Философские проблемы самопознания. Философско-психологические основания исследования проблемы «Я» и самопознания

Проза 18.12.2023

Невозможно исключить такой момент в своей жизни когда каждый человек рано или поздно начинает задаваться такими важными для себя вопросами: : «кто же Я есть на самом деле?», «Каким Я был и каким могу стать?», «Зачем Я вообще есть?». Кто-то из нас оставляет попытки найти однозначные ответы, кто-то простои их не находит, а если и находит, то остаётся крайне недовольным результатами самоанализа. Потребность в постановке таких вопросов обосновывает существование такого явления исключительно у людей, как самопознание. Но так как процесс самопознания характеризуется философской природой, рано или поздно мы натыкаемся на проблемы самопознания .

Если предложить человеку попытаться охарактеризовать себя, то наверняка он ответит такими фразами как: «Я умный, честный, умею находить общий язык с остальными». Но такими ответами нас может порадовать и любой ребенок. В качестве интересного факта можно сказать, что народы малокультурных обществ вообще затрудняются хоть как-нибудь охарактеризовать себя.
Анализируя проблемы самопознания , очень важно понять, что же мешает нам, что является барьером для этого процесса. Такие барьеры можно разделить на две группы: барьеры, возникающие из-за несовершенства человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями конкретного человека. Таким образом, наиболее общими проблемами самопознания является упорное нежелание человека признать себя частью животного мира, зацикливание на придании себе высших ценностей и права быть венцом природы.

Если затронуть немного психологии, то проблемы самопознания можно напрямую связать с боязнью обнаружить в своей личности что-то ужасное, отталкивающее, то что может пошатнуть уверенность в себе. Также актуальна теория о том, что для личности важнее оценить себя в соответствии с запросами социума, чем попытаться познать себя как есть на самом деле.
Особое значение проблемам психоанализа придается в гуманистической психологии. В данном разрезе самопознание представляется как способность стать тем, кем ты можешь быть, а не тем, каким тебя хотят видеть другие. Подавление Реального Я Идеальным Я приводит к развитию чувства дискомфорта, тревоги, тем самым отрицая реальное представление о себе.

Исследуя ту же самую проблему самопознания, современная психология концентрирует внимание на следующих задачах, без решения которых невозможна эффективная деятельность человека.

  • 1. При решении проблемы самопознания важно учитывать, что в данном случае речь идет не о познании того, что находится вне нас, а о постижении того, что находится внутри нас; иначе говоря, при самопознании субъект не отделен от объекта, сливается с ним. поскольку мысли человека о самом себе являются неотъемлемой частью его самого. Поэтому в этом деле нельзя искать легких путей.
  • 2. Но даже не вполне исчерпывающие и не совсем точные результаты самоанализа, самооценки, которые нами могут быть получены в самом начале этой нелегкой работы, тем не менее будут представлять собой немалую для нас ценность, дадут позитивный результат, поскольку в той или иной степени будут упорядочивать нашу деятельность, придавая ей большую целенаправленность и повышая таким образом ее общую эффективность.
  • 3. Далеко несовершенные в самом начале итоги анализа своих возможностей, конечно, будут нуждаться в существенной корректировке. И самым надежным инструментом такой корректировки, уточнения результатов самоанализа, самооценки является активное общение со своими коллегами, партнерами, близкими людьми, постоянное взаимодействие, кооперация с ними. Именно общение выступает в качестве наиболее надежного критерия правильности или ошибочности проведенного анализа своих способностей. Причем чем выше, оптимальнее уровень разнообразных форм общения у данного субъекта, тем полнее реализуются его информационные, интерактивные и оценочные функции.
  • 4. Однако вся эта работа самосовершенствования станет более эффективной, если она будет упорядочена, подчинена определенным целям. Для этого человеку важно уяснить, какие именно из множества способностей и задатков, которыми располагает каждый из нас, нужно укреплять и развивать, чтобы сделать свою производственную и повседневную деятельность более эффективной. Для решения этой проблемы психологии при разработке психограмм различных профессий разрабатывают различные варианты перечней тех профессиональных качеств, которые наиболее востребованы современным рынком труда.

Так, среди качеств, необходимых современному специалисту, руководителю любого уровня и направления наиболее часто упоминаются. например, такие как:

умение общаться с людьми;

творческие способности;

хорошие организационно-технические навыки в своей отрасли;

педагогические способности, т.е. умение не только накапливать информацию, но и передавать ее другим в доступной форме, выступая в роли инструктора, преподавателя;

хорошие знания в области математики, информатики, компьютерной техники, их применения в своей области:

навыки финансовой, инвестиционной деятельности;

знание иностранных языков, в первую очередь таких «горячих», как английский, немецкий, японский, что особенно увеличивает шансы найти хорошую работу;

очень важны хорошие навыки эффективного самопознания и самосовершенствования, ил и самоменеджмента.

Но не менее важно иметь представление и о тех качествах, которые негативно сказываются на деятельности любого специалиста, руководителя, снижают ее эффективность. Среди качеств, препятствующих успешной карьере любого работника, часто указываются такие как:

отсутствие четких жизненных и профессиональных целей;

недостаточная способность творческого подхода к делу;

боязнь дел, связанных с риском;

смутное представление о своих способностях;

слабое развитие профессионально значимых навыков;

нехватка энергии, активности, слабые волевые качества;

неумение влиять на людей, обучать их;

неспособность к самоменеджменту, саморазвитию.

5. Растущая сложность, многообразие производственной деятельности порождает еще одну первостепенную задачу самопознания и самосовершенствования -- четкое планирование личной деятельности, включая личную жизнь.

Правда, есть мнение, что планирование, особенно излишне детализированное, лишает нашу жизнь значительной доли ее привлекательности в виде присущей ей спонтанности, непредсказуемости, порождает однообразие и скуку, поскольку пытается втиснуть живую жизнь в жесткие рамки плановых показателей. Конечно, в подобной позиции есть своя доля истины.

Но не следует забывать, что альтернативой планированию, вносящему в нашу жизнь организованность и порядок, может быть только состояние неорганизованности и беспорядка, порождающее в нас чувства тревоги, беспокойства и неуверенности в своих возможностях справиться славиной неожиданно наваливающихся на нас разнообразных дел и забот, спланировать которые мы не захотели. Именно подобные ситуации часто служат причиной тяжелых стрессов, которые в связи с их широким распространением среди руководящих работников получили наименование «синдрома менеджера».

6. Отсюда еще одной задачей самопознания является анализ способов и приемов постоянного поддержания на должном уровне своего психического и физического здоровья. Далее будут рассмотрены приемы поддержания руководителем высокого уровня своей деловой активности, здоровья, способам психологической защиты от опасности деструктивного стресса.

Указанная проблематика оказывается все более востребованной среди значительной части специалистов и управленцев, которые все яснее начинают сознавать ту простую истину, что самая большая победа, которую мы можем одержать, есть победа над собой.

Конечно, никого нельзя принудить к самосовершенствованию, ни уговорами, ни угрозами, ни гипнозом, если у человека нет к тому собственного внутреннего побуждения. Но наше собственное несовершенство обычно застигает нас врасплох. Недостаточность самообладания человек начинает замечать в трудных ситуациях: повышение объема и сложности работы; острый конфликт, болезнь, возраст и т.п. Тут-то и обнаруживается, что многим простым вещам нужно учиться или доучиваться: сосредоточению и мобилизации, переключению внимания, эмоциональной перестройке, расслаблению, отдыху, сну.

Причем управлять собой оказывается трудно, когда это особенно необходимо. Огромное большинство людей этому никогда специально не учится. Поэтому и не удивительно, что и к экзаменам приходят неподготовленными?

Человеческая мудрость издавна учит нас управлять собой. Между современным аутотренингом и древней йогой и другими старыми и новыми способами духовно-телесного самосовершенствования оказалось множество совпадений, гораздо больше, чем различий.

Но по-прежнему какой-то панацеи здесь нет. Но есть живой поток мысли, в который может войти каждый, пройдя по перекресткам знания, где на разных языках говорят об одном и том же. Суть этих идей можно свести к следующему:

нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно:

нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить;

нельзя изучать себя, не изучая с равной заинтересованность других людей, хотя бы одного человека, но чем больше, тем лучше;

нельзя изучить человека холодно, равнодушно, по-настоящему познать человека можно, только помогая ему;

ни себя, ни других нельзя изучить иначе, как в деятельности и общении;

изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек с точки зрения современной теории систем есть «открытая система», меняющаяся во многом непредсказуемо; больше, чем какое-либо другое существо, человек «становится», но не «есть».

В этом и состоят некоторые трудности самопознания, самосовершенствования, самоупpaвления.

Проблема человеческого «Я» - один из самых главных аспектов вопроса о сущности человека. Она охватывает многие вопросы: родовую специфику человека, его отличие от животных; онтологическое тождество личности, сохранение и изменение на протяжении жизни; феномен самосознания и его отношение к сознанию; мотивацию поступков человека, правомерность его выборов; познаваемость «Я», истинность этого познания. Многие философы, такие как Р. Декарт, Д. Юм, Фихте, И. Кант, Н.О. Лосский и др. объявили человека единственным предметом познания. В каждом направлении (рационализм, сенсуализм, экзистенциализм, герменевтика и т.д.) принимается тезис об исключительности и неповторимости человека. И действительно, у человека есть необычные свойства (т.е. те, которые отличают его от других существ): у него особая телесность, он сложно организован как биологический вид, он мыслит, он чувствует, он ощущает, он отражает в своем сознании многообразие мира, он, наконец, творит культуру. Человек сложен и неисчерпаем. При этом каждое свойство претендует на исключительность. В этом и проблема - каждое исключительное свойство не раскрывает специфики человека.

Своеобразие человека отчетливо проявляется в четырех сферах

1) Как природное существо человек подчиняется законам физики, химии, биологии. Уже на этом уровне он выделяется особенностью строения органов и систем, протеканием химических процессов.

2) Как ментальное существо человек способен к познанию через чувства, восприятие, представление, мышление, он способен оперировать различными логико-математическими конструктами, понятиями.

3) Как существо, владеющее языком, человек выражает себя в речи, письме, высказывании.

4) В качестве предметно-деятельностного существа человек выступает субъектом действий и поступков. (Это человек: Антология./ Под ред. Гуревича П.С.. М: Высшая школа, 1995)

Эти сферы самостоятельны и в тоже время взаимосвязаны. Человек несводим к какому либо одному из измерений. С сфере нашей темы для нас наиболее интересной представляется способность человека к познанию самого себя. Здесь необходимо поставить вопрос о том что и как человек познает, когда мы говорим о самопознании. Очевидно, что познать человек пытается некую свою внутреннюю сущность, нечто важное и существенное, что можно обозначить как «Я»

Проблема человеческого «Я» подразумевает два разных вопроса: 1) «Что такое «Я»?», какова вообще природа «Я», идентичности, самосознания и т. д. 2) «Кто я?», каков смысл моего конкретного бытия. Вопросы эти взаимосвязаны.

Из воззрений на природу «Я» для нас наиболее важны три идеи. Во-первых, понятие «Я» обозначает самотождественность лица, его единство и отличие от всех других людей и объектов, его идентичность; во-вторых, его субъектность, активно-деятельное начало; в-третьих, нечто глубоко интимно-приватное, что проявляется в свойствах и поступках человека, но никогда не сводится к ним и потому не может быть познано извне: как писал М. М. Бахтин, «чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи,- с ними можно только диалогически общаться» (М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М. "Советский писатель". 1963, стр. 92.). Вместе с выделением специфики «Я» решается вопрос о самопознании. Однако, эти воззрения формировались не сразу.

Вопрос о природе, о специфике «Я» и об особенностях самопознания был поставлен давно.(Канке В.А. Философская антропология. М: Логос, 2003). Еще Гераклит призывал человека: «Познай самого себя». Это является свидетельством проявления интереса человека к самопознанию, однако, пока не ясно что именно и как нужно познавать. Философы древности использовали нерасчлененные понятия «Я», «человек», «душа». Человек был частью всеобщего мирозданья. Платону принадлежит идея индивидуальной души, благодаря которой человек стал самостоятельной ценностью. (Сочинения Платона М: 1983) Это подтолкнуло философов того времени переключить внимание с общих вопросов бытия на человека. Например, Плотин написал девять книг о душе.(Рассел Б. История западной философии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002). Он выделил Единое как подлинный первоисточник, которое существует посредством Ума. Ум - первообраз всех вещей. Эмонация ума приводит к Мировой Душе, которая пронизывает все живые существа. Ему приходится разделить душу на три фазы, правда переходящие одна в другую: душа, созерцающая божество, размышляющая душа и животная. Только созерцающая и размышляющая душа и есть «Я». Правда, «Я» связано с телом, следовательно есть в «Я» и животная часть, но то, что в ней происходит не касается «Я». Таким образом, понятие «Я» устанавливается раз и навсегда в идеалистическом смысле. Кроме того, душа стала служить основой учения о бытии.

Как можно увидеть, взгляды античных философов на природу человека синкретичны. Хотя очевидно стремление человека к самопознанию, но в человеческом «Я» нет загадки, тайны, а следовательно, в самопознании нет проблемы. Человек целостен, нет субъекта без Космоса и Космоса без субъекта. Человек познает себя целиком и полностью, потому что нет внутреннего человека, нет внутреннего мира, нет «Я», человек полностью выражен во вне. Поэтому дальнейшая философская мысль пошла по пути выделения объекта самопознания.

В средневековье человек отделяется от космоса, от Бога. Августин Аврелий считал душу орудием, которое правит телом. .(Рассел Б. История западной философии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002). Душа - центр человека, его «Я». В тоже время все знания заложены в душе, которая живет и движется в Боге. Основанием истинности этого знания становится служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь собственную деятельность. Значит, самопознание становится мерой истины. Итак, стала понятным необходимость самопознания. Был выделен и объект - душа, «Я». Но человек еще не стал самостоятельным предметом самопознания. Познание человеком своего «Я» было возможно только в соотнесении с Богом. Самопознание находится в тени стремления познать Бога. Но «Я» становится точкой опоры в познании Бога и человека как «образа и подобия Бога», душа стала основой учения о познании.

В эпоху Возрождения в поле внимания вновь попадает сам человек. Даже больше, он становится центром внимания философов, художников и пр. Постулируется творческая сущность человека, а следовательно весь мир понимается в проекции на человека. Это можно рассмотреть как начало становления субъектности человека. Однако, эта субъектность чисто внешняя, интерес ко внешним проявлениям почти полностью вытесняет интерес к внутренней сущности «Я». Но это собственно и не столь важно, так как «Я» сводится к телесности: «в красивом теле красивый дух». Поэтому изучая тело, человек изучает себя.

Эту идиллию нарушил Р. Декарт, разделив душу и тело на две самостоятельные субстанции.(Декарт Р. Начала философии. М:1977) «Я» перестало видеться во внешних проявления. Для Р. Декарта специфика человеческого «Я» в том, что «Я мыслю, следовательно, существую», а также сомневаюсь, понимаю, убеждаюсь, переживаю и т.д. Следовательно, необходимо познавать «Я» как мыслящую сущность: мысли о сознании это то же, что и мысли о «Я». Понять свое «Я» можно путем интроспекции. Интроспекция становится способом самопознания. Надо отметить, что познание человеком себя осуществляется с помощью мышления. Человек постоянно ищет себя, пытается себя познать и этот поиск сам по себе и есть подтверждением подлинности «Я» человека. Однако, признание «Я» как мыслящей сущности нарушило единство «Я», т.к. у человека меняются мысли, меняются состояния сознания, человек развивается. При этом он все же сохраняет единство, непрерывность своего «Я». Идею «Я», непрерывности «Я» Декарт и его последователи считали врожденной, а рациональную интуицию объявили методом самопознания.

Сенсуалисты (Дж. Локк, Т. Гоббс, Э. В. де Кондильяк и др.) полгали, что «Я» - это в первую очередь совокупность ощущений, а потому акцентировали свое внимание на чувствах, переживаниях, ощущениях, а способом самопознания соответственно становится самоощущение, ощущающая интуиция. Идею тождественности человека самому себе они также приняли на веру.

Рационалисты и сенсуалисты свели проблему «Я» и самопознания к гносеологии. Но вместе с тем возник вопрос о пределах самопознания. Д. Юм писал: «В философии нет вопроса более темного, чем вопрос о тождестве и природе того объединяющего принципа, который составляет личностью… В повседневной жизни идеи о нашем «Я» и о личности, очевидно, никогда не бывают особенно точными и определенными» (Юм Д., собр. соч. в 2-х т., М., 1965, т.1, с.299). В силу неопределенности «Я» человек вынужден постоянно заниматься самопознанием.

Не вызывает сомнений тот факт, что при всех изменениях сохраняется преемственность и единство сознания человека. Следовательно, «Я» зависит от сознания. «Я» - это сознающая мыслящая сущность, которая чувствует и сознает удовольствие и страдание, способна быть счастливой или несчастной. Чтобы познать свое «Я» необходимо обратиться в свой внутренний мир. Но скорее всего мы узнаем лишь какую-то часть о себе, больший же пласт нашей жизни находится в подсознании и недоступен восприятию и самоанализу. Поэтому наши знания о себе скорее поверхностны, чем достаточны, что и обуславливает постоянный поиск себя. Кроме того, выделение субъекта и объекта познания ставит вопрос о том, кто является субъектом, а кто объектом самопознания.

И. Кант заметил, что в осознании субъектом самого себя заключает в себе двоякое «Я»: 1) «Я» как субъект мышления - рефлектирующее «Я», о нем мы больше ничего сказать не можем; 2) «Я» как объект восприятия, внутренние его чувства, которые содержат в себе множество определений, делающих возможным внутренний опыт. (И. Кант, сочинения в 6-ти томах, М., 1966, т.6, с.365). В этом собственно и состоит недостаток интроспекции: наши знания о «Я», полученные в результате интроспекции, являются лишь знаниями о «Я» как об объекте, но мы ничего не можем сказать о «Я» как о субъекте самопознания. Вопрос, сохраняет ли человек свою тождественность, осознавая изменения собственной души, Кант считает нелепым, так как «человек может создавать эти изменения только потому, что в различных состояниях он представляет себя как один и тот же субъект» (Кант И, соч. в 6-ти т. М, 1966, т. 6, с. 365). Таким образом, «Я» возникает лишь путем синтетических суждений. Представление «Я» абсолютно лишено содержания, оно только форма соотношений всех моментов сознания. Проблемы самопознания остаются прерогативой гносеологии.

Но проблема «Я» - это не только проблема гносеологии, но и проблема истинности и пределов познания истинного «Я», это и проблема деятельности. У И. Фихте «Я» -- универсальный субъект деятельности, который не только познает, но и творит из себя весь окружающий мир, определяемый как «не-Я».(Философия Фихте. М: «Наука», 1967) «Я» - первичная, непосредственно данная реальность. Он подчеркивал значение субъектного начала деятельности, высвечивая такие стороны проблемы как активность, сущностная универсальность индивида. «Я» - это субъект. Человек совершает действия, поступки, творит мир, культуру. Это позволяет выделить еще один способ самопознания - это анализ продуктов деятельности, анализ творений человека. Но очевидно, что «Я» не тождественно своим созданиям, не тождественно оно и процессам создания. Поэтому даже анализируя продукты деятельности человека нельзя до конца понять его сущность, его «Я».

Г. Гегель полагает, реальное человеческое «Я» «представляет собой живой, деятельный индивид, и его жизнь состоит в созидании своей индивидуальности как для себя, так и для других, в том, чтобы выражать и проявлять себя». Для Г. Гегеля самосознание -- аспект или момент деятельности, в ходе которой индивидуальное сливается с общим, так что появляется «Я» (Гегель. Соч. М., 1977, т. 4, с. 99). Его главная заслуга в том, что он ввел понятие «Я». Гегель подчеркивает, что индивид открывает свое «Я» не путем интроспекции, а через других, в процессе общения и деятельности, переходя от частного к общему. Для познания своего истинного «Я» непременно нужен другой. Человек познает себя через осознание сходства и различия с другими, т.е. в диалектически.

Итак, уже в философии наметились основные тенденции рассмотрения проблемы «Я» и самопознания. Но, «Я» и самопознание являются в философии некими абстрактными конструкциями, с помощью которых предпринимаются попытки описать и объяснить человека. Вместе с тем уже в философских трактатах подчеркивается многогранность «Я» и его проявлений, что позволяет выделить множество способов самопознания.

Во второй половине XIX в. философская теория самопознания дополняется психологическими исследованиями, проблема «Я» дополняется новыми аспектами Психология пытается охватить человека как целостность. Традиционная психология пыталась усмотреть в человеке универсальное, современные психологи проявляют интерес к человеку в конкретной ситуации. При этом подчеркивается уникальность «Я», его глубина. З. Фрейд открыл бессознательное, как вместилище вытесненных влечений, желаний. Он создает представление о желающем «Я». Для нас важно то, что бессознательное вторгается во многие области сознательной жизни «Я» в виде фантазий, сновидений, мечтаний и т.д. (З. Фрейд. Я и Оно.) Соответственно, познать «Я» - значит познать желания, которые были вытеснены в бессознательное. Способ - анализ снов, фантазий. Таким образом, «Я» расширяется, в него вводятся новые области. Но даст ли нам представление о желаниях человека знание о его «Я»? С одной стороны, желания человека составляют важную часть его знаний о себе, однако, этим область интереса человека к самому себе не исчерпывается. Идеи З. Фрейда о «Я» и бессознательном дополнили Э. Фромм и К.Г. Юнг. Э. Фромм считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически (Э. Фромм Душа человека). Следовательно, основной подход к изучению «Я» должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе. Значит, значение фантазий состоит не в сублимации, а в том, что они отражают стоящие за ними специфическое отношение человека к миру и к самому себе. Индивидуальное бессознательное, вторгающееся в «Я» является исторической вариацией более обширного коллективного бессознательного.(К.Г. Юнг Душа и миф.) Оно опирается на инфраструктуры, присущие всему человеческому роду. Исконные образы или архетипы лежат в основе способности человека порождать образы, создавать сюжеты, в которых выражается то, что было всегда. Архетипы всегда проявляются в фантазиях, в символах, в искусстве. Архетипы становятся предметом археологии «Я». Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние на становление «Я», а следовательно определяет возможности самопознания. В тоже время следует отметить разделение «Я» и сознания. «Я» - центральный элемент личного сознания. Оно собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формирует целостное и осознанное самовосприятие человека. Самость как «архетип порядка и целостности личности» (Юнг К.Г. Архетип и символ с 104) соединяет части души (сознательную и бессознательную) так, чтобы они дополняли друг друга. Собственно обретение самости приводит к обретению большей свободы самовыражения и самопознания. Э. Эриксон (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис), разрабатывая проблему идентичности, различает в становлении «идентичности» или «эго-идентичности» глубинные моменты, связанные с формированием синтезирующей функции «Я», и моменты, связанные с интеграцией различных «образов самости». «Я» может быть разным, но оно всегда является связным. Познавать собственное «Я» необходимо с учетом связности и целостности «Я». «Я» становится интимно-личностным, целостным и вплетенным в культурный контекст. Следующим шагом в развитии идей о самопознании является введение К. Хорни понятия «образа Я» как некоего итога самопознания. В «образ Я» входят знания о себе и отношения к себе. В тоже время существует несколько «образов Я» - «Я» реальное, «Я» идеальное, «Я» в глазах других людей. (К. Хорни Невротическая личность нашего времени, М: 1993). Множественность «образов Я» заставляет предположить множество источников формирования этого образа, а следовательно, множество способов самопознания. Следует отметить, что психоанализ не занимался собственно проблемой «Я» и самопознания, его интересовало больше бессознательное. Но расширение границ «Я», выделение «Я» из сознания является важным достижением психоанализа. Дальнейшее развитие психологической мысли шло в сторону расширения предмета самопознания, в сторону расширения и умножения «Я»:

Г.С. Салливан говорит о «Я - системе» и трех ее структурах: «хорошее Я», «плохое Я», и «не- Я».

Бихевиористы говорили о поведении как о проявлении «Я»

К. Роджерс говорит уже о «Я - концепции», в центре которой гибкая и адекватная самооценка.

Г. Олпорт видит в основе «Я» набор черт.

Можно говорить о множестве образов «Я» и соответственно о многих способах самопознания. При этом теряется целостность «Я», оно распадается на множество аспектов и его становится просто невозможно охватить целиком. Одновременно возникает проблема подлинности «Я» и истинности самопознания. Возникла необходимость органичного и целостного описания многообразных сторон «Я» и самопознания.

«Я» - это бытие (экзистенциализм). Подлинность «Я», бытия достигается путем экзистенции - выхода за пределы себя в иное бытие. Существование - процесс становления чем-то новым. Главная цель - использовать все возможности бытия. «Я» не является завершенным, «Я» - это возможность. Но это бесконечный проект, т. к. выбор одной возможности означает отказ от других. Фантазии помогают использовать иные возможности и в этом смысле являются способом познания собственной возможности, а, следовательно, и способом самопознания. Но скорее это познание нереального «Я», нереальное самопознание. Ж.-П. Сартр разрабатывал проблему рефлексии как способа самопознания. (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки Богов. М.: Политиздат,1990.) Рефлексия - квазипознание, схватывающее символ и символизацию - нететическое сознание себя. Важно познать само-проект человека. Дж. Бьюдженталь полагает, что у человека есть потенциал осознать свое «Я». (Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтами и пациентами в гуманистической психотерапии. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998.с. 25-31) Важна способность к внутреннему поиску. Ответ неизбежен, но не очевиден. Он требует личного участия. В природе человека все заложено латентно, в том числе и поиск подлинного «Я». Он осуществляется во внутренней жизни, в мире субъективных переживаний: мысли, чувства, фантазии, мечты. Человек - субъект своей внутренней жизни. «Я» - нечто глубоко личное. В тоже время «Я» не является чем-то окончательным, определенным, завершенным. Способ существования «Я» - это постоянное становление, становление чем-то новым. В этом смысле «Я» неисчерпаемо. Но это замыкает «Я» на самом себе, оно становится своего рода «вещью в себе», всего лишь феноменом сознания, бессознательного. Экзистенциалисты показали возможность человека выходить за рамки собственного «Я». Поэтому человек являет свое «Я» миру, символизирует его в подходящих для этого феноменах. Культура в этом смысле является формой символического бытия человеческого «Я».

Антропологи рассматривают человеческое «Я» в контексте определенной культуры. Для нас становится важным человек современной эпохи, «Я» современного человека. Основными чертами современной эпохи, по А. Шюцу, являются:

1) деятельность, причем эта деятельность все более и более ориентируется не на изменение физического состояния мира и не на деятельность посредством физических актов, а на изменение состояния сознания -- на деятельность посредством символов и знаков, которая в определенном смысле оказывается лишь виртуальной деятельностью, лишь в потенции предполагающей изменения в физическом мире 2) специфическая уверенность в существовании мира, естественная установка, суть которой - в воздержании от всякого сомнения в существовании мира, но этот мир максимально не определен и неустойчив. Существует множество виртуальных реальностей. Под виртуальной реальностью понимается все, что создано и существует, не будучи актуализированным в физическом мире. Виртуальные реальности, живут, воздействуя на актуальную, физическую реальность, воплощаясь в ней. 3) активное, напряженное отношение к жизни Виртуальная жизнь делает практически любой факт (вплоть до факта смерти) обратимым, и потому не требует столь жесткого контроля над жизнью со стороны субъекта., 4) особое переживание времени проявляется в виртуальной одновременности различных событий. 5) специфика личностной определенности действующего индивида, снижение личностной определенности индивидуума в современную эпоху, 6) особая форма социальности.(Философия постмодерна. /Под ред. Андриевского А.П. М.: «Логос», 2000)

В основе современной культуры лежит идея не единства, а дробности, принцип множественности. Соответственно этому меняется и представление о человеке. Он больше не рассматривается как неповторимая индивидуальность или целостная личность, как объект и субъект культуры. Современный человек - это человек непосредственно настоящего, он в высшей степени сознателен, полностью сознает свое существование. Он живет в множестве виртуальных реальностей. У человека множество «Я». В каждой новой виртуальной реальности человек приобретает новый лик, новое «Я». «Я» становится заложником саморепрезентаций. Поэтому современный человек не имеет опоры в мире. Он пытается найти опору в себе, в идее, высказанной философами просвещения, - единственное, что не вызывает сомнения, это наличие себя самого, «Я». Но «Я» много, поэтому современный человек остро интересуется проблемой собственного истинного «Я», поиска себя настоящего.

Поэтому из всех специфически человеческих свойств для современного человека наиболее актуальна способность к самопознанию. Человек субъективен (К. Ясперс). Субъективность создается той реальностью, в которой живет человек. В нашем случае - это современная реальность, в которой существует множество «Я», способом самопознания становится объективация множества «Я».

Итак, «Я» стремится к объективации. При этом «схватить» собственное «Я» и объективировать его целиком очень трудно. Человеку доступна для осознания лишь часть себя, лишь некоторые свойства. Человек лучше осознает те свои свойства, на которые кто-то обращает его внимание. Этот момент приводит к идее о социальной природе «Я». Источником «Я» является его взаимодействие с другими. Эта идея разработана в психологии сторонниками символического интеракционизма. Если представить человека, выросшего в изоляции, то такой человек был бы не способен ни о своем характере, ни о своих мыслях и побуждениях, ни даже о своей внешности. Только другие приносят индивиду зеркало, в котором он в состоянии увидеть и оценить эти сами по себе безразличные свойства. Поэтому в «Я» выделяются несколько уровней. Дж. Мид различал в Self - активном участнике и одновременно продукте и объекте воздействия процесса коммуникации - две непрерывно взаимодействующие динамические подсистемы: I - индивидуалистическую ипостась и Me - коллективистскую ипостась. Me - это организованная совокупность общепринятых в данной социальной группе установок, норм, обычаев, усвоенных человеком. Но на эту совокупность человек реагирует индивидуально как I. Механизмом усвоения норм, установок и обычаев, т.е. интериоризации (по Л.С. Выготскому), является принятие (на себя) ролей. Человек выступает в ролях других людей перед самим собой, в каждой воображаемой ситуации как бы разыгрывая определенную роль перед определенной воображаемой аудиторией, обдумывая какова будет реакция на его исполнение. Дж. Мид выделил две фазы принятия ролей. В первой фазе человек примеривает на себя роли конкретных людей или персонажей. Во второй фазе усвоенные установки, нормы и способы поведения подвергаются генерализации и появляется «Обобщенный Другой». (Хрестоматия по социальной психологии /Под ред. Андреевой А.В.М: 1999). Здесь важно не столько то, человек то и дело разыгрывает определенную роль, этих ролей много, поэтому «Я» тоже много, - эта идея не нова. Важно то, что сама структура «Я» может быть по-новому рассмотрена в понятиях, описывающих процесс принятия ролей. «Я» предстает в двух ипостасях: он оказывается и актером-исполнителем и персонажем-ролью. Я - как - персонаж обычно кажется неотъемлемой частью исполнителя. Этот взгляд имеет право на существование, т.к. то, что именно представляют (а именно выбор роли), не случайно. И хотя этот образ осмысливается относительно данного исполнителя, сами свойства этого персонажа производны от событий сюжета, от которых зависит интерпритация и оценка. Если пользоваться терминологией И. Гофмана, то « «Я» индивида производно не от личностных свойств, а от всей сценической обстановки его действия».(Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: 2000, с 48.) «Я» - продукт сцены социального взаимодействия. Я - исполнитель готовится к роли. Он представляет результат своего исполнения. Он примеривает на себя свойства персонажа, смотрит, какие из них ему лучше показать, какие скрыть. Так рождается отношение Я - исполнителя к Я - персонажу. В этом же ключе рассматривается личность в концепции «зеркального Я» Ч. Кули.(Ч. Кули. Человеческая природа и социальный порядок. М: 2000.) Человек научается владеть своим «Я», всматриваясь в свое изображение в зеркале других людей, воображая, как видят его эти другие, и соотнося собственные представления о себе с представлениями, приписываемыми им людям. «Я» объявляется результатом играния социальных ролей. Выделяется еще один способ самопознания - прямо или косвенно узнать о своем «Я» от других. Этот способ ограничен, так как разные люди могут давать противоречивую информацию о «Я», кроме того, незавершенность человека, вероятностный характер его «Я» не дают возможность внешним сторонним наблюдателям полностью узнать человека, его «Я».

Итак, «Я» имеет много аспектов. Можно говорить о множественности «Я». Для их упорядочивания мы воспользуемся широко известной в психологии схемой, предложенной М. Розенбергом. Он выделил несколько уровней:

1) уровень «Я-настоящего» - это то, каким человек видит себя в действительности в данный момент. Человек получает возможность «находить себя в себе» в точке «здесь-и-теперь». Это сохраняет непрерывность функционирования субъекта в меняющейся среде.

2) уровень «Я-реального» - это совокупность развивающихся представлений о себе. Усваивается в процессе социализации и является наиболее устойчивой. Благодаря этим свойствам представления образуют в сознании постоянно присутствующий личностный фон, выделяется во внутренних диалогах.

3) уровень «динамического Я» - эти представления выполняют планирующую и регулятивную функции: то, каким индивид поставил себе целью стать. Они позволяют оценивать результативность движения субъекта предполагаемых изменений, какие ему нужны, чтобы перейти из наличного состояния в иное желаемое состояние в пределах обозримого будущего с учетом совершаемых действий.

4) уровень «возможных Я» представлен концептами, отражающими то, каким, по мнению человека, он может стать в будущем, развиваясь в пределах определенной логики. Они близки к культурным клише, усвоенным в процессе социализации, к фикционным идеям. Они не обязательно положительны или хорошо проработаны, редко отражают собственный опыт субъекта.

5) уровень «идеализированных Я» - отражает субъективные представления человека о себе. Они складываются в процессе самовосприятия, внушаются в процессе социализации внутри малой группы (семьи, круга близких друзей). Характеристики могут пристрастно отбираться субъектом и подтверждаться единичными фактами или не подтверждаться вообще. Но при этом субъект искренне верит в наличие у себя подобных характеристик.

6) уровень «изображаемых Я» - это маски, роли, образы, с помощью которых индивид презентирует себя другим. Чаще всего за ними скрывают подлинность, недостатки своего «реального Я». Фактически человек осваивает и транслирует то, каким бы ему хотелось, чтобы его воспринимали другие. Это дает человеку возможность примерить на себя некоторые роли и обогатить тем самым свой внутренний мир: он может не только убедить окружающих в наличии у него изображаемых характеристик, но и сам измениться под их влиянием.

7) уровень «фантастических Я» - это образ «Я такой какой никогда не могу быть в реальности» (но очень хочется). Он отражает то, каким мог бы быть субъект «не в этой жизни», исходя из усвоенных из культуры образцов, норм, ролей, ценностей, идеалов и т.д. Он не выносится во вне и предназначен для личного пользования, так как принадлежит экзистенциальному уровню человеческого бытия (возможно он может проявляться в творчестве). Многообразие образов характеризует самобытный внутренний мир человека. (Кон И.С. В поисках себя)

Мы выяснили, что главной особенностью человека является его способность и стремление к самопознанию. Мы можем говорить о множестве способов познания себя:

1) Интроспекция. Ее суть состоит в анализе собственных мыслей, чувств, ощущений. При этом нет осознания себя как субъекта. Собственно речь идет не столько о познании «Я», сколько о познании собственных психических процессов.

2) Интуиция. Человек выстраивает систему догадок о своем «Я». Интуиция нуждается в дополнении опыта. Человеку только кажется, что он познал собственное «Я».

3) Анализ продуктов деятельности. Здесь анализируется творящее «Я». Но «Я» нет в продукте. В лучшем случае следует признать, что творец выразил часть самого себя в своем творении. «Я» нет и в процессе создания. «Я» всегда остается в творце.

4) Самопознание через диалектику - анализ сходства и различия с другими. В этом случае знание о себе получатся первичным по отношению к самопознанию.

5) Узнать о себе от внешних других. Но для внешнего другого скрыт внутренний мир человека, поэтому знания стороннего другого всегда ограничены.

6) Рефлексия. «То, что Я думаю, что думает обо Мне Другой» Для этого необходимо быть этим Другим.

Можно предположить, что это неограниченный список, что в дальнейшем он будет дополнен философами и психологами. Возможно дело здесь не в недостатке какого-либо способа в отдельности или в их общем недостатке. Дело в том, что многомерность является сущностной характеристикой «Я». Человек, его «Я», будучи «мерой всех вещей» сам не имеет меры, т.к. в принципе не сводим к какому-либо измерению. Для осуществления самопознания человек должен явить себя миру целиком, целостно.

Целостность человека достигается через поступок (Бахтин М.М. К философии поступка…) Под поступком М.М. Бахтин понимает деяние, включающее внешний план и вовлекающее в себя глубинные пласты человеческой деятельности. Таким образом, в поступке человек полностью являет свое «Я». Это возможно благодаря следующим особенностям поступка:

1) аксиологичность поступка предполагает, что каждый поступок служит некоторой ценности. В свете этого «Я» обретает ценность;

2) единственность поступка означает, что в мире нет повторяющихся моментов, следовательно «Я» являет себя уникальное, неповторимое, несводимое к какому-либо отдельному аспекту;

3) ответственность предполагает ответственность человека за свои поступки, за утверждение своего «Я» в бытии. «Можно пройти мимо смысла и можно безответственно пронести смысл мимо бытия». (с 15)

4) событийность: каждый поступок является событием, через который человек утверждает себя в бытии как деятель.

Все имеет значение только в соотнесении с другим. Быть - это значит быть для другого. Поступок также совершается для другого и в отношении к другому. Рефлексия себя, самопознание относительно себя самого не может быть реалистичным, т.к. «Я» не имеет формы по отношению к себе. «Форма данности в корне искажает картину моего внутреннего бытия» (Бахтин М.М. Автор и герой). Как только субъект пытается определить самого себя для себя, а не для другого и не с точки зрения другого, то он способен заметить лишь разрозненные части своего «Я». Не будет целостности, не будет и «Я», не будет и самопознания. Для самопознания необходим другой. Трансценденция, выход из пределов себя в бытие и утверждение себя в нем интенционально (Э. Гуссерль). Нельзя выйти в бытие «в никуда». Сознание направлено на другого, человек выходит в бытие другого и с его точки зрения «Я» обретает смысл. Таким образом, за другим закрепляется статус онтологической и гносеологической необходимости.

По мысли М.М. Бахтина существенным моментом созерцания является сначала вживание в предмет видения, а потом положение понятой индивидуальности вне себя, возвращение в себя. Только таким образом индивидуальность предстает как некая целостность, ценность и определенность. Сходным образом Ж. Лакан представлял стадию зеркала: «Я» проецируется на другого, а потом переносится на самого себя, и таким образом осуществляется самопознание.(Лакан Ж. Семинары. Кн.2). Поэтому мы можем сказать, в процессе самопознания «Я» само для себя становится другим. Иными словами: представление себя другим является одним из способов самопознания.

В поступке «Я» поступающего становится зримым для другого. В поступке внутренний мир другого становится видимым для субъекта. Следовательно, в процессе представления себя другим собственное «Я» выступает в поступке как «Я» другого, а значит становится зримым для самого субъекта познания. М.М. Бахтин писал, что поступок обязует узнать всю сущность поступающего. Значит, поступок человека как другого обязует его узнать себя в этом поступке. Представляя себя другим человек обречен на самопознание.

Самопознание через представление себя другим возможно благодаря особой позиции другого, которую он занимает в бытии. Это позиция «вненаходимости». Благодаря ей другой предстает целостным и завершенным, каким не может быть «Я» человека. Но «Я» является носителем смысла, смыслового содержания собственной жизни. В процессе представления себя другим «Я» является носителем смыслового жизненного содержания, а другой - носителем завершения, оформления этого содержания. «Я» - содержание, а другой - форма. «Я» получает возможность самообъективации в другом. Появляется возможность самовыражения - появляется возможность самопознания.

Благодаря процессу интериоризации (Л. С. Выготский) внешний другой становится внутренним другим. Отношения с другим диалогичны, поэтому другой выступает внутренним собеседником в процессе автокоммуникации. Наличие другого во внутреннем плане видно в явлениях совести, творческого вдохновения, в периоды горя. Другой пронизывает все уровни «Я», объединяет их и создает целостный «образ Я».

Итак, самопознание посредством представления себя другим характеризуется целостностью: на первый план выходит смысл «Я» в его единораздельной и целесообразной структуре, его со-бытие. Внутренние противоречия не мешают, а сосуществуют, понимаясь как этапы некоторого единого процесса становления, экзистенции и компоненты единой и целостной структуры. М.М. Бахтин писал, что при такой целостности этапы становления не расставляются по отдельности в становящийся ряд, а понимаются в их целостной единораздельности, сопоставляются и противопоставляются. Целостность обеспечивает познание не только отдельных своих качеств или психических процессов, а целостного «Я». Прошлое, настоящее и будущее понимаются как взаимосвязанные. Поэтому понимается важность не только сиюминутных «Я», но устремленность «Я» в будущее и учет духовной традиции. Истинное «Я» здесь - это онтологический феномен бытия, соответствующий экзистенциальным законам бытия.

При этом подходе человек понимается как незавершенный, до конца не определенный, открытый в свободном акте самопознания, а следовательно достигается подлинность бытия.

В статье познание себя и познание другого человека рассматриваются как две стороны диалектически единого процесса, основанного на существовании тесной внутренней связи и взаимозависимости личности и социума.

Ключевые слова: социальная природа самопознания, познание другого человека, система «субъективно-оценочных индивидуально-избирательных отношений», значимый другой, социально-перцептивный эталон.

В современном научном знании, демонстрирующем всевозрастающий интерес к проблеме субъектности человека, особый смысл приобретает проблема самосознания личности, которая анализируется исследователями в философском, этическом, социологическом и психологическом аспектах. В рамках последнего эта проблема «венчает» целостное изучение личности, которое завершается раскрытием вопроса о «личности как Я, которое в качестве субъекта присваивает всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела, поступки и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца» .

Выделение психологического аспекта проблемы самосознания предполагает раскрытие его специфики как особого феномена целостной психики человека, представленного единством когнитивного, эмоционально-ценностного и регулятивного компонентов. Согласно положению С.Л. Рубинштейна о том, что самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, а является результатом познания, традиционно считается, что подобно тому, как сознание является результатом познания объективной реальности, так и самосознание является результатом познания человеком самого себя. Соответственно оно понимается как развернутый во времени процесс, связанный с движением от единичных ситуативных образов через их интеграцию в целостное образование — понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.

В исследованиях, посвященных проблеме познания человеком самого себя, в качестве факторов, опосредующих этот процесс рассматривались такие, как пол субъекта самопознания, его возраст, уровень образования, я-сензитивность как степень обращенности личности к своему внутреннему миру, потребность и способность к рефлексии, коммуникативный потенциал личности, ее экстра- и интровертирован- ность . Вместе с тем, очевидно, что названные факторы выступают как вторичные по отношению к такому важнейшему фактору самопознания личности, каким является социальн1й.
В отечественной психологии познание себя и познание другого человека рассматриваются как две стороны диалектически единого процесса, основанного на существовании тесной внутренней связи и взаимозависимости личности и социума. Так, положение Л.С. Выготского о том, что высшие психические функции суть интериори- зованные отношения социального порядка, в полной мере может быть отнесено как к целостному самосознанию, так и к его гностическому компоненту — знанию человека о себе. Конкретизируя положение о социальной природе самопознания, С.Л. Рубинштейн писал: «Я» действительно не может быть раскрыто только как объект непосредственного осознания, через отношение к самому себе, обособлено от отношения к другим людям (другим конкретным «я»)» . Б.Г. Ананьев рассматривал самосознание личности как результат ее коммуникативной связи с другими людьми. Практическое познание человека человеком в процессе общения и совместной деятельности он определял как важнейший источник развития отношения человека к самому себе. Был сделан вывод о том, что коммуникативные свойства выступают не только как важный компонент характера личности, но и как основа формирования ее самосознания. Тем самым Б.Г. Ананьевым была психологически обоснована направленность процесса самопознания, начинающегося с познания другого человека. Положение о том, что самопознание возможно лишь в системе отношений с другими людьми, высказывалось педа- гогом-гуманистом В.А. Сухомлинским. В одной их своих работ он писал: «Глухой к другим людям останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное — эмоциональная самооценка собственных поступков» . Социальная опосредованность самопознания личности находит отражение в характерной особенности взаимодействия людей в совместной деятельности, на которую указывает А.А. Бодалев и суть которой составляет «переход поступка одного человека в обстоятельства жизни других людей», в результате чего человек выступает как объект и субъект понимания не только по отношению к другому человеку, но и по отношению к самому себе . В качестве принципиального условия эффективной реализации процесса самопознания отмечается наличие у субъекта познания гуманистической направленности на другого человека, когда последний выступает не как средство, а как цель, то есть в общении с ним субъект реализует свою потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек. Именно такая мотивация может считаться истинно человеческой, социальной по своей природе, наиболее ярко выраженной в доминанте «на лицо другого» (А.А. Ухтомский), благодаря которой человек не просто осознает себя как личность, но становится личностью. В этой связи А.А. Бодалев отмечает, что только отвечающее нормам гуманистической морали отношение к другому человеку способствует раскрытию личностного потенциала этого человека и самого субъекта познания. Напротив, эгоистическое отношение к другому служит причиной того, что человек оказывается неспособным познать другого, что сужает и возможности познания им самого себя.

Исследователи отмечают, что благодаря взаимосвязи самопознания личности с познанием ею других людей оказывается возможным преодоление психологических трудностей самопознания, обусловленных слиянием в этом процессе объекта и субъекта познания. Имея это в виду, С.Л. Рубинштейн писал: «… между представлением человека о самом себе и его подлинным существом слишком часто оказывается дистанция огромного размера. Собственная версия человека о себе далеко не всегда самая достоверная» . Раздвоение личности на «Я познающее» и «Я познаваемое» создает ситуации затруднения в самопознании, поскольку, как справедливо отмечает И.И. Чеснокова, достаточно трудно придать полностью объективированный вид «вынесенному вовне себя» .

Таким образом, изучение фактора социальной опосредованно- сти самопознания в психологическом плане есть не что иное, как изучение взаимосвязи самопознания личности с познанием ею других людей. Поэтому проблема самопознания может рассматриваться в качестве одного из аспектов проблемы межличностного общения: будучи важнейшим компонентом целостного самосознания личности, самопознание выступает как результат ее коммуникативной связи с другими людьми.

В отечественной психологии в исследовании проблемы самопознания в свое время определились два направления научного поиска. Одно из них представлено исследованиями «обратной» связи, то есть того, как знание о себе опосредует познание личностью других людей. Теоретическое положение о влиянии самопознания личности на познание ею других людей разработано Б.Г. Ананьевым.

А.А. Бодалев в этой связи отмечает, что в способности личности правильно настраиваться на другого человека и выбирать наиболее отвечающий обстоятельствам способ поведения многое зависит от знания личностью не только другого человека, но прежде всего — самой себя .

Второе направление представлено исследованиями генетически первичной направленности связи, то есть того, как познание других людей влияет на познание личностью самой себя. Говоря о роли широких социальных детерминант в формировании у человека знания о самом себе, Б.Ф. Поршнев писал: «… Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное количество людей, связанных в целое сложной системой отношений» . Отмечая этот момент на уровне психологического анализа, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми.

В индивидуальном бытии человека суть его реальных социальных отношений составляет общение как непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, персонифицированная, личностная форма таких отношений. Содержание общения определяется характером и целями совместной деятельности, в соответствии с чем складываются и определенные отношения между людьми, определяющие меру необходимости точного учета воспринимаемых субъектами общения свойств друг друга. При этом в «содержание понятия личности входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта общения с людьми и познания их, успел в этой личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодействия с ней» . Установлено, что в деловом общении в восприятии субъектом другого человека имеет место установка операционально-инструментального уровня, определяющая познание его ролевых и функциональных характеристик, тогда как межличностное общение актуализирует установки личностно-смыслового уровня, когда в образе другого человека особый смысл для субъекта познания приобретают личностные особенности партнера. Таким образом, дифференциация общения субъекта с другими людьми определяет возможности их познания, а на этой основе — и самопознания субъекта.

Этот момент важен в силу того обстоятельства, что решающее влияние на личность оказывает сложившаяся у нее система «субъективно-оценочных индивидуально-избирательных отношений» (В.Н. Мясищев) с людьми, составляющими круг ближайшего общения. Из этого следует очевидная взаимосвязь самопознания личности с познанием ею прежде всего тех людей, кого она сама наделяет статусом значимого другого. Исследование феноменологии и психологических механизмов субъективной значимости позволили определить ее как межличностный феномен, в основе которого лежит детерминированность выбора других людей в качестве значимых особенностями потребностно-мотивационной сферы личности. Потребность в общении со значимыми людьми лежит в основе потребности человека в самом себе. Психологический смысл такой потребности определен Б.Г. Ананьевым, который писал, что постоянное развитие знаний человека о других людях как важнейший источник самопознания создает возможность определения человеком собственных качеств посредством сравнения, сопоставления себя с другими людьми. Такое сравнение осуществляется на основе «переноса» качества, наблюдаемого у другого человека, на себя, в результате чего обнаруживается степень присутствия или отсутствие этого качества у субъекта самопознания, уровень его развития и т.д.. В таком контексте значимость другого человека для субъекта самопознания может рассматриваться как потенциальная возможность обращения к качествам этого с целью удовлетворения потребности в самопознании.

Несмотря на то что на момент сравнения себя с другим человеком как способ самопознания ссылаются многие исследователи, сам психологический механизм влияния познания значимого другого на познание человеком самого себя изучен недостаточно. Вместе с тем, теоретический потенциал для решения вопроса о психологическом механизме взаимосвязи познания других и самопознания личности создан работами А.А. Бодалева и его сотрудников, в которых изучалась роль социально-перцептивного эталона как интегральной детерминанты, опосредующей любой акт как познания человеком другого человека, так и самого себя. Эталон рассматривается, с одной стороны, как совокупность субъективных представлений человека о социально-психологических качествах, которыми должна обладать личность при выполнении той или иной общественной роли, как выражение нравственно-эстетических и антрополого-психологичес- ких требований личности к людям. С другой стороны, как ценностное по своей природе образование, выступающее в роли своего рода «мерки», которую человек прикладывает к другому человеку и к самому себе с целью «измерения» наличия и уровня сформированнос- ти качеств, проявляющихся в труде, познании и общении.

Наиболее изученной является роль такого социально-перцептивного эталона в познании личностью других людей, что отражено в достаточно многочисленных эмпирических исследованиях.

Так, А.А. Бодалев отмечает, что в процессе общения своеобразие понимания другого человека в значительной мере определяется имеющимися у субъекта оценочными эталонами, актуализирующимися при взаимодействии с окружающими людьми. Я.Л. Коломинским показано, что сам выбор партнера по общению регулируется эталонами, в которых зафиксирован опыт общения и совместной деятельности с другими людьми. В.Н. Князев, рассматривая роль «личностного фильтра» как определенной организации представлений субъекта о значимых качествах другого человека как субъекта общения, указывает, что его настройка осуществляется сформировавшимися у субъекта эталонами.

Определенные возможности для объяснения роли эталонных представлений в конструировании личностью своего социально-психологического пространства возникают с позиций ценностного подхода. Согласно ему, сущность общения заключается в создании возможностей для интериоризации субъектами социально и личностно значимых ценностей, формирования их ценностных ориентаций как основы регуляции поведения и деятельности. Поэтому в реальном общении всегда имеет место определенное ценностное содержание — убеждения, конкретные взгляд!, установки и т.п. — транслируя которое, один человек создает своеобразную ценностную среду взаимодействия с другим. В числе таких ценностей важнейщую роль играют и личностные качества субъектов общения. При реализации субъектом в общении с другими людьми потребности в самопознании осуществляется ценностный обмен. В контексте проблемы взаимосвязи познания других людей и самопознания личности его психологическая сущность состоит в том, что одна ценность — эталонные для субъекта самопознания качества другого — обмениваются на такую ценность, как его статус субъективно значимого другого.

Таким образом, выбор субъектом самопознания других людей как значимых для себя имплицитно включает их оценку в свете актуализирующихся в данной ситуации общения эталонных представлений. При этом следует иметь в виду, что состав эталонов, которые использует человек, познавая другого, отражает, наряду с реально имеющимися, преимущественно те его характеристики, в которых он испытывает определенную недостаточность. Иными словами, при познании другого человека ведущим оценочным эталоном является образ желаемого Я субъекта самопознания. Значимые другие из круга ближайшего общения становятся для него персонифицированными носителями определенных ценностей — эталонных для конкретного субъекта качеств. На этот момент указывает А.А. Бодалев, называя в качестве одной из форм существования эталона образ конкретного человека.

В опоре на представление о принципиальном единстве процессов самопознания человека и познания им других и генетической первичности знания о других людях становится очевидным, что существующие различия в понимании других людей как носителей эталонных качеств определяют особенности самопознания субъекта в общении с ними. Значимый другой как персонифицированный носитель определенных эталонных качеств выступает своего рода «живоым» образцом для сравнения, «социальным зеркалом», в котором отражается сам субъект самопознания. Самовосприятие результата сравнения себя с другим человеком переживается субъектом как парциальная самооценка, представляющая собой фиксированный итог самопознания в отношении определенных качеств. Таким образом осуществляется реализация оценочной функции социальноперцептивного эталона как «мерки» в процессе самопознания, опосредованного познанием других людей.

Понимание значимых других как носителей эталонных качеств создает возможности и для реализации мотивационной функции эталона, когда последний выступает для субъекта познания как своего рода цель личностного развития. Однако, как отмечают исследователи, одного лишь наличия эталона как желаемого Я для возникновения у субъекта самопознания мотивации саморазвития недостаточно. Это становится возможным лишь в том случае, когда различия между реальным и желаемым Я находятся на определенном оптимальном уровне: при значительных различиях возникает разрыв возможного и наличного, а при незначительных — потребность в саморазвитии у субъекта отсутствует. В совместной деятельности и общении с другими людьми условием реализации мотивационной функции эталона становится определение субъектом своего ценностного отношения к другим людям, когда другой понимается как образец идентификации по определенным личностным качествам. Демонстрируя более высокий, но реально достижимый уровень развития значимых качеств, другой человек задает для субъекта самопознания «зону ближайшего развития» их. Таким образом, благодаря персонификации эталона, значимый другой демонстрирует реальную возможность оптимального развития определенных личностных качеств, что обеспечивает разворачивание мотивации их саморазвития у субъекта познания. Опора на такое понимание феномена «зоны ближайшего развития» позволяет показать, что возникновение у субъекта самопознания мотивации саморазвития как действенного отношения к себе связано не только с познанием им самого себя, но является процессом социально обусловленным. При этом качества эталона, персонифицированные в другом человеке, определяют содержательные особенности его влияния на самопознание и саморазвитие субъекта, а также избирательную сензитивность последнего к воздействиям, исходящим от значимого другого. В этой связи исследование особенностей понимания субъектом людей из круга его ближайшего общения как носителей определенных эталонных качеств является основой для организации их целенаправленного и эффективного воспитательного воздействия на личность.

Анализ генезиса содержания социально-перцептивного эталона показывает, что оно может являться результатом специальных усилий, направленных на создание своего рода модели личности со специфическим комплексом интеллектуальных, духовно-нравственных, эмоционально-динамических, волевых качеств, способностей, характеристик самосознания, а также операционально-технических возможностей. В этом случае эталон является своего рода результатом воспитания и обучения. Однако следует иметь в виду, что такой эталон является заданным социально-нормативным образцом, внешним по отношению к индивидуальному сознанию конкретного человека. В этом смысле в плане своего генезиса он отчужден от субъекта познания и существует для него скорее как некий знаемый образец. Для его присвоения субъектом такой эталон неизбежно должен быть подвергнут апперцепции, то есть индивидуализирован. Подлинно индивидуальный эталон как семантико-перцептивный содержательный комплекс собственных представлений человека является результатом рефлексии им себя и других как субъектов общения и взаимодействия в их значимых для субъекта проявлениях. Именно этот эталон выступает внутренним образцом, не отчужденным от личности. В силу данного обстоятельства именно он будет не просто знаемым, а реально действующим образованием индивидуального сознания конкретной личности.

Таким образом, очевидно, что активность субъекта в общении проявляется не только в познании других и самого себя, но и в «присвоении» им определенных качеств другого человека посредством их интериоризации и включения в формирующийся социально-перцептивный эталон. Представляется возможным связать такой вариант генезиса содержания социально-перцептивного эталона с персонализацией (А.В. Петровский и В.А. Петровский) другого человека, благодаря чему возникает своеобразный феномен его идеальной продолженности, «инобытия» (Э.В. Ильенков) в субъекте познания. Важно отметить, что условием развертывания процесса персонализации выступает субъективная значимость одного человека для другого. В контексте проблемы взаимосвязи познания других и самопознания это условие выполняется за счет ценностной интеграции субъекта самопознания с другим человеком на основе значимых ценностей: с одной стороны, качеств, составляющих социально-перцептивный эталон субъекта самопознания, и, с другой — рас- предмеченных в процессе общения значимых характеристик другого человека, раскрывающих его личность, знания, опыт и т.п.

Таким образом, в системе «значимый другой — социально-перцептивный эталон» существует диалектическая взаимосвязь: сам формируясь в общении со значимыми другими на основе их познания субъектом, данный эталон выступает как ценностное основание конструирования им своего социально-психологического пространства общения, где субъективно значимый другой выполняет роль «социального зеркала», смотрясь в которое субъект познает самого себя. В этой связи правомерно рассматривать социально-перцептивный эталон как фактор, опосредующий взаимосвязь самопознания личности с познанием ею значимых других людей в процессе общения с ними.

Список литературы

1. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — М.: Наука, 1973. — 423 с.

2. Гусева, А.Г. Особенности познания самого себя студентами вуза в зависимости от половой прина,цлежности: автореф. дис…. канд. психол. наук: 19.00.01/ А.Г. Гусева; НИИ ОПП. — М.,1981. — 21 с.

3. Гладун, Т.И. Формирование компонентов самосознания младших школьников в процессе учебной деятельности и общения / Т.И. Гладун // Психология общения: сб. науч. ст. — Минск, 1984. — С. 31 — 37.

4. Максимова, Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: автореф. дис…. канд. психол. наук: 19.00.05 / Р.А. Максимова; НИИ ОПП. — М.,1981. — 21 с.

5. Ананьев, Б.Г. Проблема формирования характера: избранные психологические трудні / Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика,1980. — Т. 2. — С. 52 — 82.

6. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлин- ский. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.

7. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. — Л.: Изд-во ЛГУ,1965. — 123 с.

8. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные трудні /А.А. Бодалев. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л.Ру- бинштейн. — М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 351 с.

10. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. — М.: Наука,1977. — 142 с.

11. Поршнев, Б.Г. Социаная психология и история / Б.Г. Поршнев. — М.: Наука,1966. — 213 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1999. — 720 с.

13. Курячий, С.И. Влияние установок личности в восприятии другого человека: автореф. дис…. канд. психол. наук: 19.00.01 / С.И. Курячий; НИИ ОПП. — М.,1984. — 22 с.

14. Бодалев, А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы / А.А. Бодалев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. — 1985. — № 2. — С. 13 — 17.

15. Коломинский, Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы социальной психики / Я.Л. Коломинский / / Вопросы психологии. — 1972. — № 1. — С. 99 — 110.

16. Князев, В.Н. Психологические особенности понимания другого как субъекта общения: автореф. дис…. канд. психол. наук: 19.00.07 / В.Н. Князев; НИИ ОПП. — М.,1982. — 24 с.

17. Кричевский, Р.Л. К проверке гипотезы относительно механизма идентификации / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга: материал! Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 21-22 мая 1979 г. / Кубанский гос. ун-т; редкол.: Г.С. Ку- косян [и др.]. — Краснодар, 1979. — С.125 — 133.

18. Асеев, В.Г. О диалектике детерминации психического развития /

В.Г. Асеев // Принцип развития в психологии. — М.: Наука,1978. — С. 21 — 27.

Комарова Тамара Константиновна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии ГрГУ им. Я. Купалы.

Что представляет собой человек? В чем смысл его жизни? Как он выбирает свой жизненный путь и способен ли он осуществлять свободный выбор? Названные вопросы интересуют человечество на протяжении всей истории его существования. Но особое внимание поиску ответов на эти вопросы уделяется в философии экзистенциализма – одном из наиболее значимых философских направлений XX века.

Если в 19 веке философия рассматривала разум человека, как средство познания окружающего мира, в 20 веке появилась новая философия, которая впервые поставила в центр своего философствования самого человека, его сущность(бытие). Речь идет о философии экзистенциализма.

Философия экзистенциализма возникла после первой мировой войны (1914-1918 гг.). Людям того времени немаловажно было осознать, кто они и для чего живут. Многие испытывали постоянный страх, не были уверены в завтрашнем дне. На почве подобных переживаний и настроений и возникла концепция экзистенциализма. Её центральной философской проблемой являются проблема человека и его существование в мире. Страх, совесть, забота, одиночество и др. - именно эти причины заставляют человека задуматься о собственном существовании и о смысле его жизни. Человек осознаёт свою сущность не в ежедневной, привычной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (например, война, тяжелая болезнь, ожидание смерти). Только в таких ситуациях человек, по мнению экзистенциалистов, способен осмыслить свою жизнь, дать ей оценку, понять свою ответственность за всё то, что происходит в окружающем его мире. Именно экзистенциализм уделяет внимание проблемам, которые заботят каждого человека, отражают его внутренние страхи и ожидания. Именно в границах этого направления были предприняты попытки дать чёткие и понятные ответы на вопросы, интересующие человечество.

Анализируя опыт предшествующей философии, мы можем предположить, что самым первым экзистенциалистом был Сократ. В центр своего философствования он поместил человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря такому подходу познание переходит от философского сомнения «я знаю, что ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвёл в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула «Познай самого себя».

Основателем современного экзистенциализма считают С. Кьеркегора. Именно он выдвинул тезис о невозможности постижения бытия человека при помощи рационального познания. Центральной проблемой философии Кьеркегор считает личность. Только она обладает истинным, подлинным существованием. Существовать, по Кьеркегору, значит прежде всего быть отдельным человеком, индивидом, реализовать своё бытие через возможность выбора одной из альтернатив, которые существуют в окружающем его мире. Благодаря этому выбору личность утверждает себя в своей неповторимости, индивидуальности, а, значит, реализует свою истинную природу.

Среди предшественников философии экзистенциализма называют также Б. Паскаля, М. де Унамуно, Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. Значительное влияние на это направление оказали идеи философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля.

Основные идеи экзистенциализма можно выразить в нескольких фундаментальных принципах.

1). Принцип «существование предшествует сущности». Его содержание заключается в утверждении, что человек сначала появляется в этом мире и лишь позднее он определяется как индивид. Именно поэтому так трудно дать определение человеку, так как первоначально он ничего из себя не представляет. Человеком он становится позднее, при чем становится таким человеком, каким он себя сделает. Это означает, что никакой природы человека не существует, так же, как и замысла Бога по поводу его создания.

2). Принцип «человек есть лишь то, что он сам из себя делает». Человека сам творец собственной судьбы. Ничто: ни наследственность, ни человеческая природа, ни история, ни общество не несет ответственности за поступки и выбор человека. Только он сам. Человек всегда сам делает выбор, независимо от ситуации, положения, обстоятельств. Не делать ничего это тоже выбор. Человек несёт ответственность не только за себя, но и за других людей. Ж.-П. Сартр писал: «Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей.». По мнению Сартра, каждое наше действие создает из нас того, кем мы хотим быть. Ощущение ответственности за себя и за других рождает в человеке чувства тревоги, заброшенности, отчаяния и страха . А. Камю писал, что XVII век был веком математики, XVIII - веком физических наук, XIX - веком биологии, XX - веком страха . История 20 века позволяет согласиться с этим утверждением. Это история двух мировых войн, глобальных потрясений и революций.

3). Принцип «свободы». Жизнь каждого человека – это череда выборов. Именно необходимость и возможность делать выбор делает человека свободным. Религиозное направление экзистенциализма утверждает, что свободу человек обретает в Боге. Атеистическое же утверждает, что быть свободным означает быть самим собой. Человек сам и есть свобода.

4). Принцип «отчуждения». Это не призыв к полному уходу от общества и его проблем. Но именно одиночество позволяет человеку разобраться в себе, осознать истинное содержание своего бытия. Только при подлинном общении люди способны понимать и себе, и других. Чтобы создать себя самого, человек должен постигнуть, узнать свой внутренний мир. Без понимания и осознания причин своих действий, человек может ошибиться, повернуть не туда, не достичь своей цели или выбрать неверную. Именно ответственность человека перед собственным «Я» заставляет человека глубже проникнуть в суть своих действий, помогает понять, правильно ли он движется, правильно ли он сделал тот или иной выбор.

Экзистенциалисты считают, что только чувства, а не разум помогают человеку понять истинную суть жизни. Т.е. человек должен сам что-то пережить, чтобы испытать и понять сущность происходящего. Таким образом, главным инструментом понимания являются пережитые человеком эмоции. Такое эмоциональное обоснование делает положения экзистенциализма близкими реальному, живому человеку.

Инстинкты человека, в отличие от инстинктов животных не диктуют, что ему нужно; традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Так как в этом случае он начинает делать то, что хотят другие, а не то, что он хочет сам. Смысл собственной жизни человек должен найти, а не создать. Создать мы можем лишь субъективный смысл, либо бессмыслицу. А в поисках смысла жизни человеку помогает его совесть. Именно она придает и оценивает смысл происходящего.

Существуют три возможности создать смыслы. Во-первых, усмотреть его в действии, в создании чего-либо. Во-вторых, увидеть смысл в том, чтобы пережить что-то. В-третьих, можно обрести смысл в любви к кому-либо. Через реализацию смысла человек реализует сам себя. Когда мы оказываемся в не состоянии изменить ситуацию, мы начинаем ощущать необходимость измениться самим . Смыслы и ценности - ни что иное, как механизмы защиты человека, считают представители экзистенциализма. Они относительны, т.к. характеризуют определённого человека, вовлечённого в определенную ситуацию. Это делает каждый смысл уникальным.

Уникальность - это качество, характеризующее не только определённую ситуацию, но и жизнь в целом. Жизнь - это совокупность уникальных ситуаций. Каждый человек уникален в этом мире. И жизнь каждого человека уникальна, потому что никто другой не может прожить её за него. Нет такого понятия, как универсальный смысл жизни, есть лишь смыслы индивидуальных ситуаций . Но специфика социальной жизни, необходимость ее организации рождает смыслы, которые принимаются и разделяются множеством людей. Подобные смыслы становятся социальными ценностями.

С одной стороны, только в одиночестве человек способен к подлинному познанию, а, с другой, вне общества ему не понять, кто он такой. Таким образом, познавая других, мы познаем себя. Но, познавая себя, мы получаем представления о других. Подобная двойственность отражает противоречия, через разрешения которых, в полной мере проявляется подлинная сущность человека. Начиная с момента рождения и заканчивая смертью, мы способны жить так, как хотим. Это возможно в том случае, если мы наполняем нашу жизнь смыслами, которые не способна уничтожить даже смерть.

Список литературы:

  1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – №2.
  2. Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. - 416 с.
  3. Проблема человека в западной философии / сост. П.с. Гуревич / ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988. - 552 с.
  4. Сартр Ж.-П. Стена.//Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1992. - 480с.
  5. Хайдеггер М. Время и бытие. - М: Республика, 1993. - 447 с.

Рекомендуем почитать

Наверх