Иллюстрации к комедии гоголя "ревизор". Иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Иллюстрации к ревизору гоголя

Сказки  22.02.2024
Сказки 

МОУ «Гимназия № 17»

«Герой комедии «Ревизор» Хлестаков

в иллюстрациях русских художников».

Выполнили:

ученицы 8«в» класса

Шаркова Анна,

Черниенко Маргарита.

Растерянность и трепет свойственны всем чиновникам на «приеме» у Хлестакова, но каждый из них дает взятку по-своему. Нет похожих работ художников. Каждая из них индивидуальна.

1951 г.

Хлестаков проснулся. Беспечность, растущая развязанность во всей его натуре.

1951 г.

Хлестаков. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?

В сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей Хлестаков уже самый настоящий ревизор в каждом своем слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями «деятель».

Возрастает развязность Хлестакова в сцене «приема» чиновников и других городских жителей. Видимо, Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за государственного человека. В сцене с Бобчинским и Добчинским Хлестаков уже не в роли просителя. Гоголь показывает нам процесс превращения человека во взяточника.

1900г.

Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке.

Есть и другой художественный мотив: сюжетная гротескность должна передать нелепость общественного правопорядка, когда владение большим чином достигается не по разумному человеческому закону, не по истинной духовной ценности личности, а, в сущности, по случайной прихоти судьбы.

Гоголь комедийно заостряет эту мысль. Хлестаков быстро входит в роль, искусно и даже с блеском представляет грозного вельможу . Этот игровой, гротескный момент очень содержателен: здесь - прозрачный намек на случайность, полную необоснованность, психологическую, интеллектуальную, появления значительных лиц.

дает нам почувствовать этот гротеск, несуразность, нелепость правопорядка, комичность изображаемого.

Вспоминается эпиграф пьесы: « На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф дан Гоголем позже, в 1842 году, после пережитых им страданий от потока яростных обвинений в клевете на Россию, в искажении действительности. Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него,

не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению. Эпиграф звучит резко и смело.

Чернышевский писал: Гоголь «первый представил нас нам в настоящем нашем виде... первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими». Но вот уже 150 лет комедия живет на сценах театров. Что дает она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаем, как было? Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестакова и других героев комедии?

Противоречие между сущим и должным и зафиксировано в "Ревизоре". Разве не странно, что в "сборном городе" вместе с Сквозник-Дмухановским истинными хозяевами чувствуют себя такие монстры, как судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и смотритель училищ Хлопов? Нелепо и безумно их существование в этой роли, как жестоко-нелепа организация жизни, созданная такими "отцами города". Их власть реальна, но, с точки зрения Гоголя, и призрачна.

Гротеск в "Ревизоре" прекрасно выражает идею "призрачности", но он реалистичен. Своеобразие его в том, что его главный, комический элемент постоянно "соседствует" с пафосом трагического. Читая пьесу, мы все время представляем, что вполне реален настоящий ревизор без хвастовства, но зато с мрачной суровостью, еще более устрашающей. И вовсе не пустым прожектерством кажутся иногда мечтания Антона Антоновича о генеральстве с естественной придачей в виде одного из "первых домов в столице" и с единственной возможной формой использования этого генеральства: безграничной, тяжкой властью над слабыми мира сего.

В окно высовываются руки с просьбами.

Хлестаков. Да кто там еще? (Подходит к окну. ) Не хочу, не хочу! Не нужно, не нужно! (Отходя. ) Надоели, черт возьми! Не впускай, Осип!

Осип (кричит в окно ). Пошли, пошли! Не время, завтра приходите!

О каких новых свойствах натуры Хлестакова мы узнали из четвертого действия?

Один из исследователей комедии «Ревизор» писал: «Если в сцене вранья Хлестаков одержим стихиею речи, то в сцене сватовства он одержим стихиею поступков. Стихия в нем всегда, она во всем управляет им». Хлестаков готов и смошенничать, и словчить, словом, не пропустит того, что плывет в руки, как и городничий. Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. Роль эту подсказывают ему сами обстоятельства, «случай».

1951 г.

«Срывать цветы удовольствия» - вот цель его существования. А самое большое удовольствие - иметь власть и деньги, жить на широкую ногу.

застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует Хлестаков? Во всяком случае, смущения мы не видим.

Каковы теперь жизненные цели и мечты городничего? «Родство» с Хлестаковым открывает, по его мнению, невероятные возможности: «зашибить» генеральский чин, получить «кавалерию», жить в Петербурге.

  • Автор: Недорезова М. Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга
  • Иллюстрации
  • к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
  • Гоголь за кулисами во время репетиции комедии «Ревизор» в Александринском театре в Петербурге. Акварель актера П.А.Каратыгина, 1836.
  • « <…>Никто не догадывался, какой великий талант скрывался в этом слабом теле, какие страдания он испытывал, предугадывая, что ни актеры-исполнители, ни большинство публики не оценят и не поймут «Ревизора» при его первом представлении». (П. П. Каратыгин со слов П. А. Каратыгина. Ист. Вестн., 1883, сент., 735. )
  • П.М.Боклевский. Автопортрет, 1848.
  • Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю жизнь иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев «Ревизора» создано художником за сорок лет.
  • В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост. Портреты их снабжены подписями, взятыми из текста комедии.
  • "Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался..."
  • Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. Осип чистит с остервенением изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова. В эту минуту злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина.
  • Городничиха с дочкой. Утрируя дородность городничихи, Боклевский стремится подчеркнуть ее грубость и тупость. Самодовольство и тщеславие Анны Андреевны оттеняет ее дочка. Марья Антоновна робко выглядывает из-за мощного плеча своей маменьки.
  • Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". В 1863 году появился его знаменитый "Бюрократический катехизис" – пять литографированных сцен из "Ревизора". Теперь Боклевский, используя сцены из "Ревизора", хотел показать не злоупотребления отдельных чиновников, а систему взглядов, широко бытующую среди государственных служащих.
  • Городничий: «Насчет <…> того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».
  • Чиновники перед дверью Хлестакова. «Слушайте, эти дела не так делаются в благоустроенном государстве. Зачем нас здесь целый эскадрон? Представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того... как там следует; чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается.»
  • «Ведь почему хочется быть генералом?..»
  • «Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские...»
  • Работа над «Ревизором» не оканчивается и после «Бюрократического катехизиса». Популярны две более поздние серии портретов героев «Ревизора» во весь рост – контурная и тоновая.
  • В серии тоновых рисунков обращает на себя внимание новая трактовка городничего.
  • Городничий. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там – стой, городничий...»
  • Бобчинский и Добчинский. «Э, нет позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж и слога такого не имеете...»
  • «Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга»
  • «Хлестаков. <…>несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»
  • «Хлестаков. <…> в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях.»
  • «Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе.»
  • Анна Андреевна и Марья Антоновна. Семейство городничего представляется Хлестакову.
  • Чиновники. На вытяжку перед Хлестаковым.
  • «Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, мошенник такой!»
  • Гости поздравляют городничего.
  • П.М.Боклевский создал не менее не менее шести различных вариантов серий рисунков к "Ревизору".
  • Список использованных печатных источников:
  • Гоголь Н.В. Ревизор. – М.: Художественная литература,1988.
  • Орлова Т.В. Боклевский. – М.: Искусство, 1971.
  • Источник иллюстраций: Слайд 2: Вересаев В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников: С иллюстрациями на отдельных листах. - М.; Л.: Academia, 1933, стр. 161. Слайд 3: Орлова Т.В. Боклевский. – М.: Искусство, 1971, фронтиспис. Слайды 4-24: Орлова Т.В. Боклевский. – М.: Искусство, 1971; Гоголь Н.В. Иллюстрированное ПСС Н.В. Гоголя: в 8 томах / под ред. А.Е.Грузинского. – М.: Печатник, 1912–1913. – Т. 4.

Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю жизнь иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев "Ревизора" и "Мёртвых душ" создано художником за сорок лет. Многие актёры, играя в "Ревизоре" или в "Мёртвых душах", в костюме и гриме стремились воплотить персонажи Боклевского.

В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост. Портреты их снабжены подписями, взятыми из текста комедии. Волшебный карандаш Боклевского передаёт все оттенки чувств героев. Черты лица, руки, поза, костюм предельно выразительны. Рисунки тоновые, их объёмность достигается плавной растушёвкой. Здесь представлен второй лист этого альбома, на котором во весь рост изображён Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. На нём старый сюртук, дырявые сапоги. В правой руке Осипа сапожная щётка, а на левую натянут изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова. Осип чистит его с остервенением. В эту минуту злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина. При каждом взмахе щётки Осип приговаривает: "Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался..." Грозный Осип, воюющий с сапогом, – остроумная находка Боклевского.

Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". Так появился в 1863 году его знаменитый "Бюрократический катехизис" – пять литографированных сцен из "Ревизора". Теперь Боклевский, используя сцены из "Ревизора", хотел показать не злоупотребления отдельных чиновников, а систему взглядов, широко бытующую среди государственных служащих. Здесь представлен пятый лист – "Общественные отношения бюрократов"–, изображающий сцену городничего с купцами: "Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские..." Городничий зверем бросается на провинившихся перед ним купцов. Фигура городничего дана в резком движении. Левая рука вытянута, она обличает, указательный палец тычет купца в бороду. Правая рука со сжатым кулаком за спиной. Ещё миг, ещё один разворот плеч, и "почтенные " узнают, как жаловаться на начальство. Купцы, прижатые городничим, явно оробели, головы их опущены. Лишь один из них не обнаруживает раскаяния – купец, стоящий с краю. Он молод, борода, брови, кудри его черны, фигура мощная, атлетическая; он в фартуке, на поясе в чехлах ножи. Это мясник. Он смотрит исподлобья, с трудом сдерживая себя. Эта богатырская фигура, выдвинутая на передний план, целиком принадлежит замыслу художника (её у Гоголя нет) и весьма заостряет содержание сцены.

Работа Боклевского над "Ревизором" не оканчивается и после "Бюрократического катехизиса". Есть две более поздние серии портретов героев "Ревизора" во весь рост – одна контурная, другая объёмная, тоновая. Здесь представлен рисунок из тоновой серии. Это новая трактовка образа городничего. Произнося слова "Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там – стой, городничий...", он торжествует, хохочет. Отогнутым большим пальцем левой руки он показывает назад, через плечо, на тех чиновников, которые отстали от него и влачат жалкое существование где-то в глуши. В своём толковании образа городничего Боклевский не повторяет вариант 1858 года. Не благодушие и приятность, а дерзость и наглость выскочки подчёркивает в этом персонаже автор.

Помимо портретов во весь рост Боклевский оставил не менее двух альбомов погрудных изображений героев "Ревизора". Всего за свою жизнь художник создал не менее шести различных вариантов серий рисунков к "Ревизору".

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809-1852)

«Ревизор»

В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.

Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).

На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. - М.; Л., 1959. - С. 184-187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.

Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.

Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:

I действие - «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

II действие - «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»

III действие - «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

IV действие - «Мне нигде не было такого хорошего приема».

V действие - «Какие-то свиные рыла вместо лиц».

Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, честное, благородное лицо ее - смех?»

Вопросы и задания:

I действие

Что вы можете сказать о комедии «Ревизор», лишь приступая к ее изучению? Что вам подсказывает слово «комедия»? О чем говорит время создания пьесы?

Какие именно слова городничего встревожили всех чиновников и привели в действие сюжет комедии? Что вы считаете завязкой комедии (событие, с которого начинается действие)?

Есть ли в первом действии экспозиция (описание обстановки, предшествующей началу действия)? В чем ее своеобразие? О чем она говорит?

Какое значение для развития действия имеет чтение письма городничим? Что именно в этом чтении особенно характеризует городничего?

Какое чувство движет всеми чиновниками?

Как характеризуются различные учреждения города? Что именно в этих описаниях обосновывает страх чиновников и городничего перед ревизором?

Какими сценами в I действии развитие сюжета как бы тормозится? Для чего автор вводит спор о взятках городничего и судьи, рассказ почтмейстера о чужих письмах? Охарактеризуйте рассказ Бобчинского и Добчинского о «ревизоре».

II действие

Кто такой Иван Александрович Хлестаков? Что мы узнаем о нем из монолога Осипа? (Воспользуйтесь при анализе этого и других монологов из комедии следующими примерными вопросами:

Как характеризует данный монолог героя, его произносящего?

Чем вызван этот монолог? Какие вопросы затронуты в нем?

Каково психологическое состояние героя в данный момент и как оно выражается?

С какой целью введен драматургом монолог?)

Как характеризуют Хлестакова его собственные монологи, поведение с Осипом, трактирным слугой (перед встречей с городничим)?

Что мы знаем об отношениях персонажей на основании предшествующих сцен?

Чем вызвано взаимное непонимание городничего и Хлестакова? Почему Хлестаков мог показаться опытному городничему ревизором? Ведь Хлестаков при встрече говорит правду о себе, а городничий не верит. Что сбивает с толку городничего? Почему он называет Хлестакова «тонкой штукой»?

Перечитайте внимательно авторские ремарки и реплики городничего в сторону, чтобы ответить на вопросы: в чем подтекст поведения и высказываний городничего и Хлестакова? Что они говорят и о чем думают на самом деле? Как мы узнаем об их внутреннем состоянии? Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?

Что смешного, комичного во II действии? Какие сцены кажутся особенно смешными? Как, например, понял городничий слова Хлестакова о том, что у него нет денег?

Что вы узнали из II действия о характерах действующих лиц, об их жизненных позициях, взглядах? Как речь персонажей характеризует их?

Какова роль II действия в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания всей комедии?

III действие

На чем основаны постоянные противоречия между матерью и дочерью?

Какую сцену III действия и почему можно назвать кульминацией (высшей точкой в развитии действия) сюжета комедии?

Как раскрывается Хлестаков в сцене вранья? Что в ней особенно смешно? В чем проявляется хлестаковская «легкость необыкновенная в мыслях»?

IV действие

Один из исследователей комедии «Ревизор» писал: «Если в сцене вранья Хлестаков одержим стихиею речи, то в сцене сватовства он одержим стихиею поступков. Стихия в нем всегда, она во всем управляет им». Согласны ли вы с этим наблюдением? Подтвердите свое мнение сценами из IV действия (не только сценой сватовства).

Когда Анна Андреевна застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует и ведет Хлестаков? Чем вы объясните его поведение?

- «Каждый из поступков Хлестакова, как и почти каждое его слово, - это экспромт». Как вы понимаете слово «экспромт»? Подтвердите справедливость этих слов, используя сцены из II, III и IV действий комедии.

Как ведет себя Хлестаков в сценах взятки? Каким образом Гоголь показывает нам процесс превращения человека во взяточника?

Что называет Хлестаков «хорошим приемом»? Что называет унтер-офицерша своим «счастьем»? («А за ошибку-то повели заплатить штраф. Мне от своего счастья неча отказываться...») Только ли смешны эти два высказывания?

V действие

Какая сцена V действия является высшей точкой счастья, успеха власти городничего? Как он проявляет себя в этой сцене?

Как в этой сцене обнаруживает свой характер жена городничего?

Как раскрываются в V действии характеры чиновников и сущность их отношения к городничему?

Утверждают, что в гоголевской комедии не одна, а две развязки (события, завершающие действие). Какие сцены являются развязками действия? Кого затрагивает первая развязка? Что больше всего приводит в бешенство городничего?

Вспомним, что завязка в I действии касалась персонажей и всех приводила в движение. Какая развязка в комедии захватывает всех действующих лиц разом? Чем именно она производит впечатление завершенности? Чего может теперь ожидать зритель?

Не считаете ли вы, что сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора нарушает логику комедии? Чтобы ответить на этот вопрос, перечитайте внимательно письмо Чмыхова, которое читал городничий в I действии.

В одной из статей о «Ревизоре» есть такое замечание: «Если завязка всех сразу привела в движение, всех действующих лиц комедии, то развязка сразу заставила всех замолчать и оцепенеть». Пьеса заканчивается знаменитой немой сценой. Что же заставило всех действующих лиц пьесы онеметь и почти окаменеть?

Эпиграф к комедии говорит: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Как показаны в комедии кривые рожи представителей власти, их «свиные рыла»?

Вопросы и задания ко всей комедии :

I. Ваши первые общие впечатления от комедии .

Почему комедия называется «Ревизор»?

Почему Хлестаков был принят за ревизора, хотя «в этом вертопрахе... ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

Какие сцены и персонажи показались вам наиболее интересными и чем именно? Кого из персонажей вам хотелось бы «сыграть» в классе?

II. Разберемся в прочитанном , еще раз перечитаем текст комедии .

Какие роды и виды (жанры) литературы вы знаете? К какому роду и виду литературы принадлежит «Ревизор»?

Кратко расскажите (в трех-четырех фразах), как построена комедия «Ревизор»: в чем ее основной конфликт, кто ее главные герои, какие сцены наиболее важны для развития сюжета комедии, для выявления ее главной мысли, идеи?

Где и когда происходит действие комедии? Подтвердите свою мысль конкретным анализом текста.

Будьте внимательны к слову писателя:

Приведите примеры из речи городничего, Хлестакова и других действующих лиц, ярко рисующие особенности их характеров и взаимоотношений, например:

«Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувайлы морские! жаловаться?»

«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа...»

«Э!» - говорю я Петру Ивановичу... - Нет, Петр Иванович, это я сказал: «Э!» - Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э!» - сказали мы с Петром Ивановичем...»

Комедия «Ревизор» стала источником многих крылатых слов и выражений, вошедших в народную речь, в пословицы, например: «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать», «Легкость необыкновенная в мыслях» и т. д. Вспомните сами крылатые слова и выражения из комедии.

Гоголь усиленно добивался выполнения своих ремарок по отношению к заключительной немой сцене. Он пишет: «Испуг каждого из действующих лиц не похож один на другой, как не похожи их характеры и степень боязни и страха, вследствие великости наделанных каждым грехов». Прочитайте внимательно заключительную ремарку к комедии и объясните, как в ней отразились черты характеров гоголевских персонажей.

Обращаясь к исполнителям комедии «Ревизор», Гоголь писал: «Одна из главных ролей есть Городничий... Русский человек, который не то чтобы был изверг, но в котором извратилось понятие правды, который стал весь ложь, уже даже и сам того не замечая... Может быть, он даже один из тех людей, которые, если бы увидели, что все вокруг стали честны, что честность - требование...» Здесь Гоголь оборвал свою мысль. Как вы ее понимаете? Согласны ли вы с такой авторской оценкой героя? Обоснуйте свое мнение.

Гоголь охарактеризовал других персонажей следующим образом:

«Он даже не охотник творить неправду, но велика страсть к псовой охоте... Из-за нее он наделает множество разных неправд, не подозревая сам того».

«...Человек толстый, но плут тонкий».

«...Ничего более, как только напуганный человек частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что».

«...Простодушный до наивности человек, глядящий на жизнь как на собрание интересных историй для препровождения времени».

«...В нем все сюрприз и неожиданность».

Определите, кого из персонажей имеет в виду автор. Обоснуйте справедливость своего мнения.

Автор комедии писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был - смех... насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете...»

Какими приемами добивается Гоголь комизма, как он с помощью смеха разоблачает зло? Каков характер гоголевского смеха в «Тарасе Бульбе» и в «Ревизоре»?

Приведите примеры «значащих» фамилий героев комедии и объясните их смысл.

Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям комедии «Ревизор».

Помните в связи с этим советы Н. В. Гоголя исполнителям: «Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру... Чем меньше будет думать актер о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное во взятой им роли». Как читал «Ревизора» сам Гоголь? Тургенев, присутствовавший на таком чтении, рассказывал: «Гоголь... поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет - есть ли тут слушатели и что они думают».

В лаборатории писателя :

Гоголь был не доволен тем, как он первоначально написал сцену взяток в IV действии: «...не так ловко, что Хлестаков начинает первый просить денег взаймы и... было бы лучше, если бы чиновники сами ему предложили...» В чем, по вашему мнению, смысл переделки этих сцен?

- «Что такое, если разобрать, в самом деле Хлестаков? Молодой человек, чиновник и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми... Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым...» О каких качествах Хлестакова здесь говорит автор?

Сопоставьте два начала «Ревизора» в первоначальной и окончательной редакциях и сделайте вывод о том, в каком направлении шла переработка текста комедии, чего добивался Гоголь:

Первоначальная редакция

Я пригласил вас, господа... Вот и Артемия Филипповича и Аммоса Федоровича, Луку Лукича и Христиана Ивановича... с тем, чтобы сообщить вам одно пренеприятное известие... Меня уведомляют, что отправился инкогнито из Петербурга, чиновник с секретным предписанием обревизовать в нашей губернии все относящееся по части гражданского управления. «Ревизор ». М., 1966. Э. Л. Войтоловская. Комедия Н. В, Гоголя «Ревизор ». Комментарий. Л., 1971. С. Машинский. Художественный...

  • Н. А. Некрасов Слово учителя о Н. В. Гоголе

    Документ

    Оборудование: портрет Н.В. Гоголя , «Н.В. Гоголь в портретах, иллюстрациях , документах» (под ред. А.М. Докусова); иллюстрации к «Ревизору ». Ход урока. ... представления новой комедии » Гоголь создал в 1836 году под впечатлением премьеры «Ревизора ». Кроме...

  • Поурочное планирование уроков литературы Н. В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести»

    Урок

    НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя , поэма «Мертвые души», карточки-информаторы, иллюстрации и рисунки к произведениям... рублей 4) с полтинника Роль какого персонажа в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор » сыграл наш известный земляк М.С. Щепкин...

  • Урок по литературе в 8 классе «Это честное, благородное лицо был смех»

    Урок

    Имени Киселева. Мультимедийная установка (показ иллюстраций к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор ») Ход урока. Вступление. Сегодня наш... интерес к его творчеству. Понравилась ли комедия Гоголя «Ревизор »? Если будет возможность, пойдете ли...

  • Слайд 2

    Гоголь за кулисами во время репетиции комедии «Ревизор» в Александринском театре в Петербурге. Акварель актера П.А.Каратыгина, 1836. « Никто не догадывался, какой великий талант скрывался в этом слабом теле, какие страдания он испытывал, предугадывая, что ни актеры-исполнители, ни большинство публики не оценят и не поймут «Ревизора» при его первом представлении». (П. П. Каратыгин со слов П. А. Каратыгина. Ист. Вестн., 1883, сент., 735.)

    Слайд 3

    П.М.Боклевский. Автопортрет, 1848. Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю жизнь иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев «Ревизора» создано художником за сорок лет.

    Слайд 4

    В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост. Портреты их снабжены подписями, взятыми из текста комедии. "Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался..."

    Слайд 5

    Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. Осип чистит с остервенением изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова.В эту минуту злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина.

    Слайд 6

    Городничиха с дочкой. Утрируя дородность городничихи, Боклевский стремится подчеркнуть ее грубость и тупость. Самодовольство и тщеславие Анны Андреевны оттеняет ее дочка. Марья Антоновна робко выглядывает из-за мощного плеча своей маменьки.

    Слайд 7

    Слайд 8

    Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". В 1863 году появилсяего знаменитый "Бюрократический катехизис" – пять литографированных сцен из "Ревизора". Теперь Боклевский, используя сцены из "Ревизора", хотел показать не злоупотребления отдельных чиновников, а систему взглядов, широко бытующую среди государственных служащих.

    Слайд 9

    Городничий: «Насчет того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».

    Слайд 10

    Чиновники перед дверью Хлестакова. «Слушайте, эти дела не так делаются в благоустроенном государстве. Зачем нас здесь целый эскадрон? Представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того... как там следует; чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается.»

    Слайд 11

    «Ведь почему хочется быть генералом?..»

    Слайд 12

    «Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские...»

    Слайд 13

    Работа над «Ревизором» не оканчивается и после «Бюрократического катехизиса». Популярны две более поздние серии портретов героев «Ревизора» во весь рост – контурная и тоновая. В серии тоновых рисунков обращает на себя внимание новая трактовка городничего.

    Слайд 14

    Городничий. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там – стой, городничий...»

    Слайд 15

    Бобчинский и Добчинский. «Э, нет позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж и слога такого не имеете...»

    Слайд 16

    «Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга»

    Слайд 17

    «Хлестаков. несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»

    Слайд 18

    «Хлестаков. водин вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях.»

    Слайд 19

    «Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе.»

    Рекомендуем почитать

    Наверх