мария объявилась в Иерусалиме, где чуть позже состоялся первый в истории христианский собор. Там она встретила старого друга Иоанна Богослова и вместе с ним отправилась проповедовать учение Христа в крупнейший город Малой Азии Эфес. Здесь находилось святилище богини Артемиды, привлекавшее язычников со всей Римской империи. За много лет успешной пропаганды Иоанн и Мария сумели сделать многих эфесян поборниками христианства. Их проповедь прервали в 64 году гонения императора Нерона, обвинившего христиан в поджоге Рима, в чем, как известно,.заподозрил и самого императора. Иоанн был сослан на пустынный остров Патмос, его соратникам, включая Марию, пришлось скрываться.

Около 78 года изнуренная трудами на благо Церкви Мария умерла, горько оплаканная эфесскими христианами и вернувшимся из ссылки Иоанном. В 886 году византийский император Лев Мудрый приказал извлечь ее мощи из могилы и перенести в Константинополь. Крестоносцы, разграбившие столицу Византии во время Четвертого крестового похода, увезли мощи в Рим, где они хранятся до сих пор.

Но это лишь один из вариантов судьбы ученицы Христа. Французы упорно утверждают, что Магдалина никуда от них не уезжала - свою «пустыню» она нашла где-то недалеко от Марселя, а потом вернулась в Экс, где был епископом ее давний соратник Максимин. В один из дней во время обедни она вдруг вознеслась под самый купол церкви, и Максимин увидел, что ее окружают ангелы. Вниз она спустилась уже мертвой. «Когда же она умерла, - гласит легенда, - столь сладостное благоухание разнеслось по всей церкви, что на протяжении семи дней его чувствовал каждый, кто входил туда».

Мощи Магдалины - по этой версии -поделили между собой городки Сент-Бом и Сен-Максимин, где до сих пор хранится ее глава. Но и это не все - мощи святой или их части находятся еще в нескольких французских городах, в немецком Кельне и на святой горе Афон. А в британском монастыре Пгастонбери много веков жило предание, что Мария окончила свои дни именно здесь, привезя с собой чашу с кровью Христа - прославленный Святой Грааль.

Легендам нет числа, но они не так важны для тех, кто прислушивается к духу, а не к букве евангельского рассказа. Для них Мария из Магдалы, простая, неученая, много грешившая женщина, сумевшая занять место возле Спасителя и превзойти в служении ему своих соратников-мужчин, навсегда останется символом не ищущей выгод любви и веры.

Текст: Вадим Эрлихман 1184

Мария Магдалина остается наиболее загадочной и таинственной фигурой.

На протяжении всей церковной истории она являлась предметом множества различных теорий и мифов. Священного писания относительно этой женщины, о которой во всех четырех Евангелиях говорится, что она присутствовала как на распятии Христа, так и у пустого гроба на утро Воскресения, мы ничего больше о ней не знаем.

Библия нигде определенно не говорит, что Мария Магдалина была блудницей в какой-либо период своей жизни. Лука не упоминает ее имени в своем повествовании о "кающейся блуднице", отирающей стопы Христа своими волосами.

Не названа она и как женщина, которая была застигнута в акте прелюбодеяния и спасена Иисусом от забрасывания камнями. О ней говорится лишь однажды, как об одержимой демоном.

Однако, допущение, что ее греховное прошлое представляло, прежде всего, сексуальный грех, является предположением, которое обычно не делается в отношении ранее грешивших мужчин.


«Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня», и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.

В древнегреческом языке средневековых писателей «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.

Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей , из которой просто изгнали бесов.

В католической традиции Магдалина приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной церковью того, что она была той безымянной женщиной, омывшей ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром . (Лук. 7:37-38).


Множество позитивных вкладов, сделанных женщинами в развитие ранней церкви, были сведены к минимуму на протяжении всей истории.

Но женщины, особенно Мария Магдалина, были главными свидетелями воскресения Христа. Заметная роль женщин-учеников явилась ранней и крепко укоренившейся частью традиции, которая быстро стала помехой мужчинам - лидерам зарождающихся церковных институтов.

Иисус учил учеников на своем примере тому, как обращаться со всеми с равным достоинством и уважением, включая больных, бедных, угнетенных, изгоев и женщин. Иисус несомненно не возражал против мужчин и женщин, разделяющих власть и положение лидеров. Некоторые из его последователей были, однако, недостаточно храбры, чтобы быть столь радикальными. Так, в случае Евангелия от Иоанна, любимому ученику женского пола пришлось стать мужчиной.

Сегодня большинство ученых-библиологов, как католики, так и протестанты, утверждают, что Святой Иоанн Зеведеев не писал Евангелие, которое носит его имя. Они приписывают авторство анонимному "любимому ученику".

Нет никаких сомнений, что "любимый ученик", в канонической версии Четвертого Евангелия - это анонимный ученик мужского пола. Все же, как мы видели, писания неоднократно называющую Марию Магдалину учеником, которого любил Иисус.

Взаимоотношения между Петром и "любимым учеником" в Четвертом Евангелии очень похожи на отношения между Петром и Марией Магдалиной

Это предполагает, что редактор Четвертого Евангелия заменил Марию Магдалину на анонимного ученика-мужчину

Если Мария Магдалина была лидером и героем общины Четвертого Евангелия, то она была, вероятно, признана как Апостол внутри того сообщества. И действительно, с учетом того факта, что она была первой, кто возвестил о Воскресение Христа, римско-католическая церковь удостоила ее титула "apostola apostolorum", что означает "апостол над апостолами".


Почему Мария Магдалина известна как самая распутная в мире женщина, тогда как Библия нигде не говорит, что она когда-либо была проституткой

Свидетельство, поддерживающее точку зрения, что Мария Магдалина является автором Четвертого Евангелия, является намного более сильным, чем то, которое утвердило Иоанна Зеведеева как его автора в течение почти двух тысяч лет.

У церкви нет никакой проблемы с господствующим знанием, которое гласит, что человек, чье имя мы даже не знаем, написал один из наиболее священных христианских документов.

Представьте себе - даже безымянный человек предпочтительнее, чем женщина. Несмотря на гностические документы и структурные несоответствия, церковь, как сложившаяся к настоящему времени система, все же никогда, вероятно, не признает Марию Магдалину автором Нового Завета.

Легенда Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей.

Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы.

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей.
Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.


Согласно житию, Таисия была дочерью блудницы, которая научила девочку, отличавшуюся красотой, своему ремеслу.

Таисия стала высокооплачиваемой куртинзанкой, разорявшей мужчин и игравшей с ними. Услыхав об этом, к ней пришёл преподобный Пафнутий Великий. После беседы с ним Таисия сожгла на городской площади все заработанные ею сокровища. Затем она отправилась вслед за Пафнутием в женский монастырь, где затворилась в келье на три года, вкушая пищу лишь раз в день.

Через три года Пафнутий отправился к Антонию Великому, узнать, простил Бог Таисию или нет. Антоний велел своим ученикам молиться, чтобы получить ответ, и одному из них, Павлу Препростому, явилось в видении на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняли три дивы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно, это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему: «Нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии».

Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.

Пафнутий вернулся в монастырь и решил вывести Таисию из кельи, чему она сопротивлялась. Но он все же сказал, что Господь её простил и вывел её наружу. Через 15 дней после этого Таисия заболела, и три дня спустя скончалась

Исследователи анализируют развитие культа Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария.

Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»).

матрьял из "Mary Magdalene: Author of the Fourth Gospel?" by Ramon K.Jusino, M.A.
вышл в журнале "Knowledge of Reality" в 1998г.

Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами
Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием».

Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней.
В XX веке католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы 1969 года в календаре Novus Ordo Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся».
Но несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.


Икона Собор святых, тезоименитых семье царя Александра III: Александр Невский, Мария Магдалина, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, княгиня Ольга, князь Михаил Черниговский, преподобная Ксения. 1888 г. По нижнему полю иконы надпись: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки». Происходит из церкви села Знаменка Ирбитского уезда. Ныне находится в в Свято-Троицкой церкови в Ирбите.





СМОТРИТЕ ЕЩЕ

Тре-тью неде-лю по Па-схе Цер-ковь по-свя-ща-ет же-нам-ми-ро-но-си-цам. Рас-ска-зы-ва-ем, кто бы-ли жен-щи-ны, остав-ши-е-ся вер-ны-ми Сво-е-му Гос-по-ду и Учи-те-лю до кон-ца, сто-яв-шие при Кре-сте Спа-си-те-ля, при-шед-шие по-ма-зать аро-ма-та-ми Его Те-ло, и услы-шав-шие от ан-ге-ла ра-дост-ное из-ве-стие о Вос-кре-се-нии Хри-ста.

Кто та-кие же-ны ми-ро-но-си-цы?

Же-ны-ми-ро-но-си-цы - по-сле-до-ва-тель-ни-цы Иису-са Хри-ста, при-шед-шие пер-вы-ми к по-гре-баль-ной пе-ще-ре, где на-ка-нуне бы-ло по-ло-же-но те-ло Спа-си-те-ля. Жен-щи-ны при-шли для то-го, чтобы, со-глас-но иудей-ско-му по-гре-баль-но-му об-ря-ду, по-ма-зать Его те-ло спе-ци-аль-ны-ми бла-го-вон-ны-ми сме-ся-ми, ко-то-рые осла-би-ли бы на вре-мя про-цесс раз-ло-же-ния.

Же-ны-ми-ро-но-си-цы пред-став-ле-ны у еван-ге-ли-стов по-раз-но-му. К при-ме-ру, в Еван-ге-лии от Мат-фея фигу-ри-ру-ют толь-ко Ма-рия Маг-да-ли-на и «дру-гая Ма-рия» (). В Еван-ге-лии от Мар-ка - Ма-рия Маг-да-ли-на, Ма-рия Иа-ко-вле-ва () и Са-ло-мия (). В Еван-ге-лии от Лу-ки - «Маг-да-ли-на Ма-рия), и Иоан-на, и Ма-рия, мать Иа-ко-ва, и дру-гие с ни-ми» (). Еван-ге-лие от Иоан-на сви-де-тель-ству-ет о том, что из жен-ми-ро-но-сиц в то утро два-жды ко гро-бу при-хо-ди-ла толь-ко Ма-рия Маг-да-ли-на. Та-ким об-ра-зом, имя Ма-рии Маг-да-ли-ны упо-ми-на-ет-ся во всех че-ты-рех ка-но-ни-че-ских Еван-ге-ли-ях. У еван-ге-ли-стов Мар-ка и Лу-ки в рас-ска-зе о хож-де-нии ко гро-бу фигу-ри-ру-ют так-же Са-ло-мия и Иоан-на.

Со-глас-но Свя-щен-но-му Пре-да-нию, ко-гда Иуда пре-дал Хри-ста пер-во-свя-щен-ни-кам, все Его уче-ни-ки бе-жа-ли. Апо-стол Петр сле-до-вал за Спа-си-те-лем до дво-ра пер-во-свя-щен-ни-ка, где три-жды от-рек-ся от Него, об-ли-ча-е-мый как Его уче-ник. Весь на-род иудей-ский кри-чал то-гда Пи-ла-ту: «Возь-ми, возь-ми, рас-пни Его!» (). Ко-гда же Спа-си-тель был рас-пят, вся про-хо-дя-щая ми-мо пуб-ли-ка на-сме-ха-лась над Ним и толь-ко Его Мать с уче-ни-ком Иоан-на сто-я-ла у Кре-ста и жен-щи-ны, по-сле-до-вав-шие за Ним и Его уче-ни-ка-ми. Это бы-ли Ма-рия Маг-да-ли-на, Иоан-на, Ма-рия, Мать Иа-ко-ва, Са-ло-мия, и дру-гие, по-лу-чив-шие в по-след-ствие на-име-но-ва-ние жен-ми-ро-но-сиц.

Сви-де-тель-ни-цы вос-кре-се-ния

Же-ны-ми-ро-но-си-цы оста-лись вер-ны-ми Спа-си-те-лю до кон-ца. При этом они не име-ли ни-ка-кой воз-мож-но-сти что-ли-бо из-ме-нить и не име-ли пра-ва го-ло-са - а лишь мол-ча-ли-во сто-я-ли у Кре-ста, пре-бы-вая со сво-им Учи-те-лем до по-след-ней ми-ну-ты.

Же-ны-ми-ро-но-си-цы пер-вы-ми узна-ли о Вос-кре-се-нии Хри-сто-вом и уви-де-ли Его вос-крес-шим.

Ко-гда жен-щи-ны шли к ме-сту по-гре-бе-ния Спа-си-те-ля, они рас-суж-да-ли, кто смо-жет от-ва-лить ка-мень от по-гре-баль-ной пе-ще-ры. Но пе-ред их при-хо-дом сни-зо-шел Ан-гел, по-сле че-го слу-чи-лось зем-ле-тря-се-ние, ко-то-рое от-ва-ли-ло ка-мень и ис-пу-га-ло стра-жу. Ан-гел сви-де-тель-ство-вал же-нам-ми-ро-но-си-цам, что Хри-стос вос-крес и пред-ва-рит их в Га-ли-лее. В Еван-ге-лие от Иоан-на осо-бен-ным об-ра-зом под-чер-ки-ва-ет-ся, что пер-вой ко гро-бу при-шла Ма-рия Маг-да-ли-на, по-сле че-го она вер-ну-лась к апо-сто-лам Пет-ру и Иоан-ну и со-об-щи-ла, что «не зна-ем, где по-ло-жи-ли Его» (), уви-дев, что те-ла нет во гроб-ни-це.

Ма-рия Маг-да-ли-на пла-ка-ла и ду-ма-ла, что те-ло Спа-си-те-ля по-хи-ти-ли. В это вре-мя ей явил-ся Хри-стос, Ко-то-ро-го она сна-ча-ла при-ня-ла за са-дов-ни-ка. Он ска-зал ей, чтобы она не при-ка-са-лась к Нему до то-го, как Он не вос-шел к От-цу, и по-про-сил со-об-щить Его уче-ни-кам о Его вос-кре-се-нии. Ма-рия Маг-да-ли-на, воз-вра-ща-ясь к уче-ни-кам, встре-ча-ет дру-гую Ма-рию - и Хри-стос яв-ля-ет-ся вто-рой раз, вновь по-веле-вая со-об-щить о Сво-ем вос-кре-се-нии уче-ни-кам. Апо-сто-лы, услы-шав о вос-кре-се-нии Спа-си-те-ля, не по-ве-ри-ли в это.

Од-на-ко су-ще-ству-ет так-же пре-да-ние, что пер-вой Иисус явил-ся не Ма-рии Маг-да-лине, а Сво-ей Ма-те-ри - Ма-рии. А в Еван-ге-лии от Мат-фея Иисус яв-ля-ет-ся сра-зу всем же-нам-ми-ро-но-си-цам ().

«В тот же день двое из них шли в се-ле-ние, от-сто-я-щее ста-дий на шесть-де-сят от Иеру-са-ли-ма, на-зы-ва-е-мое Эм-маус; и раз-го-ва-ри-ва-ли меж-ду со-бою о всех сих со-бы-ти-ях. И ко-гда они раз-го-ва-ри-ва-ли и рас-суж-да-ли меж-ду со-бою, и Сам Иисус, при-бли-зив-шись, по-шел с ни-ми. Но гла-за их бы-ли удер-жа-ны, так что они не узна-ли Его. Он же ска-зал им: о чем это вы, идя, рас-суж-да-е-те меж-ду со-бою, и от-че-го вы пе-чаль-ны? Один из них, име-нем Клео-па, ска-зал Ему в от-вет: неуже-ли Ты один из при-шед-ших в Иеру-са-лим не зна-ешь о про-ис-шед-шем в нем в эти дни? И ска-зал им: о чем? Они ска-за-ли Ему: что бы-ло с Иису-сом На-за-ря-ни-ном, Ко-то-рый был про-рок, силь-ный в де-ле и сло-ве пред Бо-гом и всем на-ро-дом; как пре-да-ли Его пер-во-свя-щен-ни-ки и на-чаль-ни-ки на-ши для осуж-де-ния на смерть и рас-пя-ли Его. А мы на-де-я-лись бы-ло, что Он есть Тот, Ко-то-рый дол-жен из-ба-вить Из-ра-и-ля; но со всем тем, уже тре-тий день ныне, как это про-изо-шло. Но и неко-то-рые жен-щи-ны из на-ших изу-ми-ли нас: они бы-ли ра-но у гро-ба и не на-шли те-ла Его и, при-дя, ска-зы-ва-ли, что они ви-де-ли и яв-ле-ние Ан-ге-лов, ко-то-рые го-во-рят, что Он жив. И по-шли неко-то-рые из на-ших ко гро-бу и на-шли так, как и жен-щи-ны го-во-ри-ли, но Его не ви-де-ли. То-гда Он ска-зал им: о, несмыс-лен-ные и мед-ли-тель-ные серд-цем, чтобы ве-ро-вать все-му, что пред-ска-зы-ва-ли про-ро-ки!» ().

Ма-рия Маг-да-ли-на

Ма-рия Маг-да-ли-на - свя-тая рав-ноап-о-столь-ная, по-чи-та-е-мая Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью как од-на из жен-ми-ро-но-сиц. В Но-вом За-ве-те имя Ма-рии Маг-да-ли-ны упо-ми-на-ет-ся лишь в ше-сти эпи-зо-дах:

1. Ко-гда она бы-ла ис-це-ле-на Иису-сом Хри-стом от одер-жи-мо-сти се-мью бе-са-ми ( ; );
2. По-сле это-го она по-сле-до-ва-ла за Хри-стом, слу-жа Ему ( );
3. Она при-сут-ство-ва-ла на Гол-го-фе во вре-мя крест-ной смер-ти Хри-ста ();
4. Ста-ла сви-де-тель-ни-цей Его по-гре-бе-ния ();
5. Ста-ла од-ной из жен-ми-ро-но-сиц (10), ко-то-рым Ан-гел воз-ве-стил о Его вос-кре-се-нии ( );
6. Она пер-вой уви-де-ла вос-крес-ше-го Спа-си-те-ля, при-няв Его за са-дов-ни-ка. ().

Свя-тая рав-ноап-о-столь-ная Ма-рия Маг-да-ли-на ро-ди-лась в ме-стеч-ке Маг-да-ла (от-ку-да, по неко-то-ро-му ря-ду мне-ний и про-ис-хо-дит ее про-зва-ние - «Маг-да-ли-на», ивр. «уро-жен-ка го-ро-да Ми-гдал-Эль»), в Га-ли-лее, в се-вер-ной ча-сти Свя-той Зем-ли, на бе-ре-гу Ген-ни-са-рет-ско-го озе-ра, непо-да-ле-ку от то-го ме-ста, где кре-стил Иоанн Кре-сти-тель.

Что ка-са-ет-ся пер-вой ча-сти жиз-ни свя-той рав-ноап-о-столь-ной Ма-рии Маг-да-ли-ны, то из-вест-но, что она бы-ла под-вер-же-на неиз-ле-чи-мо-му неду-гу, бы-ла одер-жи-ма, со-глас-но Еван-ге-лию от Лу-ки, «се-мью бе-са-ми» (). Не уточ-ня-ют-ся при-чи-ны и об-сто-я-тель-ства про-изо-шед-ше-го с ней. Счи-та-ет-ся, что Ма-рия Маг-да-ли-на бы-ла одер-жи-ма не вслед-ствие сво-ей гре-хов-но-сти, а по-то-му, что Про-ви-де-ние Бо-жие до-пу-сти-ло это для то-го, чтобы Гос-подь Иисус Хри-стос явил де-ло Сла-вы Бо-жи-ей - чу-до ис-це-ле-ния Ма-рии Маг-да-ли-ны, про-свет-ле-ния ее ума и при-вле-че-ние ее к ве-ре во Хри-ста Спа-си-те-ля и к веч-но-му спа-се-нию.

Од-на-жды Ма-рия Маг-да-ли-на услы-ша-ла о Чу-до-твор-це, «ис-це-ля-ю-щем вся-кую бо-лезнь и вся-кую немощь в лю-дях» (). Она на-чи-на-ет ис-кать Его, ви-дит, что «мно-гих ис-це-лил Он от бо-лез-ней и неду-гов, и от злых ду-хов, и глу-хих, и сле-пых, и хро-мых, и про-ка-жен-ных, и мерт-вых вос-кре-сил» ( ; и проч.). Ма-рия Маг-да-ли-на пла-мен-но ве-рит в Его все-мо-гу-ще-ство, при-бе-га-ет к Его Бо-же-ствен-ной си-ле, про-сит се-бе ис-це-ле-ния и по-лу-ча-ет про-си-мое: му-чи-тель-ная си-ла злых ду-хов остав-ля-ет ее, она осво-бож-да-ет-ся от по-ра-бо-ще-ния бе-сам и жизнь ее освя-ща-ет-ся Бо-же-ствен-ным си-я-ни-ем ее Ис-це-ли-те-ля.

В ви-зан-тий-ской ли-те-ра-ту-ре по-вест-ву-ет-ся о том, что по-сле крест-ной смер-ти Спа-си-те-ля, Ма-рия Маг-да-ли-на от-пра-ви-лась в Эфес вме-сте с Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цей к св. апо-сто-лу Иоан-ну Бо-го-сло-ву и по-мо-га-ла ему в сво-их тру-дах. Счи-та-ет-ся, что Ма-рия Маг-да-ли-на бла-го-вест-во-ва-ла в Ри-ме (). Скон-ча-лась она так-же в Эфе-се.

Кто еще был сре-ди жен ми-ро-но-сиц?

Свя-тая Са-ло-мия

Дочь Иоси-фа, об-руч-ни-ка свя-той Де-вы Ма-рии, рож-ден-ная от пер-во-го бра-ка. Св. Са-ло-мия бы-ла за-му-жем за Зе-ве-де-ем и име-ла от это-го бра-ка двух сы-но-вей, ап. Иоан-на Бо-го-сло-ва и Иа-ко-ва. Вме-сте с дру-ги-ми же-на-ми-ми-ро-но-си-ца-ми Са-ло-мия слу-жи-ла Хри-сту, ко-гда Он на-хо-дил-ся в Га-ли-лее. Еван-ге-лист Мат-фей, опи-сы-вая крест-ные стра-да-ния Гос-по-да Иису-са, го-во-рит, что там бы-ли так-же и смот-ре-ли из-да-ли мно-гие жен-щи-ны, ко-то-рые сле-до-ва-ли за Иису-сом из Га-ли-леи, слу-жа Ему. Меж-ду ни-ми бы-ла и мать сы-нов Зе-ве-де-е-вых (). В чис-ле дру-гих жен-ми-ро-но-сиц (13) она так-же при-шла ко гро-бу вос-крес-ше-го Гос-по-да и узна-ла от ан-ге-лов о Его Вос-кре-се-нии и по-ве-ле-нии со-об-щить уче-ни-кам, что Он вос-крес из мерт-вых и «пред-ва-ря-ет вас в Га-ли-лее: там Его узри-те» ().

Свя-тая Иоан-на

Свя-тая Иоан-на - же-на Ху-зы, до-мо-пра-ви-те-ля Иро-до-ва. Ко-гда бы-ла от-се-че-на гла-ва Иоан-на Кре-сти-те-ля, то убий-цы не хо-те-ли по-ло-жить гла-вы Пред-те-чи вме-сте с те-лом его, бо-ясь, как бы он не вос-крес; уче-ни-ки по-хо-ро-ни-ли те-ло Пред-те-чи в Се-ва-стии, а гла-ву вра-ги скры-ли во двор-це Иро-до-вом. Об этом узна-ла Иоан-на, же-на Ху-зы, до-мо-пра-ви-те-ля Иро-да, ко-то-рая бы-ла тай-ной по-сле-до-ва-тель-ни-цей Хри-ста. Она тай-но взя-ла чест-ную гла-ву и, по-ло-жив ее в со-суд, с бла-го-го-ве-ни-ем по-греб-ла ее в по-ме-стье Иро-да, на го-ре Еле-он-ской. Свя-той еван-ге-лист Лу-ка в сво-ем Еван-ге-лии, го-во-ря о про-хож-де-нии Иису-са Хри-ста по го-ро-дам и се-ле-ни-ям для про-по-ве-ди и бла-го-вест-во-ва-ния, за-ме-ча-ет, что за Ним сле-до-ва-ли и неко-то-рые жен-щи-ны, в чис-ле ко-их го-во-рит и об Иоанне, жене Ху-зы, до-мо-пра-ви-те-ля Иро-да, ко-то-рые слу-жи-ли Ему име-ни-ем сво-им (). Кро-ме то-го, св. еван-ге-лист Лу-ка го-во-рит, что эти же-ны по-сле-до-ва-ли за Хри-стом из Га-ли-леи в Иеру-са-лим и при рас-пя-тии Гос-по-да сто-я-ли вда-ли и смот-ре-ли на рас-пя-тие, на гроб и как по-ла-га-ли те-ло Гос-по-да.

Свя-тая Ма-рия Клео-по-ва

Ма-рия Клео-по-ва - дочь Иоси-фа, об-руч-ни-ка Пре-свя-той Де-вы Ма-рии. Она бы-ла вы-да-на за-муж за мень-ше-го бра-та Иоси-фа — Клеопу. Она бы-ла еще де-ви-цей, ко-гда Пре-свя-тая Де-ва, об-ру-чен-ная Иоси-фу, во-шла к нему в дом и жи-ла вме-сте с этой до-че-рью Иоси-фа в неж-ной люб-ви, как род-ные сест-ры. На ос-но-ва-нии этой неж-ной люб-ви св. еван-ге-лист Иоанн на-зы-ва-ет Ма-рию Клео-по-ву сест-рой Ма-те-ри Иису-са (). Она удо-сто-и-лась при-сут-ство-вать при кре-сте Спа-си-те-ля и слы-шать Бо-же-ствен-ное усы-нов-ле-ние Гос-по-дом лю-би-мо-го уче-ни-ка сво-е-го Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. О даль-ней-шей жиз-ни и кон-чине Ма-рии Клео-по-вой мы не име-ем ни-че-го в цер-ков-ных пре-да-ни-ях.

Свя-тая Су-сан-на

О Су-санне упо-ми-на-ет толь-ко один еван-ге-лист Лу-ка и толь-ко од-на-жды: ко-гда рас-ска-зы-ва-ет о про-хож-де-нии Гос-по-да Иису-са Хри-ста по го-ро-дам и се-ле-ни-ям для про-по-ве-ди и бла-го-вест-во-ва-ния, то из со-пут-ству-ю-щих ему жен име-ну-ет и Су-сан-ну (), как слу-жив-шую Хри-сту от име-ний сво-их.

Свя-тая Ма-рия, мать Иа-ко-ва мень-ше-го и Иосии

Празд-но-ва-ние

День па-мя-ти жен-ми-ро-но-сиц со-вер-ша-ет-ся в пят-на-дца-тый день, на-чи-ная с Пас-хи (тре-тье вос-кре-се-нье). В этот цер-ков-ный жен-ский празд-ник при-ня-то по-здрав-лять сво-их близ-ких жен-щин - су-пруг, ма-те-рей, се-стер. Же-ны-ми-ро-но-си-цы яв-ля-ют со-бой при-мер ис-тин-ной жерт-вен-ной люб-ви и са-мо-от-вер-жен-но-го слу-же-ния Гос-по-ду. Цер-ковь от-ме-ча-ет этот день как празд-ник всех жен-щин-хри-сти-а-нок, пра-во-слав-ный Жен-ский день - каж-дая жен-щи-на зем-ли яв-ля-ет-ся про-об-ра-зом од-ной из жен-ми-ро-но-сиц: она несет мир ми-ру, сво-ей се-мье, до-маш-не-му оча-гу, рож-да-ет ча-да, яв-ля-ет-ся опо-рой му-жу. Ряд пра-во-слав-ных вы-ска-зы-ва-ют-ся за то, чтобы имен-но этот день стал аль-тер-на-ти-вой свет-ско-му Меж-ду-на-род-но-му жен-ско-му дня, от-ме-ча-е-мо-му 8 мар-та.

Дмит-рий Бо-ри-сов

Рекомендуем почитать

Наверх