Комплекс общежитий института красной профессуры. Институт красной профессуры Отбор студентов и учебный процесс

Животные и природа 04.03.2024

ИНСТИТУТ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ (ИКП), в РСФСР и СССР высшее учебное заведение для подготовки преподавателей-марксистов по общественным наукам и партийных работников. Учреждён 11.2.1921 в Москве и Петрограде, но из-за нехватки преподавателей открылся в октябре только в Москве. Находился в ведении Наркомпроса (до 1928), затем - ЦИК СССР, общее руководство институтом осуществлял агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б)/ВКП(б). Первоначально имел три отделения - экономическое, историческое, философское. В 1924 году организованы подготовительное, правовое, естественное, в 1927 - литературное и историко-партийное отделения. Ректор ИКП в 1921-32 - М. Н. Покровский. Преподаватели: В. Ф. Асмус, Ш. М. Дволайцкий, В. П. Волгин, Н. М. Лукин, Л. Н. Крицман, В. В. Адоратский, В. И. Невский, И. И. Рубин, А. М. Деборин, П. И. Лященко, П. Ф. Преображенский, А. Н. Савин, Н. А. Рожков, Е. А. Косминский, С. Н. Валк, Б. Д. Греков и др. Беспартийные преподаватели «старой школы» работали под контролем сотрудников института - членов ВКП(б). Со 2-й половины 1920-х годов проблема кадров решалась за счёт собственных выпускников ИКП (в 1928 в нём преподавали 24 «красных профессора»).

Срок обучения в ИКП составлял 3 года. Для поступления в него требовались (за редким исключением) членство в ВКП(б) и определённый партийный стаж (3 года в 1922, 8-10 лет в 1932). Основная форма обучения в ИКП в 1920-е годы - работа в «семинариях», где слушатели изучали экономическую теорию К. Маркса, материалистические и диалектические учения, историю революций, рабочего и крестьянского движения. Велась также исследовательская работа. Обязательной частью учебного процесса в ИКП была партийная работа (агитационно-пропагандистская деятельность, преподавание в партшколах и т. д.) и педагогическая практика (ведение курсов по своей специальности в вузах и на рабфаках). Во 2-й половине 1920-х годов слушатели ИКП активно участвовали в борьбе с оппозиционными течениями в ВКП(б).

В 1930-е годы вместо ИКП на базе его отделений образованы самостоятельные институты красной профессуры: исторический, историко-партийный, экономический, философии и естествознания; аграрный; мирового хозяйства и мировой политики; советского строительства и права; литературы, искусства и языка; подготовки кадров и др. Их число и наименования менялись. В январе 1938 институты красной профессуры были расформированы в ходе реорганизации вузовской системы в стране. К этому времени среди преподавателей высшей школы, сотрудников НИИ и Академии наук были практически одни марксисты.

Среди выпускников институтов красной профессуры - историки Н. Н. Ванаг, Э. Б. Генкина, И. И. Минц, А. М. Панкратова, Н. Л. Рубинштейн, С. Г. Томсинский; философы Н. А. Карев, Ф. В. Константинов; партийные и советские деятели Н. А. Вознесенский, Л. 3. Мехлис, П. Н. Поспелов, Я. Э. Стэн.

Источн.: Работы семинариев философского, экономического и исторического за 1921-1922 годы (1 курс) // Труды Института красной профессуры. 1923. Т. 1; К истории Института красной профессуры // Исторический архив. 1958. № 6.

Лит.: Иванова Л. В. У истоков советской исторической науки (Подготовка кадров историков-марксистов 1917-1929 годы). М., 1968; Алексеева Г. Д., Желтова Г. И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений (20-30-е годы). Таш., 1977; Соловей В. Д. Институт красной профессуры: подготовка кадров историков партии в 20-30-е годы // Вопросы истории КПСС. 1990. № 12; Никуленкова Е. В. Институт красной профессуры и «бухаринская школа» // VI Царскосельские чтения. СПб., 2002. Т. 4: История и современность; она же. Институт красной профессуры: структура и организация учебного процесса (1921-1930 годы) // Петербургская историческая школа. СПб., 2004.

Е. В. Никуленкова.

(ИКП)

специальное высшее учебное заведение, готовившее преподавателей общественных наук для вузов, а также работников для научно-исследовательских учреждений, центральных партийных и государственных органов. Организован согласно подписанному В. И. Лениным постановления СНК РСФСР от 11 февраля 1921 в Москве, находился в ведении Наркомпроса, общее руководство осуществлялось агитационно-пропагандистским отделом ЦК партии. Ректором ИКП с 1921 по 1932 был М. Н. Покровский. Первоначально единый ИКП через год имел 3 отделения: экономическое, историческое и философское. В 1924 было организовано подготовительное отделение, к 1928 - историко-партийное, правовое, естественное и литературное отделения. В 1939 ИКП был разделён на самостоятельные институты: исторический, историко-партийный, экономический, философии и естествознания. В 1931, после присоединения к ИКП аспирантуры научно-исследовательских институтов Коммунистической академии, были созданы институты: аграрный, мирового хозяйства и мировой политики, советского строительства и права, литературный, техники и естествознания, подготовки кадров (бывшее подготовительное отделение). Курс обучения составлял 3 года. В ИКП преподавали В. В. Адоратский, Н. Н. Баранский, А. С. Бубнов, Е. С. Варга, В. П. Волгин, А. М. Деборин, С. М. Дубровский, Н. М. Лукин (Антонов), А. В. Луначарский, Ю. Ю. Мархлевский, В. И. Невский, М. Н. Покровский, В. М. Фриче, Ем. Ярославский и др. Из рядов слушателей ИКП вышли видные партийные и советские работники, деятели науки и культуры (Н. А. Вознесенский, Я. Э. Калнберзин, Б. Н. Пономарев, М. А. Суслов, М. А. Каммари, И. И. Минц, М. В. Нечкина, А. М. Панкратова., П. Н. Поспелов, Н. Л. Рубинштейн, А. Л. Сидоров, А. А. Сурков, С. П. Щипачёв и др.). По мере укрепления высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов подготовка научных кадров была сосредоточена в аспирантуре, ИКП начали терять своё значение и в 30-е годы были закрыты.

П. А. Венгерская, И. В. Загоскина.

  • - высш. воен. уч. заведение. Преобр. из Екат. высш. арт. команд. уч-ща приказом МО РФ 16 сент. 1998. ЕВАКУ созд. 2 мая 1992 приказом Главкома ОВС СНГ от 3 янв. 1992 на базе Свердл. высш. военно-полит. танко-артил...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - Фасоль перебрать, промыть, положить в кастрюлю, залить 2 л холодной воды, добавить 1 чайную ложку соли, накрыть кастрюлю крышкой и поставить на огонь...

    Книга о вкусной и здоровой пище

  • - "Матильда" в Красной Армии Практически сразу после нападения Германии на СССР, вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: «За...

    Энциклопедия техники

  • - спец. науч. учебные заведения, готовившие преподава телей обществ. наук для вузов, а также работников для н.-и. учреждений, центр. парт. и гос. органов...

    Советская историческая энциклопедия

  • Русская энциклопедия

  • - зрелые нейтрофильные гранулоциты, ядра которых оттеснены к периферии фагоцитированным ядерным веществом другой клетки; при окраске эозином имеют вид гомогенных шаров розового цвета...

    Большой медицинский словарь

  • - между островами Комсомолец и Октябрьской Революции, соединяет моря Карское и Лаптевых. Длина около 110 км, ширина на 3. около 18 км, на В. около 10 км. Берега гористые, обрывистые...

    Большая Советская энциклопедия

  • - высшее учебное заведение, готовившее преподавателей общественных наук, работников научно-исследовательских учреждений, центральных партийных и государственных органов. Создан в 1921 в Москве...
  • - между островами Комсомолец и Октябрьской Революции, соединяет моря Карское и Лаптевых...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Устар. Прост. В армии. - У нашей лебёдушки ещё перья не выросли, - сказал Михаил. - Рано на сторону лететь. - Нечего, - вставил своё слово Илья, - и у нас охотник не перестарок...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - а не слишком ли многого ты...

    Словарь русского арго

  • - Ср. Мерину пригонье, коню ступанье, иноходцу хода, красной девице комнату. Даль. Толковый словарь. Ср. Frauenzimmer - женщина...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Красной дѣвицѣ комната. Ср. «Мерину пригонье, коню ступанье, иноходцу хода, красной дѣвицѣ комнату». Даль. Толковый Словарь. Ср. Frauenzimmer - женщина...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Нижегор. Устар. Служить в армии. СРНГ 15, 196...
  • - Разг. С абзаца; со строки, имеющей небольшой отступ вправо. БМС 1998, 555; ФМ 2002, 485...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 красноармеец...

    Словарь синонимов

"Институт красной профессуры" в книгах

Речь И.В. Сталина на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве

Из книги Сталин. Портрет на фоне войны автора Залесский Константин Александрович

Речь И.В. Сталина на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага,

Глава первая ОТ КРАСНОЙ ГВАРДИИ - К КРАСНОЙ АРМИИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. И. ЛЕНИНА ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Из книги Ленин вел нас к победе автора Аралов Семен Иванович

Глава первая ОТ КРАСНОЙ ГВАРДИИ - К КРАСНОЙ АРМИИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. И. ЛЕНИНА ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА Глубина знаний военного дела и военной науки у Владимира Ильича Ленина с особой яркостью, я бы сказал, с особым

Приложение 8 Записка начальника штаба ВВС Красной Армии начальнику Оперативного управления Генштаба Красной Армии с препровождением заявки на обеспечение топографическими картами

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Приложение 8 Записка начальника штаба ВВС Красной Армии начальнику Оперативного управления Генштаба Красной Армии с препровождением заявки на обеспечение топографическими картами № 2502005СС (не позднее 27 мая 1941 г.) Части и штабы авиации дальнего действия Главного

РЕЧЬ НА ПАРАДЕ КРАСНОЙ АРМИИ 7 ноября 1941 годана Красной площади в Москве

Из книги О Великой Отечественной Войне Советского Союза автора Сталин Иосиф Виссарионович

РЕЧЬ НА ПАРАДЕ КРАСНОЙ АРМИИ 7 ноября 1941 годана Красной площади в Москве Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно

Состав профессуры нового вуза был довольно симпатичным и заслуживающим уважения

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

Состав профессуры нового вуза был довольно симпатичным и заслуживающим уважения Состав профессуры нового вуза был довольно симпатичным и заслуживающим уважения. Среди клиницистов были отличные хирурги - профессор Буш, крепкая рука которого и сдержанный ум редко когда

Из книги Герои, злодеи, конформисты отечественной НАУКИ автора Шноль Симон Эльевич

Глава 2 Великая княгиня Елена Павловна (1806-1873) Еленинский клинический институт - Первый институт усовершенствования врачей в России Немецкая принцесса - Фредерика-Шарлотта- Мария - родилась в 1806 г., а в 1823 г. стала Великой княгиней Еленой Павловной, женой Михаила

Глава первая Изменения в оперативно-стратегической обстановке в ходе борьбы красной армии на подступах к Москве Переход красной армии в контр-наступление и начало разгрома немецких войск

Из книги Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. - 31 января 1942 г. автора Шапошников Борис Михайлович

Глава первая Изменения в оперативно-стратегической обстановке в ходе борьбы красной армии на подступах к Москве Переход красной армии в контр-наступление и начало разгрома немецких войск В первых числах декабря сражение на подступах к Москве вступило в свою решающую

Речь на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве

Из книги Фальсификаторы истории. Правда и ложь о Великой войне (сборник) автора Стариков Николай Викторович

Речь на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сёстры в тылу нашего врага, временно

8. РЕЧЬ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР И. В. СТАЛИНА НА ПАРАДЕ КРАСНОЙ АРМИИ 7 НОЯБРЯ 1941 ГОДА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ

Из книги Июнь 1941-го. 10 дней из жизни И. В. Сталина автора Костин Андрей Л

8. РЕЧЬ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР И. В. СТАЛИНА НА ПАРАДЕ КРАСНОЙ АРМИИ 7 НОЯБРЯ 1941 ГОДА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и

2. Покрашенные красной краской внутренние блоки Красной пирамиды Их красили по еще не застывшему, сырому бетону

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. Покрашенные красной краской внутренние блоки Красной пирамиды Их красили по еще не застывшему, сырому бетону В нескольких километрах к югу от Гизы находится Дахшур - еще одно поле пирамид Древнего Египта. Там расположена огромная Красная пирамида, лишь немного

№1. Докладная записка начальника Генерального штаба Красной Армии Б.М. Шапошникова и военкома Генштаба Красной Армии Н.И. Гусева народному комиссару обороны СССР К.Е. Ворошилову о составе участников совещания по обобщению опыта боевых действий в Финляндии

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№1. Докладная записка начальника Генерального штаба Красной Армии Б.М. Шапошникова и военкома Генштаба Красной Армии Н.И. Гусева народному комиссару обороны СССР К.Е. Ворошилову о составе участников совещания по обобщению опыта боевых действий в Финляндии 16 марта 1940

Место профессуры в корпоративном бытии студенчества

Из книги Что значит быть студентом: Работы 1995-2002 годов автора Марков Алексей Ростиславович

Место профессуры в корпоративном бытии студенчества Наиболее близким «соседом», который многое определял в самих основах студенческого бытия, была профессура - еще одна вузовская корпорация, одновременно прописанная по чиновничьему ведомству и потому поддерживавшая

Берлинский университет и подготовка российской профессуры

Из книги Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половины XIX века автора Андреев Андрей Юрьевич

Берлинский университет и подготовка российской профессуры Новый период во взаимоотношениях немецких и русских университетов открылся на рубеже 1820-1830-х гг. массовыми командировками будущих русских профессоров в Берлин. Университет в столице Пруссии был призван

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Из книги Эксперт № 12 (2014) автора Эксперт Журнал

От Тольятти до Звездочки Пузанов Александр, генеральный директор фонда «Институт экономики города» Ланцев Дмитрий, сотрудник фонда «Институт экономики города» Попов Роман, сотрудник фонда «Институт экономики города» Меры поддержки

Для подготовки высших идеологических кадров партии и преподавателей общественных наук в вузах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Ненависть и отвращение в Красной комнате. И с Новым годом.

    День рождения Факультета социальных наук

    Разведопрос: Павел Перец про покушение на Витте и про Матильду Кшесинскую

    Павел Перец про Михаила Лорис-Меликова

    Разведопрос: Сергей Кредов про белый и красный террор

    Субтитры

    всем привет егор красная комната и сегодня ты двери нового года мы хотели бы записать для вас ролик посвященный тому откуда пошла традиция отмечать этот замечательный праздник наряжать или где зажигать ели и страшно страдать с утра от похмелья честно признаться никакого желания это записывать у меня вовсе нет так что приготовьтесь сегодня не будет никаких смешных историй не о мертвом не а мертвых так так так короче это полный отстой поэтому давайте создавать новогоднее настроение ну не знаю там например с помощью группа стекловата так ладно короче сегодня я хочу поведать вам одну дурацкую историю которая навела меня на ряд довольно печальных мыслей и в конце естественно я подведу глубоко мысленную праздничную мораль ну а если вы не хотите смотреть как у меня сейчас будет гореть задница можете сразу перематывать в конец видео я там наверное очень милый и белый и даже пушистый довелось мне этой осенью присутствовать на одном довольно странном научному мероприятие где выступали разные историки и в том числе один довольно видные ученые и исследователи и естественно педагог достаточно известный питерском академическом комьюнити и какой-то момент пока я слушал в лекцию мои брови и сползли сначала мы затылок от удивления а потом уже вернулись куда-то в область лба но на этот раз от возмущения почтенная светило наук довольно долго рассказывала всему забитому университетскому залу о том что самый лучший источник он говорил об источниках я работе его студентов с источниками это газеты и чудовищно было не это чудовищно было его аргументация с лицом на котором отображалась состоянии практически оргазмическая он поведал нам о том что газета это прекрасно потому что когда-то ее считаешь ты знаешь что ты последний кто держит ее в руках потому что после того как ты закончишь не работать она обязательно рассыпаться у тебя в руках это привело меня в покое бешенства что несколько первых дублей этого видео нам пришлось выкинуть к дьяволу потому что там не было цензурные легче бабси сканер skype изобрели в прошлом веке понимаете сканер ладно на самом деле на самом деле первое устройство для передачи изображения нудно удаленное расстояние было изобретено вообще в середине 19-го века каким-то флорентийским монахом но я не об этом в конце концов ругаться на архивистов например бесполезно потому что ну всем понятно зачем они вообще живут так как живут и ничего не цифр уют некоторые списывают это на трудоемкость или ресурсы затратность но в целом ведь всем понятно что если взять и оцифровать все возможные архивы то люди которые в этих архивах работают окажется вообще никого не нужны но дьявол с ним с гнилой системой и дьявол с ним современным буддизмом видите ли лектор который заставил меня задуматься собственно обо всей этой проблеме проблемы как таковой не видел вообще он учил студентов тому что это нормально учил работать с архивными данными учил полагаться первую очередь на архивы он обо всем этом рассказывал короче учил их всему чему только угодно включая я не знаю то как приготовить подвальную крысу и поставить палатку в подвале этого архива чтобы не выбираться из него на протяжении ближайших двадцати четырех лет но единственная чему он их не учил простой идеи о том что некоторую информацию вообще знание имеет смысл иногда стараться сохранить и знаете что и они все так живут и работают и пишут свои вот эти всевозможные научные дипломные и курсовые работы это немногое что им за месяцы и недели работ удается вытащить из этих архивах в итоге у вилью оседает в их дипломах правильно в архивах это еще в лучшем случае вот например показательная история про мой университет который я узнал я правда учился не на истфаке но она как я уже сказал показательна для гуманитарного образования в россии вообще однажды уже закончив вуз я поинтересовался у одной своей бывшей преподавательницы а что же происходит с нашими дипломами и курсовыми работами которые мы с помощью обильного выделения пота и крови слюне и соплей и горести всякое печали все-таки сдаем кому-нибудь последние дни перед защитой помните вам иногда в вузе наверняка вы давали какие-нибудь раздаточные материалы тесты или что-то еще и там всегда было с одной стороны например задания а с другой стороны какая-то лажа которое вообще не имеет отношения к предмет так вот пролежав определенный срок в архиве университета все эти бесчисленные курсовые отправляются на макулатуру для печати при этом иногда и что-нибудь гублю это случается довольно часто и когда я что-нибудь гуглю я зачастую вполне осознанно захожу на сайт и некоторых американских университетов и скачиваю там в открытом доступе работу какого-нибудь jazzy из массачусетса чтобы узнать что он там на исследовал про я не знаю украшения скифов и отработает когда ругаюсь на это всяким знакомым и с академической тусовки они обычно отмазываются унылыми объяснениями в духе что на это нет денег ресурсов и государство это не интересны и народу это неинтересно но вообще-то единственное что не интересно так это вот эти вот люди которые привыкли только ныть сейчас эпоха просвещения 20 даже маленький скромный канал на ю тубе который занимается блин распространением информации на уровне ликбеза школьных знаний не будем указывать пальцем кто это может вполне себе спокойно выживать ладно пусть это не наука а научпоп или даже как некоторые говорят научу фан ну вот вам например еще одна показательная история политические карты которые вы все видели у нас в роликах в довольно большом количестве какая-то группа американских профессоров взяла запарилась перелопатила целую кучу политических карт оцифровала привела к общему знаменателю и общему виду выложила на сайт где вы можете забить нужную дату нужный год и получить политическую карту мира за этот год мало того что они сделали полезно и удобно и дело которой облегчило задачу и и мы их коллегам и лично мне например так они еще и умудрились это монетизировать понимаете мы платим им там кит смешные деньги в год на подписке на их ресурсы все или вот другой пример один мой друг потомственный филолог и гуманитарии до мозга костей умудрился за год научиться котик достаточно прилично чтобы написать очень клёвый сайт по маленьким трагедиям пушкин и стать ссылка есть в описании он правда очень здоровские может заменить целый цикл лекций просто потому что ему блин было это интересно так что все это не только об историках и не только даже а гуманитария х вообще людях когда я прихожу в кунсткамеру и вижу что там в зале стоит какой-нибудь экскурсионный автомат поставленный там за миллионы сотен золотых гульденов но при этом в нем картинки в качестве 20 на 40 и текст скопирован и из википедии это не потому что у кого то нет ресурсов времени или сил а потому что это халтура и без благодатные отношение к собственной работе и к тому чем ты занимаешься прям как в тот раз когда у нас галогенка сгорели и ладно бы если во всем этом был замешан только пофигизм трудно требовать от всех ну реальные самоотдаче но тут есть и другая вещь на мой взгляд высокомерия и снобизм это гораздо хуже потому что есть огромное количество людей которые сидят на вершине своих башен из слоновой кости и вообще не хотят из них выбираться и смотреть на хоть что-то минимально не соответствующие их базовой компетенции или это подвал функционального колодца не вершины башни а еще есть упертые традиционалисты снобы которые уверены в том что нужно все делать так как делали деды и не смотреть на огромное количество классных новых возможностей которые рассыпаны перед нами а потом эти же люди таким же с одесским образом обвиняют своих проблемах в том что им тяжело работать трудно получить информацию или гранты всех вокруг быдло не быдло государства университеты не знаю зрителей на ю тубе и чуваков которые лепят смешные мемасы в вики я не говорю я не говорю что заниматься всем этим это не дай динь задача науки или ученых но ведь наука должна не только накапливать знания она вроде как должна их транслировать как-то применять поощрять их распространения тем более что внести свой маленький вклад в этот довольно легко в нашем довольно странном мире в котором информационные технологии развиваются семимильными шагами каждую минуту короче я веду речь не только о сохранении истории но в первую очередь о том что если вы чем-то занимаетесь то будьте ради бога живыми блин интересуетесь узнавайте и делитесь это не только не то чтобы очень сложно это еще и офигенно весело нет я серьезно ну ему главное новогоднее поздравление на самом деле заключается в следующем опять же чем бы вы ни занимались даже если вы копаетесь мертвым и изучайте прошлое не живите в этом прошла ну а теперь я хочу поблагодарить всех кто смотрит эти видео поздравить с новым годом так сказать поздравить искать спасибо всем кто лайк и дизлайка и доставляет море смешного и полезного в комментариях обязательно огромное спасибо нашим патриотам патроном с патреона и прочим патроны сам который нас тщательно поддерживают всяческим и правда без вас не представляю как вообще бы жили ну и конечно спасибо лене которая все это монтирует снимается и иногда даже что-то придумывает спасибо роману который иногда оживляет нашу группу vk все молодую олегу которые копаются в моих текстах и находят там всякую безграмотную чушью спасибо маме спасибо папе спасибо конечно моему продюсеру и киноакадемии угорите там как бесы просто как последние ублюдки сном годом у меня

История и структура

Образован в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 февраля «Об учреждении Институтов по подготовке Красной Профессуры»: «1. Учредить в Москве и Петрограде Институты по подготовке красной профессуры для преподавания в высших школах Республики теоретической экономики, исторического материализма, развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства. 2. Установить число работающих в Институтах красной профессуры для Москвы в 200 и для Петрограда 100. 3. Поручить Народному комиссариату по просвещению приступить в срочном порядке к организации указанных институтов. 4. Обязать все Советские учреждения оказывать всемерное содействие Народному комиссариату по просвещению в деле скорейшей организации указанных институтов» . Из-за нехватки преподавателей был открыт в октябре только в Москве .

Первый выпуск состоялся в 1924 году. За пять выпусков (1924-1928 гг.) Институтом было выпущено 194 слушателя, из них 88 экономистов, 42 философа, 32 русских историка, 18 западных историков, 9 естественников, 5 правоведов . Все слушатели ИКП со второго курса обязаны были вести педагогическую работу при том или ином вузе. Некоторое время в Советском Союзе практиковалось присвоение профессорского звания после окончания Института красной профессуры; во второй половине 30-х гг. правила представления к званию ужесточились .

В 1927 году передан из ведения Главнауки в ЦИК СССР .

При создании было три отделения: экономическое, историческое и философское. B 1924 году организовано подготовительное отделение, правовое и естественное. B - историко-партийное и литературное отделения . К 1930 году насчитывалось восемь отделений :

  • экономическое с кооперативным циклом
  • историческое с циклами русской истории, западной истории и истории профсоюзов
  • философское
  • историко-партийное
  • историко-литературное
  • правовое
  • отделение теоретического естествознания
  • подготовительное

Руководители

Среди выпускников Института красной профессуры, занимавшихся педагогической и научной деятельностью, были историки Н. Н. Ванаг, Э. Б. Генкина , С. М. Дубровский , И. И. Минц , А. М. Панкратова , А. Л. Сидоров , С. Г. Томсинский и др. Военный историк Е. А Разин (выпуск 1936 года). В то же время большое количество выпускников после окончания Института работали в партийных и советских учреждениях. В числе выпускников ИКП были будущие члены и кандидаты в члены Политбюро и секретари ЦК: ; а также видные деятели партии и государства:

К приёмным экзаменам допускались лица, направленные ЦК или обкомом партии, как правило, с высшим образованием. Вначале принимали и беспартийных студентов, но в 1922 году уже требовался двухлетний партийный стаж, затем трёхлетний, в 1924 году - пять лет, к 1929 году требовалось до 8 и 10 лет стажа на определённых отделениях .

В начале 1920-х гг. для приёма лиц в Институт красной профессуры была создана мандатная комиссия, в которую входили представители ЦК партии , Правления и слушателей Института. О каждом кандидате она выносила постановление. При положительном решении мандатной комиссии заявления поступали в Правление. Оно рассматривало их и допускало (или нет) соискателей к представлению самостоятельной письменной работы по избранной специальности, которая должна была доказать способность поступающего к научному исследованию. Те, чьи работы признавались удовлетворительными, допускались к устному коллоквиуму по теоретической экономии, философии, русской и всеобщей истории. В 1920-е гг. одним из основных источников комплектования Института красной профессуры были выпускники Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова . В числе слушателей были и лица, работающие преподавателями, а также партийные работники, занимавшие до поступления ответственные посты (секретари райкомов, губкомов, заведующие районными агитпропами и др.) .

Учебный процесс

Основной формой обучения в Институте красной профессуры в 1920-е годы была работа в семинарах, где слушатели изучали и обсуждали вопросы экономической теории К. Маркса , истории философии, в том числе материалистических и диалектических учений (только по Философии И. Канта А. М. Дебориным лекции читались целый учебный год), истории революций, рабочего и крестьянского движений, социально-экономической истории. Многие их работы носили исследовательский характер. Слушатели Института издавали большое количество книг, статей, активно участвовали в научных дискуссиях и конференциях. Обязательной частью учебного процесса была партийная работа (преподавание в партшколах, ведение агитационно-пропагандистской работы, работа на предприятиях секретарями партийных ячеек коммунистов и т. д.) и педагогическая практика (ведение курсов по своей специальности в вузах и на рабфаках). Со 2-й половины 1920-х годов слушатели Института по-разному проявляли себя в борьбе с оппозиционными течениями в ВКП(б)

  • Институт красной профессуры // Большая Советская Энциклопедия изд. 3-е. т. 10 стр. 293.
  • Институт красной профессуры // Советская историческая энциклопедия. т. 6, стр. 109-110.
  • Институт красной профессуры // Большая Российская энциклопедия. - М., 2008. Т. 11, стр. 410.
  • А. Авторханов. Технология власти. 3-е изд. - Frankfurt/Main: Possev-Verlag, 1983-809 c.; 17 cm. LCCN unk84-022143
  • А. Авторханов. Мемуары. - Frankfurt/Main: Possev-Verlag, 1983-761 c.; 17 cm. LCCN 83-207886
  • А. Авторханов. Кузница мастеров власти: школа высших политических кадров ЦК КПСС // Новый журнал - № 131 (июнь 1978) стр. 219-241.
  • С. М. Дубровский. К истории Института красной профессуры. Документы // Исторический Архив, 1958, № 6. С. 84-89.
  • David-Fox M. Revolution of the Mind. Higher Learning among the Bolsheviks, 1918-1929. Ithaca, 1997
  • Michael S. David-Fox. Political Culture, Purges, and Proletarianization at the Institute of Red Professors, 1921-1929 // The Russian Review. Vol. 52, January 1993, pp. 20-42.
  • Л. А. Коган. На подступах к советской философии (первые «свердловцы», «соц. академики», «икаписты») // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 112-140.
  • Иванова Л. В. У истоков советской исторической науки (Подготовка кадров историков-марксистов 1917-1929 гг.). - М., 1968.
  • Никуленкова Е. В. Институт красной профессуры: структура и организация учебного процесса (1921-1930 гг.) // Петербургская историческая школа. Третий год выпуска. Памяти Е. Р. Ольховского. - СПб., 2004. - С. 414-424.
  • Никуленкова Е. В. Институт красной профессуры и «бухаринская школа» // VI Царскосельские чтения. - СПб., 2002. Т. 4. История и современность. - С. 120-128.
  • Все слышали выражение: «кадры решают все». Оно пришло к нам из советского времени, вот и давайте вместе посмотрим, какие же кадры «решали все» в СССР. Косыгина заслуженно считают одним из самых образованных, профессиональных и культурных советских управленцев. Каким же было его образование?

    Учеба - Кооперативный техникум сразу после гражданской войны. Закончил в 1924 году. Потом 6 лет нигде не учился. В 1930 году стал чернорабочим и одновременно учился в текстильном институте. Учтем, что техникум и институт в те годы очень отличались от учебных заведений позднесоветских времен. Образование после гражданской войны было разгромлено, преподавательские кадры в массе своей утеряны, вступительные экзамены отменены, а восстановили их только в начале 30-х, при поступлении на первом месте стояли анкетные данные (рабочий-крестьянин), учебная и материально-техническая база в условиях разоренной страны практически отсутствовала.


    Потом в 1935 году по завершению учебы Косыгин опять стал рабочим. После чего следуют несколько крупных скачков в карьере, и в 1939 году он уже министр текстильной промышленности (это в возрасте 30 лет, из которых управленческой деятельностью занимался совсем недолго). А в 1940 году назначен заместителем председателя Совнаркома СССР и председателем Совета по товарам широкого потребления. Это Косыгин, который был Председателем Совета Министров СССР с 1964 года до октября 1980-го, то есть крупнейшим управленецем СССР. А у других советских деятелей подготовка намного хуже.

    У всяких малограмотных недоучек очень распространена практика выдавать свои похождения по подворотням за «университеты». Так и пишут - «мои университеты». Смотришь на эти «университеты» и видишь - каторга, ссылка, беспризорник. И на выходе «блестящий управленец». Куда там западной властвующей элите. Разумеется, «кто на зоне срок не мотал, тот жизни не знает». Или в более мягком варианте - кто в армии не служил… Вот это вбивается в голову русским десятками лет именно для того, чтобы они и дальше барахтались в невежестве. Нашему народу не положено знать, что высшая управленческая элита Запада - сплошь очень образованные люди, каким-то образом получившие знания жизни без отсидки и срочной службы в армии, и даже без поездки на картошку.

    На Западе сначала человек учится в привилегированной школе с очень серьезной подготовкой, потом - в лучших в мире вузах, потом по ступеньке, годами поднимается вверх по карьерной лестнице, на разных стадиях, получая и дополнительные знания, и дополнительный опыт. Лет через двадцать человек становится заметной фигурой истеблишмента, и вот так из поколения в поколение. Также было и в Российской империи. В раннем СССР - не так. Едва научился читать и школу бросил (начался первый «жизненный университет» в виде беспризорника), потом сын полка (второй «университет»). Никакого образования до 25 лет, а потом - институт. Вот как такое может быть? Яснее ясного, что такое образование фиктивно. А после института сразу крупное назначение в управленческие структуры, а еще через несколько лет попадание в высшую властвующую элиту страны. Это с некоторыми оговорками - обычная, типичная биография советских управленцев вплоть до 50-х годов. Не верите? Ну что ж, я приведу конкретные факты.

    Планирование - это основа советской экономики и одна из главных отличительных ее черт. Поэтому логично для примера взять именно руководителей Госплана - ключевой организации, занимавшейся планированием, и к тому же начальник Госплана по статусу - один из самых высших управленцев советского периода. Здесь стоит добавить, что многие люди, о которых речь пойдет ниже, в течение своей жизни занимали не только пост главы Госплана, но и другие очень крупные должности. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы считать выборку достаточно репрезентативной для целей составления типичного портрета крупного советского управленца.

    Итак, каков же в целом уровень образования начальников Госплана? У истоков этой организации стоял Глеб Максимилианович Кржижановский. В 1889 году с отличием окончил Самарское реальное училище. В 1894 году окончил с отличием Санкт-Петербургский технологический институт. Действительно, начало, не просто хорошее, а отличное. Но что было дальше? А вот что…

    Александр Дмитриевич Цюрупа (период на посту руководителя - 1923-25). Учился в Херсонском сельскохозяйственном училище, учился, но не доучился - исключен. Высшего образования нет.

    Валериан Владимирович Куйбышев (1930-34) - в 1905 году поступил в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию, а уже в 1906 году исключен. Как видим, вновь высшего образования нет. Обратите внимание на то время, когда он возглавлял Госплан. Это 1930-34 гг., то есть важнейшие годы индустриализации. Именно в этот период происходил колоссальный переворот в промышленном развитии страны, фактически создавались целые отрасли, основа экономического потенциала СССР. А в Госплане начальником человек, чуть-чуть проучившийся в медицинской академии.

    Идем дальше. Валерий Иванович Межлаук. Руководил с 1934-го по 1937 год. Высшее образование есть… историко-филологический факультет плюс к этому юридический экстерном. Ну, что тут сказать? Мягко говоря, не совсем профильная подготовка. Но все-таки это хоть что-то более-менее приличное.

    В 1937 году в Госплане начальником также был Геннадий Иванович Смирнов. В 1919 году закончил реальное училище (среднее образование). В 1924 году становится студентом Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, а уже в 1926 году аспирант института экономики. Аспирант после двух то лет обучения. Это несерьезно.

    Николай Алексеевич Вознесенский (1938-41 и 1942-49). Коммунистический университет имени Свердлова, а также Институт красной профессуры. Без комментариев.

    Максим Захарович Сабуров (1941-42, а также 1949-53 и в 1953-55). Коммунистический университет имени Свердлова (это без комментариев), потом Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э. Баумана. Это, конечно, достижение, правда, закончил Сабуров институт в возрасте 33-х лет, ну да ладно, будем считать, что здесь все нормально.

    Григорий Петрович Косяченко руководил Госпланом в 1953 году. В начале 20-х он курсант военно-политических курсов в Новочеркасске, потом слушатель Военно-политической академии им. Н.Г. Толмачева и с 1929 по 1932 — слушатель Института Красной профессуры. С вашего позволения, «красную профессуру» комментировать не буду.

    Биография же Иосифа Иосифовича Кузьмина (1957-59) настолько красноречива, что ее стоит привести немного подробнее. Родился он в 1910 году, в 1926 -ученик столяра, с 1927 по 1929 год он, внимание, - ученик средней школы. В 1929 году масленщик, потом слесарь, а в 1931 году студент Ленинградского института инженеров водного транспорта. С 1932 года слушатель Военной электротехнической академии. И вот такой человек находился в высших эшелонах власти во второй половине XX века. М-да… Его сменил Алексей Николаевич Косыгин, о котором я уже сказал выше.

    Владимир Николаевич Новиков. Глава Госплана в 1960-62 годы. В 27 лет окончил Ленинградский военно-механический институт, до этого Новгородский индустриальный механический техникум. Не будем привередничать, на фоне предшественников это заметный прогресс, но с другой стороны на дворе, ни много ни мало, 60-е годы, и Гагарина уже отправили в космос.

    В 1962 году Госпланом также руководил Вениамин Эммануилович Дымшиц. Это уже ни в какие ворота не лезет, потому что Дымшиц в 30-х годах заочно поучился в Донецком институте хозяйственников, но его не окончил. Вот так вот, без высшего образования он потом стал директором завода, был управляющим трестом «Запорожстрой», а в 1950-ом закончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Экстерном. Наивные есть?

    Николай Константинович Байбаков. Кстати, в 1955-57 гг. он уже был начальником Госплана, но настоящая эпоха Байбакова - это период с 1965 по 1985 гг. Это расцвет СССР, Советский Союз того времени располагал гигантской экономикой, огромным и уже образованным населением, выдающейся наукой и мощнейшим ВПК, целым рядом вузов самого высшего мирового уровня. А кто руководит Госпланом? У Байбакова за плечами Азербайджанский институт нефти и химии, поступил, как и положено, в 17 лет (1928 год), окончил в 21 год. То есть все вроде бы нормально. Есть высшее образование и, причем, полученное вовремя. Но что такое Азербайджанский институт нефти и химии в 1928 году? Что это вообще за учебное заведение? Это бывшее техническое училище, на базе которого в 1920 году создан институт. Его первый выпуск состоялся в 1923-м из трех студентов. К 1927 году их число не достигало даже 300. Вопросы есть?

    Как видим, за 64 года (с 1921 по 1985 гг.) из всех руководителей Госплана, пожалуй, лишь один единственный человек располагал образованием, действительно соответствующим столь высокому посту.

    Это - руководство, но важно обратить внимание не только на уровень подготовки высшего кадрового состава, но и людей на местах, ведь огромное количество серьезных решений принимается именно на этом уровне. Это сотни тысяч решений в день, если смотреть по стране, и решений ответственных, это рутина руководителей. Как рассчитать цены на потребительские товары, сколько надо напечатать денег, сколько выработать руды, сколько вагонов произвести для ее перевозки и т.д.? Это решают, опираясь на очень сложный математический аппарат, если ставится задача распределять ресурсы эффективно. А решения «на глазок» тут же приводят к страшным потерям, издержкам, перекосам в экономике и так далее. Как тут построишь сверхдержаву, да еще и в условия острой нехватки ресурсов, и главное очень быстро? Тут нужны квалифицированные решения, сотни тысяч решений, правильных, на основе точного расчета, с привлечением очень сильных математиков.

    Я в университете прошел курс математической экономики. Так сейчас называют комплекс методов, которые использовал Госплан для расчета различных межотраслевых величин. Для того, чтобы перейти к этому курсу, студенты прошли четырехлетнюю предварительную подготовку по университетской программе физмата - математический анализ, теория вероятности, дифференциальные уравнения, функциональный анализ, аналитическая геометрия, алгебра, комплексный анализ. Только на пятом курсе нам стали читать математическую экономику, потому что она включала в себя знания всех ранее пройденных предметов, о которых я вам сейчас сказал. Так вот это было нечто! Мы решали задачи, которые стояли перед управленцами в 30-ые годы. Без такого мощного математического аппарата невозможно было их решать.

    И наш профессор показал на конкретном практическом примере, как небольшая погрешность в решениях может приводить к огромным потерям в экономике. Понимаете? Мы - студенты московского вуза, одного из лучших в стране, физматчики, едва справлялись с задачами, которые, как нам пытаются говорить сейчас, элементарно решали «беспризорники», едва умеющие писать, мол решали на основе практического опыта. Не иначе как общинный дух и мать-сыра-земля нашептывали правильный ответ. Причем связь с матерью-сырой-землей была только у советских беспризорников, японцы в аналогичных случаях вели расчеты с привлечением хороших математиков, американцы то же самое, англичане то же самое. И только СССР - страна чудес, а потом и другие братские соц.страны.

    В результате известных событий начала XX века резко сократился образованный слой «старых специалистов». А про тех, что пришли взамен, я уже сказал. Что же было в послереволюционные годы? Установили значительную квоту в вузах для рабочих-крестьян и следили за тем, чтобы квота была рабочими заполнена, а зачисляли в вуз без экзаменов. Кроме того, отменили не только экзамен, но и требование, чтобы в вузе учился человек, получивший ранее школьное образование. То есть разрешили идти в вузы людям вообще без образования и без экзаменов. В результате пошел вал людей, которые учиться в вузе не могли. И как же таких учить? Что же делать? Нетрудно догадаться, что резко снизили планку преподавания, а дипломы выдавали, как обычно. Вот отсюда и появились «тысячи советских инженеров», подготовленных ранней советской властью. Что это были за инженеры, понять нетрудно. Подчеркиваю, что речь идет о ситуации в целом. Отдельные гении появиться могли, я не спорю с этим, но не в массовом масштабе. А для осуществления промышленно-технологического рывка страны нужно, чтобы было именно массовое количество профессионалов, но этого-то и не было. Кто же провел индустриализацию? Кто же тогда управлял экономикой? В значительной степени иностранцы. А значит, СССР не был независимой страной.

    Не нравится подборка биографий глав Госплана? Тогда вот вам руководство госбезопасностью.

    Феликс Эдмундович Дзержинский. Образование - учился в гимназии. Основные этапы карьеры: в молодости занимался революционной деятельностью (издание газеты, транспортировка нелегальной литературы, организатор бунтов рабочих и т.п., неоднократно арестовывался); председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем; председатель ОГПУ.

    Вячеслав Рудольфович Менжинский. Образование - юридический факультет Петербургского университета. Основные этапы карьеры: член военной организации при комитете РСДРП в Петербурге и редактор большевистской газеты «Казарма»; член петроградского военно-революционного комитета, комиссар Военно-революционного комитета в Госбанке; консул в Берлине; нарком Рабоче-крестьянской инспекции Украины; начальник Особого отдела; заместитель председателя и председатель ОГПУ.

    Генрих Григорьевич Ягода. Образование - нет среднего образования. Основные этапы карьеры: работа в подпольной типографии; работа в петроградском ЧК; член Президиума ВЧК; зам. председателя ОГПУ; народный комиссар внутренних дел СССР с 10 июля 1934 — 26 сентября 1936.

    Николай Иванович Ежов - начальное образование. Основные этапы карьеры: военный комиссар; ответственный секретарь областного комитета партии Марийской Автономной области; секретарь Семипалатинского губкома; работа в ЦК ВКП(б); зам. наркома земледелия СССР; заведует Распределительным отделом, Отделом кадров ЦК ВКП(б) и промышленным отделом; заместитель председателя Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б); с февраля 1935 года по март 1939 года — председатель КПК и секретарь ЦК ВКП(б); народный комиссар внутренних дел СССР с 26 сентября 1936 — 25 ноября 1938.

    Берия Лаврентий Павлович. Образование - техническое училище, 2 курса Бакинского политехнического института. Основные этапы карьеры: работа в аппарате Совета рабочих депутатов; конторщик; сотрудник российского полпредства в Тифлисе; управляющий делами азербайджанского ЦК; заместитель председателя ЧК Азербайджана; руководитель ГПУ Грузии; первый секретарь Закавказского крайкома ВКП(б) и секретарь ЦК КП(б) Грузии; первый заместитель наркома внутренних дел; народный комиссар внутренних дел с 25 ноября 1938 по 29 декабря 1945.

    Дальше ситуация, конечно, улучшается, но даже Юрий Андропов, глава КГБ с 1967 по 1982 гг., и тот имел своеобразное образование - семь классов, затем техникум (специальность «техник по эксплуатации речного транспорта»). Далее заочно (а по другим сведениям экстерном) закончил Высшую партийную школу и параллельно заочно учился на историко-филологическом факультете Карело-Финского государственного университета.

    И напоследок, слово Судоплатову, буквально три цитаты: 1.) «Мое начальное образование включало в себя изучение Нового и Ветхого Завета и основ русского языка»; 2.) «…в двенадцатилетнем возрасте, я убежал из дому и присоединился к красноармейскому полку, который вскоре был вынужден покинуть Мелитополь»; 3.) «Несмотря на то что вся наша жизнь была заполнена работой, жена побудила меня заняться изучением права в Харьковском университете. Но мне, правда, удалось побывать всего на десяти лекциях и сдать один экзамен — по экономической географии». Этот человек был заместителем начальника 1-го (Разведывательного) управления НКВД СССР, не зная ни одного западноевропейского языка работал в Западной Европе, возглавлял 4-е управление НКВД СССР, генерал-лейтенант МВД.

    В общем, кадры решают всё - ни убавить, ни прибавить.

    Гуковский А. И. Как я стал историком // История СССР. 1956. № 6. С. 82.

    Иванова Л. В. У истоков советской исторической науки: Подготовка кадров историков-марксистов в 1917 - 1929 гг. М.:Мысль, 1968. С. 14-20.

    Иванова Л. В. Формирование советской научной интеллигенции: 1917-1927. М.:Наука. 1980.

    Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 4. М.: Наука. 1966. С. 226-223.

    Алексеева Г. Д., Желтова Г. И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений: 20-е - 30-е годы. Ташкент: Фан, 1977.

    Клушин В. И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Л.: Лениздат, 1971.

    Чагин Б. А. Очерки истории социологической мысли в СССР. Л.: Наука, 1971.

    Чагин Б. А., Клушин В. И. Борьба за исторический материализм в СССР. Л.: Наука, 1975.

    Галкин К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. М.Советская наука, 1958.

    Генкина Э. Б. Воспоминания об ИКП // История и историки. Историографический ежегодник. 1981. М.: Наука, 1985. С. 258-273.

    Сафразьян Н. Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы (1921- 1927 гг.) М.-Л.: Изд-во Московского университета, 1977. С. 113-136.

    Сидоров А. Л. Некоторые размышления о труде и опыте историка // История СССР. 1964. N 3. С. 118-138.

    Филъченков М. П. Из истории партийных учебных заведений // Вопросы истории КПСС. 1958. № 1.

    Купайгородская А. П. Высшая школа Ленинграда в первые годы советской власти (1917-1925 гг.). Л.: Наука. 1984.

    Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М.: Высшая школа, 1961.

    Синецкий А. Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР: Статистическое исследование. М.: Советская наука. 1950.

    Черепнина Б. И. Деятельность Коммунистической партии в области подготовки научно-педагогических кадров по общественным наукам в СССР за 1918-1962 годы: (На материалах высшей школы). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: Московский институт народного хозяйства им. Плеханова, 1965.

    Леонова Л. С. Исторический опыт КПСС по подготовке партийных кадров в партийных учебных заведениях: 1917-1975. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979.

    Леонова Л. С. Подготовка партийных кадров в партийных учебных заведениях: (Обзор источников) // Вопросы истории КПСС. 1985. № 5.

    Леонова Л. С. Об изучении исторического опыта КПСС в подготовке партийных кадров // Вопросы истории КПСС. 1985. № 2.

    Михайлов Д. А. Подготовка руководящих и теоретических кадров партии в условиях строительства социализма. (1918-1932). Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. М.: Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, 1968.

    Куманев В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М.: Наука, 1991.

    Покровский М. Н. Институт Красной Профессуры (К первой годовщине) // Правда. 1922. 2 декабря.

    Покровский М. Н. Институт Красной Профессуры (К первой годовщине) // Труды Института Красной Профессуры. Работы семинариев философского, экономического и исторического за 1921-1922 гг. М.-Пг: Госиздат, 1923. С. 3-10.

    Покровский М. И. Речь на десятилетии Института Красной Профессуры // Борьба классов. 1932. № 1.

    Дубыня Т. и Панкратова А. Десять лет Институту Красной профессуры // Борьба классов. 1931. № 8-9. С. 17-30.

    Алымов А. Десять лет ИКП // Вестник Коммунистической академии. 1931. № 12.

    Каганович Л. М. За большевистское изучение истории партии: Речь, произнесенная 1 декабря 1931 г. на собрании Института Красной Профессуры. 2-е изд. М.: Партиздат, 1932.

    Торжественное заседание, посвященное 10-летнему существованию ИКП (1 декабря 1931 г.) // Вестник Коммунистической академии, 1932. № 1-2.

    Таксер А. Десять лет философского ИКП: (Посмертная статья)//Вест. Ком. Академии. 1932. № 1-2. С. 87-97.

    Стецкий А. Об Институтах Красной профессуры // Большевик. 1935. № 23-24. С. 49-60.

    Мехлис Л. Институт Красной профессуры и проблема кадров // Партийное строительство. 1930. № 2 (4). С. 24-27.

    Институт Красной Профессуры (Беседы с тов. Покровским) // Свердловец. 1923. № 4. С. 31-32.

    Билик Л. Итоги набора и перспективы нового учебного года (ИКП советского строительства и права) // Вестник Коммунистической академии. 1931. № 10-11.

    Агеев Л. О задачах 1931/32 учебного года в Аграрном Институте красной профессуры // Вестник Коммунистической академии. 1931, № 10-11. С. 39-44.

    Гвоздев Б. И. К 50-летию образования Института красной профессуры // Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып. I M.: Мысль, 1972, С. 38-48.

    Соловей В. Д. Организация учебного процесса и подготовка кадров историков в Институте красной профессуры (1930-1938) // История СССР. 1986. № 6.

    Соловей В. Д. Изучение истории русского революционного движения XIX в. в Институте красной профессуры. (1920-е - начало 30-х годов). // Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. Сборник научных трудов. М.: Институт Российской истории, 1992. С 208-230.

    Соловей В. Д. Институт красной профессуры: подготовка кадров историков партии в 20-е - 30-е годы // Вопросы истории КПСС. 1990. № 2. С. 87-98.

    Дубровский С. М. К истории Института красной профессуры // Исторический ар¬хив. 1958. № 6. С. 73-90.

    Бюллетень Заочно-консультационного Отделения Института красной профессуры 1929-1931.

    Институт красной профессуры: Орган Институтов красной профессуры по заочно¬му обучению. 1934.

    Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М.-Л.: Госиздат, 1929.

    О высшей школе: Сборник важнейших постановлений. М.: Советская наука, 1939.

    Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. 3-е изд. пересмотренное и допол-ненное. М.-Л.: Наркомпрос РСФСР, 1931.

    Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образо¬вании: Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып. 1,2. М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947.

    Ст. 79 «Об учреждении Институтов по подготовке красной профессуры» // Собра¬ние узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: Изд-во Народного комиссариата юстиции. 1921. № 12. С. 83.

    Ст. 503 «О создании Комиссии по коренной реорганизации преподавания обще¬ственных наук в высших школах Республики» // СУ РСФСР. М.: Изд-во Народ¬ного комиссариата юстиции. 1920. № 93. С. 714.

    Ст. 119. «Об установлении научного минимума, обязательного для преподавания во всех школах РСФСР» // СУ РСФСР. М.: Изд-во Народного комиссариата юс¬тиции. 1921. № 19. С. 111-112.

    Ленин В. И. Директивы ЦК РКП - коммунистам-работникам Наркомпроса // Правда. 1921. 5 февраля.

    Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2308. Оп. 1.Д. 14. Л. 55.

    ГАРФ. ф. 5284. Оп. 1. Д. 1.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 260.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 2.

    ГАРФ. Ф. 1565. Оп. 18. Д. 11. Л. 16.

    СУ РСФСР. 1925. № 47. Ст. 363.

    Сборник положений, программ и литературы институтов красной профессуры на 1930/31 учебный год. М.-Л.: Огиз, 1931.

    Институт красной профессуры истории. Программы и планы на 1935/36 учебный год. М.: Государственное социально-экономическое издательство. 1935.

    Институт красной профессуры философии. Программы и планы на 1935/36 учеб¬ный год. М.: Государственное социально-экономическое издательство. 1935.

    Архив Российской Академии наук (АРАН). Ф. 350. Оп. 1. Д. 304.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 100

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 102. Л. 2-12.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 134.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 338. Л. 17а-18.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 261.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 98. Л. 35.

    ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 13. Д. 12. Л. 169-170.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 99. Л. 122, 123.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 135.

    АРАН. Ф. 350. Оп. 1. Д. 243. Л. 13.

    Известия ЦК ВКП(б). 1927. N 28. С. 9.

    Бухарин Н. И. О планировании научно-исследовательской работы. // Вестник Ака¬демии наук СССР. 1931. N 1. С. 17.

    АРАН. Ф. 350. Оп. 1. Д. 305.

    АРАН. Ф. 350. Оп. 1. Д. 332.

    ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 336. Л. 134.

    ГАРФ. Ф. 7668. Оп. 1. Д. 651. Л. 23.

    ГАРФ. Ф. 7668 Оп. 1. Д. 540. Л. 2.

    ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 12. Д. 848.

    Рекомендуем почитать

    Наверх