«Ежик в тумане». Награды

Разное 05.02.2024

Применили технологии, которые в наше время могут показаться наивными. Однако получившийся в итоге шедевр в 2003 году был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов.

Ежик, говорят, был срисован с писательницы Людмилы Петрушевской , которая работала вместе с Юрием Норштейном над сценарием «Сказки сказок». По мнению Норштейна, чтобы сделать персонаж с живым объемным характером, нужен реальный прототип.

Весь фильм был нарисован художником Франческой Ярбусовой — женой Юрия Норштейна. Для «создания» и придания выразительности и фактурности главному герою, приходилось накладывать друг на друга несколько слоёв прозрачной пленки.

Мелкие детали — глазки, лапки, узелок крепились отдельно, а иголки были нарисованы белилами и акварелью.

«Филин — это тот же Ежик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной», — поясняет Юрий Норштейн.

Для создания сцены с отражением Филина в луже пришлось сначала отснять отражение всех движений Филина в воде, а лапу снять отдельно (ей же и плескали воду в тазу с водой).

Схема кинозаготовки "Отражение филина в воде", 1975 г., 2003 г., Юрий Норштейн.

Запись отражения спроецировали на нарисованную лужу, а затем покадрово двигали Филина в соответствии с его отражением. Для точности совпадения движений все съёмки вели с секундомером.

«А интересно, — подумал Ежик, — если Лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?»

Пожалуй, это единственная фраза из оригинальной сказки Козлова, которая осталась не тронутой. Козлов и Норштейн практически с нуля переписали весь сценарий.

«Эффект тумана является главным изобразительным и драматургическим средством фильма», — утверждает автор.

Для создания тумана был использован принцип древнекитайского марионеточного театра — на прозрачную пленку наносилась пыль, а на нижем слое находился персонаж. Чтобы погрузить Ёжика в туман, стекло с ним просто отодвигалось от туманного яруса.

В сцене, где Ежик крутит листик в лапах, кладет его на землю и скрывается в тумане, его погружение в туман сделано за счет движения яруса с Ежиком в глубину кадра.

Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане", 1975 г., Франческа Ярбусова.

Для каждой сцены покадрово снимали движения настоящего листа — для этого его закрепили на проволоке и двигали в соответствии с обычным движением листа: лист отрывается от ветки, кружится в воздухе, падает на землю.

Дерево же было разделено на несколько отдельных частей. С определенного положения камера снимала стеклянные ярусы, на которых были нарисованы ствол и ветки дерева.

Схема кинозаготовки "Дерево", 1975 г., 2003 г., Юрий Норштейн.

Чтобы получился эффект вращающегося дерева, нужно было вращать стекла с ветвями, при том, что плоский ствол оставался неподвижен.

Музыка к мультфильму писалась с набросков режиссера, практически покадрово. И на запись шести минут звука ушло два месяца.

«Строение музыки шло от состояния персонажа: любопытство, тайна, тайна, сменившаяся облегчением, тайна непонятности, тайна, переходящая в первый страх, потом этот ужас усугубляется следующим, переходит в конструкцию дерева, первый собор, как первый взгляд на небо, потом опять ужас, но в еще более высокой степени, и опять Ежик будто внутри собора, под куполом, и дальше пошла крутня, нарезка подробностей, фантазий, перемешанных с реальностью» — поясняет Норштейн.

Собака появляется из тумана и возвращает Ёжику потерянный узелок с вареньем. В этой сцене Собака олицетворяет напряжение, сложившееся у зрителя, — она добродушно зевает во всю пасть.

«Ёжик погружается в реку Лету». Лета — река забвения в царства мертвых в греческой мифологии. Так появилось русское выражение «кануть в Лету», т.е. исчезнуть бесследно и навсегда.

Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане", 1975 г., Франческа Ярбусова.

Рыба была «слеплена» из кусков полупрозрачной плёнки, соединенных шарнирами. Эта техника часто использовалась в китайском и индонезийском кукольном театрах. Китайская кукла дракона, соединённая шарнирами, держалась на тонких тростях и могла управляться несколькими кукольниками.

Мотыльков же снимали по другой схеме. Источник света направлялся отдельно на то место, где летают мотыльки, а свет поставлен так мягко, что вылетая из светового круга, они «растворялись» в тени.

Норштейна не раз упрекали за кривой монтаж — при смене плана в финальной сцене с Медвежонком, когда мы видим их со спины, они меняются местами. Однако это было сделано нарочно, чтобы при резкой смене кадров не нарушать пластику статичного кадра.

Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане", 1975 г., Франческа Ярбусова.

«Я смотрел на ситуацию, происходящую в „Ежике“, как на абсолютную реальность, которая могла бы произойти со мной. Происходит преображение мира. И происходит перемена философии этого маленького персонажа. Бегало веселое, живое существо, и вот оно попадает в ситуацию абсолютно неадекватную и выходит из этой ситуации совершенно другим человеком. Это собственно то, что происходит с нами и в жизни...» Юрий Норштейн.
По материалам: kinoart.ru 15 декабря 2015

Всех посмотревших этот культовый мульт Ю.Норштейна можно разделить на две категории: тех, кому он решительно понравился и навсегда запал в душу, и тех, кто счёл тусклые кадры белибердой, а посредственных по исполнению героев подстать их непонятному миру, затянутому блёклой плёнкой туманности смысла. Примечательно, что все, кому ёжик НЕ понравился НЕ понимают, собственно говоря, о чём он, и, следовательно, не считают необходимым разбираться в том, что на их взгляд находится на грани детской наивной изобразительности и вычурного эстетства мультипликаторов. Не раз замечал, что после толкования смысла Ёжика, отношение этих людей к нему меняется на противоположное.

Итак, сначала начнём с ответа на вопрос, так почему же именно этот из тысяч советских мультиков покорил весь мир и встал в зал мультипликационной славы на вечное пристанище. Ответ прост. Дело в том, что картина Норштейна заключает в себе несколько наиболее важных общечеловеческих архетипов, которые представляются нам в виде символов. Поэтому люди с определенном мироощущением и складом ума чувствуют в Ёжике что-то очень близкое их персональному человеческому бытию. Вот и сам Юнг говорит нам об архетипе, как об особенно глубоком уровне бессознательного, выходящего за пределы личности. В мультфильме эти архетипы выражаются посредством символов загробного и потустороннего мира. Они соотнесены с образами и персонажами и вполне укладываются в традиционную трактовку мифологии мультфильма.
...
Поэтому если попробовать интерпретировать сказочную семантику исходя из её мифологических истоков, мы сразу можем сказать, что картина Норштейна представляет собой картину путешествия главного героя сказки сквозь границу двух миров - реального и потустороннего. Я говорю о сказке, так как мульт был основан на основе сказки С. Козлова с одноимённым названием, однако концепт Норштейна существенно превосходит текст в плане образов-символов, восходящих к древнейшим архетипическим образам, которые выявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы, наконец, снах и бредовых фантазиях.

Осью мультфильма является как бы переправа в иное царство. Эта переправа - один из самых ярких моментов пространственного движения героя. Если внимательно присмотреться к композиции, то вся земля, по которой идёт ёжик имеет ощутимую округлость, в связи с чем, по мере продвижения героя движется и сама почва под ним. Такая космогоническая точность необычайно важна в нашем контексте.


Всё действие происходит осенью, во время, когда всё земное умирает. Ёжик по замыслу тоже должен умереть, но не в прямом смысле, а как бы символически, совершив путешествие в царство смерти для постижения главной своей истины. После этого почти экстатического откровения его ждёт перерождение и новая жизнь. Это ли не символ циклотационности природы, смены её состояний на нашей планете?
Именно из-за необходимости показать именно ПРИРОДНУЮ сторону и были выбраны звери в качестве героев. Отсюда возникает вопрос: ведь во многих религиях и верованиях путешествие в царство мертвых уготовано только человеку, да и вообще, как звери могут сознавать высшие откровения? В данном случае, Ёжик, ну и все остальные - суть - символы сочетания природного начала и духовного самосознания. А таким качеством обладает только одно существо на земле - человек.

Итак, осень, вечер, сумерки. Окружающее бытие выражает внутреннее состояние героя - такое же серое, сумеречное и предсмертное. Почти сразу после того, как ёжик отправился к Медвежонку, он видит разлитое вещество тумана и чарующие силуэты лошади в нём.

Лошадь - и есть то самое откровение, которое уготовано для нашего туманного путешественника. Без колебаний он спускается всё ниже и ниже, в долину, чтобы посмотреть, что там внутри. Откровение в виде лошади ещё слишком неуловимо, но чисто человеческое любопытство движет вперед. По жанру этот мультфильм можно смело назвать визионерским, но понимание пространства после смерти имеет отношение скорее к самым древним культурам, нежели средневековым или христианским. Так что в отличие от Данте, который тоже решил совершить похожую прогулку, Ёжик не попадает в ад в традиционном его понимании. Этот хронотоп представляется нам через место, где всё земное и привычное вдруг меняет свои характеристики.

Скажем, сова - символ мудрости - ведет себя как сумасшедшая (Ёжик даже говорит ей «псих»). Рыба - существо безмолвное - приобретает способность говорить. Огонь - соединение тепла и света - трансформируется в туманном потустороннем мире в холодный свет светлячков.

Самое главное откровение Ёжика, которое ему предстоит пережить, предстает нам в образе лошади. Она белая - намёк на то, что откровение божественно. Да и сама лошадь по себе - в мифологии символ солярный. Этот солярный конь-огонь становится ночным лунным конем, то есть, природа в нашей сказке тоже меняет знак на противоположный. Стремление Ёжика узнать, что же происходит с лошадью в тумане можно оценивать как внутреннюю необходимость духовного перерождения. Но наш герой ещё не понимает, что рационального познания Лошади как откровения не хватит. И просто «узнать» о ней что-то не будет соответствовать его сверхзадачи. Поэтому-то он и подходит к огромному дубу.

Это не просто дерево, это Древо Жизни, Мировое Древо, в котором соединены все три мира - подземный, земной и небесный. Топографически дерево также проходит сквозь границы трёх миров - хтонического, земного и небесного. Эта «троица» применима и к методам познания. Ёжик находится глубоко потрясённым строением гиганта-дуба, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание. Безбрежность познания (в том числе и абсолюта) показана режиссером Ю. Норштейном в противопоставлении маленького существа - Ёжика, огромному - Дубу, который рассматривается зрительно во вращении (символ движения Вселенной). Рядом с такой альфой и омегой Вселенной он вспоминает об оставленном где-то мешочке с баночкой малинового варения - вещью, взятой из того, земного мира. Этот по всем канонам сказочный предмет приносит ему собака. Собака - существо, являющееся одновременно добрым сказочным животным и помощником, проводником в царство мёртвых (можно сравнить с египетским Анубисом).


На пути в тумане Ёжику встречается Река - важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. Река выступает в ряде мифологий в качестве некоего стержня Вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры и имеет пограничную функцию, являясь рубежом между этими пространствами. С погружением в реку символизируется познание, с переправой - завершение важного дела, обретение нового статуса, новой жизни. Ёжика несёт вниз по течению, и в самой воде обнаруживается добрый дух, помощник, «безмолвно-говорящая» невидимая рыба. Рыба выносит Ёжика на противоположный берег, на землю, или даже «средний мир», «центр космоса» и «начало жизни». Кстати, если проводить аналогию с традиционной архитектоникой ада и рая, то наша река может походить на знаменитую реку Лету, реку Забвения. Она протекает возле Эдема (Райского Сада), а её воды уносят память о грехах, омывая очистившиеся души. Для Ёжика, это своеобразный порог, ступень в его развитии, когда все старое отброшено и поняты сакральные истины. Помните, Ёжик говорит Рыбе «спасибо», на что она ему отвечает «нет». Это довольно многозначительный момент мультфильма. Слово «нет» имелось в виду как отрицание благодарения Ёжика, так как он САМ выполнил довольно трудную часть работы по собственной подготовке к пониманию истины.

Целью путешествия Ёжика до вхождения в туман была встреча с Медвежонком - они вместе считали звезды или в нашем понимании, символы верхнего мира в архаической мифологии. Этот счёт звезд тоже можно рассматривать как мотив познания. Правда, в сюжете есть также и символическое подтверждение другого сакрального знания - о бессмертии. И ярким образом такого знания является повторяющееся на протяжении всего мультипликационного действия упоминание о сгорании в огне можжевеловых веточках, на которых Медвежонок ставит самовар. С можжевельником, а равно как и с кедром и кипарисом, в мифологических представлениях связаны представления о красоте, бессмертии, неразрушимости и величии. А ещё с ними устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. Ёжик настолько потрясен открывшейся для него огромной картиной Вселенной, что практически безучастен к словам и действиям Медвежонка. Ёжик смотрит на огонь и продолжает размышлять об участи белой Лошади в тумане. «Как она там, в тумане?»

Итак, подведём итоги. Мы, прежде всего имеем, как уже выяснилось, не просто ежа в качестве главного героя, но аллегорию на человека, как соединение природного и рационального. Наш герой находится на определённом пороге своей жизни, когда для его сознания уже наступила глубокая осень (не путать со старостью), а он так и не познал божественной Истины. Его сумеречное состояние души стало подстать прохладному вечеру, в который он задумал поход в гости. Но на пути ему встречается глубокое облако густого тумана, символа неизвестности. Чисто человеческое любопытство, ну и желание приблизиться к Откровению (белая Лошадь) движет нашим существом и он делает первый шаг в пелену, то есть, в другой мир. В этом мире всё пугает и кажется фантасмагорически неизвестным сознанию Ёжика. Отчасти - потому что знакомые существа ведут себя наоборот, отчасти - потому что у него нет духовного ориентира, ну или светлого лучика познания. Тропинка приводит его к Дубу - месту единения всех частей Вселенной и месту сочетания всех степеней познания. Ёжик потрясён открывшейся перед ним Истиной мироздания и его цель - уже Откровение (Лошадь), к которому путешественник стал подготовлен. Это ещё один шаг по направлению к преодолению крайнего момента его прежнего бытия, его осенней жизни.

Река Забвения (Лета) смывает с него всё старое и переносит его (с помощью духовного посредника - Рыбы) на другой берег. Так он и выбирается ОТТУДА, но уже преображенным. «Постойте! - скажете вы - а где же то самое Откровение в виде Лошади, познанное Ёжиком?» Отвечаю: это самое Откровение в мультфильме не показано, так как, во-первых, его слишком сложно передать средствами изобразительности, а во-вторых, это самое настоящее таинство, которое может существовать только для одного существа и больше никого. Это таинство отчасти познанное Ёжиком (отчасти - так как полное познание абсолюта невозможно) настолько цепляет его, что он безучастен к словам своего друга Медвежонка, так как продолжает размышление о Лошади. Кстати, наш герой не задаётся вопросом, что это за Лошадь, где она находится и зачем пришла сюда. В первый раз его интересует, «потонет ли Лошадь в тумане?», то есть сможет ли его разум вместить или лучше сказать, объять Откровение или нет. А второй раз (уже после перерождения) Ёжика заботит вопрос, «как она там, в тумане?», то есть, познана лишь часть, а остальное находится за рамкой его рациональной стороны.

В качестве заключения могу сказать, что мультфильм Ю.Норштейна практически напрямую обращается к глубинам человеческого мировосприятия, балансирующим на грани сознания и бессознательного. Для такого мощного посыла, режиссёром был избран эффект несовершенства формы, то есть, её жертвование в пользу содержания. Так что если кто-то говорит, что просто напросто не понимает этот мульт, то он ещё не заходил дальше формы, в туманное пространство архитектоники мироздания.

Этот крохотный Ежик с крохотным узелком и большой мечтой на вечер - попасть в гости к Медвежонку - один из самых умилительных персонажей советской мультипликации. И самый спорный. Собственно, Ежик был героем не одного мультика, но именно сюжет о том, как он попал в зону тумана, не оставляет равнодушными… взрослых.

Недетский мультик

Вот уже на протяжении нескольких десятилетий родители заявляют, что детвора остается совершенно безучастной к блужданиям Ежика в тумане. Видимо, режиссер и художник подобрали не ту цветовую гамму для мультфильма: какой-то он получился сероватый, мрачноватый и не воспринимаемый детской аудиторией.

Зачастую родителям приходится терзать малыша вопросами о том, что видит Ежик в тумане, куда он идет, почему он свернул в туман. Дети отвечают, но как-то без энтузиазма. А эксперты говорят, что в десятиминутной саге про Ежика слишком много философии, складывается даже впечатление, что сам главный герой - бакалавр какого-нибудь именитого вуза с философским уклоном.

И хоть «Ежик в тумане» признан мультфильмом всех времен и народов, пятилетний малышне смотреть его еще рано, непонятным он остается и для детей 10 лет. Вот лет в 25 уже начинаешь немного осознавать его смысл.

Хотя… Дети детям рознь. Ежик, блуждая в тумане, задает такие же вопросы, которыми может ошарашить своих родителей любой малыш.

Не захлебнется ли лошадь туманом? Это интересует Ежика.

Почему нельзя выбрасывать прокисший водород (перекись водорода)?

Почему Дед Мороз икает и от него пахнет?

Кто собрал Ежику узелок? Это интересует детей. Из трех вопросов - по мультику только один.

Символы и знаки

Сейчас рецензию на этот мультипликационный фильм не пишет разве ленивый. Особенно много чего есть сказать у представителей различных эзотерических течений.

Итак, что видит Ежик в тумане?Дубовый лист, прекрасную белую лошадь, огромную сову, которая, может, и не хочет никому зла, но пугает всех подряд, особенно Ежика, который и так перепуган. Сова в мультике слишком огромна, а также громогласна и несколько нагловата: напоминает тетку с рынка.

Перед взором Ежика также появляются черный слон, улитка и собака.

В каждом из этих существ можно увидеть и мистику, и символ.

Что искал Ежик в тумане? Зачем он полез в эту плотную завесу если ему можно было спокойно обойти туманность по тропиночке и вовремя успеть к Медвежонку?

Но как же? Там, в тумане, - лошадь (в эзотерической трактовке: душа, свет, истина). Вот маленький, слабый, плохо натренированный Ежик и пошел ее искать. Себя пошел искать.

Сова, черный слон - это, как утверждают эксперты, символика проблем и трудностей, даже опасности по дороге к своей душе. Туман - тоже нечто означает, а именно неуверенность в своих силах. Да и сам Ежик с его мягким податливым характером символизирует маленького человека, стремящегося к своей истине изо всех сил, но на каждом шагу поддающегося влиянию извне.

А может, не усложнять?

А с другой стороны, разве не бывает так в природе: животные могут запросто сбиться с пути, заблудиться в тумане и насмотреться там на лошадей, сов и улиток? Только туман и страх делают эти простые образы загадочными и пугающими.

Что видел Ежик в тумане такого, что противоречило бы природе и в которой обычно обитают ежи? Слона разве что. Но это видение могло возникнуть просто за счет тумана и развеяться с первыми лучами, превратившись в обычное дерево.

Именно из-за появления на экране слона и лошади, таких различных по изяществу и окрасу, многие начали критиковать авторов «Ежика» и обвинять их в воспевании посталкогольного синдрома и наркотических глюков.

Да что вы?!! Какой из Ежика алкоголик и тем более наркоман? Милая мордочка и добрая душа. А лошадь и слон - это повод поразмышлять и натолкнуть на размышления других. И еще - чтобы сказка была непохожей на другие «жили-были»...

Что видит Ежик в тумане?Лишь то, что хочет ему показаться, и в том виде, в каком хочет показаться. Остальное - домысел циничных критиков.

Ежик живет на Золотоворотской…

Кто и как ни очернял бы Ежика, а он все равно остается любимцем поколений. Мультфильм смотрят и пересматривают с удовольствием, ведь в нем такая концовка замечательная: Ежик спасся и увидел-таки звезды.

Благодаря этой неординарной анимации в Киеве появилась скульптура «Ежик в тумане». Милое созданье с узелочком в коротеньких лапках «поселилось» на пересечении улиц Золотоворотской и Рейтарской и сразу завоевало популярность среди киевлян и гостей столицы.

Возле Ежика устраивают фотосессии, возле него загадывают желания и просто идут посмотреть. Несмотря на колючки, выполненные из саморезов (в количестве 5000 штук), он не выглядит ощетиненным: та же добрейшая мордочка, те же печальные глаза.

Даже скульптура-Ежик все время пристально смотрит куда-то, наверное, в свой личный туман, в котором блуждает его личная лошадь.

И после не одного просмотра мультфильма, и после посещения скульптуры нам так и не удается понять, что видит Ежик в тумане. Может, выход?

Автор сказки "Ежик в тумане" - Сергей Григорьевич Козлов. Его по праву можно причислить к категории писателей-сказочников, что очень почетно для каждого, кто решил служить искусству слова. Кроме того, перу писателя принадлежат пьесы, написанные специально для театра, поэтические произведения для детей и взрослых.

Как появился "Ежик в тумане"

Персонаж произведения прославился после выхода мультипликационного фильма режиссера Но сам герой появился гораздо раньше. Автор сказки "Ежик в тумане" задумал создание своих литературных персонажей, которые поведут за собой маленьких пытливых читателей и помогут открыть им массу секретов, которые таит наша повседневная жизнь.

Ежик и был тем героем, кому предназначалась ответственная роль проводника между ребенком и окружающими миром. Осуществить поставленные задачи главному герою предстояло не одному, а совместно со своими друзьями - Медвежонком, Черепахой, Львенком, Зайцем. Начало всей этой истории имеет пятидесятилетнюю давность.

коллективов мультипликаторов

За это время история Ежика и его верных друзей имела продолжение в сценариях, написанных Сергеем Козловым. Но творческие коллективы, работающие над созданием мультипликационных фильмов, были уже другими. По этой причине герои иногда отличаются внешними образами, характерами.

Однако указанное обстоятельство не помешало читателям и любителям анимационных фильмов еще больше полюбить авторские сказки "Ежик в тумане", "Трям! Здравствуйте", "Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год" и многие другие творения писателя.
Стоит отметить, что над созданием анимационных фильмов по сценариям Сергея Григорьевича Козлова трудились коллективы, в состав которых входили поистине талантливые люди - Юрий Бутырин, Алла Грачева, Наталья Марченкова, Клара Румянова, Георгий Бурков, Владимир Шаинский, Георгий Вицин, Вячеслав Невинный и многие другие знаменитости.

Ежик и Медвежонок

Эти герои добры, находчивы, веселы. Дети понимают юмор писателя и смеются вместе с ним над незадачливыми друзьями. Автор сказки "Ежик в тумане" помещает своих персонажей в ситуации, где требуется принимать решение, рассуждать, приходить друг другу на помощь.

Например, следует подумать, как быть, если не удалось найти новогоднюю елку. Оказывается, из ежика может получиться отличное дерево - он, как и елка, колюч. Следует лишь нарядить его.

Маленькие читатели понимают, что протирать звезды от пыли можно только в сказке. Но Ежик и Медвежонок с удовольствием делали и это непростое дело.

Другие литературные персонажи

"Ежик в тумане" - сказка, которая послужила основой для создания целой серии авторских произведений. Результатом творческого поиска С. Г. Козлова стало появление таких персонажей, как Львенок, Заяц, Черепаха.

Благодаря появлению Зайца герои научились ценить дружбу. Снегирь подсказал, что в отношениях очень важна забота. Волк проявил находчивость, что помогло Ежику избавиться от одиночества.

Не менее любимы детьми и взрослыми Львенок и Черепаха. Их знаменитая песня "Я на солнышке сижу" вызывает улыбку и искреннее желание подпевать. Герои непосредственны, чисты, открыты. Это подкупает всех, кто знакомится с ними. Впрочем, таковы все персонажи произведений Сергея Григорьевича Козлова.

Творческая биография писателя

Часто случается так, что после знакомства с и его героями читателям хочется познакомиться с автором поближе. Этот факт указывает лишь на то, что диалог между писателем и читателями можно назвать состоявшимся. Подобную ситуацию испытал автор сказки "Ежик в тумане".

Теперь юные читатели и их родители знают, что Сергей Козлов свои первые произведения начал писать, когда учился еще в школе. Писательский талант привел его в Литературный институт, который он с успехом окончил. В качестве дипломной работы на суд комиссии была представлена тетрадь со стихами.

Но прежде чем стать профессиональным писателем, С. Г. Козлову пришлось испытать себя, осваивая многие профессии. Он был токарем на заводе, экскурсоводом в Пушкинском музее, учителем пения в школе, работал в типографии и даже был в роли кочегара.

Все это помогло писателю в его будущей творческой деятельности. Возможно, именно благодаря приобретенному опыту появились замечательные стихи, пьесы, знаменитый "Ежик в тумане". Автор в течение всей жизни был полон творческих идей и начинаний.
Чтобы понять характер Сергея Григорьевича, его личные литературные пристрастия, необходимо отметить, что он очень любил творчество таких мастеров слова, как Иван Бунин, Сергей Есенин, Борис Пастернак.

В своем творчестве писатель использовал очень необычный прием, когда герои прозаических произведений неожиданно для читателя становились персонажами поэтических текстов. Это забавляло маленьких читателей. Они с восторгом встречали Медвежонка, Зайца, Волка. Был среди героев и Ежик в тумане.

Автор и его наследие

В произведений Козлова входит не один десяток стихов, сказок и пьес. Он известен своими переводами и пересказами с украинского языка, народов манси, охотников и рыболовов Чукотки.

Более двадцати мультипликационных фильмов создано по сценариям писателя. Но сказка Козлова "Ежик в тумане" остается тем произведением, которое принесло автору известность и всенародную любовь.

В 2009 году писатель был отмечен специальной литературной премией имени Корнея Ивановича Чуковского. Коллеги высоко ценили новаторство Козлова в области развития детской литературы. Кроме того, в творчестве писателя ярко просматривалось стремление поддерживать и следовать существующим традициям в литературе для детей.

Сергея Григорьевича Козлова не стало 9 января 2010 года. Он скончался на семьдесят первом году жизни и был похоронен в Москве.

Вот о чём, оказывается этот мульт. А я то думал, что он про ежа и медведя...

Фильм начинается с показа Дома. Дом в фильме не участвует и скорее служит точкой отсчета. В древних религиях Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией.
Сказано замечательно и весьма точно. Особенно следует отметить «нисхождение во тьму пееред возрождением». Именно это и предстоит сделать главному герою по ходу фильма.
Главным героем фильма является Ежик, вышедший из Дома в путь к Медвежонку.

Еж в христианстве означает элодея, творящего зло. Еж ворует виноградные гроздья точно также, как дьявол крадет души людей. Хотя в контексте фильма скорее ассоциируется с человеческой Душой, рожденной во Грехе и ищущей искупления.

Следовательно, Ежик (Грешная душа) покинул свой мир, чтобы снизойти во тьму для Возрождения. Сразу же Ежа начинает преследовать Сова.

Сова. Птица мудрости, но также мрака и смерти. В христианстве символ Сатаны, силы тьмы, уединения, скорби, запустения, дурной вести. Крик совы - это песня смерти.

Песня Смерти будет еще много раз звучать по ходу фильма, а Символ Тьмы будет преследовать Душу почти весь фильм, вплоть до одного знаменательного события, о котором будет сказано отдельно.
Итак, Ежик (Душа), преследуемый Совой (Силами Тьмы) подходит к Колодцу. Колодец в христианстве символизирует спасение и очищение.

Но в этот раз Еж (Душа), пройдя мимо предложенного Спасения (Колодца) пошел дальше. Почему? Видимо, очищение души может произойти только после инициации, после определенных испытаний и никак иначе. Это вполне очевидно и именно поэтому Еж(Душа) был вынужден идти дальше, через Лес.

Лес. Место инициации, неведомых опасностей и тьмы. Войти в темный или заколдованный лес - означает переход, когда душа встречается с чем-то гибельным и неведомым; область смерти; секреты природы, в которые человек должен проникнуть, чтобы понять их смысл. Он может также означать нехватку духовного видения и света; человечество, потерянное во тьме, не направленное Богом. Уход в лес - это символическая смерть перед возрождением в ходе инициации.

Лес в данном фильме был показан именно как переход к чему-то более важному. Несмотря на тьму и опасности Еж не встретил в лесу абсолютно ничего, но на выходе неожиданно встретился сразу с двумя очень значимыми символами. Белая лошадь и Туман.

Туман означает состояние, в котором совершаются ошибки и недоразумения. Мистические религии используют символизм тумана при инициации. Душа должна пройти от тьмы и смятения, из тумана, к ясности и просветлению.
Лошадь имеет двойственное значение, символизирует как жизнь, так и смерть.

В данном случае именно далекое видение призрака Лошади заставляет Ежа спустится в Туман, не ведая жизнь или смерть ждет его там. Эта загадка Белой Лошади будет преследовать Ежа всю жизнь. Именно в Тумане Еж совершит множество ошибок и недоразумений. В Тумане его по прежнему будет преследовать Сова. В тумане он встретит Улитку, Светлячков и Летучую мышь.
Светлячок означает поверхностные знания, неспособные осветить тьму.
Улитка в христианской традиции означает лень, а также грех, поскольку питается тиной и илом.
Летучая мышь в христианстве - птица дьявола, воплощение Князя Тьмы. Сатану изображают с крыльями летучей мыши. Как гибрид птицы и крысы она олицетворяет лицемерие и двуличие, а как обитатель развалин - меланхолию.

В Тумане Еж потеряет Котомку, которую нес с начала пути. На этом стоит остановиться более предметно.
То, что Еж нес в лапе, в русском языке называлось бы Узелок с Вареньем. Но поиск смысла слова Узелок завел в тупик. Справочник раскрывает смысл слова Узел, но Узел и Узелок - не одно и то же. Поиски смысла в синонимах поначалу результата не дали. И слово Сумка тоже ситацию не прояснила. Слова Узелок не было. Все другие найденные значения были явно чужеродными по смыслу. Наконец, было найдено слово Котомка.

Когда Котомка ассоциируется с сумой, это предполагает сохранение деяний личности, которые должны храниться как доказательства в ожидании дня Страшного суда.

Следовательно, отправляясь проходить Посвящение, Грешная Душа должна взять с собой в Котомке Деяния Своей Личности для Страшного суда. Теперь стало понятно, почему так перепугался и заметался Ежик в Тумане, когда обнаружил потерю Котомки. Грешная душа осталась без доказательств в преддверии Страшного Суда.
Кстати, весьма примечательны улетевшие Светлячки, которыми пользовался Еж при поиске Котомки. Поверхностные знания неспособны оказать помощь в поиске Доказательств.

Отдельно следует остановиться на вопросе вероисповедания Ежика, потому как именно от веры зависело бы поведение Грешной души в тех или иных ситуациях, встреченных по ходу фильма. Кем бы Ежик вначале фильма -неизвестно. Маловероятно, чтобы Ежик был буддистом, ламаистом или язычником. На свидетеля Иеговы он тоже не подходил, потому как не приставал к Лошади с предложением изучить Библию. Но вполне возможно, что Ежик был мусульманином. Мелкие иголки, торчащие во все стороны, весьма похожи на самодельные поражающие элементы современных взрывных устройств. А тот факт, что Ежик нес их на себе говорит о том, что Ежик был не просто мусульманином. Ежик был Шахидом, готовым принести себя в жертву вместе с неверными. Ежик шел на встречу с Медвежонком, но неожиданные события изменили его жизнь…

Одновременное видение Слона и встреча с Дубом не случайны. Это может быть странно, но в христианской традиции Слон символизирует Христа. А Дуб - Символ Креста Господня, поскольку по мнению некоторых источников, крест был сделан из дуба. Отложив Котомку в сторону, Ежик начал Хождение Вокруг Дуба.

Хождение вокруг чего-либо устанавливает ось мира в определенном святом месте, таком, например, как церковь или храм. Олицетворяет связь и гармонию между движением и покоем, очевидностью и высшей реальностью. Определяет связь между священным и профаническим. Кроме того, означает имитацию пути Солнца. Совершение ритуального обхода было связано с вращением Большого Медведя, который указывал и управлял временами года. Индуистское и буддистское ритуальное обхождение священного объекта с правой стороны, является символом вращения мира, всего, содержащегося в самости. Это паломничество, предпринимаемое, чтобы найти себя. В исламе семь кругов вокруг Каабы, совершаемые паломником против часовой стрелки, олицетворяют семь атрибутов Господа.

Если бы вместо Дуба был камень, а Ежик обошел его семь раз, то можно было бы говорить о том, что Ежик был мусульманин и совершил Хадж. Но в данном фильме Хождение вокруг Дуба, как символа Креста Господня сравнимо с Крестным Ходом. Тем более что Хождение совершено в полном соответствии с Христианскими Канонами - против часовой стрелки (с правой стороны) и со знаменами и хоругвями в руках (палка). Все это неоспоримо свидетельствует о том, что увидев Христа и совершив Крестный ход Еж стал христианином. Не исключено, что Православным.

Весьма значима встреча Ежа с Собакой. Некоторые исследователи ошибочно утверждают, что Собака в данном случае символизирует Смерть. Но как уже было рассмотрено выше, символом Смерти является Белая Лошадь. А, как известно, двум смертям не бывать. К тому Собака принесла Ежу потерянную Котомку с малиновым вареньем. Но Смерть человеку не приносит ничего. Следовательно, в данной трактовке Собака не может являться Символом Смерти. Поиск по ключевым словам Котомка, Собака, Страшный суд даль однозначный ответ. Это мог быть только Архангел Страшного Суда Михаил (Михаэль). Именно он должен найти и взвесить Деяния Души в предверии Страшного Суда.

Михаил считался Архангелом Страшного Суда и "весовщиком душ" и как таковой считался потомком Анубиса - божества с собачьей головой, который взвешивал сердца умерших, когда племена Израилевы были в плену в Египте. Анубис отождествлялся с Сириусом - Собачьей Звездой, самой важной Звездой на египетском небе.

Собака. Олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы - эмблемы знати). Плутарх говорит, что собаки символизируют консервативное, бдительное, философское начало в жизни. Собака означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами. Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых. Будучи лунным животным наряду с зайцем и ящерицей, собака - посредник между лунными божествами.

Итак, вполне однозначная трактовка.
Сразу после того, как Архангел Михаил вернул Душе Котомку, она вышла из Тумана. Отдельно стоит рассмотреть, каким именно образом это произошло. Обратите внимание, Еж упал в Реку. Причем не просто упал, а погрузился с головой. Добавьте к этому описанию крутые, заросшие берега, поразительно напоминающие берега реки Иордан и становится ясно, что автор совершенно недвусмысленно говорит о Крещении. Именно погружение с головой в мутные воды Иордана явилось началом новой религии - Православия. Значит, именно Крещение явилось Спасением для Души от власти Тумана. Заметьте, именно в этот момент Ежа перестает преследовать Сова, как символ власти темных сил. С Крещением Душа освобождается от власти темных Сил и выходит из Тумана.

Река - мировой поток явлений, течение жизни. Река жизни - это царство божества, макрокосм. Река смерти - явное существование, мир изменений, микрокосм. Возвращение к истоку, символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, - это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление. Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства. В обрядах прохода и при путешествиях из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти. Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.

Кто был Спасителем Ежика в реке? Рыба. Сочетание слов, Спаситель и Рыба, в данном контексте не случайно. Именно с приходом Спасителя (Иисуса Христа) началась Эра Рыб. Именно на окончание Эры Рыб и начало Эры Водолея приходиться возрождение России.
Ведь именно расставшись с Рыбой, Ежик встретил Медвежонка. Не раньше и не позже.

Медведь символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом. Является эмблемой России. Символ трансформирующей регенерирующей власти христианства над язычниками.

Душа, пройдя через таинство Крещения, обрела Россию. И не только. Что делали Еж и Медведь, оказавшись вместе? Считали Звезды при свете Лампы.

Звезда - присутствие божества, верховенство, вечное и неумирающее, высшее достижение, ангела - посланца Бога, надежду (сияющую во тьме), глаза ночи.

Лампа означает жизнь, Свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Кроме того, лампа - это жизнь отдельного человека в ее мимолетности; дела добрые, бросающие свет во тьму; воспоминание..

Какой итог можно подвести вышесказанному?
Только через Крещение можно очистить Грешную Душу и принять Православие.
Только с принятием Православия можно обрести Россию. И познать Бога.

Рекомендуем почитать

Наверх