Конспект занятия в первой младшей группе «Вежливые слова. «Учим волшебные слова»

Рассказы 23.12.2023
Рассказы

Конкурсант:

Рогожникова Людмила Геннадьевна

Заместитель заведующей

по воспитательно – методической работе;

МАОУ ДО детей детский сад «Искорка»;

Омутинский район

Цель : повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

  • Актуализировать понятие «вежливость».
  • Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
  • Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.

Форма проведения : игра «Брейн – ринг»

Участники : родители старшей группы

План проведения:

  1. I. Подготовительный этап

1.1. Проведение микроисследований

  • Анкетирование родителей (приложение 1)
  • Опрос детей (приложение 2)

1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости и красоты»

1.3. Подбор цитат

  • «Умение вести себя украшает и ничего не стоит» (пословица)
  • «Родители для ребенка – камертон: как они позвучат, так он и откликнется»
  • «Хороший пример – наилучшая проповедь» (А.Чехов)
  • «Воспитатель сам должен быть воспитан» (к,Маркс)
  • «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Руссо)
  1. II. Основной этап: игра Брейн - ринг

Ход мероприятия

  1. 1. Разминка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!

Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.

Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:

- глазами

- носами

- плечами

- лбами

- попами

- спинками

- коленками

Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация»

  1. Игра «Ассоциация»

Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «вежливость»

Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость, радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность, такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.(по мере называния, открываются лепестки ромашки)

В: Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».

Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости. И я вам предлагаю поиграть в игру брейн – ринг «Азбука вежливости», в ходе которой мы определимся с понятиями «хорошие манеры», «культура поведения», «вежливость».

  1. 2. Основная часть: Игра Брейн – ринг « Азбука вежливости»

Правила игры:

В игре участвует 2 команды. Отвечает та команда, которая первой подняла руку. При наличии правильного ответа выбирает тему. Вопросы разделены по темам. Каждый вопрос оценен определенным количеством баллов.

В ходе игры присутствует сектор:

«Кот в мешке» - команда имеет право передать вопрос другой команде

«Вопрос – аукцион» - команда назначает цену, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющийся на счету команды.

« Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить цену вопроса по своему усмотрению.

И так, начинаем: Вам предлагаются шесть тем на выбор: «Азбука вежливости», «Воспитание вежливости», «Пословицы и поговорки о вежливости», «Ребенок – взрослый», «Хорошие манеры», «Детский телефон доверия» (команды по очереди выбирают тему и количество баллов, оценивающий вопрос)

I .Азбука вежливости.

* 10 – «Л» - локти при еде убирай со стола

* 20 – «З» - здоровайся при встрече; зевая, прикрывай рот рукой

* 30 - «И» - идя в гости, предупреди; при знакомстве называй сначала свое имя, затем фамилию

* 40 – «В» - вздыхать и закатывать к небу глаза при разговоре некрасиво; волосы должны быть причесаны

* 50 – «Т» - «ты» - говорят друзьям

II. Воспитание вежливости

* 10 - Что такое вежливость?

  • это проявление уважения
  • готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается
  • искусство вести себя в обществе.

* 20 - Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?

Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

* 30 - С чего следует начинать воспитание культуры поведения? «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы . И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей. Пусть иногда в комнате появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошность. Можно ежедневно вывешивать маску – оценку: если малыш вел себя прекрасно, появится улыбающаяся маска феи, если ведет плохо – маска дракона», - такой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Смирнова – Гангнус

* 40 - Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения? Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.

* 50 – Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?

(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)

III . Пословицы и поговорки о вежливости (закончи)

* 10 - вежливости открываются ….(все двери)

* 20 - ласковое слово и ….(кошке приятно)

* 30 - доброе слово лечит, а ….(злое калечит)

* 40 - плохое слово, что ….(грязная вода)

* 50 - ласковым словом и …..(мед растопишь)

IV . Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)

* 10 - Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость, и нужно ли это ему? (Отец)

Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.

* 20 - Утром пятилетняя Иришка собирается в детский сад. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.

Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.

Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.

Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.

Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит

К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!

Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:

Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!

Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.

Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.

Юмор.

- Присутствует ли юмор в ваших отношениях? Приведите примеры.

* 30 - Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?

* 40 - Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая: живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?

Привьется малышу жизнерадостное восприятие жизни .

Действительно, тот, кто в детстве получил заряд бодрости, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.

* 50 - Шестилетний Виталик, увидев вечером в раздевальной комнате детского сада маму, не забывает у нее спросить:

Ну как, сегодня нога не болит? Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток

Помогу нести, а то тебе тяжело.

Мать одобряет его.

Ты внимательный, заботливый сын. Я горжусь тобой.

Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать поощряя его за поступок? Что она этим достигнет? Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?

Чуткость.

После вопроса о похвале .

Известная детская поэтесса в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом, когда не все получается или же следует хвалить только за результат? Как часто вы хвалите своего ребенка и за что? (самостоятельность, проявление внимания, вежливость)

Игра «Похвали ребенка» (передавая по кругу игрушку – куклу, сказать слова, выражающую похвалу)

В: Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка. и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения

V . Хорошие манеры.

* 10 – Что такое чуткость ?

Забота о людях, умение прийти на помощь, умение сочувствовать.

Как данное качество вы воспитываете в своих детях?

Воспитание в детях данного качества помогут такие приемы: «Помоги бабушке», «Поделись с братом», «Мама устала, не шуми, играй тихо»

* 20 – Что такое скромность?

Умение трезво оценить себя, никогда не пытаться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимания, высокая требовательность к самому себе.

Воспитывая детей, формируйте у них умение считаться с мнением большинства, поступать хорошо не ради похвалы, не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой.

* 30 – Какая черта хорошего тона отсутствует у ребенка?

Он с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующем, показывает пальцем на прохожего.

Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием.

Деликатность.

Деликатность – не проявлять слишком большого любопытства; не навязывать разговора, если человек к этому не расположен; не требовать к себе большого внимания.

* 40 – Как одним словом оценивается поведение ребенка, если он: не настаивает на немедленном выполнении своего желания, умеет подождать, не перебивает разговор взрослы, вовремя придет на помощь….

Тактичность

* 50 – Проанализируй ситуацию. Какая черта сформирована, а какая отсутствует

Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее поднимается девочка.

Садитесь, пожалуйста!

Ну что ты…Спасибо…Не надо…

Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

(Чуткость – да, тактичность – нет.)

VI . Детский телефон доверия

* 10 – « Ко мне на день рождение в субботу придут друзья. Подскажите какие игры можно провести, чтобы всем было интересно.» (родители предлагают варианты игр с детьми)

Игра «Жмурки»

* 20 – «Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)

* 30 – « Как нужно принимать подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)

* 40 – « Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать? (здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)

* 50 – В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»

(если провинность незначительно, нужно говорить «извините», если же очень виноваты «простите»)

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?

Игра «Продолжи фразу»

- Передавая мяч по кругу, закончите фразу «Чтобы ребенок рос воспитанным, нужно…..

В заключении нашей игры я вручаю Вам памятки: «Правила воспитания вежливого человека», «Правила общения в семье» (приложение 3)

В: Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Нравственный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям» Воспитан ли мой ребенок? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ завтра, спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же вам взрослым хватит сил, терпения и любви.

Литература:

  • Насонкина С. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1998
  • Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей». - М., ДОМ.XXIвек, 2006
  • Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, - М., Просвещение, 1987
  • Пушникова В. Этикет для маленьких, - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000
  • Энциклопедия «Хорошие манеры для самых маленьких», М., Белфаскс, 1997

Приложение 1

Анкета для родителей.

  1. Что такое вежливость, тактичность, чуткость, деликатность?
  2. Какие привычки культурного человека имеет ваш ребенок?
  3. Что и ли кто является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
  4. Назовите методы, которые вы используете для привития ребенку хороших манер?
  5. Какие трудности испытываете в вопросе по привитию навыков культурного поведения?

Приложение 2

Опрос детей

  1. Какие вежливые слова ты знаешь?
  2. Кто такой вежливый человек?
  3. А ты вежливый?
  4. Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
  5. Почему вежливые слова называют вежливыми?
  6. О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?

Приложение 3

Памятка 1

Правила

воспитания вежливого человека

  1. Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.
  2. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.
  3. Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.
  4. Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.
  5. Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.
  6. Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.
  7. Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  8. Не говорите о людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.
  9. Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

Памятка 2

Правила общения в семье.

  1. Начинайте утро с улыбки.
  2. Не думайте о ребенке с тревогой.
  3. Умейте читать ребенка.
  4. Не сравнивайте детей друг с другом.
  5. Хвалите часто и от души.
  6. Отделяйте поведение ребенка от его сущности.
  7. Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности.
  8. Дайте понять ребенку, что он самый любимый и желанный.
  9. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.

10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.

11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.

12. Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.

  1. Если хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.

Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее. Для этого можно использовать загадки и игры про вежливые слова представленные ниже.

Загадки

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…

(Добрый день)

Друг другу на прощание

Мы скажем…

(До свидания)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…

(Извинить)

До чего ж оно красиво

Слово доброе…

(Спасибо)

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста-

(Извините)

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …

(Не перебивай)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…

(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…

(Добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …

(Спасибо)

Мальчик вежливый и ласковый

Говорит, встречаясь…

(Здравствуй)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…

(Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…

(До свидания)

Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…

(Привет)

Письмо маме написал

Я вчера в ответ,

А в конце передавал

Всем друзьям …

(Привет)

Если с другом иль подругой

Долгою была разлука,

Мы при встрече говорим:

«Сколько лет и …»

(Сколько зим)

Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем: «Как…»

(Дела)

***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…

(Здравствуйте)

***
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …

(Добрый день)

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(Спасибо)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте…»

(Так добры)

***

Щеночек Филя во дворе гулял,

Вдруг старичка бульдога повстречал.

Прошу вас поскорее отгадать:

Кто первым должен «здравствуйте» сказать?

(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)

Вот идет болонка Жулька,

Модница, воображулька…

А навстречу - кавалер,

Симпатичный скотчтерьер.

Отгадаете иль нет:

Скажет первым кто «привет»?

(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин)

А ниже представлены веселые загадки про вежливые слова автора Олеси Емельяновой.

Игры

1. «Учим волшебные слова»

Расскажите ребенку, что означают вежливые слова, что люди в разных странах по-разному друг друга приветствуют, и на всех языках есть такие волшебные слова.

Выучите волшебные слова, которые близки по смыслу — «Здравствуйте» и «Добрый день», «До свидания» и « До скорой встречи» и т.п.

Или же можете выучить слова вежливости на разных языках мира. Например слово «Привет» или «Здравствуйте».

Привет – самое популярное и полезное слово для путешественника. Да и самое простое, поэтому будет совсем не лишним знать, как сказать привет на разных языках мира. Интересно отметить, что не всегда приветствие с другого языка дословно переводится на русский как «привет», часто оно будет означать «добрый день» или «здравствуйте», а порой и вовсе – «мир вам».

Язык Как звучит
Азербайджанский Салам алейкум
Английский Hello, Hi
Арабский (Египет) Ahlan wa sahlan
Арабский (Восток, Северная Африка) Marhaba
Африкаанс Hola
Белорусский Прывитанне
Болгарский Здравейте
Венгерский Jo napot
Вьетнамский Chao
Гавайский Aloha
Голландский Hallo
Греческий Geia sou
Грузинский Гамарджоба
Иврит Shalom
Индонезийский Selamat
Исландский Godan daginn
Испанский Buenas dias
Итальянский Buon giorno
Латинский Ave
Латышский Lab dien, sveiki
Литовский Sveikas
Немецкий Guten Tag
Норвежский Goddag
Польский Dzien dobry
Португальский Ola
Румынский Buna
Сербский Здраво
Словацкий Dobry den
Тайский Sawatdi
Турецкий Merhaba
Узбекский Салам алейкум
Украинский Привіт
Финский Paivaa
Французский Bonjour
Хинди Namaste
Хорватский Zdravo
Чешский Dobry den
Шведский God dag
Эсперанто Saluton
Эстонский Tervist
Японский Konnichi wa

2. «Будь внимателен»

В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Вам нужно попросить детей исполнить задание, но выполнить его надо только тогда, когда Вы назовете «волшебное слово». Ниже представлены примеры команд, можно использовать их, а можно придумать свои.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

3. «Вежливо — невежливо»

Правила игры. Если Вы читаете о вежливом поступке — дети хлопают в ладоши 2 раза. Когда Вы читаете о невежливом поступке — дети топают ногами 2 раза. Также можно придумать другие веселые движения.

Примеры поступков:

Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть, кричать, шуметь в школе
Уступить место старшим
Не вставать на обращение учителя
Помочь подняться по лестнице
Попрощаться уходя

4. «Вежливые часики»

Это игра-разминка, в нее можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими. Дети изображают часы. Две руки - это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата.

Ведущий : Тики-так, тики-так -

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Ведущий: Утро настало,

Солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Дети: Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Ведущий: Вот и день настал, ребята;

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Ведущий: Стрелки тикали-ходили

И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Ведущий: Вечер наступил, ребята.

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый вечер.

Ведущий: Молодцы!

5. «Вежливый трамвайчик»

В эту игру лучше играть большой компанией. Потому что в ней участвуют водитель, кондуктор и пассажиры. Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т. д.). При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды.

Билеты можно сделать из бумаги, старых открыток или календариков.

Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, билет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров. Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов.

Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор отправляет его к водителю. Преимущество водителя в том, что он может называть любые вежливые слова, даже те, которые уже звучали. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.

Цель : Воспитание в детях внимательного, доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам. Развитие навыков использования в речи вежливых слов.
Интеграция образовательных областей : «Познание»(формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».
Задачи :
-Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;
-Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;
-Развивать диалоговую форму речи;
-Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.
Методы и приемы :
-Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
-Беседа;
-Использование дидактических пособий и наглядного материала;
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: "Медвежонок-невежа" С. Маршак, " Девочка чумазая" А. Барто, "Девочка ревушка" А. Барто, "Мойдодыр" К. Чуковский, "Федорино горе" К. Чуковский, "Упрямый лягушонок" С. Михалков, пословицы и поговорки. Разучивание стихов для занятия.
Материал к занятию : Стол и стулья, чайник, салфетница, посуда для чаепития, угощения, "баночка мёда", конфеты для детей, мяч. Компьютерная презентация.
Ход совместного взаимодействия с детьми:
- Ребята, посмотрите сколько гостей пришло к нам, поздоровайтесь с ними.
- Сегодня мы нашей дружной компанией поговорим о добрых словах и хороших манерах.
- Сейчас мы посмотрим, как медвежонок приходил в гости к зайчику.
Раздаётся стук в дверь (стучится мишка...)
Мишка вытирает лапки и здоровается. Зайка здоровается и приглашает Мишку войти. Мишка протягивает банку с мёдом. Зайка благодарит Мишку за мёд.
Дети хором с помощью воспитателя читают стихотворение.
Медвежонок к нам пришёл,
Вытер лапки, в дом зашёл,
Громко "Здравствуйте" сказал,
"Я для Вас медку достал".
Мишку мы благодарим ,
И "Спасибо" говорим.
Ребята, какой Мишка к Зайке пришёл? (Вежливый или мишка-невежа?)
Ответы детей (Вежливый)
Что Мишка сделал?
Ответы детей : (Он вытер лапки, поздоровался, принёс мёд).
А какой Зайка?
Ответы детей : (он тоже вежливый).
Что сделал Зайка?
Ответы детей : (он поздоровался и сказал "проходи пожалуйста", сказал "спасибо за мёд").
А вы не забываете говорить "Спасибо"? Когда вы говорите Спасибо?
Ответы детей : (Когда что-то подарили, когда помогли, когда покушали...).
Воспитатель приглашает детей, Мишку и Зайку посмотреть мультфильм о вежливых словах. Показ презентации .

Зайка приглашает мишку пить чай, и они садятся за накрытый детьми стол. (Дети помогают Зайке накрыть стол, дети накрывают стол в фартуках). Мишка и Зайка пьют чай.
Рассказать о правилах поведения за столом (как пьют чай, не из блюдечка, ложечку вынимают и т.д.)
Когда зверята попили чай Мишка сказал: "Спасибо".
Зайка ответил: "На здоровье".
Зайка предлагает Мишке поиграть в мяч.
Мишка от радости прыгает и наступает зайке на лапку.
- "ОЙ ", крикнул зайка.
А мишка извинился: "Ой, прости! Ой извини! Я нечаянно! Я больше так не буду."
Дети давайте поможем мишке извиниться (хоровое чтение стихотворения).
Извините, если я отдавил вам лапу,
Дело в том, что все медведи,
С детства косолапы.
-Как вы думаете, простит ли Зайка Мишку?
-Что ему ответит Зайка?
Ответы детей : Простит
Потрёт Зайка лапу и скажет ничего страшного. И зверята пойдут играть в мяч.
Давай поиграем в футбол - предложил Мишка.
Зайка спрашивает у детей можно ли играть в футбол в группе.
Ответы детей : Нет! Можно что-то разбить, или перевернуть.
Дети посоветовали перекатывать мяч друг другу или поиграть с ним "В добрые вежливые слова". Дети показывают, как надо играть.
Правила игры : дети, передавая мяч соседу, говорят доброе или вежливое слово (в этом возрасте допустимы повторы, но не по порядку, а хотя бы через 2-3 человека).
Поиграв в игру, Зайка с Мишкой приглашают присоединиться к чаепитию, детки садятся за накрытый стол, а Зайка с Мишкой хвалят детей за то, что они знают много вежливых слов. Мишка говорит, что ему пора домой, прощается со всеми и уходит.
- Ребята, мы узнали много добрых и вежливых слов, теперь мы будем стараться говорить их чаще. А сейчас давайте попрощаемся с гостями.
С помощью воспитателя дети хором читают стихотворение:
Расставаясь, на прощание всем скажите "До Свидания"!
Очень рады мы друзьям,
Приходите в гости к нам!
До Свидания!!!
И приступают к чаепитию под веселые песенки из мультфильмов.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Мы поговорили о том, как можно наших детей научить Сегодня продолжу эту тему и предложу прочитать детям стихи о вежливости, а также отгадать загадки.

Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее.

А стихи о вежливости станут хорошим помощником. А также помогут детям в воспитании художественного вкуса.

Стихи должны быть красочными, хорошо запоминаться. Наглядный пример-стихотворение Самуила Маршака »Урок вежливости», где на примере медвежонка объясняются правила поведения и как их надо всегда соблюдать.

В стихах есть рифмы, которые быстро и ненавязчиво запоминаются детьми. Ребенок учит правила поведения легко и весело.

Сейчас есть много разных, красочных книг, которые помогут родителям в воспитании детей. Ребенок не всегда понимает, зачем говорить вежливые слова. Тут на помощь придут герои стихов, сказок, мультфильмов и образно покажут, зачем надо быть вежливым.

Стихи о вежливости для детей

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я »здравствуйте » первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово »спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все »до свидания»

Друг другу всегда говорим,

»Пожалуйста»-если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым-обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

С. Маршак. »Урок вежливости’ ‘

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

— В гостях, медведь, нельзя реветь.

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь

А старых уважай.

И бабушку медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро.

А старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели,

Напрасно время тратили!

Вот такой забавный стишок есть у Самуила Маршака о вежливости.

Загадки

Пишите комментарии, принимайте участие в конкурсе комментаторов. Делитесь информацией с друзьями, нажимайте на кнопочки соц. сетей.

зайтуня гиниятуллина
Цикл бесед и игровых занятий (НОД) по обучению детей 2-й младшей группы этикету и вежливости

«Правила общения»

ЗАНЯТИЕ №1

Цель : Воспитание в детях внимательного, доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам. Развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо

Расширять представления детей

Методы и приемы :

Моделирование игровой

-Беседа ;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : сшитая или купленная кукла Фея Вежливости , несколько кукол, маленький сундучок, картонный цветок.

Перед занятием дети наводят порядок в игровых уголках , сажают кукол на места, ставят машинки. Воспитатель хвалит их, исправляет ошибки, благодарит за усердие.

Воспитатель;

Дети, как вы себя почувствовали, после того как я вас похвалила за то, что вы хорошо убрали игрушки?

Дети :

Воспитатель : Да, вам стало хорошо, радостно, весело и приятно. Когда слышишь хорошие слова, когда к тебе обращаются вежливо , всегда становится радостно, хочется сделать еще что-то хорошее. Мы сегодня будем учиться благодарить, говорить «спасибо» за все, что делают для нас. Во всех случаях, если для нас делают что-то хорошее, приятное, оказывают помощь, полагается благодарить, говорить «спасибо» . К нам сегодня пришла Фея Вежливости .

(Под спокойную музыку входит Фея Вежливости )

Фея Вежливости :

Здравствуйте, дети! Я Фея Вежливости из страны «Волшебных слов» . В моей стране живут только вежливые слова . Это хорошие, добрые, приятные слова, такие как «спасибо» , «благодарю» , «пожалуйста» , «до свидания» , «доброе утро» , «добрый день» и много других. В моей стране нет плохих людей, потому что все говорят друг другу только вежливые , добрые слова, не обзываются, не обижают друг друга. Вежливые слова по другому называют «волшебными» , потому что, когда их говоришь, люди тут же становятся добрее, веселее, радостнее и делают только хорошие дела. Волшебными словами благодарят, желают чего-то хорошего : здоровья, успехов, аппетита, спокойной ночи, доброго утра и дня.

Я вам принесла волшебный сундучок. Туда вы будете складывать все волшебные слова, которые научитесь говорить. Слова в сундучке станут «ключиками» для открывания улыбок и хорошего настроения. Вот первое волшебное слово, я вам его дарю. Положите в сундучок, и не забывайте говорить его, когда делают для вас что-то приятное. Это слово «спасибо» (дает красивый картонный цветок, символизирующий слово «спасибо» ).

Воспитатель :

Благодарим тебя Фея. Дети, поблагодарите Фею за подарок (дети говорят «спасибо» , «благодарю вас» .)

Рефлексия :

А теперь,Фея, мы проверим, умеют ли дети говорить «спасибо» в нужный момент.

(Воспитатель дает нескольким детям игрушки, кому –то поправляет одежду, кому-то застегивает сандалии, дети не должны забывать поблагодарить.)

Ребята, скажите, когда закончили обед или ужин, как вы поблагодарите Валентину Анатольевну? (Ответы детей .)

Миша принес машину, вам тоже дал поиграть. Что скажете Мише? (Ответы.)

Молодцы! Вот видите, Фея Вежливости , дети наши научились благодарить, они правильно употребляют волшебное слово «спасибо» . Спасибо тебе,Фея, что принесла нам сундучок и вежливое слово . До свидания, приходи к нам еще.

(Дети и Фея прощаются.)

Воспитатель :

Ребята, давайте поставим сундучок на этот стол, и будем помнить, что вежливые слова улучшают настроение взрослым и детям.

ЗАНЯТИЕ №2

Цель : Цель : формировать у детей общения вежливо вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи;

Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

-Беседа ;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : Игрушка Лунтик, куклы, маленький сундучок, картонный цветок.

Стук в дверь. Под музыку входит Лунтик.

Лунтик :

Ой, сколько детей ? А что вы здесь делаете?

Воспитатель :

Идет занятие , урок вежливости . Ребята, а можно ли о Лунтике сказать, что он воспитанный? А что он должен был сказать? Лунтик, посмотри, как наши дети хорошо усвоили правильные манеры.

(Дается задание 2-3 детям выйти и зайти правильно)

А теперь выйди, пожалуйста, и снова войди.

Лунтик снова входит, здоровается, просит разрешения войти. Воспитатель предлагает Лунтику сесть и послушать ребят, поучиться вежливости .

В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут обедать.

уклы заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.

Воспитатель :

Ребята, правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые ? Что означают слова «вести себя культурно, вежливо » ? Дети, а как вы ведете себя с взрослыми ? Какие волшебные слова знаете? А кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему ? (Слушаются ответы детей на каждый вопрос .) А теперь я вам назову несколько правил вежливости :

Будь вежлив и приветлив со всеми взрослыми;

Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор;

На улице, в детском саду, в транспорте говори спокойно;

Подай стул или уступи место вошедшему человеку.

Читается стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы » .

Лунтик :

Спасибо, ребята, что научили меня вежливости . Пойду и буду учить всех своих друзей тоже. Ой, чуть не забыл, когда шел сюда, мне встретилась Фея Вежливости и передала для вас вот это. (Показывает картонные цветочки.)

Воспитатель :

Да это же волшебные слова, ребята! Для нашего сундучка. Это слово «здравствуйте» , а это «до свидания» , а вот «пожалуйста» .

Рефлексия :

Воспитатель :

Ребята, когда мы говорим «здравствуйте» ? А что говорим, когда уходим надолго? А кода что-то просим мы говорим «пожалуйста» . Давайте поиграем. У меня много игрушек. Я отдам их вам, только если правильно попросите. (Дети просят игрушки, воспитатель с игровых уголков отдает их .)

Молодцы! А теперь положим волшебные слова в сундучок и попрощаемся с Лунтиком.

До свидания, Лунтик! Доброго пути!

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель : Цель : формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Чтение художественной литературы» «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи;

Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

-Беседа ;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : Фея вежливости , мяч.

Цель :формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Оборудование : Фея Вежливости , мяч, волшебный сундучок, с картонными цветами, символизирующими волшебные слова.

Ход занятия:

Воспитатель :

Дети, давайте вспомним, какие вежливые слова хранятся в нашем волшебном сундучке. (Дети говорят, а воспитатель достает цветочки, символизирующие слова «спасибо» , «до свидания» и т. д.)

Входит Фея Вежливости под тихую музыку .

Фея Вежливости :

Здравствуйте, ребята! Вот снова я к вам пришла. Хочу с вами поиграть. Игра называется «Кто больше знает вежливых слов Встаньте в круг. Я дам вам по очереди мяч и буду задавать вопросы. А вы должны правильно ответить. Кто отвечает неправильно, выходит из игры.

Передает одному из детей мяч и спрашивает :

Что нужно говорить, если вы встретились с другом (пришли в гости? Когда хотите о чем-то попросить (о помощи, об услуге? Когда прощаетесь? Утром, когда просыпаетесь? Вечером, когда ложитесь спать?

Молодцы, ребята! Вы хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы уже стали вежливыми и воспитанными детьми.

Вежливый и воспитанный человек старается совершать такие поступки, о которых всегда можно рассказать своим друзьям, чтобы порадовать или развеселить их. И никогда никому не завидует. Если у кого-то появилась новая машинка, мяч – это очень хорошо! Значит, станет еще веселее. А если этот мяч или какая-нибудь другая игрушка появились у тебя - тоже замечательно! Теперь ты сможешь играть в новую игру вместе со всеми твоими друзьями.

Вежливый человек уважает и ценит труд своей мамы, папы, дедушки, бабушки. Он и сам умеет и любит трудиться.

Ведь несправедливо, когда лишь взрослые наводят в доме порядок, готовят обед, ходят в магазин за продуктами или наряжают к празднику елку.

Ведь, если взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, мальчишкам и девчонкам будет не очень-то весело жить- поживать на белом свете. У ребят тоже есть руки. И эти руки должны стать ловкими и умелыми. Они тоже должны работать.

Поэтому каждый мальчик или девочка стараются иметь свои дела в доме. И если твои папа и мама, и остальные взрослые еще не дали тебе никакого важного домашнего дела, пожалуйста, напомни им об этом.

А если у тебя есть уже домашние дела, старайся выполнять их хорошенько и во время.

Рефлексия :

Воспитатель :

Спасибо тебе, Фея, за интересный рассказ и игру. А чтобы дети лучше запомнили все, что ты сейчас рассказала, мы сейчас поиграем в игру «Семья» .

Фея Вежливости :

Хорошо, а я пойду, у меня много важных дел. До свидания!

Дети :

До свидания! Всего тебе доброго, Фея!

Игра «Семья»

Помощник воспитателя исполняет роль мамы, у которой много дел : уборка, стирка, приготовление обеда. Воспитатель предлагает детям помочь, распределяет обязанности между детьми. После того как все «дела сделаны «мама» благодарит и угощает детей конфетами .

ЗАНЯТИЕ №4

Цель : Цель : формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи;

Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

-Беседа ;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : Цветик-семицветик, игровые уголки .

Воспитатель :

Дети, мы продолжаем разговаривать о вежливости и правилах хорошего тона. Вы уже знаете много правил. Давайте поиграем в игру, которая называется «Кто знает больше вежливых слов Становитесь в круг и отвечайте на мои вопросы.

Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром т. д.) Какие слова надо говорить, если вы обращаетесь к кому – либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите, не могли бы вы.)Какие слова произносим, когда извиняемся перед кем – нибудь? (Простите, извините, прошу прощения.)

Во время игры водящий-взрослый тихонько делает подсказку ребенку, незнающему ответа. Кто отвечает правильно, получает фишку. У кого больше всех фишек становится самым вежливым ребенком .

Воспитатель :

А сейчас мы поиграем в другую игру. Игра называется «Волшебный цветик- семицветик» . Я буду волшебником. (Волшебник отрывает лепесточки у ромашки. Делает вид, что бросает его, отдает, кому пожелает. Говорит слова : «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы Юля сказала Ване доброе слово!» Пока, ребята не усвоили игру, ведущий подсказывает на ушко, какие слова ему следует произнести. Например : «Петя, я тебя толкнула сегодня нечаянно, прости, пожалуйста» , «Катя, я была не права, что не дала тебе сумочку. Не сердись, я обязательно в следующий раз с тобой поделюсь!».)

Заканчивая игру, ведущий обращает внимание еще на один нюанс :

А вы заметили, как произносятся «волшебные слова» ? Верно, вежливо , с улыбкой.

Рефлексия :

Молодцы, дети. Хорошо поиграли. А теперь вы будете играть в своих любимых уголках со своими любимыми игрушками. Но не забудьте быть вежливыми и воспитанными , делитесь игрушками, говорите друг другу только ласковые, приятные слова и не обижайте друзей.

ЗАНЯТИЕ№5 – БЕСЕДА О «ВОЛШЕБНЫХ СЛОВАХ»

Цель : Цель : формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Чтение художественной литературы» «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи;

Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

-Беседа ;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : карточки с вежливыми словами , мальчик старшей группы или школьник , чей-то старший брат, одетый в костюм Кота Леопольда.

Воспитатель :

Ребята, сегодня к нам в гости придет герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый . Его любимые слова : «Ребята, давайте жить дружно!» (Ответы детей .)

Появляется кот Леопольд под музыку

Кот Леопольд :

Молодцы, ребята, меня действительно зовут Кот Леопольд. Сегодня я помогу вам познакомиться с «волшебными словами» . А кто знает, что это за слова? (Ответы детей .)

Очень хорошо, что вы знаете «волшебные слова» . А какими словами мы начинаем день? (Ответы детей .)

Каждый день должен начинаться со слов «Доброе утро» , произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Воспитатель :

Вот как хорошо об этом сказано в стихотворении «Я и солнышко» .

Солнышко ясное встало.

Доброе Утро! – сказало.

Доброе утро!- кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья все равно…

Придумано мудро :

Доброе утро!

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить : «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо говорить «Доброе утро!» , нахмурившись, недовольным голосом? Почему? (Ответы детей .)

Кот Леопольд :

Есть еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем знакомое слово «Здравствуйте!» Это очень старое слово. Связано оно со словом «дерево» . Когда –то давно, люди, произнося слово «Здравствуйте!» , желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево дуб. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Воспитатель : Все эти слова – и «Доброе утро!» , и «Здравствуйте!» , и «Добрый день!» , и «Спокойной ночи!» , - хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья. Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности : «Спасибо!» , «Благодарю вас!» .

Кот Леопольд : Вежливое слово «Пожалуйста!» мы произносим в ответ на «Спасибо!» и тогда, когда просим о чем- нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в садике, на улице, но и дома.

Как-то один мальчик нечаянно сказал своей младшей сестренке «Пожалуйста, дай мне твой карандаш» . Девочка так испугалась, что заплакала : «Почему ты мне говоришь «пожалуйста» , разве я тебе чужая?». Как вы думаете, только ли чужим надо говорить «пожалуйста» ? (Ответы детей .)

Может ли вежливое слово потерять свою «волшебную силу» ? Когда по-вашему это бывает? (Ответы детей .)

Воспитатель : Слова «Извините!» , «Простите!» - это тоже вежливые , волшебные слова.

Простите!

Папа разбил драгоценную вазу -

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся

Взглянул в глаза

И робко и тихо

«Простите!» сказал.

И мама молчит

Улыбается даже.

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!» , казалось бы,

Что в нем такого?

А ведь вот какое

Чудесное слово!

Кот Леопольд :

Но чтобы это чудесное слово, как и другие волшебные слова, не могло расколдоваться, надо помнить : слово не должно расходиться с делом.

Воспитатель : А сейчас, Кот Леопольд, наши ребята покажут тебе, как они умеют читать стихи. И мы все вместе послушаем стихи о «волшебных словах» .

Здравствуйте!

Здравствуйте! – ты скажешь человеку

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Доброго пути!

Нам желают : доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему – нибудь.

Мы все припомнить не смогли бы,

Ведь это было столько раз…

За что мы говорим «спасибо!»

За все, что делают для нас.

До свидания!

Когда мы увидимся снова?-

Никто не ответит заранее…

Сказать остается два слова,

И мы говорим «До свидания!»

Будьте добры

Будьте добры, - это я говорю по секрету,

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры - без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

Рефлексия :

Кот Леопольд : А теперь, ребята, давайте вспомним, какие же есть «волшебные слова» ? (Ответы детей .)

А как надо произносить эти слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? (Ответы детей .)

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. До свидания! До новых встреч!

Рекомендуем почитать

Наверх