Что такое самообразование? Что такое самообразование и для чего оно нужно Как самообразование помогло человеку в жизни.

Произведения 14.12.2023

Зачем нужно самообразование?
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.

В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

Средств массовой информации,

Вычислительной и оргтехники,

Библиотек,

Музеев, выставок, театров, клубов,

Экскурсий,

Научных, технических, художественных, спортивных обществ,

Исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

Общения с учеными, интересными людьми,

Осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.

Что такое самообразование?

Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью

Цели самообразования


  1. Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии и др.

  2. Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.

  3. Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) детского сада; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования воспитателя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: необходимо делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Функции самообразования:


  • экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

  • ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;

  • компенсаторная - преодоление недостатков в воспитании, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

  • саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

  • методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

  • коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

  • сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, ее непременное дополнение;

  • психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

Запишите тему самообразования, выберите форму её разработки: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.

Тот, кто хочет всего, не хочет ничего.

Честертон

Схема планирования работы по самообразованию.

Индивидуальный план самообразования на _____год


Воспитателя _________________________________
ДОУ ______________________________________
Ф. И. О. ____________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) __________
Когда обучался на курсах _____________________
Какую литературу изучает в течение года ________
Где и когда выступал по теме ___________________

Самообразовательная работа над темой:
1. Общедетсадовская тема.
2. Индивидуальная тема самообразования.
3. Когда начата работа над темой.
4. Когда предполагается закончить работу над темой.
5. Цели и задачи самообразования по теме.
6. Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала.
7. Литература по теме, по годам.
8. Чей опыт предполагается изучить по данной теме.
9. Творческое сотрудничество по теме самообразования.
10. Практические выходы (доклады, рефераты).
11. Изучение передового опыта (сколько посещено занятий, внегрупповых мероприятий).
12. Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте.
13. Выводы по окончании работы.

Этапность в работе над темой.
Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе. Первое - это планирование самообразования на пять лет. В плане должны быть отражены этапы по годам, аналитическая работа, презентации наработанного материала на МО, семинарах, конференциях, в печатных изданиях по предмету, результативность.


1-й год - определение темы, фиксация библиографии по данной теме; постановка целей и задач.

Выступление с сообщением на МО.

2-й год - выборка теоретического материала; формирование научной основы будущей работы; подбор методов практической части.

Выступление с докладом на педсовете.

3-й год - адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (группе, разделу); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование.

Выступление на городском МО, семинаре.

4-й год - создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации.

Выступление на городской конференции, открытые занятия.

5-й год - систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите

Выступление на городской, конференции, открытые занятия. Представление собственного педагогического опыта: выступление педагогического опыта - выступление на городской конференции, печать в специализированных научно-методических журналах, мастер-классы для педагогов.

Оформление папки (портфолио) воспитателя по самообразованию

  1. Титульный лист:

  • Ф.И.О.

  • Дата рождения

  • Должность

  • Образование

  • Учебное заведение, которое окончил воспитатель

  • Год окончания

  • Специальность по диплому

  • Категория

  • Аттестация

  • Педагогический стаж

  • Стаж работы в данном учебном заведении

  • Курсовая переподготовка

  • Расписание занятий, кружков

  • Праздничные мероприятия

  • Награды и поощрения

  1. Цели и задачи работы ДОУ на учебный год

  2. Нормативные документы

  • Методические рекомендации МО

  • Шкала оценки результатов образовательной деятельности

  • Программа наблюдения занятия

  • Карта самооценки занятия

  • Критерии оценки эффективности занятия

  • Положения о конкурсах, выставках и т.п.

  1. Документация по теме самообразования

  • План работы по теме самообразования

  • Теоретическая часть

  • Выступления по теме самообразования

  • Разработки занятий, сценарии праздников и другие методические наработки, связанные с темой самообразования

  • Список литературы по теме самообразования

  • Выводы и рекомендации по применению (исключению) элементов новых педагогических технологий на своих уроках и в практике других учителей школы, города и т.п.

  1. Образовательные программы

  • Указать источник, год утверждения Министерством образования

  1. Календарное планирование

  2. График проведения открытых занятий

  3. График посещенных занятий

  4. Мониторинг знаний дошкольников

  • Сводная ведомость

  • Мониторинг на каждую группу

  • Диаграммы

  • Результаты и выводы, рекомендации по изменению и повышению качества обучения
10. Защита портфолио проводится в несколько этапов:

1. Презентация портфолио


2. Ответы на вопросы по существу представленных документов
3. Обсуждение результатов защиты коллегами
4. Доведение до воспитателя выводов и рекомендаций по защите.

Презентация портфолио - форма работы по самообразованию, в ходе которой педагог представляет коллегам результаты деятельности по самообразованию в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.

(ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ)

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА _______ УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования – май .

Форма и место подведения итогов – выступление на педагогическом совете


Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании» .



Знакомство и анализ документации.

Планирование работы со слабыми детьми на новый учебный год.



Октябрь

Планирование работы с сильными детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Подготовка к аттестации:

1. Подбор и изучение литературы по теме самообразования.



Работа с личной библиотекой.

Ноябрь

Изучение теории интерактивного обучения.

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение уроков воспитателей, применяющие новые технологии обучения.

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над модернизацией группы.

Сегодня на занятии.

Работа над созданием папок-раскладушек.

Подбор материала по темам.

Январь

Разработка плана учебной недели.

Подбор материала.

Изучение теории личностного обучения.

Знакомство с литературой.

Март

Анкетирование коллег-педагогов по проблеме применения современных технологий обучения.

Составление вопросов ответов.

Создание нового паспорта группы.

Проведение полной инвентаризации группы.

Изучение проблемы применения активных форм обучения.

Обобщения опыта работ коллег района.

Май

Предоставление творческой работы по теме самообразование.

Выступление с докладом.

Июнь

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

Июль

Работа собственной педагогической мастерской.

Работа с папками-накопителями.

Организация работы по самообразованию. Изучение литературы по теме ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Автор

Название книги, статьи

Краткая аннотация, заметки



Практическая реализация темы по самообразованию

Форма

(открытое занятие, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект и др.)



Тема

Уровень

(внутрисадовский, городской, всероссийский)



Дата

Продуктивность процесса самообразования:

Самообразование педагога будет продуктивным, если:
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт воспитателя является фактором изменения образовательной ситуации. Воспитатель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом воспитателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой - самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
Программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Всю свою жизнь, с момента своего рождения и до самой смерти, человек постигает знания, получая нужную ему информацию, умения и навыки, в той или иной области науки, культуры, политики или повседневной жизни.

Тяга к знаниям заложена в самой человеческой природе на уровне инстинктов, как один из важнейших источников выживания. У некоторых в последствии это перерастает во вполне осознанный интерес, становится вполне контролируемым и направляемым собственной волей процессом, у других так и остается неосознанным.

Само образование можно разделить на два основных вида: первый - образование, как способ передачи опыта и связи между поколениями, направляемый и контролируемый в первую очередь извне, осуществляемый в интересах общества и государства, семьи и коллектива, целью этого образования является воспитание полноценного члена общества, гражданина; второй - приобретение знаний самостоятельным путем, вне учебных заведений и коллективов, направляемое лишь собственной волей, в своих собственных интересах и исходя из личных побуждений и предпочтений.

Единственным фактором, влияющим в той или иной степени на ход самообразования, являются общественные и социально политические условия, формирующие интерес, и ограничивающие в различной мере доступ к информации.
Самообразование, является неотъемлемой частью самовоспитания, при чем является наиболее продуктивной и эффективной его формой, поскольку позволяет личности формировать в себе принципиально новые качества, самосовершенствоваться, развивать умения и навыки, искоренять пороки и отрицательные черты. Сегодня под самообразование понимается не только чтение всевозможной литературы, посещение информационных Интернет ресурсов по самой различной тематики, но и посещение, и активное участие в таких мероприятиях как бизнес-семинары , конференции, тренинги, симпозиумы, курсы, участие в диспутах и дебатах, съездах и симпозиумах, посвященных самой разнообразной тематике.

Самообразование позволяет человеку самому ставить перед собой различные цели задачи, и затем достигать их, учить оптимизировать свое собственное время и пространство, что бы максимально эффективно использовать их, позволяет мобилизовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, расширяет эрудицию и мировосприятие, позволяет по новому взглянуть на привычные вещи, увидеть то, что раньше оставалось незамеченным.

С его помощью человек может раскрыть свой творческий потенциал, ведь и само самообразование своего рода творческий процесс, поскольку каждый человек подходит к нему строго индивидуально. Оно способствует наиболее полному развитию и раскрытию личности, происходит духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный рост. При чем, заняться самообразование никогда не бывает поздно, так же как не бывает заняться им слишком рано. Впервые, наиболее четко интерес к самостоятельному постижению и пониманию окружающего мира люди приходят в старшем подростковом возрасте, когда они еще участья в общеобразовательной школе. По пути сомообразования человек идет всю жизнь, так как без этого не возможно достичь успеха в жизни или бизнесе!

Во многом на современном этапе, это явление обусловлено глубоким кризисом, в котором находится нынешняя образовательная система. И самостоятельные поиски ответов являются одним из наиболее вероятных вариантов решения этого кризиса, когда педагоги станут не источниками знаний, а лишь помощниками для учащихся в овладении новыми формами поведения, получении новых знаний и умений, становлении полноценной их личности, раскрытии своего потенциала.

Образование - не будет преувеличением сказать, что в этом слове люди разных эпох и времён видели не только знания, которые получает человек в школах, институтах, университетах и других учебных заведениях, но находили в нём радость, душевную отраду и даже .

Естественно, получение образования необходимо, ведь для этого и созданы образовательные учреждения и предусмотрены образовательные программы. Но можем ли мы ответить на вопрос о том, хватает ли нам той базы, которая содержится в среднем и даже высшем образовании, утвердительно?

Конечно, для многих людей этого может быть вполне достаточно - если им хватает диплома, какой-то работы (причём совсем по специальности), ; если они довольствуются стандартной рабочей неделей, соцпакетом и кажущейся стабильностью. Однако есть и другая категория людей - это люди, стремящиеся к постоянному личностному и профессиональному развитию, самосовершенствованию и улучшению качества жизни, неустанному продвижению по карьере, повышению уровня доходов, ; люди, «прокачивающие» себя и свою жизнь, не знающие границ и пределов, отвергающие ограничения, рамки и стереотипы.

И может ли таким людям дать то, что им нужно, привычная образовательная система? Ответ очевиден - конечно же, нет. По этой причине они выбирают для себя более сложный, но более интересный путь в жизни - самообразование.

Самообразование - тенденция современности и будущего. Но даже сегодня найти достойный материал, в котором бы полноценно раскрывались все тонкости и «подводные камни» этого процесса, стоит немалых трудов, по причине чего гораздо чаще люди тратят сотни часов и миллиарды импульсов нейронов на то чтобы выработать хоть какую-то систему самостоятельного получения знаний, которая была бы эффективной и давала ощутимый результат. Это и навело нас на идею о создании тренинга по самообразованию. В результате у нас получился отличный материал, включающий в себя базовые аспекты самостоятельного образования, которым вы можете воспользоваться прямо сейчас.

Данный курс раскроет вам, в первую очередь, что вообще такое самообразование, каковы его основы, какими особенностями оно характеризуется и что в себя включает. Каждый урок самообразования раскрывает отдельную тему, благодаря чему вы сможете чётко уяснить для себя, какие существуют методы и средства самообразования, каковы его цели и задачи. Вы узнаете, как разрабатывается индивидуальный план самообразования, какие навыки для этого могут пригодиться, как достигается повышение личной эффективности, развитие творческих, личностных и профессиональных качеств. Также мы поговорим о том, какие существуют пути самообразования. А учитывая то, что самообучение и самообразование личности вообще всегда требуют и привлечения к деятельности сторонних материалов, мы рассмотрим и некоторые материалы по самообразованию, которые окажут вам существенную поддержку в работе.

Можем вас уверить, что после прохождения данного тренинга личностное, профессиональное, творческое и интеллектуальное самосовершенствование посредством своих собственных усилий вам будет гарантировано. Способствует этому также и то, что в тренинге даётся огромное количество практических упражнений, методов, советов и рекомендаций. Сам же тренинг будет полезен любому человеку, для которого , от ученика или студента до менеджера, педагога и бизнесмена.

Что такое самообразование?

Одним из признаков по-настоящему мыслящего и развивающегося человека, стремящегося к познанию себя, окружающего мира и его явлений, является тяга к получению новых знаний, навыков, опыта, расширению своих границ и кругозора. И если привести в пример традиционное образование, где есть преподаватель, и сравнить его с самостоятельным образованием, где такового нет, то второе будет значительно эффективнее, чем первое. Но здесь сам собой встаёт вопрос «А почему именно так?».

Дело в том, что знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок - всё это бесценно и интегрируется в его - становится частью его натуры. Абсолютно всё, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переносит теоретические знания в практическую плоскость.

Это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на развитие и усовершенствование им качеств своей личности. Самообразование является неотъемлемой частью жизни и деятельности развивающегося человека.

Основной особенностью самообразования является отсутствие образовательного учреждения и обучающего человека, абсолютная свобода действий самообучающегося при выборе предмета изучения, источников и методов.

Даже если вы отправляетесь на курсы повышения квалификации или записываетесь на какой-то тренинг, это ещё (или уже) не самообразование, ведь обучаясь самостоятельно, вы исключительно сами выбираете ту область, которой хотите овладеть, а после так же самостоятельно создаёте план обучения и следуете ему так, как вам заблагорассудится.

Основной и главной мотивирующей силой в процессе самообразования является не какой-то внешний фактор, причина или воздействие, а только внутренняя потребность человека - именно благодаря этому самообразование является таким эффективным.

Уникальность полученных при помощи такого способа знаний состоит, в первую очередь, в том, что человек полностью пропускает их через себя и делает частью своей жизни. Предметом же здесь может выступать всё, что угодно, например, иностранные языки, и многое другое, вплоть до составления сканвордов и игре на скрипке.

С точки зрения психологии результативность самообразования объяснить очень и очень просто: то, что человек получает самостоятельно, не важно, знания это, деньги, слава, успех или материальные объекты, он ценит намного больше, нежели то, что было получено им без каких бы то ни было усилий. По этой же причине полученные самостоятельно знания и умения хочется как можно скорее реализовать и применить, и тренинг наш, собственно говоря, на это и рассчитан.

Самообразование на практике

Как мы понимаем, если вы уже читаете вводный урок к тренингу по самообразованию, значит, у вас есть необходимость в получении знаний путём самостоятельных исследований. Соответственно, и вопрос «С чего начинать?» у вас наверняка имеется.

По большому счёту, практические рекомендации на тему самостоятельного обучения - это в полном смысле - рекомендации, т.к. программа занятий, их форма, последовательность и т.д. - это ваше личное дело. Однако перед началом вы, непременно, должны поставить перед собой цель - для чего вы всем этим занимаетесь? В противном случае ваши усилия могут оказаться тщетными.

Целью самообразования может быть:

  • Обеспечение непрерывности и системности своей деятельности по овладению новыми знаниями и навыками
  • Максимальный учёт своих индивидуальных особенностей и познавательных потребностей в процессе обучения
  • Решение поставленных задач в удобное время, без ущерба остальной деятельности

В практике повседневной жизни идея профессионального и личностного роста вне самообразования просто не может быть осуществима. По мнению социологов, вместе с развитием личности деятельность перерастает в самодеятельность, развитие становится саморазвитием, а образование - самообразованием. И самообразование в этом контексте следует трактовать как собственную активность человека, направленную на раскрытие и обогащение своих потребностей личностного, профессионального, творческого и духовного характера, а также на максимальное и всестороннее раскрытие своего потенциала.

Основными характеристиками самообразования являются самостоятельность, непрерывность, дисциплинированность, целеустремлённость, нацеленность на результат. К тому же, самообразование является процессом, который длится не какой-то конкретный период времени, а всю жизнь человека, если он проявляет живой интерес ко всему, что есть вне его, и что происходит внутри него. Иначе личностный рост и развитие становятся намного сложнее или прекращаются вовсе.

Если вы овладеете навыками самостоятельного обучения и будете применять их систематически и регулярно, чтобы закрепить, вы сможете стать не только более образованным, эрудированным и информированным человеком, но и более сильной личностью вообще, благодаря чему сможете дать фору и интеллектуалам, и людям, имеющим по два, а то и по три высших образования. Но главное - вы будете в состоянии самореализоваться, достигнуть своих целей и претворить в жизнь самые смелые планы и замыслы.

Не будет лишним подметить также и то, что любое ваше действие, направленное на получение новых знаний, освоение новых навыков, получение интересующей информации уже является самообразованием. Заметьте: услышав разговор на интересную тему между незнакомыми людьми, вы приходите домой и ищете то, что вас заинтересовало, в Интернете; не справляясь с какими-то функциями на работе, вы обращаетесь к Уставу или описанию должностных обязанностей и т.д. Но такое самообразование является «местечковым», несистематизированным и малоэффективным. Если же вы глубоко заинтересованы в том, как сделать его качественным и продуктивным, у вас есть отличная возможность сделать это уже сегодня. И не сомневайтесь - вы можете это сделать, ведь здесь, как и везде в жизни, всё в ваших руках.

Как этому научиться?

Нет никакого сомнения в том, что кто-то обладает тягой к знаниям уже с малых лет - рассматривает энциклопедии и атласы, разгадывает кроссворды, много читает и смотрит познавательные передачи. Таким людям систематизировать процесс самообразования несколько легче, чем тем, у кого «хромает» самодисциплина, кому приходится совершать над собой усилие, чтобы взяться за книгу или конспект, в ком преобладает тяга к приятному времяпрепровождению, а не к работе над собой и движению по пути развития. Но это ещё не значит, что первые лучше вторых, а вторым путь к успеху «заказан», ведь человек способен на огромные достижения, особенно, если он сильно чего-то хочет. Вы вполне в состоянии овладеть секретами самообразования, независимо от того, каковы черты , насколько сильна и т.п., причём без чьей-либо активной помощи и поддержки - сами и своими усилиями, на что, к слову заметить, и рассчитан данный тренинг.

В процессе овладения материалом вы столкнётесь с двумя составляющими - теоретической и практической.

Теоретическая составляющая будет представлена базой знаний, которые требуют осмысления и усвоения на уровне ума.

Практическая составляющая будет представлена упражнениями, методиками, техниками и рекомендациями, которые требуют применения на уровне практики - в обычной каждодневной жизни.

Исходя из этого, мы хотим оградить вас от совершения той ошибки, которую нередко делают люди, изучая какие-либо ценные материалы. Эта ошибка заключается в том, что абсолютно вся информация остаётся лишь информацией и не находит себе применения, хотя должна быть использована по назначению. Отчасти это вина составителей и авторов, т.к. они преподносят знания так, что их сложно перевести в практическую плоскость, а отчасти тех, кто эти знания впитывает, т.к. они либо не понимают как, либо просто не желают приступать к действиям.

С ориентировкой на это и создан наш тренинг «Самообразование». Его целью является не беспрерывный поток теоретической информации или сложных для понимания и применения приёмов, а понятное объяснение того, как выстраивать процесс самостоятельного образования, и доходчиво изложенные методики для применения. Ко всему прочему, всё это подаётся именно таким образом, чтобы читатель не потерял мотивацию, а, напротив, сохранял желание изучать материал и скорее использовать его.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по самообразованию

Проведя собственное исследование в рамках данной темы, определив наиболее и наименее важные её составляющие, а также произведя адаптацию изученного и найденного под применение на практике, мы разработали комплекс уроков по самообразованию.

Каждый из уроков посвящён отдельной теме, касающейся самообразования. В них разобраны основные составляющие этого процесса, которые вам будет нужно изучить, и, естественно, как уже было не раз нами сказано, приведено множество практических элементов - именно на них сделан главный уклон.

В первом уроке будет затронут, в первую очередь, самоанализ как диагностика человеком своих истинных стремлений, желаний и поступков - это нужно для того чтобы понять, как «заряжать» себя на действия. Вы узнаете о том, как связаны между собой самоанализ и учебная мотивация, как проводить самоанализ и ставить цели при самообучении, познакомитесь с несколькими эффективными методиками на тему мотивации себя и других.

В четвёртом уроке вы найдёте ответы на все вопросы, касающиеся самоорганизации и самодисциплины: вы узнаете о том, какие для самообразования, а какие - нет, как избавиться от и как привить продуктивные, как можно научиться дисциплинировать себя и что для этого нужно. Особое внимание будет уделено стилям самоорганизации, некоторым основам и развитию усидчивости. Поговорим мы и о , и об открытости новому.

Как проходить занятия?

Те знания, которые доступны вам из нашего тренинга, максимально адаптированы под практическое применение, и могут быть использованы любым человеком. Но мы всегда делаем акцент на том, что в любом тренинге, как и в любом деле, основополагающим является переход от получения информации и размышлений о ней к практике. Да вы и сами прекрасно понимаете, что можно перечитать тысячу учебников, статей и умных книг, можно пройти десятки тренингов, но так и остаться на том же месте, если всё вновь узнанное и почерпнутое не будет использовано на деле - в жизни.

Так как проходить тренинг?

Освоение каждого из уроков может быть распределено вами на несколько периодов. Вы можете, например, создать для себя такой график: изучаете один урок в течение трёх дней: 1 день - чтение материала, 2 день - осмысление прочитанного, 3 день - практика того, что узнали. Затем один день отдыха и затем изучение нового урока. Получается, что вы сможете изучить два урока за неделю и весь курс примерно за три недели, т.к. дни отдыха и занятий будут смещаться вперёд.

Всегда держите в памяти, что уроки нужно не просто штудировать, а внимательно изучать, чтобы понять смысл написанного. А те упражнения и методики, которые станут вам доступны, важно делать частью своей каждодневной жизни, чтобы они закрепились. Единичный успех - это ещё не показатель. Показателем является систематический успех.

С течением времени ваша жизнь уже будет невозможна без самообразования - тяга к познанию чего-либо нового будет постоянно трансформироваться в действия, а учитывая то, что вы уже будете научены опытом, изучать любой заинтересовавший вас предмет будет просто и увлекательно.

Николай Александрович Рубакин

С тем, что образование играет достаточно важную роль в нашей жизни, вроде бы согласны все. У нас может быть разное мнение относительно того, каким именно должно быть образование, как в плане преследуемых им целей, так и в плане тех методов, с помощью которых они достигаются, но при этом мы все согласны с тем, что оно нам необходимо. Без знаний, навыков и умений, в этой жизни очень сложно обойтись. Однако по поводу самообразования мнение у людей уже не такое однозначное, кто-то видит в нем необходимость, а кто-то нет. Интуитивно мы все конечно понимаем, что самообразование нам необходимо, что самому себя учить чему-то новому нужно, что это правильно и полезно. Но при этом, довольно-таки немалое число людей, судя по их образу жизни, полагают, что без самообразования они вполне могут обойтись. Но давайте задумаемся, а что вообще такое самообразование? И действительно ли без него можно обойтись?

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Хотя на мой взгляд, наличие учителя при самообразовании вполне допустимо. Я считаю, что главное, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить, что-то узнать. А уж как он это будет делать, с помощью чего или кого – это не так важно. В любом случае, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека – он должен хотеть учиться, используя для этого все доступные ему возможности.

Вообще, если более глубоко взглянуть на процесс самообразования, то в нем можно много всего интересного обнаружить, что имеет отношение к человеческим качествам, возможностям, желаниям и потребностям. Вот обо всем этом мы с вами и поговорим в данной статье. После ее прочтения вы, дорогие друзья, узнаете о самообразовании все самое важное, что вам, с моей точки зрения, нужно о нем знать, чтобы начать заниматься им и делать это правильно.

Итак, давайте еще раз задумаемся над тем, действительно ли можно обойтись без самообразования в этой жизни, как полагают некоторые люди? Обойтись-то конечно можно, — в этой жизни вообще без многого можно обойтись, если захотеть. Вопрос только в том, какой она будет, эта ваша жизнь, если вы в ней предпочтете обходиться без таких важных вещей, как самообразование? Скорее всего, не самой успешной и интересной, поскольку без новых знаний и без умения ими пользоваться – вы просто будете слабее тех, кто знает больше вас и у кого мышление лучше развито. Да и потом, зачем без него обходиться, если оно ничего особенного от человека не требует, кроме разве что его времени и определенных волевых усилий? На что-то же мы все равно тратим свое свободное время, например, на те же развлечения. Почему бы его не потратить и на самообразование, ведь учиться новому тоже очень весело и интересно? Вам нужно только почувствовать этот интерес, эту радость, это удовольствие от самообразования, чтобы всерьез заинтересоваться им и пристраститься к нему. А необходимо самообразование потому и для того, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь в школе, институте, университете и прочих учебных заведениях – ему вряд ли будет хватать в современном, постоянно меняющемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку мир раньше менялся не так быстро, как сегодня.

Но с моей точки зрения, даже не потребность в новых знаниях придает важность самообразованию, а элементарный человеческий интерес и любопытство. Подумайте, неужели вам не интересно узнать об этом мире больше, раскрыть его тайны, найти что-то новое, о чем вы еще не знаете, пусть даже без какого-то практического применения полученных знаний, а просто для себя, для наполнения своего внутреннего мира новыми представлениями о мире внешнем? Это же так возбуждает! Знаете, говорят, что большинство людей не любопытны и ленивы, поэтому их ничто не интересует, кроме того, что имеет отношение к их базовым потребностям и они ни к чему новому не стремятся. Но я так не считаю. Я считаю, что любопытство в силу разных обстоятельств в человеке может просто уснуть, поэтому он и ужимается в определенные рамки, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако если пробудить в человеке его чувство любопытства, его любознательность, его интерес ко всему новому и неизведанному, тогда самообразование станет для него одним из смыслов жизни. Мы уже проделывали это с некоторыми людьми – пробуждая в них интерес и любопытство, после чего они кардинально меняли свою жизнь, начав активно заниматься самообразованием и к чему-то стремиться. Мне часто приходится работать с людьми в этом направлении. Так что не спешите давать однозначный ответ на вопрос о том, нужно вам самообразование или нет. Давайте лучше посмотрим на то, что оно может дать человеку еще и с практической точки зрения.

Образование и самообразование

Но прежде, друзья, давайте немного поговорим о том, чем самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни. Так вот, образование – это прежде всего передача человеку знаний с помощью учителя, с целью чему-то его научить, что по мнению учителя ученик должен знать. И только потом образование – это процесс усвоения человеком полученных знаний. То есть, понимаете, в образовании на первое место ставится учитель, который определенным образом учит чему-то других людей или отдельно взятого человека. Тогда как в самообразовании в центре внимания находится сам ученик, то есть тот, кто чему-то самостоятельно обучается. Ученик в таком случае одновременно является и учеником, и учителем, и вся ответственность за процесс получения знаний лежит именно на нем. И это позволяет человеку самому решать, чему и как он будет учиться. Совсем необязательно, что самообразование должно проходить исключительно без учителя, важно то, кто управляет этим процессом – ученик или учитель.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут быть ему не нужны. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не давать. Другими словами, в образовании не ученик устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. Поэтому обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или оно может не соответствовать его целям. Вот допустим, государству нужны инженеры и оно влияет на систему образования таким образом, чтобы она выпускала больше инженеров для страны. Но дело в том, что сами вы можете быть не заинтересованы в том, чтобы быть инженером, неважно по каким причинам, вы можете быть заинтересованы, скажем, в том, чтобы стать экономистом или юристом, или вот, например, психологом, но никак не инженером. Потому что вы не хотите готовить себя к рынку труда, вам – не нужна работа! Вы хотите сами создавать рабочие места, хотите работать на себя, поэтому и образование вам может понадобиться соответствующее. Но при этом вы вынуждены подстраиваться под существующую модель образования, под те правила, которые в ней действуют, под методы обучения, под обучающий материал, под действующую проверку знаний и так далее и тому подобное. И если выбрать, на кого учиться, а на кого нет, сегодня, в принципе, не проблема – не хотите быть инженерами, ради бога, можете учиться на кого пожелаете, поступив в соответствующее учебное заведение, то вот что касается методов обучения, и я бы даже сказал, правил обучения, то их выбрать вам будет уже значительно сложнее. И в целом, качество вашего образования не всегда зависит от вас.

Я вот помню, когда учился – я много задавал вопросов своим учителям и преподавателем, когда с чем-то был не согласен или что-то мне было просто интересно уточнить. Но меня, обычно, если можно так выразиться, затыкали и заставляли в основном слушать и запомнить, а не думать и рассуждать, и тем более спорить. Не все учителя и преподаватели так поступали, но тем не менее – меня не устраивало такое образование, в котором нельзя было в своих рассуждениях делать шаг влево или шаг вправо, нельзя было обсуждать ту или иную тему с позиции критики, к тому же я хотел знать больше, я хотел выяснить, почему что-то устроено так, а не иначе. Но в итоге я был вынужден вести себя так, как это было нужно моим учителям и преподавателям и в целом системе образования. Вот в этом и заключается особенность образования – вас учат, по кем-то разработанной программе тому, что нужно в первую очередь кому-то другому, а не вам, мало учитывая или совсем не учитывая ваши интересы, желания и жизненные цели.

А вот самообразование может быть для вас таким, каким вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать – используя самые разные источники информации, а не те, которые кем-то для какой-то цели были отобраны. Это огромная разница между образованием и самообразованием. Самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Целевое самообразование

Я, друзья, разделяю самообразование на целевое и нецелевое, или как мне больше нравится говорить во втором случае – на свободное самообразование. Свободным самообразованием я называю такое самообразование, которое свободно от всяких целей, обязательств, от всякой необходимости чему-то научиться для какой-то конкретной цели и построено исключительно на интересе и любопытстве. А вот целевое самообразование, всегда направлено на решение какой-то конкретной проблемы, задачи. То есть, допустим, надо вам повысить свою квалификацию или чему-то новому научиться для работы, для какого-то дела, для какой-то задачи – вы ставите перед собой цель выучить что-то конкретное в течение определенного срока. Например, надо вам изучить иностранный язык для работы с иностранцами – вы либо сами его изучаете, с помощью книг, видео, либо записываетесь на специальные курсы и изучаете язык на них. Главное, что вы точно знаете, зачем вы это делаете и у вас есть определенные сроки, в которые вам нужно уложиться. Со сроками, конечно, не все так просто – тут никогда на все сто процентов не рассчитаешь, за какое время тебе удастся чему-то как следует научиться, но они важны для дисциплины, потому что человеку нужно нужно стремиться к тому, что в них уложиться. Вот дальше мы с вами будем исходить из этих двух подходов к самообразованию – из целевого и нецелевого самообразования.

План самообразования

Таким образом, чтобы с помощью самообразования достичь какой-то конкретной цели, — чему-то научиться и затем к чему-то свои знания приложить – вам необходимо будет составить подробный план самообразования и начать по нему работать. Давайте посмотрим, каким должен быть план при целевом самообразовании, тогда как нецелевое, то есть, свободное самообразование в плане, в принципе, не нуждается.

Сложного тут ничего нет – вам нужно просто определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, затем подобрать необходимый учебный материал и определить время, в течение которого вы будете его изучать. Ну, скажем, если вы решили выучить иностранный язык, то вам нужно каждый день тратить на занятия определенное время, например, два часа, и придерживаться такого графика до тех пор, пока вы не заметите реальные положительные результаты от своего обучения. Если вы хотите изучить психологию, тогда вам нужно понять, с чего следует начать ее изучение, какие книги и другие источники информации лучше всего для этого подойдут, с кем можно на этот счет пообщаться, чтобы вам помогли сориентироваться в этом вопросе. Можно, конечно, начать читать все подряд, но это не очень эффективный способ обучения, а иногда и вредный, так как, во-первых, он займет у вас очень много времени, прежде чем вы что-то поймете и чему-то научитесь, а во-вторых, не исключено, что из-за изучения всего подряд у вас образуется каша в голове и вы просто запутаетесь в полученных знаниях. Все-таки, в любом обучении, в том числе и самообучении – должна быть какая-то система, чтобы все знания, которые человек получает – упорядоченно укладывались в его голове и образовывали целостную картину того, что он изучает, а не являлись отдельными кусками информации, которая ничего толком не объясняет, а иногда и вовсе является противоречивой. Также следует понимать, что в зависимости от того, что именно вы хотите изучить, ваше самообразование может делиться на теоретическое и практическое. В любом случае, теорию следует стремиться проверять практикой, чтобы не иметь ложного представления о собственной образованности.

Так что повторю, план самообразования разработать не сложно – вам просто нужно будет найти все необходимые учебные материалы – книги, статьи, видео/аудио материалы, также возможно людей найти нужных, которые смогут вас чему-то научить, и затем начать активно учиться тому, что вас интересует, двигаясь от простого к сложному. Еще раз хочу заметить, что под самообразованием совсем необязательно следует понимать самостоятельное обучение человеком самого себя – он вполне может прибегнуть и к помощи других людей, тех, кто станет для него учителем, главное, чтобы инициатива чему-то научиться – исходила от него, то есть, от ученика. Естественно, что для этого нелегкого подчас дела нужно находить время, силы, информацию, людей. И терпением, конечно, тоже нужно запастись, все-таки учиться нелегко, а учить себя еще сложнее, особенно если вы раньше этого не делали. Но по собственному опыту могу сказать вам, что стоит только раз начать это делать и в будущем самообразование станет для вас привычным делом – вы будете учиться уже не только по необходимости, но и по желанию. И вот теперь давайте именно об этом и поговорим.

Свободное самообразование

Свободное самообразование не преследует каких-то конкретных целей и не придерживается каких-то определенных сроков, в течение которых человеку нужно чему-то научиться – оно утоляет наше любопытство и позволяет нам приобретать знания, что называется, про запас. При свободном самообразовании – мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое, мы не заставляем себя учиться – мы хотим учиться, хотим многое понимать и все знать. Вот так я понимаю этот процесс, при котором человек, можно сказать, учится ради самой учебы. Главное здесь, повторю – быть любопытным. Чтобы стремиться к новым знаниям. Вот прям как дети, которым все интересно, и они хотят обо всем знать – вот таким должен быть человек. К сожалению, многим взрослым любопытство, ну не сказать, чтобы полностью отбивают, но по крайней мере загоняют его куда-то очень глубоко. Поэтому многие взрослые люди мало чем интересуются, они не умеют получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений. Лишь немногие из них не просто готовы, а хотят, очень хотят постоянно учиться. Но я надеюсь, что после этой статьи, у людей это желание станет еще сильнее.

Я считаю, друзья, что первичным все-таки является желание человека учиться, а затем уже какая-то необходимость в этом. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что наши желания зависят от внешней среды, от наших потребностей, от тех условий, в которых каждый из нас находится. Тем не менее, разница между тем, когда ты сам чему-то хочешь научиться, просто ради интереса, ради расширения своего кругозора или для улучшения своей жизни, и тем, когда тебя заставляют или вынуждают это делать, все же существенная. В одном случае мы понимаем, почему мы хотим заниматься самообразованием, потому что нам этого хочется, а в другом, мы чему-то учимся не столько для себя, сколько для других. К сожалению, большинство людей привыкли учиться для кого-то или для чего-то – потому что их приучают к этому. Например, человек может имитировать обучение, ради диплома и прочей макулатуры, а не реально учиться ради знаний. Дальше эта привычка учиться ради кого-то, а не ради себя, вынуждает людей искать внешний, а не внутренний стимул к обучению, к самообразованию. Не будем сейчас разбираться с тем, почему нас приучают учиться для кого-то, отчасти я об этом уже сказал выше, просто сделаем для себя вывод, что занимаются самообразованием по собственной воле очень немногие, и гораздо большее число людей делает это по необходимости или иначе говоря, под воздействием внешних факторов. Тем не менее, если человек сам себя учит – он вне всяких сомнений занимается самообразованием. И оно непременно приносит ему пользу.

Самообразование – это прежде всего открытость к новым знаниям, это желание эти новые знания получать, это любовь к знаниям. Вот этой открытости, этого желания, очень не хватает многим людям. С одной стороны, люди так устроены, что многое могут делать только из под палки, даже если речь идет о чем-то, что полезно для них самих. А самообразование определенно приносит пользу любому человеку. Но с другой стороны, наша система образования тоже часто отбивает у людей желание учиться чему-то самостоятельно, поскольку оно неправильно, я считаю, мотивирует к обучению, поэтому многие люди чему-то учатся только за счет внешних стимулов. Хотя бывают и исключения, когда людей обучают так, что потом они сами всю жизнь с удовольствием чему-то новому учатся. Человека надо приучить тянуться к знаниям – это, я считаю, самая важная задача для образования. Вот к удовольствию и развлечениям тянутся все, а учиться и получать от этого удовольствие, хотят и могут немногие. Поэтому, если привить человеку в детстве интерес к учебе, то велика вероятность, что он будет учиться всю жизнь, он будет сам постоянно себя образовывать, независимо от внешних условий и стимулов.

Мотивация

Нужна ли для свободного самообразования какая-то мотивация? Безусловно. Только это должна быть преимущественно внутренняя мотивация, чтобы человек не насиловал себя, желая научиться чему-то новому, а делал это со страстью и увлеченностью. А что стоит за мотивацией? За мотивацией стоят эмоции, а за ними либо внутренние, либо, что встречается гораздо чаще, внешние факторы. Что-то должно человека возбуждать, волновать, цеплять, раздражать. Нередко к самообразованию человека приводят трудности в его жизни, а не любопытство, не интерес. Но при этом, занимаясь самообразованием ради решения своих проблем, человек может влюбиться в это дело, и впоследствии учиться уже не из-за необходимости, а из-за интереса и ради удовольствия. Так что иногда тяжелая жизнь и различные проблемы идут людям только на пользу. Ведь когда у человека жизнь складывается очень хорошо, то интерес к учебе у него конечно может присутствовать, если это достаточно любопытный и целеустремленный человек, но чаще всего люди в таких случаях предпочитают сильно не напрягаться, ни умственно, ни физически. И совсем другое дело, когда что-то в жизни человека идет не так, как ему хотелось бы, вот тогда он начинает задаваться вопросами и искать что-то, что может ему помочь – информацию, знания, людей, которые могут его чему-то научить. Так что внутренняя мотивация, вызванная неблагоприятными внешними факторами – это очень благодатная почва для самообразования.

Чему учиться?

Знания – сила. А мышление – это умение этой силой пользоваться. Таково мое убеждение. В наше время, когда многие знания очень быстро устаревают и еще большее количество знаний являются, скажем так, не очень качественными или откровенно вредными – человек без хорошо развитого мышления, как корабль без капитана – любой может увлечь его за собой, любой может сбить его с толку, любой может навязать ему свою точку зрения, ввести в заблуждение и так далее. Посмотрите сами, как часто многие люди принимают вредные для них решения, которые со стороны выглядят достаточно глупыми. А ведь многие полезные знания людям сегодня доступны – интернет, библиотеки и даже умные люди, которые многое знают и многому могут научить – все это находится вокруг нас. Казалось бы – бери и пользуйся. Но, к сожалению, воспользоваться этим добром могут далеко не все. И не только потому, что времени у людей на это нет, время-то как раз найти можно, а потому, что в океане информации – нужно уметь ориентироваться. Вот если раньше многие знания были недоступны, поэтому одни люди, которые знали много, имели преимущество над другими людьми, у которых знаний было меньше, то сегодня преуспевают те, кто умеет работать с информацией. Так что мышление нужно развивать – именно оно сделает вас сильнее и приспособленнее к современному миру.

Ну и в связи с вышесказанным, я не могу не предложить вам свою услугу в виде программы развития мышления. В последнее время я уделяю этому вопросу очень много внимания, так как считаю, что в будущем именно качественное мышление будет цениться превыше всего. Не то, чтобы раньше мышление не было важным для человека, просто в будущем оно станет нашим единственным преимуществом перед системами искусственного интеллекта, которые потихонечку начинают вытеснять нас из многих областей. Уже сегодня некоторыми компьютерными программами можно полностью заменить людей, а в будущем роль человека в решении разного рода задач еще больше снизится. Но дело не только в этом, дело еще и в нашем собственном отношении к себе. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что большинство из вас, уважаемые читатели – хотели бы соображать очень хорошо, чтобы быстро и эффективно решать свои повседневные задачи и справляться с различными проблемами, которые постоянно возникают в жизни каждого человека. Поэтому интерес к мышлению, и в частности к способам его развития – у умных людей был всегда. Впрочем, и у не умных тоже. Я все это понимаю и сам, как я уже сказал, проявляю большой интерес именно к мышлению, к способам его развития. И поэтому я разработал специальную программу и продолжаю ее развивать и совершенствовать, которая позволяет очень интересным способом развивать мышление – с помощью умения ставить вопросы и искать на них ответы. Она, с одной стороны не нова, ибо еще Сократ в свое время докапывался до истины или опровергал ее с помощью грамотно поставленных вопросов, но с другой стороны, я разработал свою программу исходя из собственного представления о том, какими вопросами и в какой последовательности человек должен задаваться, чтобы приходить к нужным ему знаниям, мыслям, решениям, или создавать новые полезные знания. Так что я в праве утверждать, что аналогов моя программа развития мышления на сегодняшний день не имеет. Собственно говоря, если бы эти аналоги были, тогда какой смысл создавать что-то похожее. Попугаем быть неприятно и часто невыгодно.

А завершая разговор о самообразовании, пожалуй, скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Я считаю, что пока мы учимся чему-то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы активно познавали окружающий нас мир – мы, друзья, живем. Неважно, сколько вам лет, где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового, общайтесь с умными людьми, у которых можно чему-то научиться и поддерживайте в себе таким образом любовь к жизни, которая у нас не такая уж и длинная, чтобы мы отказывали себе в этом великом счастье.

Вообще, когда я начинаю думать о нашем образовании и том, что оно дает нашему подростоящему поколению, то у меня внутри все начинает сжиматься от непонимания. Сначала я пел в детском саду песню про черного кота под пианино, потом всем классом искали Китай на географической карте, в техникуме изучали поля и ключи по базам данных, а в институте — методологию преподавания. Я не спорю, нас воспитывают, учат, дают необходимые знания. Одним словом, готовят к взрослой жизни. А когда приходит время этой самой взрослой жизни, то начинаешь осознавать, что ты вовсе ничего не знаешь и не умеешь. Все было впустую. И тогда приходит время вечного самообразования и саморазвития. Так лично было у меня.

Какую роль играет самообразование в жизни человека?

Вообще в жизни есть две категории людей. Одним хватает «серой» жизни, малого дохода, невысокого уровня здоровья, среднестатистической должности. Они довольствуются стандартной рабочей неделей, соцпакетом и кажущейся стабильностью. Другая категория людей – это люди, которые постоянно стремятся к личностному росту, самосовершенствованию своей жизни и достижению амбициозных целей. Каждый день они «прокачивают» себя новыми знаниями и новыми навыками. Для них самообразование и саморазвитие является их стилем жизни. Я даже не буду задавать вопрос, в какой категории находишься ты. Думаю, что если ты уже читаешь эти строки на моем блоге, то явно во второй.

Во взрослой жизни нет никаких дипломов, преподавателей и планов обучения. Ты один и только тебе решать как будет проходить твое дальнейшее развитие, как личности. Понимаешь, ты и только ты теперь ответственен за все, что происходит в твоей жизни. Если раньше все можно было «спихнуть» на учителей и родителей, то теперь не получится. Ты вырос, ты самостоятелен, ты ответственен. К сожалению, многие этого не понимают и продолжают «крякать» на страну, президента, чиновников и соседа с верхнего этажа. Счастье, успех и богатство искать, достигать и забирать только тебе. И самообразование является прекрасным инструментов в достижении этих состояний.

Только с годами начинаешь понимать необходимость процесса самообразования. К сожалению, нас не учат этому в школе или институте. Тебе дают, ты бери. Поэтому работать над собой со временем становится все сложнее и сложнее. Это всегда требует определенных усилий. Это не легче, чем пойти в спортзал и поднять 100кг от груди лежа. В большинстве случаев жизнь сама заставляет заняться самообразованием. Вначале это может показаться каторгой, а потом начинаешь получать от этого удовольствие. Самообразование может стать отличительной чертой и показателем высоких морально-волевых качеств твоей личности.

Что такое самообразование?

Самообразование – это самостоятельное приобретение новых знаний, умений и навыков в необходимой для человека сфере жизни. Основной особенностью самообразования является отсутствие учебного заведения и обучающего человека, а также абсолютная свобода действий в выборе источников и методов изучения новых знаний. Очень важно отметить, что мотивацией для самообразования служит не какой-то внешний фактор вроде диплома или сертификата, а внутренняя потребность человека – именно из-за этого самообразование является таким эффективным. С точки зрения психологии, полученные своим трудом знания и навыки, для человека становятся бесценными, чем те, которые получены без каких-либо усилий. По этой же причине знания хочется быстрее реализовать на практике.

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

Секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

Самообразование – это тенденция современности и будущего, которая станет в скором времени частью жизни каждого человека. Человек, стремящийся к самообразованию и саморазвитию на основе познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере, заслуживает большего уважения и, как правило, добивается больших результатов, чем человек, развитие которого подчинено внешним причинам. Результатом самообразования и саморазвития личности является формирование такой жизненной философии, которая позволяет человеку четко осознавать смысл своей жизни, расширять границы личности и удовлетворять свою потребность в самореализации.

3 довода, почему самообразование лучше формального обучения

Процесс самообразования может стать достойной и во многом лучшей альтернативой формальному обучению. Осматриваясь назад, я вряд ли бы после школы пошел в техникум и институт. Я даже не могу представить себе чему бы я научился и чего бы достиг, если эти 7 лет «сидения за партой» потратил бы на самообразование и саморазвитие. Можно заметить, что люди, которые раньше вступают во взрослую жизнь, обычно к 30 годам полноценно себя реализуют как личности. А вот и мои главные доводы в пользу самообразования.

Самообразование обеспечивает непрерывность обучения.

После окончания высших заведений мы думаем, что все знаем и многое умеем. А с красным дипломом и вовсе на голове обычно вырастает огромная корона «всезнайки». Во взрослой жизни, к счастью, нет дипломов, всяких там двоечников и отличников. Показатели совсем другие: счастье, успех, богатство. И достигают их только те личности, которые непрерывно продолжают обучаться и заниматься саморазвитием всю свою сознательную жизнь. Чтобы быть в тренде необходимо каждый день узнавать что-то новое.

Самообразование позволяет построить процесс обучения с учетом своих индивидуальных особенностей.

Не нужно забывать, что мы все с вами разные. Мы индивидуальности. И процесс обучения должен быть индивидуальным. И это лучшим образом проявляется в процессе самообразования. Только ты сам можешь понять свой творческий потенциал, который заложен в тебе при рождении. И только тебе решать, как эффективнее будет его реализовывать. Только ты сам можешь определить какая информация и жизненный навык тебе необходимо в данный период твоей жизни. Благодаря самообразованию ты можешь составить свою персональную программу обучения и двигаться в удобном для тебя темпе.

Самообразование является более дешевой и эффективной формой обучения.

Для обучения тебе необходимо вкладывать такой ценный ресурс как время. От этого никуда не деться. Но вот сэкономить денежный ресурс прямо скажем в твоих силах. Благодаря Интернету можно скачать практически любую книгу и посещать самые разнообразные вебинары. За деньги, которые ты отдашь сейчас при формальном обучении можно заставить всю свою квартиру книгами. Например, курсы Executive MBA в Сколково стоят 95 000 евро. На эти деньги можно сделать стопку из 137 000 книг высотой 274 метра – это примерно до половины Останкинсой башни. Да даже выложив 30 000 рублей за месячный тренинг у человека, который стал мастером в своем деле, будет более эффективным инвестициями в себя, чем полугодовое сидение за партой престижного университета.

Процесс самообразования на практике

Если же тебе захотелось начать процесс самообразования, то необходимо знать, как он строится. Есть последовательность действий, которая дает эффективный результат в самостоятельном обучении.

Учебная мотивация – для того, чтобы обучение было эффективным естественно человек должен быть мотиваированным. Для самомотивации необходимо сначала провести анализ своих истинных желаний, стремлений и поступков. И уже на их основе ставить конкретные цели своего самостоятельного обучения.

Построение плана обучения – после того, как поставлены конкретные цели, необходимо составить план обучения. Четкий план позволяет не только поставить цель, но и наметить шаги по ее достижению, сделав процесс самообразования размеренным, удобным и очень эффективным.

Поиск информации и выбор источников – от того, насколько ты грамотно научишься выбирать достоверные и актуальные знания, зависит качество твоего обучения. Для этого необходимо будет научиться систематизировать и анализировать источники поступающей информации.

Самоорганизация — успех в обучении во многом зависит от умения организовать свою деятельность. Необходимо выяснить свои полезные привычки для самообразования, развивать дисциплину, обучаться тайм-менеджменту и умению применять силу воли для выхода из зоны комфорта.

Приемы и методы эффективного обучения – необходимо понимать, что следует использовать для применения знаний на практике, чтобы они не остались для тебя всего лишь «багажом». Наиболее часто используют такие методы самообразования, как конспектирование, мнемотехники и майндмеппинг (составление ментальных карт).

Как самообразование может стать твоим козырем по жизни?

Надо сказать, что мы живем с тобой в совершенно удивительное время, когда все мировые знания становятся доступны любому человеку в любом месте в любой момент. Еще ровно 70 лет назад наши бабушки и дедушки ходили в соседние села за несколько километров в знойную зиму, чтобы чему-то научиться. Мы же имеем техническую возможность прерывать процесс образования только на время сна. Но мы почему-то этим не пользуемся, нам лучше сидеть в социальных сетях и лайкать милых котиков пока не надоест.

В скором будущем на смену образовательной системе «сад-школа-институт-работа» придет совершенно новая траектория образования, которая для каждого человека будет непредсказуемой, идти по которой будет намного сложнее, но в тоже время интересней. И быстрее будут развиваться те люди, которые на пути своего развития будут встречать «правильных» менторов. Если же тебе не посчастливилось еще встретить такого человека, то не расстраивайся. 50 книг и 20 онлайн-курсов могут заменить тебе одного ментора. Поэтому обязательно больше читай, учись, смотри, экспериментируй, двигайся.

Самообразование и развитие своей личности — это всегда похвальный шаг и эффективное движение по жизни. Жизнь и так многому нас учит, так или иначе каждый из нас движется. Но благодаря самообразованию ты можешь двигаться в 10-ки раз быстрее. Это все равно, что поставить в спортивную машину 2 балона с закисью азота. Развитие будет происходить не плавно, а рывками — квантовыми скачками. Сегодня ты живешь в одной реальности, завтра – в другой. Поэтому самообразование может стать очень мощным козырем в твоей жизни. Развиваясь сегодня самостоятельно, ты однозначно обгонишь многих завтра.

Рекомендуем почитать

Наверх