Контрольно-тренировочные упражнения имя существительное. Изменение имен существительных по родам

Детективы 11.01.2024

2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических умений, связанных с изучением рода имен существительных.

Для того, чтобы понятие «род имен существительных» было сформировано у ребенка путем его собственного открытия и было осознанно им, следует провести комплекс упражнений, который поможет изучить данную категорию всесторонне. Данный комплекс упражнений выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы. Мы предлагаем Вам упражнения и методические рекомендации по их использованию.

Дедушка, мама, сестра, папа, сын, внучка, брат, дядя, тётя бабушка.

  • Прочитай существительные, которые называют мужчин.
  • -Каким местоимением можно заменить?
  • -К какому роду отнести эти существительные поможет существительное мужчина . (мужской).
  • -Прочитать существительные, которые называют женщин. Каким местоимением можно заменить.
  • А к какому роду отнесём эти существительные, поможет слово женщина. (женский).
  • Прочитать слова: окно,гнездо,солнце
  • Попробуйте подставить местоимения он, она.
  • Можно ли подставить эти местоимения к словам?
  • Какое местоимение подойдёт?

Эти существительные относятся к среднему роду.

Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.

Добрая, любимая, родная … .
Весенний, звонкий, говорливый … .
Интересная, библиотечная, любимая … .
Шелковое, красивое, длинное … .
Круглый, обеденный, деревянный … .
Новогодний, веселый, долгожданный … .
Яркое, весеннее, игривое … .
Сочное, вкусное, спелое … .
Сладкий, ночной, кошмарный … .
Чистая, питьевая, прозрачная … .

  • Какой вывод можно сделать (род можно определить по окончанию прилагательного)
  • Надежен ли этот способ? (нет, так как прилагательное зависит от существительного и, только зная род имени существительного, можно определить окончание у зависимого слова).

Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.

Свеча, полотно, друг, взгляд, дочка, вьюга, ружье, озеро, кроссворд, жилище.

Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши:м.р., ж.р, ср.р.

Жидкость, кино, киносъемка, килограмм, рассада, питье, свет, поездка, новоселье, подъезд, троллейбус.

  • Прочитай слова.
  • В каком из столбиков слова мужского рода?
  • Среднего?
  • Женского?
  • По каким признакам ты определил род?
  • Запиши слова, указывая род и выделяя окончания.
  • В каком столбике нет одушевленных существительных?
  • Попробуй дополнить ими.
  • Не получается? Случайно ли это?
  • Какие окончания бывают у имен существительных в мужском, женском и среднем роде?
  • Закончи схему: впиши окончания, приведи примеры.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

  • Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам.
  • Спиши, обозначь в словах орфограммы:

М.р

Ср.р

Ж.р.

Носорог

Сторож

Анна

Ночь

Солнце

Кукла

Звездопад

Рассказ

Шишечка

Варежка

Стихотворение

Дядя

Сочинение

Пение

Подсказка

  • Запиши стихотворение, найди существительные, укажи их род.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

  • Как определить род существительного? (Нужно поставить существительное в начальную форму).
  • Определи род выделенных существительных:

Кенгуру скакал огромными прыжками.

Буратино разлил горячее какао .

Мне нравится душистый шампунь .

  • Как определили род? (По окончанию прилагательного, относящемуся к данному существительному).
  • Что нужно делать в случае затруднений при определении рода имен существительных? (определить его по контексту – по зависимому слову или посмотреть в словаре).

Задания данного комплекса следует выполнять последовательно, таким образом, соблюдается логика изучения данного понятия.

Упражнение 1 помогает ученикам самому выявить термины: мужской, женский и средний род и найти слова – подсказки, которыми можно пользоваться при определении рода (Задание для слабых учеников, которые показали низкий результат в предварительной работе).

Упражнение 2: дети определяют род с синтаксической точки зрения, но при этом понимают, что это заданные прилагательные, и если они будут работать со словосочетанием, где окончание прилагательного не будет указано, начать нужно будет с определения рода имени существительного.

Упражнение 3 направлено на отработку умения определять род с помощью слов – подсказок.

Упражнение 4: помимо определения рода имен существительных, дети учатся классифицировать существительные.

Упражнение 5: учащиеся рассматривают род с морфологической точки зрения, определяя окончания, а также обращают внимание на то, что существительные среднего рода чаще всего неодушевленные.

Упражнение 6 помогают обобщить морфологические знания о роде, составив таблицу окончаний существительных разного рода.

Упражнение 7 направлено на обучение детей видеть ошибки в определении рода существительных и исправлять их.

Упражнение 8: дети тренируются в нахождении существительных в тексте, постановке их в начальную форму и определении рода.

Упражнение 9 помогает детям научиться определять род существительных по контексту и в случае затруднений обращаться к словарю.

В заключение работы над данной темой учитель может еще раз провести констатирующий эксперимент и посмотреть, насколько изменились результаты.

Библиография

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.: Баласс, 2011.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И . Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

3. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.

4. Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.Астрель, 2011.

5. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.

6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.

7. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.

8. Русская грамматика. Академия наук СССР. Институт русского языка. http://rusgram.narod.ru/1121-1146.html

Заключение

Таким образом, в ходе данной работы по теме «Освоение учащимися третьего класса способов определения рода имен существительных» в первой главе были определены теоретические основы изучения данной темы. Было выявлено, что изучение категории рода может проходить с семантической, синтаксической и морфологической точек зрения.

Далее мы проанализировали несколько учебных программ с точки зрения изучения рода имен существительных, а именно «Школа 2100» и «Планета знаний» и выделили основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы.

Были изучены знания об имени существительном, которые дети получают до изучения интересующей нас темы и новый материал, который предлагается детям. Мы сделали вывод о том, что программа «Школа 2100» дает довольно полное представление о существительном до изучения категории рода, а при изучении данной темы учащиеся рассматривают понятие «род» с трех точек зрения: синтаксической, семантической и морфологической.

Также данная программа насыщенна упражнениями для наблюдения, что позволяет детям самим сформулировать основные правила, и упражнениями пропедефтического характера, которые прививают детям интерес к языку, желание размышлять и находить правильный ответ.

По программе «Планета знаний», подходя к теме «Род имени существительного», ученики знают, что существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, умеют определять одушевленность – неодушевленность, знают имена собственные и их правописание.

Дается это понятие только с точки зрения морфологии: обращается внимание на окончания и слова – помощники он мой, она моя и так далее. В данной теме в третьем классе не изучаются также способы определения рода несклоняемых существительных и существительных, называющих животных. Также не говорится о том, что род – это постоянный признак.

Подводя итог анализу двух программ, мы определили:

Программа «2010» в третьем классе разносторонне рассматривает понятие «род имен существительных», в то время как по программе «Планета знаний» дети усваивают лишь один способ его определения, получают лишь ознакомительные сведения,

Обе программы предъявляют высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности, отличаются насыщенностью содержания теоретическими знаниями.

Поле этого был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий определить имеющиеся знания учеников для продуктивного планирования дальнейшей работы по изучению темы.

Мы констатировали, что ученики третьего класса довольно успешно определяют род существительных с семантической точки зрения, используя собственный опыт. Они делят существительные с помощью понятий «мужчина – женщина», используют слова «он, она, мой, моя, мое». Наибольшие затруднения вызывает определение рода с синтаксической точки зрения.

Таким образом, в ходе данного эксперимента была подтверждена гипотеза: изучение категории рода имен существительных учащимися третьего класса будет более продуктивным, если при объяснении будут использоваться знания, полученные детьми в ходе предварительной работы.

Дети, не изучая рода имен существительных, смогли определить его, опираясь на собственные знания. В ходе работы они обратили внимания на сложные слова, такие как «тюль», «прорубь», слова общего рода «Сашенька». Эти полученные знания можно будет использовать при изучении данной темы.

Последним шагом была разработка комплекса упражнений, который выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы и направлен на формирование грамматических умений, связанных с изучением данной темы.

На основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что все задачи, поставленные в данной работе, выполнены и цель работы: определение методических условий, направленных на формирование грамматических умений по теме «Определение рода имен существительных» достигнута.


Тема. Имя существительное.

Материал представлен в виде индивидуальных раздаточных карточек, разноуровневых и тестовых заданий, которые можно использовать в качестве самостоятельной работы при повторении изученного материала.
Эта работа позволяет повысить интерес учащихся к уроку, проверить знания у учащихся, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.
Работа по карточке способствует воспитанию привычки контролировать собственную деятельность.

    уметь находить существительные в предложении,

    различать одушевлённые и неодушевлённые,

    собственные и нарицательные имена существительные,

    определять род,

    изменять существительные по числам,

    уметь определять падежи имён

существительных,

    уметь определять склонение имён существительных,

    уметь писать безударные окончания имён существительных.

1.Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

Уж тает снег, б…гут руч…и,

В …кно повеяло в…сною.

Засвищ…т снова с..лов…и,

И лес оденется л…ствою.

2.Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?

3. Найди слово, которое отвечает на вопрос кто? Поставь над ним крестик.

1. Прочитай слова. Выпиши в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос кто?, во второй столбик – на вопрос что?

Ребята, лес, грибы, ёж, цветы, соловьи, солнце, дятел.

2. Придумай и запиши в каждый столбик по два своих слова.

3. Какое правило ты вспомнил(а) , чтобы правильно выполнить это задание?

1.Напиши ответы на вопросы:

Кто сторожит дом?

Кто зимой спит в берлоге?

Кто звонко чирикает весной?

2.Подчеркни слова, отвечающие на вопрос кто?

3.Над словом, которое отвечает на вопрос что? поставь крестик.

Запомни! О людях и животных спрашивают кто?,

О других предметах – что?

К – 4

1. Какие слова отвечают на вопрос кто? , какие – на вопрос что?

2. Продолжи ряд слов по образцу.

(Кто?) воробей, _____,______,______,_____.

(Что?) ручей,_____,_____,_____,_____.

3. С двумя любыми словами придумай предложения. Назови главные члены.

К – 5

1.Составь и запиши из слов предложение. Вставь буквы.

Д…рев…ев луч осв…тил яркий солнца в…рхушки.

2. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос что?

3. Придумай и запиши 3 слова, отвечающие на вопрос кто?

К – 6

1.Из словаря в конце учебника выпиши в один столбик 5 слов, которые отвечают на вопрос кто? , в другой столбик – на вопрос что?

2.Придумай и запиши с двумя любыми словами два предложения. Определи главные члены.

К – 7

Закончи предложения.

Имена существительные изменяются по _________.

Чтобы правильное написать безударное падежное окончание существительного надо:

________________________________

________________________________

________________________________

Слова – помощники:

1 скл. - ________________________________;

2 скл. - ________________________________;

3 скл. - ________________________________ .

2. Допиши окончания имён существительных. Обозначь орфограмму.

Ждал на дорог _ , жил на окраин _ , сбился с дорог _ , деревья в ине _ , приехал к бабушк _ ,

вышел из избушк _ , встретил на вокзал _ , прислал по почт _ , вырос на пустош _ .

3.Допиши окончание существительного. Определи падеж всех существительных. Разбери выделенное слово как часть речи.

Здравствуй, в белом сарафан _

Из серебряной парчи !

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи. (П. Вяземский)

К – 8

1. Отгадай загадку. Укажи род существительных в этой загадке.

Гость гостил

Золотой мост мостил –

Без ножа, без топора,

Без железного молотка. ________________

А) женский; б) мужской; в) средний.

2. Измени по падежам имя существительное

карандаш в ед. и во множ. числе. Выдели окончания у существительных.

К – 9

    Восстанови порядок падежей.

Винительный Родительный

Именительный Предложный

Творительный Дательный

    Соедини стрелкой название падежей и соответствующие им вопросы.

Винительный О ком? О чём?

Творительный Кого? Что?

Предложный Кем? Чем?

    Определи падеж имени существительного.

Найти в снегу _______, готовиться к зиме _____,

спрятала под деревом ____, пришёл на гору ____.

К – 10

1. Подчеркни имена существительные, которые не изменяются по числам и падежам.

Пальто, поезд, кино, плащ, метро, шоссе.

Такие существительные называются _____________________________________.

2. Выбери имена существительные с мягким знаком после шипящих на конце.

1) овощ _ 4) молодёж_ 7) скрипач_

2) багаж_ 5) помощ_ 8) врач_

3) дич_ 6) карандаш_ 9) шалаш_

К – 11

    Выписать из текста имена существительные, определить род и склонение.

На лугу

Весеннее солнце осветило лесной лужок. Кругом пёстрые цветы! Веселят зелёную травку золотые лютики. Расцвели жёлтые одуванчики и алые гвоздики. На цветах работают золотистые пчёлы. Гудит мохнатый шмель. Бабочки перелетают с цветка на цветок. По травинке ползёт хлопотный муравей. Бежит через тропку колючий ёж. Робко кукует кукушка. Радостно поёт певчий дрозд.

    Выписать имена существительные, определить род и склонение.

Сторожит, храбрость, белый, корова, профессия, добрый, море, цветочный, лось, доброта, рисует, цветок, метель, пропел, рожь, планета, прочитает, автобус, даль, пишет, красота, мышь, аллея, ранний, злость, закат, примерный, чудо

    У имён существительных определить род и склонение.

Лестница, колесо, дядя, повозка, сторож, солнце, товарищ, тетрадь, сочинение, метель, даль, мороз, касса, озеро, лось, комната, мышь, профессия, печь, касса

К – 12

1.Прочитай. Выпиши имена существительные ж.р. определи их падеж.

Жила – была на свете лягушка- квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала.

Однажды она сидела на сучке коряги и наслаждалась тёплым дождиком. Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

Утки окружили лягушку.

2. Распредели данные слова по группам. Вставь пропущенные буквы. Определи род и склонение.

Космические тела и явления:

Животные:

Явления природы:

Вещества:

Факты, события:

Растения:

Ур…ган, смерч…, м…локо, з..тмение солнца, м..тель, зм…я, к…нукулы, ол…мпиада, м…талл, з…ря, рас…вет, з…лото, ж…лезо, вет…р, ин…й, праз…ник, ч…решня, пш…ница, рож…, м…роз, кр…кодил.

К – 13

1.Подбери к именам существительным прилагательные. Запиши по образцу. Определи род и склонение.

Картофель (какой?) чистый – м.р., 2скл.

Тополь ………..

Мышь …………

Фамилия ……..

Табель ……….

2. Заполни таблицу.

ные имена сущест

витель-ные

Собственные имена существительные

Назва-ния горо-дов, сёл

Назва-ния рек, гор

Назва-ния журна-лов, газет

Фамилии, имена, отчества

ки живот-

К – 14

1. Подбери к существительным антонимы. Определи их род и склонение. Например:

Ночь (ж.р., 3 скл) – день (м.р., 2 скл)

Утро, жара, пол, свет, зима, война, здоровье.

2.Дополни ряды 3-4 существительными. Выдели окончания.

Я вижу (кого?) солдат, …., ….., ……., ….. .

Я вижу (кого?) собак, …., …., …., …. .

Я вижу (кого?) мух, …., …., …. , ….. .

Я вижу(что?) леса, …. , …., ….. , ….. .

Я вижу (что?) трамваи, …. , …. , ….. , ….. .

Я вижу (что?) картины, ….. , ….. , …. , ….. .

К – 15

Прочитай пословицы. Объясни смысл. Спиши. Подчеркни имена существительные в Р.падеже, выдели их окончания.

Человек без Родины, что соловей без песни. Где пищи вдоволь, там болезни не волятся. Ни росиночки, порошиночки во рту не было. Кто не бережёт копейки тот сам не стоит рубля. Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Дыма без огня не бывает. Дарёному коню в зубы не смотрят.

К – 16

1.Ответьт на вопросы. Подчеркни имена существительные. Определи их род, падеж, склонение.

    Кем работает твой папа?

    Кем работает твоя мама?

    Где учится твоя сестра (брат) ?

    У тебя есть бабушка (дедушка) ?

    В каком классе ты учишься?

    Где ты живёшь? (улица, село)

2. Распредели существительные по родам в три столбика. Собери ряды синонимов.

Картина, внешность, договор, заришье, дорога, путь, штиль, конвенция, обличье, зрелище, вид, облик, соглашенье, тишь, направление.

К – 17

1.Составь словосочетания, раскрой скобки. Определи падеж существительных.

Выглядид (молодец), спрятался за (туча), над седьмым (этаж), поедем с (мама), доволен (друг), работать на (завод), режет (нож), вылетел из (Астана), купил для (брат), гулять по (сад), уехала в (деревня), у Олжаса в(тетрадь).

2. Образуй множественное число от следующих существительных, обозначив ударение и выделив окнчания.

Инженер, шофёр, офицер, договор, колос, друг, торт, голос, адрес, доктор.

К – 18

Тест

Начало формы

1. Укажите существительное 3-го склонения:

Б) водитель

2. В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш...

Б) шалаш …

В) камыш …

Г) полноч …

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) как? где?

Г) какой? какая?

4.Укажите существительное 2-го склонения:

А) с речью

В) за дверью

Г) на парте

5. Какое существительное является одушевленным?

Б) соловей

6. Укажите существительное 1-го склонения:

Б) у камыша

В) в печке

7. Какого признака нет у существительного:

В) падежа

Г) времени

8. Какое существительное является собственным?

Б) Портфель

В) Каштанка

Г) Медведь

9. Укажите, какое из данных слов является именем существительным:

А) завтра

В) победа

Г) высокий

10. В каком предложении выделенное слово стоит в именительном падеже?

А) Цветы похожи на маленькое СОЛНЦЕ.

Б) В небо взлетают цветные ОГОНЬКИ.

В) Ветер погнал МЯЧ по дорожке.

Г) По МОРЮ плыли лодки и катера.

11. Укажи неодушевлённое имя существительное множественного числа

А) листья

В) дерево

Г) медведи

12. Выбери предложение, в котором подлежащее является именем собственным.

А) Возле реки горели костры.

Б) Маша ходит в лес за грибами.

В) Корзина быстро наполнялась грибами.

13. Укажи предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным во множественном числе.

А) Ветки берёзы качались от ветра.

Б) Старая липа качалась под порывами ветра.

В) Пришла холодная зима.

Г) Выпал белый пушистый снег.

14. Укажи одушевлённое имя существительное единственного числа

А) собака

Б) листья

В) одеяло

Г) медведи

15. Часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? называется

А) глагол

Б) имя прилагательное

В) имя существительное

Г) имя числительное

16. Укажи вопросы родительного падежа.

А) Кто? Что?

Б) Кого? Чего?

В) Кому? Чему?

Г) Кого? Что?

17. Укажи вопросы дательного падежа.

А) Кого? Что?

Б) Кем? Чем?

В) Кому? Чему?

Г) Кто? Что?

18. Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного?

А) Изменить имя существительное по числам.

Б) Найти слово, с которым связано имя существительное и поставить от него вопрос.

В) Определить род имени существительного.

Г) Определить склонение

19. На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?

А) Мужского.

Б) Женского.

В) Среднего

Г) Никакого

20. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих показывает …

А) мягкость согласных.

Б) что это имя существительное женского рода.

В) что это имя существительное мужского рода

Г) что это имя существительное среднего рода.

21. Выбери имена существительные, у которых в форме единственного числа на конце пишется мягкий знак.

А) стрижи

22. Какого рода существительные обжора, недотрога ?

А) женского рода

Б) общего рода

В) среднего рода

Г) мужского рода

23. Найдите существительное, обозначающее явление природы

А) всирель

Б) оттепель

В) соболь

24. Найдите существительное, обозначающее действие как предмет

А) футбол

В) бегать

Г) прыгать

25. Найдите среди данных слов имя существительное

Б) тройка

Г) тройной

26. Определите правильный вариант пропущенных окончаний: приехать из деревн… , выйти из бан… , жить на окраин… , находиться в библиотек…

А) –и, -е, -е, -и

Б) –е, -е, -е, -е

В) –и, -и, -е, -е

Г) – е, -и, -и, -и

27. Укажите существительное множественного числа

Б) путешествие

Г) учебник

28. Укажите существительное в Т,падеже

Б) книгой

В) о книге

Г) в книге

29. Определите правильный вариант пропущенных окончаний: о футбольном матч.., к гореч.., на ветк.., по пустын.., на полках библиотек..

А)-е, -е, -и, -и,-е

Б)-е,- -и, -е, -е, -и

В) –и, -е, -и, -и, -е

Г) – е, -е, -и, -и, -и

Разноуровневые задания.

Диагностическая работа 1


1 уровень .

Найди имена существительные.

1 вариант 2 вариант
а) летать а) писать
б) лётчик б) письменный
в) лётный в) письмо
г) чистый г) делать
д) чистить д) дело
е) чистота е) деловой

2 уровень.

Выпиши имена существительные.

1 вариант – одушевлённые.
2 вариант – неодушевлённые.

Пригрело солнце, растопило снег. Белка вылезла из гнезда. Выбрались из своих убежищ бобр, барсук и колючие ежи.

Определи род и число существительных.

3 уровень .
Напиши 2 – 3 предложения о своём городе, используя собственные имена существительные.

4 уровень.
Запиши существительные во множественном числе.

Курица, морское судно, ребёнок, небо, чудо, телёнок, человек.

Диагностическая работа 2.

Уровень 1.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.

Уровень 2.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Уровень 3.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Допишите два своих слова.

Диагностическая работа 3

1 уровень.
Просклоняй имена существительные:
1 вариант: лиса 2 вариант: число

2 уровень.
Спиши предложения. Выдели окончания, определи падежи имён существительных.

1 вариант.
Большая серая птица села на ветку клёна. С ветки посыпался снег.
2 вариант.
Стая снегирей сидел на рябине. Я сорвал гроздь красной рябины.

3 уровень.
Составь 2 предложения с данными словами:

1 вариант: машина - в И.п., затем - в Р.п.
2 вариант: медведь - в И.п., затем – в В.п.

4 уровень.
Определи и обозначь падеж существительного труд.

Белые ручки чужой труд любят. ()
Труд кормит, а лень портит. ()
Дерево ценно плодом, а человек трудом. ()
Суди о человеке по его труду. ()

Без труда жить – счастью не быть. ()

Диагностическая работа 4

1 уровень .
Запиши существительные в 3 столбика по склонениям:

1 вариант.
Верблюд, подруга, мешок, стрекоза, фасоль, морковь, пень.

2 вариант.
Картофель, дело, песня, пруд, сирень, дочь, дядя.

2 уровень.
Спиши, обозначь склонение имён существительных:

1 вариант:

Под старой сосной грелась рысь. На ветку дерева села синица.

2 вариант.

В траве прошуршала лесная мышь. Маленький рысёнок
весело играет под ветками ели.

3 уровень.
Придумай по 2 существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Выдели окончания, обозначь род.

4 уровень.
Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши новое слово – существительное. Определи склонение.

Пластинка, картина, павлин - … (пластилин)
Сапоги, парашют, фантазия - … (сарафан)
Косари, заморозки, лётчик - … (самолёт)

Диагностическая работа 5

1 уровень.
Просклоняй существительные:

1 вариант. Площадь, озеро.
2 вариант. Площадка, сирень.

2 уровень.
Вставь окончания имён существительных, укажи склонение и падеж.
1 вариант. На морков. , на морковк. , по тетрад. , в вопрос. , без косточк.
2 вариант. У дорог. , на лошад. , на лошадк. , в шкафчик. , по площадк.

3 уровень.
Составь с данными словами 2 – 3 предложения. Укажи склонения и падеж у существительных.

Опушка, лес, берёзка, дятел, ствол, тропка, ветка, ель.

4 уровень.
Составь предложение на эту же тему, используя существительные в том падеже, который отсутствует в стихотворении.

Зимняя бахрома.
На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.

Диагностическая работа 6

Уровень 1.

Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.

Уровень 2.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

Уровень 3.

Запиши имена существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, си

В каждую группу допиши по два своих слова.

Дальнейшие тренировочные работы проводим на словосочетаниях, включающих несколько существительных.

1. Записать под диктовку.

Из поездки по Америке и Японии; в каморке на лестнице; в беседке у акации; вдоль дороги и на дороге; от былинки к былинке; на лекции по биологии и ботанике; в траншее во время атаки; вокруг кибитки и в кибитке; по тропинке к станции; в хрестоматии по литературе; на стройке узкоколейки в Боярке; в пристройке около оранжереи; вдоль тропинки и на тропинке; от деревни к деревне.

2. Из данных существительных составить словосочетания: обочина, дорога — на обочине дороги.

Опушка, роща; постройка, фабрика; вспышка, молния; библиотека, академия; территория, поликлиника; история, Греция; граница, Монголия; окраина, деревня; история, болезнь.

Переходим к закреплению окончаний существительных 2-го склонения (в тренировочные упражнения включаем существительные l-го и 2-го склонения).

1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения.

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил

(автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится

(плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия),рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея).

2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже.

Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей.

3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание — в академии на заседании.

Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня;

скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

4. Проверить окончания существительных способом подстановки.

а дружбе и единении; при встрече и расставании; ошибки в изложении и сочинении; на сцене и экране; жил в покое и довольстве; растянулся в сарае на сене; в тревоге и смятении; на соревновании в Италии и Франции перелом в настроении аудитории; нуждался в поддержке и утешении; мечтал о счастье и славе; в мастерстве и умении.

1. Поставить в соответствующем падеже существительные, стоящие в скобках.

Распинаться (ведомость); обвинили (трусость), говорили (Анатолий); работал (Каспий); ждал (вокзал), был (бюллетень), подошел (пропасть) работает (артель), стремится (цель}, прикован (постель), сидел (шинель), был (митинг):, играл (рояль),зверь (ярость), корабль (гавань), ошибки (предложение), стремился (цель), пятно (скaтepть).

2. Составить словосочетания (глагол + существительное в род., дат. Илипредлож. падеже)

грань, моль, отмель, скатерть, апрель, шаль, прибыль, ладонь, окрестность, местность, крепость, повесть, молодость, молодежь, сонливость, горесть, память, отчаяние, Енисей, покой, зритель, олень, лень, якорь, картофель, нарушитель, ясность, посетитель, независимость, печаль, возможность, бандероль, шалость.

3. Составить словосочетания «существительное + существительное с предлогом» или «существительное с предлогом + существительное>>.. Использовать предлоги по, на, при,о,

для: жизнь в изгнании, на обложке тетради.

Строительство, Сибирь; повесть, революция; жизнь, чужбина; помещение, станция; порог, дача; сбруя, лошадь.

Спинка, кровать: история, болезнь; власть, стихия; заглавие, рукопись; запах, полынь; мерцание, ночь; увеличение, влажность; свет, коптилка; штаб, дивизия; развитие, авиация.

4. Записать под диктовку, определить род и склонение существительных.

Об успеваемости и поведении; в дыму и копоти; знал о приближении опасности.; о долге и верности присяге; в смущении и ярости; о его бескорыстии и скромности; памяти революции; о стойкости бесстрашии; в недоумении и растерянности; о величии и значимости человека; учился латыни и математике; в крае, районе и области; в мякоти и кожице лимона; на фестивале молодежи в Германии; в пилотке и шинели; нуждался в защите и помощи; в литературе, живописи и графике, о новом периоде жизни; в корне ставке и окончании.

Так как учащиеся часто смешивают сходные формы имен собственных и нарицательных, можно предложить им такие упражнения.

1. Поставить в дательном падеже имена собственные.

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, София, Gофья, Соня;

2. Поставить в предложено падеже Имена нарицательные.

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Однако следует иметьв виду, что — прием подстановки нельзя использовать, если существительное употреблено с предлогом ПО, так как он в зависимости от значения может требовать предложного или дательного падежа.Школьникам нужно сообщить, что если предлог ПО употребляется в значении времени (ПО-после), то существительное ставится в предложном падеже: вышел на работу (когда?) по выздоровлении; узнал случившемся (когда?) по приезде в город; по возвращении из лагеря, по выполнении работы, по завершении стройки, по истечении срока.

Если предлог по обозначает причину, то он употребляется с дательным падежом: по ошибке взял не ту книгу; попал туда по недоразумению.

В упражнения по орфографии полезно включать такие примеры, которые расширят словарный запас учащихся. В частности, при изучении существительных необходима систематическая работа над паронимами — словами, различными по значению, но близкими по звучанию. Учащиеся часто путают эти слова, ошибочно употребляют одно слово вместо другого. Вот какие; пары слов целесообразно включать в упражнения.

Абонемент — абонент, боцман — лоцман, барин — барчук, выражение — вырождение, здравница — здравица, дипломат-дипломант, дворянин — дворовый — дворецкий — придворный, довольство — довольствие, жар — жара, индеец — индиец, контакт — контракт, континент — контингент, комплекс — комплект, крепостной — крепостник, недоумение — недоразумение, невежда — невежа, обсуждение — осуждение, опечатки — отпечатки, обличье — обличение, оружие — орудие, процесс — процессия, персонал — персонаж, продукты — продукция, поступок — проступок, практик — практикант, романист — романтик, столб-столп, человечность — человечество, экономия — экономика, экономка, эскалатор — экскаватор, эмигрант — иммигрант.

Используя эти слова, можно давать самые разнообразные задания, например:

1) объяснить значение паронимов (не более двух-трех на одном уроке);

2) подобрать к каждой паре паронимов прилагательное, указать склонение существительного;

3) составить предложения с данными паронимами и т. д. Отработку навыков грамотного письма в окончаниях существительных мы проводим поэтапно: сначала работаем с отдельными словами, затем со словосочетаниями и, наконец, переходим к работе с предложениями.

Приводим предложения.Для диктантов, которые можно использовать при повторении всей темы.

1) Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни (Кор.).

2) Пушкин создает трагедию о царе Борисе, о смутном времени, о народе и власти.

3) Мцыри предпочитает гибель на свободе жизни в неволе.

4) Детство Лермонтова прошло в деревне, в имении бабушки, в Пензенской губернии.

5) В «Капитанской дочке» Пушкин разрушает лживую легенду о Пугачеве как о злодее и преступнике.

6) В этой сказке говорится о долге и верности, о дружбе и любви, о нетерпимости ко злу.

7) Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании.

Песня о Соколе — это песня о счастье, о смысле жизни, о величии и ничтожестве, о героизме и мещанстве, о безумстве, храбрых и о «мудрости» трусов.

9) В редакции уже было известно о случае на гидростанции.

10) Он заботился о благоустройстве и озеленении всего района.

11) Желаю и в веселье, не забывать о дружбе и единении молодежи всех наций и стран (Шол.).

12) Он бывал в Киеве, Николаеве, Ярославле, Туле, Самаре, Казани, Астрахани и других городах.

13) Это была беседа о ненависти к врагу, о бесстрашии, о благородстве, о революционном долге, о патриотизме.

14) Он рассказывал о Советской России о6 экономике и культуре страны, о жизни ее народа.

15) Мы побывали в Мавзолее, в планетарии, в Третьяковской галерее и на открытии выставки.

16) Толстой нежно вспоминал о любимой няне Татьяне Филипповне, об экономке Прасковье Исаевне; знавшей много интересных историй, о веселом официанте Тихоне и о многих других.

17) На собрании говорили о нашей успеваемости и поведении на уроке.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кременчугская средняя школа»

Урок русского языка в 3 классе на тему

Составила учитель

русского языка и литературы

Костив Людмила Васильевна

Тема урока:

Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам

Тип урока : урок закрепления и систематизации знаний.

Форма урока : урок-тренинг

Цель :совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи.

Задачи:

Содействовать совершенствованию умения распознавать род, изменять существительные по числам,; способствовать совершенствованию графического навыка и каллиграфического почерка; продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся;

Развивать мыслительную и творческую деятельность; обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Формировать представление у обучающихся о полезных и вредных продуктах, прививать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты.

Оборудование : Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха», смайлики для рефлексии.

Ход урока

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Надеюсь, что урок принесёт вам радость общения друг с другом.

(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение)

II . Целеполагание

Запись числа.

Откройте тетради и запишите число.

Отгадайте загадку

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я...(существительное).

2.Музыкальный диктант . (Звучит «Песенка об овощах»)

Прослушай песню и скажи, о чём она? Какие овощи упоминаются в этой песне?

Капуста, картошка, морковка, горох, петрушка, свёкла .

Что объединяет записанные слова с точки зрения русского языка?

Все эти слова - имена существительные.

Какой темой можно объединить эти слова?

Какое слово лишнее? Почему?

На какие 3 группы можно распределить все имена существительные

Мужской, женский, средний род.

Сформулируйте тему урока.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род им. существительных, а так же поговорим о продуктах, которые наиболее полезны для детского организма, а какие продукты питания лучше всего не употреблять в пищу, и почему.

III . Повторение и закрепление

1. Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы пропишем соединение буквы о

2. Повторение знаний об имени существительном.

Работу начнем с повторения того, что вы знаете об имени существительном.

Предлагаю поиграть в игру «Да - нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное - это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? (да)

Имена существительные изменяются по числам?(да)

Имена существительные могу быть собственными и нарицательными?(да)

Имена существительные изменяются по родам?(нет)

Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными ? (Да!)

3. Словарный диктант

Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте их и запишите отгадки в тетради, подчеркнув в них непроверяемые орфограммы.

Записывайте слова в 2 столбика. Что полезно для человека - в один столбик, что вредно - во 2 столбик.

(Презентация: иллюстрации- картинки - отгадки)

1) Как надели сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)

2) Пришла Таня в жёлтом сарафане,
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать. (Лук)

3) Вверху зелено.
Внизу красно,
В землю вросла. (Свёкла)

4) Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)

5) Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)

6) Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

7) Похожа на лампочку,
Только не светит.
Вкусна, словно мёд,
От всех болезней лечит. (Груша)

8) Оранжевый, сладкий
И круглый, как мячик.
На стол новогодний,
Душистый прискачет. (Апельсин)

9) Маленькая печка
С красными угольками. (Гранат)

10) Раздаётся хруст с утра,
Ем картофель в пачке я.
Вкусный запах: сыр с сметаной
И бекон с икрою красной. (Чипсы)

11) Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)

12) Вкусная, душистая,
В золотой бумажке,
Сладкая, медовая,
С чаем пей вкусняшку. (Конфетка)

13) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)

14) Ем его всегда в жару,
В летний тёплый день.
Тает быстро лёд во рту.
Ты не заболей! (Мороженое)

Назовите, что среди них полезно для человека? (Все овощи, фрукты) Овощи и фрукты помогают быть здоровыми и бодрыми. Они богаты витаминами Открыл витамины русский доктор Н.И.Лунин 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили своё название. Их крёстным был польский учёный Казимир Фунт, который предложил назвать их «витаминами»- от латинского слова «вита», что означает «жизнь».

Что вредно? (Чипсы, конфета, мороженое)

Слова какой части речи вы написали в первый столбик? (Имена существительные). Слова 2-ого столбика рассматривать не будем, т.к. они обозначают то, что вредно для человека.

Как вы узнали? (Отвечают на вопрос что? обозначают предмет)

- Определите род этих существительных. Но сначала вспомним:

Какого же рода бывают имена существительные? (имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

Как определить род имён существительных? (если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

4.Проверка (слайды)

Какие же 3 группы имён существительных вы выделили?

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОН. (Это лук, апельсин, огурец, гранат).

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНА: капуста, свёкла, репа, редиска, груша.

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНО:яблоко

IV . Физкультминутка

У дороги яблоня стоит, (потянулись, руки вверх)

А на ветке яблочко висит. (поднялись на цыпочки)

Сильно ветку я потряс- (руки вниз, потрясли)

Вот уж яблочко у нас. (вытянули руки вперед)

В сладко яблочко вопьюсь, (поднесли руки ко рту)

Ах, какой приятный вкус! (покачали головой)

В древние времена люди говорили, что если съедать по яблоку в день, то не понадобится вызывать врача. На Кавказе можно услышать пословицу: "Если каждый день ты будешь съедать по одному яблоку, врач никогда не узнает порог твоего дома".

V . Упражнения в определении рода и числа имен существительных

1. Беседа о витаминах.

Какое сейчас время года? (Зима)

Сейчас в зимнее время года люди часто страдают от простудных заболеваний? От каких? (Гриппа, ОРЗ - остро-респираторных заболеваний).

А что надо сделать, чтобы укрепить свой организм? (Надо заниматься спортом, кушать овощи, фрукты, ягоды)

А зачем надо кушать овощи, фрукты, ягоды? (В них много витаминов)

2. Вставьте нужное по смыслу слово.

Ягоды очень ………. В них много …….. . На зиму ягоды ……., …………., варят ……. . Ягоды - источник витаминов.

Слова для справок: полезны, витаминов, сушат, замораживают, варенье.

Какие ягоды вы любите?

Запишите текст в тетрадь. Выполните звуко-буквенный разбор слова ягоды

3. - Прочитайте несколько советов, найдите существительные названия продуктов в единственном и множественном числе. (устно)

Определите род этих им. существительных

А как определить род имён существительных во множественном числе? (нужно поставить его в единственное число)

Постоянно нужно есть

Для здоровья вашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Всем без исключения -

В этом нет сомнения.

4.- Вот какие полезные овощи, ягоды и фрукты. Про них даже пословицы придумали.

«Т.жёлую б.лезнь х.рошая пищ. лечит.»

З а д а н и е:

1. Как вы понимаете эту пословицу?

2. Перепишите эту пословицу в свою тетрадь, объясните пропущенные орфограммы.

3. Существительное болезнь разберите как часть речи.

Физминутка

«Полезно - неполезно».

Если называю полезный продукт, то стоим на месте, если не полезный, то приседаем.

Яблоко, чипсы, апельсин, кока-кола, мороженое, банан, огурец, лимонад, сок.

VI . Игра - сказка

Ребята, вам пришло письмо от сказочного друга Карлсона. Послушайте:

« Здравствуйте, рибята! Я пишу вам из бальницы. У меня ухудшилось здаровье, болит галова. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обет: торт с лимонадом, чипсы, воренье, кока-колу. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здороф».

Ребята, от чего же у Карлсона так ухудшилось здоровье?(потому что он не правильно питался). Мы конечно ему поможем, Что вы заметили в письме? (написано с ошибками)

Сначала давайте исправим ошибки в письме Карлсона, так как он в русском языке не силен, найдем имена существительные, определим род.

Мы постараемся помочь Карлсону в выборе продуктов питания. Что бы вы еще добавили в меню для Карлсона? Предложите.

VII . Давайте запишем с комментированием, может нам тоже пригодится.

Овощи, фрукты, молоко, мясо, сок, кефир, хлеб, яйца, рыба…

Слова, какой части речи мы записали? (существительные)

Почему вы так думаете? (они отвечают на вопрос ЧТО?)

Укажите род. Как мы определяем род имени существительного?

Ребята, а может, мы зря это сделали? Посмотрите, сколько продуктов выбросили в корзину.

(дети объясняют, почему они так поступили)

VIII . Итог урока (Рефлексия)

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

Что бы вы взяли для себя с этого урока?

У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку. Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных,обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности-средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, тонижний рисунок.

Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

5 - Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.

4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.

3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.

Всем большое спасибо!

IX . Домашнее задание

Сегодня я приготовила для вас сюрприз.

Я предлагаю задание на выбор.

1. стр.51, упр. 5

2. Составить кроссворд. Для кроссворда возьмите названия полезных продуктов. Самый интересный кроссворд мы предложим отгадать 3а классу.

Урок завершен, до встречи на следующем уроке.

Вывод урока.

(Дети читают строчки (плакат на доске).

1.Ешьте больше витаминов -
Сочных яблок, апельсинов.
И не будете болеть,
Будете лишь здороветь!
Всем режим необходим,
Хоть детьми он не любим!

2.Чтобы быть здоровым, сильным,
Надо овощи любить,
Кушать фрукты ежедневно,
Сок фруктовый чаще пить.
И тогда про докторов
Ты забудешь: “Будь здоров!”.

На этом уроке вы узнаете об именах существительных, которые не изменяются по падежам, то есть о несклоняемых именах существительных. А самое главное - научитесь правильно определять род таких существительных.

Тема: Имя существительное

Урок: Род несклоняемых имен существительных

1. Понятие о несклоняемых именах существительных.

Несклоняемые существительные - это существительные, которые не склоняются, то есть не изменяются по падежам.

Прочитайте предложение.

Адрес перепутали маленькие кони:

Вместо Лилипутии к нам попали пони.

Сравним склонение двух существительных: конь и пони.

Существительное конь склоняется по второму типу склонения.

Существительное пони остается неизменным. Пони - несклоняемое существительное.

Несклоняемые существительные имеют одну и ту же форму для всех падежей:

Вхожу в метро

Любуюсь метро

Говорю о метро

Среди них есть существительные нарицательные: кофе, пальто - и существительные собственные: Гарибальди, Золя, Сочи.

К несклоняемым существительным относятся:

1. Многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: -о, -е, -у, -ю; -а: рагу, боа, какао, кашне, евро, авеню.

2. Иноязычные фамилии, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласные: Алигер, Войнич.

3. Русские и украинские фамилии на: -о, -ых, -их: Черных, Шевченко.

4. Сложносокращённые слова, которые являются звуковыми или буквенными аббревиатурами: ГАЗ, МГУ, ВАЗ.

2. Род несклоняемых имен существительных.

Род несклоняемых существительных важно знать, чтобы не допустить ошибок в согласовании слов.

Нарицательные неодушевленные существительные иноязычного происхождения в большинстве своем относятся к среднему роду: шерстяное кашне, красивое кашпо.

Слово кофе с недавних пор можно относить и к среднему роду, но предпочтительнее выбор мужского рода при согласовании слова кофе с другими словами: вкусный кофе.

Род может определяться по видовому понятию:

салями (колбаса) - женского рода

кольраби (капуста) - женского рода

пенальти (удар) - мужского рода

Несклоняемые иноязычные слова, обозначающие одушевленные предметы (животных, птиц), относятся к мужскому роду:

маленький шимпанзе

разноцветный какаду.

Слово колибри может быть как женского, так и мужского рода, так как в нем наблюдается колебание в роде:

длиннокрылый колибри

длиннокрылая колибри.

Несклоняемые одушевленные слова иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если означают лиц женского пола: мадам, фрау, леди, мисс, - и к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола: денди.

Слова визави, протеже, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин. Согласование этих слов с другими определяется полом того лица, о котором идет речь:

О девушке мы скажем: пришла ваша протеже или моя визави .

О мужчине скажем: пришел ваш протеже или мой визави .

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду тех нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены.

Сухуми можно заменить существительным город (м.р.). Красивый Сухуми.

Колорадо можно заменить словом река (ж.р.). Колорадо протекала.

Название органов печати, если они являются несклоняемыми существительными, определяется по родовому понятию.

«Таймс» - это газета (ж.р.).

«Таймс» рассказала.

Кстати, всем нам хорошо известны слова пенсне и кашне . В русском языке эти существительные состоят только из корня. Они являются иноязычными существительными, пришедшими из французского языка.

«Пенсне» - это словосочетание, обозначающее «защеми нос».

«Кашне» - «спрячь нос».

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Род несклоняемых имен существительных ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

1. Упражнение 1.

Найдите несклоняемые существительные:

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, желе, какао, молоко, сено, шоссе, филе, седло, горе, лото.

2. Упражнение 2.

Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.

Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, красивый Дели, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, французское буржуа.

3. Упражнение 3.

Составьте предложение с несклоняемым собственным именем существительным:

Баку, Сочи, Миссиссипи.

4. Упражнение 4.

Раскройте скобки, употребив глаголы в прошедшем времени.

На аэродроме (состояться) авиашоу с участием спортсменов нашего авиаклуба.

В гостинице портье (дать) ключ от нашего номера.

Вето сенаторов не (позволить) принять новый закон.

Рагу нам очень (понравиться).

Какао уже (свариться).

Рекомендуем почитать

Наверх