История возникновения и развития воздухоплавания. Воздушный шар

Произведения 28.12.2023

Развитие воздухоплавания началось в России. Некоторые люди не мыслят себя без чистого неба на головокружительной высоте и адреналина в крови при воздухоплавании.

Человек всегда мечтал о полетах. Оторваться от земной тверди, и подобно птице, посмотреть на мир из лазурной дали поднебесья- такие грезы тревожили многие поколения фантазеров и романтиков. Сколько заблуждений и разочарований, смертельных падений и преследований пришлось испытать, пока первый воздушный шар- символ человеческой веры, упорства и мужества – не оторвался от земли и не увлек людей в новую эру- эру воздухоплавания.

По легенде, повод к такому сенсационному открытию стал такой случай: один из братьев Монгольфье, Жозеф Мишель, случайно заметил, что когда его жена подошла к камину,край ее шелкового платья наполнился теплым воздухом и приподнялся… Так что к началу освоения ” пятого океана ” приложил руку, а точнее юбку слабый пол. Воздухоплавание вошло в новую эру.

Непреходящая любовь человека к воздушным шарам чем-то сродни его отношению к лошадям: люди давно пересели за руль автомобиля, а их восхищение благородными скакунами меньше не стало. Так и с аэростатами- самые современные самолеты не смогли заменить романтику свободного плавания в поднебесье. Во всем мире воздухоплавательный спорт вызывает не меньший интерес, чем яхтенные регаты или гонки ” Формулы 1 “. Есть три крупнейших компании аэростатостроения- Cameron Balloon, Thunder and Colt, Lidstard Baloons. И без дела они не сидят, выпуская до 600 шаров в год. А всяких мелких фирм, занятых в этой области, насчитываются десятками, они развивают воздухоплавание, постоянно добавляя какие-то новые технологические разработки.

Казалось что в век космических скоростей аэростаты, как ” динозавры” авиастроения, обречены на вымирание. Но в конце 20 в. мир буквально захлестнула новая волна увлечения воздушными шарами. На содержание воздушного шара уходит очень немало средств, поэтому не надо думать, что если выложил некогда на покупку аэростата кругленькую сумму, на этом все траты и закончатся.

Посмотрите видео снятое в Швейцарии: “Фестиваль воздушных шаров ” Chateau d’Oex -2012 “

Нужна машина сопровождения, обязательно внедорожник (неизвестно в каком болоте при дется приземлиться), хороший прицеп, способный выдержать гонку по пересеченной местности. Еще рации и навигационные приборы GPS для экипажа и группы сопровождения, которая должна состоять минимум из трех человек, (корзина весит не мало, попробуйте ее загрузить в прицеп). А газовой заправки баллона хватает на час полета.Иногда случаются и нештатные ситуации: например посадка в таких местах, куда не один внедорожник не доберется. Тут уж будьте добры, вызывайте вертолет. В общем один подъем в воздух на воздушном шаре обойдется в кругленькую сумму.


Устроен шар очень просто: оболочка из тонкой ткани, корзина из ивовых прутьев да газовая горелка с баллонами. Вся эта конструкция имеет вес 200- 300 кг. Управляется с помощью крана горелки для подъема и веревки, ведущей к клапану верхней части шара, который выпускает наружу горячий воздух, заставляя аппарат снижаться. На разных высотах воздушные потоки двигаются в разных направлениях, и задача пилота, регулируя высоту полета, заставить шар лететь в нужном направлении.

Мало кто знает, что первенство в развитии воздухоплавания и построении первого аэростата военного назначения принадлежит России. В 1812 году, в подмосковном имении Александра 1 Воронцово, в обстановке полной секретности возводился ” летающий кит “- шарльер для метания ядер, который должен был приводиться в движение силой весел и нести на борту 40 гребцов. Работы близились к концу, когда к Москве подошли французы. ” Кита ” эвакуировали вместе с обозом русской армии, но повредили его оболочку, поэтому шар так и никогда не поднялся в воздух. Поэтому можно гордиться, что развиваться воздухоплавание началось в нашем государстве!

Аэростаты делятся на газовые и тепловые, также они классифицируются в зависимости от назначения, объема оболочки и размеров.

"ПАССАРОЛА" ЛОРЕНЦО ГУЗМАО

К числу пионеров воздухоплавания, чьи имена не были забыты историей, но чьи научные достижения оставались неизвестными или ставились под сомнение на протяжении столетий, относится бразилец Бартоломмео Лоренцо. Это его подлинное имя, а в историю воздухоплавания он вошел как португальский священник Лоренцо Гузмао, автор проекта "Пассаролы", которая до последнего времени воспринималась как чистая фантазия. После длительных поисков в 1971 году удалось найти документы, проливающие свет на события далекого прошлого. Эти события начались в 1708 году, когда, перебравшись в Португалию, Лоренцо Гузмао поступил в университет в Коимбре и зажегся идеей постройки летательного аппарата. Проявив незаурядные способности в изучении физики и математики, он начал с того, что является основой любого начинания: с эксперимента. Им было построено несколько моделей, ставших прообразами задуманного судна. В августе 1709 года модели были продемонстрированы высшей королевской знати. Одна из демонстраций была успешной: тонкая яйцеобразная оболочка с подвешенной под ней маленькой жаровней, нагревающей воздух, оторвалась от земли почти на четыре метра. В том же году Гузмао приступил к осуществлению проекта "Пассаролы". История не располагает сведениями о ее испытании. Но в любом случае Лоренцо Гузмао был первым человеком, который, опираясь на изучение физических явлений природы, сумел выявить реальный способ воздухоплавания и попытался осуществить его на практике.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ

"Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей", - такую записку получил в 1782 году Этьенн Монгольфье, владелец бумажной мануфактуры в маленьком французском городке, от своего старшего брата Жозефа. Послание означало, что наконец-то найдено то, о чем братья не раз говорили при встречах: средство, с помощью которого можно подняться в воздух. Этим средством оказалась наполненная дымом оболочка. В результате нехитрого эксперимента Ж. Монгольфье увидел, как матерчатая оболочка, сшитая в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнения ее дымом устремилась вверх. Открытие Жозефа увлекло и его брата. Работая теперь уже вместе, они соорудили еще две аэростатические машины (так они называли свои воздушные шары). Одна из них, выполненная в виде шара диаметром 3,5 метра, была продемонстрирована в кругу родных и знакомых. Успех был полный - оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра. Окрыленные успехом, братья решили показать изобретение широкой публике. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его оболочка, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения непроницаемости. Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Шар, наполненный дымом, устремился ввысь. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССОРА ШАРЛЯ

Полет воздушного шара братьев Монгольфье вызвал большой интерес в Париже. Академия наук пригласила их повторить свой опыт в столице. В то же время молодому французскому физику профессору Жаку Шарлю было предписано подготовить и провести демонстрацию своего летательного аппарата. Шарль был уверен, что Монгольфьеров газ, как называли тогда дымный воздух, - это не лучшее средство для создания аэростатической подъемной силы. Он был хорошо знаком с последними открытиями в области химии и считал, что гораздо большие выгоды сулит использование водорода, так как он легче воздуха. Но избрав водород для наполнения оболочки летательного аппарата, Шарль оказался перед рядом технических проблем. В первую очередь, из чего изготовить легкую оболочку, способную длительное время держать летучий газ. Справиться с этой проблемой ему помогли механики братья Робей" Они изготовили материал необходимых качеств, использовав легкую шелковую ткань, покрытую раствором каучука в скипидаре. 27 августа 1783 года на Марсовом поле в Париже стартовал летательный аппарат Шарля. На глазах 300 тысяч зрителей он устремился ввысь и вскоре стал невидимым. Когда кто-то из присутствовавших воскликнул: "Какой же во всем этом смысл?!" - известный американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин, находившийся среди зрителей, заметил: "А какой смысл в появлении на свет новорожденного?" Замечание оказалось пророческим. На свет появился "новорожденный", которому было предопределено великое будущее.

ПЕРВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПАССАЖИРЫ

Успешный полет аэростата Шарля не остановил братьев Монгольфье в их намерении воспользоваться предложением Академии наук и продемонстрировать в Париже аэростат собственной конструкции. Стремясь произвести наибольшее впечатление, Этьенн использовал весь свой талант, недаром он считался также отличным архитектором. Построенный им воздушный шар был в определенном смысле произведением искусства. Его оболочка высотой более 20 метров имела необычную бочкообразную форму и была разукрашена снаружи вензелями и красочными орнаментами. Продемонстрированный официальным представителям Академии наук воздушный шар вызвал у них такое восхищение, что было решено повторить показ в присутствии королевского двора. Демонстрация состоялась в Версале (под Парижем) 19 сентября 1783 года. Правда, воздушный шар, вызвавший восхищение французских академиков, не дожил до этого дня: его оболочку размыло дождем, и он пришел в негодность. Однако это не остановило братьев Монгольфье. Работая день и ночь, они построили к намеченному сроку шар, который по своей красоте не уступал предыдущему. Чтобы произвести еще больший эффект, братья прицепили к воздушному шару клетку, куда посадили барана, утку и петуха. Это были . Воздушный шар оторвался от помоста и устремился ввысь, а через восемь минут, проделав путь в четыре километра, благополучно опустился на землю. Братья Монгольфье сделались героями дня, были удостоены наград, а все воздушные шары, в которых для создания подъемной силы использовался дымный воздух, стали с того дня именоваться монгольфьерами.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА МОНГОЛЬФЬЕРЕ

Каждый полет воздушных шаров братьев Монгольфье приближал их к заветной цели - полету человека. Построенный ими новый шар был крупнее: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров. В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек. В середине галереи был подвешен очаг для сжигания крошеной соломы. Находясь под отверстием в оболочке, он излучал тепло, подогревавшее воздух внутри оболочки во время . Это позволяло сделать полет на воздушном шаре более длительным и в какой-то мере управляемым. Король Франции Луи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете. Столь рискованную для жизни задачу, по его мнению, следовало поручить двум преступникам, приговоренным к смертной казни. Но это вызвало бурные протесты Пилатра де Розье, активного участника постройки монгольфьера. Он не мог смириться с мыслью о том, что в историю воздухоплавания войдут имена каких-то преступников, и настаивал на личном участии в полете. Разрешение было получено. Другим "пилотом" стал поклонник воздухоплавания маркиз д"Ар-ланд. И вот 21 ноября 1783 года человек наконец-то смог оторваться от земли и совершить воздушный полет. Монгольфьер продержался в воздухе 25 минут, пролетев около девяти километров.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ШАРЛЬЕРЕ

Стремясь доказать, что будущее воздухоплавания принадлежит шарльерам (так называли аэростаты с оболочками, наполненными водородом), а не монгольфьерам, профессор Шарль понимал, что для этого нужно осуществить полет людей на шарльере, причем более эффектный, чем полет братьев Монгольфье. Создавая новый аэростат, он разработал ряд проектно-конструкторских решений, которые затем использовались на протяжении многих десятилетий. Построенный им шарльер имел сетку, обтягивавшую верхнюю полусферу оболочки аэростата, и стропы, с помощью которых к этой сетке подвешивалась гондола для людей. В оболочке была сделана специальная отдушина для выхода водорода при падении наружного давления. Для управления высотой полета использовались специальный клапан в оболочке и балласт, хранящийся в гондоле. Был предусмотрен и якорь для облегчения посадки на землю. 1 декабря 1783 года шарльер диаметром более девяти метров взял старт в парке Тюильри. На нем отправились профессор Шарль и один из братьев Робер, принимавших активное участие в работах по постройке шарльеров. Пролетев 40 километров, они благополучно опустились возле небольшой деревеньки. Затем Шарль в одиночку продолжил путешествие. Шарльер пролетел пять километров, забравшись на небывалую для того времени высоту - 2750 метров. Пробыв в заоблачной вышине около получаса, исследователь благополучно приземлился, завершив, таким образом, первый в истории воздухоплавания полет на аэростате с оболочкой, наполненной водородом.

АЭРОСТАТ НАД ЛА-МАНШЕМ

Жизнь французского механика Жана Пьера Бланшара, совершившего первый перелет на аэростате через Ла-Манш, примечательна тем, что является яркой иллюстрацией переломного момента в развитии воздухоплавания конца XVIII века. Бланшар начал с осуществления идеи машущего полета. В 1781 году он построил аппарат, крылья которого приводились в движение усилием рук и ног. Испытывая этот аппарат подвешенным на веревке, перекинутой через блок, изобретатель поднимался на высоту крыши многоэтажного дома при противовесе всего 10 килограммов. Обрадованный успехами, он опубликовал в газете свои соображения о возможности машущего полета человека. Воздушные путешествия, совершенные на первых аэростатах, а затем поиски средств управления их движением вновь возвратили Бланшара к мысли о крыльях, на этот раз в качестве управления аэростатом. Хотя первое путешествие Бланшара на аэростате с крыльчатыми веслами окончилось неудачно, он не оставлял своих попыток и все больше увлекался подъемом в небесный простор. Бланшар начал выступать с публичными демонстрациями полетов на воздушном шаре. Когда осенью 1784 года начались его полеты в Англии, у него появилась мысль перелететь на аэростате через Ла-Манш, доказать тем самым возможность воздушного сообщения между Англией и Францией. Этот исторический перелет, в котором участвовали Бланшар и его друг американский доктор Джеффри, состоялся 7 января 1785 года.

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЮ

История воздухоплавания была историей не только побед, но и поражений, а порой и драматических судеб. Примером тому жизнь Пилатра де Розье. физик по образованию, он одним из первых понял истинное значение изобретения Жозефа Монгольфье. Розье упорно выдвигал идею пилотируемого воздухоплавания, неоднократно заявляя о личной готовности совершить полет на воздушном шаре. Настойчивость и смелость привели к триумфу: Розье стал первым , совершив 21 ноября 1783 года вместе с маркизом д"Арландом двадцатиминутный полет на монгольфьере. По его предложению была изменена конструкция монгольфьера, строившегося в 1783 году в городе Лионе для демонстрации полета. В новом варианте воздушный шар был рассчитан на подъем в воздух двенадцати человек. И хотя лионский монгольфьер поднял в воздух только семь человек и через 15 минут снова коснулся земли, это был первый в истории воздухоплавания полет многоместного воздушного шара. Затем Розье ставит новый рекорд. В полете на монгольфьере вместе с химиком Пру он достигает высоты 4000 метров. Добившись этого успеха, Розье возвращается к мысли о дальних перелетах. Теперь его цель - перелет через Ла-Манш. Он разрабатывает аэростат собственной конструкции, объединяющий в себе обычный сферический шарльер и монгольфьер цилиндрической формы. Комбинированный аэростат стал именоваться розьером. Но судьба явно не была благосклонна к Пилатру де Розье. Поднявшись 15 июня 1785 года в воздух вместе со своим помощником Роменом, Розье не успел долететь даже до Ла-Манша. Возникший на розьере пожар привел к трагической гибели обоих воздухоплавателей.

ОТ МЕЧТЫ К ПРОФЕССИИ

Попытки реализации управляемого движения аэростатов, предпринимавшиеся во Франции в первые годы развития воздухоплавания, не дали положительных результатов. А интерес широкой публики к демонстрационным полетам постепенно превращал воздухоплавание в особый вид зрелищных мероприятий. Но в 1793 году, то есть десять лет спустя после первых полетов людей на аэростатах, была обнаружена область их практического применения. Французский физик Гитон де Морво предложил использовать аэростаты на привязи для подъема в воздух наблюдателей. Эта идея была высказана в тот момент, когда враги Великой французской революции пытались задушить ее. Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля. Он успешно справился с задачей, и в октябре 1793 года аэростат отправили в действующую армию для проведения полевых испытаний, а в апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. Ее командиром был назначен Кутелль. Появление привязных аэростатов над позициями французских войск ошеломило противника: поднимаясь на высоту 500 метров, наблюдатели могли заглянуть далеко в глубь его обороны. Разведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле. После победы французских войск решением Конвента была создана Национальная воздухоплавательная школа. Хотя она просуществовала всего пять лет, начало было положено: воздухоплавание стало профессией.

ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В ДАТАХ И СОБЫТИЯХ

200-400 гг - мифический полет перуанского мальчика Antarqui
. 08 августа 1709 - португальским священником Bartholomeu Lourenзo de Gusmao при дворе короля была продемонстрирована модель воздушного шара, которая поднялась за счет нагретого воздуха в оболочке.
. 17 ноября 1731 - первый полет человека на воздушном шаре, следуя русским летописям, совершил подьячий Крякутной из Нерехты.
. 26 августа 1740 - родился французский пионер воздухоплавания Ж.М.Монгольфье. Старший брат, один из изобретателей воздушного шара.
. 5 июня 1783 - демонстрация аэростата Этьена и Жозефа Монгольфье на базарной площади в городе Анноне. Шар поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе 10 минут, пролетев 2 километра.
. 27 августа 1783 - первый старт аэростата физика Жака Александра Цезаря Шарля, наполненного железными опилками и серной кислотой. На высоте от 1000 до 1500 метров шар лопнул.
. 15,17,19 сентября 1783 - пробные привязные полеты физика Пилатра-де-Розье на шаре Монгольфье.
. 19 сентября 1783 - полет монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту в Версале. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут.
. 21 ноября 1783 - первый полет человека на аэростате. Пилоты Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд перелетели Париж и через 25 минут благополучно приземлились, пролетев около 9 км на высоте до 1 км.
. 24 ноября 1783 - был запущен небольшой шар диаметром 1,5 фута в Петербурге.
. 1 декабря 1783 - первый полет человека на шарльере. Жак Шарль и Энэ Роббер, пролетев 36 км, опустились через 45 минут после старта.
. 5 января 1784 - третий полет на воздушном шаре с пассажирами. На гигантском монгольфьере «Les Flesselles» поднялось в воздух 8 человек. На высоте 800 метров оболочка треснула, воздухоплаватели отделались легкими ушибами.
. 4 апреля 1784 - Екатерина II своим Указом запретила полеты аэростатов в России “под страхом заплаты пени 20 рублей в Приказ общественного призрения и взыскания вреда, ущерба и убытка тем причиняемого”.
. 19 марта 1784 - в Петербурге французом Менилем был организован беспилотный подъем воздушного шара.
. 24 сентября 1784 - первая женщина-воздухоплаватель госпожа Тибль совершила полет в Лионе.
. 16 октября 1784 - фиксируется первое использование воздушного винта на полноразмерном пилотируемом аэростате, когда Жан-Пьер Бланшар прикрепил к пассажирской корзине своего аэростата шестилопастный воздушный винт, приводившийся в действие вручную.
. 7 января 1785 - француз Жан-Пьер Бланшар и американец Джефрис первыми пересекли Ла-Манш, стартовав из британского города Дувр и приземлившись во французском Кале
. 15 июня 1785 - гибель воздухоплавателя Пилатра-де-Розье во время перелета через Ла-Манш.
. 22 октября 1797 - Andrй Jacques Garnerin совершил первый прыжок с парашютом с воздушного шара.
. 10 ноября 1798 - первая женская команда стартовала в Париже. Пилот Jeanne Geneviиve Garnerin (Miss Labrosse) и сопилот Miss Henry.

19 век
. 20 июня 1803 - первый официально зарегистрированный полет в России был совершен в Петербурге французом Гарнереном и его женой.
. 20 сентября 1803 - первый полет в Москве, совершенный французами Гарнереном и Обером.
. 04 октября 1803 - полет Гарнерена в России на расстояние более 300 км.
. 8 мая 1804 - первая русская воздушная путешественница А.С. Турчанинова, поднялась в московское небо в качестве пассажирки вместе с супругой француза Гарнерена.
. 30 июня 1804 - полет француза Робертсона и Якова Дмитриевича Захарова в Петербурге с целью исследования атмосферы. Было изучено "влияние высоты на увеличение или уменьшение магнитной силы, а также увеличение или уменьшение нагревательной силы солнечных лучей".
. 12 декабря 1804 - запуск аэростатов в честь коронации Наполеона. Один из них опускается на могилу Нерона в Риме, что вызывает скандал
. 13 октября 1805 - пионер российского воздухоплавания штабс-доктор И.Г.Кашинский в Москве совершил полёт на аэростате. Большой аэростат и парашют были самостоятельно построены Кашинским на собственные деньги.
. 31 августа 1828 - в Москве на аэростате собственной конструкции поднялась на высоту 650 метров первая русская женщина-воздухоплавательница госпожа Ильинская, мещанка с Пресненской части.
. 24 сентября 1852 - первый полет дирижабля под управлением Henri Giffard.
. 18 июня 1861 - пилот Thaddeus Sobieski Constantine Lowe послал первое телеграфное сообщение с борта аэростата "Enterprise".
. 21 декабря 1869 г. - создана Комиссия по применению аэростатов для военных целей- первый в России официальный орган по военному воздухоплаванию. Глава - Э.И.Тотлебен.
. 3 декабря 1870 г. - создано Русское общество воздухоплавания.
. 22 марта 1874 — высотный подъём (7300 м) французских учёных Т. Сивеля и Ж. Кроче-Спинелли на аэростате "Полярная звезда"; для нормального дыхания на высоте аэронавты имели мешки, наполненные воздухом с повышенным содержанием кислорода.
. 19 октября 1875 - Д.И. Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил проект аэростата для высотных полетов (стратостата с герметически закрывающейся гондолой).
. Декабрь 1880 - по инициативе Д.М.Менделеева создан 7 воздухоплавательный отдел Русского технического общества.
. 20 декабря 1880 (01.01.1881) - Русское техническое общество открыло в своём составе VII Воздухоплавательный отдел, председатель - М.А.Рыкачёв.
. 9 августа 1884 — первый полёт Ш. А..Ренара и А.Кребса на дирижабле "Франция" с электродвигателем, мощность которого (6,5 кВт) позволяла при слабом ветре возвратиться к месту старта (новое для того времени качество воздухоплавательных ЛА).
. 16 февраля 1885 - в Петербурге на Волковом поле была организована Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая готовила военных воздухоплавателей и проводила военные учения с использованием аэростатов.
. 18 октября 1885 г. - первый свободный полёт на высоту 2225 м продолжительностью 5 часов на расстояние 150 км совершили русские военные воздухоплаватели во главе с А.М.Кованько.
. 2 ноября 1885 года - с одобрения императора Александра III была создана Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям.
. 07 августа 1887 - в Клину во время полного солнечного затмения состоялся запуск воздушного шара, управляемого Д. Менделеевым. Полет продолжался 3 часа 36 минут, после чего шар приземлился недалеко от Калязина, покрыв расстояние около 120 километров.
. 11 июля 1897 - первый полет на Арктику, совершенный пилотом Salomon August Andrйe 14 июля 1890 - был создан Учебный воздухоплавательный парк, который впоследствии стал военным и научным центром отечественной аэронавтики. Первым командиром парка был А. М. Кованько.

20 век
. 2 июля 1900 — первый подъём дирижабля Ф. Цеппелина жёсткой конструкции.
. 15 сентября 1900 — в Париже открылся 1-й Международный воздухоплавательный конгресс. В числе представителей от России — Н. Е. Жуковский.
. 19 октября 1901 - самая ранняя демонстрация управляемого полёта на дирижабле - бразилец А.Сантос-дюмон облетел на дирижабле вокруг Эйфелевой башни в Париже и завоевал приз в 100000 франков. Общая длина дирижабля составляла 33 м, максимальный диаметр - 6 м, объём - 630 куб.м. Он был оснащён бензиновым двигателем, который приводил в действие двухлопастный воздушный винт.
. 13 ноября 1902 — первый полёт дирижабля "Лебоди" полужёсткой конструкции (Франция).
. 30 августа 1905 - первый в России рекламный аэростат сигаретной фабрики "Катык" стартовал с московского ипподрома. Пилот Жан Овербек, повиснув вниз головой на трапеции, разбрасывал над Москвой рекламные открытки.
. 14 октября 1905 - во Франции Создана Международная Авиационная Федерация (ФАИ). Идея об её образовании была выдвинута в июне во время Олимпийского конгресса в Брюсселе представителями Франции, Германии и Бельгии. 12 октября в Париже была созвана международная конференция аэронавтов, и спустя два дня делегаты из Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, США, Франции и Швейцарии принимают устав новой организации. Её первым президентом избирается принц Р. Бонапарт (Франция).
. 01 октября 1906 - I Кубок Гордона Беннетта. Первое место заняли пилот Frank P. Lahm и сопилот Henry B. Hersey.
. 14 марта 1908 - состоялось первое общее собрание членов Аэроклуба
. 29 января 1908 - состоялось собрание учредителей первого аэроклуба в Петербурге, которое выбрало комиссию для выработки Устава.
. Декабрь 1909 - Всероссийский аэроклуб вступил в Международную аэронавтическую федерацию и получил право регистрировать в ней мировые авиационные и воздухоплавательные рекорды, установленные в России, а также выдавать пилотам-аэронавтам и пилотам-авиаторам дипломы, действительные во всех странах мира
. 28 июня 1910 - первый полет дирижабля Zeppelin с пассажирами на борту.
. 28 июня 1910 - министерство торговли и промышленности выдало "первому российскому товариществу воздухоплавания" разрешение на пуск в Петербурге завода по строительству летательных аппаратов.
. 1 сентября 1910 - Учебный воздухоплавательный парк под командованием Кованько был преобразован в Офицерскую воздухоплавательную школу.
. 05-29 сентября 1910 - Всероссийский праздник воздухоплавания в Петербурге. Было разыграно множество призов и премий — за высоту подъема, скорость, продолжительность и дальность полета, точность приземления.
. 23 апреля 1911 — в С. Петербурге открылась Международная воздухоплавательная выставка.
. 6 июля 1919 - George Herbert Scott-старший первым пересек Атлантику на дирижабле.
. 27 июня 1920 - первый свободный полет в СССР. Газовый аэростат стартовал из центра Москвы с Красной площади во время торжественного парада в честь II Конгресса Коммунистического Интернационала. Пилоты Анощенко, Куни и Олеринский.
. 2 января 1921 — первый полёт дирижабля "Красная звезда", перестроенного из дореволюционного дирижабля "Астра".
. 1 декабря 1921 - первый полет дирижабля, наполненного гелием.
. 12 октября 1924 г. - первые Всесоюзные соревнования воздухоплавателей (8 аэростатов), победили Н.М.Канищев и П.Ф.Федосеенко.
. 12 мая 1926 - дирижабль "Норвегия" достиг Северного полюса. Организаторы полета - Р. Амундсен, Л. Элсуорт, У. Нобиле.
. 15 ноября 1927 - аэронавт П.Федосеенко на сферическом аэростате объемом 647 куб.м продержался в воздухе 23 часа 52 мин
. 27 мая 1931 - первый успешный полет в стратосферу был совершен года швейцарцами Огюстом Пиккардом и Паулем Кипфером. Они поднялись на 15781 метров.
. 30 сентября 1933 - Г. Прокофьев, К. Годунов и Э. Бирнбаум на стратостате поднялись на рекордную высоту 18514 метров.
. 30 января 1934 - П. Федосеенко, А. Васенко и И. Усыскин на аэростате достигли рубежа 22 км. Во время полета гондола оторвалась, воздухоплаватели трагически погибли. Стратонавтов похоронили у Кремлевской стены.
. 29 сентября—4 октября 1937 — рекордный по продолжительности (130 ч 27 мин) полёт советского дирижабля В-6 (пройдено 4800 км).
. 28 ноября 1956 - в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров была создана Воздухоплавательная служба ВВС.
. 22 октября 1960 - Edward Yost создал прототип современного теплового аэростата.
. 20 августа 1966 - полет первого современного теплового аэростата в Европе под руководством пилота Veikko Kaseva.
. 4 января 1973 - первый удачный полет теплового дирижабля. Пилот Donald A. Cameron. Бристоль, Великобритания.
. 17 февраля 1973 - Dennis Floden выиграл первый Чемпионат мира по тепловым аэростатам.
. 14 сентября 1976 - пилот Peter Peterka и сопилот Kurt Rьnzi стали победителями первого Чемпионата мира по газовым аэростатам.
. 17 августа 1978 - американцы Бен Абруццо, Макси Андерсон и Ларри Ньюмен впервые на аэростате преодолели Атлантический океан..
. 11 апреля 1980 - первый в истории полет над Северным полюсом на тепловом аэростате. Пилот Sid Conn.
. 11 января 1981 - первая попытка кругосветного путешествия. Пилоты Maxie Leroy Anderson и Don Ida. Аэростат «Jules Vernes». Вылетев с территории Египта и пролетев 4302 км. пилоты были вынуждены приземлиться в Индии.
. 9 ноября 1981 - Тихий океан был покорен японцем Аски и американцами Андерсоном, Кларком и Ньюмэном на шаре "Дабл Игл V".
. 07 августа 1988 - Oscar Lindstrцm стал победителем первого чемпионата мира по тепловым дирижаблям
. 28 июля 1989 - полет на Тушинском аэродроме Первого монгольфьера советского производства, спроектированного в Центре научно-технического творчества «Вектор»
. 8 сентября 1991 - открытие первого чемпионата СССР по воздухоплаванию в Рыльске
. 3 октября 1990 - первый в истории полет из Великобритании в СССР (Ledurga, Латвия). Пилот Donald A. Cameron на аэростате "Doctus".
. 21 октября 1991 - первый в истории полет над Эверестом. Пилоты Chris Dewhirst на аэростате «Star Flyer I» и Andrew Charles Elson на «Star Flyer II»
. 23 апреля 1992 - первый перелет на аэростате из России в США через Берингов пролив. Пилот Masahiko Fujita (Япония) на аэростате "The Earth We Love".
. 12 января 1993 - попытка кругосветного путешествия. Пилот Larry Newman, сопилоты Владимир Джанибеков и Don Moses. Взлет аэростата "Virgin-Earthwinds" не состоялся.
. 12 декабря 1995 - первый полет аэростата над Антарктидой. Пилот Bill Arras.
. 21 апреля 1996 - пилот Иван Трифонов (Австрия) первым совершил соло полет над Северным полюсом на тепловом аэростате.
. 14-24 июня 1996 - Великие Луки принимали второй Чемпионат России по воздухоплаванию.
. 20 января 1997 - попытка кругосветного путешествия. Стартовав из Сент-Луиса, США, пилот Steve Fossett из-за проблем с перелетом в воздушном пространстве Ливии вынужден был приземлился в Индии, тем самым став первым, кто совершил беспосадочный перелет над тремя континентами.
. 05-07 сентября 1997 - Международный спортивный фестиваль воздухоплавателей «Москва-850».
. 19 сентября 1997 - закрытие I Всемирных воздушных игр. Лучшим пилотом тепловых аэростатов стал немец Uwe Schneider.
. 20 марта 1999 - после завершения полета вокруг земного шара продолжительностью в 19 дней 21 час и 55 минут на аэростате "Breitling Orbiter 3" установлен абсолютный мировой рекорд дальности полета - 40814 км. Этот рекорд установили воздухоплаватели Бертран Пиккар (Швейцария) и Брайан Джонс (Великобритания).

21 век
. 1 января 2000 - первый полет нового тысячелетия. Пилот Jan Frцjdman. Взлет в Lappajдrvi в 23:55, 31-го декабря 1999, посадка в Seinдjoki 1-го января 2000 в 09:00.
. 30 июня 2001 - Японский пилот тепловых аэростатов Masahiko Fujita стал победителем II всемирных воздушных игр. Klaus Weisgerber и сопилот Astrid Gerhardt выиграли зачет в классе газовых аэростатов.
. 1 июня 2002 - пилот М.Баканов на аэростате «Экономика и жизнь» достиг рекордной для России высоты 6696 метров.
. 8-16 июня 2002 - в городе Великие Луки был проведен I Кубок России по воздухоплаванию.
. 3 июля 2002 - второй в истории беспосадочный перелет вокруг земли совершил американский пилот Steve Fossett. На аэростате "Bud Light Spirit of Freedom" он преодолел из 34 242 км. За 320 часов 33 минуты.
. 18-21 июля 2002 - I Фестиваль специальных форм «Небо святого Сергия».
. 19 июня 2003 - первое поднятие аэростата «Экономика и Жизнь - Перо».
. 29 сентября 2003 - David Hempleman-Adams первым пересек Атлантический океан в открытой плетеной корзине.
. 20 февраля 2004 - пилотом Николаем Галкиным был установлен мировой рекорд продолжительности полета на тепловом дирижабле класса BX-04.
. 9 апреля 2004 - открытие сайта команды аэростатов «Экономика и Жизнь».
. 7 февраля 2005 - на аэродроме "Раменское" россиянками Натальей Володичевой и Екатериной Кочетковой был установлен женский мировой рекорд скорости на тепловом дирижабле подкласса BX-4 (объем оболочки 1 600- 3000 м3).
. 10 февраля 2005 - российский пилот Леонид Путинцев установил мировой рекорд скорости на одноместном газовом дирижабле Au-11, который относится к подклассу BA-02 (объем оболочки от 400 до 900м3)
. 24 февраля 2005 - россиянками Натальей Володичевой и Екатериной Кочетковой был установлен новый женский мировой рекорд продолжительности полета на тепловом дирижабле подкласса BX-4.
. 2 апреля 2005 - Валерием Шкуленко был установлен рекорд продолжительности полета на тепловом дирижабле класса BX-02.
. 24 мая 2005 - успешно закончилась экспедиция к Северному полюсу на воздушном шаре. За 38 дней аэростат «Святая Русь» под управлением Валентина Ефремова преодолел расстояние в 980 километров.
. 28 августа 2005 - открытие фестиваля «1000-летнее небо Казани».
. 1 марта 2006 года - российский воздухоплаватель Валерий Шкуленко установил мировой рекорд скорости на тепловом дирижабле Au-29 "Зяблик".
. 8 - 11 марта 2006 - в г. Дмитров, Московской области впервые в России была проведена ежегодная конференция CIA FAI.
. 17 августа 2006 г. в рамках программы «Высокий старт», организаторами которой являются Группа компаний «МЕТРОПОЛЬ» и Русское Воздухоплавательное Общество при участии Фонда арктических проектов, установлен мировой рекорд по подъему в высоту на дирижабле. Известный российский воздухоплаватель Станислав Федоров на дирижабле «Полярный Гусь» преодолел рубеж в 8 км.


Кроме того существуют управляемые аэростаты - дирижабли .

В Перу во время археологической экспедиции ученые нашли рисунок на стене одной из гробниц. На нем был изображен аппарат в виде гигантской четырехгранной пирамиды, которая парила в воздухе, а внизу к ней была привязана корзина, в которой находились люди. Рисунок тщательно измерили и рассчитали примерные размеры изображенного на нем летательного аппарата. После этого построили каркас пирамиды и гондолу, применяя материалы, которые обычно использовали перуанские индейцы для строительства. После того как аппарат обтянули материалом, получилось огромное сооружение, имеющее почти 10 м в высоту и до 30 м у основания. Под пирамидой развели костер, и через некоторое время пирамида поднялась в небо и потянула за собой корзину!

Известен проект летательного аппарата легче воздуха, который в 1670 году предложил священник Франческо де Лана-Терци. Аэростат должен был состоять из деревянной лодки, тросов, четырехмедных полых шаров, из которых выкачан воздух, паруса и ручного весла. Изобретатель полагал, что шары из тонкой меди с вакуумом внутри поднимут всю конструкцию в воздух. Однако, как сделать такие тонкие, но прочные сферы? Так проект Франческо де Лана-Терци и остался нереализованным .

Предположительно первый успешный полет на воздушном шаре совершил священник иезуит, Бартоломео Лоренцо де Гусмао. Произошло это торжественное событие в 1709 г. в присутствии королевских особ и знати.
Воздушный шар представлял собой бумажную оболочку, заполненную нагретым воздухом. Нагретый воздух поступал из глиняного горшка, установленного на подвешенном снизу шара поддоне. В горшке что-то сгорало. Шар быстро набрал высоту.

Во Франции первый воздушный шар, наполненный теплым воздухом, был изобретен и поднят в воздух в 1783 году братьями Этьеном и Жозефом Монгольфье. По имени создателей такие воздушные шары называются "монгольфьерами".

Современные тепловые аэростаты – это тоже воздушные шары, поднимающиеся за счет нагретого воздуха. Оболочка сшита из термостойких полотнищ, основным материалом является синтетическая ткань со специальным покрытием, обеспечивающим воздухонепроницаемость.
Аэростат оснащен блоком горелок, работающих на пропан-бутановой смеси, который предназначен для нагрева воздуха в оболочке аэростата, и комплектом баллонов для хранения горючего. Кроме того на борту есть барометрические приборы и вентилятор для предварительного наддува холодного воздуха в оболочку.
В 1988 году в Голландии был поднят "монгольфьер" объемом 24000 кубометров, его 50 пассажиров размещались в комфортабельной двухпалубной корзине.

Итальянский художник Гварди Франческа(1712 - 1793гг.)
Подъем воздушного шара .


В 1766 году англичанин Генри Кавендиш получил «горючий воздух» - водород. Профессор Кавалло начал наполнять водородом бумажные шары и мыльные пузыри и наблюдать их парение в воздухе.. И совсем немного времени понадобилось для того, чтобы в небо поднялся аэростат, наполненный водородом .

В 1785 году француз Жан-Пьер Бланшар и американец Джон Джеффрис стали первыми людьми, перелетевшими Ла-Манш на воздушном шаре. Они стартовали из британского города Дувр и приземлились во французском Кале. В полете у них возникли проблемы - шар стал терять подъемную силу. Сначала они сбросили балласт, потом абсолютно все, что было в корзине, потом даже свою одежду …

В 1804 году в честь коронации Наполеона происходит торжественный запуск аэростатов. Один из них опускается на могилу Нерона в Риме, что вызывает огромный скандал.

В сентябре 1804 года известный химик и физик Ж.Л.Гей-Люссак по поручению Парижской академии наук один совершил научное воздушное путешествие, пролетев 160 верст. Полет длился 6 часов. Гей -Люссак достиг высоты около 7 верст.

17 августа 1859 г. из американского штата Индиана стартовал воздушный шар с необычным для того времени грузом – почтой. С тех пор этот день считается днем рождения авиапочты . Таким образом письма впервые были отправлены по воздуху.

В 1861 г. В США военные впервые передали телеграфное сообщение с аэростата "Энтерпрайз" на Землю.

Постепенно воздушные шары начали применять и в качестве военной техники.
В 1849 во время борьбы Италии за независимость австрийские войска организовали с помощью небольших (объёмом 82 м 3) свободных аэростатов бомбардировку Венеции зажигательными и разрывными бомбами.

В 1859 в сражении при Сольферино французский воздухоплаватель Ф. Надар с привязного аэростата производил разведку расположения австрийских войск, сделав фотоснимки позиций противника.

Привязные аэростаты для разведки и корректирования артиллерийского огня применялись также в США во время Гражданской войны 1861 - 65 годов.

Во франко-прусской войне 1871 года посредством свободных аэростатов была налажена связь окружённого немцами Парижа с остальной Францией. За 4 месяца на 65 аэростатах было переправлено 3 млн. писем и депеш общим весом 16 675 кг , а также 150 пассажиров. Однако прусские военные начали применять зенитные орудия для уничтожения летящих аэростатов.

Парижские коммунары пользовались аэростатами для разбрасывания листовок революционного содержания.

Подобные аэростаты с успехом применялись как в первую мировую войну - для разведки и корректировки огня артиллерии, так и во вторую мировую - в качестве аэростатов заграждения. Военное использование аэростатов продолжалось и в годы "холодной войны". Аэростаты-разведчики беспрепятственно пересекали границу в толще облаков, засечь их локаторами было практически невозможно.

В июле 1897 года пилотом Соломоном Огюстом Андре был совершен первый полет на воздушном шаре в Арктику. В 1997 году, в честь 100-летия этого события спортсменами-воздухоплавателями на Северном полюсе был проведен Первый праздник воздушных шаров.
С тех пор ежегодно самые смелые команды воздухоплавателей прилетают на полюс, чтобы наполнить горячим воздухом свой шар и подняться в небо над самой макушкой планеты.

В 1900 году в Париже открылся 1-й Международный воздухоплавательный конгресс . В числе представителей от России - Н. Е. Жуковский.
В октябре 1905 года во Франции была создана Международная Авиационная Федерация аэронавтов .

Конец 19века - начало 20 века ознаменовался пиком воздухоплавания. Разнообразные полеты на воздушных шарах совершались в научных и развлекательных целях. Совершенствовались конструкции воздушных шаров, их оснащение, устанавливались рекорды высоты и дальности полета. Постепенно развивалась другая летательная техника, и полеты на воздушных шарах остались привилегией спортсменов. В разных странах начали появляться аэроклубы, объединявшие спортсменов-воздухоплавателей.

В 1973 г был создан аэростат новой конструкции. - солнечный аэростат. Из всех летательных аппаратов он обладает наибольшей подъемной силой. Его баллон заполнен воздухом, и на нем нет горелки, тем не менее, он способен подниматься в воздух. При отказе выпускного клапана он не падает, а неограниченно поднимается, пока не лопнет. Его оболочка - черного цвета, хорошо поглощает солнечные лучи. Подъемную силу создает воздух, нагретый солнечными лучами. Итак, в "солнечном " аэростате - воздух нагревается не с помощью горелки, а от солнца.

В 1978 году трое американцев Бен Абруццо, Макси Андерсон и Ларри Ньюмен впервые пересекли Атлантику на воздушном шаре. При подлете к Франции шар начал терять высоту.Балласт был израсходован еще над Исландией. Все вещи стали выбрасывать за борт - баллоны с кислородом, дорогостоящие приборы, фотоаппараты и кинокамеру, одежду, бортовой журнал, рацию.

В 1981 году воздухоплавателями японцем Аски и американцами Андерсоном, Кларком и Ньюмэном на шаре "Дабл Игл V" был покорен Тихий океан.

В 1995 году пилот Bill Arras существляет первый полет аэростата над Антарктидой.

В марте 1999 года после завершения полета вокруг земного шара продолжительностью в 19 дней 21 час и 55 минут на аэростате "Breitling Orbiter 3" был установлен абсолютный мировой рекорд дальности полета - 40814 км. Этот рекорд установили воздухоплаватели Бертран Пиккар (Швейцария) и Брайан Джонс (Великобритания).

«Воздухоплавание» физика 7 класс доклад расскажет о горизонтальном и вертикальном перемещении в атмосфере планеты на легких летательных аппаратах. Также информация о воздухоплавание поможет подготовиться к занятию, и углубить свои познания в области физики.

«Воздухоплавание» сообщение по физике

В воздухе на все тела действует выталкивающая или архимедова сила. Дабы ее найти, необходимо плотность воздуха (ρ возд) умножить на ускорение свободного падения (g = 9,8 Н/кг) и объем тела (V), которое находится в воздухе. В физике данная формула выглядит следующим образом: FA = ρвозд*g*V.

Если полученная сила будет больше действующей на тело силы тяжести — тело взлетит. В этом вся суть воздухоплавания. Воздухоплаванье – это горизонтальное и вертикальное перемещение в атмосфере Земли на летательных аппаратах. В воздухоплавании применяются аэростаты. Они бывают неуправляемые, управляемые и привязные летательные аппараты. Неуправляемые аэростаты имеют форму шара, характеризуются свободным полетом. Другое название — воздушные шары. Управляемые аэростаты имеют воздушные винты, двигатель и называются дирижаблями. Привязные аппараты соединены тросом с землей и не позволяют ему совершать горизонтальные перелеты. Для того чтобы аэростат мог подниматься вверх, его наполняют газом с плотностью меньшей, чем у воздуха (гелий, водород, нагретый воздух).

Впервые подняться в воздух на наполненном дымом большом шаре смогли в 1731 году. Это сделал русский подьячий из Казани Крякутным. Но этот полет был неудачным – церковники изгнали подьячего из города, а о его шаре и вовсе забыли.

Только спустя 52 года был построен первый воздушный шар во Франции братьями Э. и Ж. Монгольфье. Он стал применяться для воздухоплаванья. Его наполняли горячим воздухом. Когда братья Монгольфье убедились, что их шар может летать, то в корзину посадили петуха, утку и овцу. По сути, данные животные и были первыми воздухоплавателями. Люди в первый 25-минутный полет отправились осенью 1783 года. Ими были д’Арланд и Пилат де Розье.

Чтобы определит, какой вес может поднять воздушный шар, необходимо знать о его подъемной силе. Она равна разности между действующей силой тяжести на шар и архимедовой силой. Физическая формула выглядит так: F = FA – FТ. Чем плотность газа заполняющего шар меньше, тем меньше сила тяжести, действующая на него, и больше подъемная возникающая сила.

Когда нагревается воздух до 100 °С, то плотность его уменьшается в 1,37 раза. Подъемная сила наполненного теплым воздухом шара небольшая. Это заметил ученый Ж. Шарль, который предложил наполнять аппарат водородом, ведь его плотность в 14 раз меньше, чем плотность воздуха.

Впервые полет на наполненном водородом воздушном шаре осуществился в 1783 году в первый зимний день. В полете он провел 2,5 часа на высоте 3400 м. В России первые полеты стали осуществляться в 1803 году. Вначале такие полеты носили развлекательный характер. Но постепенно аэростаты стали применять с научной целью для изучения атмосферы и метеорологических исследований, для разведки и бомбардировки или как транспортное средство. В 1929 году дирижабль «Граф Цепеллин» из Германии совершил кругосветный перелет с промежуточными тремя посадками. Протяженность перелета составляла 35 тыс. км за 21 день.

С увеличением высоты уменьшается плотность воздуха. Поэтому, действующая архимедова сила, уменьшается. Как только она по показателям сравнивается с силой тяжести, аэростат прекращает набирать высоту. Для этого с шара сбрасывают специальный балласт. Таким образом, сила тяжести стает меньше и выталкивающая сила вновь преобладает. Чтобы спустится на землю, нужно открыть специальный клапан, который выпускает часть газа. Также на воздушных шарах можно летать в стратосферу, что немаловажно.

На сегодняшний день аэростаты используются не только на Земле. Их доставляют на межпланетные станции для передачи ценной информации ученым.

Надеемся, что сообщение на тему «Воздухоплавание» помогло Вам подготовиться к занятию. А сообщение о воздухоплавание Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Идея полета зародилась в древнейшие времена на основе, по-видимому, наблюдений за полетом птиц. Мечты человека о полете запечатлены в скифских преданиях, древнеиндийском эпосе, античной мифологии. Известный древнегреческий миф о Дедале и Икаре, очевидно, повлиял на творческую мысль изобретателей эпохи Возрождения. В этом мифе отразилась мечта человека научиться летать и в то же время отмечена трудность ее осуществления.

Одна из ранних попыток полета описана в письменных источниках времен Древнеримской империи. В жизнеописании Нерона (I в.) упоминается о смельчаке, который пытался, по-видимому, спланировать с холма на самодельных крыльях, но лишь «обрызгал императора своей кровью». Описания аналогичных попыток полета встречаются в литературных источниках раннего средневековья (IX-X вв.) .

С развитием науки к проблеме полета стали обращаться ученые и даже философы. Первый опыт теоретического осмысления возможности полета некоторые историки связывают с именем английского исследователя Роджера Бэкона. В его труде «О тайных вещах в искусстве и природе» (1256 г., опубликован в 1542 г.) говорится о возможности полета на аппаратах легче воздуха (пустотелый шар из тонкой меди, наполненный «эфирным воздухом») и на аппаратах тяжелее воздуха (машина с машущими крыльями, приводимыми в движение человеком с помощью специального механизма) .

Расцвет средневековья оставил немало документов, связанных с проектами и попытками практического осуществления беспилотных летательных аппаратов различного, типа - ракетных (Китай, XIII в.), змейчатых (начало XIV в.) и геликоптерных.

Наиболее глубокие исследования в этот период были проведены Леонардо да Винчи. В трактате «О летании птиц» (1505 г.) он привел результаты своих многолетних наблюдений и размышлений, связанных с природой птичьего полета, в частности о сопротивлении движению воздушной среды. Это было первое научное исследование в истории авиации, намного опередившее научные и технические возможности своего времени. Еще раньше Леонардо да Винчи занимался конструированием различных типов летательных аппаратов для полета человека. Широко известен его проект орнитоптера (машущие крылья приводились в движение мускульной силой человека с помощью различных механизмов), а также проекты парашюта и геликоптера. К сожалению, история не располагает данными об испытании этого орнитоптера, да и нет никаких сомнений, что они были бы неудачными, но смелость и прозорливость конструкторской мысли ученого поражает и наших современников.

Понадобилось около полутора веков, на протяжении которых отмечено еще немало попыток осуществить полет человека подобно птицам - с помощью машущих крыльев, чтобы стала отчетливо понятной неплодотворность этого пути. Первым это понял итальянский ученый Джиованни Борелли, который выявил значительную разницу в относительном весе мышц у птиц и человека и сделал вывод, что полет человека силой мускулов осуществлен быть не может. К такому же выводу, независимо от Борелли, пришел и английский механик Роберт Гукг считавший, что человек полетит только с помощью механического двигателя . Однако попытки летать с помощью машущих крыльев продолжались по крайней мере до середины XVIII в (В наше время техническая мысль вновь вернулась к идее полета с помощью мускульной силы человека (посредством привода воздушного винта). Уже достигнуты немалые практические результаты ).

К 1670 г. относится первая из известных попыток дать проект летательного аппарата легче воздуха. Итальянский священник и ученый Франческо Лана пришел к мысли, что легкие тонкостенные шары обладают подъемной силой, а следовательно должны всплывать в атмосфере. Пользуясь научными трактатами Галилея и Торричелли, он сделал весовой расчет «летучей барки» (1670 г.) - судна, поднимающегося с помощью четырех медных шаров диаметром 8 м, из которых выкачан воздух . Представления о существовании атмосферного дав-яения не получили еще тогда достаточного распространения, и Лана (да и многие его современники, в частности Лейбниц) не знал, что его тонкостенные шары должны быть сплющены внешним давлением.

Бурное развитие мануфактурного производства в XVIII в. послужило мощным импульсом для развития точных и эмпирических наук и изобретательства. В истории авиации этот этап характеризуется интенсивным накоплением научных знаний и опыта. Вместе с известными достижениями промышленного производства это в конечном счете привело к созданию первых практических летательных аппаратов - воздухоплавательных средств.

5 июня 1783 г. братья Жозеф и Этьен Монгольфье осуществили первый беспилотный пуск аэростата диаметром 11,5 м, выполненного из оклеенного бумагой холста с веревочной сеткой и наполненного горячим воздухом. Таким образом, создание легкой, герметичной и устойчивой по форме оболочки позволило реализовать принцип, по которому в сплошной среде тело, обладающее весом меньше вытесненной им массы этой среды, всплывает вверх. 19 сентября в Версале братья Монгольфье запустили первый баллон с животными, а 21 ноября 1783 г. в Париже был осуществлен первый полет людей (Пилатр де Розье и Д"Арланд). Баллон имел диаметр 15 м, вес 675 кг и пробыл в воздухе с двумя пассажирами 20 мин, покрыв расстояние около 9 км .


Полет аэростата братьев Монголъфъе с пилотами Пилатром де Розъе и Д"Арландом (21 ноября 1783 г.)

Одновременно французский ученый Жак Шарль создал и запустил баллон, наполненный водородом. В отличие от шара братьев Монгольфье, возникшего чисто эмпирически, этот более совершенный летательный аппарат (его подъемная сила на единицу веса конструкции была в несколько раз выше) был создан в результате целенаправленного освоения достижений науки (открытие в 1766 г. водорода Кавендишем, исследования Лавуазье о подъемной силе газовых оболочек и др.) и промышленности (получение каучука, примененного Шарлем в конструкции оболочки баллона). Первый полет людей на баллоне Шарля диаметром 9 м (сам изобретатель и Робер) состоялся 1 декабря 1783 г. Было покрыто расстояние около 40 км. Совершенство конструкции баллона Шарля выразилось также в различных технических деталях, облегчающих его эксплуатацию (сетка для подвески гондолы, клапан стравливания газа для спуска, балласт, якорь и др.) . Так был открыт путь к практическому воздухоплаванию.

Уже в XVIII в. многие ученые, предвидя недостаточную эффективность воздухоплавательных летательных аппаратов, искали пути к созданию аппаратов тяжелее воздуха. Так, в 1716 г. Эммануэль Сведенборг описал проект самолета, приводимого в движение качающимся жестким крылом. В 1754 г. русский ученый М. В. Ломоносов построил первую действующую модель геликоптера с пружинным моторчиком. Известен также проект самолета М. Бауэра, относящийся к 1764 г. (обнаружен в 1921 г.). На весьма тщательном чертеже этого летательного аппарата видно жесткое несущее крыло и качающееся (типа байдарочного весла) крыло для создания движущей силы. В 1768 г. возник проект конверто-плана - летательного аппарата с винтами для подъема и горизонтального перемещения, приводимыми во вращение пилотом («птерофор» Пауктона). В 1784 г. баденский архитектор К. Меервейн пытался построить и испытать рассчитанное им крыло, способное поднять и перемещать в воздухе человека благодаря машущим движениям.

В конце XVIII и в начале XIX в. было предпринято немало других попыток спроектировать и построить летательные аппараты тяжелее воздуха. Однако большая часть их по вполне понятным причинам шла по бесперспективному пути - реализации в машине принципа полета птиц. В то же время воздухоплавание уже в конце XVIII в., сразу же после первых полетов аэростатов братьев Монгольфье и Шарля, развивалось весьма бурно и во многих странах. Однако огромный энтузиазм, вызванный, как казалось, долгожданным разрешением проблемы полета, быстро сменился скепсисом в связи с новой проблемой. Оказалось, что аэростаты совершенно непригодны для решения транспортных задач - неуправляемые и не имеющие собственного двигателя, они оказались лишь «послушной игрушкой ветров». Назрела необходимость создания средств управления воздухоплавательными летательными аппаратами.

Первые проекты управляемых аэростатов появились уже в 1784 г. Сначала Ж. Бланшар в 1784 г. установил на аэростат крыльчатые весла и паруса (он же впервые благополучно сбросил с баллона с парашютом собак, человек на парашюте впервые спустился в 1797 г.).

Затем инженер Менье в 1785 г. предложил использовать для движения аэростата воздушные: винты, приводимые во вращение экипажем, а для управления - руль. Он же предложил для уменьшения аэродинамического сопротивления сделать форму аэростата вытянутой, каплевидной. По сути дела, это был первый проект дирижабля.

В начале 1785 г. Бланшар впервые пересек на баллоне пролив Ла-Манш, а через несколько лет началось практическое применение аэростатов (сначала привязных) для военных целей - разведки и корректировки артиллерийского огня. В июне 1804 г. русский ученый Я. Д. Захаров впервые провел из корзины аэростата научные наблюдения и замеры. Через два месяца с научными целями поднялся в воздух Ж. Гей-Люссак. Таким образом, воздухоплавание с первых своих практических шагов решало не только транспортные, но и научные (а также военные) задачи, что определило его назначение на многие годы вперед.

Последующее развитие воздухоплавания на протяжении нескольких десятилетий сводилось к поиску средств управления аэростатами, т. е. их возможности летать в нужном направлении с заранее намеченными точками посадки. Известны многие попытки применить на аэростатах машущие крылья, гребные колеса, воздушные винты и т. д. Однако отсутствие мощных источников энергии не позволяло решить эти задачи даже с минимальной эффективностью.

Первые десятилетия XIX в. ознаменовались, как известно, широким распространением паровых машин. Усовершенствование их посредством применения жаротрубных и водотрубных котлов высокого давления (до 5-7 ат), использование перегрева пара, а также теоретические исследования в области термодинамики (Карно, Джоуль, Клаузиус и др.) привели к повышению их компактности и уменьшению веса. Это натолкнуло ученых и инженеров, занимавшихся воздухоплаванием, на возможность применения паровой машины для движения аэростатов.

Первым предложил это сделать английский ученый и изобретатель Джон Кейли в 1816 г. (задача поиска механического двигателя для «воздушного судоходства» была поставлена им еще в 1809 г.) . В своем проекте Кейли дал расчет конструкции и энергетики аэростата (дирижабля) длиной 90 м с экипажем 7 чел. Паровая машина мощностью 1 л. с. и весом около 100 кг должна была сообщить аэростату скорость около 25 км/ч. Конечно, расчеты эти были ошибочными, что вскоре понял и сам Кейли. Кроме того, Кейли в своем проекте предложил ряд конструктивных идей, также опередивших свое время: разделение баллона на отсеки, жесткая конструкция - с деревянным каркасом или листовой обшивкой и др.

Идеи Кейли распространились, и в течение нескольких лет возник ряд интересных проектов дирижаблей с паровыми двигателями. Первым осуществил проект такого летательного аппарата француз Анри Жиффар. В 1851 г. он получил привилегию на «применение пара к воздухоплаванию». 24 сентября 1852 г. состоялся первый полет дирижабля Жиффара (длина баллона 44 м, диаметр 12 м) с подвешенной в гондоле паровой машиной его конструкции (мощность 3 л. с., вес с котлом 150 кг) . На дирижабле имелся также парус. Однако полностью справиться с ветром не удалось, поскольку мощность мотора оказалась слишком мала. И все же Жиффар убедился, что дирижабль в полете вполне управляем. Достижения Жиффара, несмотря на многочисленные попытки его последователей, не были превзойдены вплоть до 1880-х годов.

Наряду с поисками механического двигателя для аэростатов в середине прошлого века возникло немало проектов реактивных двигательных установок. В 1849 г. русский инженер И. И. Третеский предложил несколько проектов аэростатов с реактивной тягой, получаемой вследствие истечения различных рабочих тел: паров воды (или спирта), сжатого воздуха и пороховых газов. Проекты дирижаблей, приводимых в движение реактивными двигателями, были созданы испанцем Макларетом в 1852 г., Н. М. Соковниным в 1866 г. и др. .

В 60-70-х годах XIX в. развитие аэростатов переживало некоторый кризис, но были достигнуты некоторые успехи в их практическом применении в научных (для высотных исследований - Тиссандье, 1872 г.) и в военных целях (в том числе - для бомбардировки с воздуха, впервые- в Австрии, 1849 г.). В этот период велись интенсивные работы по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха и интерес к аэростату заметно остыл.

К концу 1870-х годов ученым и специалистам стало ясно, что воздушная среда как сфера перемещения человека может быть достаточно эффективно использована лишь с помощью моторных аппаратов тяжелее воздуха, однако уровень развития науки и техники до самого конца XIX в. был недостаточным для создания работоспособных средств такого рода.

Рекомендуем почитать

Наверх