Люди воспринимающие мир по другому. Как человек воспринимает окружающий мир

История 02.03.2024

Все женщины «любят» ушами, а мужчины глазами? Неправда! Мы все абсолютно разные? Тоже не совсем то. Для восприятия окружающего мира природа предоставила нам всего лишь пять чувств. Но кто-то предпочитает изучать мир с помощью зрения, для кого-то превыше всего звуки, некоторые лучше «впитывают» информацию через движения, обоняние и осязание, а есть и такие, для которых все вокруг — только лишь цифры, знаки и цепочки логических доводов. Умение распознавать, кто есть кто, облегчит вам жизнь, научит понимать и принимать окружающих, поможет произвести приятное впечатление, найти общий язык с ребенком и взрослым.

Кто чем «дышит»?

Определить тип восприятия человека не так уж и сложно. А вот соотнести себя с определенной группой «воспринимающих», как ни странно, тяжелее. Все потому, что «наблюдать» и «слушать» свой внутренний мир по-настоящему редко удается. Но попытка — не пытка! Пройдите этот небольшой тест. Когда вы видите слово «яблоко», что с вами происходит в этот момент? Представили яблоко, значит, воспринимаете мир, чаще всего руководствуясь визуальным типом. Мысленно произнесли слово «яблоко»? Вы ярко выраженный аудиал. Вспомнили его вкус, гладкость кожуры и тяжесть плода в ладони — кинестетик! А вот если, прочитав слово «яблоко», вы в уме перебрали всю ботанику и Ньютона с шишкой на голове от неудачно упавшего этого самого фрукта вспомнили, значит, смело причисляйте себя к редкому типу — дигиталам. Теперь поподробнее.

Аудиал

Воспринимает мир через звуки, поэтому для него важно не столько то, что говорит собеседник, а как именно говорит. Аудиалы чутко реагируют на темп речи, высоту и тембр голоса, интонацию. Очень любят музыку и поболтать, а вот, чтобы запомнить телефонный номер, для людей этого типа восприятия нужно несколько раз его произнести. Если же болтать не с кем, и телефон молчит, аудиалы разговаривают сами с собой, бурчат под нос, издают непонятные звуки или просто шевелят губами. Это не должно пугать ни самих аудиалов, ни окружающих их людей. Просто решать проблему или задачу, проговаривая ее вслух, комментируя свои действия и высказывая реакцию на успех или провал для аудиала — естественно. Разговаривают они размеренно, ритмично, с неторопливостью. Часто употребляют слова, характеризующие какие-либо звуки.
Чтобы «втереться в доверие» к аудиалу, как, в принципе, и к любому другому человеку, нужно просто говорить с ним на его же языке. Используйте все возможности своего голоса (громкость, паузы, высоту); отражайте телом ритм речи (кивайте в такт головой, машите руками); скорость выбирайте ту же, что и ваш собеседник-аудиал; слова употребляйте те же, что и он (скажи, послушай, говори, звучит). «Приструнить» разбушевавшегося аудиала легко — просто скажите ему шепотом «ш-ш-ш». Не прогадать с подарком тоже несложно. Дарите то, что он с удовольствием будет слушать (диски, плеер, аудиосистему) или то, чем долго можно хвастаться, к примеру, какую-нибудь антикварную вещичку «с историей».

Визуал

Эти товарищи думают картинками. У них великолепная зрительная память. Описать единожды увиденную вещь визуал может до малейшей детали. Для людей с доминирующим визуальным типом мышления внешний вид имеет огромное значение. Они любят все красивое и радующее глаз. Информацию лучше воспринимают в виде графиков, таблиц, фильмов. А во время работы, чтобы она была продуктивной, конечно, им нужно иметь под рукой листок, на котором в процессе обдумывания можно чертить, штриховать или малевать рисуночки. Запомнить номер телефона такому человеку легче, когда он цифры видит. Речь визуала изобилует словами зрительного восприятия. Говорят они часто высоким голосом, дышат учащенно.
Разговаривая с визуалом, используйте его лексику (видеть, смотреть, показывать, ярко, красиво, красочно). Смело описывайте цвет, размер, форму. Объясняя что-то, подкрепляйте свои слова картинками или схемами, нет таких — просто рисуйте графики рукой в воздухе (эффект будет тот же). А выразить свое неодобрение визуалу можно, просто погрозив пальцем или покачав головой. Главное в подарке для визуала — внешний вид, сочетание цвета и формы. Прекрасный презент — картина с миленьким пейзажем или оригинальная деталь интерьера (причем, о ее функциональности и нужности визуал даже не задумается).

Кинестетик

Этому типу легче всего воспринимать мир через запахи, вкусы, эмоции, прикосновения, ощущения и движения. У них хорошо развита мышечная память, поэтому кинестетики — умелые велосипедисты и пловцы. Но вот для запоминания способа решения интеграла кинестетическое восприятие мира совершенно не годится. Поэтому, чтобы выучить телефонный номер, кинестетик должен написать его сам (иногда несколько раз). Сидеть на месте долгое время не может, именно в движении жизнь кинестетика. Ему требуется больше времени и для принятия решений, ведь «прочувствовать» сложнее, чем аудиалу слышать, а визуалу нарисовать картинку, согласитесь. Поэтому кинестетики «любят» долгие паузы между фразами, во время которых они прислушиваются к своим ощущениям, а собеседник в этот момент часто слышит тянущиеся «ну-у-у», «м-да-а» или «э-э-э». А еще кинестетики прикасаются к людям и вещам во время разговора, вертят в руках мелкие предметы и очень восприимчивы к перепадам температур. Речь их изобилует выражающими эмоции словами.
Кинестетик поймет вас лучше, если услышит отголоски своего «внутреннего мира». Чаще употребляйте: чувствовать, улавливать, потрясать. Используйте жесты и прикосновения. Успокоить кинестетика можно, просто положив руку на его плечо или легонько похлопав по нему. С подарками тоже проблем нет. Главное, чтобы сюрприз был приятным на ощупь или предполагал какие-то активные действия со стороны одариваемого (открывать, закрывать, переворачивать и т.д.). Подойдут вещички из стекла, гладкие и прохладные, мягкие игрушки или теплый пушистый плед. Понравятся и различные шкатулки «с секретами» — кинестетик тут же начнет выяснять, что конкретно нужно сделать и куда нажать, чтобы эта штука «заработала», причем именно в его руках.

Дигитал

Человек, вместо «Не говори со мной в таком тоне!», произносит что-то типа «Ты не должен говорить со мной в таком тоне, потому что я не дал тебе ни малейшего повода для грубостей в мой адрес, поэтому твой тон не соответствует общепринятой социальной конструкции в данном виде социальных взаимодействий»? Выбирая в магазине стиральную машину, интересуется исключительно мощностью и расходом воды/стирального порошка на килограмм белья, и ни капельки — формой и внешним видом? Перед вами — дигитал! Это человек, который руководствуется только фактами и логическими заключениями, поэтому и вести себя с ним нужно соответственно — никаких домыслов и необоснованных гипотез. Все в соответствии с правилами, четко, ясно и по-настоящему. Очаровать дигитала легко многофункциональными новинками техники. А если в подарок вы выбрали ему картину, не удивляйтесь, что «на память» он ее не оставит и, возможно, через несколько лет продаст, обязательно задорого, первому встречному.

Учитесь видеть, слышать, ощущать мир так, как ваш собеседник. Это не только полезно, но и всегда интересно. Главное не забывать — ярко выраженных, «чистых», типов восприятия очень мало. Чаще всего, доминируют сразу два из них или все «содержатся» в равных пропорциях.

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике?

Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Что такое тип восприятия

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день.

Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

Около 80% информации мы получаем именно от органов зрения. Неудивительно, что зрительная кора занимает почти половину от площади коры головного мозга - значительно больше, чем другие сенсорные анализаторы. Большинство людей, представив себя слепыми, немедленно приходят в ужас. Перед ними будто открывается непроглядная бездна: все краски гаснут, все дорогие сердцу образы уходят в темноту. Но на самом деле незрячие люди живут вовсе не в этом безрадостном месте.

Чтобы отправиться в мир незрячих людей, попробуйте отважиться на небольшой эксперимент. Представьте себе место, где вы не можете ориентироваться привычным для себя образом, при помощи глаз. Попробуйте хотя бы на время вообще забыть, что такое зрение.

Пока вы обживаетесь в этом мире, стукаясь о мебель, вы постепенно начинаете слышать не только конкретные звуки - например, звук от падения стула - но и само пространство вокруг себя. Протянув руку, вы уже знаете, что справа найдёте стену. Вы чувствуете запах еды за следующей дверью. Вы даже можете различить в нём отдельные тона. Вы чувствуете лёгкий ветерок на своём лице: он подсказывает вам, в каком пространстве вы находитесь и куда вам нужно идти.

Вы находите здесь и других людей. Хоть вы и не видите их лиц, вы чувствуете все оттенки радости, скуки и тоски в их голосах. Вы понимаете всё, о чём они говорят, за исключением отдельных выражений - таких как «красное платье» и «красивый пейзаж»; их вы понимаете не до конца.

Когда ваши глаза снова обретают способность видеть, до вас не сразу доходит, зачем она была вам нужна. Вы уже знаете, что и другие органы чувств могут дать вам своё представление о реальности. Да, вы набили немало синяков, пока учились ориентироваться в пространстве. Но вы узнали и кое-то новое. Вы поняли, что «реальность» необязательно должна быть такой, какой вы привыкли её видеть.

С 1988 года подобный эксперимент проделали уже тысячи зрячих людей во многих странах мира. Именно в этом году в Германии открылась выставка «Диалог в темноте», которая призвана дать зрячим людям хотя бы смутное представление о мире, в котором живут слепые. В России эту роль выполняет музей «Прогулка в темноте» , который открылся в Москве в 2016 году.

Большая часть пространства музея погружена во тьму. Проводниками для посетителей служат слепые и слабовидящие. Создатели называют это сенсорной интерактивной экспозицией и подчёркивают не только её развлекательную, но и социальную роль. Сначала им казалось, что посетители могут быть не готовы к такому опыту. «А оказалось, что они не просто готовы, но хотят знать больше о жизни незрячих, чем мы предполагали» - признаётся одна из основателей проекта.

Долгое время слепота воспринималась либо как неисправимый дефект, полностью лишающий человека нормальной жизни, либо как знак исключительной одарённости (отсюда убеждение, что из незрячих получаются лучшие массажисты и музыканты). Иногда считалось, что слепота способствует развитию интуиции, «шестого чувства» или духовного созерцания. Так, про философа Демокрита говорили, что он ослепил себя, чтобы целиком отдаться философии. Но далеко не все незрячие люди одарены музыкально или обладают исключительной интуицией.

Те, кто утратил зрение в очень раннем возрасте или ещё до рождения, действительно живут в мире, отличном от нашего. Они не представляют мир в зримых образах: их «представления» и воспоминания обладают другими качествами. Цвета для них - только абстрактные обозначения. Они тоже видят сны, но эти сны наполнены не лицами и образами, а звуками, запахами и ощущениями.

Но для многих других незрячих мир насыщен визуальными образами. Даже если они уже ничего не видят глазами, воображение у них по-прежнему работает. У некоторых даже развивается синестезия, и они буквально «видят» голоса и звуки.

Человеческий мозг очень пластичен. Если нет зрения, он будет полагаться на другие органы чувств. Поэтому зрительная кора у слепых, как показали исследования при помощи фМРТ, участвует в восприятии звуков и речи. Эта пластичность, впрочем, может обернуться и другой стороной. При замене повреждённой сетчатки у взрослого человека зрение никогда не восстанавливается полностью - именно потому, что мозг уже перенастроился на другие потоки ощущений. А мы не можем отключить у человека слух и осязание, чтобы мозг перестал лениться и снова научился видеть.

О том, как незрячие люди воспринимают мир, лучше всего могут рассказать сами незрячие. Сотрудники музея «Прогулка в темноте» любезно согласились ответить на несколько наших вопросов.

Говорят, что слепой лучше понимает мир зрячих, чем зрячий - мир слепого. Так ли это на самом деле? С какой стороны чаще возникает непонимание?

Дмитрий Клюквин

незрячий, гид музея «Прогулка в темноте»

Естественно, это правда, и это вполне нормально. Незрячие люди живут в том же мире, что и зрячие - они всё равно с ним соприкасаются, хотят они этого или не хотят. А для зрячих людей это не так. Вряд ли обычные люди понимают мир докторов лучше, чем сами доктора понимают мир обычных людей. Сам по себе мир незрячих - узкий, поэтому незрячему понять зрячего гораздо проще.

Владимир Гладышев

слабовидящий, гид музея «Прогулка в темноте»

На самом деле, заблуждений достаточно и с одной, и с другой стороны. Часто незрячие люди не всегда правильно представляют окружающую действительность, а зрячие люди не всегда понимают, как тот или иной факт воспринимает незрячий человек.

У большинства из нас есть свои обыденные представления о незрячих людях: например, что они обладают высокой тактильной чувствительностью или музыкальными способностями. Насколько эти стереотипы верны? С какими заблуждениями о незрячих вам приходится сталкиваться чаще всего?

Дмитрий Клюквин. Развитые тактильные и слуховые ощущения для незрячего - это абсолютно нормально. Это просто компенсаторная функция организма.

Это не только у незрячих, это у всех людей. Насчёт музыкальных способностей - это неверный стереотип. Музыкальный слух даётся природой: либо он есть, либо его нет. Нельзя сказать, что все незрячие имеют способности к музыке.

Насчёт заблуждений: несколько раз доводилось слышать такую историю, что незрячим девушкам не нужно краситься, следить за собой и так далее. Что незрячие не могут пользоваться гаджетами. Что у каждого незрячего должна быть собака-поводырь или сопровождающий. Но это скорее не заблуждение, а незнание.

Владимир Гладышев. Действительно, необходимость ориентироваться в пространстве без опоры на зрение заставляет использовать другие органы чувств. Но если человек не работает над тем, чтобы развить слух, тактильность и т. д., то самостоятельно необычные способности не формируются.

К незрячим принято относиться с некоторой жалостью и состраданием. Можете ли вы назвать плюсы незрячего состояния: что-то, что недоступно другим людям, и что вы бы не хотели потерять, даже если смогли бы обрести зрение?

Владимир Гладышев. Плюсов незрячего состояния не существует. Но совершенно точно могу сказать, что трудности, с которыми мне приходится сталкиваться, помогли сформировать мой характер.

Дмитрий Клюквин. Что к незрячим принято относится с какой-то жалостью - это самое ужасное. Нормальным людям, которые развиваются, которые не зацикливаются на этом состоянии, это не нравится категорически. Я призываю про жалость в принципе забыть, жалость - чувство слабых, по крайней мере в том, как она обычно проявляется.

Плюсов у незрячего состояния нет никаких. Если кто-то говорит «зато развито что-то другое», то это не совсем правильно. Давайте разделять полноценную жизнь и те условия, к которым незрячие адаптируются. Это всё равно что говорить: «Грипп - это хорошо, можно от работы отдохнуть». Но если бы мне сейчас предоставили возможность родиться заново, и у меня был бы выбор от чего отказаться, я бы однозначно оставил слух. Даже думать бы не стал. И музыка, и многие другие вещи - всего этого я не хотел бы лишиться.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы видим предметы? Как выхватываем их из всего визуального многообразия окружающей среды с помощью сенсорных стимулов? И как мы интерпретируем то, что видим?

Обработка визуальных данных — это способность к осмыслению образов, позволяющая людям (и даже животным) обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем благодаря нашему зрению.

Визуальное восприятие играет важную роль в повседневной жизни, помогая в обучении и общении с другими людьми. На первый взгляд кажется, будто восприятие происходит легко. На самом деле, за предполагаемой легкостью скрывается сложный процесс. Понимание, как мы интерпретируем то, что видим, помогает нам проектировать визуальную информацию.

Сбалансированная инфографика предполагает грамотное использование визуального представления (например, диаграмм, графиков, иконок, изображений), соответствующий выбор цветов и шрифтов, подходящего макета и карты сайта и др. И нельзя забывать о данных, их источниках и темах, что не менее важно. Но сегодня речь пойдет не о них. Мы сосредоточимся на визуальной стороне информационного дизайна.

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет №1 по информационному дизайну, исходя из теории визуального предположения Грегори: дополните данные соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

2. Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов

По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.

В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.

Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайно составленных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.

Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:

Как цвета влияют на наше визуальное восприятие согласно теории Саноки и Сульмана?

  1. Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
  2. Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
  3. Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между контекстом и фоном может повысить нашу способность концентрироваться на контексте.
  4. Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, воспринимая изображения с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех и менее цветов.

Совет №2 по информационному дизайну, основанный на результатах эксперимента Саноки и Сульмана: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.

Бинокулярное соперничество возникает, когда мы видим два разных изображения в одном месте. Одно из них доминирует, а второе — подавляется. Доминирование чередуется через определенные промежутки времени. Так, вместо того, чтобы видеть комбинацию двух картинок одновременно, мы воспринимаем их по очереди, как два конкурирующих за доминирование изображения.

В 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher) в ходе эксперимента сделали вывод о том, что если смотреть одновременно на два разных изображения, возникает эффект бинокулярного соперничества.

В эксперименте участвовали четыре подготовленных человека. В качестве стимулов через очки с красным и зеленым фильтрами им показывали изображения лица и дома. В процессе восприятия происходило нерегулярное чередование сигналов от двух глаз. Стимул-специфичные реакции испытуемых контролировались с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно эксперименту Тонга?

  1. По данным МРТ, у всех испытуемых наблюдалось активное бинокулярное соперничество, когда им показывали разнородные картинки.
  2. В нашей зрительной системе эффект бинокулярного соперничества происходит во время процесса обработки визуальной информации. Иначе говоря, в течение короткого промежутка времени, когда глаза смотрят на два разнородных изображения, расположенных близко друг к другу, мы не в состоянии определить, что на самом деле видим.

Дэвид Кармель (David Carmel), Михаэль Аркаро (Michael Arcaro), Сабин Кастнер (Sabine Kastner) и Ури Хассон (Uri Hasson) провели отдельный эксперимент и выяснили, что бинокулярным соперничеством можно манипулировать с помощью таких параметров стимула, как цвет, яркость, контрастность, форма, размер, пространственная частота или скорость.

Манипулирование контрастом в примере ниже приводит к тому, что левый глаз воспринимает доминирующее изображение, в то время как правый - подавленное:

Как контрастность влияет на наше визуальное восприятие по данным эксперимента?

  1. Манипулирование контрастом приводит к тому, что сильный стимул оказывается доминантным большее количество времени.
  2. Мы будем видеть слияние доминирующего образа и части подавленного, пока не возникнет эффект бинокулярного соперничества.

Совет №3 по информационному дизайну, основанный на эффекте бинокулярного соперничества: не перегружайте контент; используйте тематические иконки; выделяйте ключевые моменты.

4. Влияние типографики и эстетики на процесс чтения

Вы знали, что типографика может влиять на настроение человека и его способность принимать решения?

Типографика — это разработка и использование шрифтов в качестве средства визуальной коммуникации. В наши дни типографика из области книгопечатания перешла в цифровую сферу. Обобщая всевозможные определения термина, можно сказать, что цель типографики — улучшить визуальное восприятие текста.

В своем эксперименте Кевин Ларсен (Kevin Larson, Microsoft) и Розалинд Пикард (Rosalind Picard, MIT) выяснили, как типографика влияет на настроение читателя и его способность решать задачи.

Они провели два исследования, в каждом из которых приняли участие 20 человек. Участников разделили на две равные группы и дали 20 минут, чтобы прочитать на планшете номер журнала The New Yorker. Одной группе достался текст с плохой типографикой, другой — с хорошей (примеры приведены ниже):

В ходе эксперимента участников прерывали и спрашивали, сколько, по их мнению, прошло времени с начала эксперимента. Согласно данным психологического исследования (Weybrew, 1984): люди, которые находят свое занятие приятным и пребывают в позитивном настроении, считают, что потратили намного меньше времени на чтение.

После чтения текстов участников эксперимента попросили решить задачу со свечой. Им нужно было прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы воск не капал, с помощью канцелярских кнопок.

Как мы воспринимаем хорошую типографику и ее влияние?

  1. Обе группы участников неправильно оценили время, потраченное на чтение. Это значит, что чтение было для них увлекательным занятием.
  2. Участники, которым был предложен текст с хорошей типографикой, значительно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которым достался текст с плохой типографикой. Это значит, что первый текст показался им более интересным.
  3. Никто из участников, которые читали текст с плохой типографикой, не смог решить задачу со свечой. В то время как меньше половины второй группы справились с заданием. Таким образом, хорошая типографика повлияла на способность решать проблемы.

Совет №4 по информационному дизайну, основанный на эксперименте Ларсена и Пикард, выявляющем влияние типографики: используйте удобочитаемые шрифты; отделяйте текст от изображений; не накладывайте картинки или иконки на текст; оставляйте достаточно свободного пространства между абзацами.

5. Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену

Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?

Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.

Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):

«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».

Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.

В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.

Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.

Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.

Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:

Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?

  1. Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
  2. Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
  3. В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.

Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.

Выводы

Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, помогает улучшить инфографику. Обобщая выводы рассмотренных экспериментов, предлагаем вашему вниманию ключевые советы по дизайну визуальной информации:

1. Макет и дизайн

  • Тема и дизайн должны соответствовать информации.
  • Не перегружайте инфографику вашей страницы.
  • Используйте тематические иконки.
  • Располагайте контент в надлежащей последовательности.
  • Используйте заголовки, чтобы задать ключевые ожидания.

2. Видеоряд

  • Визуальные эффекты должны сопровождать текст.
  • Покажите важные цифры на графиках и диаграммах.
  • Используйте правильные картинки и иконки для представления ваших данных.
  • Сократите количество цветов для комплексного контента.
  • Делайте контрастность выше между важной визуальной информацией и фоном.
  • Используйте гармоничные цвета темы.
  • Используйте дисгармоничные цвета с умом.
  • Используйте обычные цвета для важных объектов.

4. Типографика

  • Выбирайте удобочитаемые шрифты.
  • Оставьте достаточно пустого пространства между заголовком и текстом или картинкой.
  • Не накладывайте картинки или иконки на текст.
  • Установите достаточные пробелы между символами.

Теперь, когда вы знаете все тонкости создания красивой и убедительной инфографики, дело за вами!

Цели:

  • познакомить детей с системой органов чувств, показать их значение в жизни человека;
  • обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
  • учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Оборудование:

  • рисунки (изображения предметов и животных), ложка, вилка, мяч;
  • магнитофон и аудиозаписи различных звуков;
  • таблицы, изображающие строение и работу органов чувств, баночки, бутерброды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

– Какие органы человека вы знаете?

– Какую работу они выполняют?

– Что такое системы органов? Приведите примеры.

– Какая система управляет деятельностью организма?

– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?

– Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?

III. Сообщение темы и задач урока.

Сейчас давайте разгадаем кроссворд:

  1. С помощью какого органа вы узнаёте, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
  2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
  3. Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
  4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов?
  5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?

(Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. . Язык.)

– Какие это органы? (Органы чувств)

Когда рождается на свет ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.

– Тема нашего урока: “Как человек воспринимает окружающий мир”. Органы чувств. Давайте познакомимся с ним подробнее.

– Посмотрите на таблицу.

(Класс делится на пять команд)

На доске (обратной стороной вверх):

– Какие органы чувств вы знаете? (Глаз, ухо, нос, кожа, язык)

(Учащимся предлагается сравнить яблоки)

ГЛАЗА: С помощью глаз мы видим, что одно яблоко большое, а два других – маленькие, что они круглой формы, жёлтые, т. е. можем различить размер, форму, цвет.

(переворачивается карточка, где написано: “Зрение (глаз)”)

– Посмотрите друг на друга: спереди глаза защищены веками, края которых… Продолжите. (покрыты ресницами).

– Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли.

– Над глазами брови, которые отводят от глаз пот, если он выделяется на лбу.

– Давайте послушаем рассказ о значении зрения в жизни человека.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. .

В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир “через дыры глаз”. И если подумать, это почти так и есть.

Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом вроде желе, абсолютно прозрачным, т. к. на 90 % оно состоит из воды. Глаз – самый водянистый орган в нашем организме: даже кровь состоит из воды лишь на 80%.

Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если её пробить, то с глазом может произойти то же, что и с разбитым яйцом.

Глаз – очень важный орган и поэтому заботливо оберегается организмом. Потечёт со лба пот, его остановит изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тот час слизнёт непрерывно мигающее веко, которое само закрывается, если какой-нибудь предмет окажется в опасной близости от глаза. С внутренней стороны веки влажные. Их смачивает слёзная жидкость, вырабатываемая слёзными желёзками вокруг глаз. Моргая, мы регулярно смачиваем поверхность глаза, и делаем мы это так же регулярно, как и дышим.

– Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Мы видим только при наличии света. Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет, с 1915 по 1924 год, оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. 5 лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.

Однако зрение ухудшается, когда человек работает при плохом освещении, читает лёжа или движущемся транспорте. Частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера очень утомляют глаза. Зрение слабеет, теряется его острота. Зрение ухудшается. Помните: испорченное зрение трудно исправить.

НОС – (Детям предлагается определить, какие продукты были в баночках)

– Какой орган помог распознать эти продукты? (Нос)

(На доске переворачивается карточка “Обоняние (нос)”)

Нос - орган обоняния

– Что такое обоняние?

– Для чего служит обоняние?

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Обонятельные клетки, прощупывая своими ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания, как бы решают, допускать его или нет. Если воздух загрязнён вредными пахучими веществами, которые издают зловоние, мозг посылает сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И наоборот, аромат цветов, талого снега нам вдыхать приятно. Дышится легко, кровообращение улучшается, успокаиваются нервы.

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т. к. не могут определить качество пищи.

УШИ – Третьей команде надо по характерным звукам определить предметы, которые их издают, и найти соответствующие картинки.

– Какой орган помог вам определить этих животных? (Уши)

(Переворачивается карточка “Слух (ухо)”)

– С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по возможности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” - это только так называемые наружные уши или ушные раковины. Сами они ни чего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы проход. Он заканчивается тоненькой пластинкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону перепонки, а затем – в третье ухо – внутреннее ухо, а далее – в мозг.

Ухо очень тонкий и сложный орган чувств. Если закрыть глаза, мы всё равно будем чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул влево или вправо. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.

– Значит, ухо – орган слуха и равновесия.

– Что такое слух?

– Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться только на особом языке с помощью мимики и жестов.

ЯЗЫК – Приглашается группа учеников, которые должны определить вкус бутербродов.

– Какой орган помог вам распознать продукты? (Язык)

(Переворачивается карточка “Вкус (язык)”)

Язык - орган вкуса.

– Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

КОЖА – Приглашается группа учеников, которые с завязанными глазами должны определить предметы.

– С помощью чего вы узнали эти предметы?

– Что такое осязание? (Способность кожи чувствовать боль, холод, тепло.)

(Переворачивается карточка “Осязание (кожа)”)

Кожа - орган осязания

– Кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важна её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т. е. растяжимость.

Это обеспечивает вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ И МОЗГ – Сегодня мы узнали о том, какую роль играют в нашей жизни органы чувств. И всё же учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

– С помощью органов чувств мы воспринимаем информацию из внешнего мира и от самого нашего тела (например, сигналы из желудка).

Нервные окончания тянутся во все части нашего организма. По одним из них передаются приказы мышцам, по другим – мозг принимает сообщения.

Только благодаря органам чувств у нас есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. (Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

Есть ещё чувство равновесия. Его иногда называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно, помогают и дополняют друг друга. Все имеют память.

IV. Итог урока.

– Детям раздаются карточки, в которых они должны заполнить пропуски.

V. Домашнее задание.

Страницы учебника: 132 – 136.

Рекомендуем почитать

Наверх