Иракские мужчины: знакомство, свадьба и семья. Женщины ирака и адская диктатура американских марионеток Как живут в ираке

Разное 11.02.2024
Разное

Во время ирано-иракской войны, когда много людей было задействовано в военном деле, женщины были обязаны физически работать в полях, а также на тех должностях, на которых ранее работали мужчины. Многие женщины стали работать в качестве учителей, врачей, стоматологов, фабрично-заводских рабочих и служащих, большинство женщин выполняло низкоквалифицированный труд.

Женщины, имеющие профессию врача, работали, как правило, педиатрами или акушерами. Женщины-врачи преимущественно работают только с женщинами и детьми. Некоторые женщины принимали непосредственное участие в ирано-иракской войне, им также, как и всем прочим солдатам, платили деньги за участие в войне.

Относительное положение женщин и мужчин в обществе. Всеобщая федерация иракских женщин является государственной организацией для женщин, она имеет восемнадцать филиалов, по одному в каждой провинции. Ее заявленная цель состоит в том, чтобы официально организовать женщин, повысить уровень грамотности и высшего образования, а также мотивировать женщин на рабочий процесс.

В 1977 году вышел закон о том, что если женщина имеет высшее образование в области медицины, стоматологии или фармацевтики, то она может стать офицером иракской армии. Тем не менее к вопросу эмансипации женщин подтолкнули такие вопросы, как развод и наследование.

Многие считают, что Всеобщая федерация иракских женщин на самом деле не функционирует в интересах женщин, а работает в интересах Баас-режима. Вместо того, чтобы улучшить положение женщин в Ираке, правительство использует федерацию в качестве средства для осуществления контроля над ними.

В своем обращении к федерации, Саддам Хуссейн в свое время сказал, что образованной и свободной матерью является та женщина, которая способна дать Ираку сознательных и преданных борцов за страну. Основная цель Всеобщей федерации иракских женщин – это сподвижение женщин к освобождению через приверженность к иракской революции.

Ирак – это первая арабская страна, в которой женщина смогла занять должность в парламенте. Некоторые люди считают, что это произошло против желания женщин, а лишь для того, чтобы показать реальную власть и прогрессивность контрольного режима Ирака. На сегодняшний день женщина в Ираке имеет вес в политике, однако женская власть все-таки ставится под сомнение.

По исламским законам женщина не может занимать никаких лидирующих должностей в жизни. Многие женщины не могут ходить в мечеть, чтобы помолиться, потому что они таким образом отдалятся от своего мужчины. В значительной степени из-за исламского влияния женщины не пользуются теми же социальными правами и привилегиями, что и мужчины, хотя в Ираке давно уже состоялась реформа по равенству полов.

С каждым годом Ирак улучшает свои достопримечательные места, но они все равно еще не являются идеальными. Хотя эту страну мало кто посещает из-за не особо спокойного положения. Больше всего достопримечательностей расположено в Багдаде. Там же находится «Золотая мечеть», в которой захоронен Муса аль-Кадим.

В этой стране каждый турист будет ощущать себя хорошо, так иракские граждане очень гостеприимны и внимательны. Такое поведения может даже слегка шокировать иностранного гражданина. Мужчины этой страны обожают русских женщин и стремятся создать с ними семьи. Как правило, девушка хочет, чтобы о ней заботились. Таких мужчин трудно найти, но вот иракские парни являются этими желанными партнерами для создания семьи. Они смогут вас поддержать в любой ситуации и докажут искренность чувств.

Еще одно положительное качество иракца – это грамотная речь. Ради любимой женщины мужчина из Ирака способен на многое, чтобы сделать ее счастливой. О заботе здешних граждан не стоит говорить, ведь в первые же дни женщина сама это почувствует.

Еще несколько качеств, которым обладают местные молодые люди, - это воспитанность, честность, надежность, аккуратность, щедрость и благоразумие. Не все мужчины, как вы знаете, обладают такими чертами, поэтому та девушка, которая заключит брак со здешним гражданином, вероятнее всего, будет на седьмом небе от счастья.

Особенности семей Ирака

В Ираке, как и во многих арабских государствах, сильно проявляются семейные обычаи и

и жизненные ценности, в которых на первом месте стоит чистота души, благородство и честность.

По правилам мусульманского мира каждый должен оставаться честным перед другими и сами собой. Обманы в этой стране – страшнейший грех. В Ираке принято почитать старших и заботиться о детишках.

Из-за строгих правил по отношению к представителям обоих полов в этой стране многие здешние люди воспринимают все иначе, чем граждане других государств, у которых тоже ислам – это основная религия.

В этой стране девушка должна почитать своего супруга, слушать и подчиняться ему. В таком смысле все девочки получают одинаковое воспитание, еще с раннего детства им в голову закладывают понятие о мужчине, как владыке, которого необходимо уважать, любить и, конечно же, ублажать. Хотя в действительности отношения между мужем и женой совсем по-другому.

Это не значит, что женщины не уважают мужей. Тут все иначе, девушки дарят всю любовь и ласку, на которую способны, но проявляют также и огромнейшее уважение к своему супругу. Отметим, что мужчины отвечают тем же, не поступая с женщинами пренебрежительно, как это положено в иных подобных государствах. Можно сказать, что в здешних семьях царит умиротворение и понимание. Все эти правила одинаковы для всех людей, они хорошо просматриваются в личной и общественной жизни

В стране для женщин и мужчин существуют отдельные нормы поведения и правила. С первого взгляда может показаться, что для девушек ограничений и запретов слишком много, но это не так, у мужчин намного больше список обязательных правил, которые имеют огромнейшее значение в их жизни.

Местные граждане не любят скопления народа, шум и толпы людей, а также когда громко разговаривают. Для них приемлем спокойный образ жизни. В стране не принято показывать чувства гнева и раздражения. Даже в семье такие нормы поведения недопустимы,

поэтому никогда в доме не происходят конфликты.

Иракцы сдержаны, они считают, что лучше воздерживаться от ссор и криков, дабы не тратить нервы на ненужные конфликты. Все члены семьи должны сами знать, когда нужно закончить спор, чтобы не перейти границу.

Если говорить о женщинах, то для них есть свои нормы морали и поведения. Основное – девушка всегда должна оставаться чистой и благодетельной. В общественных местах она не имеет права носить слишком свободную одежду и ходить с открытыми волосами. Тут девушки носят покрывала, которые закрывают все, кроме небольшой части лица и кистей рук.

Общение с представителями сильно пола запрещены. Исключение – разговоры с молодыми людьми из своей семьи на серьезные темы. С супругом разрешено общаться на равных, но только когда муж и жена остаются наедине. В обществе нужно соблюдать все правила поведения.

Женщины в этой стране с отцом и матерью общаются тоже редко. Одной девушек нельзя выходить из дома, у родителей нет привычки приходить в дом супруга дочери. В этой стране без приглашения не приходят. Если сам муж позвал родителей, то тогда они идут, но такое бывает очень редко. Местные жители, безусловно, чтят семейные отношения, но молодожены хотят отдельно пожить от родни, чтобы иметь возможность побольше побыть наедине.

После появления малыш, конечно же, в доме будет находиться много людей, поэтому новобрачные хотят хотя бы первое время пожить в отдельной квартире или доме. Родители не против такого постановления вопроса, поэтому они чем могут, тем и помогают молодым. Некоторые покупают жилье в качестве подарка только образовавшейся семье.

Еще до заключения брака молодые могут приобрести жилье. Очень важно, чтобы молодожены начали свою самостоятельную жизнь, без советов и подсказок близких родственников.

, которые я раньше не публиковал.

Женщин на Востоке фотографировать трудно. Почти все отказываются. Приходиться снимать незаметно. Или ловить женщину с мужчиной. Муж обычно не против фотосессии. Так же неплохо срабатывает вариант, когда сфотграфироваться с женщиной просит женщина.


И так поехали.

Мама с дочерью. Довольно симпатичные и фотогеничные лица, редкий случай для тех мест. В общем арабские женщины, в основном, не на мой вкус.
Жительницы Пальмиры (Palmyra), Сирия, январь 2006 г. На автовокзале в Дамаске вы не найдете автобус в Пальмиру. Местное название города - Тадмор (Tadmor), Тедмор.

Ордубат Нахичеванская автономия, Азербайджан, май 2011..
Ordubad, Nakhchivan, Azərbaycan.

В Турции любят ходить на пикники. И ходят они туда с самоварами. Дровишек подкинули, разожгли огонь и чаек закипел. Судя по фотографии, эстетическая модель "девушка с веслом" в Турции не актуальна. Кроме того, есть подозрение, что самовар произошел совсем не из России. Самовар мы встречали во всех восточных странах, где побывали. В отличие от России, самовары там и по сей день повсеместно и продаются и используются.
Компания девушек и парней направлялась на "шашлыки", довольно большая, человек десять. Другие девушки были одеты как-то по-сельски, а энта поди городская, модная, и агрегат такой важный ей доверили.
Олег раз пять получил от нее отказ, когда попросил ее из фоторужья клацнуть. Но моего спутника отворот поворот не смутил, он раз за разом не принимал ее отказ (прям по-русски говорил: "а чего нет, да давай") и таки уломал. Девушке ничего не оставалось, как сдаться под его напором и дать нам обоим (я паровозиком пошел:-) себя сфотографировать.
Турецкие девушки, кстати, встречаются довольно привлекательны е. Причем многие из них просто красивые.
Турчанка. Восточная Турция, центр местного туризма - Хасанкеф (Hasankeyf). Город раскинулся на берегу реки Тигр. Апрель 2011 г.


Старуха в армянской деревне. Фото Олега. Май 2011 г.

Жизнерадостные подружки. Каппадокия, Турция (Kapadokya, Turkey), май 2011 г.

Возвращался я как-то из магазина. Вдруг из одного двора услышал музыку. Живую.
Пошел посмотреть. Два деда нарезали на народных инструментах, а по скамьям - девушки, женщины, бабы. Попросился зайти. Впустили, но пришлось танцевать для них. Как-нибудь расскажу об этом подробнее. Женщины ниже - из тех посиделок. Обратите внимание на "шальвары" (штаны).
Деревня Текирова (Tekirova), что недалеко от Кемера (Kemer), Турция, май 2011 г.

В Турции не так сильны традиции ислама, как допустим в Иране, Ираке. Тем не менее в деревнях и небольших городках на Востока Турции женщины в своем большинстве ходят с покрытой головой, а некоторые даже с "занавешенным" лицом.
Небольшой городок Джезире (Cizre) , мост через Тигр, Восточная Турция. Недалеко от границы с Сирией и границы с Ираком. Апрель 2011 г., фото Олега.

Там же, в Джезире. Если увеличить изображение, то видно - глаза из амбразуры смотрят лукаво и озорно. Думаю у этих женщин просто нет другого выхода, как уметь соблазнять одними глазами.

Там же, в Джезире. Женщина с мотыгой. Почти смерть с косой.

В одном городе нас гостеприимно пригласили переночевать в курдской семье. Заправляла там вот эта "МАМА", родоначальница большого семейства. Совершала хадж в Мекку, уважаемый человек. Очень позитивная.
Хотя в кругу семьи никаких признаков авторитаризма я не заметил, но, по-моему, она все семейство незримо "держит" в своих крепких руках.
Сиирт (Siirt), город в горах, Восточная Турция. Май 2011г.

В Иране женщинам нельзя ходить по улицам с непокрытой головой. Это все равно что у нас разгуливать в общественном месте с голыми сиськами. Даже фотография на визу должна быть в платке. Правда, достаточно, чтобы платок был лишь слегка накинут. Впрочем, какая-нибудь молодежная туника с капюшоном тоже подойдет
Что меня удивило. Во всех этих довольно жарких странах (Иран, Ирак, Иордания, Сирия) женщины ходят в синтетике. Даша пыталась себе купить что-то в этом духе, как на фотографии, но так и не нашла такой одежды ни из хлопка ни из шелка. В таких черных синтетических накидках летом должно быть довольно некомфортно.
В Иране нередко встречали молодых девушек, которые нижнюю часть лица прикрывали медицинской марлевой повязкой.
Женщины Ирана. Исфахан (Esfahan). Май 2011 г.

В отличие от многодетных арабов, турков и курдов, персы, как и европейцы, заводят одного, максимум двух детей.
Школьницы.
Исфахан (Esfahan), Иран. Май 2011 г.

Не поверите, это не фарфоровая кукла, а живой человек. Она работает в туристическом агентстве. Больше работающих особ слабого пола в Северном Ираке мы не встречали.
Восточные женщины зачастую перебарщивают с косметикой. То что доступно для обозрения окружающим людям, они намазывают по полной программе. Для красоты, так сказать.
Хавлер (Hawler), он же Эрбиль, Курдистан, Северный Ирак, апрель 2011 г..

В Каппадокию с удовольствием посещают не только иностранцы, но и сами турки. Особенно молодежь.
Гореме, оно же Гереме (Goreme), Турция. Май 2011 г.

Торговка. Продавала прикольные куклы ручной работы.
Площадь возле крепости в г. Учхисар (Uchisar), Каппадакия, Турция. Май 2011г.

Бедуинка.
Ее дом находиться среди развалин древней Пальмиры. Парила нам покрывало. Мне покрывало было ни к чему и я дал ей немного денег, чтобы позволила себя сфотографировать. Колоритная барышня.
Обратите внимание на зубы. Это не кариес, а какие-то разводы на эмали. В тех местах у многих такое. Кто-то из местных объяснял, что это из-за большого содержания фтора в воде. Но за достоверность этой информации не ручаюсь.
Пальмира, Сирия, 2006 г.

Бедуинов в Иордании не очень много и они считаются национальным достоянием. Некоторые бедуины до сих пор живут в шатрах посреди пустыни, даже если имеют нормальный дом в поселке. Кочевники, одним словом.
Петра в Иордании отдана на откуп бедуинской общине. И куча бедуинов в Петре промышляет: кто торговлей, кто оказанием каких-то услуг, кто попрошайничеством. Отдельные экземпляры на территории Петры прямо в пещерах и живут.
Бесплатно только смотреть. При попытке сфотографировать, сразу требуют денег. Понятно, я на такое не ведусь, фотографировал незаметно, не глядя в видоискатель..
Этих я называл "коммерческие бедуины". У них все атрибуты, включая национальную одежду, направлено на доход. Некоммерческих, настоящих бедуинов можно встретить, как вы догадываетесь, в некоммерческих местах. Правда там бедуины тоже сразу пытаются что-то навязать за деньги.
Бедуинки. Петра, Иордания, Petra, Jordan, 2006 г.

"Попишу-порежу, пасть порву, моргалы выколю...".
Ей богу, сейчас "Мурку" сбацает.

Некоммерческие бедуины в естественной среде обитания.
Живут в палатках посреди пустыни. Наверное, единственные, кто от нас ничего не хотел. Не позировали, сфотографировал налету. Правда вторая, которая ослика пинает, заметила фотоаппарат и поспешила изменить траекторию движения, так чтоб лицо не было видно. Скромняга.
Сравните с фотографиями выше.У этих одежда попроще, не расшита орнаментами, без выпендрежа.
Небольшое поселение бедуинов недалеко от Малой Петры (Small Petra), Иордания 2006 г.

В 70 км от города Ван (Van) мы застопили бусик с разбитной кампанией. Четыре мальчика, четыре девочки. Походу "представители канадской оптовой кампании". В общем из тех кто занимается активными продажами всякой лобуды. Эти занимались духами "Терминатор", которыми немедля нам продемонстрировали и даже на меня без спросу попшыкали.
Три девочки скромно сидели отдельно, на сиденье возле водителя, одна - в салоне, в обнимку со своим парнем..
Недалеко от г. Догубаязет (Dogubayazit) либо от г. Игдыр (Igdir), не помню точно.. С тех мест уже видно гору Арарат. Глубокая Восточная Турция. Май 20 11г.

Девочка справа - иранка. Фотографироваться наотрез отказалась, хотя уговаривали всем миром. ..

Фотограф Кэролин Коул делает репортаж о последних днях американских войск на территории Ирака. Вот что она пишет: «Когда я последний раз была в Ираке летом 2004 года, страна катилась вниз по спирали насилия и конфликта. Американские войска сражались с боевиками за контроль над городом Ан-Наджаф, и все говорило о том, что дальше будет только хуже. Вернувшись для репортажа о выходе американских войск из Ирака, я не только получила возможность увидеть окончание очередной главы в военной истории США, но и пообщаться с иракцами, пострадавшими за эти долгих семь лет конфликта. Здесь по-прежнему нет воды и электричества, и жара становится невыносимой. Одно спасение – искупаться в реке Тигр. Теперь в некоторых районах иностранцы могут появляться без страха за свою жизнь, однако другие районы практически полностью спрятаны за бетонными баррикадами, за которыми ничего не поменялось. На каждом перекрестке полиция и солдаты останавливают транспорт, открывая багажники и проверяя пассажиров. Они используют зеркала на длинных ручках, чтобы тщательно осмотреть автомобили снизу. Фотографам лучше не демонстрировать свои камеры. Один иракский полицейский, потребовав просмотреть все мои фотографии, настойчиво напомнил: «Тут вам не Америка».

12. Толстые бетонные стены обрамляют большинство улиц в Багдаде, придавая городу унылый "пустой" вид. Они уже давно стали частью пейзажа, и их часто используют для расклейки политических плакатов и рекламы. (Carolyn Cole)

18. Юная паломница прикасается к двери храма Имам Али, где летом 2004 года происходили жестокие конфликты между войсками США и армией Махди. Сейчас Ан-Наджаф – один из самых процветающих городов Ирака, куда каждый день стекаются тысячи иракских и иранских паломников. (Carolyn Cole)

Беседовал Вадим Удманцев

09.09.2009 - 09:06

Безопасность работы российских инженеров в Ираке обеспечивают частные военные компании из России. Де-юре сотрудники ЧВК могут заниматься лишь «организацией консультативных действий по вопросам безопасности», но де-факто они являются охранниками гражданских специалистов. «Консультанты по безопасности» не афишируют свои фамилии. Таков и 33-летний Олег А. – бывший старшина Внутренних войск, заслуживший орден Мужества за войну в Чечне. После увольнения в запас 3 раза побывал в Ираке. Наиболее длительная командировка состоялась в 2005 году, когда он обеспечивал безопасность 40 специалистов из России, которые вели ремонтные работы на теплоэлектростанции «Наджиби» под Басрой. – Что собой представляла ваша команда? Людей специально готовили перед отправкой в Ирак? – Все парни – бывшие офицеры или старший сержантский состав – имели боевой опыт, неоднократно выезжали в заграничные командировки. Среди них и бывшие десантники, и бойцы спецподразделений. Изначально желающих попасть в Ирак было очень много, потому что по возвращении оттуда в Россию нашим сотрудникам платили по $5 тыс. за каждый месяц с вычетом налогов. Рабочие с заводов снимались целыми цехами и приходили на консультацию – мол, не хотим больше гайки крутить, все в армии служили. Но отобраны были люди с опытом локальных конфликтов, многие ранее работали в Сербии, Боснии, африканских странах. К ним присматривались: сможет ли человек долгое время переносить состояние непрерывной жары и постоянного напряжения, как он на разные ситуации реагирует, бывают ли у него психические срывы? Старались набирать непьющих. В общем, 10% людей отобрали от общей массы, и из них где-то 2-3% попали в командировку. Всех людей я хорошо знал еще по работе в России. Подготовка заняла 6 месяцев. Проводились тактические занятия, политзанятия, физическая подготовка, огневая. В тактике основной упор делали на взаимодействие в группе, противодействие засадам и охране объектов. Специалисты-востоковеды проводили семинары по специфике Востока, преподавали нам разговорный арабский. Перед поездкой жизнь каждого члена группы была застрахована на $10 тыс. – в случае летальных исходов деньги перечислялись бы родственникам. (Сейчас страховка увеличена до $50 тыс.). Командировка началась в январе 2005 года. Сначала нас было только трое – надо было подготовить базу на территории «Наджиби» (ТЭС находится в одноименном поселке-пригороде Басры), провести рекогносцировку местности, наладить взаимоотношения с населением и полицейскими из энергетической полиции, которые охраняли электростанцию. В Ирак добирались через ОАЭ: из Москвы прилетели в Дубай, затем пересели на самолет до Кувейта, а оттуда на машинах доехали до границы с Ираком, где нас встретили коллеги по фирме и сотрудники иракской энергетической полиции. На границе нам выдали «одноразовое» оружие – китайские автоматы – на время маршрута до Басры. В течение месяца на базу прибыли остальные – 9 человек. Впоследствии людей в Ирак направляли посменно, примерно по 10 человек – контракт обычно длился 4 месяца. Но мне пришлось задержаться примерно на год, так как на объекте всегда должен был находиться человек, хорошо знакомый с местными условиями. – Где ваша организация приобретала в Ираке оружие? – Оружие мы покупали на рынке после получения разрешения от временного правительства. У всех были одногодичные абонементы на оружие – без них невозможно добиться статуса инспектора или советника по безопасности. Получить эти абонементы было непросто, поскольку дополнительно требовалось согласовывать вопрос с американцами – они ставили свои разрешения на наших визах. Этот вопрос решали через посольство, посол Владимир Амов помог. Российская разрешительная система будет удивлена, но мы там «пробили» и пулеметы, и «подствольники». Всего мы приобрели более 12-ти «стволов» калибра 7,62 мм – в основном, автоматы Калашникова чешского производства. Конечно, на них воронение стиралось быстро, но у энергетической полиции оружие было, в основном, китайского производства, то есть, еще худшего качества. Патроны к нему шли тоже китайские, без стальных сердечников – автоматы стреляли плевками. Мы же носили на себе все самое качественное, что можно было приобрести на иракском рынке, поэтому полицейские всегда уважительно смотрели на наше оружие и амуницию. Однако если кто-то из арабов имел при себе АК-47 советского производства, он всегда первым делом показывал нам свой автомат. Его чувство гордости нам было понятно – даже старый «Калашников» бесспорно надежнее чешского или китайского образцов, поэтому русские автоматы в Ираке трудно достать, и стоят они дорого. – В чем состояло разграничение функций полицейских и российских консультантов по безопасности? – Полицейские охраняли периметр всего объекта, а мы организовывали оперативную службу внутри объекта: проложили маршруты по базе, нарисовали схемы перемещений работников-россиян, чтобы они в случае обстрела не попадали на линию огня. Постоянно рассматривали с нашими подопечными разные варианты чрезвычайных ситуаций, следили за тем, чтобы они ни в коем случае самовольно не покидали пределы объекта. А им и выпить хотелось, и рыбу половить... Или уйти погулять в удаленный угол электростанции, никого не поставив об этом в известность, тогда как площадь объекта составляла около 4-х гектаров и везде был навален металл – случиться могло все, что угодно. Конечно, этих людей можно было понять, ведь их контракт длился почти год, но ради их же безопасности нам приходилось бороться со многими их желаниями. Изначально, согласно договору, мы должны были заниматься исключительно охраной техперсонала в стационарных условиях, но впоследствии нам пришлось по специфике нашей работы и по делам, связанным с ремонтом электростанции, ездить в Басру и соседние населенные пункты. И каждый раз мы тщательно разрабатывали такие маршруты, грамотно организовывали сопровождение. В итоге и мы, и наши подопечные остались живы и благополучно вернулись на Родину. – Какие меры безопасности вы предпринимали? – Периметр вокруг помещений-казарм, где проживали соотечественники, мы укрепили мешками с песком, окна защитили металлической сеткой, чтобы внутрь никто не бросил гранату. Правда, допустили просчет – использовали полиэтиленовые мешки, а они от жары со временем полопались, песок из них начал просыпаться. Пришлось эти мешки цементировать – вышли лишние трудозатраты, было тяжеловато. На себе кроме оружия приходилось таскать разгрузки с боекомплектом, бронежилеты 4-й степени защиты, которые мы привезли из России, каски. На разгрузках, бронежилетах и майках была надпись «Россия» на английском и арабском языках. Плохо было лишь то, что половина арабов читать не умеет даже по-арабски. Поэтому, проезжая через «недружелюбные» городские кварталы, или сопровождая наших рабочих на рынке в поисках швеллеров или электродов, мы громко ругались матом – чтобы не приняли за американцев. Ведь, стоило какому-нибудь местному имаму, не разобравшись, указать на нас, как на врагов, и толпа смяла бы нас в момент. А русский мат там все знают. В составе нашего подразделения, были врач и повар – здоровье техперсонала и пищеблок мы строго курировали. Араб-экспедитор по заявке через переводчика привозил необходимые продукты, и наш доктор проверял их с помощью тестера на наличие радиации и отравляющих веществ. И врач, и повар чередовали эти обязанности со службой в караулах. По политическим мотивам мы оказывали медицинскую помощь и арабам: работникам электростанции и полицейским. Поскольку не каждый из них мог позволить себе дорогостоящее качественное медобслуживание в Басре, наш доктор был для них просто находкой – к нему обращались с зубной болью, порезами, ушибами и ожогами. (А вообще-то его специализация – врач-нейрохирург, в России он сделал 600 операций на мозге). Попытки отравить нас все же периодически предпринимались, но в такие дни арабы, с которыми мы поддерживали хорошие отношения и даже дружили, тихо нас предостерегали, откуда воду лучше не пить. Помимо физической охраны, мы обеспечили при помощи камер видеонаблюдение за объектом с нашего пункта управления, поскольку в нашей команде был электронщик – специалист по связи. Благодаря ему, у нас была налажена спутниковая и Интернет-связь напрямую со штабом нашей организации в России, с руководством инженерной компании, с местными силовыми структурами. Имелись и переносные радиостанции небольшого диапазона для обмена информацией на базе между собой. В 2005 году в Басре и окрестностях – зоне ответственности британцев – периодически происходили теракты и диверсии. Нас это не коснулось, хотя были случаи, когда мы присутствовали в одной части рынка, а в другой в этот момент происходил подрыв. Нельзя сказать, что нам просто везло – чтобы избежать утечки, мы правильно планировали маршруты, меняли их, никогда не возвращались той же дорогой, которой выезжали. Старались сообщать полицейским «размытое» время выезда, в последний момент сообщали им направление движения. Старались чаще менять транспорт, который нанимали у местного населения. Зашторивали окна автомобилей, навешивали на них листы железа и бронежилеты. О том, что в машинах едут российские специалисты, заранее никто из арабов не знал. – Как чешские автоматы себя зарекомендовали по сравнению с оружием, с которым вы воевали в России? – Часто не получалось пострелять, но стрельбы у нас проводились – 7 раз ездили с этой целью за город. Мне повезло, что так и не пришлось идти с ним в бой. Тем более что по действующему в Ираке меморандуму я мог применить оружие, когда существовала угроза моей жизни и только после выполнения следующих действий: во-первых, сказав, что я охранник, во-вторых, предупредив, что могу применить оружие и, в-третьих, продемонстрировав это оружие. Мы даже заучивали на арабском языке эти фразы: «стой», «покажи руки», «предъяви документы». Если все делать по закону, нетрудно представить финал этого поединка. Но даже если бы мы имели возможность открыть огонь первыми, то в конечном итоге вряд ли отбились, потому что оппозиция никогда не нападает по 2-3 человека. В таких случаях они нападают по 200-300, а иногда и до 1500 человек. Поэтому приходилось договариваться со всеми – не только с официальными местными властями, но и с потенциальным врагом. Когда хочется нормально водить колонны, лучше договариваться со всеми сторонами. Нам повезло, что еще до командировки у нас была возможность связаться в России с родственниками тех влиятельных лиц из оппозиции, которые контролируют территорию в районе Басры. И договорились: 185 полицейских-шиитов из энергетической полиции встали по периметру электростанции, ежемесячно получая зарплаты от $200 до 400. Они держались за свою работу, потому что по меркам Ирака это очень большие деньги (местные жители получают в среднем по $20). Кроме того, мы рассчитывали, что шейхи из оппозиции не станут атаковать объект, который охраняется их племянниками. То есть всем сторонам в Ираке было невыгодно, чтобы этот объект перестал существовать. Небольшой минометный обстрел территории электростанции произошел только после отъезда нашей группы вместе с нашими подопечными – гражданскими специалистами – из Ирака, когда там остановилось другое наше подразделение, занимавшееся конвоированием колонн. Ребятам тогда повезло – были только раненые. А мы в течение всего 2005 года жили в Наджиби достаточно мирно – нас не обстреливали. – Сколько было встреч с оппозицией в районе Басры, и как они проходили? – При мне таких встреч было две – в начале 2005 года. Мы хотели заручиться их поддержкой, что в нашу сторону не полетит никакой снаряд. К таким поездкам заранее готовились – к нам приезжало усиление из России из пяти человек, получалась смешанная группа, которая сопровождала наших руководителей-переговорщиков. Как-то в течение суток сразу были назначены 2 встречи: днем – с легитимным мэром Басры, а в вечернее время, когда уже смеркалось, – с теневыми «королями» этого города. – Разве поездки в столь позднее время не вызывали вопроса на блокпостах – куда это русские поехали? – Там было свободное передвижение. На этой территории, якобы контролируемой англичанами, у англичан не было блокпостов. На блокпостах, в основном, стояли исключительно сотрудники местных силовых структур, а так как мы везде ездили под охраной энергетической полиции, нас везде пропускали без проблем. Переговоры проходили в загородном коттедже, который был окружен несколькими постами и сторожевыми вышками с пулеметами. (Можно сказать, что оппозиция в Ираке частично даже «в законе», потому что каждая семья по разрешению английских и иракских властей может иметь для обороны от бандитов автомат Калашникова, а сколько друзей с оружием ты пригласил к себе в гости – никого особо не волнует). Полицейские-иракцы на двух машинах остались нас дожидаться на первом нелегальном посту, к дому подъехала только машина с русской делегацией. Один наш специалист по безопасности уходил в комнату переговоров вместе с нашими руководителями, а мы оставались с рядовыми бойцами на своих позициях во дворе – пили чай с арабами-охранниками, ждали окончания переговоров. Какое-то внутреннее напряжение, конечно же, чувствовалось постоянно – все же вокруг были незнакомые люди с оружием, которые клацали предохранителями: по периметру и внутри дом охраняли около тридцати человек. Нас во дворе было пятеро, их – восемь. Но в целом атмосфера была достаточно доброжелательной. Они вообще к русским относятся хорошо. – Как складывались отношения с арабами внутри объекта? – Конечно, перед нами изначально была поставлена задача: наладить нормальные связи с местным населением, установить отношения взаимовыручки с энергетической полицией. Эту задачу мы выполнили. Когда нам требовалась поддержка полицейских, они всегда оказывали нам нужную помощь. Постепенно мы все усвоили ключевые фразы на арабском языке – их нам подсказывали переводчики-арабы, работавшие с нами почти всю командировку. (Переводчики-россияне только на начальном этапе помогли нам нанять кое-какой обслуживающий персонал из местных жителей, а затем работали с нашими ремонтниками-энергетиками). Сначала у нас на базе было 3 таких переводчика. Один из них – пятидесятилетний мусульманин-суннит, который когда-то учился в СССР и был подполковником войск ПВО, – хвалился, что в первую войну при обороне Багдада сбил американский самолет. Двое остальных переводчиков были по образованию инженеры, а по религии – мусульмане-шииты. Они не любили американцев и англичан, но Саддама Хусейна и суннитов тоже недолюбливали, так что бывшему офицеру, в конце концов, пришлось уехать от нас. Полицейские-шииты в массе своей были люди без какого-либо образования, хотя в большинстве своем разговаривали на английском языке. Мы всегда старались в разговорах с ними быть очень аккуратными и не допускать со своей стороны никаких комментариев по поводу их семей, религии и политики – чтобы не попасть впросак. У нас был случай – один боец, бывший десантник, в силу своей молодости предложил арабу из нашей же охраны побоксировать – удаль у него взыграла. Моментально произошел переполох, и к нам заявились около пятнадцати вооруженных и абсолютно разъяренных полицейских-арабов. Ведь, у них ударить человека по лицу – это страшное оскорбление. У арабов не такого – ногой махнуть или рукой ударить. У них сразу – пошел и застрелил. По-другому не бывает. Поэтому пришлось этого товарища от них прятать, выходить с иракцами разговаривать, пить с ними чай. Хотя по специфике своей работы эти люди должны были нас охранять. В конце концов, мы все-таки при помощи переводчиков успокоили их, что здоровый молодой человек просто предложил устроить спортивное соревнование. Однако потом мы этого парня долго еще старались ставить в ту смену, когда на объекте не присутствовали молодые арабы – участники того инцидента. – А как складывались отношения с оккупантами? – Басра считалась английской зоной ответственности, поэтому американцев там не было. А англичане ездили строго по своему маршруту, за пределы своей базы особо старались не высовываться. База у них была закрыта со всех сторон земляной насыпью, и жили англичане закрыто – не только арабов, но даже нас к себе не пустили ни разу. А к нам на базу как-то приезжал какой-то их офицер, но не старше командира взвода. Познакомились, обменялись телефонами, а потом британец поднялся на находившуюся здесь же господствующую высоту – посмотреть, видим ли мы оттуда их базу, и простреливается ли она. А когда у одного из наших подопечных-«технарей» случился приступ гнойного аппендицита, как сразу определил наш доктор, мы повезли его сначала в английский госпиталь, но англичане в помощи нам вежливо отказали. Арабские врачи несколько раз ставили неправильный диагноз – мы прокатились по трем больницам Басры. Это была дешевая медицина – они даже неправильно его осматривали. Наконец, доверились опытному пожилому врачу, который согласился, что это гнойный аппендицит и прооперировал нашего пациента. Как выяснилось, вовремя – больному оставалось жить считанные часы. Наш врач присутствовал при этом, но ему оперировать не дали. Потом 3 дня трое наших сотрудников охраняли эту больницу: один все время находился в палате рядом с выздоравливающим человеком, двое других фактически блокировали коридор у палаты. Арабы согласились с этими мерами безопасности, потому что прекрасно понимали наши опасения и относились к нам хорошо. – Вы встречали в Ираке русских, работающих на иностранные частные военные компании? – Встречали – в «Блэк Вотере», «Релизе» работает немало русских ребят. На первый взгляд, там выгоднее работать – зарплаты от 7.000 до 18.000 долларов. Но там людей и «кидают» очень жестко. Могут деньги просто не выплатить – например, дают сопровождать «нулевой» караван, который подставляют под фугасы или под обстрел, а ребят потом «паркуют» и отправляют на родину – есть такой беспредел. Если мы вопросы безопасности конвоев обсуждаем и с полицией, и с посольством, и с оппозицией договариваемся о ненападении, то иностранцам наших ребят ничуть не жалко.

Рекомендуем почитать

Наверх